Классный час, который проходил в виде турнира, направлен на активизацию процесса формирования психологической готовности обучающихся к профессиональному самоопределению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час "Клуб знатоков профессий"»
Горбунова М. А., МБОУ «ЛСОШ № 3», педагог-психолог
Классный час
«Клуб знатоков профессий»
в 7б классе
Автор: Горбунова Марина Александровна
Педагог-психолог, II квалификационная категория
Стаж работы – 7 лет
Классный час «Клуб знатоков профессий»
Цель:
Активизировать процесс формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению.
Задачи:
1) Формировать представления о разнообразных видах профессий в современном мире
2) Познакомить учащихся с типами профессий, дать понятие « профессия»,
«специальность»
3) Способствовать ответственному отношению к выбору профессионального пути через расширение границ самосознания и получение информации о мире профессий.
4)Воспитывать уважение к людям труда и их деятельности.
5) Развитие общего кругозора, памяти, внимания, мышления
Методы и приемы:
а) словесные (использование объяснений, словесных инструкций, пояснений); б) наглядные (использование раздаточного материала со схемами, мультимедийной презентации);
в) практические (выполнение различных практических заданий с целью получения новых сведений о профессиях и степени сформированности собственного профессионального выбора);
г) диагностические (рефлексия, самооценивание, анализ успешности выполнения заданий).
Форма проведения: командная игра
Материалы и оборудование: мультимедиа проектор, интерактивная доска, презентация, фломастеры, шкатулка с ложкой, бумага, медали, жетоны, ручка с красной пастой, катушка ниток с иголками, термометр, расческа, поварешка, электрическая лампочка, колба
Ход классного часа
1. Вступительное слово о значимости выбора профессии в жизни человека
Эпиграф: « Все работы хороши - выбирай на вкус»
Здравствуйте, ребята! Наш классный час будет проходить в виде турнира под названием «Клуб знатоков профессий»
Ребята, вы все, наверное, в детстве читали и учили стихотворение В.В. Маяковского « Кем быть» У меня растут года, будет и семнадцать…
Мы вспомнили стихотворение, последние строчки которого стали эпиграфом нашего классного часа. Тогда это было просто стихотворение, а сейчас оно приобрело особый смысл, актуальность. Потому что вам предстоит скоро столкнуться с серьезным и взрослым выбором профессиональной деятельности, времени на который остается не так много, поэтому задумываться о будущей профессии необходимо уже сегодня.
Успещность этого выбора зависит от того, насколько широко вы можете ознакомиться с миром профессий и специальностей, насколько реальны будут ваши представления о будущей собственной трудовой деятельности. Что мы имеем ввиду когда произносим слово профессия, специальность? Необходимо различать эти понятия.
Профессия - род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существования человека.
Специальность – более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии.
Таким образом, профессия – это группа родственных специальностей
Должность - это служебное положение связанное с исполнением служебных обязанностей. Например, в нашей школе работают учителя. Это профессия, но есть в школе и директор и завучи – это должности, которые они занимают, оставаясь по профессиями такими же учителями.
Сколько же существует профессий? На сегодняшний день в России их насчитывается более шести. Трудно ориентироваться в этом огромном мире, особенно молодым людям. Естественно, что могут возникнуть опасения и сомнения (вдруг я выберу профессию, которая окажется неинтересной или трудной для меня и т.д.) Поэтому мы и будем с вами встречаться в этом году на занятиях, на которых будем знакомиться с миром профессий, а уже в 8-9 классах вы будете более серьезно готовиться к профессиональному выбору на занятиях предпрофильной подготовки и профессионального самоопределения.
И для того чтобы легче было ориентироваться в мире профессий их разделили на 5 типов по предмету труда, с которым взаимодействует человек , а именно - Человек- природа, Человек-техника, Человек-Человек, Человек-знаковая система и Человек-Художественный образ.
Ребята, а теперь давайте посмотрим, насколько вы можете ориентироваться в мире профессий, а для этого представьте , что вы являетесь членами клуба знатоков профессий. У вас разгорелся спор о том, кто лучше знает мир профессий. Спор разделил вас на две половины – красные и синие( раздаются карточки красного и синего цвета в произвольном порядке).
Прошу вас разделиться на две группы по цвету карточек.Вы обратились к председателю клуба, т.е. ко мне, с просьбой помочь вам разрешить этот спор. Я принимаю решение провести турнир на знание профессий, где каждый из вас сможет доказать, что он является лучшим знатоком.
У каждого из вас есть определенные знания о мире профессий, а также находчивость, оригинальная точка зрения и желание вывести вперед свою команду. Все это поможет вам выполнить задания нашего турнира, показать себя на должном уровне. Желаю всем удачи!
Результаты оценивания: за каждый правильный ответ команда получает жетон- «знаток профессий», у кого будет больше жетонов, та команда победитель и соответственно все члены команды получают медали – «лучший знаток профессий!»
Заседание “Клуба знатоков профессий” считать открытым!
2. Основная часть
Первый тур. Разминка.«Угадай профессию»
Любой конкурс начинается с разминки, и наш не исключение.
1. Моя профессия вам может показаться легкой, но от нее зависит работа целого коллектива. Эта профессия требует постоянного движения и крепких нервов. Не всегда меня знают в лицо, так как чаще видят со спины. Назовите мою профессию. (Дирижер.)
2. К моей профессии предъявляются большие требования. Главный ее минус - негативное влияние на здоровье. Профессиональное заболевание - гипотония, то есть пониженное артериальное давление. Мне сложно планировать личную жизнь, так как я часто отсутствую дома. (Бортпроводник ,стюардесса)
3. Я работаю с пропановой горелкой. Работаю на ногах, стоя у печи при температуре 60-90 градусов. Ни одно учебное заведение не обучает этой профессии. (Стеклодув.)
4. Кто из царей знал 14 ремесел? Назовите имя царя и не менее 6 ремесел, которыми он владел. (Петр I - плотник, кораблестроитель, кузнец, токарь, оружейный мастер, маляр .. .)
5. Что общего у ЭВМ и коровы? (Профессия человека, их обслуживающего, называется оператор - оператор ЭВМ и оператор машинного доения.)
6. Мы на закате с поля возвращались.
Ядреным потом стылый воздух пах.
У каждого обветренно качалась
По-за плечом рубашка на граблях.
Назовите профессию человека, написавшего эти строки. (Поэт.)
7. Кем бы могли работать в наши дни:
- Волк из сказки «Волк И семеро козлят - (пародистом);
- Красная Шапочка (социальным работником);
- Кот Матроскин из Простоквашино (коммерсантом, животноводом, председателем колхоза).
8. В этом ящике находится орудие труда, используемое в работе музыканта, сталевара и врача. Что в ящике? (Ложка. Музыканты-ложкари; врач в домашних условиях проверяет горло больного обычной ложкой; сталевары берут пробу стали специальной ложкой.)
Итак, первый тур – разминка – окончен. Теперь начинаем следующие туры, где вам понадобится догадливость и сообразительность, и, конечно же, знание профессий.
Второй тур. Задания на эрудицию.
Сейчас вам будет предложена какая-то буква. Ваша задача- назвать профессии, начинающиеся с этой буквы, т.е. показать насколько хорошо вы знаете мир профессий (М, П)
Самая-самая
Сейчас я зачитаю необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди назвать те из них, которые, по вашему мнению, в наибольшей степени данной характеристике подходят (самая зеленая, самая сладкая, самая денежная, самая общительная, самая смешная, самая редкая)
Третий тур. Криминалисты.
На столе лежат различные вещи и инструменты. Участникам предлагается по очереди брать по одному предмету и называть профессию человека, которому на ваш взгляд она принадлежит и объяснить, почему он так считает. (электрическая лампочка, ручка с красной пастой, поварешка, катушка ниток с иголкой, расческа, пробирка, термометр)
Четвертый тур. Храбрый портняжка.
Приглашаются два мальчика. Необходимо как можно быстрее вдеть нитку в иголку.
Пятый тур. Юные поэты.
Приглашаются двое ребят. Им дается слово к которому нужно подобрать рифму по очереди ( багаж, врач)
Шестой тур. Художники.
Четырем ребятам предлагается взять из конверта название профессий. Необходимо прочитать задание и на листе бумаги нарисовать предмет, характеризующий ту или иную профессию. Если зрители отгадывают, то художник получает жетон ( музыкант, фотограф, кондитер, парикмахер)
Седьмой тур. Профголоволомки.
В этих ребусах зашифрованы профессии, расшифруйте их (см. Приложение 2.)
Восьмой тур. Исследователи
Для участия в этом конкурсе приглашаются по два человека. Каждый выбирает любимую профессию и записывает на доске, чтобы зрители видели. Игрокам предлагается по очереди называть по одному предмету, принадлежащему представителю именно его профессии.
Девятый тур. Актерское мастерство.
Показать пантомиму ( с помощью мимики и жестов) на профессии - поэт, врач, учитель, певец
Десятый тур. Математический.
Отгадать математический ребус: решить примеры и из полученных ответов-цифр составить пословицу
Заключительный этап турнира. Подведение итогов.
Я думаю, что все участники клуба знатоков профессий продемонстрировали сегодня много знаний о профессиях, свою эрудицию, находчивость и чувство юмора. На протяжении всей игры вы испытали много чувств, мыслей, сделали для себя какие-то выводы. Команда «синих» набрала больше жетонов и поэтому является победителем в турнире « Клуб знатоков профессий» и получает медали. Но это наша не последняя встреча и у ребят будут еще шансы
показать себя, а для этого нужно больше знакомиться с современным миром профессий.
Итак, ребята, наверняка после окончания турнира у вас возникли те или иные мысли и чувства по поводу того, насколько вы узнали мир профессии. Может быть, кто-либо хочет ими поделиться? (Рефлексия).
Рефлексивный анализ классного часа
Сегодня я понял, ….
Мне было интересно, ……..
Я справился с…………….
Мне это пригодится в……………
Какие выводы можно сделать для себя?
А я вам всем желаю не ошибиться на вашем жизненном пути и сделать основательный и разумный выбор профессии
Русская пословица гласит «всяк кузнец своего счастья».
Профессий много на Земле,
Но выбирай, любя
Решай, мой друг, кем быть тебе,
Ведь каждая из них важна!
Желаю удачного профессионального выбора!
На этом наш турнир под названием « Клуб знатоков профессий подошел к концу.
ЛИТЕРАТУРА
Дидактический материал по курсу “Твоя профессиональная карьера” Кн. для учителя /И.П. Арефьев и др. Под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2000. – 112с.
Жижова О. Перспектива успеха. Тренинговое занятие из элективного курса “Путь в профессию, или В поисках призвания”. //Школьный психолог, № 17. 2006.- С. 6-9.
Кабина И., Радзик И. Я в мире профессий. Тренинг для подростков. /Школьный психолог, № 48. 2003. – С.8-9.
Кислицкая Э.Р. Клуб веселых мастеров. //Педсовет, № 3. 2003. С.3-5.
Толстик С. Турнир “Клуб знатоков профессий”. Занятие для учащихся 9-ых классов. //Школьный психолог, № 4. 2007. – С.46-47.
Чистякова С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: Элективный ориентационный курс для учащихся 9 класса: Учеб. Пособие/ С.Н. Чистякова и др. – М.: Образовательно-издательский центр “Академия”, 2004. – 96 с
Приложение 1.
Жетон для поощрения команды за правильные ответы и медаль победившей команде