Занятие "Назначение, общее устройство автомобилей"
Занятие "Назначение, общее устройство автомобилей"
Методическая разработка предназначена для проведения занятий по реализации проекта «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей». Данный методический материал позволяет осуществить применение теоретических знаний по теме «Назначение, общее устройство автомобилей». В методической разработке рассматривается методика проведения занятия с применением информационно–компьютерных технологий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Занятие "Назначение, общее устройство автомобилей"»
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
Детско–юношеский центр
Методическая разработка занятия
Тема: «Назначение, общее устройство автомобилей»
Составители:
педагоги дополнительного образования МАУ ДО ДЮЦ
Кислов С.В., Сабанин С.Н.
г. Салехард, 2019 г.
Аннотация
Методическая разработка предназначена для проведения занятий по реализации проекта «Ремонт и обслуживание легковых автомобилей». Данный методический материал позволяет осуществить применение теоретических знаний по теме «Назначение, общее устройство автомобилей». В методической разработке рассматривается методика проведения занятия с применением информационно–компьютерных технологий.
Для достижения целей получения первоначальных знаний о классификации автомобилей и общем устройстве, развития интереса к профессии «Слесарь по ремонту автомобилей», технического мышления и речи; наблюдательности и внимания; способности анализировать полученную информацию.
Материал полезен обучающимся по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей», «Автомеханик». Методическая разработка представляет интерес для всех преподавателей, обеспечивая современное сопровождение по любым дисциплинам.
Применение данных рекомендаций будет способствовать повышению качества и эффективности учебного процесса.
Содержание
План занятия
4
Ход занятия:
5
1. Организационный момент
5
2. Мотивация учебной деятельности
5
3. Изложение нового материала
5
4. Закрепление нового материала
22
5. Домашнее задание
22
Список литературы
23
План занятия
МДК 1. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.
Тема: Классификация и общее устройство автомобилей.
Цели занятия:
Обучающие: сформировать у обучающихся представление об автомобиле и его устройстве. Закрепить знания об квалификации и устройстве автомобиля.
Развивающие: способствовать развитию логика –смыслового мышления обучающихся, памяти химического и технического языка, а также умения осуществлять самостоятельную деятельность на уроке.
Воспитательные: воспитывать культуру умственного труда, развивать коммуникативные качества личности.
Тип занятия: Интегрированный урок.
Формируемые компетенции:
ПК 1.1 Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.
ПК 1.2 Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.
ПК 1.3 Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
ПК 1.4Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.
ОК 2. Организовать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Место проведения: кабинет «устройство и техническое обслуживание автомобилей»
Оснащение занятия: учебные макеты, плакаты, наглядные пособия (механизмы и агрегаты автомобиля в разрезе на поворотных стендах), мультимедийное устройство, компьютеры, презентация, цифровые тесты.
Учебное время: 2часа
Ход занятия:
1. Организационный момент
– проверка присутствующих
– сообщение темы и хода занятия
2. Мотивация учебной деятельности
Сообщение целей занятия. Показать значимость МДК 01. в общем курсе подготовки будущих автомехаников. Беседа с целью подготовки учащихся к предстоящей работе.
Демонстрируется видеоролик о работе Марксовского АТП.
3. Изложение нового материала
Классификация и индексация автомобилей. Краткие технические характеристики изучаемых автомобилей.
Классы автомобилей A B C D E таблица с примерами
В мире давно существует несколько способов классификации автомобилей. Они могут опираться на технические характеристики автомобиля, его размеры и массу или на людей, которые их покупают.
Наиболее популярной и общеупотребительной является Европейская классификация, которая делит автомобили на шесть основных групп, присваивая каждому классу одну из первых букв латинского алфавита.
В ней существуют и другие классы, выходящие за рамки этих шести. Но зачастую люди не понимают, чем отличаются машины классов A и B или E и S.
Если вы не различаете классы автомобилей A B C D E, таблица с примерами в этой статье поможет вам с этим разобраться.
Классификация, пришедшая из Европы, делит скорее не автомобили на группы, а рынок на сегменты, в зависимости от людей, которые будут эти автомобили покупать.
Это позволяет лучше понять целевую аудиторию той или иной модели, не вдаваясь в глубокие технические характеристики автомобиля.
Из свойств автомобиля наиболее важной тут является стоимость и размер, а также тип кузова (для «вышедших за рамки» шести основных классов).
Классы автомобилей A B C D E таблица с примерами
Разделить классы автомобилей a b c d e таблица с примерами помогает лучше всего, так как информация в ней представляется наиболее наглядно и лаконично.
В эту таблицу войдут все основные моменты классификации, а ниже мы поговорим о каждом классе более подробно.
Класс
Описание
Примеры
A
мини–автомобили
Daewoo Matiz, Kia Picanto, Smart, Ока
B
маленькие автомобили
Hyundai Accent, Volkswagen Polo, Renault Logan, Lada Kalina
C
«средние» автомобили
Ford Focus, Toyota Corolla, Volkswagen Golf
D
семейные машины
Skoda Octavia, Ford Mondeo, Audi A4
E
машины бизнес–класса
Mercedes–Benz E–klasse, Audi A6, BMW 5–er
F
люксовые автомобили
Mercedes–Benz S–klasse, Audi A8, Porsche Panamera
A–класс (Mini cars).
Крошечные представители дорожного движения, рассчитанные на городские условия.
Как правило, это короткие хэтчбеки, на которых удобно передвигаться в потоке и парковаться, но отвезти груз или выехать на природу вряд ли удастся.
Машины этого класса предпочитают покупать представительницы прекрасного пола – во–первых, им легче контролировать габариты миниатюрного автомобиля, а не крупного седана, а во–вторых, милый внешний вид большинства машин этого класса больше подходит девушкам.
Цены на эти автомобили также довольно низки: купить в России представителя класса A можно в среднем за 400–700 тысяч рублей.
Самые известные представители этого класса:
Daewoo Matiz, который очень популярен в России благодаря своей цене;
Chevrolet Spark – маленький и надежный друг многих женщин;
Smart со своими моделями Fortwo и Forfour, несмотря на высокую стоимость (около миллиона рублей), пользуется спросом в определенных кругах, так как в городе от автомобиля большего не надо;
Ока сейчас уже редкость на городских улицах, но всего несколько лет назад этот автомобиль был очень популярен среди Российского населения.
B–класс (Small cars).
Маленькие, недорогие и практичные автомобили. В России является самым популярным классом автомобилей, так как совмещает в себе практичность, вместимость, надежность и маленькую цену.
Дешевы в ремонте и обслуживании, а некоторые ремонтные работы можно выполнить самому в гараже, купив необходимые запчасти.
Представители этого класса – не только хэтчбеки, но и компактные седаны. Стоимость таких машин, как правило, колеблется в пределах от 500 тысяч до 1 миллиона рублей.
Примеры автомобилей B–класса:
Renault Logan – один из самых популярных иномарок в России;
Hyundai Accent, который также покорил сердца многих российских мужчин.
C–класс (Medium cars).
Также именуется автомобилями среднего класса или гольф–класса. Наряду с B–классом занимает большую часть рынка автомобилей. Отличаются невысокой ценой при достаточной вместимости и комфортности.
В России цены на автомобили C–класса варьируются в пределах 500 тысяч – 1.2 миллиона рублей.
Лидером среди C–класса по праву является Volkswagen Golf, в честь которого этот класс получил второе название.
Также к этому классу относятся такие популярные автомобили, как:
Ford Focus;
Mitsubishi Lancer;
Toyota Corolla;
Chevrolet Cruze;
KIA Ceed и многие другие.
D–класс (Larger Cars).
Это более крупные семейные автомобили – седаны и универсалы, также относящиеся к европейскому «среднему классу». Эти автомобили покупают для частных семейных поездок, возможно за город.
Благодаря увеличенной длине и ширине, эти автомобили чувствуют себя уверенно как в городском потоке, так и на шоссе.
Зачастую производители таких автомобилей используют дорогостоящие материалы, что делает стоимость автомобилей этого класса выше, чем в среднем по рынку – 1–3 миллиона рублей.
Здесь начинают появляться автомобили таких компаний, как Mercedes и Audi, а также остаются более премиальные модели Ford, Volkswagen и Toyota:
Ford Mondeo;
Volkswagen Passat;
Mercedes C–klasse – компания считает эту серию «бюджетной». Тем не менее, стоимость этих автомобилей гораздо выше средней.
Skoda Octavia – чешский автомобиль, получивший всеобщее признание в России;
Audi A4 – одна из «младших» моделей в ряду Audi;
Toyota Camry – тут же «старшая» модель Toyota.
E–класс (Executive) – автомобили так называемого «бизнес–класса».
Из названия понятно, что эти машины предпочитают менеджеры уровня «чуть выше среднего».
Используют они их не для семейных поездок, а для деловых встреч, и чтобы добраться до работы, то есть в основном в городских условиях.
Эти автомобили отличаются внушительными размерами, высоким уровнем комфорта и технологичности, материалами и прочей показушной дороговизной.
Одной из задач этих автомобилей является демонстрация способности владельца купить этот автомобиль. В Европе доля этих машин постепенно угасает, а в России все еще продолжает расти.
Возможно, дело в нашем менталитете, ведь многие даже влезают в долги, чтобы купить себе такой автомобиль. Кстати, стоимость таких машин в настоящее время – 3–6 миллионов рублей.
Основные примеры:
Mercedes–Benz E–klasse;
BMW 5 series;
Audi A6;
Hyundai Genesis.
F–класс (Luxury).
Из названия «лакшери» следует, что эти автомобили – средство передвижения успешных богатых людей и мечта многих представителей «среднего класса».
Очень крупные представительские седаны для людей, которые по статусу не могут позволить себе что–то ниже по классу.
Для них характерны качественные и надёжные детали, дорогая стильная отделка салона, безупречный внешний вид и мощный мотор.
Их длина составляет более 4.9 метра, а ширина – более 1.82 метра. Зачастую владелец этого автомобиля сидит на заднем сиденье, а управляет им водитель.
Эти автомобили, как правило, стоят порядка 10 миллионов рублей, но верхний потолок цены почти не ограничен.
Наиболее известные модели автомобилей класса F:
BMW 7 series. Очень уважаемый автомобиль в России, во многом благодаря фильму «Бумер», столь популярному в начале нулевых;
Mercedes S–Klasse – стильные автомобили этой марки уже долгое время пользуются спросом у соответствующего круга людей;
Rolls–Royce Phantom – более необычный и невероятно дорогой вариант для любителей выделиться из толпы.
Некоторые классы автомобилей a b c d e таблица не включила, так как они обычно выносятся отдельно.
M–класс (Multi–purpose) – минивэны и другие универсальные автомобили.
В основном используются для перевозки большого числа пассажиров или семейных поездок на природу, благодаря их высокой вместимости и наличии 5–9 мест для сидения. К этому классу относятся Renault Kangoo, FIAT Doblo, Lada Largus.
7.J–класс – внедорожники.
Используются для езды по бездорожью, но многие внедорожники пользуются спросом у людей, которые хотят подчеркнуть статус и используют их для передвижения по городу.
Отличаются высокой проходимостью и крупными размерами. Цены разнятся в широких пределах. Наиболее типичные представители – Jeep Grand Cherokee, Mercedes–Benz Gelandewagen и BMW X5.
8.S–класс – спортивные купе.
Автомобили маленького размера с низкой посадкой. Отличаются высокими ходовыми и аэродинамическими свойствами, которые повышают ускорение, максимальную скорость и управляемость машины.
Они созданы не для ежедневной эксплуатации, так как их вместимость и комфорт довольно низки. Скорее эти автомобили подойдут любителям адреналина, чтобы погонять по треку на выходных.
Многие модели с обложек автомобильных журналов относятся именно к этому классу: Porsche 911, Lamborghini Huracan, Audi R8, Nissan GT–R.
Грузовые автомобили различаются по:
а) грузоподъемности (особо малой – до 0,5т, малой – от 0,5 до 2т, средней – от 2 до 5т, большой – от 5 до 15т и особо большой – свыше 15 тонн); б) назначению (общего назначения и специализированные); в) условиям движения (дорожные и внедорожные). Дорожные АТС предназначены для выполнения работ по дорогам общей сети I–V категории, внедорожные – для использования вне дорог общей сети (карьерные автомобили);
г) проходимости (обычной и повышенной). Автомобили обычной проходимости предназначены для выполнения транспортных работ в основном по благоустроенным дорогам, повышенной проходимости – для выполнения работ по неблагоустроенным дорогам и кратковременно в условиях бездорожья;
д) колесной формуле (4×2; 6×4; 4×4). Первая цифра обозначает число колес автомобиля, вторая – число ведущих колес. При этом каждое из сдвоенных колес считается за одно;
е) по характеру использования (одиночные автомобили и автомобили–тягачи с прицепами и полуприцепами);
ж) по роду потребляемого топлива – бензиновые (карбюраторные и инжекторные); дизельные; газовые (на сжиженном и сжатом газе).
Классификация грузовых автомобилей по их исполнению и назначению приведена в таблице 2. Таблица 2.
Назначе– ние
Тип автомобиля по устройству кузова
Характер использования
Конструктивные особенности
Виды перевозимых грузов
Общего назначе– ния
Бортовой
Одиночный автомобиль
Неопрокидывающийся бортовой кузов
Грузы общего назначения, кроме жидких без тары
Бортовой
Автомобиль–тягач с одним или двумя прицепами
Неопрокидывающийся бортовой кузов.Имеет тягово–сцепное устройство
Грузы общего назначения, кроме жидких без тары
Седельный тягач
Седельный тягач с полуприцепом
Без кузова.Имеет седельно–сцепное устройство для буксировки полуприцепа
Грузы общего назначения, кроме жидких без тары
Специали–зирован– ные
Самосвал
Одиночный автомобиль
Самосвальная платформа
Строительные и сельскохозяйственные грузы
Самосвал
Самосвал–тягач с одним или двумя прицепами (автопоезд)
Самосвальная платформа. Имеет тягово–сцепное устройство
Строительные и сельскохозяйственные грузы
Автоцистерна
Одиночный автомобиль
Цистерна цилиндрической, эллиптической или смешанной формы
Нефтепродукты, вода, молоко, вино, мука, цемент, бетонно–растворные смеси, битум, минеральные удобрения и другие жидкие и сыпучие грузы
Автоцистерна
Автоцистерна с прицепом
Цистерна цилиндрической, эллиптической или смешанной формы. Имеет тягово–сцепное устройство
Нефтепродукты, вода, молоко, вино, мука, цемент, бетонно–растворные смеси, битум, минеральные удобрения и другие жидкие и сыпучие грузы
Автофургон
Одиночный автомобиль
Кузов–фургон цельно–металлический, изотермический, кузов–рефрижератор, кузов–фургон с грузоподъемным бортом
Почта, бумага, мебель, медикаменты, продукты, промтовары, хлебо–булочные изделия, животноводческие продукты в охлажденном и замороженном состоянии
Автофургон
Автофургон с одним или двумя прицепами
Кузов–фургон цельно–металлический, изотермический, кузов–рефрижератор, кузов–фургон с грузоподъемным бортом. Имеет тягово–сцепное устройство
Почта, бумага, мебель, медикаменты, продукты, промтовары, хлебо–булочные изделия, животноводческие продукты в охлажденном и замороженном состоянии
Седельный тягач
Седельный тягач с полуприцепом (автопоезд)
Без кузова. Имеет седельно–сцепное устройство для буксировки специализированного полуприцепа
Для перевозки грузов определенных видов
Обозначение грузовых автомобилей
Для обозначения грузовых автомобилей применяется следующая индексация (нормаль ОН 025270–66). Каждой модели грузового автомобиля присваивается 4–х–значный индекс, для модифицированной модели – 5–значный. Первые 2 цифры обозначают класс автомобиля по полной массе, вторые 2 цифры обозначают модель, 5–ая цифра обозначает модификацию модели. В таблице 3 приведена система обозначений (индексация) грузовых автомобилей.
Таблица 3.
Полная масса, т
Базовые (первые 2 цифры) индексы для:
бортовых автомобилей
седельных тягачей
самосвалов
автоцистерн
автофурго–нов
До 1,2 вкл.
13
14
15
16
17
От 1,2 до 2,0 вкл.
23
24
25
26
27
От 2,0 до 8,0 вкл.
. 33
34
35
36
37
От 8,0 до 14,0 вкл.
43
44
45
46
47
От 14,0 до 20,0 вкл.
53
54
55
56
57
От 20,0 до 40,0 вкл.
63
64
65
66
67
Св. 40,0
73
74
75
76
77
Полная масса автомобиля состоит из собственной массы, массы груза по полной грузоподъемности и массы экипажа (водителя и пассажира(ов) из расчета 75 кг на человека. Вместимость кабины автомобиля определяется заводом–изготовителем.
Перед цифровым индексом ставится буквенное обозначение завода–изготовителя.
Пример.
Седельный тягач КамАЗ–5410.
54 – цифры для обозначения седельного тягача полной массой в 14,9 тонн; 10– модель автомобиля (присваивается заводом–изготовителем)
В конструкции автомобиля любого вида можно выделить три основные части: двигатель, шасси и кузов,
Двигатель преобразует тепловуюэнергию сгорающего топлива в механическую работу,
Шасси автомобиля объединяет в единое целое механизмы, передающие крутящий момент от двигателя к ведущим колесам, и служит основанием для размещения двигателя, кузова, мостов с колесами, подвесок и систем. В состав шасси входят три группы механизмов: трансмиссия, ходовая часть и механизмы управления–
Трансмиссия автомобиля передает и изменяет усилие вращения от двигателя к ведущим колесам, У двухосного автомобиля с колесной формулой 4x2 и приводом на задние колеса трансмиссия включает сцепление, коробку передач, карданную передачу, главную передачу, дифференциал и полуоси. Последние три элемента трансмиссии конструктивно расположены в картере заднего моста и составляют единый агрегат,
Ходовая часть автомобиля представляет собой тележку и состоит из рамы, переднего и заднего мостов, подвесок и колес, Рама является основанием для крепления всех элементов ходовой части, На легковых автомобилях таким основанием служит сам кузов.
Механизмы управления включают рулевое управление и тормозную систему.
Демонстрируется презентация устройство автомобилей.
Общее устройство, назначение и расположение основных агрегатов и узлов автомобилей изучаемых марок.
Преимущества и недостатки автомобилей с дизельными двигателями и газобаллонными установками в сравнении с автомобилями с карбюраторными двигателями.
Кузов автомобиля предназначен для размещения грузов, водителя и пассажиров. У грузовых автомобилей кузов включает кабину и грузовую платформу. У легковых автомобилей кузов представляет собой несущую пространственную систему, так как является одновременно помещением для пассажиров и груза, а также основанием для крепления двигателя, агрегатов трансмиссии, ходовой части и механизмов управления.
В зависимости от взаимного расположения трех основных частей автомобиля различают компоновки грузовых, легковых автомобилей и автобусов. На грузовых автомобилях отличительным признаком всех возможных компоновок является взаимное размещение двигателя и кабины водителя. В настоящее время наиболее распространены капотная и бескапотная компановки.
Капотная (традиционная) компоновка (автомобиль ЗИЛ–130) сложилась на автозаводах очень давно. Но в последнее время особенно сильно проявились ее главные недостатки: ухудшение обзорности для водителя и неравномерное распределение массы по осям. Более прогрессивной считается бескапотная компоновка, когда двигатель полностью или частично располагается в кабине водителя (автомобили МАЗ и КамАЗ). Она обеспечивает лучшее распределение массы по осям, хорошую обзорность, но ухудшает доступ к обслуживанию двигателя.
В компоновках легковых автомобилей основным отличием является размещение двигателя в передней или задней части автомобиля и выполнение ведущими задних или передних колес. Классической компоновкой считается размещение двигателя в передней части кузова с приводом на задние колеса.
Такую компоновку называют заднеприводной. Практически все отечественные автомобили, имеют такую компоновку, однако все большей популярностью стала пользоваться переднеприводная компоновка. Основу такой компоновки составляет переднее расположение двигателя с приводом на передние управляемые колеса. Главное преимущество переднеприводной компоновки в том, что она позволяет сократить массу автомобиля примерно на 10% и очень рационально разместить двигатель, агрегаты трансмиссии и пассажирские места, Недостатком указанной компоновки является технологически сложное конструктивное исполнение механизмов привода к ведущим управляемым передним колёсам.
Автобусы компонуют по трём схемам: с передним расположением двигателя, с задним расположением двигателя, с расположением двигателя под полом. Каждая компоновка имеет свои преимущества и недостатки; ее выбирают исходя из назначения автобуса, сложившейся технологии производства и других факторов. Например, если подходить к выбору компоновки с учетом обеспечения в салоне максимального о6ъёма для пассажирских мест, то наилучшей компоновкой следует считать третью, хотя при таком размещении двигателя предъявляют особые требования к его конструкции.
4. Закрепление нового материала.
Опрос учащихся с помощью ИК–тестов и устного опроса.
Контрольные вопросы:
Какой агрегат является источником механической энергии на автомобиле?
Какой узел служит для изменения величины крутящего момента, передаваемого к ведущим колесам автомобиля?
Какое устройство предназначено для изменения направления движения?
К какому устройству крепятся рессоры и двигатель?
Агрегаты каких автомобилей представлены в кабинете?
Рефлексия. Анализ занятия обучающимися.
5. Домашнее задание:
Проработать конспект занятия, изучить учебную и специальную техническую литературу по устройству автомобилей.
Список литературы
Беднарский, В.В. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебник / В.В. Беднарский. – Рн/Д: Феникс, 2017. – 456 c.
Васильев, Б.С. Ремонт дорожных машин, автомобилей и тракторов: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / Б.С. Васильев, Б.П. Дологополов, Г.Н. Доценко; Под ред. В.А. Зорин. – М.: ИЦ Академия, 2012. – 512 c.
Виноградов, В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Основные и вспомогательные технологические процессы: Лабораторный практикум: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Виноградов, О.В. Храмцова. – М.: ИЦ Академия, 2013. – 176 c.
Виноградов, В.М. Технология ремонта автомобилей / В.М. Виноградов. – М.: МГИУ, 2015. – 190 c.
Волгин, В. Ремонт двигателя своими руками. 68 моделей автомобилей"ВАЗ" / В. Волгин. – СПб.: Питер, 2014. – 208 c.
Епифанов, Л.И. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебное пособие / Л.И. Епифанов, Е.А. Епифанова. – М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА–М, 2013. – 352 c.
Иванов, В.П. Ремонт автомобилей: Учебное пособие / В.П. Иванов. – Минск: Вышэйшая школа, 2009. – 383 c.
Карагодин, В.И. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / В.И. Карагодин, Н.Н. Митрохин. – М.: ИЦ Академия, 2012. – 496 c.
Кузнецов, А.С. Слесарь по ремонту автомобилей (моторист): Учебное пособие для начального профессионального образования / А.С. Кузнецов. – М.: ИЦ Академия, 2013. – 304 c.
Кулаков, А.Т. Особенности конструкции, эксплуатации, обслуживания и ремонта силовых агрегатов грузовых автомобилей / А.Т. Кулаков. – Вологда: Инфра–Инженерия, 2013. – 448 c.
Мылов, А.А. Основы ремонта автомобилей: Учебное пособие / А.А. Мылов. – М.: МГИУ, 2010. – 124 c.
Петросов, В.В. Ремонт автомобилей и двигателей: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / В.В. Петросов. – М.: ИЦ Академия, 2013. – 224 c.
Савич, А.С. Ремонт кузовов легковых автомобилей: Учебное пособие / Е.Л. Савич, В.С. Ивашко, А.С. Савич; Под общ. ред. Е.Л. Савич. – М.: НИЦ ИНФРА–М, Нов. знание, 2012. – 320 c.
Синельников, А.Ф. Основы технологии производства и ремонт автомобилей: Учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / А.Ф. Синельников. – М.: ИЦ Академия, 2013. – 320 c.
Туревский, И.С. Техническое обслуживание автомобилей. Т. 2. Организация хранения, технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта: учебное пособие / И.С. Туревский. – М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА–М, 2013. – 256 c. c.
Чумаченко, Ю.Т. Автослесарь: устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебное пособие / Ю.Т. Чумаченко, А.И. Герасименко, Б.Б. Рассанов; Под ред. А.С. Трофименко. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 539 c.