Тренинговое занятие среди учителей начальных классов "Эмоциональное благополучие педагога". Целью данного тренинга является повышение образовательного и воспитательного процесса через сохранение и укрепления эмоционального благополучия педагога. Основной задачей данного тренинга вляется профилактика неврозов с помощью положительного опыта общения а также сплоченности педагогического коллектива
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эмоциональное благополучие педагога»
Тренинговое занятие
«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПЕДАГОГА»
Цель: повышение эффективности образовательно-воспитательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педагогов.
Задачи:
Знакомство с понятием «психологическое здоровье»
Повышение уровня эмоциональной культуры педагога, развитие эмоциональной гибкости
Формирование положительного эмоционального состояния
Профилактика эмоционального выгорания, через релаксацию и саморегуляцию
Профилактика неврозов с помощью позитивного положительного опыта общения
Повышение групповой сплоченности
Снятие мышечного и эмоционального напряжения педагогов
Категория участников: педагоги ГУ «Начальная школа № 19»
Место проведения: кабинет
Форма проведения: групповое занятия.
Время: 30 – 50 минут.
Структура занятия:
1. Ритуал приветствия.
2. Разминка.
3. Основное содержание занятия.
4. Рефлексия прошедшего занятия.
5. Ритуал прощания.
Ход тренинга
1. Ритуал приветствия
Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада вас приветствовать на нашем тренинге «эмоциональное благополучие педагога». В процессе любой профессиональной деятельности человек сталкивается с множеством проблем, трудностей и волнений. А педагогическая деятельность, как никакая другая, связана с множеством стрессов и переживаний. С чем вы как педагоги ежедневно имеете дело: не всегда культурные и образованные родители; разные дети, среди которых - дети с проблемами в поведении, эмоциональной сфере; низкая заработная плата; публичные выступления (открытые моменты, аттестация, занятия на город, ответственность, необходимость являться объектом наблюдения и оценивания других людей, постоянно подтверждать свою педагогическую компетентность) и множество других моментов, являющихся стрессовыми факторами. Эти и многие другие факторы оказывают негативное влияние на ваше эмоциональное благополучие.
Чтобы наше занятие было боле продуктивным, мы с вами выработаем правила работы в группе, и постараемся их соблюдать до конца тренинга. У вас есть предложение?
Правила:
1. Один говорит, остальные слушают
2. принцип искренности
3. принцип активности
4. принцип здесь и сейчас»
2. Разминка
Игра «Поменяйтесь местами те, кто….».
Инструкция: ведущий называет признак, который свойственен многим. Те, кому он свойственен, меняются местами. Задача ведущего занять чье-то место.
3. Основная часть
Упражнение «Эмоциональное благополучие»
Говоря об эмоциональном благополучии, прежде всего, необходимо разобраться с тем, что же это такое? Опишите эмоционально благополучного человека. Какой он? По каким критериям можно определить «эмоциональное благополучие?»
Упражнение «Незаконченное предложение»: «Эмоционально-благополучный человек — это…»
В результате мы с вами назвали основные критерии эмоционального благополучия, это -
* уверенность в себе;
*получение удовольствия от жизни;
*удовлетворенность жизнью и работой;
*хорошее настроение;
*здоровье;
*работоспособность.
Факторы, влияющие на эмоциональное благополучие:
— Как вы думаете, от чего зависит эмоциональное благополучие в сфере вашей профессиональной деятельности (от каких факторов, условий)?
Приём «мозгового штурма»: педагоги высказывают свои идеи, мысли
— В результате мы с вами определились, что на наше эмоциональное благополучие влияет целый ряд факторов, к ним можно отнести:
* Взаимоотношения с людьми в процессе педагогической деятельности (детьми, коллегами, родителями, администрацией).
*Отношения с близкими (супругами, родителями, детьми, родственниками).
*Результативность (успешность) педагогической деятельности.
*Учебная нагрузка.
*Способность противостоять стрессу.
*Умение решать конфликтные ситуации.
Упражнение «Перекрывание чувств»
«Все ли свои чувства человек показывает другим людям? Почему мы иногда скрываем свои чувства? В нашей культуре существует запрет на выражение некоторых эмоций: «настоящие мужчины не плачут», «хорошие девочки не дерутся», «сор из избы не выносят» и т.д. А ведь каждое чувство нам нужно, мы это уже выяснили. Что бывает, когда человек сдерживает свои чувства?» Приглашается доброволец, которому символически (с помощью косынок) блокируют все каналы выхода эмоций наружу: рот — чтобы не кричал и не ругался; глаза — чтобы не выражали злости, не плакали; уши — чтобы не слышали лишнего; руки — чтобы не дрались; ноги — чтобы не убегали. «Что может такой человек?» Обсуждение позволяет понять, что зажатые внутри эмоции снижают наши возможности. В качестве иллюстрации можно провести аналогию с кипящим чайником: если его плотно закрыть, да еще и носик закупорить, он, в конце концов, взорвется, причинив вред тем, кого ошпарит, и самому себе. Таким образом, и человек, копит, копит в себе эмоции, а потом «взрывается» и вредит тем самым и окружающим, и себе.
Вывод: Эмоции влияют на педагогическую деятельность как положительно, так и отрицательно. Зачастую негативные эмоции, полученные на работе, переносятся в личную жизнь. Бывает и наоборот. Накапливается напряжение. Это ведет к неудовлетворению профессией, а иногда и жизнью в целом. Возникает угроза психическому здоровью.
Способы саморегуляции.
— Как вы справляетесь с отрицательными эмоциями?» Записываются способы саморегуляции («мозговой штурм»). Педагоги называют свои варианты.
Упражнение «Взяли и забыли»
Я попрошу вас нарисовать на листе бумаги самое плохое, что было у вас на работе. Вспомните, изобразите. А теперь возьмите, зачеркните всё то, что нарисовали, а теперь порвите.
Стало ли вам легче после того как вы порвали? У кого остался осадок?
4. Рефлексия
Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… Теперь представьте себе, что над Вашей головой висит чудесная золотая звезда. Это - Ваша звезда, она принадлежит Вам и заботится о том, чтобы Вы были счастливы. Представьте, что Вы с ног до головы озарены светом этой звезды, светом любви и радости. Теперь последовательно положите свою руку сначала к сердцу, потом к горлу и ко лбу. Почувствуйте, как золотой свет особенно ясно сияет в этих местах. Представьте себе, что Вы, как и Ваша звезда, испускаете во все стороны лучи ясного теплого света и что этот свет идет ко всем Вашим коллегам, находящимся в этой комнате…Подумайте обо всех, кто находится в этой комнате, и пошлите всем немного света.
Теперь пошлите немного света людям, которых нет в этой комнате: своим домашним, друзьям, самым близким и дорогим. Прислушайтесь к себе, как приятно дарить тепло и свет, доброту и любовь…А сейчас мысленно возвращайтесь, я считаю до трех, открыв