Консультация для педагогов: "Возможности предметно-пространственной среды детского сада в сохранении и укреплении эмоционального благополучия дошкольников"
Консультация для педагогов: "Возможности предметно-пространственной среды детского сада в сохранении и укреплении эмоционального благополучия дошкольников"
Консультация для педагогов:
«Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды как средство эмоционального благополучия детей»
На сегодняшний день вопросы организации предметно-пространственной развивающей среды дошкольного образования стоят особо актуально. Это связано с введением ФГОС МБОУ. Мы стараемся, чтобы развивающая среда обеспечивала максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей. Так, при создании модели развивающей образовательной среды мы опирались на нормативно-правовую базу (СанПин, Концепция построения развивающей среды дошкольного учреждения В. А. Петровского, ФГОС ДО).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация для педагогов: "Возможности предметно-пространственной среды детского сада в сохранении и укреплении эмоционального благополучия дошкольников"»
Консультация для педагогов: «Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды как средство эмоционального благополучия детей»
На сегодняшний день вопросы организации предметно-пространственной развивающей среды дошкольного образования стоят особо актуально. Это связано с введением ФГОС МБОУ. Мы стараемся, чтобы развивающая среда обеспечивала максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей. Так, при создании модели развивающей образовательной среды мы опирались на нормативно-правовую базу (СанПин, Концепция построения развивающей среды дошкольного учреждения В. А. Петровского, ФГОС ДО).
В основе нашего подхода к формированию предметно-пространственной развивающей среды, как и в основе ФГОС ДО, лежит принцип деятельности – это говорит о том, что развитие дошкольников происходит не в процессе запоминания определенной информации, и не при усвоении навыков, которые передает педагог, а в процессе самостоятельной осмысленной деятельности. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Таким образом, целью опыта стало создание единой предметно-пространственной среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития ребенка как показателя профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
При работе над моделью мы опирались на ряд принципов, среди которых можно назвать:
- принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия участников образовательного процесса заключается в создании оптимальных условий для игр, обучения и развития не только группы в целом, но и каждого ребенка. Создается так называемое личностное пространство, которое предоставляет дошкольникам возможность заниматься тем, что нравится.
- принцип эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов развивает вкус, побуждает ребенка к активной творческой деятельности.
- принцип активности, творчества реализуется через возможность коллективного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды. Можно совместными усилиями организовать персональную выставку работ, оформить коллекцию марок, создать временные игровые зоны с использованием опытно-экспериментальных центров, мастерских и др.
- принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и дает возможность каждому ребенку заниматься интересным ему видом деятельности, не мешая другим.
- предоставление девочкам и мальчикам возможности проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе нормами реализует принцип "половых и возрастных" различий.
- основные положения личностно ориентированной модели отражаются также в принципе индивидуальности и неповторимости каждого структурного компонента единого пространства МБОУ. При формировании предметно-развивающей среды группы нет жесткого стандарта, педагоги учитывают особенности образовательного учреждения и детей, их темперамент, подвижность, наличие лидерских качеств, познавательные интересы, показатели развития, социальные условия жизни.
- принцип безопасности реализуется в соблюдении педагогами правил пожарной безопасности, норм СанПиН и инструкций по охране жизни и здоровья детей.
Идеи, которые были предложены, нашли воплощение в оформлении предметно-развивающей среды помещений детского сада. С целью индивидуализации педагогического процесса используются следующие компоненты детской субкультуры.
Компонент
Процесс
«Здравствуйте, я пришел»
Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых Ребенок – личность, член коллектива
«Уголок именинника»
Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития). Ребенок – центральное лицо в детском коллективе;
воспитатель – организатор
«Звезда дня»
На самом видном месте вывешивается плакат с фотографией дошкольника, избранного "Звездой дня". Каждый ребенок группы по очереди должен занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной «я-концепции», развитие самосознания и самооценки. Ребенок – центральное лицо в детском коллективе; воспитатель – оформитель; родители – консультанты
«Мое настроение»
Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние Ребенок и воспитатель – аналитики;
родитель – информируемый
«Портфолио ребенка»
Формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни. Ребенок – активный участник; воспитатель – издатель; родитель – помощник
Авторские творческие выставки «Мое творчество»
Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка на выставках продуктов его творчества (фотоматериалы конструкторских сооружений, рисунки, коллажи, поделки из разнообразных материалов (глины, бумаги, природного и бросового материалов)) Ребенок – творец; воспитатель – координатор;
родитель – соучастник
«Дизайн-холл»
Для проведения временных выставок совместного творчества детей и родителей Ребенок и родитель – автор; воспитатель – организатор
Стена «Наша жизнь, наши успехи»
Используется для демонстрации личных достижений ребенка в городских, краевых и всероссийских конкурсах, выставках
«Островок сокровищ»
Детское коллекционирование (разнообразные предметы-накопители: коробки, сундучки, сокровищницы с разными мелкими предметами), систематизация и изучение собираемого. Ребенок – коллекционер; воспитатель – помощник; родитель – активный соучастник
Альбомы с фотографиями
Рассматривание альбома с фотографиями детей в кругу семьи – любимое занятие ребят в минуты досуга. Ребята учатся рассказывать о своих родных, выражать свои чувства по отношению к близким, а в редкие моменты грусти и тоски по маме такая фотография – утешение и надежда на скорую встречу. А большая общая фотография группы помогает ощутить единство всех ребят, ведь мы не можем друг без друга. Ребенок – участник, воспитатель – консультант, советчик.
Самодельные игры, созданные нашими воспитанниками вместе с родителями или воспитателем
Создание ребенком различных игр своими руками. Ребенок выступает активным участником, родитель – соучастник, воспитатель – помощник.
Зонирование при помощи мягких модулей
Пространство зонированно так, чтобы зоны-антагонисты находились подальше друг от друга, для этого пространство преобразовываем с помощью ширмы и мягких модулей. Это позволяет ребятам заниматься любимой игрой и не мешать друг другу. Ребенок – участник, воспитатель – помощник.
«Уголок уединения»
Уголки уединения — это, прежде всего, ниша покоя, где ребенок чувствует себя защищенным и может тихонечко поиграть.
Ребенок – участник, воспитатель – помощник.
Хочется отметить, что в процессе индивидуализации образовательной среды группы возникают трудности. Но мы стараемся максимально эффективно использовать пространство группы для реализации идеи индивидуализации среды. Насыщенная предметно-развивающая образовательная среда, нацеленная на индивидуальное развитие ребенка, становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, а также условием повышения компетентности педагогов.