Саба?ты? жоспары/Поурочный план/The plan of the lesson
Урок № _____
К?ні/ Дата/ Date:
Сынып/ Класс/ Class: 3
П?н/ Предмет/ Subject: Самопознание
Саба?ты? та?ырыбы/ Тема занятия/ Theme: Щедрость и великодушие.
Ма?саты/ Цели занятия/ Objectives :
1.білімдік / образовательная/ educational: Раскрыть значение понятий «щедрость», «скупость», «великодушие»;
2.дамытушылы?/ развивающая/ developing: Развивать стремление совершать добрые поступки;
3.т?рбиелік/ воспитательная / bringing-up: Воспитывать чуткое и внимательное отношение к окружающим людям.
К?рнекі ??ралдар/ Оборудование/ Resources: ИКТ(презентация), наглядный и раздаточный материалы, музыка ,рабочая тетрадь, учебник, мультфильм «Просто так»
Саба?ты? барысы/ План занятия/ Plan:
1.Орг.момент
Круг радости
2.Основная часть
Чтение
Просморт мультфильма
Цитата урока
Чтение
Рассказ учителя
Игра «да -нет»
Творческая деятельность
3.Итог
Обобщение
Круг «От сердца к сердцу»
Ход урока:
1.Орг. момент.
С?леметсіздерме балалар!Отыры?ыздар!
Круг радости
Круг радости (под музыку).
- Как частичка космоса будь маленьким солнышком: свети и озаряйся светом, согревая всех своим теплом. Радуйся, удивляй и удивляйся миром, в котором живешь.
Миг.
Не привыкайте к чудесам,-
Дивитесь им , дивитесь.
Не привыкайте к небесам,
Глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам,-
Ничто не повторится.
За мигом миг,
За шагом шаг,
Впадайте в изумленье.
Все будет так и все не так
Через одно мгновенье!
- Так давайте же увеличивать добро на земле, хотя бы вокруг нас. А иначе нельзя!
2.Основная часть
Чтение
«Щедрый и скупой»
Казахская народная сказка
Однажды Щедрый и Скупой вздумали вместе идти на поклонение. Скупой всю дорогу пользовался хлебом и водой Щедрого. Наконец у Щедрого все запасы истощились. Он стал просить у Скупого, но тот ему сказал, что не желает оказаться в таком же положении и поэтому ничего не даст. Щедрый не мог следовать дальше и остался в пещере, до которой они дошли. Скупой пошел один.
В пещере, чтоб утолить голод, Щедрый взял в рот какую-то травку и с этой минуты стал понимать язык всех растений и животных. К вечеру в пещеру вбежали волк и лисица, прилетела сорока. Лисица спросила сороку, что она ела сегодня. Та ответила, что до сих пор голодна.
А вот под этим тоннелем есть мышонок, — сказала лисица. — Он постоянно играет золотыми монетами и, любуясь ими, насыщается.
Волк указал на противоположные горы и рассказал, что там есть бай, имеющий тысячу баранов и одного золотого козла, благодаря чему он, волк, сыт. Если голову козла отдать слепому, он станет зрячим.
А вот под теми деревьями хранится казна, оставшаяся после семи царей, — сказала лисица, — и я по милости аллаха сыта.
Рано утром звери ушли из пещеры. Щедрый отправился к мышиной норе и нашел там золотые монеты. Затем Щедрый пошел к баю и купил у него козла. Щедрый знал, что у царя есть слепая дочь. Пошел он к царю и вызвался вылечить его дочь. Царь согласился. Голова козла тут же была сварена и подана слепой дочери царя. Она съела и тотчас стала видеть.
Обрадованный царь выдал дочь за Щедрого и устроил той. Царь сказал зятю, что готов исполнить любое его желание. Щедрый попросил у царя тот самый родник, где под деревьями хранилась казна. Царь согласился отдать ему этот родник. Достал Щедрый казну и стал жить со своей женой в веселье и довольстве.
Вернулся Скупой и позавидовал Щедрому. Он спросил его: Как ты сумел стать богатым? А я скитаюсь, переношу голод и холод…
Щедрый рассказал ему все без утайки. Скупой отправился в пещеру. Спрятался, ожидая зверей и сороку. Ночью они появилися… Первой вошла лиса. Она стала говорить, что кто-то слышал их разговор и похитил все достояние, надо быть осторожными. Лисица предложила обыскать пещеру, нет ли в ней кого. Стали искать. Вдруг лисица закричала: «В пещере человек!»
Волк схватил Скупого и растерзал…
Беседа по вопросам:
— Подумайте и скажите, о ком говорится в сказке.
— Чему учит вас сказка?
— Почему повезло Щедрому?
— К чему приводит жадность?
Щедрость — бесценное качество человека, оказание бескорыстной помощи. Проявлять щедрость — значит, стремиться помогать тем, кто нуждается в помощи.
— А как вы считаете, кому нужна помощь?
— Оказываете ли вы помощь?
— Расскажите о поступках ваших спонсоров, которые проявляют щедрость и великодушие.
Просмотр мультфильма
-Почему мультфильм назван «Просто так»?
Цитата урока
Жомарт бергенін айтпас?
Ер айт?анынан ?айтпас.
Щедрый не помнит о том, что давал,
Джигит не отступит от того, что сказал.
(Казахская пословица)
— Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы учащихся)
Щедрость — бесценное качество человека, оказание помощи. Проявлять щедрость — значит, стремиться помогать тем, кто нуждается в помощи.
Чтение стихотворения
— Спешите делать добро — Как вы понимаете эти слова?
Стихотворение «Доброта»
Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо очень добрым быть,
Чтоб в беде друг друга не забыть.
И народы будут жить дружней,
Если будем мы с тобой добрей,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет.
Доброта от холода согреет.
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
Работа в тетрадях
Страница 48,задание 1.
Чтение.
Учитель читает рассказ, используя прием «чтение с остановкой».
Джон Вести
Щедрость души
В одном маленьком провинциальном городе стояла красивая старинная церковь. Среди ее прихожан выделялись две женщины. Одна была богата и прекрасно одевалась, другая была очень бедна и носила недорогую, простую одежду.
Каждое воскресное богослужение богатая женщина демонстративно вкладывала несколько крупных банкнот в ящик для пожертвований. И некоторые горожане расценивали это как пример для остальных.
Бедная женщина тоже посещала церковь по воскресениям. Она незаметно проскальзывала к задним рядам и до того, как начиналась служба, опускала деньги в ящик для пожертвований, обычно мелкую монету. Это было все, что у нее было.
Однажды после службы священник попросил у всех минуту внимания.
- За эти годы, - сказал он, - прихожанами было сделано немало хорошего, но один из вас был в особенности непоколебим в великодушии своего сердца.
Все взгляды устремились на богатую женщину, которая в ответ, зардевшись, улыбнулась.
Священник продолжил:
- По-настоящему щедрый человек тот, кто отдает последнее, что имеет, тому, кто, возможно, нуждается в этом больше. Я не буду называть имя этого человека, потому что он бы этого не хотел.
Все, кто находился в церкви, были озадачены …
- Как вы думаете, о ком из прихожан говорил священник? Обоснуйте свой ответ.
(ответы учащихся)
… Однако они не могли не заметить, что священник улыбается бедной женщине, незаметно сидящей в заднем ряду.
- Отдавать людям то, чем ты дорожишь, отдавать охотно, не думая о награде, похвале или ответном даре, не заботясь о том, как распорядятся твоим подарком, может только духовно богатый – великодушный человек!
- Так значит великодушный человек - это ….?
(ответы детей)
*Великодушие и бескорыстие – это щедрость благородного сердца
*Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом
А.Н.Радищев
*Жизнь ведь тоже только миг,
Только растворенье
Нас самих во всех других – как бы им в даренье
Б.Пастернак
*Чтобы хорошо жилось среди людей, не надо жить для себя
А.Стендаль
Великодушие – это способность участвовать в судьбе других людей
И.Кант
*Пословицы.
Большому кораблю – большое плавание.
*Сделав добро, не хвались.
*Как аукнется, так и откликнется.
- Выберите пословицу к нашему уроку. Обоснуйте свой ответ.
Игра «да-нет».
Учащиеся хором отвечают словами «да» или «нет» на вопрос:
Является ли щедрым человек, который ….
- всегда делится всем, что имеет?
- ждет ответной благодарности?
- радуется, когда делает подарки?
- замечает, что кому-то нужна его помощь?
- подсчитывает, сколько добра он сделал другим людям?
- всегда напоминает о том, что кому-то что-то подарил?
- счастлив, когда у других появляется что-то хорошее?
Вопросы
- Что значит быть щедрым человеком?
- Что значит быть великодушным?
- Как мы называем людей, которые не умеют проявлять щедрость? (скупые)
- Как вы думаете великодушие и щедрость – это одно и то же?
- Можно ли проявлять щедрость, не будучи великодушным?
(ответы детей)
Творческая деятельность
Учащимся предлагается изготовить подарок для человека, с которым были в ссоре.
- Проявите великодушие – сделайте первый шаг к примирению. Подарите открытку – солнышко. Напишите на каждом лучике солнышка добрые пожелания. А в центре солнышка напишите имя человека, которому адресована открытка. И в конце нашего урока подарите эту открытку.
3.Итог
Обобщение (под музыку)
- Щедрость и великодушие – это ценности, живущие в сердце человека, который бескорыстно, из самых лучших побуждений спешит на помощь, ничего не требуя взамен. Щедрость человека проявляется не только в умении дарить материальные блага, но и в умении быть добрым, отзывчивым, поддерживать добрым словом, теплым взглядом.
- Посмотрите на доску: корабль, плывущий по волнам. Это – корабль жизни. Я вам желаю, чтобы ваши маленькие кораблики, которые только сейчас начинают свое большое плаванье, плыли по волнам «доброты», «любви», «щедрости», «великодушия» (учитель прикрепляет на доску волны, на которых написаны данные слова). В добрый вам путь по волнам вашей счастливой жизни.
Круг «От сердца к сердцу»
Учащиеся передают друг другу сердечко с добрыми пожеланиями.