kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар-практикум для родителей "Эффективное взаимоотношение с учетом темперамента ребенка "

Нажмите, чтобы узнать подробности

У родителей и педагогов часто возникают жалобы на плохое поведение детей. Поведенческие проблемы могут быть связаны с разными причинами: желанием привлечь внимание, местью, борьбой за власть. Каждый ребенок обладает определенным набором качеств, присущих только ему. Ребенка можно сравнить с замком с секретом. Для того чтобы найти ключик к этому замку, взрослым необходимо учесть его индивидуальные особенности, которые обусловлены биологически.

Биологическим фундаментом поведения человека является темперамент. Для эффективного общения с ребенком важно применять воспитательные приемы воздействия с учетом его типа темперамента. Для обучения таким приемам, осознания положительных сторон ребенка, на которые можно опереться в воспитании, лучше использовать нетрадиционные формы проведения родительских собраний. Предлагаемая форма семинара практикума позволяет родителям свободно обмениваться мнениями, способствует развитию творческих способностей, обогащению опытом принятия нестандартных решений, расширяет возможности понимания своего ребенка. Активный способ добывания психологопедагогических знаний, развития умений и навыков повышает эффективность взаимодействия родителей и детей.

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум для родителей "Эффективное взаимоотношение с учетом темперамента ребенка " »


Цель: развить навыки анализа индивидуальных особенностей поведения детей и умения эффективного взаимодействия с ними в зависимости от преобладающего типа темперамента.


Задачи:

● повысить психолого-педагогическую компетентность родителей;

● стимулировать стремление родителей к самопознанию и познанию особенностей своих детей;

● способствовать развитию сплоченности родительского коллектива;

● раскрыть творческий потенциал;

● совершенствовать способности к определению положительных и отрицательных сторон различных типов темперамента;

● обучить выбору наиболее эффективных воспитательных воздействий с учетом типа темперамента ребенка.

Количество участников: 20–25 человек.

Время: 1,5 часа.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, ноутбук с таймером, фотоаппарат, бумага А4, маркеры, карандаши, раздаточный материал; расставить столы для 4 групп.


До начала семинара на экране видеоролик 1, видеоролик 2

Ход встречи

Приветствие.

Слайд 1

Здравствуйте уважаемые мамы и папы мы рады новой встрече с Вами в Школе семейного воспитания «Гармония» и надеемся, что наше общение пройдет в теплой, дружеской обстановке, и мы сможем дать ответы на интересующие Вас вопросы. Сегодня мы с вами поговорим об индивидуальных особенностях поведения детей и умения эффективного взаимодействия с ними в зависимости от преобладающего типа темперамента. Чтобы правильно общаться с детьми различного темперамента, необходимо:

  • четко понимать, какой тип темперамента преобладает у ребенка;

  • постараться учитывать все минусы и плюсы темперамента ребенка;

  • не подавлять(!), а управлять любым из типов темперамента;

  • воспитывая, не пытаться превратить холерика во флегматика, флегматика в сангвиника и т.д. (это ни у кого не получается!);

  • любить своего ребенка таким, каков он есть, учитывая его темперамент.



Сегодня с нами работает заместитель директора по ВР, социальный педагог, воспитатели мини-центра, классный руководитель 10 класса.


Игра для поднятия настроения и деления участников на группы

Слайд 2

Ведущий: Участники становятся в круг. Я раздам вам карточки, на которых написано название животного или какого-либо предмета. Названия повторяются на нескольких карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано "лев", знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано "лев".

Ведущий раздает карточки. Прочитайте, пожалуйста, что написано ни вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою группу. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки "вашего животного или предмета". Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою группу, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все группы будут образованы, мы проверим, что у нас получилось.

После того как все участники нашли свою группу, ведущий спрашивает по очереди у каждой группы: «Кто вы?».


Метафора «Замок»

Слайд 3.1

Ведущий:

- Посмотрите на предложенный рисунок (демонстрируется замок) и скажите, что на нем изображено.

- Замок (родители).

- Правильно, замок. Какой это замок?

- Замок - как замок. Самый обычный. Железный. Закрытый и т.д. (родители).

- Но только замок закрыт. Что же нужно для того, чтобы открыть этот замок?

- Ключ (родители).

Слайд 3.2

- Хорошо. Вот и связка ключей (демонстрируется второй рисунок). Любым ли ключом можно открыть предложенный замок?

- Нет (родители).

- Возможно, даже в этой связке нет нужного нам ключа. Для каждого замка существует свой ключ, с помощью которого можно открыть предложенный замок. Для чего же я все это говорю? С чем же можно сравнить замок и ключи, обсуждая сегодняшнюю тему родительского собрания.

- Замок – это ребенок, а ключи – методы воздействия на ребенка, методы воспитания, формы и приемы взаимодействия с ним (родители).

- Для того чтобы ребенок открылся нам, необходимо правильно подобрать тот

единственный ключик, т.е. метод взаимодействия с ним. Об этом и пойдет речь на сегодняшнем родительском собрании. Возможно, ли замок открыть другим способом, не применяя ключи?

- Да, возможно (родители).

- Конечно же, возможно. Например, с помощью, ножовки, лома, топора, хитроумной отмычки. Эти методы можно отнести к варварским, т.к. их применение обязательно приводит к поломке замка. То же самое происходит и с ребенком, его психикой, когда в отношении него применятся неправильные, варварские методы воспитания и воздействия.

Мини – лекция

Слайд 4

Ведущий: Известный психолог Мерлин писал: «Представьте себе две реки — одну спокойную, равнинную, другую — стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет свои воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов и брызг. Течение второй — полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены… Нечто подобное можно наблюдать и в поведении людей».

Наблюдения показывают, что все люди различны не только внешне, они различаются и по своему поведению, движениям. Разница в поведении объясняется прежде всего темпераментом, который проявляется в любом виде деятельности (игровой, трудовой, учебной, творческой).

Темперамент легко определить по следующим параметрам: скорости движений человека, темпу его речи, умению быстро и легко включаться в работу, по отзывчивости на чувства других людей, умению увлекаться делом, проявляя при этом большую настойчивость, по суетливости, желанию общаться с товарищами, быстроте смены настроений, смелости и даже по выражению лица и тембру голоса. Темперамент проявляется в очень раннем возрасте. Уже с первых лет жизни у ребенка обнаруживаются черты, которые указывают на принадлежность к тому или иному типу темперамента. Различия отчетливо заметны, когда дети уже владеют речью. Например, если у ребенка громкая, быстрая, отчетливая речь, с правильными интонациями, сопровождающаяся выразительными жестами и мимикой, это может указывать на признаки сангвинического темперамента. Если речь ребенка медленная, спокойная, равномерная, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики, это может свидетельствовать о проявлении особенностей флегматического темперамента. На признаки холерического темперамента указывает речь торопливого, порывистого характера. К признакам меланхолического темперамента может быть отнесена речь заторможенная, тихая, иногда снижающаяся до шепота.

Слайд 5

Темперамент обусловлен биологически. Это подтверждается тем, что его признаки, обнаруживающиеся уже в детстве, отличаются особым постоянством. Поэтому свойства и проявления темперамента относят к устойчивым качествам личности, то есть поведение, обусловленное темпераментом, повторяется в сходных ситуациях. Данное обстоятельство позволяет предвидеть действия человека с определенным типом темперамента. Однако обстоятельства жизни, деятельности и воспитание не всегда сочетаются с природными свойствами нервной системы, поэтому природные особенности изменяются в направлении, соответствующем условиям жизни и деятельности.

Слайд 6

Выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, меланхолический, флегматический, холерический. Однако следует помнить, что темперамент любого человека нельзя целиком «уложить» в рамки какого-то одного типа. У большинства людей наблюдается смешение признаков, свойственных темпераменту разных типов: у холерика могут быть черты меланхолика и флегматика, у сангвиника — холерика и флегматика и т.п. Отнести темперамент человека к тому или иному типу можно только по преобладающим чертам.

Слайд 7

Сангвиника можно охарактеризовать как живого, подвижного, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности. Он быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми. Его чувства легко возникают и сменяются новыми. Ему свойственны богатая мимика, выразительность, иногда поверхностность, непо-стоянство. К сангвиникам относя Наполеона, Д'Артаньяна из «Трех мушкетеров» А. Дюма.

Слайд 8

Холерика можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, но неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения. Ему свойственны повышенная возбудимость, сильная эмоциональность, иногда раздражительность, склонность к аффектам. К холерикам традиционно относят А.С. Пушкина, А.В. Суворова, Атоса из «Трех мушкетеров».

Слайд 9

Для флегматика характерны медлительность, невозмутимость, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний. Новые формы поведения у него вырабатываются медленно, но долго сохраняются. Он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, ему свойственны ровность, спокойствие, выдержка, иногда вялость, безучастность к окружающим, лень. К флегматикам традиционно относят И.А. Крылова, М.И. Кутузова, Портоса из «Трех мушкетеров».

Слайд 10

Меланхолик — человек легкоранимый, склонный глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружающее. Ему трудно долго сосредоточиваться на чем-то одном, сильные воздействия приводят к ступору, иногда ему свойственны замкнутость, боязливость, тревожность. К меланхоликам традиционно относят Н.В. Гоголя, П.И. Чайковского, Арамиса из «Трех мушкетеров».

В обучении и воспитании необходимо опираться на знания об индивидуальных особенностях ребенка. Но, прежде чем познать ребенка, другого человека, нужно познать себя. С этой целью проводится экспресс-диагностика.


Слайд 11

Экспресс – диагностика Определение типа темперамента.

Участники определяют свой тип темперамента (преобладающие черты).

Инструкция. Поставьте за каждое утверждение от 0 до 10 баллов.

10 баллов — ярко проявляются качества.

5 баллов — и «да», и «нет».

0 баллов — не проявляются.

Вопросы

1. Перед важным для меня событием я начинаю нервничать.

2. Я работаю неравномерно, рывками.

3. Я быстро переключаюсь с одного дела на другое.

4. Если нужно, я смогу спокойно ждать.

Слайд 12

5. Мне нужны сочувствие и поддержка, особенно при неудачах и трудностях.

6. С равными я несдержанны и вспыльчив.

7. Мне трудно сделать выбор.

8. Мне не приходится сдерживать свои эмоции, это получается само собой.

Обработка. Подсчитайте количество баллов:

вопросы №1, 5 — меланхолик;

вопросы № 2, 6 — холерик;

вопросы № 3, 7 — сангвиник;

вопросы № 4, 8 — флегматик.

На основании полученных сумм сделайте вывод о преобладающем типе темперамента.


Задание на умение определять тип темперамента

Слайд 13

Участники разделены на 4 группы. Каждая группа получает рисунок «Разговор цыпленка с червяком». Необходимо определить тип темперамента цыпленка и объяснить свой выбор (рис. 1–4).

Обсуждение.

Примечание. В дальнейшем каждая группа работает с особенностями того типа темперамента, который был выявлен у цыпленка.


Упражнение «Клякса»

Слайд 14

Каждая группа получает рисунок кляксы (на листе А4). Родителям необходимо придумать девиз своего типа темперамента (типа темперамента цыпленка в предыдущем задании) и раскрасить кляксу таким цветом, который выражает настроение, эмоции, чувства этого типа (рис. 5–8).

Презентация работ.


Упражнение «Плюсы и минусы темперамента»

Слайд 15

Каждой группе необходимо найти в определенном типе темперамента положительные и отрицательные стороны, записать их в два столбика на листе А4.

Обсуждение.


Ведущий. Известный психолог М.К. Тутушкина отмечает, что тип темперамента — «это не только источник сложности для человека, но и потенциал сильных сторон его личности». Как могут проявляться эти сильные стороны в различных жизненных

ситуациях? Автор дает следующий ответ: «…если вы чувствительный меланхолик, значит, вы прекрасный друг и, как показывает статистика, чаще других способны на жертвенный, героический поступок; если вы флегматик, то за вами, «как за каменной

стеной», могут спрятаться ваши близкие, друзья и подчиненные, ведь вы очень надежны; если вы холерик, то можно надеяться на успешность вашего жизненного пути: вы хорошо умеете ставить цели и добиваться их достижения. Ну, а если вы сангвиник, то тогда от вас исходит теплый солнечный свет, что тоже необходимо людям в нашей нелегкой жизни. И этих потенциалов личности, заложенных в любом типе темперамента, намного больше, чем подозревает сам человек». Помните о том, что нет плохого или хорошего типа темперамента.


Творческое задание «Сочиняем сказку»

Слайд 16

Переделать сказку «Колобок», главный герой которой является флегматиком (холериком, сангвиником, меланхоликом). Разыграть сказку.


Задание «Ситуации »

Слайд 17

Каждая группа получает задание, в котором представлена ситуация с непослушным ребенком (приложение 4). Необходимо определить тип темперамента ребенка и выбрать из предложенных приемов наиболее приемлемые воздействия. Проводится обсуждение в группах в течение 10–15 минут. Затем каждая группа зачитывает предложенную ситуацию и разбирает ее. При необходимости ведущий оказывает помощь в выборе наиболее эффективных способов воздействия на ребенка с определенным преобладающим типом темперамента.


Подведение итогов.

Слайд 18

В заключение ведущий раздает родителям памятки с рекомендациями психолога


Ритуал прощания «От сердца к сердцу»

Слайд 19

Ведущий, зажигая свечу, произносит следующие слова:

Свечка, свечечка, свеча!

Дай немножечко тепла,

Чтоб общение состоялось,

И душа заволновалась

Затем, передает свечу по кругу со словами «Я желаю всем…»

Слайд 20



Литература

Кулакова З.А. Понимание //Школьный психолог. — 2010. —№ 3.

Овчинников Б.В., Владимирова И.М., Павлов К.В. Типы темперамента в практической психологии. — СПб., 2003.

Рогов Е.И. Психология человека. — М.: Владос, 1999.




Приложение 1





Приложение 4

Группа 1

Боря — типичный непоседа. Ни минуты не сидит спокойно. Постоянно меняет позу, вертит что-то в руках, постоянно болтает. Исключение составляют занятия с конструктором, во время которых он сосредоточен, деловит и настойчив. Говорит он очень быстро — «про-

глатывает» слова. Быстрая походка вприпрыжку. Требованиям родителей часто не подчиняется. Легко увлекается каким-либо делом (хорошим или плохим), но быстро

охладевает к нему. На замечания не реагирует. Слывет среди товарищей человеком, которому все нипочем.


Группа 2

Саша выделяется своей порывистостью. Увлекшись рассказом мамы или папы, легко приходит в состояние крайнего возбуждения и прерывает рассказ различными восклицаниями и вопросами. На любой вопрос отвечает, не подумав, и потому часто невпопад. В досаде и раздражении легко выходит из себя, вступает в драку. Бывали случаи, когда он устраивал драку на уроке. Никогда не сидит на месте, бегает или борется с кем- нибудь. Требования родителей игнорирует.


Группа 3

Коля обычно сидит спокойно, редко реагирует на воздействия окружающих. Часто занимается посторонними делами во время выполнения домашнего задания.

На замечания родителей не реагирует. По его лицу трудно понять, что он думает и чувствует в данный момент. Кажется, его трудно рассердить или рассмешить, но когда

он сердится, совершенно теряет контроль над собой: были случаи, когда он оскорблял товарищей и родителей. Обычно спокоен, но, если кто-то его сильно беспокоит, может

сделать невзначай какую-нибудь пакость. Ребята побаиваются его. Замечания взрослых игнорирует.


Группа 4

Дима — болезненно чувствительный, обидчивый мальчик. Когда ему запретили гулять на улице, Дима обиделся и долго размышлял, почему так сделали, и весь день сидел расстроенный и подавленный. В школе на уроках часто занимается посторонними делами. В играх с другими мешает товарищу, способен на каверзный поступок: может ущипнуть соседа, когда тот не играет с ним. Если кто-нибудь делает ему замечание, он краснеет и долго оправдывается. Часто примыкает к драчунам, хотя сам в драке участия не принимает, подзадоривает других. При появлении взрослого сразу же убегает.

Какие из нижеперечисленных приемов можно рекомендовать по отношению к герою ситуации и почему?

1. Наказать (лишить чего-либо, другое).

2. Разъяснить правила поведения дома.

3. Дать ответственное поручение.

4. Провести беседу.

5. Представить поведение в смешном виде.

6. Чаще поощрять за хорошие поступки.

7. Сблизить с товарищами. Предложите свой вариант.



Приложение 5


 РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА

Способы эффективного взаимодействия с ребенком

с учетом его преобладающего типа темперамента


ХОЛЕРИКИ


Удержание от чрезмерной траты энергии, учет склонности к изменению своих решений и увлечений, учет склонности к общению с новыми людьми, требование лучшей сосредоточенности внимания на собственных действиях, поддержание интереса к занятиям, такт и помощь в постановке перспективных целей, обеспечение поля деятельности, которое поглощало бы избыток сил и создавало бы обилие целей, подбор товарищей, логичное требование, частые беседы с целью дать возможность «выплеснуть» эмоции.


САНГВИНИКИ

Учет легкости приспособления к изменяющимся условиям и обстоятельствам, опора на предрасположенность к высокой переключаемости внимания, использование расположенности к лидерству и руководству коллективными действиями, учет склонности к общению с новыми людьми.


МЕЛАНХОЛИКИ

Мягкое, тактичное, чуткое отношение, поддержание бодрого настроения, внушение уверенности, помощь в принятии и исполнении ответственных решений, ободрение при неудачах, подбадривание, предпочтение воздействия похвалой, учет склонности к ограниченному общению с новыми людьми, включение в жизнь коллектива через подбор товарищей, постепенно ставить легко преодолимые барьеры, поручать временные дела, которые могут проявить самостоятельность, включать в спортивную деятельность, что поможет одержать победу над нерешительностью.


ФЛЕГМАТИКИ

Повышенная ответственность за выполнением заданий, поощрение проявлений самостоятельности и активности, опора на предрасположенность к спокойным и расчетливым действиям в «горячей» обстановке, воздействие не только похвалой, но и порицанием, дополнительное стимулирование, побуждение к предварительному планированию своих действий, не добиваться немедленного выполнения требований, дать время и возможность примириться с необходимостью выполнить действие, проведение занятий с высокой нагрузкой.





Положительные стороны


Проблемы


ХОЛЕРИКИ

Энергичность, увлеченность, пытливость, трудоспособность, целеустремленность, возможность влиять на других, не выносят состояния бездействия, не страшатся перегрузок


Горячность, невыдержанность, нетерпеливость, конфликтность, затруднения в переключении внимания, склонность к бурным эмоциональным вспышкам, смене настроения; демонстрируют свое отношение к антипатичным людям; вызывающе ведут себя, если что-то угрожает их независимости; занимают внутреннюю позицию превосходства; привычка упрямиться.

САНГВИНИКИ

Мобильность, оптимизм, трудоспособность, легко устанавливают деловой и эмоциональный контакт, не остаются без ближайшего друга, часто (мальчики) входят в состав нескольких групп одновременно, не прибегают к упрямству, приспособляемость в коллективе

Легкомыслие, поверхностность, внушаемы более, чем остальные; бахвалятся приобщенностью к взрослой жизни, не переносят эмоциональных перегрузок; случается, что в состоянии эмоционального дискомфорта обнаруживают аффективность; бравируют недостатками; изменчивость настроения

МЕЛАНХОЛИКИ

Высокая чувствительность, мягкость, доброжелательность (не всегда), склонность к самоанализу, уделяют много времени восприятию самих себя, не любят заискивания, авансирования успеха


Не в меру эмоционально ранимы; неуверенность в себе, мнительность, неустойчивость внимания, заниженная самооценка; подозрительны, вследствие чего обрекают себя на психологическое одиночество, с трудом осваиваются в новых коллективах; в ситуации, чреватой утратой независимости, ведут себя открыто вызывающе, в противном случае маскируют стойкое упрямство (девочки); значительно раньше других обретают сексуальность, трусливы, не верят в свои силы

ФЛЕГМАТИКИ

Не участвуют в конфликтах, уравновешенны, в меру самолюбивы и самокритичны,

с трудом заводят, но легко поддерживают знакомство, устойчивость, постоянство, надежность, терпеливость

Позже всех созревают физиологически, не берут на себя миссию лидера, медлительность, некоммуникативность, социальный инфантилизм, попадают под влияние более инициативных людей, лень


11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Балунда Александра Францевна

Дата: 03.04.2015

Номер свидетельства: 196600

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства