Обратить внимание на подготовку учащихся к экзаменам, на поведение во время экзаменов, сообщить об основных способах эффективной подготовки к экзаменам и о правилах поведения на экзамене, помочь учащимся в преодолении экзаменационного стресса
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Правила подготовки к ОГЭ»
Классный час в 9 классе.
Тема: Правила подготовки к экзаменам.
Цели: обратить внимание на подготовку учащихся к экзаменам, на поведение во время экзаменов, сообщить об основных способах эффективной подготовки к экзаменам и о правилах поведения на экзамене, помочь учащимся в преодолении экзаменационного стресса.
Форма проведения: тренинг
Оборудование: компьютер с мультимедийной установкой, компьютерная презентация, звездочки из бумаги, ручки или карандаши, 12 листов с заданием-тестом на умение работать по инструкции, съедобные пятерки.
Ход классного часа
Организационный момент
Добрый день, ребята! Погрейте свои ладошки, а теперь подарите частичку вашего тепла друг другу, улыбнитесь. Посмотрите, в классе сразу стало теплее. Надеюсь, ближайшие двадцать минут общения будут для нас с вами интересными.
Вступительное слово педагога-психолога
В конце этого учебного года Вам предстоит сдача государственной итоговой аттестации, в какой форме проходит аттестация? (Экзамен) В переводе с латинского «экзамен» - это «испытание». Испытание это всегда стресс, а из стрессового состояния каждый выходит по-разному.
Сейчас я вашему вниманию предлагаю небольшой мультфильм, а ваша задача определить, как сюжет мультфильма связан со стрессовой ситуацией
(мультфильм о страхе на пути к успеху!)
В преодолении испытаний важны не только знания, но и психологическая устойчивость человека. Наша сегодняшняя встреча, возможно, поможет вам в преодолении страха, неуверенности.
Я вам предлагаю измерить степень вашего волнения, на воображаемом градуснике от 0 совсем не волнуетесь до 100 градусов, волнение зашкаливает.
Упражнение «Градусник»
Ведущий.Подумайте каково ваше волнение, на сколько градусов на шкале от 0 до 100 градусов, чтобы точно найти свое место, спрашивайте друг у друга, на каком «делении» он находится, чтобы не получилось так, что человек с «градусом волнения» 50 стоял между людьми с 60 и 70 «градусами».
Раздаю звезды согласно цвету переживания, красные 4 человека сильно волнующихся, желтые 4 человека среднее волнение, и 4 человека почти не волнующихся. Возможно, к концу занятия кто-то изменит цвет своей звезды.
Рубрика «Полезные советы». Работа в группах
Давайте обсудим, какие же полезные советы мы можем дать друг другу, чтобы успешно пройти предстоящие испытания?
1 группа «Как учить материал?»
2 группа «Как позаботиться о своем здоровье?»
3 группа «Как преодолеть волнение?»
Учащиеся выбирают из предложенного им материала наиболее полезные и значимые, по их мнению, советы.
Защита результатов работы по группам.
Педагог просит озвучить ответы каждой
«Как учить материал?» (приложение №1);
«Как позаботиться о своем здоровье?» (приложение № 2);
«Как преодолеть волнение?» (приложение № 3).
Вы сейчас отлично поработали в группах, молодцы! Но экзамен это не групповая работа, а индивидуальная, и мы посмотрим, как вы умеете работать самостоятельно.
Умеете ли вы следовать инструкции?
Педагог-психолог.
Техника проведения:
Учащимся нельзя сообщать тему этого задания. Учащимся раздаются карточки с заданиями. На отдельных чистых листочках учащиеся читают и выполняют по необходимости все пункты инструкции. Время 3 минуты. Учитель следит за временем и сообщает через каждую минуту, сколько осталось, постоянно держит в напряжении.
Карточка-заданиеПриложение № 4.
Далее следует беседа учителя с учащимися:
1. Что вы чувствовали, когда начали выполнять задание?
2. Каково было ваше состояние, когда вы узнали, что нужно было сделать только 1 и 2 пункты задания?
3. В чем смысл этого упражнения?
Вывод учащихся: …
Это упражнение учит вас внимательно читать инструкцию и задание. Выполнив его, вы поняли, что отдельные пункты инструкции достаточно прочитать, а другие необходимо выполнить в обязательном порядке. Надеюсь, что на экзамене вы вспомните это упражнение и будете внимательны при прочтении инструкции.
Стрессоустойчивость – это не только умение держать себя в тонусе, но и умение вовремя расслабиться.
Упражнение «Найди свою звезду»
Цель упражнения: дать учащимся возможность расслабиться, набраться оптимизма и уверенности в себе.
Включается спокойная музыка.
Сядьте свободно и закройте глаза. Сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха. А теперь представьте себе звездное небо. Звезды большие и маленькие, яркие и тусклые. Для одних – это одна или несколько звезд, для других – бесчисленное множество ярких светящихся точек, то удаляющихся , то приближающихся на расстояние вытянутой руки. Посмотрите внимательно на небо и выберите самую прекрасную звезду. Быть может, она похожа на вашу мечту детства, а может, она вам напомнила о минутах радости, счастья, вдохновения?
Еще раз полюбуйтесь своей звездой и попробуйте до нее дотянуться. Старайтесь изо всех сил! Вы обязательно достанете свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой. Постарайтесь запомнить, как она выглядит, какой свет она излучает.
А теперь сладко потянитесь, откройте глаза.
Сейчас вы почувствовали себя более сильными, уверенными, вы сможете достичь своей цели, вы теперь знаете, как подготовиться к экзаменам и преодолеть свое волнение. Давайте создадим звездное небо. Перед вами лежат звездочки трех цветов, выберите, пожалуйста, своего цвета:
-«Белый» - я уверен в себе, у меня все получится;
-«Желтый» - я немного волнуюсь;
-«Красный» - я очень боюсь предстоящих экзаменов, но буду стараться;
или можете оставить, ту, которую получили в начале занятия.
Приклейте эти звезды на доску. У нас получилось звездное небо. И теперь эти звезды будут светить вам каждый день, излучая добро, дружбу, поддержку и взаимопомощь. Они поведут вас дорогой знаний и будут сопровождать на экзаменах, и дальше в течение всей жизни.
Рефлексия
Конечно, во время экзаменов в наиболее выгодном положении окажутся те, кто занимался весь год и накапливал знания по крупицам. А для кого-то это время открытий – произведений, дат, фактов, а может быть и учебника. Но для каждого это время испытать себя, свой характер и силу воли.
Что вы расскажете своим одноклассникам о нашем занятии?
В нашей системе образования «5» является критерием успешности. А знаете ли вы, что съесть «пятерку» перед экзаменом, значит получить ее? Сегодня я дарю вам съедобные пятёрки, надеюсь, у вас все получится, и не только на экзаменах!
Я желаю вам успехов на экзаменах!
Приложение № 1.
Как учить материал?
Оборудуйте место для занятий: уберите все лишнее, расставьте все по местам.
Поместите на видном месте что-нибудь желтое или фиолетовое (часы, рамку, картинку), т.к. эти цвета повышают интеллектуальную активность
Составьте план работы: что именно и сколько будете учить по каждому предмету.
Чередуйте работу и отдых: 40 мин учим, 10 мин – отдыхаем.
Не зубрите, а старайтесь понять материал. Для этого можно составить схему, план, пересказать вслух. Можно даже писать шпаргалки – они способствуют запоминанию.
Полезно повторить материал хотя бы 1 раз в течение суток после выучивания
Трудные понятия и формулы пишите на карточках или плакатах, размещая их на видном месте в комнате.
Приходите на консультации с заранее приготовленными вопросами, а не просто чтобы послушать, о чем говорят другие
Приложение № 2.
Позаботимся о здоровье во время экзамена.
Соблюдайте режим дня. Кроме учебы, выделите время на сон, отдых, прогулки.
Полноценный сон поможет восстановить силы для подготовки(не менее 8 часов). Обязательно выспитесь в ночь перед экзаменом.
В день экзамена не забудьте позавтракать, выпить сладкого чая, и запастись чем-то сладким. Организм будет требовать глюкозы
Ни в коем случае не пейте никаких успокоительных таблеток!!!
Делайте перерывы. 40 мин учим, 10 минут – отдыхаем.
Заботьтесь о зрении, делайте упражнения, которые помогут глазам расслабиться. Не читайте лежа и в темноте.
Не забывайте о вкусной и здоровой пище. Питание должно быть калорийным, богатым витаминами. Ешьте свежие овощи и фрукты, рыбу, мясо. Приложение № 3.
Как преодолеть волнение?
Готовясь к экзамену, никогда не думайте, что провалитесь, мысленно рисуйте себе картину триумфа. Мысли о возможной неудаче являются саморазрушающими.
Своими страхами полезно с кем-то поделиться: с родителями, учителями, товарищами. Их поддержка будет вам очень нужна.
Перед входом в кабинет успокойтесь, войдите с уверенностью, что у вас все получится
Будьте внимательны. Выслушайте все инструкции – от этого зависит правильность ваших ответов
На экзамене в тестовой форме сосредоточьтесь на одном задании; приступая к выполнению следующего, забудьте о предыдущем. Сосредоточьтесь и забудьте об окружающих.
Прочитайте задание дважды до конца.
Сначала отвечайте на вопросы, в знании которых вы не сомневаетесь. Когда вы немного успокоитесь, голова начнет работать более четко и ясно, вы войдете в рабочий ритм и ответите на более сложные вопросы.
При сильном волнении иногда помогает прием «доведения до абсурда».Представьте все самое страшное, что может случиться с вами на экзамене. «Напугав» себя, вы убедитесь, что ваши страхи абсурдны (не настоящие), бояться в сущности нечего, можно преодолеть даже самые страшные последствия.
Приложение № 4.
Карточка-задание:
Выполните этот тест, имея в распоряжении 3 минуты.
1. До того, как что-нибудь сделать, внимательно все прочитайте.
2. Напишите печатными буквами ваше имя в правом верхнем углу листа.
3. Обведите ваше имя.
4. Под именем напишите свой адрес.
5. Своим обычным голосом сосчитайте вслух от 1 до 10.
6. В левом углу нарисуйте 3 треугольника.
7. В каждом треугольнике нарисуйте кружочек.
8. В нижнем левом углу нарисуйте круг.
9. Заключите круг в прямоугольник.
10. В правом нижнем углу проделайте острием карандаша или ручки три маленькие дырочки.
11. Громко крикните: «Я закончил!»
Теперь, когда вы все внимательно прочитали, выполните только задания 1 и 2.