kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Стресс в семье и способы совладения с ним.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многие люди стремятся к идеальному браку и хотят создать счастливую семью. Однако это получается не всегда. Любая семья сталкивается с самыми разнообразными явлениями, которые могут вызвать стресс. Огромное количество событий нашей жизни могут вызвать дисгармонию: дефицит любви, нехватка денег, сложности при решении жилищной проблемы, длительный и устойчивый конфликт между членами семьи, невозможность иметь ребенка и т.д. Стресс как переживание трудностей жизни – это реальность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Стресс в семье и способы совладения с ним. »

Стресс в семье и способы совладения с ним.

Многие люди стремятся к идеальному браку и хотят создать счастливую семью. Однако это получается не всегда. Любая семья сталкивается с самыми разнообразными явлениями, которые могут вызвать стресс. Огромное количество событий нашей жизни могут вызвать дисгармонию: дефицит любви, нехватка денег, сложности при решении жилищной проблемы, длительный и устойчивый конфликт между членами семьи, невозможность иметь ребенка и т.д. Стресс как переживание трудностей жизни – это реальность.

Семейный стресс возникает тогда, когда к семье предъявляются реально существующие или воспринимаемые требования, с которыми пара справиться не может. Признаками семейного стресса являются конфликты, учащение употребления алкоголя, наркотиков, расстройство сна, головные боли, простуды, ревность, уход от общения и др.

При семейном стрессе семья переживает общее напряжение и негативные эмоции. Члены семьи могут погружаться в переживания, заниматься самообвинением, обвинять друг друга, жаловаться, обижаться на «несправедливость» жизни по отношению к ним, пытаться уйти от проблемы, не думая о ней, «забываясь во сне», растворяясь в алкоголе, прячась за спиной компетентных людей. Такое поведение способствует лишь сохранению проблемы и может привести к семейному кризису, то есть к необратимым переменам в жизни семьи, когда привычные роли становятся неадекватными и происходит распад прежних образцов поведения. Все это очень негативно влияют на психику ребенка. Регулярные стрессовые ситуации в семье развивает стресс и у самого ребенка.

Как распознать стресс у ребенка? Всегда ли есть явные признаки?

 

Все дети постоянно меняются, развиваются. Бывает достаточно сложно определить у них стресс. Иногда родители не обращают на возникновение данного заболевания особого внимания, так как думают, что состояние ребенка связано с признаками недомогания растущего организма. Но все-таки есть некоторые симптомы, по которым можно определить, находится ли ребенок в стрессовом состоянии.

 Распространенные реакции на стресс детей дошкольного возраста. Как правильно им помочь справиться со стрессом

Маленькие дети полностью зависимы от родителей. Они чувствуют то, что чувствуют родители и реагируют соответственно. Если взрослый спокоен, излучает уверенность, ребенок почувствует себя в безопасности. Паника взрослого передается ребенку. Поэтому так важно, чтобы родители сумели помочь себе успокоиться, чтобы создать наилучшую поведенческую модель для ребенка, понимая и различая свои чувства и чувства ребенка.

Что же нам стоит знать о поведении детей во время стресса?

- Дети могут вести себя регрессивно: вернуться к соске, к памперсам, сосать палец, видеть кошмары во сне. Как реакция на стресс, дети могут хуже успевать в играх, учебе, жаловаться на головные и желудочные боли. Помните! Эти дети не "плохо себя ведут" – они боятся!

- Детские страхи часто сопряжены со сном, необходимая функция которого "переварить" все переживания, пережитые за день. Те люди, чей сон пострадал из-за какой-то травмы, впоследствии жалуются на большее количество психологических и физиологических проблем. Очень важно обеспечить достаточный и хороший сон.

Вот несколько советов:

проведите спокойное время вместе, планируйте и собирайте вместе вещи на завтра (одежду, рюкзак в школу и т.д.),

сделайте легкий ужин, позаботьтесь о четких границах по поводу времени и места сна, о хороших условиях для сна (чистая постель, приятная температура в комнате, горячая ванна, сказка перед сном, используйте юмор), постарайтесь придерживаться обычного распорядка (гигиена, трапезы, молитва),

попробуйте расслабить ребенка, предложите ему засыпать под успокаивающую музыку, поговорите с ним о том, как прошел день; если ребенку все же тяжело уснуть, разрешите ему встать с постели, чуть-чуть перекусить, выпить теплого молока.

- Проводите больше времени вместе, позвольте им быть более зависимыми от Вас в первые недели после пережитого тяжелого события (чаще держаться за Вас). Физический контакт, объятия, очень успокаивают детей, переживших стрессовую ситуацию.

- Дайте детям возможность выразить себя в играх, рисовании, лепке, драме (поиграть в кукольный театр, например). Дети, особенно совсем малыши, лучше выражают себя через игры, а не с помощью слов. Это способствуют эффективной обработке переживаний.

- Замечайте, пытайтесь точно понять, что именно ребенок чувствует. Не полагайтесь на Ваши предположения, что он боится меньше, чем кажется, или наоборот, не предполагайте, что ребенок не понимает, что что-то происходит. Отнеситесь со всей серьезностью к детским страхам. Не пытайтесь убедить его, что он не боится.

- Старайтесь реагировать спокойно и успокаивающе. Жесткое обращение, тем более крики или ругань только усилят страхи ребенка: теплый любящий взгляд, спокойный голос; важно погладить ребенка, обнять, приободрить ребенка продолжать жить, как обычно.

- Прямо отвечайте на вопросы ребенка, но так чтобы ответ подходил для его уровня и возраста. Не "недоговаривайте" и не давайте лишнюю информацию, о которой ребенок не спрашивал.

- Убедитесь, что ребенок не боится задавать вопросы.

- Старайтесь уберечь ребенка от средств массовой информации (от тяжелых кадров по телевизору или в газете, тяжелых рассказов по радио).

- Старайтесь максимально сохранить обычный распорядок дня (еда, учеба, игры, сон) для того чтобы вернуть ребенку ощущение безопасности, помочь вернуться к обычной жизни. Это успокаивающе действует и на детей, и на взрослых.

- Если Вы должны отсутствовать какое-то время, держите с детьми постоянную связь, убедитесь, что дети знают, куда Вы едете, сколько Вы будете отсутствовать, и постарайтесь вернуться именно в обещанное время.

- Уважайте желание ребенка иногда побыть одному.

- Составьте вместе с ребенком планы на будущее: на следующую неделю, на следующий месяц.









Симптомы стресса у детей в младшем школьном возрасте:

  • Малыш очень быстро утомляется;

  • Часто жалуется на боли головы, боль в области сердца, тошноту.

  • Ребенок часто может видеть ночные кошмары;

  • Возникает желание попасть в какую-то переделку и причинить себе вред;

  • В течение недели или еще дольше ребенок ведет себя очень капризно, вызывающе;

  • Пониженная самооценка;

  • Возникает агрессивное отношение к окружающим людям;

  • Без особой причины ребенок расстраивается;

  • Сверхмерная озабоченность  своим здоровьем;

  • Нежелание гулять с друзьями, посещать школу. Ребенок становится замкнутым, отрешенным от мира.

  • Слишком высокая старательность. Ребенок хочет, чтобы его постоянно хвалили и в школе, и дома, поэтому он очень сильно старается во всех делах;

  • Возникают беспричинные страхи, тревоги, волнения;

  • Внимание и память ребенка ухудшается, успеваемость падает;

  • Нервные тики и дефекты речи. Малыш может наматывать на пальцы локоны, моргать и так далее.

  • Сон и аппетит ухудшается, а в некоторых случаях может быть повышенный аппетит и постоянная сонливость

  • Распространенные реакции на стресс детей младшего и среднего школьного возраста. Как правильно им помочь справиться со стрессом

  • Дети школьного возраста больше открыты и восприимчивы к внешней информации. Поэтому они могут больше переживать за свою безопасность или за безопасность близких. Мы предлагаем несколько советов, как таким детям помочь справиться со стрессом:

  • - Будьте с ними откровенны. Расскажите им все, что Вы знаете о произошедшем, но не преувеличивая.

  • - Признайте, что произошло действительно нечто очень страшное, это случилось и может случиться в будущем. Но сейчас Вы уверены, что армия делает все возможное, чтобы защитить всех.

  • - Ограничьте просмотр телевизора. Страшные кадры могут серьезно напугать ребенка.

  • - Детям потребуется больше поддержки, успокоения, ощущения безопасности. Говорите с ними на понятном для них языке и не предполагайте, что они еще маленькие, чтобы понимать, что происходит.

  • - Предложите ребенку поговорить с Вами или с друзьями о том, что они пережили, о своих, чувствах и мыслях. Это помогает справиться с паникой, страхами и беспокойством, сопряженными с переживанием стресса.

  • - Попытки неестественно вернуть ребенку ощущение безопасности – неэффективны. Не говорите "С нашей семьей такое больше никогда не произойдет!" Ребенок понимает, что это не от Вас зависит. Скажите: "Сейчас мы в надежном месте, мы с тобой и т.д."

  • - Если ребенок переживает о родителе, который находится в стрессовом состоянии, не говорите ребенку "не переживать". Эта фраза только лишь усугубит его переживания.

  • - Не бойтесь сказать "я не знаю". Объясните, что есть такие чрезвычайные происшествия, к счастью, они редки, но с ними даже взрослым тяжело справиться. Тем не менее, взрослые делают все, чтобы дети были в безопасности.

  • - Уважайте желание ребенка иногда побыть одному.

  • - Помогите ребенку вернуть уверенность в завтрашнем дне тем, что Вы вместе составите планы на будущее: на следующую неделю, на следующий месяц.



Распространенные реакции на стресс среди подростков (возраст 12-18). Как правильно им помочь справиться со стрессом

Стараться выглядеть знающими, взрослыми и опытными перед взрослыми и сверстниками очень характерно для подросткового возраста. Подростки нуждаются в ощущении, что они переживают события и реагируют точно, как другие их сверстники. Их реакции состоят из характерных для младшего возраста и более взрослых реакций:

- После стрессовой ситуации подростки жалуются на те же симптомы, что и взрослые: кошмары, "флешбеки" (вспышки фрагментов ярких воспоминаний произошедшего, как будто это происходит сейчас), избегание воспоминаний, депрессия, употребление алкоголя или наркотиков, проблемы со сверстниками, антисоциальное поведение, замкнутость, жалобы на здоровье, суицидальные мысли. А также пропуски занятий в школе, снижение школьных успехов, проблемы со сном, рассеянность, путаница.

- Иногда подростки, пережившие и выжившие во время чрезвычайного происшествия, могут почувствовать себя "бессмертными", что часто приводит к необдуманным поступкам и опасному поведению.

- Дискомфорт, связанный с различными чувствами, особенно с ощущением собственной ранимости. Выражения агрессии, ненависти.

- Негативное влияние на все, что связано с темой восприятия другого, не похожего, чужого или нестандартного.

- Навязчивые мысли, рассуждения о смерти.

- Отсутствие заинтересованности в обычных делах.

Как помочь подросткам:

- Будьте терпеливы и внимательны к рассказам подростков.

- Побудите их к разговорам о своих чувствах и переживаниях – особенно, непонятных им. Очень важно показать, что Вы уважаете их чувства. Слушайте с интересом, не забудьте сказать ребенку, что все, что он чувствует – это нормально для человека пережившего травму.

- Обсудите то, как это чрезвычайное происшествие было освещено в газетах, по телевидению.

- Подросток может затрудняться в понимании происшедшего. Помогите ему составить реальную картину того, что произошло.

- Реагируйте спокойно и старайтесь отвечать просто и прямо на его вопросы.

- Если Вы видите агрессивную реакцию подростка, постарайтесь его успокоить, помогите ему совладать с собой.

- Постарайтесь уберечь подростка от постоянных воспоминаний о происшедшем и от Ваших личных тяжелых реакций.

- Совместное времяпровождение подростков вместе со сверстниками и с уважаемыми ими людьми очень полезно для реабилитации.

- Убедите подростков не принимать во время и после стресса какие-либо важные и значительные решения.

- Найдите пути, чтобы дать понять подростками, что Вы их любите.

- Чем старше подросток, тем больше стоит поделиться с ним своими переживаниями.

- Уважайте желание подростка иногда побыть одному.

- Помогите подростку построить планы на будущее.





Способы борьбы со стрессовой ситуацией в семье :

• поиск информации, понимание стрессовой ситуации, события;
• поиск поддержки от друзей, родственников, окружения и т.д.;
• оптимизм, веру в будущее;
• способность члена семьи временно выполнять роль другого члена семьи;
• участие всех членов семьи в разрешении стрессовой ситуации, использование своих ресурсов и умений;
• безоценочное открытое общение, обмен чувствами, желаниями, учет позиции членов семьи.

Эмоциональные нагрузки должны компенсироваться физическими. Посещайте с ребенком бассейн, катайтесь на велосипеде или занимайтесь другим любимым видом спорта. Как известно, физическая активность способствует выработке «гормонов счастья», которые помогают справиться со стрессом.

Очень важно соблюдение режима. Это дает детям ощущение стабильности, нормализует настроение и поведение.

Родители должны знать, что ребенок, единожды переживший стресс неправильно, имеет повышенную уязвимость, и каждый последующий стресс будет переживать еще более глубоко.

Не все дети подвергаются стрессу в одних и тех же ситуациях и одинаково реагируют на эмоциональное напряжение. И мы, взрослые, не в силах уберечь ребенка от всех жизненных сложностей, но можем научить, в том числе своим примером, правильно справляться с ними. Устойчивость к стрессу закладывается в семье и только когда ребенок чувствует, что есть защита — его родители, ему не страшно идти в сад, школу и самостоятельную жизнь. 

Рекомендации по поведению СЕМЬИ после чрезвычайного происшествия, сопряженного со стрессом

Во время продолжительного стресса поведение семьи играет важнейшую роль в реакции каждого из членов семьи: в восприятии случившегося, в правильной интерпретации переживания случившегося, в том, сможет ли каждый из членов семьи конструктивно действовать, чтобы потом вернуться к обычной жизнедеятельности. Вот несколько рекомендаций для семей, которые пережили тяжелые стрессовые ситуации:

1. Чем младше ребенок, тем больше его реакция зависит от реакции родителей. Родительские реакции определяют реакции детей и в конечном итоге влияют на их личность. Малыш, увидев родителей в панике, может начать воспринимать действительность как "опасность". В то время, как спокойные родители передают малышу ощущение безопасности и защищенности. Спокойствие и контроль родителей, несмотря на понимание, что существует опасность, защищают ребенка в тех ситуациях, с которыми пока еще ему не под силу справиться.

2. Поддерживать сплоченность и гибкость всех членов семьи. "Гибкая сплоченность" – это способность всех членов семьи к поддержке друг друга, возможность ощущения "мы все вместе" как семья и, в то же время, возможность для каждого из членов семьи быть "самим с собой", когда понадобится. В такой семье интересуются друг другом, проводят время вместе, знакомы с внутренним миром друг друга, могут поделиться личными переживаниями друг с другом. При всем этом в таких "уравновешенных" семьях" уважают личность и личное пространство каждого.

3. В стрессовых ситуациях взрослые могут отреагировать очень болезненно на произошедшее событие, забыв про родительские функции. Продолжительный стресс отрицательно влияет на исполнение родительских обязанностей. Иногда "внутренний ребенок" в нас, реагирует сильнее, чем внутренний взрослый. Эффективное поведение в таких ситуациях включает в себя:

- Остановитесь, попытайтесь сначала успокоиться, прежде чем как-то реагировать. Посчитайте в уме до 10, потом еще до 20.

- Попытайтесь понять точку зрения ребенка.

- Создайте доверительную атмосферу, чтобы ребенок мог поделиться с Вами. Будьте внимательны к ребенку.

- Дайте возможность и даже попросите, чтобы ребенок дал свою оценку ситуации, вашей реакции. Оцените заново ситуацию. Сформулируйте заново проблему.

- Выразите поддержку и понимание в отношении точки зрения (оценки) ребенка – это оправданно.

- Выразите свои ожидания и требования в уважительной форме.

- Признайте, что в большинстве конфликтов нет единственного правильного возможного решения. Будьте готовы к компромиссам.

- Делитесь своими мыслями и чувствами, когда это возможно. Если надо, извинитесь, предложите поддержку.

- Это правильный момент, чтобы предложить решения проблемы.

- Предложите поддержку и договоритесь о плане действия.

4. Взаимная поддержка – помогает лучше пережить стрессовые ситуации. Поддержка может прийти от друзей и родственников. Поддерживайте других и сами заботьтесь заранее о том, чтобы у вас было, кому вас поддержать в трудную минуту. Поддержка других укрепляет нас.

5. Заранее распределите обязанности в семье между всеми членами семьи. Чем активней мы будем, тем будем более подготовленными. Даже маленький ребенок может выполнять какие-то несложные задания и чувствовать, что ему доверяют, и что он вносит свою лепту. Это укрепляет, вместо того, чтобы ослаблять. К примеру, создайте список заданий и поделите их между членами семьи, как в случае с организованным заходом в "хедер атум" (защищенную комнату в доме) нужно, чтобы кто-то проверил, выключена ли вода, выключить газ, закрыть все двери, помочь младшим детям и пр.



Каждый человек стремится к успеху и благополучию. Он хочет, чтобы его любили и уважали. Но оглянитесь вокруг, как много людей, неудовлетворенных окружающей жизнью. Над ними как будто навис груз проблем, с которыми они не в силе справиться. И в результате возникает тревога, страх, чувство неуверенности, эмоциональное напряжение. 

Умение владеть собой – это мечта человека с древних времен. Это умение расслабиться или сдержаться, снять физическое и эмоциональное напряжение.



Но и конечно же









Памятка «Медитативное упражнение для управления своим эмоциональным состоянием»

Мой голос спокойный и красивый.

Мне дышится легко, приятно и спокойно.

Я совершенно спокоен.

Голосовые связки в моем горле приятно расслаблены.

Сейчас я мысленно представляю ситуацию, в которой могу сорваться на крик.

Отчетливо представляю эту ситуацию, но остаюсь при этом совершенно спокойным.

Я наблюдаю и слышу мой красивый голос со стороны.

Я вхожу в образ спокойного и уверенного в себе человека, которому не надо кричать. Спокойно объясняю присутствующим, что и как надо делать в данной ситуации.

Все мышцы моего тела остаются расслабленными.

Мое дыхание ровное и спокойное.

Приложение 8

«Формула на сегодня» Д. Карнеги.

1. Именно сегодня!

Я постараюсь приспособиться к той жизни, которая меня окружает.

2. Именно сегодня!

Я позабочусь о своём организме.

3. Именно сегодня!

Я постараюсь уделить внимание развитию своего ума.

4. Именно сегодня!

Я ко всему буду доброжелательно настроен.

5. Именно сегодня! Я намечу программу своих дел.

6. Именно сегодня! Я буду любить и верить, что те, кого я люблю, любят меня. Итак, ваш лучший день сегодня!





Памятка «Медитативное упражнение для управления своим эмоциональным состоянием»

Мой голос спокойный и красивый.

Мне дышится легко, приятно и спокойно.

Я совершенно спокоен.

Голосовые связки в моем горле приятно расслаблены.

Сейчас я мысленно представляю ситуацию, в которой могу сорваться на крик.

Отчетливо представляю эту ситуацию, но остаюсь при этом совершенно спокойным.

Я наблюдаю и слышу мой красивый голос со стороны.

Я вхожу в образ спокойного и уверенного в себе человека, которому не надо кричать. Спокойно объясняю присутствующим, что и как надо делать в данной ситуации.

Все мышцы моего тела остаются расслабленными.

Мое дыхание ровное и спокойное.

Приложение 8

«Формула на сегодня» Д. Карнеги.

1. Именно сегодня!

Я постараюсь приспособиться к той жизни, которая меня окружает.

2. Именно сегодня!

Я позабочусь о своём организме.

3. Именно сегодня!

Я постараюсь уделить внимание развитию своего ума.

4. Именно сегодня!

Я ко всему буду доброжелательно настроен.

5. Именно сегодня! Я намечу программу своих дел.

6. Именно сегодня! Я буду любить и верить, что те, кого я люблю, любят меня. Итак, ваш лучший день сегодня!












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Стресс в семье и способы совладения с ним.

Автор: Князева Оксана Викторовна

Дата: 24.03.2015

Номер свидетельства: 190711

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) ""Стресс в семье и способы совладения с ним." "
    ["seo_title"] => string(46) "striess-v-siem-ie-i-sposoby-sovladieniia-s-nim"
    ["file_id"] => string(6) "187330"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426503127"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства