Просмотр содержимого документа
«Профилактика тревожности перед экзаменами»
Занятие с элементами тренинга
Тема: профилактика тревожности перед экзаменами
Класс: 11 «А»
Дата: 25.10.2017
Педагог-психолог: Мукатаева С.Н.
Цель : психологическая поддержка выпускников
Задачи:
Снятие психического и эмоционального напряжения.
Повышение самооценки и укрепление собственной идентичности.
Формирование коммуникативных и социальных навыков.
Создание возможности для самовыражения.
Дидактическое обеспечение занятия:материалы для творческой работы, стикеры, шары, ватман.
Структура занятия:
1.Приветствие, позитивный настрой
2.Целеполагание, вхождение в тему
3. Информационно-практический блок
4.Подведение итога.
5.Рефлексия.
Ход занятия:
Приветствие; позитивный настрой «Улыбка»
Целеполагание: экзаменационная тревожность является одним из наиболее распространённых видов школьной тревожности. В 11-м классе тревожность, связанная с предстоящими экзаменационными испытаниями в ходе ЕНТ, наблюдается практически у 100% выпускников школ. Важнейшей составляющей психопрофилактики и психокоррекции является психологическая работа с детьми и подростками, ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе, собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях. Чем мы и будем сегодня заниматься.
Вхождение в тему:
Мини-лекция на тему тревожность
Тревожность-это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги.
К числу наиболее распространенных причин тревожности можно отнести: экзаменационный стресс, или «стресс получения оценки». При этом следует различать дистресс и естественное состояние волнения, напряжения, мобилизации, сопровождающее ребенка при ответе у доски, выполнении контрольной работы и т.п., которые не достигают непривычной для организма силы.
Тревога играет роль сигнала, предупреждающего «Эго» о надвигающейся опасности, исходящей от интенсивных импульсов. В ответ «Эго» использует ряд защитных механизмов, включая: вытеснение, проекцию, рационализацию и др.
Волнение перед экзаменом играет двойную роль: оно может мобилизовать все Ваши силы, так как при определенной степени стресса организм мобилизуется, и мозг работает активней: вы можете неожиданно вспомнить формулу или в памяти может всплыть страница из учебника. Слишком сильное волнение может помешать Вам отвечать на экзамене и сбить Вас с толку. Поэтому необходимо знать свои особенности и уметь настраивать себя на позитивный лад. Не нужно накручивать себя и говорить «Все плохо, я ничего не помню, я ничего не знаю» — это настраивает Вас на негативный лад, выберете себе такую формулировку «Все хорошо, я все помню и знаю».
Естественный выход из состояния тревоги в сублимировании «либидиозной энергии», то есть в направлении энергии на другие жизненные цели: производственные и творческие. Удачная сублимация освобождает человека от тревожности.
Практическая часть:
1 упражнение «Я счастлив, потому что...»
Цель: формирование положительного настроя на работу; формирование ценностного отношения к жизни.
Участникам сообщается следующее: «Я вам предлагаю ответить на вопрос «Я счастлив, потому что?». Сейчас наступило время, когда хочется знать, что, не смотря на трудности, мы все равно счастливы, но порой мы забываем об этом. И у вас есть сейчас возможность вспомнить почему же мы счастливы! Итак, продолжите фразу «Я счастлив, потому что...»
После этого каждый отвечает на вопросы:
Трудно ли было?
Какие чувства вы испытали при этом?
2 упражнение «Избавляемся от тревоги»
Участникам сообщается следующее: «Каждому из вас я даю в руки шар. Ваша задача вспоминая состояние тревоги (по какому поводу тревога; как именно она выражается; что вы чувствуйте, когда ее испытываете) надувать шар таким образом, чтобы загнать состояние тревоги в шар». Теперь, когда мы надули шар, завяжите его. И думая о состоянии тревоги, о том, что вы хотите от нее избавиться; постарайтесь лопнуть шар.
Трудно ли было?
Какие чувства вы испытали при этом?
3 упражнение «Я такой, какой я есть»
Участникам сообщается следующее: Каждому из вас, я раздам листочек. На листке напишите свое имя. Сейчас мы начнем передавать листочек по кругу, ваша задача, под именем каждого ребенка, записать качество которое его характеризует. Листочек должен побывать у каждого ребенка. В конце упражнения, психолог зачитывает, а ребята угадывают кто этот человек?
Трудно ли было?
Какие чувства вы испытали при этом?
4 упражнение «Хоровод»
Участникам сообщается следующее: Ребята, теперь мы научимся тому, как же избавляться от мышечного напряжения, которое возникает в результате тревожности.
Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил. Например, кому-нибудь из вас может прийти в голову мысль: «Опять у меня не получилось. Я не смогу хорошо подготовиться к экзамену». Кто-то настраивает себя на то, что не сдаст экзамен, наделает кучу ошибок и обязательно получит двойку. А кто-то может сказать себе: «Я не такой умный, как другие. Что мне зря стараться?»
Начните, пожалуйста, ходить по комнате. При этом ощутите все свое тело, свои ноги и ступни, руки и кисти, позвоночник и голову.
А теперь вы должны походкой выразить настроение. Представьте себе, что вы совсем обессилели. Ходите некоторое время как человек, который очень устал (15 секунд).
А теперь идите как совершенно счастливый человек, получивший чудесное известие (15 секунд).
Теперь - очень пугливый человек (15 секунд).
Дальше идите как лунатик, бредущий во сне с открытыми глазами (15 секунд).
А теперь – как тот, у кого нечистая совесть (15 секунд).
А сейчас идите как гений – вы только что получили Нобелевскую премию (15 секунд).
А теперь идите как предельно собранный человек, станьте канатоходцем, идущим по проволоке (15 секунд).
А теперь представьте, что вы гроза, самый ее пик.
А теперь, представьте, что вы дождик, который тихо тихо падает.
А теперь представьте, что вы яркая солнечная погода.
А теперь, начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное - плохие чувства, тяжелые заботы и плохие мысли о самих себе – слетают с Вас как с гуся вода. Представьте, что весь неприятный груз с Вас спадает, и Вы становитесь все бодрее и веселее.
Трудно ли было?
Какие чувства вы испытали при этом?
5 упражнение (дополнительное)"Сосулька"
Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.
Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.
Трудно ли было?
Какие чувства вы испытали при этом?
Подведение итога занятия. Рефлексия. Ребята сегодня мы узнали, что состояние тревоги нормальное явление организма. И его можно с легкостью корректировать. Сейчас, я хочу, чтобы вы на стикерах написали свои впечатления о занятие. Участники получают буклеты «Готовимся к экзаменам вместе»
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(158) "Р о д и т е л ь с к о е с о б р а н и е «Психологическое сопровождение выпускных классов» "
["seo_title"] => string(97) "r-o-d-i-t-ie-l-s-k-o-ie-s-o-b-r-a-n-i-ie-psikhologhichieskoie-soprovozhdieniie-vypusknykh-klassov"
["file_id"] => string(6) "198134"
["category_seo"] => string(9) "psihologu"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1428348861"
}
}