kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тренинг для педагогов "Снятие эмоционального напряжения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профессия учителя требует большой выдержки и самообладания. Педагог находится в ситуации крайнего эмоционального напряжения.Как преодолеть эмоциональный стресс? В разработке подробно описан ход проведения тренинга для учителей. Даны методические рекомендации снятия эмоционального стресса методом арт терапии, дыхательных упражнений, медитацией, биоэнергетическим исцелением и т.д.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тренинг для педагогов "Снятие эмоционального напряжения"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа №2 г. Вельска»




Тема:

Снятие эмоционального напряжения

(психологический тренинг для педагогов)







Автор: Воробьева Валентина Леонидовна

педагог-психолог высшей кв. категории








г. Вельск, 2016 год.






Вступление.

Актуальность выбранной темы.

Профессия учителя требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с другими людьми педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении. По степени напряжённости нагрузка учителя в среднем больше, чем у банкиров и генеральных директоров. Педагог находится в ситуации крайнего эмоционального напряжении, что приводит к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья. По данным НИИ медицины труда к неврозам склонны 60% учителей. Я считаю, что педагоги современных образовательных учреждений нуждаются в психологической поддержке, в обучении приёмам саморегуляции и снятия эмоционального напряжения. Это является приоритетной линией в работе школьного психолога.

Необходима системная работа по повышению компетентности в вопросах собственного психологического здоровья педагога.

Мною разработана целая система проведения психологических тренингов для взрослых и детей. Тематика тренингов разнообразна. Элементы психологического тренинга я провожу на коррекционно-развивающих занятиях с детьми, на родительских собраниях, на семинарах и практикумах для педагогов школы и района.

Основная часть.

Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья педагога.

Задачи:

-познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;

-создать благоприятные условия для продуктивной работы над собой;

-совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.


Организация тренинга:

группа педагогов от 12 до 15 человек.

Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по кабинету, принятие удобного положения тела во время релаксации.

Продолжительность – 90 минут.


Оборудование:

магнитофон, аудиозаписи, оборудование для просмотра презентации, фломастеры, карандаши, краски, кисти, ватман, аромалампа с эфирным маслом «Апельсин», мягкая игрушка, мяч, тест «Скрытый стресс», памятки «Медитация», карточки «Корзина Советов» и «Формула на сегодня», бумага для визиток, цветные полоски и карточки «Значение цвета».

Ведущий тренинга: педагог-психолог Воробьева В.Л.


Ход проведения тренинга.

Звучит музыка. Участники тренинга заходят в кабинет, выбирают цветную полоску бумаги для определения своего настроения и самочувствия. Садятся в круг.

1.1. В нашей жизни большое место занимает принцип недостаточности. Нам не хватает времени на встречи, ласку и внимание друг к другу. Мы все время бежим, торопимся, не замечаем друг друга. Давайте же не миг остановим этот бег и пообщаемся друг с другом.

- Быть может, в последнее время Вас что-то тревожит?

- Или Вы чувствуете усталость?

- Или даже незначительные события выводят Вас из равновесия?

Если Вы ответили «да», то сегодня следует поговорить о том, что природа одарила человека способностью к саморегулированию, то есть никто иной, а только Вы сами можете управлять своим эмоциональным состоянием, поведением и здоровьем.


1.2. Чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает. Психолог комментирует значение выбранного цвета. Карточки «Значение цвета»

Примечание: 50% учителей выбрали красный цвет, 25% - синий цвет, 10% - зелёный цвет, 8% - фиолетовый цвет, 7% - жёлтый цвет.

1.3. Упражнение «Визитка»

Участники группы на первую букву своего большого имени пишут слово-определение, которое отражает их характер, темперамент и стиль жизни (например, Валентина - великодушная). Визитки прикрепляют на грудь для выполнения следующего упражнения.

1.4. Упражнение «Молекула»

Все участники свободно перемешаются по кабинету. Психолог называет: «Двухатомная молекула». Педагоги образуют пары и проговаривают:

-Явеликодушная! -Да, ты великодушная, а еще красивая!

Аналогично психолог просит сделать трехатомные, четырехатомные и пятиатомные «молекулы», а преподаватели стараются образовать группы и пообщаться со своими коллегами.

- А теперь возьмитесь за руки, встаньте в круг и хором скажите:

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»


1.5. «Учитель соединяет в себе интеллект ученого, талант актера, убежденность политика, выдержку разведчика, осмотрительность сапера, гибкость дипломата».

Труд учителя – это каждодневная работа не только с учащимися в школе, но и регулярная работа над собой.


1.6. Психолог называет тему и цели психологического тренинга.


2. Снятие эмоционального напряжения.

Каждый человек стремится к успеху и благополучию. Он хочет, чтобы его любили и уважали. Но оглянитесь вокруг, как много людей, неудовлетворенных окружающей жизнью. Над ними как будто навис груз проблем, с которыми они не в силе справиться. И в результате возникает тревога, страх, чувство неуверенности, эмоциональное напряжение.

Умение владеть собой – это мечта человека с древних времен. Это умение расслабиться или сдержаться, снять физическое и эмоциональное напряжение.


2.1 Аутотренинг и ароматерапия.

Воздействие запаха на психическое и физическое состояние человека соединяется в ароматерапии с исцеляющими особенностями эфирных масел.

Эфирное масло «Апельсин» стабилизирует настроение, устраняет депрессию, печаль, тревогу. Помогает росту оптимизма. Открывает сердце для добра и радости.

Звучит медленная музыка. Участники группы принимают расслабленную позу «кучера», закрывают глаза и слушают слова АТ.


2.2 Мы отдохнули, у нас прекрасное настроение. Мы хотим, чтобы наше душевное спокойствие сохранялось как можно дольше.

Мы сочиним «Сказку о городе», в которой нет конфликтов, где все люди счастливы и любимы. А сказка начинается так: В одном прекрасном городе жила замечательная семья…

Каждый учитель по очереди, передавая мягкую игрушку, называет одно предложение для сочинения сказки.

Нам всем захотелось жить в таком городе. Когда мы счастливы, мы ощущаем себя здоровыми и полноценными. Но такого не бывает!


Наверное, каждый из вас попадал в стрессовые ситуации.

Стресс – это реакция нашего организма на внешнее физическое и эмоциональное напряжение. Сначала человек ощущает дискомфорт, потом входит в новый режим работы и, наконец, происходит истощение сил.

Известно, что люди с высоким уровнем образования, женщины в возрасте от 30 до 44 лет в большей степени подвержены эмоциональному стрессу.

Люди по-разному переносят стресс. Одни – быстро преодолевают «фазу тревоги» и сразу «берут себя в руки». Это спокойные, уравновешенные люди не склонные принимать быстрые, опрометчивые решения. Другие – быстро «сдаются». Это люди нетерпеливые, несдержанные, их движения быстрые и резкие. Сила стресса зависит от самого человека, от его характера, уверенности в себе. Помните, что стресс вызывается не каким-то одним сильным раздражителем, а серией мелких, каждодневных волнений.


2.3 Тест «Скрытый стресс»

Всем участникам тренинга выдаются подготовленные бланки тестов. Психолог подводит результаты тестирования. Существует множество советов и психологических приёмов для снятия эмоционального стресса.


2.4. Упражнение «Корзина Советов».

Каждый учитель по очереди берёт карточки и зачитывает вслух предложенные советы.

- Поделитесь с нами, а какие приёмы используете Вы?

Педагоги по кругу, передавая мягкую игрушку, рассказывают о своих способах снятия эмоционального напряжения.


Если Вы попадаете в стрессовую ситуацию, то самое главное – спокойствие, пусть даже чисто внешне. Сохранив самообладание, Вы можете доказать себе, что Вы сильный человек. А самое главное, Вы сохраните своё здоровье.

По данным Всемирной организации здравоохранения 90% всех заболеваний человека связано со стрессом, т.к. во время стресса происходит выброс в кровь адреналина и запас гормонов истощается, при этом повышается давление, учащается пульс, повышается уровень холестерина в крови. Частое повторение этих реакций приводит к развитию гипертонии, язве желудка, бессоннице, потере веса, физической усталости и пассивности.

Интересные факты:

- зависть и злость поражают органы пищеварения;

- страх – щитовидную железу;

- печаль и уныние приводят к быстрому старению;

-несдержанные эмоции – заболевание сердца. Упражнение «Назови эмоцию». Участники встают в круг, бросают мяч друг другу, называя положительные эмоции, затем отрицательные. Убеждаются, что отрицательных эмоций намного больше и делают соответствующий вывод.

Как приятно видеть Вас в хорошем настроении. Успех в работе повышает настроение, но учителю необходимо постоянно регулировать своё настроение.

2.5. Снятию стресса помогают как смех, так и слёзы.

Американский психолог Дон Пауэлл советует «Каждый день находить повод, чтобы хоть немного посмеяться».

Лечебная сила смеха известна всем: смех улучшает кровообращение, пищеварение, помогает мозгу выделить эндорфины – природные вещества, снимающие боль. Помните, тот, кто смеётся, живёт долго!

Большинство людей признаются, что после слёз они чувствуют себя лучше. Учёные считают, что слёзы очищают организм от вредных продуктов стресса. Не бойтесь плакать!


2.6. Биоэнергетическое исцеление.

За последнее время многие стали прислушиваться к биоритмам, к типу погоды, к гороскопам на каждый день. Энергия космоса чиста и одинакова, но распределяется среди людей по-разному, по уровню их духовности.

Вокруг каждого человека есть невидимая аура, которая представляет его духовную территорию. Вторжение в эту территорию вызывает у нас неприятные чувства (раздражение, дискомфорт, негодование, душевную боль).

Учитель в своей работе взаимодействует с детьми и взрослыми. Ему необходимо постоянно подпитывать себя новой энергией.

Психолог приводит примеры: берёза и дуб подпитывают энергией, жизненные перемены требуют от человека духовного пробуждения.

Существует целая система дыхания (ребёфинг), где происходит воображаемая связь с космической энергией.

Известно, что многие болезни возникают от нарушения энергетического баланса. Когда на одном участке тела энергия в избытке, на другом – её не достаёт. Например, если избыток энергии в железах внутренней секреции, то нарушается гормональный обмен.

2.7. Упражнение «Арттерапия».

Звучит космическая музыка.

Желающие подходят к столу, где подготовлены краски, кисти, гуашь, ватман, баночки с водой. Начинают рисовать, выражая свои ощущения от музыки в рисунке .

Остальные участники тренинга закрывают глаза. Психолог даёт установку: «Вообразите себя центром Вселенной. Сосредоточьте внимание только на себе. Почувствуйте, что Вы уникальны и неповторимы». Время 2-3 минуты.

Откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях.

Первая группа анализирует свои рисунки. Многие заметили, что после выполнения данного упражнения почувствовали легкость, уверенность в себе, душевное спокойствие.


2.8. Во всех приёмах снятия эмоционального напряжения следует особое внимание уделять своему дыханию.

Древняя китайская медицина гласит, что все болезни от неправильного дыхания. Обычно наше дыхание весьма поверхностное. Примерно 1/3 часть объёма лёгких наполняется чистым воздухом. Необходимо каждому человеку овладеть комплексом «Дыхательной гимнастики».


Упражнение «Полное дыхание».

Лучше упражнение выполнять в удобной одежде, в хорошо проветренном помещении, дышать необходимо медленно с удовольствием, концентрируя своё внимание на дыхании.

Совет: Начинайте свой день с дыхательной гимнастики!

Кровь и мозг обогащаются кислородом, освобождая организм от лишнего напряжения.


2.9. Голос – драгоценный дар природы.

Профессия учителя требует умелого владения своим голосом.

Крик – естественный, природный и широко распространенный способ снятия нервного напряжения.

Но учители энергию крика можно и нужно направлять в позитивное русло.

Например, можно трансформировать в энергию певческого звука. Пение даст необходимую нервно-психическую разрядку и разовьет умение пользоваться своим голосом.

Сегодня мне хочется каждому из Вас подарить памятку по медитации.


Заключительная часть.

1. Американский психолог Д. Карнеги предлагает «Формулу на сегодня».

Звучит магнитофонная запись слов. Психолог показывает карточки с этими словами. Участники тренинга шёпотом проговаривают слова.


2. Обратная связь.

Передача мягкой игрушки по кругу. Каждый высказывает своё мнение о проведённом тренинге. Например:

- Самым полезным для меня было…

- Мне понравилось…

- Я хотела бы изменить…

Желающие могут написать отзывы на цветных кружках и вложить в конверт .

3. Благодарю всех за работу!

Пожелание:

В сложной жизненной ситуации предпочитайте активно действовать, нежели переживать. Позитивно и доброжелательно относитесь ко всему окружающему: к людям, к природе, к миру.

Литература

1. Васильев В.Н. Здоровье и стресс. Москва, 1991

2. Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб., 2003

3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. Москва, 2005

4. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы. СПб., 2003

5. Черепанова Е.Н. Психологический стресс. Москва, 1996


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тренинг для педагогов "Снятие эмоционального напряжения"

Автор: Воробьева Валентина Леонидовна

Дата: 18.01.2016

Номер свидетельства: 278814

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Тренинг для педагогов" «Снятие эмоционального напряжения»"
    ["seo_title"] => string(59) "trening_dlia_pedagogov_sniatie_emotsionalnogo_napriazheniia"
    ["file_id"] => string(6) "639666"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1699729584"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Психологический игротренинг для педагогов "Я все смогу""
    ["seo_title"] => string(57) "psikhologicheskii_igrotrening_dlia_pedagogov_ia_vse_smogu"
    ["file_id"] => string(6) "628000"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1679396889"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Снятие эмоционального напряжения "
    ["seo_title"] => string(40) "sniatiie-emotsional-nogho-napriazhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "124677"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414766462"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Тренинг для педагогов "Путь к успеху""
    ["seo_title"] => string(42) "trieningh_dlia_piedaghoghov_put_k_uspiekhu"
    ["file_id"] => string(6) "380326"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1484635177"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Тренинг для педагогов "Эффективные способы снятия эмоционального напряжения""
    ["seo_title"] => string(80) "trening_dlia_pedagogov_effektivnye_sposoby_sniatiia_emotsionalnogo_napriazheniia"
    ["file_id"] => string(6) "650492"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1715676335"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства