Просмотр содержимого документа
««Синдром эмоционального выгорания педагога: факторы риска и способы профилактики».»
Профилактика эмоционального выгорания и
поддержка психического здоровья педагогов
1.Приветствие. «Добрый день, уважаемые педагоги. Сегодня у нас будет мастер-класс на тему: «Синдром эмоционального выгорания педагога: факторы риска и способы профилактики».
Цели: В результате занятия сегодня мы:
- познакомимся с термином «выгорание»
— углубим знания о причинах и признаках профессионального выгорания;
— освоим методы и приемы помощи самому себе в ситуациях профессионального стресса;
Я приглашаю всех принять активное участие в работе, за время работы постараться дать эмоциональную поддержку каждому участнику.
Одной из профессиональных проблем, связанных со здоровьем педагогов, является так называемое «выгорание». Часто его называют «эмоциональным» или «профессиональным выгоранием».
Термин «burnout» - «выгорание», «сгорание» предложил Г. Фрейденбергер (Н. Freudenberger) в 1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек».
Синдром профессионального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие».
Синдром эмоционального выгорания - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Анкета «Эмоциональное выгорание» (В.В. Бойко)
Автор выделяет - отсутствие «выгорания», начинающее «выгорание», эмоциональное выгорание по 5 симптомам
1.Симптом «Неудовлетворенность собой»:
2.Симптом «Загнанность в клетку»:
3.Симптом «Редукция профессиональных обязанностей»:
Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоционального выгорания».
Давайте посмотрим, какие симптомы характерны для эмоционального выгорания, прислушайтесь к себе, проанализируйте свое состояние и постарайтесь определить, есть ли у вас признаки эмоционального выгорания.
Выделяют пять групп симптомов, характерных для синдрома выгорания: 1.Физические симптомы: - разбитость, подавленность, усталость и физическое утомление: такие, что хочется лечь и уснуть, полное истощение; - снижается работоспособность, что приводит к нехарактерным ошибкам; - снижаются показатели психических процессов: памяти, мышления, внимания; - человек без видимой причины теряет в весе или, наоборот, набирает вес; - несмотря на усталость, мучает бессонница, но даже при нормальной длительности сна – отдых не ощущается; - очень плохое общее состояние здоровья: затрудненное дыхание, одышка, тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, повышается давление, обостряются желудочно-кишечные и сердечно-сосудистые заболевания. 2.Эмоциональные симптомы - не эмоциональность, недостаток эмоций; в то же время в отдельных случаях эмоциональная напряженность достигает критического момента, и как результат – потеря самообладания и самоконтроля; - развитие психосоматических заболеваний; - пессимизм, цинизм и черствость, как в работе, так и в личной жизни; увеличение деперсонализации своей или других, т.е. все люди становятся безликими, как манекены; - безразличие и усталость; - ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность; - повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств, таких как раздражительность и агрессивность; - нарастание тревоги, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; - развитие депрессии, чувства вины, снижение самооценки; - душевные страдания, вплоть до истерик; - потеря надежд на профессиональные перспективы; - преобладает чувство одиночества; 3 .Поведенческие симптомы - во время рабочего дня часто появляется усталость и непреодолимое желание прерваться, отдохнуть; - безразличие к еде; стол скудный, без изысков; - оправдание употребления большого количества табака, алкоголя, лекарств; - импульсивное эмоциональное поведение; 4.Интеллектуальное состояние - уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе; уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем, конфликтов; - увеличение скуки, тоски, апатии, и как следствие - недостаток куража, вкуса и интереса к жизни; предпочтение стандартных шаблонов, рутине, нежели творческому подходу; - безразличие к новшествам, нововведениям; малое участие или полный отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании, повышении квалификации); - формальное выполнение работы; 5.Социальные симптомы - нет времени, энергии и желания для социальной активности; - уменьшение активности и интереса к досугу, хобби, любым интересам вне работы; социальные контакты ограничиваются только работой; - скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе; ощущение изоляции, непонимания других и другими; - ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег;
Как предотвратить возникновение синдрома эмоционального выгорания?
Одним из наиболее эффективных способов профилактики синдрома профессионального выгорания является саморегуляция.
Психическая саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
В результате саморегуляции могут возникнуть три основных эффекта:
- эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
- эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
- эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
3.Практическая часть. Итак давайте начнем работу и прежде чем мы выполним первое упражнение .
Проблемы в нашей жизни – это обучающие ситуации, которые помогают нам стать сильнее. А как вы справляетесь со своими проблемами?
Упражнение. «Мозговой штурм по созданию банка естественных способов саморегуляции»
Я прошу вас по очереди называть способы, которые вы используете в своей жизни для выхода из стрессовой ситуации или для оказания себе самопомощи в трудных жизненных ситуациях. Способы оформляются на доске или ватмане. Ведущий обобщает полученные данные и делает вывод.
Опрос, результаты исследования, опыт нашей работы позволяют выделить следующие естественные приемы регуляции организма:
– смех, улыбка, юмор; – размышления о хорошем, приятном; – различные движения типа потягивания, расслабления мышц; – наблюдение за пейзажем за окном; – рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей; – мысленное обращение к высшим силам ; – «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; – вдыхание свежего воздуха; – чтение стихов; – высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Спасибо. Я подобрала для занятия некоторые способы саморегуляции, которые достаточно просты в использовании, весьма эффективны, хотя иногда для их освоения требуется немного терпения.
1Блок. Способы, связанные с управлением дыханием.
Упражнение «Вверх по радуге» Цель: стабилизация эмоционального состояния.
Все встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вздохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяют трижды, затем желающие делятся впечатлениями. Можно повторить упражнение с открытыми глазами еще 3–4 раза.
Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.
Еще один способ саморегуляции с помощью дыхания можно так и назвать Противострессовое дыхание. Когда вы находитесь в какой-то стрессовой для себя ситуации ( в приемной начальства или перед кабинетом зубного врача) Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. При этом постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.
2Блок. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением
Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, мы чувствуем напряжение. Умение расслаблять мышцы - позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.
1.Методика нервно-мышечной релаксации (выполняется под спокойную приятную музыку)
«Займите удобное положение. Во время выполнения упражнений дыхание должно быть спокойным или, если это удобно, вдох должен происходить во время напряжения, а выдох – при расслаблении мышц.
Нижняя часть ног. Ступни плотно стоят на полу. Сначала, не отрывая пальцев, поднимите максимально высоко пятки. Задержите их в таком положении и расслабьте. Через 5-10 секунд повторите упражнение.
После этого выполняется упражнение для противоположной группы мышц. Для этого, не отрывая пятки от пола, высоко поднимите носки. Как можно выше! И мягко расслабьте. Повторите то же самое еще раз. Внимательно прислушайтесь к возникновению и распространению ощущений тепла и тяжести, которые наполняют ступни ног и поднимаются выше, к коленям.
Бедра и живот. Вытяните ноги прямо пред собой как можно прямее, оттягивая носки. Напрягите их, как бы пытаясь достать до противоположной стены, а затем мягко расслабьте мышцы. Ноги мягко опустятся на пол, и вместе с этим от коленей вверх к туловищу начнет распространятся волна тепла, приятной тяжести. Мысленно остановитесь на этом ощущении.
Грудная клетка. Сделайте глубокий вдох, как бы вдыхая весь воздух, который вас окружает. После небольшой задержки дыхания выдохни. Обратите внимание на разницу в ощущениях между периодами энергичного напряжения на вдохе и расслабления на выдохе. Старайтесь почувствовать ощущение тепла внутри туловища, в верхней части живота, которое появляется сразу после полного вдоха.
Руки. Сожмите плотно кисти в кулаки. Сделайте это настолько сильно, насколько возможно. После нескольких мгновений напряжения расслабьте их. Для расслабления противоположной группы мышц максимально широко раздвиньте пальцы рук, задержите их в таком положении, сбросьте напряжение. По ходу выполнения упражнений и в паузах между ними прислушайтесь к возникающим ощущениям, зафиксируйте момент потепления и возникновения приятной тяжести в руках.
Плечи и шея. Упражнение состоит в пожимании плечами в вертикальном направлении. Мысленно попытайтесь достать до мочек кончиками плеч. После сильного напряжения мышц –расслабьтесь. Сконцентрируйте внимание на возникающих ощущениях размягченности, тепла.
Лицо. Сначала широко улыбнитесь. Настолько широко, чтобы получилась «улыбка до ушей». Сбросив напряжение, после 5-10 секундного перерыва сожмите губы в плотную трубочку. Мягко расслабив мышцы, вы почувствуете. Как в нижней части лица по щекам и к ушам распространяются легкие волны приятного потепления; исчезают остатки напряжения, нижняя челюсть отяжелевает, рот слегка приоткрывается.
Крепко сомкните веки, так крепко, как будто в них попало мыло. Расслабив мышцы, вы почувствуйте, как глаза наполняются теплом, в котором тонут неприятные ощущения усталости, боли, перенапряжения.
В последнем упражнении надо высоко поднять брови при закрытых глазах, так высоко, как будто вы чем-то сильно удивлены. Сняв напряжение, обратите внимание на то, как лоб разглаживается, становится ровным.
Давайте сделаем паузу и прочувствуем полное расслабление всех мышц лица и туловища.
А сейчас сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза;
Еще раз пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу и прочувствуйте каждый участок вашего тела. Сфокусируйте внимание на ощущении в данном участке головы или тела, послушайте его звучание и одновременно смотрите, какой образ и цвет возник внутри вашего силуэта. Рассмотрите и запомните…. У кого получилось увидеть свой силуэт в цвете – можете открыть глаза…
Расскажите что получилось увидеть. Какие участки вам не нравятся? Почему? Что тревожит? Что было приятно увидеть и почувствовать?
Черный, коричневый, фиолетовый, бордовый, ярко-красный- может говорить о накопившейся и невыраженной боли, обиде, гневе. Это тревожный признак. (об этом можем поговорить наедине после занятия). Спасибо.
Переходим к 3 блоку способов саморегуляции.
3Блок.Способы, связанные с использованием образов
Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Множество наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминания и образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить. И если словом мы воздействуем в основном на сознание, то образы, воображение открывают нам доступ к мощным подсознательным резервам психики. Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши ресурсные ситуации. – Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте: 1) зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес); 2) слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка); 3) ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники)
Упражнение «Золотистый поток» (выполняется под спокойную приятную музыку)
«Сядьте удобно, закройте глаза и послушайте свое дыхание: вдох и выдох.
Теперь представьте, что над вашей головой нежно-голубое чистое небо. И вот вы видите, что оттуда плавно спускается золотистый, искрящийся поток света. Он как будто медленно льется…
Золотистый поток направляется к вам, очень-очень мягко, бережно он касается вашей головы, он обволакивает ее и проникает внутрь… Этот золотистый поток словно волшебный бальзам. Он проникает в каждую клеточку вашего мозга и очищает ее… Он лечит там, где болит, и вымывает все лишнее, что там накопилось…
Теперь золотистый поток спускается по лицу и затылку..
Вот он переместился к шее и по ней медленно стекает к плечам, оставляя после себя чистоту…
Вы чувствуете, как ваши плечи расслабляются, тяжелеют…Вот золотистый поток спускается по вашим рукам… Они тяжелые… И вы видите, как из кончиков пальцев стекает что-то мутное…Это то лишнее, что накопилось в вас…Смотрите, как золотистый сверкающий поток выталкивает это…И вот, наконец, поток с кончиков ваших пальцев сливается такой же чистый, золотистый…
Вы снова возвращаетесь к плечам и наблюдаете, как светящийся поток стекает по вашей груди, по вашим легким…И вы чувствуете, как расправляется ваша грудная клетка, разворачиваются и распрямляются плечи..
Золотистый поток льется по позвоночнику, и он будто освобождается от чего-то…Распрямляется…Затем поток устремляется вниз… Он очищает таз…
Теперь он стекает по ногам…Очень медленно он продвигается от бедер к коленям…Вы чувствуете, как тяжелеют ваши ноги…
От коленей – к стопам… По стопам он вытекает наружу… Вы видите вытекающий мутный поток… А золотистый поток продолжает вымывать все лишнее…До тех пор пока наружу не начнет вытекать такой же золотистый, искрящийся поток света…
Медленно откройте глаза… Здравствуйте, очень чистые, золотисто светящиеся люди!»
Обсуждение. «Поделитесь впечатлениями»
Это простой и очень эффективный способ снятия стрессового напряжения. Когда вы слишком расстроены, или обижены, или вы напряжены от гнева, от тревоги, вы сможете использовать это упражнение. Когда вы слишком злы, не принимайте решение, пока не снимите излишнее напряжение и не успокоитесь. Если немного потренироваться, вы сможете проделывать это упражнение с каждым разом все с большими приятными ощущениями.
4Блок. Способы, связанные с воздействием слова
Известно, что «слово может убить, слово может спасти». Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма. Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).
Самопрограммирование. Программируйте себя на успех– Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»: «Именно сегодня у меня все получится»; «Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»; «Именно сегодня я буду находчивой и уверенной»;– Мысленно повторите это несколько раз.
Самоодобрение (самопоощрение) Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. А это особенно нужно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок . Но нас никто не поддерживает и не поощряет и это одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самому.
В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!» – Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.
Упражнение «Комплимент» целью которого является : позитивная обратная связь каждому.
Нам всем иногда нужна похвала, приятно получать комплименты. На листе бумаги напишите свое имя и то, за что вы можете гордиться собой начиная фразу : « Я – Галина я молодец потому что я …, я горжусь собой потому что я…. и передайте соседу. А сосед получив листок пишет что-либо приятное начиная фразу, например «Мне нравиться в тебе…, я учусь у тебя…» И так листок пройдет по кругу и все участники напишут каждому свое послание.
Получили свои листы? Какие чувства вы испытываете? ваши ощущения? Сохраните эти листы в копилке своего опыта, думаю, бывает очень приятно и полезно для поднятия самооценки и настроения перечитать такое послание, даже через несколько лет.
Итак, не забывайте – Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня.
4.Заключительная часть. Давайте сделаем выводы по теме нашего занятия: в целях профилактики синдрома эмоционального выгорания следует соблюдать следующие правила:
Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги.
Старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки.
Учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой.
Проще относитесь к конфликтам на работе.
Не пытайтесь быть лучшим всегда и во всем. Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений. Не забывайте о том, что не только Ваши подопечные, но и Вы сами в не меньшей степени нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению Вашего здоровья и психоэмоционального ресурса.
Закончить наше занятие я бы хотела видеоматериалом «Притча о счастье».
Дорогие коллеги! Пусть счастье станет нашим привычным состоянием и достоянием! Будем счастливыми всегда!!!
Спасибо за участие и активную работу. Я попрошу вас оставить свои отзывы о занятии и заполнить бланки анкеты «Обратная связь»