Необходимые материалы: мультимедийный проектор, запись релаксационной музыки, листы для рисования (по числу участников), фломастеры (по числу участников), грецкие орехи (по числу участников), ароматизированная свеча, данные анкетирования «Мои чувства в школе» (по методике С.В. Левченко), написанные детьми «Открытые письма родителям», анкеты для родителей, буклеты для родителей пятиклассников,
Ход занятия:
В кабинете звучит тихая музыка. Родители проходят в кабинет, рассаживаются на стулья.
Вводное слово ведущего.
Ведущий. Добрый день, дорогие родители! Я благодарю вас за то, что вы пришли на наше собрание. Сегодня оно будет необычным. Мы проведем его в виде тренинга. Несмотря на то, что мы явно отличаемся по цвету глаз, росту, возрасту, нас объединяет то, что мы просто родители, готовые к изменениям.
На этой встрече мы попробуем осознать свои личностные качества, активизировать ресурсы для совершенствования своей сущности родителя. Приглашаю Вас на тренинг.
Разминка «Знакомство».
Цель: создание доброжелательной атмосферы и позитивных установок друг на друга, установление благоприятного психологического климата в группе.
«Имя-движение».
Участники встают в круг, каждый из них по очереди выходит на шаг вперед, произносит свое имя и делает какое-нибудь движение, дающее ему возможность выразить себя. Группа повторяет его имя, сопровождая такими же движениями.
Обсуждение.
Ведущий: «Поделитесь своими впечатлениями и ощущениями после игры. Что было легче, показать себя или повторить движения за другими».
Ведущий. Перебрасывая мяч, друг другу, родители продолжают фразу: «Я рад тебя видеть, потому что…».
Упражнение «Грецкий орех».
Цель: показать, что каждый ребенок индивидуален.
Ведущий высыпает орехи в центре круга и просит каждого взять себе один. Некоторое время педагогам предлагается внимательно рассматривать свой орешек, изучать его структуру, особенности его строения, постараться запомнить все его индивидуальные черточки. Затем орехи складываются обратно в мешок, перемешиваются и снова высыпаются в центре круга.
Задача каждого родителя- найти свой орех.
Как правило, свой узнается с первого взгляда. После того, как все орехи нашли своих владельцев, ведущий приступает к обсуждению.
Ведущий. Интересно узнать, каким образом каждый из вас запомнил свой орех и какой стратегией пользовался, чтобы найти его. Запомнил его особенности или просто ждал, пока все разберут свои орехи, а в конце остается нужный? (Ответы родителей).
Вывод ведущего. На первый взгляд, нам всем кажется, что все орехи очень похожи, но если потратить время, чтобы присмотреться внимательнее, то можно заметить, что они очень разные и почти невозможно перепутать свой орех с другими. Так и дети: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, своя красота и привлекательность. Нужно только это почувствовать и понять.
Упражнение «Экзамен для родителей».
Давайте попробуем сравнить, чем же отличается жизнь четвероклассника и пятиклассника.
Родителям предлагается ответить на ряд вопросов.
№1. Сколько учебных предметов изучалось Вашим ребёнком в 4 классе?
№2. Сколько учебных предметов изучается Вашим ребёнком в 5 классе?
№3. Сколько учителей обучало Вашего ребёнка в 4 классе?
№4. Сколько учителей обучает Вашего ребёнка в 5 классе?
№ 5.Сколько воспитателей работало с Вашим ребенком в 4 классе?
№6.Сколько воспитателей работают в 5 классе?
№7. Кто «новенький» в классе?
№8.Какой учебный день недели является самым трудным, напряжённым (с большим количеством уроков)?
Классный руководитель данного класса выступает в роли эксперта. По мере ответа родителей он либо подтверждают их правильность, либо дают верный ответ на поставленный вопрос.
Упражнение «Слепой и поводырь».
Участники разбиваются на пары, на каждом этапе взрослые пробуют себя в роли «слепого» и «поводыря».
«Слепой» - выполняет упражнение, закрыв глаза;
«Поводырь» - старается оказать помощь «слепому» во время перемещения по залу.
Вывод ведущего. Вы все осознали, что не очень то и легко выполнять это упражнение, нужна помощь и поддержка, так вот и наши с вами дети постоянно нуждаются в помощи в сложных жизненных ситуациях.
Ведущий. Сейчас у нас будет возможность получше узнать друг друга. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким- то общим признаком. Этот признак он называет. Например, я скажу: « Пересядьте те, у кого есть сестры», - и все, у кого есть сестра, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно место из свободных, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжает игру. Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге.
Ведущий. А с какими трудностями пришлось встретиться Вашему ребёнку в 5 классе? Возможно, некоторые из них Вы почувствовали ещё в начале учебного года, а некоторые, может быть, остались нерешёнными до сих пор.
Родители по очереди передают друг другу «сердечко» - символ откровения и говорят о трудностях своего ребёнка.
Результаты анкетирования «Чувства, которые я испытываю в школе».
Известно, что высокий уровень учебной мотивации во многом зависит от сформированности познавательных интересов и положительного эмоционального настроя.
Родителям предлагается «рейтинг» чувств, которые дети преимущественно испытывают в школе.
Ведущий. А сейчас я приглашаю вас заполнить анкеты, чтобы проверить насколько вы знаете своих детей. Вам нужно закончить предложения. Ваши дети данную анкету уже заполняли ознакомиться с мини-анкетой, заполненной вашими детьми. Рассмотрите мини-анкеты, сравните их между собой, попробуйте угадать, какая мини-анкета принадлежит вашему ребенку.
Обсудите свои наблюдения.
Проверьте свои догадки.
Возможно, какие-то свои маленькие тайны вам раскроют ваши дети в письмах, которые они для вас, уважаемые родители, написали. И может быть, именно это письмо поможет вам лучше понять своего ребёнка, вникнуть в его трудности и порадоваться его достижениям
Упражнение «Открытое письмо родителям».
Каждый родитель получает «открытое письмо» своего ребёнка. Его прочтение осуществляется под лёгкую инструментальную музыку.
Возможно, прочитав письма своих детей, вы смогли по иному взглянуть на их трудности, почувствовали их проблемы. Поэтому для многих вполне естественен сам вопрос: а как можно помочь ребёнку-пятикласснику? Прежде всего, родителям нужно уметь видеть первые признаки дезадаптированного поведения ребёнка-пятиклассника.
И, конечно же, очень важно, чтобы ребёнок чувствовал поддержку родителей в трудных ситуациях.
Мы, взрослые, должны максимально помочь детям в решении совершенно определённых задач: принятии и понимании новой системы требований, налаживанию отношений с педагогами, нахождении своего места в классном коллективе и школе. И в большинстве случаев это оказывается возможным в случае следования определённым Золотым правилам воспитания, ваши дети будут приносить вам только радость, и непременно стремиться к лучшему.
Родителям вручаются буклеты.
Ведущий. Завершение. Упражнение «Свеча».
По кругу передается зажженная свеча, и каждый высказывается о своем настроении, чувствах.
Подведение итогов, рефлексия.
- Что понравилось и что не понравилось на занятии?
- Что было самым сложным и что все-таки помогло справиться?
- Удалось ли узнать что-то новое об участниках группы и о самом себе?
В заключении психолог благодарит родителей за работу, желает успехов в воспитании детей и выражает надежду на дальнейшее сотрудничество.
Упражнение «Экзамен для родителей»
Давайте попробуем сравнить, чем же отличается жизнь четвероклассника и пятиклассника.
Родителям предлагается ответить на ряд вопросов.
№1. Сколько учебных предметов изучалось Вашим ребёнком в 4 классе?
№2. Сколько учебных предметов изучается Вашим ребёнком в 5 классе?
№3. Сколько учителей обучало Вашего ребёнка в 4 классе?
№4. Сколько учителей обучает Вашего ребёнка в 5 классе?
№ 5. Сколько воспитателей работало с Вашим ребенком в 4 классе?
№6. Сколько воспитателей работают в 5 классе?
№7. Кто «новенький» в классе?
№8.Какой учебный день недели является самым трудным, напряжённым (с большим количеством уроков)?
Упражнение «Экзамен для родителей»
Давайте попробуем сравнить, чем же отличается жизнь четвероклассника и пятиклассника.
Родителям предлагается ответить на ряд вопросов.
№1. Сколько учебных предметов изучалось Вашим ребёнком в 4 классе?
№2. Сколько учебных предметов изучается Вашим ребёнком в 5 классе?
№3. Сколько учителей обучало Вашего ребёнка в 4 классе?
№4. Сколько учителей обучает Вашего ребёнка в 5 классе?
№ 5. Сколько воспитателей работало с Вашим ребенком в 4 классе?
№6. Сколько воспитателей работают в 5 классе?
№7. Кто «новенький» в классе?
№8.Какой учебный день недели является самым трудным, напряжённым (с большим количеством уроков)?