kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка занятия с родителями "Как найти общий язык с подростком"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подростковый период является периодом изменений, преобразований в жизни ребенка. Изменяется все: тело, характер, мышление, идеалы, нормы, ценности и др. В ходе занятия родители знакомятся с особенностями подросткового возраста, отрабатывают приемы эффективного общения. Занятие направлено на создание доброжелательной атмосферы в группе, формирование активной педагогической позиции родителей.

 

Просмотр содержимого документа
«занятие с родителями Как найти общий язык с подростком»

Занятие с родителями «Как найти общий язык с подростком?».

Педагог-психолог МБОУ «СОШ №8» г.Зима Прикс Е.В.


Цели:

  1. ознакомление родителей с особенностями подросткового возраста

  2. вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями

  3. создание доброжелательной атмосферы в группе

  4. формирование активной педагогической позиции родителей


Форма: тренинг.

Подготовка:

  1. Анкетирование детей “Кто для нас наши родители?”:

  2. Анкетирование родителей «Педагогический потенциал семьи»

  3. Анкетирование родителей «В чем заключается родительский успех?»


Ход собрания.

  1. Вступительное слово психолога

У всех у Вас разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас, - это ваши дети, которые могут стать вашим горем или радостью.

Сегодня мы попытаемся разобраться в том, что и как нужно делать, чтобы ребенок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: “Жизнь состоялась!”? А самое главное – попытаемся ответить на вопрос «Как найти общий язык с подростком?». СЛАЙД №


  1. Упражнение «Представление» СЛАЙД №

Предлагаю Вам сейчас представиться и высказать свои ожидания и опасения от нашего занятия.

  • Мои ожидания.

  • Мои опасения.


  1. Обсуждение результатов анкетирования. СЛАЙДЫ №


  1. Беседа об особенностях подросткового возраста. СЛАЙД №

В подростковом возрасте дети напоминают нам иностранных гостей. И чтобы наладить теплые взаимоотношения с ними, необходимо приложить максимум усилий, окружить их заботой и вниманием.

Подростковый период является периодом изменений, преобразований в жизни ребенка. Изменяется все: тело, характер, мышление, идеалы, нормы, ценности и т.д.

Изменение телесных форм и его внутреннего строения влечет за собой необходимость перестройки сознания подростка, ему важно принять свой новый облик.

Одним из новообразований этого периода можно назвать чувство взрослости. Это означает, что во время самого этого периода, у подростка нет четкого ощущения "кто он?". Ему еще предстоит в этом разобраться. Он уже чувствует себя "не ребенком", но еще и не взрослым и он стремится попробовать быть взрослым. Именно попробовать сам, потому что ему недостаточно того, что он видит вокруг себя.

Подростку необходимо занять определенное место в своей референтной группе.

Влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, где подросток приобретает новые формы поведения и получает, соответственно, определенный статус.

Именно в этот период взрослые, в частности родители, обижаются на своих детей, думая, что те совсем отходят от них, ощущая себя безразличными для своих детей. Это не совсем верно.

Подростку важен взрослый, ему важно его признание, понимание, поддержка. Однако взрослеющему человеку важно еще понять, по каким нормам живут люди во взрослом мире. Поэтому некоторые начинают курить, особенно, если в семье есть курящий родитель, некоторые пробуют алкогольные напитки, "пропадают" где-то допоздна. Они тем самым воспроизводят модель поведения взрослого человека (может, кто-то из членов семьи ведет себя подобным образом, может, эта модель поведения увидена подростком где-то из окружения, взята из фильма…).

Но своим поведением подросток изучает и вашу реакцию. Ему важно знать, как вы поведете себя в той или иной ситуации, чтобы сделать для себя вывод – хочет он быть похожим на вас или нет. Это и есть путь становления индивидуальности.

И тут родители делают первые ошибки в воспитании своих детей, говоря ребенку: "Не выставляйся, будь таким, как все". А ребенок не хочет, да и не может быть таким, как все.

Он стремится к индивидуальности, и все вокруг в таком же состоянии. Каким же ему быть? Это первый повод для разногласий между подростками и родителями.

В этот период ребенком особенно остро воспринимаются словесно передаваемые негативные предписания взрослых. Эти предписания имеют разрушительное содержание. Они подобны проклятиям, которые околдовывают подростка, особенно, если он очень восприимчив.

Среди словесно передаваемых предписаний можно выделить: СЛАЙД №

  • Заклятия – негативные определения типа: "Болван!", "Тупица!", "Ты ужасный ребенок!"

  • Проклятия — пожелание ущерба, имеющие характер прямого приказания: "Нам было бы намного лучше без тебя!", "Почему ты не можешь быть человеком!".

  • Негативные пророчества – ребенку сообщают, что его ждет в будущем: "Из тебя ничего толкового не выйдет!", "Тюрьма по тебе плачет!", "Ты никогда ничего не достигнешь!", "Будешь бомжом!".

  • Стопперы (от слова стоп) – сообщения, в том или ином виде указывающие, чего нельзя делать: "Не умничай!", "Не сердись!", "Не трогай, у тебя все равно ничего не получится! Дай, лучше я!".

Соотнесите эти фразы с теми, которые вы проговариваете своему ребенку. Неужели вы хотите, чтобы все, что вы говорите негативного, сбылось? А ведь не случайно в русском языке есть поговорка "Слово, да не мимо идет"! Возможно, вы знаете и такие строки: СЛАЙД №6

"Словом можно убить,
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести!"

Будьте осторожны со словами, проговариваемыми своим детям. Они могут сбыться!

А для того, чтобы почувствовать силу слова, выполним следующее упражнение.


  1. Упражнение "Сила слова". СЛАЙДЫ №

Замените слова "Я ДОЛЖЕН, ОБЯЗАН" словами "ХОЧУ", все остальное предложение при этом оставив без изменения.

  • Я должен присматривать за тем, чтобы мой ребенок нормально развивался и вел себя вполне определенным образом.

  • Я обязан руководить моим ребенком, а он – следовать моим указаниям.

  • Я обязан заботиться о ребенке. В конце концов, он не виноват, что появился на свет.

  • Если мой ребенок попадет в беду, я должен вызволить его из этой беды.

  • Я должен жертвовать ради него всем, ибо его потребности важнее моих.

  • Я должен быть начеку по отношению ко всем опасным ситуациям и защищать от них ребенка, обеспечивая его безопасность.

  • Это моя обязанность оберегать моего ребенка от страданий, неприятностей, ошибок и неудач.

- Какие чувства возникают при произнесении этих фраз?

Из всего сказанного следует, что главным для подростка в столь сложный для него период жизни является то, что подросток должен знать, что родители его любят.

Любовь рождает доверие друг к другу. Доверие является основой понимания и поддержки.

ЛЮБОВЬ — ДОВЕРИЕ— ПОНИМАНИЕ — ПОДДЕРЖКА СЛАЙД №


  1. Притча «Все в твоих руках!» СЛАЙД №

А закончить наше занятие мне следующей притчей

Жил в одном городе мудрец. Не было такого вопроса, на который он не мог бы ответить. Поэтому к нему шли за советом многие люди, его очень любили и уважали. Но нашелся в городе один человек, который позавидовал мудрецу. «Я задам такой вопрос, на который мудрец не сможет ответить, - решил он, - и тогда его перестанут уважать. Я пойду на луг, поймаю в ладони бабочку, подойду к мудрецу и спрошу: «Какая у меня в руках бабочка – живая или мертвая?» Если он скажет «живая», я сожму ладони, и бабочка умрет, а если он скажет «мертвая», я раскрою ладони, и бабочка полети». Вот пришел он к мудрецу и спросил:

«Какая у меня в руках бабочка - живая или мертвая?» Мудрец внимательно посмотрел на него и ответил «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ».


7. Рефлексия занятия

Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями:

  1. Насколько полезно было то, что мы делали.

  2. Что  получилось удачно, а что стоило сделать иначе.

  3. Что важного для себя вы узнали. Оправдались ли Ваши ожидания.

По кругу передается мягкая игрушка и каждый участник делится своими мыслями, впечатлениями, открытиями, делает выводы, дает советы… СЛАЙД №

  • Я убедился, что…

  • Сегодняшняя встреча помогла мне…


  1. Раздаются памятки родителям














Советы родителям:

  • Когда Вы говорите с детьми, Вы всегда уверены в том, что все наши суждения – истина. Но иногда и Вы ошибаетесь. Не бойтесь детских сомнений в Вашей правоте.

  • Никогда не принимайте решения в одиночку. Когда отец и мать противоречат друг другу – для ребенка это занимательное зрелище.

  • Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

  • Если ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным.

  • Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы непозволительными они не были. Раз они возникли, значит, на это были причины.

  • Оценивайте поступок, а не личность. Дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

  • Некоторые родители избегают ласковых слов и прикосновений, считают, что заласканному ребенку будет в жизни трудно. Ласка смягчает душу ребенка, снимает напряжение.

  • Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

  • Приучение - это многократное повторение. При этом, повторяя, напоминая, чаще подбадривайте, а не упрекайте.

  • Умейте помолчать. Иногда молчание - поистине золото.

  • Не кричите! Крик не только показатель вашего бессилия, слабости, но и демонстрация несдержанности, запальчивости. Еще хуже «пилить изо дня в день». Все это создает такую атмосферу, которая может перейти в отчужденность.

  • Не отвечайте грубостью на грубость, а покажите превосходство вежливости в общении.

  • Считайтесь с мнением детей, советуйтесь с ними. Не бойтесь, когда надо сказать: «Извини!».

  • Дети, которые регулярно видели проявление любви и привязанности от родителей обладают более развитым чувством внутренней безопасности.

  • Воспитывайте делом и личным примером!





















Анкетирование детей “Кто для нас наши родители?”


  1. С какого возраста человек становится самостоятельным?

  2. Имеешь ли ты право поступать самостоятельно, не считаясь с мнением

родителей?

  1. Понимают ли тебя папа и мама?

  2. Всегда ли справедливы к тебе родители?

  3. С кем из родителей ты наиболее близок?

  4. Есть ли у тебя долг перед родителями? В чем он заключается?

  5. Если бы у тебя была возможность, что бы ты изменил в своей семье?

  6. Хотел бы ты, чтобы твоя будущая семья была похожа на семью твоих родителей?


Анкетирование родителей «Педагогический потенциал семьи”.


  1. Как вы думаете, чего ждет Ваш ребенок от семьи, в которой живет?

  1. Хорошей организации быта.

  2. Радости общения.

  3. Покоя, защищенности.

  1. Что в наибольшей степени заботит Вас в вашей семье?

  1. Здоровье детей.

  2. Хорошая учеба.

  3. Трудовое участие детей в жизни семьи.

  1. Одинок ли Ваш ребенок в семье?

  1. Да.

  2. Нет.

  3. Не знаю.

  1. Как Вы думаете, захочет ли Ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?

  1. Да.

  2. Нет.

  3. Не знаю.

  1. Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по Вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?

  1. Быть материально обеспеченным человеком.

  2. Встретить любовь.

  3. Иметь много друзей.

  4. Реализовать свои интеллектуальные возможности.

  1. Знаком ли Ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?

  1. Да.

  2. Нет.

  3. Не знаю.

  1. Есть ли у Вашего ребенка секреты от своей семьи?

  1. Да.

  2. Нет.

  3. Не знаю.

  1. Что для Вашего ребенка вечер дома?

  1. Радость общения.

  2. Возможность быть самим собой.

  3. Другое.



Анкетирование родителей «В чем заключается родительский успех?»


  1. Воспитание ребенка для меня – это …


  1. Согласуются ли в Вашей семье взгляды на воспитание ребенка?


  1. Я только тогда могу воспитывать ребенка, когда …


  1. Личный пример родителей – это …


  1. Хорошее поведение ребенка – это …


  1. За хорошее поведение ребенок заслуживает …


  1. Плохое поведение ребенка – это …


  1. За плохое поведение ребенок заслуживает …






Просмотр содержимого презентации
«Занятие с родителями Как найти общий язык с подростком»

Педагог-психолог МБОУ «СОШ №8» г.Зима Прикс Е.В.

Педагог-психолог МБОУ «СОШ №8» г.Зима Прикс Е.В.

Мои ожидания  Мои опасения
  • Мои ожидания
  • Мои опасения
Взрослые вы или дети? Взрослые Дети 3 10 Подростки 1 С какого возраста человек становится самостоятельным Кто как Когда начинают работать 1 1 С 6-8 1 С14-16 4 С 18-20 4 Не знаю 3 Имеешь ли ты право поступать самостоятельно, не считаясь с мнением родителей Да Не знаю 1 Нет 2 11 Понимают ли тебя папа и мама? Понимают ли тебя папа и мама? Понимают ли тебя папа и мама?
  • Взрослые вы или дети?

Взрослые

Дети

3

10

Подростки

1

С какого возраста человек становится самостоятельным

Кто как

Когда начинают работать

1

1

С 6-8

1

С14-16

4

С 18-20

4

Не знаю

3

Имеешь ли ты право поступать самостоятельно, не считаясь с мнением родителей

Да

Не знаю

1

Нет

2

11

  • Понимают ли тебя папа и мама?
  • Понимают ли тебя папа и мама?
  • Понимают ли тебя папа и мама?

Да

11

Нет

2

Иногда

1

Всегда ли справедливы к тебе родители? Да Нет 11 Иногда 2 1 С кем из родителей ты наиболее близок? Мама (бабушка) Все 11 3 Есть ли у тебя долг перед родителями?
  • Всегда ли справедливы к тебе родители?

Да

Нет

11

Иногда

2

1

  • С кем из родителей ты наиболее близок?

Мама (бабушка)

Все

11

3

  • Есть ли у тебя долг перед родителями?

Да

Нет

10

Не знаю

3

1

В чем он заключается Уважать родителей Помогать 1 2 Слушаться во всем 2 Отплатить учебой Быть такими, чтобы нами гордились 1 Не знаю 1 7 Если бы у тебя была возможность, что бы ты изменил в своей семье? Ничего Многое 8 Не знаю 1 Быть чуть-чуть побогаче 3 Больше доверять мне 1 1 Хотел бы ты, чтобы твоя будущая семья была похожа на семью твоих родителей? Да Нет 7 Не знаю 4 3

В чем он заключается

Уважать родителей

Помогать

1

2

Слушаться во всем

2

Отплатить учебой

Быть такими, чтобы нами гордились

1

Не знаю

1

7

  • Если бы у тебя была возможность, что бы ты изменил в своей семье?

Ничего

Многое

8

Не знаю

1

Быть чуть-чуть побогаче

3

Больше доверять мне

1

1

  • Хотел бы ты, чтобы твоя будущая семья была похожа на семью твоих родителей?

Да

Нет

7

Не знаю

4

3

Особенности подросткового возраста  чувство взрослости стремление найти свое место в компании сверстников,  повышенная возбудимость и восприимчивость, переоценка ценностей, нетерпимость к замечаниям и наставлениям вообще, а в резкой форме - в особенности, склонность к необдуманным, рискованным действиям и поступкам легкая внушаемость

Особенности подросткового возраста

  • чувство взрослости
  • стремление найти свое место в компании сверстников,
  • повышенная возбудимость и восприимчивость,
  • переоценка ценностей,
  • нетерпимость к замечаниям и наставлениям вообще, а в резкой форме - в особенности,
  • склонность к необдуманным, рискованным действиям и поступкам
  • легкая внушаемость

Негативные предписания Заклятия – негативные определения типа:

Негативные предписания

  • Заклятия – негативные определения типа: "Болван!", "Тупица!", "Ты ужасный ребенок!"
  • Проклятия — пожелание ущерба, имеющие характер прямого приказания:

"Нам было бы намного лучше без тебя!", "Почему ты не можешь быть человеком!".

  • Негативные пророчества – ребенку сообщают, что его ждет в будущем:

"Из тебя ничего толкового не выйдет!", "Тюрьма по тебе плачет!", "Ты никогда ничего не достигнешь!", "Будешь бомжом!".

  • Стопперы (от слова стоп) – сообщения, в том или ином виде указывающие, чего нельзя делать:

"Не умничай!", "Не сердись!", "Не трогай, у тебя все равно ничего не получится! Дай, лучше я!".

Слово, да не мимо идет!  Словом можно убить,  Словом можно спасти,  Словом можно полки за собой повести!
  • Слово, да не мимо идет!
  • Словом можно убить, Словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести!
Я должен присматривать за тем, чтобы мой ребенок нормально развивался и вел себя вполне определенным образом. Я обязан руководить моим ребенком, а он – следовать моим указаниям. Я обязан заботиться о ребенке. В конце концов он не виноват, что появился на свет. Если мой ребенок попадет в беду, я должен вызволить его из этой беды.
  • Я должен присматривать за тем, чтобы мой ребенок нормально развивался и вел себя вполне определенным образом.
  • Я обязан руководить моим ребенком, а он – следовать моим указаниям.
  • Я обязан заботиться о ребенке. В конце концов он не виноват, что появился на свет.
  • Если мой ребенок попадет в беду, я должен вызволить его из этой беды.
Я должен жертвовать ради него всем, ибо его потребности важнее моих. Я должен быть начеку по отношению ко всем опасным ситуациям и защищать от них ребенка, обеспечивая его безопасность. Я обязан оберегать моего ребенка от страданий, неприятностей, ошибок и неудач.
  • Я должен жертвовать ради него всем, ибо его потребности важнее моих.
  • Я должен быть начеку по отношению ко всем опасным ситуациям и защищать от них ребенка, обеспечивая его безопасность.
  • Я обязан оберегать моего ребенка от страданий, неприятностей, ошибок и неудач.
Самое главное для подростка: ЛЮБОВЬ  ДОВЕРИЕ  ПОНИМАНИЕ  ПОДДЕРЖКА

Самое главное для подростка:

ЛЮБОВЬ

ДОВЕРИЕ

ПОНИМАНИЕ

ПОДДЕРЖКА

Жил в одном городе мудрец. Не было такого вопроса, на которой он не мог бы ответить. Поэтому к нему шли за советом многие люди, его очень любили и уважали. Но нашелся в городе один человек, который позавидовал мудрецу. «Я задам такой вопрос, на который мудрец не сможет ответить, - решил он, - и тогда его перестанут уважать. Я пойду на луг, поймаю в ладони бабочку, подойду к мудрецу и спрошу: «Какая у меня в руках бабочка – живая или мертвая?» Если он скажет «живая», я сожму ладони, и бабочка умрет, а если он скажет «мертвая», я раскрою ладони, и бабочка полетит.» Вот пришел он к мудрецу и спросил:  «Какая у меня в руках бабочка - живая или мертвая?» Мудрец внимательно посмотрел на него и ответил «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ».

Жил в одном городе мудрец. Не было такого вопроса, на которой он не мог бы ответить. Поэтому к нему шли за советом многие люди, его очень любили и уважали. Но нашелся в городе один человек, который позавидовал мудрецу. «Я задам такой вопрос, на который мудрец не сможет ответить, - решил он, - и тогда его перестанут уважать. Я пойду на луг, поймаю в ладони бабочку, подойду к мудрецу и спрошу: «Какая у меня в руках бабочка – живая или мертвая?» Если он скажет «живая», я сожму ладони, и бабочка умрет, а если он скажет «мертвая», я раскрою ладони, и бабочка полетит.» Вот пришел он к мудрецу и спросил:

«Какая у меня в руках бабочка - живая или мертвая?» Мудрец внимательно посмотрел на него и ответил «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ».

Я убедился, что…  Сегодняшняя встреча помогла мне…
  • Я убедился, что…

  • Сегодняшняя встреча помогла мне…


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Разработка занятия с родителями "Как найти общий язык с подростком"

Автор: Прикс Елена Валерьевна

Дата: 08.10.2014

Номер свидетельства: 117304

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "«Воспитание патриота и гражданина: опыт краеведческой работы вожатой ДОО «Истоки» "
    ["seo_title"] => string(85) "vospitaniie-patriota-i-ghrazhdanina-opyt-kraieviedchieskoi-raboty-vozhatoi-doo-istoki"
    ["file_id"] => string(6) "133695"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416569087"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства