kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методический семинар «Сказкотерапия как метод в обучении, воспитании и нравственном развитии детей младшего школьного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический семинар

«Сказкотерапия  как метод в обучении, воспитании и нравственном развитии детей  младшего школьного возраста»

- Здравствуйте, уважаемые коллеги, гости, жюри! Прошу внимания на экран.

Сказка о сказкотерапии:

В некотором царстве, в детском государстве жила-была Сказка. Она очень любила детей, водила с ними крепкую дружбу, учила их и помогала им. Рассказывала ребятам об окружающем мире, о диковинных странах и их обитателях. Делилась глубокими знаниями о человеке, его жизни и обычаях – и дети лучше понимали себя и других людей, внутренний мир детей становился богаче, они умнели и становились увереннее.

Но пришли «другие времена». В жизни детей появились сложные и «умные» механизмы – телевизоры, мобильные телефоны, компьютеры, игровые автоматы…

И решили взрослые найти для своих детей новых друзей…
Так у малышей появились «крутые» игрушки, модные игры, захватывающие мультики, а потом и всемогущий компьютер. Сказка среди друзей не значилась, она была забыта и чувствовала себя заброшенной и никому не нужной.

Так шли дни. Вдруг родители стали замечать, что лица их детей становятся серыми, а глаза унылыми. Со временем все чаще общение с детьми заканчивалось вспышками гнева или плача, а кое-кто из детей даже стал болеть. И никто не знал как ему помочь…

Мама одного малыша однажды вспомнила, как мама читала ей сказки. Она тихонько подошла к своему ребёнку, погладила по голове и сказала: «Я хочу познакомить тебя с самым лучшим другом моего детства… — Это моя детская сказка.

 Мама раскрыла книгу и тихонько начала «жили-были…», а потом «в некотором царстве, в тридесятом государстве…», а затем «жили-были старик со старухой…».

И — о чудо! Мама увидела, как с каждой страничкой ее мальчик как будто наполнялся радостью, светом, силой, добром и здоровьем. Она сделала маленький перерыв, чтобы позвонить другим родителям и сообщить - лекарство для детской души найдено!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методический семинар «Сказкотерапия как метод в обучении, воспитании и нравственном развитии детей младшего школьного возраста» »

Методический семинар

«Сказкотерапия как метод в обучении, воспитании и нравственном развитии детей младшего школьного возраста»

- Здравствуйте, уважаемые коллеги, гости, жюри! Прошу внимания на экран.

Сказка о сказкотерапии:

В некотором царстве, в детском государстве жила-была Сказка. Она очень любила детей, водила с ними крепкую дружбу, учила их и помогала им. Рассказывала ребятам об окружающем мире, о диковинных странах и их обитателях. Делилась глубокими знаниями о человеке, его жизни и обычаях – и дети лучше понимали себя и других людей, внутренний мир детей становился богаче, они умнели и становились увереннее.

Но пришли «другие времена». В жизни детей появились сложные и «умные» механизмы – телевизоры, мобильные телефоны, компьютеры, игровые автоматы…

И решили взрослые найти для своих детей новых друзей…
Так у малышей появились «крутые» игрушки, модные игры, захватывающие мультики, а потом и всемогущий компьютер. Сказка среди друзей не значилась, она была забыта и чувствовала себя заброшенной и никому не нужной.

Так шли дни. Вдруг родители стали замечать, что лица их детей становятся серыми, а глаза унылыми. Со временем все чаще общение с детьми заканчивалось вспышками гнева или плача, а кое-кто из детей даже стал болеть. И никто не знал как ему помочь…

Мама одного малыша однажды вспомнила, как мама читала ей сказки. Она тихонько подошла к своему ребёнку, погладила по голове и сказала: «Я хочу познакомить тебя с самым лучшим другом моего детства… — Это моя детская сказка.

Мама раскрыла книгу и тихонько начала «жили-были…», а потом «в некотором царстве, в тридесятом государстве…», а затем «жили-были старик со старухой…».

И — о чудо! Мама увидела, как с каждой страничкой ее мальчик как будто наполнялся радостью, светом, силой, добром и здоровьем. Она сделала маленький перерыв, чтобы позвонить другим родителям и сообщить - лекарство для детской души найдено!

И тут я серьезно задумалась, действительно, а может и мне использовать метод сказкотерапии в обучении, воспитании и нравственном развитии детей младшего школьного возраста.

И именно об этом методе в обучении, воспитании и нравственном развитии детей младшего школьного возраста и пойдет наша речь.

Само понятие сказкотерапия состоит из двух слов, которые означают «лечение сказкой».

Сказку используют и врачи, и психологи, и мы педагоги. И каждый специалист находит в ней тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

Передо мной четко обозначилась цель: формирование нравственных основ личности младшего школьника.

Термин сказкотерапия имеет положительную окраску, потому что является самым древним методом воспитания и обучения. Народная мудрость передавалась из поколения в поколение «из уст в уста». Сегодня под применением сказок в первую очередь понимают способ передачи знаний о духовном мире и социальной реализации человека, воспитательную систему близкую природе человека. Через понимание и восприятие сказок мы осуществляем следующие задачи:

  • Способствовать формированию позиции бережного отношения к окружающему миру и людям.

  • Сформировать умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.

  • Развивать творческое воображение, мышление.

  • Способствовать развитию связной монологической и диалогической речи.

  • Формировать у детей познавательный интерес к обучению.

  • Способствовать установлению психологического комфорта в коллективе.

Метод сказкотерапии используется мною в обучении, воспитании, развитии, в тренинговом взаимодействии, как инструмент арт-терапии.

Сказкотерапия накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей.

Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.

Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

А в подростковом возрасте могут быть интересны притчи и бытовые сказки.

В соответствии с этими рекомендациями, я использую в работе следующие формы организации сказкотерапии:



  • Игровые занятия

  • Комплексные занятия

  • Интегрированные занятия

  • Проектная деятельность

  • Психологические тренинги

  • Театрализованные занятия

  • Проведение «Дней театра»

  • Просмотр и анализ мультфильмов

  • Прослушивание сказок и притч

Все это позволяет мне развивать УУД:

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в тексте

  • Отвечать на простые вопросы учителя находить нужную информацию в тексте

  • Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

  • Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

  • Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное, определять тему.

Регулятивные УУД

  • Определять цель выполнения заданий в урочной и во внеурочной деятельности

  • Определять план выполнения заданий внеурочной деятельности

  • Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение

ориентировочной основы в новом учебном материале, в учебном сотрудничестве с учителем

Коммуникативные УУД:

  • Участвовать в диалоге на занятии

  • Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

  • Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

  • Слушать и понимать речь других

  • Участвовать в паре

  • Преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях

  • Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос

  • Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения


Личностные УУД:


  • обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами

  • знание моральных норм

На уроках математики стали традиционными уроки-путешествия со сказочными героями, использование математических сказок, составление математических проектов, таких как « Сказка - ума закваска».

На уроках русского языка и чтения мною часто используется приемы театрализации, рассказывания сказок и притч, слушания мп3 сказок дети показывают свое творчество в сочинении и дописывании сказок.

Проектная деятельность, связанная со сказками охватывает и уроки ИЗО и окружающего мира, через которые мои дети учатся чувствовать красоту и хрупкость мира.

Внеурочная и внеклассная работа увлекает моих ребят. Учит быть творческими. Ролевая игра, театрализация помогают преодолеть трудности общения, дети раскрепощаются, снимается напряженность, преодолевается страх и неуверенность в себе. Дети получают радость от сотворчества и испытывают ситуацию успеха.

Не следует забывать о связи дошкольного и школьного образования. Я как учитель моих будущих учеников заинтересована в их дошкольной подготовке. Разработанная мною программа «Малышкиной школы» предусматривает проведение занятий работы «со сказками». Через которые я способствую повышению мотивации к учению и успешной школьной адаптации.

Таким образом, результатами моей деятельности является:



  • Установление благоприятного психологического климата в коллективе;

  • Формирование у детей познавательного интереса;

  • Развитие связной монологической, диалогической речи;

  • Использование детьми сказочных ситуаций в свободной игровой деятельности;

  • Овладение умением моделировать сказки;

  • Развитие творческого воображения, мышления;

  • Формирование позиции бережного отношения к окружающему миру;

  • Овладение навыками взаимоотношения с миром;

Вывод:

Анализ психолого-педагогической литературы, а также результаты моей практики показали, что сказкотерапия является важной составляющей образовательного, воспитательного процесса детей школьного и дошкольного возраста. Основной вывод состоит в том, что применение сказок не только возможно, но и необходимо в силу эффективности этого метода в обучении и формировании духовно- нравственных ценностей учащихся.

Так пусть могучая энергетика сказки накапливается в душе

вашего ребенка! Сказочного взросления!





И свое выступление я бы хотела закончить стихотворением ученика 4 класса:



В мир удивительный вы заглянули,

В мир, где царят волшебство, чудеса!

В мир, где добро зло всегда побеждает!

В мир, где мудреет ребенка душа!






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Петрова Ирина Леонидовна

Дата: 17.10.2015

Номер свидетельства: 240623

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Статья в СМИ "Предупреждён - значит, вооружён""
    ["seo_title"] => string(46) "statia_v_smi_preduprezhdion_znachit_vooruzhion"
    ["file_id"] => string(6) "569610"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1610214919"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства