Многие люди стремятся к идеальному браку и хотят создать счастливую семью. Однако это получается не всегда. Любая семья сталкивается с самыми разнообразными явлениями, которые могут вызвать стресс. Огромное количество событий нашей жизни могут вызвать дисгармонию: дефицит любви, нехватка денег, сложности при решении жилищной проблемы, длительный и устойчивый конфликт между членами семьи, невозможность иметь ребенка и т.д. Стресс как переживание трудностей жизни – это реальность.
Семейный стресс возникает тогда, когда к семье предъявляются реально существующие или воспринимаемые требования, с которыми пара справиться не может. Признаками семейного стресса являются конфликты, учащение употребления алкоголя, наркотиков, расстройство сна, головные боли, простуды, ревность, уход от общения и др.
При семейном стрессе семья переживает общее напряжение и негативные эмоции. Члены семьи могут погружаться в переживания, заниматься самообвинением, обвинять друг друга, жаловаться, обижаться на «несправедливость» жизни по отношению к ним, пытаться уйти от проблемы, не думая о ней, «забываясь во сне», растворяясь в алкоголе, прячась за спиной компетентных людей. Такое поведение способствует лишь сохранению проблемы и может привести к семейному кризису, то есть к необратимым переменам в жизни семьи, когда привычные роли становятся неадекватными и происходит распад прежних образцов поведения. Все это очень негативно влияют на психику ребенка. Регулярные стрессовые ситуации в семье развивает стресс и у самого ребенка.
Как распознать стресс у ребенка? Всегда ли есть явные признаки?
Все дети постоянно меняются, развиваются. Бывает достаточно сложно определить у них стресс. Иногда родители не обращают на возникновение данного заболевания особого внимания, так как думают, что состояние ребенка связано с признаками недомогания растущего организма. Но все-таки есть некоторые симптомы, по которым можно определить, находится ли ребенок в стрессовом состоянии.
Распространенные реакции на стресс детей дошкольного возраста. Как правильно им помочь справиться со стрессом
Маленькие дети полностью зависимы от родителей. Они чувствуют то, что чувствуют родители и реагируют соответственно. Если взрослый спокоен, излучает уверенность, ребенок почувствует себя в безопасности. Паника взрослого передается ребенку. Поэтому так важно, чтобы родители сумели помочь себе успокоиться, чтобы создать наилучшую поведенческую модель для ребенка, понимая и различая свои чувства и чувства ребенка.
Что же нам стоит знать о поведении детей во время стресса?
- Дети могут вести себя регрессивно: вернуться к соске, к памперсам, сосать палец, видеть кошмары во сне. Как реакция на стресс, дети могут хуже успевать в играх, учебе, жаловаться на головные и желудочные боли. Помните! Эти дети не "плохо себя ведут" – они боятся!
- Детские страхи часто сопряжены со сном, необходимая функция которого "переварить" все переживания, пережитые за день. Те люди, чей сон пострадал из-за какой-то травмы, впоследствии жалуются на большее количество психологических и физиологических проблем. Очень важно обеспечить достаточный и хороший сон.
Вот несколько советов:
проведите спокойное время вместе, планируйте и собирайте вместе вещи на завтра (одежду, рюкзак в школу и т.д.),
сделайте легкий ужин, позаботьтесь о четких границах по поводу времени и места сна, о хороших условиях для сна (чистая постель, приятная температура в комнате, горячая ванна, сказка перед сном, используйте юмор), постарайтесь придерживаться обычного распорядка (гигиена, трапезы, молитва),
попробуйте расслабить ребенка, предложите ему засыпать под успокаивающую музыку, поговорите с ним о том, как прошел день; если ребенку все же тяжело уснуть, разрешите ему встать с постели, чуть-чуть перекусить, выпить теплого молока.
- Проводите больше времени вместе, позвольте им быть более зависимыми от Вас в первые недели после пережитого тяжелого события (чаще держаться за Вас). Физический контакт, объятия, очень успокаивают детей, переживших стрессовую ситуацию.
- Дайте детям возможность выразить себя в играх, рисовании, лепке, драме (поиграть в кукольный театр, например). Дети, особенно совсем малыши, лучше выражают себя через игры, а не с помощью слов. Это способствуют эффективной обработке переживаний.
- Замечайте, пытайтесь точно понять, что именно ребенок чувствует. Не полагайтесь на Ваши предположения, что он боится меньше, чем кажется, или наоборот, не предполагайте, что ребенок не понимает, что что-то происходит. Отнеситесь со всей серьезностью к детским страхам. Не пытайтесь убедить его, что он не боится.
- Старайтесь реагировать спокойно и успокаивающе. Жесткое обращение, тем более крики или ругань только усилят страхи ребенка: теплый любящий взгляд, спокойный голос; важно погладить ребенка, обнять, приободрить ребенка продолжать жить, как обычно.
- Прямо отвечайте на вопросы ребенка, но так чтобы ответ подходил для его уровня и возраста. Не "недоговаривайте" и не давайте лишнюю информацию, о которой ребенок не спрашивал.
- Убедитесь, что ребенок не боится задавать вопросы.
- Старайтесь уберечь ребенка от средств массовой информации (от тяжелых кадров по телевизору или в газете, тяжелых рассказов по радио).
- Старайтесь максимально сохранить обычный распорядок дня (еда, учеба, игры, сон) для того чтобы вернуть ребенку ощущение безопасности, помочь вернуться к обычной жизни. Это успокаивающе действует и на детей, и на взрослых.
- Если Вы должны отсутствовать какое-то время, держите с детьми постоянную связь, убедитесь, что дети знают, куда Вы едете, сколько Вы будете отсутствовать, и постарайтесь вернуться именно в обещанное время.
- Уважайте желание ребенка иногда побыть одному.
- Составьте вместе с ребенком планы на будущее: на следующую неделю, на следующий месяц.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Стресс в семье и способы совладения с ним." »
Стресс в семье и способы совладения с ним.
Многие люди стремятся к идеальному браку и хотят создать счастливую семью. Однако это получается не всегда. Любая семья сталкивается с самыми разнообразными явлениями, которые могут вызвать стресс. Огромное количество событий нашей жизни могут вызвать дисгармонию: дефицит любви, нехватка денег, сложности при решении жилищной проблемы, длительный и устойчивый конфликт между членами семьи, невозможность иметь ребенка и т.д. Стресс как переживание трудностей жизни – это реальность.
Семейный стресс возникает тогда, когда к семье предъявляются реально существующие или воспринимаемые требования, с которыми пара справиться не может. Признаками семейного стресса являются конфликты, учащение употребления алкоголя, наркотиков, расстройство сна, головные боли, простуды, ревность, уход от общения и др.
При семейном стрессе семья переживает общее напряжение и негативные эмоции. Члены семьи могут погружаться в переживания, заниматься самообвинением, обвинять друг друга, жаловаться, обижаться на «несправедливость» жизни по отношению к ним, пытаться уйти от проблемы, не думая о ней, «забываясь во сне», растворяясь в алкоголе, прячась за спиной компетентных людей. Такое поведение способствует лишь сохранению проблемы и может привести к семейному кризису, то есть к необратимым переменам в жизни семьи, когда привычные роли становятся неадекватными и происходит распад прежних образцов поведения. Все это очень негативно влияют на психику ребенка. Регулярные стрессовые ситуации в семье развивает стресс и у самого ребенка.
Как распознать стресс у ребенка? Всегда ли есть явные признаки?
Все дети постоянно меняются, развиваются. Бывает достаточно сложно определить у них стресс. Иногда родители не обращают на возникновение данного заболевания особого внимания, так как думают, что состояние ребенка связано с признаками недомогания растущего организма. Но все-таки есть некоторые симптомы, по которым можно определить, находится ли ребенок в стрессовом состоянии.
Распространенные реакции на стресс детей дошкольного возраста. Как правильно им помочь справиться со стрессом
Маленькие дети полностью зависимы от родителей. Они чувствуют то, что чувствуют родители и реагируют соответственно. Если взрослый спокоен, излучает уверенность, ребенок почувствует себя в безопасности. Паника взрослого передается ребенку. Поэтому так важно, чтобы родители сумели помочь себе успокоиться, чтобы создать наилучшую поведенческую модель для ребенка, понимая и различая свои чувства и чувства ребенка.
Что же нам стоит знать о поведении детей во время стресса?
- Дети могут вести себя регрессивно: вернуться к соске, к памперсам, сосать палец, видеть кошмары во сне. Как реакция на стресс, дети могут хуже успевать в играх, учебе, жаловаться на головные и желудочные боли. Помните! Эти дети не "плохо себя ведут" – они боятся!
- Детские страхи часто сопряжены со сном, необходимая функция которого "переварить" все переживания, пережитые за день. Те люди, чей сон пострадал из-за какой-то травмы, впоследствии жалуются на большее количество психологических и физиологических проблем. Очень важно обеспечить достаточный и хороший сон.
Вот несколько советов:
проведите спокойное время вместе, планируйте и собирайте вместе вещи на завтра (одежду, рюкзак в школу и т.д.),
сделайте легкий ужин, позаботьтесь о четких границах по поводу времени и места сна, о хороших условиях для сна (чистая постель, приятная температура в комнате, горячая ванна, сказка перед сном, используйте юмор), постарайтесь придерживаться обычного распорядка (гигиена, трапезы, молитва),
попробуйте расслабить ребенка, предложите ему засыпать под успокаивающую музыку, поговорите с ним о том, как прошел день; если ребенку все же тяжело уснуть, разрешите ему встать с постели, чуть-чуть перекусить, выпить теплого молока.
- Проводите больше времени вместе, позвольте им быть более зависимыми от Вас в первые недели после пережитого тяжелого события (чаще держаться за Вас). Физический контакт, объятия, очень успокаивают детей, переживших стрессовую ситуацию.
- Дайте детям возможность выразить себя в играх, рисовании, лепке, драме (поиграть в кукольный театр, например). Дети, особенно совсем малыши, лучше выражают себя через игры, а не с помощью слов. Это способствуют эффективной обработке переживаний.
- Замечайте, пытайтесь точно понять, что именно ребенок чувствует. Не полагайтесь на Ваши предположения, что он боится меньше, чем кажется, или наоборот, не предполагайте, что ребенок не понимает, что что-то происходит. Отнеситесь со всей серьезностью к детским страхам. Не пытайтесь убедить его, что он не боится.
- Старайтесь реагировать спокойно и успокаивающе. Жесткое обращение, тем более крики или ругань только усилят страхи ребенка: теплый любящий взгляд, спокойный голос; важно погладить ребенка, обнять, приободрить ребенка продолжать жить, как обычно.
- Прямо отвечайте на вопросы ребенка, но так чтобы ответ подходил для его уровня и возраста. Не "недоговаривайте" и не давайте лишнюю информацию, о которой ребенок не спрашивал.
- Убедитесь, что ребенок не боится задавать вопросы.
- Старайтесь уберечь ребенка от средств массовой информации (от тяжелых кадров по телевизору или в газете, тяжелых рассказов по радио).
- Старайтесь максимально сохранить обычный распорядок дня (еда, учеба, игры, сон) для того чтобы вернуть ребенку ощущение безопасности, помочь вернуться к обычной жизни. Это успокаивающе действует и на детей, и на взрослых.
- Если Вы должны отсутствовать какое-то время, держите с детьми постоянную связь, убедитесь, что дети знают, куда Вы едете, сколько Вы будете отсутствовать, и постарайтесь вернуться именно в обещанное время.
- Уважайте желание ребенка иногда побыть одному.
- Составьте вместе с ребенком планы на будущее: на следующую неделю, на следующий месяц.