kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка Никотин - медленный яд

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый классный час по теме «Никотин — медленный яд» — это профилактическое мероприятие, направленное на осознание у обучающихся вредных последствий курения.

Социологические исследования говорят, что очень много курильщиков начинают курить именно в подростковом, чуть ли ни детском, возрасте. Подростки начинают курить с 12-14 лет.

Причин начать курить очень много, начиная от банального любопытства, желание найти способ снять стресс, заканчивая примером родителей. Кого-то толкает скука, отсутствие интересов и увлечений, одиночество. Много сил и внимания родителей уделяется воспитанию в младшем возрасте. И порой, как только ребенок пошел в школу, научился сам делать уроки, родители несколько расслабляются. Ребенок остается в вакууме, испытывая все меньше внимания и влияния со стороны родственников. А подростковый период очень нуждается в сопровождении близких, товарищеской поддержке, внимании к интересам.

Смертность людей, которые начали курить в 12-18 лет намного выше, чем у взрослых курильщиков. Как показывает практика, опасность подросткового курения, зачастую, проявляется в опасных патологических процессах, провоцирующих ухудшение памяти, зрения и слуха, а также уменьшение мышечного тонуса.

Большая опасность сигарет для подростков состоит в возникновении различных заболеваний, поражающих нервную, пищеварительную, сердечнососудистую, мочеполовую и дыхательную систему. Процесс их развития притормаживается, нарушается нормальное функционирование сердечной мышцы, эндокринной системы, повышается уровень нагрузки на сердце, а с годами кровеносные сосуды утрачивают прочность и эластичность.

Отдельного внимания заслуживает еще и тот факт, что никотин отрицательно воздействует и на развитие половых органов. Курение часто приводит к бесплодию. У курящих девушек наблюдаются значительные нарушения в менструальном цикле и развитии молочных желез.

Но самое страшное заключается в том, что среди людей, как молодых, так и зрелых, мало кто задумывается о негативных последствиях, пока сам на себе это не ощутит. Именно поэтому не стоит бояться при каждом удобном случае вести со студентами профилактические беседы, касающиеся вреда и негативных последствий табакокурения. Ведь жизнью в полной мере можно наслаждаться и без сигарет.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка Никотин - медленный яд»

Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Миасский геологоразведочный колледж»













Методическая разработка открытого классного часа по теме

«Никотин — медленный яд»















г. Миасс, 2015 г.



ОДОБРЕНО УТВЕРЖДАЮ

предметной Заместитель директора

(цикловой) по учебной работе:

комиссией Лосенкова И.Г.

Председатель: Мокрышева И.В. _________________

________________________ «___» ____________2015 г.

«____» __________2015 г.















Разработал: Талипова Н.А., педагог-психолог МГРК



Пояснительная записка


Открытый классный час по теме «Никотин — медленный яд» — это профилактическое мероприятие, направленное на осознание у обучающихся вредных последствий курения.

Социологические исследования говорят, что очень много курильщиков начинают курить именно в подростковом, чуть ли ни детском, возрасте. Подростки начинают курить с 12-14 лет.

Причин начать курить очень много, начиная от банального любопытства, желание найти способ снять стресс, заканчивая примером родителей. Кого-то толкает скука, отсутствие интересов и увлечений, одиночество. Много сил и внимания родителей уделяется воспитанию в младшем возрасте. И порой, как только ребенок пошел в школу, научился сам делать уроки, родители несколько расслабляются. Ребенок остается в вакууме, испытывая все меньше внимания и влияния со стороны родственников. А подростковый период очень нуждается в сопровождении близких, товарищеской поддержке, внимании к интересам.

Смертность людей, которые начали курить в 12-18 лет намного выше, чем у взрослых курильщиков. Как показывает практика, опасность подросткового курения, зачастую, проявляется в опасных патологических процессах, провоцирующих ухудшение памяти, зрения и слуха, а также уменьшение мышечного тонуса.

Большая опасность сигарет для подростков состоит в возникновении различных заболеваний, поражающих нервную, пищеварительную, сердечнососудистую, мочеполовую и дыхательную систему. Процесс их развития притормаживается, нарушается нормальное функционирование сердечной мышцы, эндокринной системы, повышается уровень нагрузки на сердце, а с годами кровеносные сосуды утрачивают прочность и эластичность.

Отдельного внимания заслуживает еще и тот факт, что никотин отрицательно воздействует и на развитие половых органов. Курение часто приводит к бесплодию. У курящих девушек наблюдаются значительные нарушения в менструальном цикле и развитии молочных желез.

Но самое страшное заключается в том, что среди людей, как молодых, так и зрелых, мало кто задумывается о негативных последствиях, пока сам на себе это не ощутит. Именно поэтому не стоит бояться при каждом удобном случае вести со студентами профилактические беседы, касающиеся вреда и негативных последствий табакокурения. Ведь жизнью в полной мере можно наслаждаться и без сигарет.

Презентация по теме способствует наглядному усвоению знаний.

На данный классный час отводится 45 минут.



План открытого классного часа


Тема открытого классного часа: «Никотин — медленный яд».

Цели:

1. Профилактика курения среди обучающихся;

2. Создать предпосылки для курящих обучающихся задуматься о последствиях этой привычки.

Задачи:

1. Развитие у обучающихся навыков совместной деятельности, коммуникативных умений;

2. Развитие навыков работы с различными источниками информации, умений выбирать главное;

3. Способствовать расширению кругозора обучающихся;

4. Развивать навыки публичных выступлений;

5. Способствовать формированию творческого отношения к выполняемой работе.

Оформление, оборудование и инвентарь:

- Мультимедийная система, компьютер.

- Демонстрационный прибор для курения.

Ход мероприятия:

1. Вступительное слово психолога.

2. Выступления студентов.

3. Показ слайдов.

4. Заключительное слово психолога.


I. Ход занятия

I. Организационный момент. Вступительное слово психолога.

(СЛАЙД 1) Тема нашего классного часа «Никотин — медленный яд». Почему медленный яд? Потому что, курильщик находится в процессе медленного отравления своего организма никотином.

II. Основная часть

1 Ведущий: Именно об этом социальном явлении мы будем говорить сегодня. Итак, мы начинаем ток-шоу! В нашей программе участвуют специалисты в области социологи, истории, биологии, медицины, химии, математики, и, конечно, вы, наши зрители.

Звучит отрывок из песни «Дым сигарет с ментолом» группы «Нэнси».

2 Ведущий: Сегодня курение прочно вошло не только в наш быт, но и в культуру. А ведь были времена, когда курение считалось несовместимым с обликом цивилизованного человека. Откуда же пришла к нам эта пагубная привычка? Я передаю слово историкам.

(СЛАЙДЫ 1, 2, 3) 1 Историк: Табак известен человечеству с древних времен, но использовался он для религиозных ритуалов. Один из европейских путешественников — Христофор Колумб — 12 октября 1492 года увидел, как краснокожие люди Америки выпускают изо рта и носа клубы дыма. Они сворачивали сухие листья в длинные трубки. Такой сверток называли Табако. Европейцы смотрели на это с удивлением и отвращением. Индейцы дымом табака отпугивали москитов. У них курили не только мужчины, но и женщины, и дети. Матросы Колумба вынуждены были в знак дружбы выкуривать «трубки мира», некоторые из них пристрастились к табаку.

(СЛАЙД 4) 2 Историк: В Европу табак в качестве декоративного растения завез в 1496 году испанский монах Роман Панно. В 1559 году Жан Нико, именем которого назван никотин, подарил Екатерине Медичи нюхательный табак для лечения головных болей. Появилась мода нюхать табак, причем ему приписывались целебные свойства. О вреде табака стало известно гораздо позже, в связи с чем Людовик XII издал декрет, по которому только аптекарям разрешалось продавать табак как лекарство.

(СЛАЙД 5) 1 Историк: Но табак продолжали нюхать и курить. За это в разных странах были различные наказания. В Сантьяго в 1692 году за курение замуровали в стену пятерых монахов. В Турции курение рассматривали как нарушение законов Корана: человека избивали и возили на осле по улицам Константинополя. Когда в Константинополе возник пожар - курение запретили под страхом смертной казни. Состоялись массовые казни курильщиков.

2 Историк: В Персии запрещали курение под страхом лишения носа и губ, а торговцев табака сжигали на костре. Табак в Россию завезли англичане через Архангельск в 1585 году.

(СЛАЙД 6) Позже царь Михаил Федорович Романов запретил курение из-за частых пожаров. Курильщиков наказывали 60-ю ударами палкой по пяткам, а если они попадались с курением вторично, то им отрезали нос или уши.

(СЛАЙД 7) В 1698 году Петр I снял запрет на курение, так как продажа табака приносила немалые доходы. С тех пор курение стало быстро распространяться среди широких слоев населения.

1 Ведущий: Трубки, сигары, папиросы, сигареты… Все мы видели не раз эти предметы, но вряд ли задумывались о том, что у них внутри. О том, чем набита сигарета, мы попросим рассказать ботаника.

(СЛАЙД 8) 1 Ботаник: Табак относится к семейству пасленовых, роду табак (никотина). Этот род включает 66 видов, 45 из них произрастает в Америке, а 21 вид — в Австралии и Полинезии. Обычно это однолетние травы, реже многолетние, имеющие трубчатые или колокольчатые цветки, которые опыляют насекомые и колибри. Листья у табака цельные, очередные. Плод — коробочка с многочисленными мелкими семенами, в 1 г содержится 10 тысяч семян. Растение имеет неприятный и тяжелый запах. Многие виды содержат никотин и другие ядовитые алкалоиды. В странах, где табак растет в диком виде, часто наблюдаются отравления домашних животных листьями и побегами табака.

(СЛАЙД 9) 2 Ботаник: В культуре чаще встречаются табак настоящий и махорка. Сначала завезенный в Европу табак выращивали как декоративное и лекарственное растение. Сейчас табак выращивают более 120 стран мира, ежегодно мировое производство табака составляет более 6 миллионов тонн. Из семян в парниках выращивают рассаду, затем ее переносят в открытый грунт. Листья собирают вручную, нанизывая их на шнуры и подвешивают в сушильных сараях на несколько дней для томления. За это время листья желтеют и приобретают характерный запах. Затем их сушат и измельчают. В северных районах России выращивают махорку, из ее листьев выделяют лимонную кислоту, витамин РР, никотин-сульфат, который используют для борьбы с вредителями сельского хозяйства.

2 Ведущий: Человек — существо любознательное, его тянет к новым ощущениям. Весьма осведомленный во всем Мефистофель заявил Фаусту по поводу табака: «Полезная травка, не лопух какой-нибудь. Кто хоть раз закурит, тот не оставит этой забавы». Почему так происходит, почему возникает привыкание к табаку? С этим вопросом мы обращаемся к медикам.

(СЛАЙД 10) 1 Медик: Составные части табачного дыма всасываются в кровь и через 2-3 минуты достигают клеток головного мозга. Ненадолго эти вещества повышают активность клеток мозга, это состояние воспринимается курильщиком как освежающий приток сил или своеобразное чувство успокоения. Однако это состояние скоро проходит, и, чтобы его снова ощутить, человек тянется за новой сигаретой. Постепенно никотин встраивается в процесс обмена веществ, и человеку его постоянно не хватает. Привыкание к табаку формируется от нескольких недель до 10 лет в зависимости от особенностей организма и интенсивности курения. Чаще всего табакозависимость устанавливается за год.

2 Медик: У человека, привыкшего к курению, в случае резкого прекращения курения наблюдается абстинентный синдром (ломка), который выражается в головной боли, колебании артериального давления, болях в области сердца, желудка, могут наблюдаться кишечные расстройства, повышенная потливость, слабость, вялость, нервозность, подавленность.

1 Ведущий: Так забава, шалость превращается в привычку. Но почему же люди начинают курить? Что на это скажут социологи?

(СЛАЙД 11) 1 Социолог: Известно, что в мире систематически курит 60% мужчин и 20% женщин. Из систематически курящих мужчин 17% начали курить в 8-9 лет. Большинство подростков начинают курить под влиянием товарищей в компании (27%), из любопытства (40%), в подражание взрослым (17%). Показательно, что 85% курящих подростков — из семей, где хотя бы один родитель курит, остальные 15% — из некурящих семей.

2 Социолог: Среди девушек причины курения такие: желание привлечь к себе внимание, выглядеть модно, современно, эффектно, казаться окружающим независимой, уверенной в себе. Еще в начале ХХ века курящая женщина была редкостью, сейчас среди 17-18-летних курящих девушек столько же, сколько курящих парней.

(СЛАЙД 12) 1 Социолог: Интересно, что большинство школьников в состоянии назвать причину, по которой они начали курить, но среди студентов многие не смогли вспомнить причину и ответили, что курят по привычке. Итак, мы видим, что следование моде, примеру товарищей в курении перерастает в привычку, от которой трудно избавиться. Установлено, что 80% закуривших детей не бросают этой привычки, а если подросток выкурил 2 сигареты, то в 70% случаев он будет курить систематически.

2 Ведущий: Почему же люди не бросают курить, даже зная о негативных последствиях? Какие сведения на этот счет у социологов?

2 Социолог: Примерно 65% курильщиков хотят бросить курить, но 80% из них не могут сделать этого самостоятельно. Некоторые не пытаются бросить курить, так как считают, что это не вредит их здоровью, а наоборот, помогает успокоиться, сосредоточиться, снять напряжение. Примерно 20% молодых людей не знают о негативных последствиях длительного курения. Часть курильщиков считают, что действие табака избирательно и на них он не действует.

1 Ведущий: Огромное число людей на Земле курит и продолжает жить. Так ли опасно курение для нашего организма? Что по этому вопросу могут сказать химики?

1 Химик: В 1828 году два американских исследователя Ройман и Посельт впервые получили высокотоксичное средство из листьев табака — сильнодействующий яд никотин. В момент затяжки на кончике сигареты развивается температура 600 – 9000 С. При этом происходит сухая перегонка табака, при которой образуется около 6000 веществ, из которых 120 ядовиты. 29% общей токсичности приходится на никотин. При медленном курении в дым переходит 20% никотина, при быстром — 40%. Никотин всасывается слизистыми оболочками и разносится по всему организму в течение 21-23 секунд. Обезвреживается никотин в почках и печени. Смертельная доза никотина для человека 2-4 капли, однако, внутривенно достаточно ввести никотин из 1 сигареты, чтобы вызвать смерть человека.

(СЛАЙД 13) 2 Химик: В табачном дыме содержится порядка четырёх тысяч химических соединений. Семьдесят из них — это канцерогены, способные нанести вред клеточному генетическому материалу и спровоцировать рост раковых опухолей. Порядка 10% курильщиков, выкуривающих по пачки сигарет в день, становятся жертвой злокачественных опухолей. За этими статистическими данными стоят людские судьбы, которые были перечёркнуты всего лишь одной вредной привычкой.

Далее демонстрируется опыт.

Для изготовления демонстрационного прибора для курения используются: пластиковая бутылка с крышкой (из-под моющего средства), резиновая трубка длиной 5 см, ватные шарики, пластилин, сигарета (лучше без фильтра), спички. В крышке пластиковой бутылки проделать отверстие размером с диаметр трубки. Вставить трубку и замазать щели пластилином. В один конец трубки вставить ватный шарик, в другой сигарету. Завернуть крышку. Прибор готов. Бутылку можно заменить системой для переливания крови и выкурить сигарету с помощью резиновой груши.

Химики обращают внимание зрителей на изменение цвета ваты, которая становится желтой из-за поглощения табачного дегтя. Вата вынимается из бутылки, делится на две части. Одна часть помещается в стакан с водой, а другая в стакан с 96% спиртом. Получаем вытяжку табачного дегтя в виде пожелтевших растворителей. В водную вытяжку добавляем раствор перманганата калия, он обесцвечивается. Это говорит о наличии химически агрессивных соединениях. В спиртовую вытяжку добавляем хлорид железа (III), окраска получается черно-фиолетовая. Это говорит о наличии канцерогенов (фенола и его производных).

2 Ведущий: Впечатляет. А что на это скажут медики?

(СЛАЙД 14) 1 Медик: Курильщики значительно подрывают свое здоровье и сокращают себе жизнь. Каждая сигарета сокращает жизнь на 8-15 минут. У курильщиков в 2-3 раза чаще бывают сердечно-сосудистые заболевания, в 15-30 раз чаще — рак легких, в 13 раз чаще — стенокардия, в 12 — инфаркт миокарда, в 10 — язва желудка. Курильщики чаще страдают ОРЗ, бронхитами, астмами, у них нарушаются зрение и слух. Часто развивается рак губы, гортани, голосовых связок, пищевода.

(СЛАЙДЫ 15, 16) В настоящее время мнение онкологов единодушно: основная причина рака легкого – курение. В медицине известен случай, когда при вскрытии трупа скальпель заскрежетал о камень. Это оказалось, что в легких скопилось около 1,5 кг угля. Курил этот человек около 25 лет и умер от рака легких.

1 Ведущий: До недавнего времени у нас в стране курильщиков среди женщин было мало. Но сейчас число курящих женщин практически равно числу курящих мужчин. Курение наносит женскому организму непоправимый ущерб. Об этом я попрошу рассказать врача.

(СЛАЙД 17) 2 Медик: Курение женщины приносит больше вреда, чем курение мужчины, так как сказывается на потомстве. Под действием ядов табака происходят мутации в яйцеклетках. Если женщина курит во время беременности, то повышается вероятность самопроизвольных абортов, преждевременных родов, маточных кровотечений, рождения мертвых детей. 42% курящих женщин вообще не могут иметь детей. Дети, родившиеся у курящих матерей, ослаблены и больны. 30% курящих женщин страдают заболеваниями щитовидной железы, а инфаркт миокарда у курящих женщин бывает в 3 раза чаще, кожа становится серой, неэластичной, зубы и пальцы — желтыми от никотина.

2 Ведущий: Женщина и ребенок — неразделимые понятия. Как курение матери отражается на ребенке? Как детский организм реагирует на табачный дым? Слово — медикам.

(СЛАЙДЫ 18, 19) 1 Медик: Дети более подвержены действию ядов табачного дыма. Известен случай, когда девочку положили спать в комнате, где сушились листья табака, через несколько часов ребенок умер. Смертность новорожденных у курящих матерей на 28% выше, чем у некурящих. Дети курящих родителей чаще болеют, у них ослаблен иммунитет, бывают судороги, эпилепсия. Такие дети отстают в интеллектуальном развитии, им сложнее учиться в школе, часто бывают головные боли.

1 Ведущий: Мы любим точность в доказательствах. Что же о курении могут сказать математики?

(СЛАЙД 20) 1 Математик: Подсчитано, что каждый из нас выкуривает за год 1,55 кг табака. Если я не курю, то тот, кто рядом выкуривает 3,1 кг; а если и он не курит, то тот, следующий выкуривает 4,5 кг, а то и 6 кг табака. Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут, а каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением.

2 Математик: Отсчитайте 13 секунд — и нет жизни. За год — это 2,5 миллиона человек. Подсчитано, что население земного шара за год выкуривает 12 биллионов папирос и сигарет! Поистине астрономические цифры. Общая масса окурков — 2 520 000 тонн.

2 Ведущий: Да! Страшные цифры услышали мы от математика. Какая же борьба ведется с курением в современном мире. Что могут добавить историки?

1 Историк: Англия — вычитают деньги из зарплаты за время, проведенное в курительной комнате. Дания — запрещено курить в общественных местах. Сингапур — курение — 500 долларов штраф. Нет рекламы на табачные изделия. Финляндия — врачи установили 1 день — 17 ноября, когда курильщики приходят на работу без сигарет. Япония, город Ваки — 3 дня в месяц без курения. Франция — после антитабачной компании число курильщиков сократилось более чем на 2 миллиона человек. В России федеральный закон об ограничении курения принят еще в июне 2001 года. В силу он вступил 14 января 2002 года.

2 Историк: Статья 6 закона гласит, что «в целях снижения вредного воздействия табачного дыма запрещается курение табака на рабочих местах…». Московская городская дума приняла постановление, регламентирующее проект изменений этого законодательства. Постановление гласит, что курение табака на рабочих местах влечет за собой сначала предупреждение, а потом наказание в виде различных штрафов. «То же нарушение, совершенное повторно в течение года… влечет наложение административного штрафа в размере трех минимальных размеров оплаты труда», — говорится в постановлении. Третий раз с нарушителя взимают штраф в размере уже пяти минимальных окладов.

1 Ведущий: Итак, начав курить, получаешь привыкание к никотину — медленному наркотику, убивающему нашу жизнь, жизнь наших детей и окружающих людей. Выбор остается за нами.

(СЛАЙД 21) Психолог: Психологами давно доказано, что курение – это удел слабых людей с низкой самооценкой. Для них курение – это удобный способ уйти от проблем. К курению предрасполагают низкий жизненный уровень, социальная неустроенность, безработица, одиночество и т.п.

(СЛАЙД 22) Многие психологи считают, что курение связано с недостатком материнской любви в детстве, что во взрослом состоянии оно компенсирует этот дефект, а сигарета – это символ соски-пустышки.

(СЛАЙД 23) Мнение молодёжи, что курение – признак взросления – ложно, так как на самом деле курение – признак незрелости и закомплексованности.

Как бросить курить? Нужно просто захотеть бросить курить. А для этого нужна большая сила воли.

III. Рефлексия.

(СЛАЙД 24) Психолог объявляет конкурс пословиц о курении.

Пословицы:

1. Лучше знаться с дураком, чем с табаком!

2. Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким растет!

3. Курить — здоровью вредить!

4. Любить курение — вредить сердцебиению!

5. Если куришь — быстро бросай и здоровье поправляй!

6. Поскорей бросай курить, чтобы рост не прекратить!

7. Курильщики впускают врага в свои уста, который похищает их мозг.

8. Кто курит табак, тот себе враг.

9. Не пью вина, не отравляю сердце табачищем.

10. Курение – не привычка, а властная потребность, которая командует человеком.

11. Один курит, а весь дом болеет.

12. Табак уму не товарищ.

13. Полюбил табак – впереди рак.

14. Ни одна из пагубных привычек не уносит столько здоровья, как курение табака.

Звучит фрагмент песни А. Буйнова «Бросаю курить!»

После всего услышанного и увиденного здесь, что бы вы пожелали курящему человеку?


Литература:

Аршинова В.В. Классные часы и беседы для старшеклассников. – М «Сфера», 2004.

Сизанов А.Н. Модульный курс профилактики курения – М. «ВАКО», 2004.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка Никотин - медленный яд

Автор: Талипова Наталья Анатольевна

Дата: 13.02.2016

Номер свидетельства: 293046

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Методическая разработка урока "Табакокурение и его влияние на организм" "
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-tabakokurieniie-i-iegho-vliianiie-na-orghanizm"
    ["file_id"] => string(6) "139003"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417628677"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства