kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Формы работы по исследованию и формированию положительных компонентов учебной мотивации учащихся среднего звена»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы:

  1. Дать учащимся, родителям и учителям понятие о мотивации, мотивах деятельности и их влиянии на развитие личности.
  2. Выявить   уровень учебной мотивации учащихся и качественный состав мотивов учения.
  3. На основе количественных показателей выявить индивидуальные  причины снижения успеваемости и других проблем учебной деятельности.
  4. Наметить совместно с родителями и учителями пути повышения учебной мотивации.

Работа проводится в 3 этапа,  затрагивает всех участников учебно-воспитательного процесса. По своему характеру работа является диагностической, просветительской и развивающей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Формы работы по исследованию и формированию положительных компонентов учебной мотивации учащихся среднего звена»»


Педагог-психолог МБОУ СШ № 30 г. Дзержинска Нижегородской обл.

Викулова О. А.

«Формы работы с учителями-предметниками,

учащимися и их родителями

по исследованию и формированию положительных компонентов

учебной мотивации учащихся среднего звена»



Цель:

  1. Дать учащимся, родителям и учителям понятие о мотивации, мотивах деятельности и их влиянии на развитие личности.

  2. Выявить уровень учебной мотивации учащихся и качественный состав мотивов учения.

  3. На основе количественных показателей выявить индивидуальные причины снижения успеваемости и других проблем учебной деятельности.

  4. Наметить совместно с родителями и учителями пути повышения учебной мотивации.


Работа проводится в 3 этапа, затрагивает всех участников учебно-воспитательного процесса. По своему характеру работа является диагностической, просветительской и развивающей.


Этапы работы.


1. Работа с учащимися.


Формы работы – классный час, развивающее занятие с элементами диагностики, круглый стол.

  • Проведение методики «Учебная мотивация» (Г. А. Карпова)

  • Обработка

  • Анализ полученных результатов


2. Работа с учителями.


Формы работы – собеседование с классным руководителем, консилиум с учителями-предметниками, работающими в данном классе.

  • Обсуждение результатов диагностики

  • Продумывание индивидуального подхода к учащимся с низкой учебной мотивацией

  • Консультирование классных руководителей по поводу проведения родительского собрания с использованием результатов диагностики


2. Работа с родителями.


Формы работы – родительское собрание, индивидуальное консультирование. Групповое консультирование.

  • Выступление на родительском собрании с беседой «Что такое мотивация деятельности?»

  • Ознакомление с результатами диагностики (индивидуально)

  • Индивидуальное или групповое консультирование (по запросу родителей) по проблемам повышения учебной мотивации.




Материалы для беседы с учащимися


  1. Диагностика мотивов учебной деятельности.

Опросник «Учебная мотивация» (Карпова Г.А.)

 Инструкция: оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе. Для этого поставь в графе «балл» степень значимости каждого утверждения:

0 баллов – не имеет значения

2 балл – частично значимо

3 балла – заметно значимо

4 балла – очень значимо

Текст и бланк регистрации ответов.

1. Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель

балл

2. Мне очень нравится учиться, узнавать новое, расширять свои знания о мире.


3. Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться


4. Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку.


5. Все, что я делаю, я делаю хорошо – это моя позиция.


6. Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку.


7. Если ты школьник, то обязан учиться хорошо.


8. Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, и у меня пропадает всякое желание учиться.


9. Я испытываю интерес только к отдельным предметам.


10. Считаю, что успех в учебе – немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников.


11. Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей.


12. Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т.д.


13. Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком.


14. Хорошо учиться, не пропускать уроки – моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни.


15. На уроке я не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы.


16. Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную   с ребятами работу(в паре, в бригаде, в команде).


17. Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи.


18. Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших.


19. Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т.д.)


20. Учеба в моем возрасте – самое главное дело.


21. В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе



2.Обработка результатов.

Подсчитывается суммарное количество баллов, набранных учащимся  по каждой группе мотивов.

Ключ

Мотивы:

Номера ответов

Познавательные

2

9

15

Коммуникативные

3

10

16

Эмоциональные

1

8

21

Саморазвития

6

13

19

Позиция школьника

7

14

20

Достижения

5

12

18

Внешние (поощрения, наказания)

4

11

17



3.Количественный и качественный анализ мотивации учения.


Деятельность – это активность. Почему мы приходим в состояние активности? Потому что есть потребность. Потребность побуждает нас к тому, чтобы мы начали действовать.

Активность называется в психологии мотивацией, а потребность, т.е. побуждение, толчок к активности, называется мотивом. Мотиваций может быть как высокой, так и низкой. Чем выше мотивация, тем успешнее происходит деятельность. Мотивация состоит из мотивов. Мотивы могут быть положительными и отрицательными, конструктивными и деструктивными, ведущими и второстепенными. Они тоже имеют количественное выражение.

Теперь посмотрим, как конкретно выглядит ваша учебная деятельность. Чтобы выявить вашу индивидуальную мотивацию к учебе, подсчитайте среднее арифметическое показателей всех 7 мотивов, которые вы получили по опроснику. Понятно, что чем выше показатель мотивации, тем выше ваша учебная активность, тем успешнее ваша учеба. В идеале этот показатель равен приблизительно 7,5. Если мотивация очень низкая, это говорит о том, что у вас нет потребности в учебе.

Теперь посмотрим, какова потребность вашей учебной деятельности, что дает толчок к учебе, т.е. какие мотивы являются ведущими в вашей учебной деятельности, а какие второстепенными. Это прольет свет на многие учебные и личностные проблемы, которые у вас есть или могут проявиться в скором времени.


Мотив

Сущность мотива

Идеальный

Показатель мотива

Известный персонаж, лицо

Пути коррекции

Мотив ярко выражен

Мотив не выражен


Саморазвития

Развитие – это главная потребность личности на любом возрастном этапе. При отсутствии этого мотива наступает деградация.

8-9

Великие ученые


Рахметов


Пин-смешарик

Кощей Бессмертный

Баба Яга


Плюшкин

Ионыч

Аффирмация

«Помни о главном» - если не хочешь стать Кощеем/бабой Ягой

Познавательный

Познание - это то, ради чего мы живем. Это инструмент нашего развития, компас в жизненном пространстве.

7-9

Знайка


Слоненок-почемучка

Незнайка


Жаба-жених


Миторфанушка


Чтение различных книг, общение с интересными людьми, размышления.

Социального долга

Робинзону Крузо на необитаемом острове этот мотив не нужен, а нам необходим для жизненной безопасности Это права и обязанности человека как члена общества. Несоблюдение социального долга приводит к серьезным социальным проблемам.

7-9

Гермиона Грейнжер


Витязь на распутье


Русские богатыри

Витя Перестукин


Вовка из тридевятого царства

Чем выше мой соц.долг, тем больше прав я имею как личность. чем старше я становлюсь, тем больше людей зависят от меня и тем большая ответственность возлагается на меня.

Достижения

Без этого мотива не возможно ни одно достижение. Его отсутствие ведет к неуверенности, безволию, лени, а самое страшное - к обесцениванию истинных ценностей и значимых потребностей личности. Без этого мотива наши деды и прадеды не победили бы в Великой Отечественной войне.

7-8



Победители олимпийских игр


Труфальдино из Бергамо


Лиса из басни «Лиса и виноград»

9- Человек нацелен только на результат и не замечает радости текущего момента. Ниже 6 – человек, не умеющий преодолевать трудности и добиваться поставленной цели.

Решите каждый для себя, что лучше: безволие и лень или сила воли и целеустремленность? Ваш выбор – это первый шаг к достижению цели.

Эмоциональный

Если мне нравится что-то - буду это делать, не нравится - не буду. Это психология маленького ребенка. Деятельностью людей с высоким эмоциональным мотивом управляет одобрение окружающих. Отсутствие этого мотива рождает опасность стать холодным эгоистом.

3-5

Царевна Несмеяна

Снежная Королева

Вы же не собираетесь всю жизнь ходить в детский сад или уже в ранней молодости поместить себя в дом престарелых?

Помните, что и царевны Несмеяны, и Снежные Королевы очень одиноки.

Внешний

Это мотив зависимости от окружающих, когда деятельность направлена на то, чтобы доставить удовольствие (или неудовольствие кому-то) и чаще всего в ущерб себе, что, впрочем, при высоком внешнем мотиве не сознается. Итог – человек не знает, чего хочет он сам.

3-5

Чебурашка

Ларра

Безусловно, мы зависим от тех, кто нас приручил, но мы живем свою жизнь, а не чью-то, поэтому мы должны считаться со значимыми для нас людьми, но выбор должны делать сами.

Коммуникативный

Это тоже зависимость, только не от значимых лиц, а от группы сверстников, это потребность соответствовать ее требованиям. Но, в отличие от внешнего мотива, человек осознает, чего хочет он сам, и каким образом его собственные желания сочетаются с потребностью группы. Здесь очень многое зависит от коллектива.

При высоком комм.мотиве ученик ходит в школу не учиться, а общаться, При низком, как правило, имеет серьезные проблемы в общении.

4-6

Пчелиный рой

Лебедь рак и щука

Развивать навыки групповой работы, выполнять разные групповые роли.


Задание для самостоятельной работы или домашнее задание.


Попробовать определить, какие мотивы преобладают и отсутствуют в деятельности персонажей сказки «Золотой ключик»: Буратино, Мальвины, Пьеро, Карабаса Барабаса, Черепахи Тортиллы, Кота Базилио, Лисы Алисы. Какие мотивы сыграли ведущую роль в становлении их личности?





Для классных руководителей и учителей-предметников

Пути коррекции учебной мотивации.


  • Познавательный мотив.

Рекомендовать занимательные книги по предмету, давать занимательные задания.

  • Мотив саморазвития.

Подчеркивать положительные личностные качества, которые формируются на основе усвоения знаний по предмету ( усидчивость, выдержка, сила воли, ориентация в окружающем мире и т.п.)

  • Мотив социального долга.

Проговаривать, что учеба – это необходимый труд, это такая же работа, как и у ваших родителей. Работать над усвоением школьных правил, норм, прав и обязанностей.

  • Мотив достижения.

Учить ставить перед собой цель и добиваться ее. Учить понимать цель предложенного задания, проговаривать ее, находить различные пути к ее осуществлению.

  • Коммуникативный мотив.

Работа в группах на уроках и во внеурочной деятельности, проектная групповая деятельность. Повышать престиж учебы в классе, работать по сплочению коллектива, улучшению межличностных позиций.

  • Эмоциональный мотив.

Создавать доброжелательную спокойную атмосферу в классе, снимать тревожность, находить различные способы стимулирования (похвала, одобрение, убеждение, опережающее задание и т. п.)

  • Внешний мотив.

Формировать и поощрять собственное мнение, давать вариативные задания, создавать ситуацию выбора. Знать, кто оказывает влияние на ученика, влиять опосредованно через значимых лиц.


Рекомендации родителям даются индивидуально на основе сочетания мотивов деятельности с использованием диагностики самооценки, уровня притязаний, эмоционального состояния.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Викулова Ольга Анатольевна

Дата: 21.02.2016

Номер свидетельства: 296817

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "«Формы  работы  по исследованию и формированию положительных компонентов  учебной мотивации учащихся среднего звена»"
    ["seo_title"] => string(133) "formy-raboty-po-issliedovaniiu-i-formirovaniiu-polozhitiel-nykh-komponientov-uchiebnoi-motivatsii-uchashchikhsia-sriedniegho-zviena-1"
    ["file_id"] => string(6) "296818"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456083181"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Интегрированное занятие в малочисленной сельской школе как средство повышения мотивации обучающихся."
    ["seo_title"] => string(121) "intieghrirovannoie-zaniatiie-v-malochisliennoi-siel-skoi-shkolie-kak-sriedstvo-povyshieniia-motivatsii-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "297417"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456198346"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Через тесты к знаниям "
    ["seo_title"] => string(26) "chieriez-tiesty-k-znaniiam"
    ["file_id"] => string(6) "105942"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402926725"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства