Семинар – практикум для родителей "Секрет общения"
Семинар – практикум для родителей "Секрет общения"
ЦЕЛЬ: Формирование у родителей начальной школы навыков взаимодействия с гиперактивными детьми.
ЗАДАЧИ:
1. Предоставить родителям теоретическую информацию об особенностях психического и физического развития гиперактивных детей;
2. Рассмотреть способы взаимодействия в ситуациях общения и обучения;
3. Практическая отработка навыков развития дефицитарных функций у гиперактивных детей;
4. Принятие ответственности за возникающие проблемы взаимодействия с детьми;
5. Научиться осознавать свою позицию в общении с детьми: понимать и анализировать свои установки при восприятии различных детей.
ФОРМА РАБОТЫ:
Практикум.
Лекции.
Групповая работа.
СОСТАВ УЧАСТНИКОВ:
Родителям, учащихся в 1 – 4 классах начальной школы.
Оптимальное количество участников на занятии – 12-18 человек.
Два тренера – ведущих.
РЕЖИМ РАБОТЫ:
1 занятие продолжительностью 2 часа.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Мягкий (поролоновый) мяч, который можно заменить мягкой игрушкой, мячик резиновый, колокольчик (или другой сигнальный инструмент), ватман, фломастеры, цветные карандаши, булавки, бумага для бейджиков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Семинар – практикум для родителей "Секрет общения"»
«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С
ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ»
Семинар – практикум
для родителей начального звена
ЦЕЛЬ:
Формирование у родителей начальной школы навыков взаимодействия с гиперактивными детьми.
ЗАДАЧИ:
1. Предоставить родителям теоретическую информацию об особенностях
психического и физического развития гиперактивных детей;
2. Рассмотреть способы взаимодействия в ситуациях общения и обучения;
3. Практическая отработка навыков развития дефицитарных функций у
гиперактивных детей;
4. Принятие ответственности за возникающие проблемы взаимодействия с
детьми;
5. Научиться осознавать свою позицию в общении с детьми: понимать и
анализировать свои установки при восприятии различных детей.
ФОРМА РАБОТЫ:
Практикум.
Лекции.
Групповая работа.
СОСТАВ УЧАСТНИКОВ:
Родителям, учащихся в 1 – 4 классах начальной школы.
Оптимальное количество участников на занятии – 12-18 человек.
Два тренера – ведущих.
РЕЖИМ РАБОТЫ:
1 занятие продолжительностью 2 часа.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Мягкий (поролоновый) мяч, который можно заменить мягкой игрушкой, мячик резиновый, колокольчик (или другой сигнальный инструмент), ватман, фломастеры, цветные карандаши, булавки, бумага для бейджиков.
Мини – лекция «Как помочь гиперактивному ребенку».
Игра «Подвигай телом».
Мини – лекция «Как работать с родителями гиперактивного ребёнка».
Упражнение «Скорая помощь».
Упражнение «Прямой эфир».
Обратная связь.
Приложения
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
Здравствуйте, уважаемые родители! Тема нашего семинара «Гиперактивные дети». Иначе их еще называют: непоседы, шустрики, энерджайзеры.
Пожалуйста, приведите примеры поведения детей, в которых проявляется их излишняя активность и невнимательность. Какие методы воздействия вы использовали? Какие из них оказались более эффективными?
1. Знакомство.
Игра «Знакомство»
Цель: игра направлена насплочение группы, получение сведений об
участниках тренинга, об их опыте работы, об их знаниях и умениях,
выяснение их запросов и ожиданий.
Содержание:
Группа садится в круг. Каждый называет три качества характера, начинающиеся на первую букву своего имени (возможно фамилии, отчества и т.д.). Игра дает возможность представить те качества, которые, возможно, не замечаются окружающими. Это своеобразный вариант самопрезинтации.
2. Принятие правил групповой работы.
Правила записываются на стенде или на доске и по мере необходимости дополняются участниками. Желательно, чтобы все формулировки были позитивном ключе: без отрицаний и без частицы «не». Например, «Один говорит – все слушают», «Выступать без критики», « Здесь и сейчас», «Обращение на Ты или на Вы» и т.д.
3. Мини – лекция «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ»
«Активный» – от латинского - деятельный, действенный. «Гипер» – от греческого – над. Сверху – указывает на превышение нормы. Гиперактивность у детей проявляется несвойственными для нормального, соответствующего возрасту развития ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью.
Первые проявления гиперактивности можно наблюдать в возрасте до 7 лет.
Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления гиперактивности:
-дефицит внимания;
-импульсивность;
-повышенная двигательная активность.
Гиперактивность - совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью.
Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерами своим поведением. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов. Он расторможен в отношениях со взрослыми, не умеет играть со сверстниками и не имеет настоящих друзей.
Для таких детей характерны агрессивное поведение.В подростковом возрасте такие дети склонны к асоциальному поведению. При всех проблемах таких детей с имеют нормальный или даже высокий интеллект.
Причина такой подвижности, как правило, многочисленные микроорганические поражения головного мозга во время беременности, родов или в младенчестве. У мальчиков гиперактивное состояние отмечается по крайней мере в 4 раза чаще, чем у девочек.
Пики проявления: 1 год, 3 года, 6-7 лет, 9-10 лет. Потом активность идет на спад.
СДВГ - синдром дефицита внимания. Гиперактивный ребенок нуждается в помощи. В каждом конкретном случае это индивидуально, помощь должна: медикаментозная, психологическая или педагогическая коррекция. Если перечисленные меры не приняты гиперактивные дети уже в 1- 2 классах испытывают трудности в обучении, а иногда, не смотря на неординарные способности, даже остаются на второй год. Даная помощь может оказаться неэффективной без привлечения родителей.
Из перечисленных признаков наиболее трудно определить и охарактеризовать импульсивность. Для определения импульсивности можно воспользоваться анкетой «ПРИЗНАКИ ИМПУЛЬСИВНОСТИ». (приложение 1).
В большинстве случаев, если у ребенка присутвует только гиперактивность (подвижность, импульсивность), скорее всего, это связано с особенностями темперамента и не всегда можно говорить о патологии.
4. Игра «Давайте поздороваемся»
Цель: Дать возможность почувствовать своё тело, снять мышечное
напряжение, ощутить себя членом группы.
«Добрый день, шалом, салют!»
Участники представляются и приветствуют друг друга на разных языках.
Приготовьте для каждого участника карточку, где написано слово “здравствуйте” на разных языках. (Возможно, с помощью членов группы Вы расширите список слов – приветствий.) Если Вы работаете с поликультурной группой, то впишите на карточку среди прочих приветствий, “родные” для участников.
Попросите участников начать игру, встав в круг.
Пройдите по кругу, держа в руках (или в шляпе) заготовленные карточки, и пусть каждый вытащит, не глядя по одной.
Предложите членам группы прогуляться по комнате и при этом здороваться с каждым встречным: сначала поприветствовать его, затем назвать собственное имя.
В заключение предложите участникам кратко обменяться впечатлениями.
Италия: Bon giorno
Швеция: Gruezi
США: Hi
Англия: Hello
Германия: Guten Tag
Испания: Buenos Dias
Гавайи: Aloha
Франция: Bonjors, Salut
Малайзия: Selamat datang
Россия: Здравствуй
Чехия: Dobry den
Польша: Dzien
Израиль: Shalom
Египет: Asalami Aleikum
Чероки (США): Schijou
Финляндия: Hyva paivaa
Дания: Goddag
Турция: Marhaba
5.Упражнение «ПОРТРЕТ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»
Группа делится на 3 – 4 подгруппы. Каждой подгруппе выдается карточка “Портрет “особого” ребенка” на которой перечислены индивидуальные особенности агрессивных, гиперактивных, тревожных, аутичных детей. Участники подгрупп совместно выбирают черты, которые свойственны гиперактивному ребенку. Затем каждая подгруппа зачитывает свою характеристику, после чего проводится общее обсуждение. (Некоторые индивидуальные особенности и поведенческие проявления нельзя четко отнести к какой – либо категории. Поэтому здесь возможно обсуждение.)
После того, как портрет составлен, основные характеристики гиперактивному ребенка записываются на доске. К ним можно обращаться во время всего занятия. (приложение 2).
Диагноз «синдром гиперактивности» ставит невропатолог, и у некоторых детей в медицинской карте это отмечено. В таких ситуациях можно сразу использовать тактику работы описанную выше. Если диагноз отсутствует , а у ребенка день за днем проявляются отдельные признаки гиперактивности, тогда взрослые проводят дополнительные целенаправленные наблюдения за ним.
Американскими психологами разработаны критерии выявления гиперактивного ребенка, которые помогут в диагностической работе. Данные критерии оформлены в виде тестов.
По результатам наблюдения при необходимости следует обратиться к медицинским специалистам. (приложение 3).
7.Упражнение «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»
Поскольку для гиперактивных детей свойственна вариативность поведения, то наблюдения за ним только в школе и вывод только на основе ваших наблюдений может оказаться ошибочным. В этом случае необходима дополнительная информация о ребенке, которую можно получить, беседуя с родителями.
Для выполнения упражнения группа делится на пары, каждой паре выдается карточка со списком вопросов для родителей.
Каждая пара разыгрывает следующую ситуацию: один из участников разыгрывает роль родителей, другой – роль педагога. «Педагог» выбирает из предложенного списка вопросы, которые кажутся ему наиболее информативными.
Пары работают 5 – 7 минут. По окончании работы проводится групповое обсуждение с целью составления списка вопросов, которыми наиболее эффективно пользоваться в процессе беседы с родителями.
Возможен и такой вариант: использовать данный список в качестве анкеты для родителей. (приложение 4,5).
8. Упражнение «ИНСТРУКЦИЯ»
Ведущий выбирает из группы одного желающего – водящего. Ему вручается лист с заранее нарисованными фигурами. Задача водящего в течение одной минуты дать четкие вербальные указания группе, в результате которых у каждого работающего в круге должно быть воспроизведено изображение с листа водящего. Группа располагается по кругу и рассчитывается на 1 – 2. Первые номера ходят в кругу и здороваются со всеми за руку. Вторые – выполняют инструкцию водящего, здороваются с первыми номерами и одновременно считают количество предметов круглой и квадратной формы в данном помещении.
(Данное упражнение позволяет ощутить состояние гиперактивного ребенка, находящегося в социальной среде). (приложение 6).
9.Мини – лекция «КАК ПОМОЧЬ ГИПЕРАКТИВНОМУ РЕБЕНКУ»
В работе с гиперактивными детьми используются три основных направления:
-Развитие дефицитарных функций (внимание, контроль поведения, двигательный контроль);
-Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
-При необходимости должна осуществляться работа с гневом.
Работа по этим направлениям может осуществляться параллельно или, в зависимости от конкретного случая, может быть выбрано одно приоритетное направление. Рассмотрим подробно каждое направление.
РАЗВИТИЕ ДЕФИЦИТАРНЫХ ФУНКЦИЙ
Необходимо руководствоваться следующим принципом. Коррекционную работу следует проводить поэтапно, начиная с развития одной отдельной функции. Это связано с тем, что гиперактивному ребенку трудно одновременно быть и внимательным, и спокойным, и не импульсивным. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок на уроке сидел спокойно, то не требуйте от него результативности и чистоты работы. А если, хотите получить качественную работу, то не концентрируйте внимание на его двигательной активности.
Когда в процессе работы будут достигнуты устойчивые положительные результаты. Можно переходить к тренировке одновременно двух функций, например, дефицита внимания и контроля двигательной активности.
СХЕМА ОТРАБОТКИ ФУНКЦИЙ
Внимание;
Мышечный контроль;
Импульсивность;
Внимание + мышечный контроль;
Внимание + импульсивность;
Мышечный контроль + импульсивность;
Внимание + мышечный контроль + импульсивность.
ОТРАБОТКА КОНКРЕТНЫХ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ
Первоначальная работа с гиперактивным ребенком должна осуществляться индивидуально. На этом этапе работы можно обучить ребенка не только слушать, но и слышать – понимать инструкции взрослого, проговаривать их в слух, формулировать систему правил поведения в общении и в процессе выполнения конкретного задания. Заранее обговорите правила, за выполнение которых ребенок получает вознаграждение. Ребенка надо чаще поощрять, например, каждые 15 – 20 минут выдавать жетоны, которые в течение дня он может менять на награды: право идти на прогулку в первой паре и т.д.
Необходимо помнить. Что инструкции гиперактивному ребенку должны быть очень четкими и краткими (не более 10 слов).
Зачастую эти дети склонны к манипулированию родителями и педагогами. Чтобы не допустить этого, взрослому надо помнить: в любой ситуации он должен сохранять спокойствие.
Т.к. большое количество людей ребенка возбуждает, старайтесь садить его на первые парты, чтобы он не видел перед собой большого количества людей.
Следующий этап – вовлечение гиперактивного ребенка в групповые виды деятельности. Сначала желательно включать гиперактивного ребенка в работу и в игру с малой подгруппой детей (2 – 4 человека) и только после этого можно приглашать его участвовать в общих групповых играх и занятиях. В случае несоблюдения данной последовательности ребенок может перевозбудиться, что приведет, в свою очередь, к потере контроля поведения, переутомлению, дефициту активного внимания.
При отработке навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками используйте те же принципы, что и при работе с агрессивными детьми.
10.Игра «Подвигай телом».
Цель: создать положительный настрой на занятие, снять напряжение и усталость, раскрепостить участников.
Инструкция. Сейчас мы с вами разомнемся. Это разминка называется «Подвигай телом». Мы будем танцевать разными частями тела. Какими – я буду называть по ходу нашей разминки. Ваша задача – максимально использовать в танце названную часть тела.
Команды:
танцуем правой рукой;
танцуем левой рукой;
танцуем обеими руками;
танцуем отдельно головой;
танцуем левой ногой;
танцуем правой ногой;
танцуем обеими ногами;
танцуем туловищем;
танцуем правым плечом;
танцуем левым плечом;
танцуем обеими плечами;
танцуем бровями;
танцуем носом;
танцуем губами;
танцуем лицом;
добавляем к танцу голову и шею;
добавляем плечи;
добавляем к танцу руки;
добавляем правую ногу;
добавляем левую ногу;
танцуем всем телом;
исключаем из танца правую ногу;
исключаем из танца ноги;
исключаем из танца туловище;
исключаем из танца руки;
исключаем из танца плечи;
исключаем из танца голову;
исключаем из лицо;
танцуем губами;
остановились;
повернулись;
улыбнулись!
11.Мини – лекция «КАК РАБОТАТЬ С РОДИТЕЛЯМИ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»
Родители гиперактивных детей, как правило, испытывают много трудностей при взаимодействии с ними. Так, некоторые стремятся жесткими мерами бороться с «непослушанием» сына или дочери, усиливают дисциплинарные способы воздействия, увеличивают рабочие нагрузки, строго наказывают за малейший проступок, вводят непреклонную систему запретов. Другие, устав от бесконечной борьбы со своим чадом, махнув на все рукой, стараются не обращать внимания на его поведение или, «опустив руки», предоставляют ребенку полную свободу действий, тем самым лишая его необходимой для него поддержки взрослых.
Некоторые родители начинают винить себя в том. Что он такой, и даже приходят в отчаяние и впадают в состояние депрессии (которые в свою очередь негативно влияют на чувствительного ребенка).
Многие из проблем гиперактивного ребенка происходят из-за неосведомленности родителей.
Три «западни», которые подстерегают родителей при воспитании гиперактивного ребенка
Запа
дня
Содержание
Пути преодоления
1.
Недостаток эмоционального внимания, часто подменяемого медицинским уходом.
Больше общаться с ребенком, вникать в его проблемы, играть вместе с ним в его детские игры, беседовать «по душам».
2.
Недостаток твердости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением.
Составить список запретов и четко следовать ему. Составить список: что должны контролировать родители (сегодня, завтра, через неделю).
3.
Неумение воспитывать в детях навыки управления гневом.
Использование «Лестницы гнева».
Многим родителям необходима разъяснительная работа в следующих направлениях:
1. Ужесточение дисциплины лишь усложнит положение;
2. Необходимо мягкое, спокойное общение;
3. При работе с ребенком не должно быть криков, приказов, но и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона. Гиперактивный ребенок очень чувствительный и быстро присоединится к такому настроению. Эмоции могут его захлестнуть;
4. Увеличение учебных нагрузок зачастую ведет к переутомлению, капризам и отказу от учебы вообще. Это довольно частая ситуация, т.к. гиперактивные дети часто обладают неординарными способностями, сообразительны, быстро «схватывают» информацию, от чего у родителей складывается впечатление, что ребенку необходимо увеличить нагрузку. Они записывают его в кружки, секции и т.д.
5. Отказаться от тактики вседозволенности;
6. Почаще хвалить за успехи и достижения, даже самые незначительные, т.к. частые замечания и упреки формируют заниженную самооценку ребенка. Нельзя, однако, забывать, что недопустима похвала неискренняя, незаслуженная. Все дети, особенно гиперактивные (и особо чувствительные), быстро «раскусят» вас и перестанут доверять. Похвала должна быть не слишком эмоциональная.
7. Если взрослый хочет чего – то добиться от ребенка, надо научиться давать четкие инструкции и не поручать несколько дел одновременно: «Сначала убери игрушки, потом почисти зубы,…». Лучше дать те же указания, но отдельно, добавляя следующее только после того, как выполнено предыдущее. Выполнение обязательно надо проконтролировать.
8. Если необходим запрет какой – либо деятельности, то таких запретов должно быть очень немного, они должны быть заранее оговорены с ребенком и сформулированы в очень четкой и непреклонной форме. При этом желательно, чтобы ребенок знал, что последует за тем, когда запрет окажется нарушенным. Родители в свою очередь должны быть последовательны в выполнении своих санкций. В противном случае ребенок окажется жертвой настроения взрослых и станет опасаться не конкретного наказания, а неожиданной «эмоциональной бури». Это часто приводит ко лжи, изворачиванию…
Запрет не должен начинаться со слов «НЕТ», «НЕЛЬЗЯ». Гиперактивный ребенок импульсивен и, скорее всего на такой запрет отреагирует резким непослушанием. Поэтому говорить с ребенком надо сдержанно и давать ему возможность выбора. Например, если ребенок носится, как «вихрь», по классу, можно предложить ему побегать на улице, в коридоре или присоединиться к небольшой группе ребят и чем-то заняться. Если ребенок громко кричит, предложить ему громко спеть любимую песню или прочесть стихотворение.
9. В силу своей импульсивности ребенку трудно переключиться с одного вида деятельности на другой по первому требованию. Поэтому лучше за несколько минут до начала новой деятельности предупредить его об этом. Желательно поощрение исполненного в данном случае правила.
10. Чтобы не допустить перевозбуждения, родителям рекомендуется ограничить пребывание ребенка в местах скопления большого количества людей, стараться не приглашать большого количества гостей. Внешне в такой ситуации ребенок будет очень активен и энергичен. На самом деле такие дети очень быстро утомляются, а это приводит к снижению самоконтроля и к нарастанию гиперактивности.
11. Гиперактивному ребенку нужен четкий режим жизни.
12. По возможности надо оградить гиперактивного ребенка от длительных занятий на компьютере и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих его эмоциональному возбуждению.
13. Не всегда спортивные секции способствуют избавлению ребенка от избыточной энергии. Желательно не заниматься силовыми видами спорта. Предпочтительнее гимнастика, танцы, плавание, бег. Большое значение имеет стиль преподавания взрослого. Если тренер придерживается жесткого стиля воспитания и ребенок подвергается большому количеству наказаний и ограничений, то это будет способствовать нарастанию напряжения. Если секцию посещает большое количество детей (футбол, волейбол…), то ребенку необходимо будет искать дополнительный источник освобождения от энергии.
14. Полезны спокойные прогулки с родителями перед сном, во время которых можно спокойно поговорить и обсудить события дня.
15. Использовать пальчиковые игры.
12. Упражнение «СКОРАЯ ПОМОЩЬ»
Группа делится на две подгруппы, одна из которых составляет список возможных методов взаимодействия с гиперактивным ребенком в экстремальных ситуациях, когда нежелательное поведение уже проявилось. Составленный список можно назвать «Скорая помощь».
Вторая подгруппа составляет список возможных методов работы, способствующих профилактике негативных образцов поведения ребенка. (приложение 8).
Участники делятся на подгруппы, каждая из которых получает задание: «Представьте, что Вас пригласили на телевидение для участия в передаче «Как помочь ребенку». Вы должны дать телезрителям рекомендации, которые будут способствовать их эффективному общению с гиперактивными детьми. Адресуйте свое обращение педагогам (и / или родителям)».
Время в эфире – 2 минуты. Вести передачу может как один представитель подгруппы, так и несколько.
14. Обратная связь.
Участникам тренинга предлагается при желании высказаться или написать небольшие записки и положить в «почтовый ящик». (приложение 10).
Участники по кругу передают мяч (или другой предмет) и отвечают на вопросы в свободной форме устно:
чем полезна для вас данная встреча;
какие конкретные приёмы вы будете использовать в своей работе;
ваши пожелания на проведение таких занятий.
гармон (постояным движеии)вырабатывается только при движении ...он у человека он вырыба отвечет за движения
Приложения 1.
Анкета
Признаки импульсивности
№
Ребенок
да
нет
Всегда быстро находит ответ, когда его о чем-то спрашивают (возможно, и неверный).
У него часто меняется настроение.
Многие вещи его раздражают, выводят из себя.
Ему нравится работа, которую можно делать быстро.
Обидчив, но не злопамятен.
Часто чувствуется, что ему все надоело.
Быстро, не колеблясь, принимает решения.
Может резко отказаться от еды, которую не любит.
Нередко отвлекается на занятиях.
Когда кто-то из ребят на него кричит, он кричит в ответ.
Обычно уверен, что справится с любым заданием.
Может нагрубить родителям, воспитателю.
Временами кажется, что он переполнен энергией.
Это человек действия, рассуждать не умеет и не любит.
Требует к себе внимания, не хочет ждать.
В играх не подчиняется общим правилам.
Горячится во время разговора, часто повышает голос.
Легко забывает поручения старших, увлекается игрой.
Любит организовывать и предводительствовать.
Похвала и порицание действуют на него сильнее, чем на других.
Инструкция: заполните анкету, отвечая "да" или "нет".
Интерпретация:если ответ "да" на 15-20 ответов, это может говорить о высокой степени импульсивности, 7-14 – о средней степени,
0-5 – низкойстепени.
Приложения 2.
"Портрет "особого" ребенка"
Характерные особенности ребенка
Ребенок:
Слишком говорлив Продуктивно работает с пооперационными картами Отказывается от коллективной игры Чрезмерно подвижен Имеет высокие требования к себе Не понимает чувств и переживаний других людей Ощущает себя отверженным Любит ритуалы Имеет низкую самооценку Часто ругается со взрослыми Создает конфликтные ситуации Отстает в развитии речи Чрезмерно подозрителен Вертится на месте Совершает стереотипные механические движения Постоянно контролирует свое поведение Чрезмерно беспокоится по поводу каких-либо событий Сваливает вину на других Беспокоен в движениях Имеет соматические проблемы: боли в животе, в горле, головные боли Часто спорит со взрослыми Суетлив Кажется отрешенным, безразличным к окружающему Любит заниматься головоломками, мозаиками Часто теряет контроль над собой Отказывается выполнять просьбы Импульсивен Плохо ориентируется в пространстве Часто дерется Имеет отсутствующий взгляд Часто предчувствует «плохое» Самокритичен
Не может адекватно оценить свое поведение Имеет мускульное напряжение Увлекается коллекционированием Имеет плохую координацию движений Опасается вступать в новую деятельность Часто специально раздражает взрослых Задает много вопросов, но редко дожидается ответов Робко здоровается Годами играет в одну и ту же игру Мало и беспокойно спит Говорит о себе во 2-м и 3-м лице Толкает, ломает, рушит все кругом Чувствует себя беспомощным.
Приложения 3.
Критерии выявления гиперактивного ребенка
Высокая двигательная активность
№
Утверждения
да
нет
Беспокоен в движениях (барабанит пальцами, забирается куда-либо)
Ерзает на месте
Находится в постоянном движении
Очень говорлив
Спит намного меньше, даже в младенчестве
Дефицит активного внимания
№
Утверждения
да
нет
Непоследователен в поведении
Имеет трудности в организации
Непоследователен в поведении
Имеет много незаконченных проектов
Не слышит, когда к нему обращаться
С большим энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его
Теряет вещи
Избегает задач, которые требуют умственных усилий и скучных заданий
Часто бывает задумчив
Импульсивность
№
Утверждения
да
нет
Не может регулировать свои действия
Не умеет подчиняться правилам
Отвечает до того, как его спросят
Не может дождаться своей очереди в игре, на занятиях
Часто вмешивается в разговор, прерывает говорящего
Плохо сосредотачивает внимание
Не может отложить вознаграждение
Вариативность поведения (на одних занятиях спокоен, на других-нет)
Интерпретация: если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.
Приложения 4.
Список вопросов для беседы с родителями
гиперактивного ребенка
Характерны ли для ребенка нервные движения (раскачивание ногой и др.)?
Каковы особенности протекания беременности родов?
трудно ли ребенку выслушать до конца сказку (рассказ, историю), которую ему читает взрослый?
Каковы особенности раннего развития ребенка?
Верно ли то, что ребенок показывает в обучении результаты которые явно ниже его способностей?
Часто ли ребенок нарушает правила?
Есть ли в семье другие дети?
Является ли ребенок чрезмерно экспрессивным?
Характерна ли для ребенка низкая переносимость огорчений?
Подчиняется ли ребенок правилам, инструкциям?
Бывают ли у ребенка депрессивные состояния?
Нравится ли ребенку, когда появляются новые вещи? Хватает ли он их сразу?
Часто ли ребенок приходит в ярость?
Легко ли ребенок приходит в состояние гнева?
Какая ведущая рука у ребенка?
Есть ли в семье родственники склонные к депрессиям, алкоголизму, к употреблению наркотиками?
Легко ли отвлечь ребенка от выполнения задания?
Часто ли меняется настроение ребенка?
Трудно ли ребенку справиться со своим гневом? Умеет ли он контролировать свой гнев?
Нет ли у ребенка склонности показывать успехи ниже, чем онспособен?
. Нет ли у ребенка привычки «перепрыгивать» с одной программы телевидения на другую?
Когда ребенок слушает, заняты ли чем-то его руки (играет в машинки, чертит линии)?
Любит ли ребенок смотреть телевизор?
Агрессивен ли ребенок? Какая агрессия проявляется чаще: вербальная или невербальная?
Насколько точно выполняет ребенок указания взрослых?
Насколько хорошо развита у ребенка координация движений?
Трудно ли ребенку приступить к занятиям?
Является ли ребенок аллергиком?
. Страдал ли кто-то из членов семьи ребенка синдромом дефи.1 цита внимания?
Беспокоен ЛИ ваш ребенок?
Умеет ли ребенок хранить секреты?
Часто ли ребенок отказывается выполнять просьбы, требования взрослых?
Имеет ли ребенок привычку лгать?
Каков уровень самооценки ребенка?
. Способен ли ребенок длительное время ждать Вознаграждения)
Есть ли в семье другие гиперактивные дети?
Как ребенок реагирует на замечания Взрослых?
Часто ли ребенок забывает выполнить поручения взрослых?
. Характерна для ребенка роль «клоуна» в группе, в классе?
Страдает ли ребенок нарушением сна?
Как долго спит ребенок?
Каков уровень развития мелкой моторики ребенка?
Умеет ли ребенок планировать последствия своего поведения?
Является ли полной семья ребенка?
Какова очередность рождения данного ребенка в семье?
. Часто ли в Семье происходят конфликты?
Трудно ли ребенку дожидаться своей очереди в игре, на занятиях?
Часто ли ребенок задевает вещи, роняет их?
Часто ли ребенок является инициатором конфликтных ситуаций?
Часто ли ребенку приходится делать замечания дома, на про гулке, в Школе?
Труднее ли Ребенку закончить задание в детском саду (в школе), чем дома?
Приложения 5.
Список вопросов для беседы с родителей с учителями
Какой рукой ребенок пишет в классе?
Умеет ли ребенок слушать ответы других детей?
Всегда ли он доводит начатое задание до конца?
Как реагирует ребенок на замечания воспитателя (учителя)?
Какие задания он выполняет с большим удовольствием?
Часто ли бывает говорлив?
Часто ли теряёт свои вещи?
Часто ли забывает дома свои вещи?
Много ли задает вопросов?
Обижается ля, если его долго не спрашивают?
Умеет ли подчиняться правилам?
Спит ли ребенок в тихий час?
. Заняты ли руки ребенка во время объяснения учителя (воспитателя)?
Аккуратно ли ребенок пишет на доске?
Перебивает ли ребенок взрослых или детей во время разговора?
Кричит ли на других детей?
Торопливо ли ест?
Может ли длительное время работать молча?
Аккуратно ли складывает свои вещи?
Любит ли читать книги?
Любит ли идти в первой паре?
Стремится ли быть лучше всех?
Берется ли за много дел сразу?
Всегда ли доводит начатое дело до конца?
Любит ли шутить?
Обижается ли на шутки других?
Часто ли приходит ярость?
хорошая ли у него координация движений?
Задевает ли он предметы в группе (в классе)?
Любит ли он играть в песке?
Сильно расстраивается, получив плохую отметку, замечание?
Трудно ли ребенку справиться с гневом?
Всегда ли ребенок четко выполняет инструкции педагога?
Трудно ли ребенку приступить к занятиям?
Легко ли отвлечь ребенка от выполнения задания?
Любит ли ребенок соревнования, эстафеты?
Рассказывает ли ребенок о своих домашних делах?
Каков уровень развития мелкой моторики руки?
Приложения 6.
Вариант 1
Вариант 2
Приложения 7
КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЯМИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ»
Пример 1. Ребенок во время тихого часа поет песни, шепчется с соседями, требует, чтобы воспитатель сидел рядом с ним и гладил его по спине. Угрожает, что если воспитатель не сядет к нему на кровать, он скажет маме, что в группе его наказали и нашлепали. Ваши действия.
Пример 2.Ребенок 2-го класса отказывается выполнять какие-либозадания во время проведения контрольной работы. Он встает, ходит по классу и стирает с доски записи учителя (задания контрольной работы). Ваши действия.
Пример 4. Ребенку 10 лет. В течение 45 минут урока математики он каждые 5—7 минут получает замечание учителя, на которое отзывается бранью и криками. В кабинет директора идти отказывается. Ваши действия.
Пример 5. Ребенок 5лет за один вечер три раза подрался с братом (8 лет), разбил стакан, сломал папин калькулятор, разлил чай. Каждое происшествие сопровождалось слезами, криками и искренним раскаянием с обещаниями впредь вести себя хорошо. Но через несколько минут он уже снова дерется, кричит, носится по квартире как смерч и роняет по пути предметы. Ваши действия.
Пример 6. Ребенок 6 лет требует подать ужин к телевизору, от экрана которого он не отходит уже в течение трех часов. Заявляет: здесь главный! Вы все должны меня слушаться. Не будете слушаться — я буду психовать. Вам тогда не сдобровать! При малейшем неподчинении родителей он бросается на пол, бьется руками, ногами об пол, пронзительно визжит. Ваши действия.
Пример 7. Ребенок 6 лет заявляет маме в игрушечном магазине: Ты, кажется, говорила, что меня любишь? Тогда быстро покупай мне новый пистолет». Ваши действия.
"Скорая помощь" при работе с гиперактивным ребенком
Отвлечь ребенка от его капризов.
Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).
Задать неожиданный вопрос.
Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).
Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.
Не приказывать, а просить (но не заискивать).
Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).
Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.
Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).
Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.
Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит)
Профилактика работы с гиперактивными детьми
Заранее договариваться с ребенком о времени игры, о длительности прогулки и т. д.
Об истечении времени ребенку сообщает не взрослый, а заведенный заранее будильник, кухонный таймёр, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.
Выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.
Выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе детского сада, в классе, дома.
Просить ребенка вслух проговаривать эти правила.
Перед началом занятия ребенок может сказать, что он хотел бы пожелать себе сам при выполнении задания.
Приложения 9.
Шпаргалка для взрослых или правила работы с гиперактивными детьми
1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.
2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.
7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая но будущее.
12. Предоставлять ребенку возможность выбора.
13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия -нет преимущества!
Если родители едут со своим ребенком в музей, театр или в гости, они должны заранее объяснить ему правила поведения. Например: “Когда мы выйдем из дома, ты должен дать мне руку и не отпускать ее, пока не перейдем улицу. Если ты все сделаешь правильно, я дам тебе жетон. Когда мы сядем в автобус...” и т.д. Затем определенное количество полученных за правильное поведение жетонов можно будет обменивать на приз (конфету, игрушку и т.д.). Если ребенок будет очень стараться, но случайно что-то сделает не так, то его можно и простить. Пусть он чувствует себя успешным.
Приложения 10.
Уважаемый родители!
Сегодня Вы участвовали в тренинге «Секреты общения с детьми «гиперактивный ребенок». Для подведения итогов работы и формулировке запросов на следующее занятие, Вам предлагается ответить на вопросы:
Чем полезна именно для Вас данная встреча? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие конкретные приемы Вы будете использовать в своей работе? ____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ваши пожелания на следующее занятие: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.
4. Очень говорлив.
Импульсивность:
1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
3. Плохо сосредоточивает внимание.
4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.
6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет).
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.
Критерии первичной оценки проявлений
гиперактивности у ребенка
Критерии оценки
Гиперактивный ребенок
Контроль поведения
Постоянно импульсивен
Двигательная активность
Постоянно активен
Характер движении
Лихорадочный, беспорядочный
«Маленькая птичка» (Черепанова Г.Д.)
Цель: Развивать мышечный контроль.
Содержание: Ребенку в ладошки дают пушистую, мягкую, хрупкую игрушечную птичку (или другого зверька).
Взрослый говорит: «Прилетела к тебе птичка, она такая маленькая, нежная, беззащитная. Она так боится коршуна! Подержи, поговори с ней, успокой ее». Ребенок берет в ладошки птичку, держит ее, гладит, говорит добрые слова, успокаивает ее и вместе с тем успокаивая ее и вместе с тем успокаивается сам.
В дальнейшем можно птичку уже не класть ребенку в ладошки, а просто напомнитьему « Помнишь, как надо успокаивать птичку? Успокой ее снова». Тогда ребенок сам садится на стульчик, складывает ладошки и успокаивается.
Система поощрений и наказаний должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной. И тут приходится учитывать особенности гиперактивного ребенка: он не умеет долго ждать, поэтому и поощрения должны носить моментальный характер и повторяться примерно через 15— 20 минут. Один из вариантов поощрения — выдача жетонов, которые в течение дня можно обменять на награды. Как же придумать, чем можно наградить ребенка?