Просмотр содержимого документа
«Авторская статья: "Дети с ограниченными возможностями здоровья и Мы"»
Баджурак Маргарита Вячеславовна
педагог-психолог, учитель-логопед,
МОАУ №60, г. Оренбург
«СПАСИТЕ УНИКАЛЬНЫЕ ПРИРОДНЫЕ СЕРДЦА!»
Аннотация: данная статья посвящена проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.
Интеграция основывается на концепции «нормализации», в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут. Применительно к детям это означает следующее:
ребенок с особыми потребностями имеет и общие для всех потребности, главная из которых – потребность в любви и стимулирующей развитие обстановке;
ребенок должен вести жизнь, в максимальной степени приближающуюся к нормальной;
учиться могут все дети, следовательно, всем им, какими бы тяжелыми ни были нарушения развития, должна предоставляться возможность получить образование.
В последнее время часто заходит речь о переходе к более гибкой терминологии по отношению к детям – инвалидам. Мне кажется «Инвалид» - это очень резкое и негуманное слово по отношению к миру особого ребенка.
Поэтому в данной статье речь пойдёт об уникальности природного сердца таких детей. Уникальное сердце! Какое оно? Правильно, сразу дать ответ на этот вопрос сложно, да и в срезе данной проблемы, скорее всего не возможно. Никто не знает, что скрывается в особом ребенке и наша задача узнать все особенности и раскрыть таланты таких детей…
Общество все время говорит о людях, которые отличаются теми или иными качествами от общей массы людей в этом мире. Много написано про талантливых писателей, художников, поэтов, но ничего не сказано об особых детях, те которые нуждаются в услышании... Порой очень сложно представить такого ребенка успешным в какой либо деятельности, но для этого и есть мы – педагоги и родители, которые помогут увидеть и раскрыть уникальное сердце особого ребенка.
Приоритетная задача современного инклюзивного образования – уделить внимание к социализации детей – инвалидов. Грамотное создание благоприятных условий и психолого – педагогического сопровождения детей с ОВЗ, позволит им овладеть грамотным материалом и обучаться вместе со всеми в общеобразовательной школе. Они могут свободно общаться со своими сверстниками. Однако дети – инвалиды зачастую не видят своих скрытых способностей. Как говорится: «Я уверена, что в каждом ребенке есть солнце, только дайте ему светить!».
«Если светит солнце, дай ему светить; если идёт снег, дай снегу идти». Мы должны наблюдать за всем пространством целиком, а не только за личным вырезом из него. Но люди предпочитают создавать что – нибудь, вместо того, чтобы принимать природу, какая она есть [1].
Ошибочно думать, что все должны жить похоже друг на друга. Дети с особым развитием другие, они словно свежая роса утром, у них свой ритм жизни, своё видение жизненных этапов и планирования дня. Поэтому необходимо донести индивидуальность каждого ребенка. Ведь счастье строится из маленьких шагов, шагов к чистым помыслам и своему рецепту счастья. И если Вы пока не нашли своего счастья, то станьте добрее, творите добро, благое, раскрывайте душу, сердце, чаще улыбайтесь и еще окружите себя счастливыми, успешными детьми с природно – уникальным сердцем!
Вы спросите: «Как начать взаимодействие с особыми детьми?». Ответ прост: «Просто сделайте шаг первым!». Из опыта работы могу Вам сказать, для начала взаимоотношений с детьми с особым развитием, мы знакомимся на индивидуальной беседе с родителями таких детей, после, выстраиваем индивидуальный и групповой план работы совместно с другими педагогами.
Индивидуальность каждого ребенка просматривается на коррекционно – развивающих занятиях: работа с методикой «Мандалотерапия», с пластилином и др. Я провожу очень полезную методику для развития моторики и высших психических функций – торцевание из бумаги, салфеток. На групповых занятиях проводятся тренинги на сплочение всего класса – это помогает проследить отношение к особым детям.
У каждого ребенка своя индивидуальная программа развития. Очень популярно для развития речи особых детей сюжетно – ролевая игра: в основном она проходит по книжкам и пособиям с цветными картинками, где необходимо придумать свою сказку или диалог. С огромным удовольствием дети изучают Арт – терапию. Рисование начинается от использования простой бумаги, до природных материалов, например кленовый лист, на нем получается очень красивый рисунок.
Методик работы с особыми детьми огромное количество, но я считаю, что главное - это быть заинтересованным самому педагогу и отдавать душевную доброту особым детям. Развивать в них свой индивидуальный потенциал!
В завершении хотелось бы отметить, что интеграция – это возможность, но ни в коем случае не обязанность. Нетипичный человек может войти в общество, но не обязан этого делать. Он сам выбирает свой путь: участвовать в жизни общества, либо предпочесть защищенность и уединение.
Список литературы:
Агеева И. А. Коррекционные техники в школе. – СПб.: Речь, 2004. – 184 с.
Егорова Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями: Учеб. пособие. Балашов: Николаев. – 2002. – 80 с.
Екжанова Е. А., Резникова Е. В. Основы интегрированного обучения. – М.: Дрофа, 2008. – 286 с.