Материал: заготовка: литая заготовка из низкоуглеродистой стали марки Ст3сп, электроды АНО-21 диаметром 3 мм, молоток, тиски слесарные, зубило, керн, наждачная бумага, щетки- смётки, щетки металлические, "болгарка".
Наглядные пособия: деталь – металлическая пластина с наплавленными швами.
Дидактические средства обучения: стенд с образцами сварных соединений и швами.
Технические средства обучения: компьютер, плакаты по теме.
Ход урока
1. Организационная часть (5 мин.)
Мастер производственного обучения отмечает присутствующих на уроке студентов; проверяет их готовность к уроку (наличие спецодежды); назначает дежурных.
2. Вводный инструктаж (25 мин.)
Сообщение темы программы, темы урока и цель урока.
Организация опроса обучающихся (15 мин.).
2.2.1. Вопрос: Каким аппаратом можно произвести заварку дефектов при ручной дуговой сварке?
Ответ: Используя источник питания сварочной дуги переменного тока - трансформатор, или постоянного тока – выпрямитель, инвертор.
2.2.2. Вопрос: Расскажите, каким источником питания будем пользоваться мы во время работы в мастерской?
Ответ: (учащийся отвечает и показывает источник питания на рабочем месте).
При необходимости размещения нескольких постов в одном месте на небольшой площади используются многопостовые источники питания сварочной дуги. Например ВДУ-500, питающий до 8 постов одновременно.
Для подачи и регулирования тока на каждом рабочем мест используются балластные реостаты РБ-301. Он состоит из 5 групп сопротивлений, которые с помощью 5 рубильников могут включаться в цепь сварочной дуги. Минимальный сварочный ток можно включить 1 рубильником, а максимальный – при включении всех рубильников. Реостат РБ-301 дает возможность регулирования сварочного тока от 15 до 300А.
2.3. Объяснение технологической последовательности заварки небольших раковин на заготовках.
Технологическая последовательность заварки небольших раковин:
1. Подготовка раковин к заварке
– Зачистка загрязненной, а также самой раковины используется металлическая щетка и щетка-сметка – зачистка металла до металлического блеска. Используется зубило, молоток, "болгарка" с зачистным кругом.
2. Заварка раковин: возьмите электрод марки АНО-21 – диаметром 3 мм.
– Каплями расплава заполните разделку, образовав выступ над поверхностью детали 1 – 2 мм.
– Для наплавки вытянутых канавок по мере заполнения разделки расплавом электрод перемещается круговыми движениями по направлению сварки.
– Зачистка наплавленного слоя металлической щеткой и осмотр, оценивая качество ремонта.
2.4. Наплавка контролируется визуально, по внешним признакам.
Внешним осмотром выявляют несоответствие шва требуемым геометрическим размерам, наплывы, подрезы, непровары, наружные трещины, поры и другие дефекты.
2.5 Правила безопасности при выполнении работ.
• Нельзя класть электроды на загрязненные и влажные поверхности стола, монтажной плиты и свариваемого изделия. Хранение электродов на рабочем месте рекомендуется производить в специальных пеналах или переносных контейнерах.
• Нельзя допустить попадания искр, брызг расплавленного металла и огарков на близко стоячих рабочих. Огарки электродов отбрасывайте на заранее подготовленное место или складывайте специальную тару.
• Необходимо предохранять себя и работающих рядом лиц от воздействия излучения сварочной дуги: подавайте сигнал - предупреждение о зажигании дуги
• Не зажигайте дугу до приведения маски в рабочее положение и не отстраняйте маску от лица до прекращения горения дуги; защищайте места сварки переносными щитами, ширмами.
• Послойную зачистку сварных швов от шлаковой корки производите в очках с прозрачными стеклами.
• Готовые детали укладывайте в тару. Не загораживайте проходы готовыми изделиями.
• Соблюдайте правила пожарной и электробезопасности.
3. Текущий инструктаж (самостоятельная работа студентов) (200 мин.)
Обходы мастером рабочих мест обучающихся:
3.1.1. Проверяется организация рабочих мест перед началом работ.
3.1.2. Организуется процесс самостоятельного выполнения студентами заварки небольших раковин.
3.1.3. Проверяется организация рабочих мест во время работы, соблюдение техники безопасности.
3.1.4. Мастер осуществляет при необходимости индивидуальное и коллективное инструктирование студентов.
3.1.5. Контроль выполнения приёмов по заварке небольших раковин.
3.1.7. Организация исправлений и предупреждение ошибок студентов в работе.
3.2. Применение освоенных способов действий
Мастер производственного обучения
3.2.1. Побуждает студентов к самоконтролю и самостоятельности при выполнении учебно-производственных работ.
3.2.2.
3.2.3. Принимает работу и оценивает качество заварки небольших раковин и правильности выполнения задания.
4.1. Подвод итогов. Организация взаимоконтроля выполненных студентами учебно-производственных работ.
– Сообщение о достижении цели урока.
– Типичные ошибки при выполнении учебного задания
Если плохо произведена разделка раковины под наплавку, не выбраны бракованные участки это не ускоряет процесс заплавки раковины, а наоборот затрудняет работу; наплавка в этом случае получается недоброкачественной и могут появиться другие дефекты.
– Сообщение результатов контроля.
– Разбор допущенных ошибок в работе, нарушение правил техники безопасности и охраны труда, если они имели место.
– Сообщение и комментарии оценок студентам, отметить лучшие работы, дать рекомендации.
– домашнее задание.
Повторить материал по теме «Сварочные работы».
5. Организует уборку рабочих мест и мастерской после окончания работ.