kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Профилактика тревожности перед экзаменами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи:

  1. Снятие психического и эмоционального напряжения.
  2. Повышение самооценки и укрепление собственной идентичности.
  3. Формирование коммуникативных и социальных навыков.
  4. Создание возможности для самовыражения.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика тревожности перед экзаменами»

Занятие с элементами тренинга


Тема: профилактика тревожности перед экзаменами

Класс: 11 «А»

Дата: 25.10.2017

Педагог-психолог: Мукатаева С.Н.


Цель : психологическая поддержка выпускников


Задачи:

  1. Снятие психического и эмоционального напряжения.

  2. Повышение самооценки и укрепление собственной идентичности.

  3. Формирование коммуникативных и социальных навыков.

  4. Создание возможности для самовыражения.


Дидактическое обеспечение занятия: материалы для творческой работы, стикеры, шары, ватман.


Структура занятия:

1.Приветствие, позитивный настрой

2.Целеполагание, вхождение в тему

3. Информационно-практический блок

4.Подведение итога.

5.Рефлексия.


Ход занятия:

Приветствие; позитивный настрой «Улыбка»


Целеполагание: экзаменационная тревожность является одним из наиболее распространённых видов школьной тревожности. В 11-м классе тревожность, связанная с предстоящими экзаменационными испытаниями в ходе ЕНТ, наблюдается практически у 100% выпускников школ. Важнейшей составляющей психопрофилактики и психокоррекции является психологическая работа с детьми и подростками, ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе, собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях. Чем мы и будем сегодня заниматься.

Вхождение в тему:

Мини-лекция на тему тревожность

Тревожность-это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги.

К числу наиболее распространенных причин тревожности можно отнести: экзаменационный стресс, или «стресс получения оценки». При этом следует различать дистресс и естественное состояние волнения, напряжения, мобилизации, сопровождающее ребенка при ответе у доски, выполнении контрольной работы и т.п., которые не достигают непривычной для организма силы.

Тревога играет роль сигнала, предупреждающего «Эго» о надвигающейся опасности, исходящей от интенсивных импульсов. В ответ «Эго» использует ряд защитных механизмов, включая: вытеснение, проекцию, рационализацию и др.

Волнение перед экзаменом играет двойную роль: оно может мобилизовать все Ваши силы, так как при определенной степени стресса организм мобилизуется, и мозг работает активней: вы можете неожиданно вспомнить формулу или в памяти может всплыть страница из учебника. Слишком сильное волнение может помешать Вам отвечать на экзамене и сбить Вас с толку. Поэтому необходимо знать свои особенности и уметь настраивать себя на позитивный лад. Не нужно накручивать себя и говорить «Все плохо, я ничего не помню, я ничего не знаю» — это настраивает Вас на негативный лад, выберете себе такую формулировку «Все хорошо, я все помню и знаю».

Естественный выход из состояния тревоги в сублимировании «либидиозной энергии», то есть в направлении энергии на другие жизненные цели: производственные и творческие. Удачная сублимация освобождает человека от тревожности.


Практическая часть:

1 упражнение «Я счастлив, потому что...»

Цель: формирование положительного настроя на работу; формирование ценностного отношения к жизни.

Участникам сообщается следующее: «Я вам предлагаю ответить на вопрос «Я счастлив, потому что?». Сейчас наступило время, когда хочется знать, что, не смотря на трудности, мы все равно счастливы, но порой мы забываем об этом. И у вас есть сейчас возможность вспомнить почему же мы счастливы! Итак, продолжите фразу «Я счастлив, потому что...»

После этого каждый отвечает на вопросы:

  • Трудно ли было?

  • Какие чувства вы испытали при этом?



2 упражнение «Избавляемся от тревоги»

Участникам сообщается следующее: «Каждому из вас я даю в руки шар. Ваша задача вспоминая состояние тревоги (по какому поводу тревога; как именно она выражается; что вы чувствуйте, когда ее испытываете) надувать шар таким образом, чтобы загнать состояние тревоги в шар». Теперь, когда мы надули шар, завяжите его. И думая о состоянии тревоги, о том, что вы хотите от нее избавиться; постарайтесь лопнуть шар.

  • Трудно ли было?

  • Какие чувства вы испытали при этом?



3 упражнение «Я такой, какой я есть»

Участникам сообщается следующее: Каждому из вас, я раздам листочек. На листке напишите свое имя. Сейчас мы начнем передавать листочек по кругу, ваша задача, под именем каждого ребенка, записать качество которое его характеризует. Листочек должен побывать у каждого ребенка. В конце упражнения, психолог зачитывает, а ребята угадывают кто этот человек?

  • Трудно ли было?

  • Какие чувства вы испытали при этом?



4 упражнение «Хоровод»

Участникам сообщается следующее: Ребята, теперь мы научимся тому, как же избавляться от мышечного напряжения, которое возникает в результате тревожности.

Порой мы носим в себе большие и маленькие тяжести, что отнимает у нас много сил. Например, кому-нибудь из вас может прийти в голову мысль: «Опять у меня не получилось. Я не смогу хорошо подготовиться к экзамену». Кто-то настраивает себя на то, что не сдаст экзамен, наделает кучу ошибок и обязательно получит двойку. А кто-то может сказать себе: «Я не такой умный, как другие. Что мне зря стараться?»

Начните, пожалуйста, ходить по комнате. При этом ощутите все свое тело, свои ноги и ступни, руки и кисти, позвоночник и голову.

А теперь вы должны походкой выразить настроение. Представьте себе, что вы совсем обессилели. Ходите некоторое время как человек, который очень устал (15 секунд).

А теперь идите как совершенно  счастливый человек, получивший чудесное известие (15 секунд).

Теперь - очень пугливый человек (15 секунд).

Дальше идите как лунатик, бредущий во сне с открытыми глазами (15 секунд).

А теперь – как тот, у кого  нечистая совесть (15 секунд).

А сейчас идите как гений – вы только что получили Нобелевскую премию (15 секунд).

А теперь идите как предельно собранный человек, станьте канатоходцем, идущим по проволоке (15 секунд).

А теперь представьте, что вы гроза, самый ее пик.

А теперь, представьте, что вы дождик, который тихо тихо падает.

А теперь представьте, что вы яркая солнечная погода.

А теперь, начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное - плохие чувства, тяжелые заботы и плохие мысли о самих себе – слетают с Вас как с гуся вода. Представьте, что весь неприятный груз с Вас спадает, и Вы становитесь все бодрее и веселее.

  • Трудно ли было?

  • Какие чувства вы испытали при этом?



5 упражнение (дополнительное)"Сосулька"

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Встаньте, закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на 1–2 минуты. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния.

  • Трудно ли было?

  • Какие чувства вы испытали при этом?



Подведение итога занятия. Рефлексия. Ребята сегодня мы узнали, что состояние тревоги нормальное явление организма. И его можно с легкостью корректировать. Сейчас, я хочу, чтобы вы на стикерах написали свои впечатления о занятие. Участники получают буклеты «Готовимся к экзаменам вместе»






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Профилактика тревожности перед экзаменами

Автор: Мукатаева Сания Нурланкызы

Дата: 31.10.2017

Номер свидетельства: 435619

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Р о д и т е л ь с к о е   с о б р а н и е «Психологическое сопровождение выпускных классов» "
    ["seo_title"] => string(97) "r-o-d-i-t-ie-l-s-k-o-ie-s-o-b-r-a-n-i-ie-psikhologhichieskoie-soprovozhdieniie-vypusknykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "198134"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428348861"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства