Методический семинар «Сказкотерапия как метод в обучении, воспитании и нравственном развитии детей младшего школьного возраста»
Методический семинар «Сказкотерапия как метод в обучении, воспитании и нравственном развитии детей младшего школьного возраста»
Методический семинар
«Сказкотерапия как метод в обучении, воспитании и нравственном развитии детей младшего школьного возраста»
- Здравствуйте, уважаемые коллеги, гости, жюри! Прошу внимания на экран.
Сказка о сказкотерапии:
В некотором царстве, в детском государстве жила-была Сказка. Она очень любила детей, водила с ними крепкую дружбу, учила их и помогала им. Рассказывала ребятам об окружающем мире, о диковинных странах и их обитателях. Делилась глубокими знаниями о человеке, его жизни и обычаях – и дети лучше понимали себя и других людей, внутренний мир детей становился богаче, они умнели и становились увереннее.
Но пришли «другие времена». В жизни детей появились сложные и «умные» механизмы – телевизоры, мобильные телефоны, компьютеры, игровые автоматы…
И решили взрослые найти для своих детей новых друзей…
Так у малышей появились «крутые» игрушки, модные игры, захватывающие мультики, а потом и всемогущий компьютер. Сказка среди друзей не значилась, она была забыта и чувствовала себя заброшенной и никому не нужной.
Так шли дни. Вдруг родители стали замечать, что лица их детей становятся серыми, а глаза унылыми. Со временем все чаще общение с детьми заканчивалось вспышками гнева или плача, а кое-кто из детей даже стал болеть. И никто не знал как ему помочь…
Мама одного малыша однажды вспомнила, как мама читала ей сказки. Она тихонько подошла к своему ребёнку, погладила по голове и сказала: «Я хочу познакомить тебя с самым лучшим другом моего детства… — Это моя детская сказка.
Мама раскрыла книгу и тихонько начала «жили-были…», а потом «в некотором царстве, в тридесятом государстве…», а затем «жили-были старик со старухой…».
И — о чудо! Мама увидела, как с каждой страничкой ее мальчик как будто наполнялся радостью, светом, силой, добром и здоровьем. Она сделала маленький перерыв, чтобы позвонить другим родителям и сообщить - лекарство для детской души найдено!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методический семинар «Сказкотерапия как метод в обучении, воспитании и нравственном развитии детей младшего школьного возраста» »
Методический семинар
«Сказкотерапия как метод в обучении, воспитании и нравственном развитии детей младшего школьного возраста»
- Здравствуйте, уважаемые коллеги, гости, жюри! Прошу внимания на экран.
Сказка о сказкотерапии:
В некотором царстве, в детском государстве жила-была Сказка. Она очень любила детей, водила с ними крепкую дружбу, учила их и помогала им. Рассказывала ребятам об окружающем мире, о диковинных странах и их обитателях. Делилась глубокими знаниями о человеке, его жизни и обычаях – и дети лучше понимали себя и других людей, внутренний мир детей становился богаче, они умнели и становились увереннее.
Но пришли «другие времена». В жизни детей появились сложные и «умные» механизмы – телевизоры, мобильные телефоны, компьютеры, игровые автоматы…
И решили взрослые найти для своих детей новых друзей… Так у малышей появились «крутые» игрушки, модные игры, захватывающие мультики, а потом и всемогущий компьютер. Сказка среди друзей не значилась, она была забыта и чувствовала себя заброшенной и никому не нужной.
Так шли дни. Вдруг родители стали замечать, что лица их детей становятся серыми, а глаза унылыми. Со временем все чаще общение с детьми заканчивалось вспышками гнева или плача, а кое-кто из детей даже стал болеть. И никто не знал как ему помочь…
Мама одного малыша однажды вспомнила, как мама читала ей сказки. Она тихонько подошла к своему ребёнку, погладила по голове и сказала: «Я хочу познакомить тебя с самым лучшим другом моего детства… — Это моя детская сказка.
Мама раскрыла книгу и тихонько начала «жили-были…», а потом «в некотором царстве, в тридесятом государстве…», а затем «жили-были старик со старухой…».
И — о чудо! Мама увидела, как с каждой страничкой ее мальчик как будто наполнялся радостью, светом, силой, добром и здоровьем. Она сделала маленький перерыв, чтобы позвонить другим родителям и сообщить - лекарство для детской души найдено!
И тут я серьезно задумалась, действительно, а может и мне использовать метод сказкотерапии в обучении, воспитании и нравственном развитии детей младшего школьного возраста.
И именно об этом методе в обучении, воспитании и нравственном развитии детей младшего школьного возраста и пойдет наша речь.
Само понятие сказкотерапия состоит из двух слов, которые означают «лечение сказкой».
Сказку используют и врачи, и психологи, и мы педагоги. И каждый специалист находит в ней тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.
Передо мной четко обозначилась цель: формирование нравственных основ личности младшего школьника.
Термин сказкотерапия имеет положительную окраску, потому что является самым древним методом воспитания и обучения. Народная мудрость передавалась из поколения в поколение «из уст в уста». Сегодня под применением сказок в первую очередь понимают способ передачи знаний о духовном мире и социальной реализации человека, воспитательную систему близкую природе человека. Через понимание и восприятие сказок мы осуществляем следующие задачи:
Способствовать формированию позиции бережного отношения к окружающему миру и людям.
Сформировать умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.
Развивать творческое воображение, мышление.
Способствовать развитию связной монологической и диалогической речи.
Формировать у детей познавательный интерес к обучению.
Способствовать установлению психологического комфорта в коллективе.
Метод сказкотерапии используется мною в обучении, воспитании, развитии, в тренинговом взаимодействии, как инструмент арт-терапии.
Сказкотерапия накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей.
Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.
Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир.
Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.
А в подростковом возрасте могут быть интересны притчи и бытовые сказки.
В соответствии с этими рекомендациями, я использую в работе следующие формы организации сказкотерапии:
Игровые занятия
Комплексные занятия
Интегрированные занятия
Проектная деятельность
Психологические тренинги
Театрализованные занятия
Проведение «Дней театра»
Просмотр и анализ мультфильмов
Прослушивание сказок и притч
Все это позволяет мне развивать УУД:
Познавательные УУД:
Ориентироваться в тексте
Отвечать на простые вопросы учителя находить нужную информацию в тексте
Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное, определять тему.
Регулятивные УУД
Определять цель выполнения заданий в урочной и во внеурочной деятельности
Определять план выполнения заданий внеурочной деятельности
Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение
ориентировочной основы в новом учебном материале, в учебном сотрудничестве с учителем
Преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях
Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос
Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения
Личностные УУД:
обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами
знание моральных норм
На уроках математики стали традиционными уроки-путешествия со сказочными героями, использование математических сказок, составление математических проектов, таких как « Сказка - ума закваска».
На уроках русского языка и чтения мною часто используется приемы театрализации, рассказывания сказок и притч, слушания мп3 сказок дети показывают свое творчество в сочинении и дописывании сказок.
Проектная деятельность, связанная со сказками охватывает и уроки ИЗО и окружающего мира, через которые мои дети учатся чувствовать красоту и хрупкость мира.
Внеурочная и внеклассная работа увлекает моих ребят. Учит быть творческими. Ролевая игра, театрализация помогают преодолеть трудности общения, дети раскрепощаются, снимается напряженность, преодолевается страх и неуверенность в себе. Дети получают радость от сотворчества и испытывают ситуацию успеха.
Не следует забывать о связи дошкольного и школьного образования. Я как учитель моих будущих учеников заинтересована в их дошкольной подготовке. Разработанная мною программа «Малышкиной школы» предусматривает проведение занятий работы «со сказками». Через которые я способствую повышению мотивации к учению и успешной школьной адаптации.
Таким образом, результатами моей деятельности является:
Установление благоприятного психологического климата в коллективе;
Формирование у детей познавательного интереса;
Развитие связной монологической, диалогической речи;
Использование детьми сказочных ситуаций в свободной игровой деятельности;
Овладение умением моделировать сказки;
Развитие творческого воображения, мышления;
Формирование позиции бережного отношения к окружающему миру;
Овладение навыками взаимоотношения с миром;
Вывод:
Анализ психолого-педагогической литературы, а также результаты моей практики показали, что сказкотерапия является важной составляющей образовательного, воспитательного процесса детей школьного и дошкольного возраста. Основной вывод состоит в том, что применение сказок не только возможно, но и необходимо в силу эффективности этого метода в обучении и формировании духовно- нравственных ценностей учащихся.
Так пусть могучая энергетика сказки накапливается в душе
вашего ребенка! Сказочного взросления!
И свое выступление я бы хотела закончить стихотворением ученика 4 класса: