Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Подготовка к ГИА - общая задача семьи и школы"»
Родительское собрание
«Подготовка к ГИА – общая задача семьи и школы»
Цели:
обозначение распределения ответственности между родителями и школой за процесс подготовки к экзамену;
формирование у родителей реалистической картины ЕГЭ и коррекция нереалистичных ожиданий.
Участники собрания: классный руководитель, психолог, представитель администрации.
Подготовка
Для собрания потребуются варианты КИМ и бланки ответов. Можно воспользоваться демонстрационными материалами прошлых лет. Хорошо, если можно будет сделать копии; материалов по числу родителей.
Примерный план собрания
I Вступительное слово классного руководителя или директора Примерное содержание: «Очень скоро завершатся школьные годы ваших детей. Впереди у них очень важный период - экзамены. Им предстоит сдавать их в особой форме - в форме Единого государственного экзамена. ЕГЭ отличается от привычных для нас форм проверки знаний: контрольных, самостоятельных работ и устных экзаменов, поэтому мы уделяем особое внимание подготовке к нему. Успешная сдача ЕГЭ - это наша с вами общая задача, в решении которой и у семьи и у школы есть своя зона ответственности».
2. Игра «Ассоциации» (помогает настроиться на обсуждаемую тему, игру проводит психолог или классный руководитель)
«Ассоциации — это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Нам нужно будет давать ассоциации на то слово, которое скажет предыдущий игрок. Например, если я начинаю и говорю слово «тумбочка», то вы (показываете на родителя, продолжающего игру) называете свою ассоциацию на это слово, например, «телевизор», а следующий участник дает свою ассоциацию на ваше слово и т.д. Постарайтесь пе задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову. Итак, я начинаю: экзамен ...»
3. Организация ЕГЭ [выступление представителя администрации)
Вначале нужно подробно и четко рассказать о ЕГЭ, причем особенно стоит остановиться на его сильных сторонах, на тех преимуществах, которые он предоставляет детям. Если родители начнут ссылаться на прочитанную ими литературу и оспаривать правильность введения ЕГЭ, доказывая превосходство традиционной формы сдачи экзамена, очень важно удержаться и не вступать с ними в дискуссию. Государственная политика в области образования от этого все равно не изменится, а время и силы будут потрачены. Поэтому лучше всего ответить приблизительно так: «В современной педагогике высказываются самые разные мнения по поводу ЕГЭ. Но что бы мы ни считали по этому поводу, реальность такова, что наши дети будут его сдавать в конце года, и поэтому первостепенную важность приобретает вопрос о том, как им в этом помочь». Если родители интересуются: «А каково лично ваше мнение?», лучше всего выразить его в максимально нейтральной форме: «Я думаю, что, как в любом виде проверки знаний, тут есть и достоинства.
и недостатки». При подготовке данного выступления необходимо обратить особое внимание на то, каковы положительные стороны ЕГЭ для ученика.
Рассказывая о сущности и процедуре Единого государственного экзамена, можно воспользоваться материалами, представленными в первой главе. При необходимости их можно адаптировать для родителей. При подготовке данного выступления можно также обратиться к Интернет-ресурсам: www.ege.edu.ru, www.ege.ruи др.
4. Обсуждение проблемы «Ресурсы и трудности выпускников» (проводит психолог или классный руководитель)
По завершении рассказа родителям раздаются демонстрационные материалы и предлагается с ними ознакомиться. На этом этапе очень важно не вдаваться в обсуждение отдельных вопросов и не оценивать корректность формулировок. Необходимо обратить внимание на общую логику экзамена и те требования, которые он предъявляет к детям.
•Когда родители ознакомятся с материалами, психолог или классный руководитель предлагает им следующие вопросы:
Какое общее впечатление возникает при знакомстве с материалами?
С какими заданиями вашему ребенку справиться по силам?
Какие навыки и умения ваших детей помогут им успешно сдать экзамен?
Что, с вашей точки зрения, будет представлять наибольшую трудность для детей?
Ответы родителей необходимо записывать на доске, разделив ее на две части: «Ресурсы» и «Трудности». Подводя итог дискуссии, важно обратить внимание родителей на имеющиеся у детей ресурсы и поставить вопрос о путях преодоления имеющихся трудностей.
Если количество родителей в классе велико или же они не очень активно работают в режиме фронтальной дискуссии, это задание можно выполнить в малых группах, разделив родителей по 4—5 человек. Поскольку, как правило, родители выпускников достаточно хорошо знакомы друг с другом, они скорее всего рассядутся в классе в соответствии со своими дружескими связями. Поэтому проще всего предложить объединиться родителям, сидящим рядом.
Совместное обсуждение трудностей детей может, с одной стороны, снизить тревогу родителей, помочь им увидеть, что подобные трудности есть у многих детей. С другой, если кто-то из родителей либо отрицает возможность наличия трудностей («Я думаю, все наши дети хотят учиться») или же предъявляет чрезмерно благополучный образ собственного ребенка («У меня с моим сыном таких проблем никогда не возникало»), то подобная ситуация может усилить тревогу у других родителей. Поэтому в данном случае психологу важно затронуть тему индивидуальных различий детей, отметив, что испытывать трудности — это нормально, чтобы поддержать тревожных родителей.
5.Система подготовки к ЕГЭ в классе (выступление классного руководителя)
Классный руководитель, продолжая разговор о существующих у детей трудностях, рассказывает о системе работы учителей-предметников по подготовке выпускников к ЕГЭ, о наличии консультаций, дополнительных занятий и т.д. Основная задача этого выступления — показать вклад школы в процесс подготовки к ЕГЭ.
6. Упражнение «Мозговой штурм» (проводит психолог) Родителям предлагается следующая инструкция: «У каждого из нас есть свои собственные идеи и предложения о том, как помогать ребенку готовиться к экзаменам. Если мы поделимся друг с другом нашими идеями, это значительно обогатит каждого из нас и в конечном счете позволит лучше помогать детям». Родителей нужно разделить на группы по 5—6 человек, Каждой группе нужно дать лист бумаги и ручку и объяснить задание: «Сейчас в течение пяти минут вам нужно вспомнить, придумать и записать как можно больше предложений и идей о том, как родители могут помогать своим детям готовиться к экзаменам. Не оценивайте реалистичность этих идей и не критикуйте их. Ваша задача — просто «накидать» как можно больше идей».
Когда время, отведенное на обсуждение, заканчивается, нужно попросить родителей озвучить тот список идей, который у них получился. Очень важно при этом всячески поддерживать, одобрять и положительно оценивать родительские высказывания.
Чтобы не забыть и не растерять те ценные мысли, которые будут высказаны родителями, можно собрать все листы с записями и составить обобщающую «копилку полезных советов», которую раздать родителям на следующем собрании с соответствующими комментариями.
При проведении этого упражнения, как и всего собрания в целом, важно помнить, что часть ответственности лежит на самом ребенке.
7. Завершение собрания
«Я смогу помочь в подготовке к ЕГЭ...». Психолог раздает всем участникам собрания стикеры с клейким краем и предлагает продолжить фразу: «Я могу помочь ребенку в подготовке к ЕГЭ...» Затем все участники собрания наклеивают свои стикеры на один лист ватмана и озвучивают то, что они написали (если число участников собрания велико, можно разделить их на подгруппы и предложить написать по 2—3 стикера от подгруппы). Затем психолог подводит итог: «Давайте посмотрим, как много мы можем сделать, объединив наши усилия. Каждый из нас может сделать что-то свое, и в итоге наши дети получают помощь и поддержку, которые им так необходимы перед экзаменом».