«Формы работы по исследованию и формированию положительных компонентов учебной мотивации учащихся среднего звена»
«Формы работы по исследованию и формированию положительных компонентов учебной мотивации учащихся среднего звена»
Цель работы:
Дать учащимся, родителям и учителям понятие о мотивации, мотивах деятельности и их влиянии на развитие личности.
Выявить уровень учебной мотивации учащихся и качественный состав мотивов учения.
На основе количественных показателей выявить индивидуальные причины снижения успеваемости и других проблем учебной деятельности.
Наметить совместно с родителями и учителями пути повышения учебной мотивации.
Работа проводится в 3 этапа, затрагивает всех участников учебно-воспитательного процесса. По своему характеру работа является диагностической, просветительской и развивающей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Формы работы по исследованию и формированию положительных компонентов учебной мотивации учащихся среднего звена»»
Педагог-психолог МБОУ СШ № 30 г. Дзержинска Нижегородской обл.
Викулова О. А.
«Формы работы с учителями-предметниками,
учащимися и их родителями
по исследованию и формированию положительных компонентов
учебной мотивации учащихся среднего звена»
Цель:
Дать учащимся, родителям и учителям понятие о мотивации, мотивах деятельности и их влиянии на развитие личности.
Выявить уровень учебной мотивации учащихся и качественный состав мотивов учения.
На основе количественных показателей выявить индивидуальные причины снижения успеваемости и других проблем учебной деятельности.
Наметить совместно с родителями и учителями пути повышения учебной мотивации.
Работа проводится в 3 этапа, затрагивает всех участников учебно-воспитательного процесса. По своему характеру работа является диагностической, просветительской и развивающей.
Этапы работы.
1. Работа с учащимися.
Формы работы – классный час, развивающее занятие с элементами диагностики, круглый стол.
Проведение методики «Учебная мотивация» (Г. А. Карпова)
Обработка
Анализ полученных результатов
2. Работа с учителями.
Формы работы – собеседование с классным руководителем, консилиум с учителями-предметниками, работающими в данном классе.
Обсуждение результатов диагностики
Продумывание индивидуального подхода к учащимся с низкой учебной мотивацией
Консультирование классных руководителей по поводу проведения родительского собрания с использованием результатов диагностики
2. Работа с родителями.
Формы работы – родительское собрание, индивидуальное консультирование. Групповое консультирование.
Выступление на родительском собрании с беседой «Что такое мотивация деятельности?»
Ознакомление с результатами диагностики (индивидуально)
Индивидуальное или групповое консультирование (по запросу родителей) по проблемам повышения учебной мотивации.
Материалы для беседы с учащимися
Диагностика мотивов учебной деятельности.
Опросник «Учебная мотивация» (Карпова Г.А.)
Инструкция: оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе. Для этого поставь в графе «балл» степень значимости каждого утверждения:
0 баллов – не имеет значения
2 балл – частично значимо
3 балла – заметно значимо
4 балла – очень значимо
Текст и бланк регистрации ответов.
1. Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель
балл
2. Мне очень нравится учиться, узнавать новое, расширять свои знания о мире.
3. Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться
4. Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку.
5. Все, что я делаю, я делаю хорошо – это моя позиция.
6. Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку.
7. Если ты школьник, то обязан учиться хорошо.
8. Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, и у меня пропадает всякое желание учиться.
9. Я испытываю интерес только к отдельным предметам.
10. Считаю, что успех в учебе – немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников.
11. Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей.
12. Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда сам решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т.д.
13. Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком.
14. Хорошо учиться, не пропускать уроки – моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни.
15. На уроке я не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на его вопросы.
16. Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу(в паре, в бригаде, в команде).
17. Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи.
18. Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших.
19. Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т.д.)
20. Учеба в моем возрасте – самое главное дело.
21. В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе
2.Обработка результатов.
Подсчитывается суммарное количество баллов, набранных учащимся по каждой группе мотивов.
Ключ
Мотивы:
Номера ответов
Познавательные
2
9
15
Коммуникативные
3
10
16
Эмоциональные
1
8
21
Саморазвития
6
13
19
Позиция школьника
7
14
20
Достижения
5
12
18
Внешние (поощрения, наказания)
4
11
17
3.Количественный и качественный анализ мотивации учения.
Деятельность – это активность. Почему мы приходим в состояние активности? Потому что есть потребность. Потребность побуждает нас к тому, чтобы мы начали действовать.
Активность называется в психологии мотивацией, а потребность, т.е. побуждение, толчок к активности, называется мотивом. Мотиваций может быть как высокой, так и низкой. Чем выше мотивация, тем успешнее происходит деятельность. Мотивация состоит из мотивов. Мотивы могут быть положительными и отрицательными, конструктивными и деструктивными, ведущими и второстепенными. Они тоже имеют количественное выражение.
Теперь посмотрим, как конкретно выглядит ваша учебная деятельность. Чтобы выявить вашу индивидуальную мотивацию к учебе, подсчитайте среднее арифметическое показателей всех 7 мотивов, которые вы получили по опроснику. Понятно, что чем выше показатель мотивации, тем выше ваша учебная активность, тем успешнее ваша учеба. В идеале этот показатель равен приблизительно 7,5. Если мотивация очень низкая, это говорит о том, что у вас нет потребности в учебе.
Теперь посмотрим, какова потребность вашей учебной деятельности, что дает толчок к учебе, т.е. какие мотивы являются ведущими в вашей учебной деятельности, а какие второстепенными. Это прольет свет на многие учебные и личностные проблемы, которые у вас есть или могут проявиться в скором времени.
Мотив
Сущность мотива
Идеальный
Показатель мотива
Известный персонаж, лицо
Пути коррекции
Мотив ярко выражен
Мотив не выражен
Саморазвития
Развитие – это главная потребность личности на любом возрастном этапе. При отсутствии этого мотива наступает деградация.
8-9
Великие ученые
Рахметов
Пин-смешарик
Кощей Бессмертный
Баба Яга
Плюшкин
Ионыч
Аффирмация
«Помни о главном» - если не хочешь стать Кощеем/бабой Ягой
Познавательный
Познание - это то, ради чего мы живем. Это инструмент нашего развития, компас в жизненном пространстве.
7-9
Знайка
Слоненок-почемучка
Незнайка
Жаба-жених
Миторфанушка
Чтение различных книг, общение с интересными людьми, размышления.
Социального долга
Робинзону Крузо на необитаемом острове этот мотив не нужен, а нам необходим для жизненной безопасности Это права и обязанности человека как члена общества. Несоблюдение социального долга приводит к серьезным социальным проблемам.
7-9
Гермиона Грейнжер
Витязь на распутье
Русские богатыри
Витя Перестукин
Вовка из тридевятого царства
Чем выше мой соц.долг, тем больше прав я имею как личность. чем старше я становлюсь, тем больше людей зависят от меня и тем большая ответственность возлагается на меня.
Достижения
Без этого мотива не возможно ни одно достижение. Его отсутствие ведет к неуверенности, безволию, лени, а самое страшное - к обесцениванию истинных ценностей и значимых потребностей личности. Без этого мотива наши деды и прадеды не победили бы в Великой Отечественной войне.
7-8
Победители олимпийских игр
Труфальдино из Бергамо
Лиса из басни «Лиса и виноград»
9- Человек нацелен только на результат и не замечает радости текущего момента. Ниже 6 – человек, не умеющий преодолевать трудности и добиваться поставленной цели.
Решите каждый для себя, что лучше: безволие и лень или сила воли и целеустремленность? Ваш выбор – это первый шаг к достижению цели.
Эмоциональный
Если мне нравится что-то - буду это делать, не нравится - не буду. Это психология маленького ребенка. Деятельностью людей с высоким эмоциональным мотивом управляет одобрение окружающих. Отсутствие этого мотива рождает опасность стать холодным эгоистом.
3-5
Царевна Несмеяна
Снежная Королева
Вы же не собираетесь всю жизнь ходить в детский сад или уже в ранней молодости поместить себя в дом престарелых?
Помните, что и царевны Несмеяны, и Снежные Королевы очень одиноки.
Внешний
Это мотив зависимости от окружающих, когда деятельность направлена на то, чтобы доставить удовольствие (или неудовольствие кому-то) и чаще всего в ущерб себе, что, впрочем, при высоком внешнем мотиве не сознается. Итог – человек не знает, чего хочет он сам.
3-5
Чебурашка
Ларра
Безусловно, мы зависим от тех, кто нас приручил, но мы живем свою жизнь, а не чью-то, поэтому мы должны считаться со значимыми для нас людьми, но выбор должны делать сами.
Коммуникативный
Это тоже зависимость, только не от значимых лиц, а от группы сверстников, это потребность соответствовать ее требованиям. Но, в отличие от внешнего мотива, человек осознает, чего хочет он сам, и каким образом его собственные желания сочетаются с потребностью группы. Здесь очень многое зависит от коллектива.
При высоком комм.мотиве ученик ходит в школу не учиться, а общаться, При низком, как правило, имеет серьезные проблемы в общении.
4-6
Пчелиный рой
Лебедь рак и щука
Развивать навыки групповой работы, выполнять разные групповые роли.
Задание для самостоятельной работы или домашнее задание.
Попробовать определить, какие мотивы преобладают и отсутствуют в деятельности персонажей сказки «Золотой ключик»: Буратино, Мальвины, Пьеро, Карабаса Барабаса, Черепахи Тортиллы, Кота Базилио, Лисы Алисы. Какие мотивы сыграли ведущую роль в становлении их личности?
Для классных руководителей и учителей-предметников
Пути коррекции учебной мотивации.
Познавательный мотив.
Рекомендовать занимательные книги по предмету, давать занимательные задания.
Мотив саморазвития.
Подчеркивать положительные личностные качества, которые формируются на основе усвоения знаний по предмету ( усидчивость, выдержка, сила воли, ориентация в окружающем мире и т.п.)
Мотив социального долга.
Проговаривать, что учеба – это необходимый труд, это такая же работа, как и у ваших родителей. Работать над усвоением школьных правил, норм, прав и обязанностей.
Мотив достижения.
Учить ставить перед собой цель и добиваться ее. Учить понимать цель предложенного задания, проговаривать ее, находить различные пути к ее осуществлению.
Коммуникативный мотив.
Работа в группах на уроках и во внеурочной деятельности, проектная групповая деятельность. Повышать престиж учебы в классе, работать по сплочению коллектива, улучшению межличностных позиций.
Эмоциональный мотив.
Создавать доброжелательную спокойную атмосферу в классе, снимать тревожность, находить различные способы стимулирования (похвала, одобрение, убеждение, опережающее задание и т. п.)
Внешний мотив.
Формировать и поощрять собственное мнение, давать вариативные задания, создавать ситуацию выбора. Знать, кто оказывает влияние на ученика, влиять опосредованно через значимых лиц.
Рекомендации родителям даются индивидуально на основе сочетания мотивов деятельности с использованием диагностики самооценки, уровня притязаний, эмоционального состояния.