Просмотр содержимого документа
«Готовность первоклассников и их родителей к школе.»
Выступление педагога-психолога на собрание родителей будущих первоклассников:
«Готовность первоклассников и их родителей к школе».
Выражение «подготовить ребенка к школе» - Это не только покупка новенькой формы, портфеля и тетрадей. Это еще и определенный уровень знаний, которыми будущий первоклассник должен овладеть до того, как переступит порог учебного заведения.
Как определить, готов ли ребенок в школу и что для этого нужно?
Ребенок должен хотеть идти в школу. Если слышите от будущего первоклассника «Я не хочу в школу», значит, вы не правильно определили мотивацию. Будущего первоклассника надо заинтересовывать не новыми портфелем, книгами и ручками. Ребенка должны влечь познания в школе чего-то нового и интересного. Для этого к школьной жизни его следует готовить не за месяц-два, а гораздо раньше – с трех-четырех лет.
Чтобы проверить готовность ребенка к школе, нужно пройти специальные тесты. Их немало, но суть их одинаковая: они определяют психологическую зрелость вашего ребенка.
Выделяют три аспекта психологической зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.
Во время выяснения интеллектуальной зрелости ребенка определяется его уровень знаний и представлений об окружающем мире, явления природы, умения обобщать группу предметов (например: фрукты, овощи, обувь, головные уборы и др.), определять причинно-следственные связи (например: соединить вместе рисунки гвоздя и молотка, поскольку молоток забивает гвозди). Важно также определить уровень обучаемости, способность удерживать новые знания и применять их на практике. Для этого можно попросить ребенка повторить за ним определенную последовательность, например, точек и линий. Это позволить увидеть, может ли он работать по образцу, то есть за учителем переписать с доски.
Эмоциональная зрелость – это способность длительное время выполнять не всегда интересную работу, ослабление непосредственных, импульсивных реакций. Сюда можно отнести упражнения на определение внимания ребенка. Например, практикуется упражнение с зачеркиванием определенных предметов, разбросанных среди прочих, на время. Это позволяет определить умение ребенка сосредотачиваться, работать быстро и дает ответ на вопрос, сможет ли он вообще хоть некоторое время спокойно посидеть за партой, слушая учителя.
Социальная зрелость – способность общаться со сверстниками, умение подстроить свое поведение законам детской группы, умение выслушивать и выполнять задания педагога.
А вот развивать память и восприятие логической последовательности вашему ребенку помогут сказки. Именно слушая сказки, ребенок учится строить причинно-следственные связи. Очень хорошо, если ребенок возвращает папу или маму, которые «нечаянно» сократили уже известную сказку. Это означает, что ребенок понимает недостаток элемента в логической цепочке событий. Так же помогут игры и упражнения, которые развивают интеллектуальные способности, социальные навыки и т.д. Телефон бессмысленная игровая деятельность. Кстати, психологи убеждены, что ругать первоклассника за прихваченные вместе с учебниками в школу машинки или куклы не стоит. Знаковая функция начинает формироваться от 6до 7 лет. Ребенок в этом возрасте все воспринимает через игру, он все еще играет, поэтому вполне нормально, что дети носят в школу игрушки. Игровая деятельность у ребенка еще на первом месте, он живет и учится играя, поэтому каждую игру надо воспринимать совершенно серьезно.
К первому классу должны быть готовы не только дети, но и их родители. Они должны быть готовы к тому, что их ребенок меняется, у него появляются новые интересы и новые люди, мнение которых для него важно. Также лучше, чтобы родители не задавали завышенных требований ни к ребенку, ни к педагогам. Важно, чтобы от родителей ребенок взял основное: учитель – это авторитет, которого нужно уважать. Ведь когда школа и родители будут работать с ребенком в одном направлении, поддерживать, закреплять полученные знания, тогда можно говорить о качественном образовании для детей.
Уровень готовности ребенка к школе можно проверить так:
Тест для родителей:
Хочет ребенок идти в школу?
Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там о многом узнает и будет ему интересно учиться?
Может ли ваш ребенок самостоятельно заниматься каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут?
Ваш ребенок в присутствии незнакомых людей чувствует себя свободно, не закомплексованно?
Ваш ребенок умеет составлять по рисунку рассказ, не короче пяти предложений?
Может ли он рассказать наизусть несколько стихотворений?
Умеет изменять существительные по числам?
Ваш ребенок умеет читать по слогам или, что лучше, целыми словами?
Умеет ли он считать до десяти и в обратном порядке?
Может решать простые задачи на вычитание или добавление единицы?
Имеет твердую руку (уверенно держит карандаш и т.д.)?
Любит рисовать и раскрашивать картинки?
Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем?
Может собрать разрезанную фотографию из пяти частей за одну минуту?
Знает названия диких и домашних животных?
Может обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» - помидоры, морковь, лук)?
Может ли ваш ребенок работать самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.?
Может понимать и точно выполнять словесные инструкции?
Результат тестирования зависит от количества положительных ответов «Да» на вопросы теста. За каждый положительный ответ начисляется один балл.
Если их:
15-18 баллов – ребенок вполне готов к школе;
10-14 баллов – ребенок многое уже умеет, и следует обратить внимание на содержание тех вопросов, на которые вы ответили «Нет». Именно они подскажут вам, над чем необходимо поработать.
9 и менее баллов – необходимо обратится к специалистам, ребенок нуждается в значительном внимании и работе с ним.