Техническое оснащение урока: наглядные пособия; оборудование: набор инструментов, детали узлов и агрегатов.
Ход урока
1 Организационная часть - 1мин
1.1 Проверка и наличие обучающихся на уроке.
2. Вводный инструктаж - 2мин
2.1. Сообщение цели урока и план работы на уроке. Мотивация.
Цель урока: закрепить знания по устройству ходовой части, изучить расположение и крепление агрегатов передней и задней подвески, амортизаторов, рессор и других узлов, приобрести начальные навыки по монтажу и демонтажу ходовой части автомобиля.
Сегодня тема нашего урока – это передняя и задняя подвески автомобиля, колеса и шины.
Вы знаете, что совершенствование эксплуатационных свойств автомобиля связано с усложнением их конструкций и для качественного выполнения работ по их техническому обслуживанию и ремонту требуются использование не только современного сложного оборудования, приспособлений, средств технического диагностирования и т.д., но и повышение требований к качеству подготовки автомобильных механиков.
Автомеханик должен обладать необходимым комплексом знаний и практических навыков для выполнения работ по ТО автомобиля.
Здесь четыре задания – пусть будут “остановки” и окончание маршрута. Я не буду устанавливать рейтинг нашего маршрута, чем больше баллов, тем результативней вы работали на уроке. Но при максимальном количестве баллов бригада получает оценку “5”, ниже “4” и т.д. Будет учитываться и индивидуальная работа.
Таким образом, мы будем работать, и запасаться необходимыми знаниями на сегодняшнем уроке. Во первых, сегодня Вы будите в трех лицах: учениками, учителями и просто слушателями, во вторых, Вам предлагается самим изучить новый материал - ваша группа будет разбита на 4 подгруппы (бригады) и каждой бригаде будет дано своё задание. Потом я подробнее расскажу об этом. В третьих, мы отправимся на экскурсию.
Вы выбрали свой, может быть главный, жизненный маршрут и делаете первые шаги в овладении профессии “Автомеханик”.
Вы разбиты на бригады. Каждая бригада, ответившая на большее количество вопросов, зарабатывает больший балл и он суммируется.
Для лучшего видения вашего маршрута Вам представлена таблица (Приложение № 1). . Можете себя контролировать. Я буду фиксировать баллы.
2.2. Актуализация опорных знаний: блиц-опрос, аукцион, кроссворд - 10 мин
Ну что ж начнем!
Прежде чем приступить к объяснению нового материала, давайте, как всегда повторим пройденный материал. А сегодня он представлен в форме блиц-опроса (Приложение №2), аукциона (Приложение № 3) и кроссворда (Приложение № 4). Блиц-опрос – это, когда я задаю вопрос, вы стараетесь быстро ответить на вопрос. Аукцион - это, когда есть номинальная стоимость ответа, например, я, задаю вопрос и говорю стоимость вопроса. Отвечающий приносит своей бригаде дополнительные баллы. И затем вы решаете кроссворд, с этим вы знакомы.
Выставление баллов в оценочную таблицу (Приложение № 1).
2.3. Изучение нового материала - 10 мин (Приложение № 5)
Первый и второй этап маршрута мы прошли, приступим к третьему.
Сейчас, ребята, вы попробуете выступить в роли учителя. Проделаете туже работу, которую делает преподаватель, готовясь к уроку. Преподаватель, готовясь к уроку перелопачивает массу литературы, в нашем случае технической, ищет наглядные пособия и старается донести до учеников знания. Единственное, что вам в помощь я приготовила -это карточки, остальное на ваше усмотрение.
Вам дано определенное время 10 мин, за которое вы готовите свою часть нового материала. Затем поочередно представляете.
Потом перекрестными вопросами мы закрепим новый материал. И посмотрим: справились вы с заданием или нет. И не забывайте, что чем больше баллов наберет ваша бригада, тем лучше результат в итоге.
2.4. Закрепление нового материала – 7 мин (перекрестный опрос обучающихся )
(Приложение № 6).
3. Текущий инструктаж –5 мин.
3.1. Экскурсия
А дальше мы продолжим урок в нашем училищном гараже, где вы более подробно ознакомитесь с ходовой частью как легкового, так и грузового автомобилей. Вам следует обратить внимание на различия в устройстве ходовой части грузового и легкового автомобилей. После завершения экскурсии мы вернемся в класс и подведем итоги. А пред этим повторим технику безопасности на рабочем месте.
4. Заключительный инструктаж – 5 мин.
4.1 Итак, подведём итоги нашей экскурсии. Ответьте мне на такие вопросы: (Приложение№7).
ответ: КШМ, ГРМ, система охлаждения, система смазки, система питания, система зажигания
3.Что включает в себяТО-1, ТО-2 (их периодичность), ЕТО, СТО
ответ: Первое техническое обслуживание включает дополнительно к работам ЕО крепежные, контрольно-диагностические, смазочные и регулировочные работы с целью предупреждения отказов до очередного технического обслуживания и уменьшения загрязнения окружающей среды.
Второе техническое обслуживание включает в себя операции, проводимые при ЕО и ТО-1, а также контрольно-диагностические и регулировочные работы, связанные с частичной разборкой составных частей автомобиля и проверкой на специальном оборудовании.
Сезонное техническое обслуживание проводят 2 раза в год с целью подготовки автомобиля к эксплуатации в теплое и холодное время года, совмещая его с очередным периодическим техническим обслуживанием.
На автотранспортных предприятиях ТО-1 и ТО-2 проводят периодически через определенный пробег в зависимости от категорий условий эксплуатации и марки автомобиля. Периодичность проведения ТО-2 больше периодичности проведения при ТО-1 в 4 раза. Так, при 1 категории условий эксплуатации для умеренного климатического района эта периодичность составляет соответственно 16 тыс. км и 4 тыс. км пробега.
Техническое обслуживание и ремонт личных автомобилей выполняется на станциях технического обслуживания (СТО А), фирменных автоцентрах, небольшими частными и кооперативными автомастерскими, а также владельцами автомобилей самостоятельно.
4.Назначение системы смазки:
ответ: Снижение трения и износ деталей, обеспечивает отвод тепла и удаление продуктов износа из зон трения, защита деталей двигателя от коррозии.
ответ: Отводит тепло от деталей, нагревающихся при сгорании горючей смеси и поддерживает в цилиндрах нормальный тепловой режим.
7. Что такое унифицированный фильтр:
ответ: Фильтр, который подходит ко всем маркам автомобилей.
8. Для чего служит масляный фильтр:
ответ: Для очистки масла от продуктов износа и других загрязнений.
9. Что обозначают буквы: А, И, и цифра после буквы в маркировке бензина:
ответ: Цифра в марке означает октановое число, которое характеризует стойкость бензина к детонации.
10. Для чего служит поплавковая камера:
ответ: Для поддержания постоянного уровня топлива в распылителе.
Приложение 3
Аукцион
Максимальный балл за правильный ответ 2 балла.
1. Трансмиссия автомобиля -это….
ответ: Передача крутящего момента от коленчатого вала двигателя на ведущие колеса и для изменения его величины и направления.
2. Что входит в трансмиссию?
ответ: Сцепление, коробка передач, главная передача, дифференциал, приводные валы.
3. Дифференциал:
ответ: Распределяет подводимый к нему крутящий момент поровну между приводными валами ведущих колес и позволяет им вращаться с неодинаковыми скоростями.
4. Для чего предназначена коробка передач:
ответ: Изменения крутящего момента, предаваемого от коленчатого вала двигателя к передним ведущим колесам.
5. Карданная передача:
ответ: Для передачи крутящего момента от коробки передач к главной передаче.
6. Главная передача:
ответ:Для передачи крутящего момента от вторичного вала карданной передачи через дифференциал на валы привода передних ведущих колес.
Приложение №4
Приложение № 5
Карточка – задание 1
Подвески
Автомобильная подвеска служит для смягчения и поглощения ударов, воспринимаемых колёсами от неровностей дороги и плавного хода автомобиля.
Передняя подвеска (рис.1 б) – на всех легковых автомобилях п.п. независимая – это значит, что каждое колесо не зависит от перемещения другого.
Типы подвесок
Однорычажная подвеска передних колес имеет название «качающаяся свеча». Её преимущества - это простота конструкции, компактность, минимальное число шарнирных соединений в подвеске. Двухрычажная бесшкворневая подвеска передних колес.
Устройство подвески
Телескопическая гидравлическая амортизаторная стойка (верхняя опора которой крепится к кузову автомобиля, а нижняя к поворотному кулаку), пружина и поперечный рычаг, шарнирно соединенный с кронштейном кузова, поворотным кулаком, растяжкой рычага подвески и стабилизатором поперечной устойчивости. Телескопическая амортизаторная стойка является основным элементом подвески. Вместе с рычагом подвески она выполняет функции направляющего устройства, определяющего перемещение колеса относительно кузова, а так же амортизатора (гасящего момента) гасящего колебания кузова.
Используйте инструкционные карты!
Приложение № 6
Перекрёстный опрос
1. Какие агрегаты составляют ходовую часть автомобиля.
Ответ: Передняя и задняя подвески. Амортизаторы. Рессоры. Колеса и шины.
2. Какой элемент покрышки обеспечивает сцепление с дорогой.
Ответ: Протектор.
3. В зависимости от назначения на какие типы колеса делятся
Ответ: Ведущие, ведомые, управляемые и комбинированные (ведущие и управляемые вместе)
4. Для чего служит задняя подвеска автомобиля.
Ответ: Для связи кузова с балкой ведущего моста и гашения колебаний кузова.
Для чего служит подвеска автомобиля.
Ответ: Для смягчения и погашения ударов, воспринимаемых колесами от неровности дороги и плавности хода автомобиля.
Амортизаторы . Для чего служит амортизатор.
Ответ: Служит для быстрого гашения колебания автомобиля при деформации рессор подвески, что повышает плавность хода.
Задняя подвеска автомобиля. Какой может быть задняя подвеска.
Ответ: Зависимая - когда колесо жестко связано между собой балкой. При наезде одного из задних колеса на препятствие оно движется вверх, вызывая наклон автомобиля.
Независимая - каждое колесо снабжено рычажной системой со своим гидравлическим амортизатором и спиральной пружиной, которые при наезде на препятствие его колебания не передаются другому колесу, что обеспечивает уменьшение наклона и повышение устойчивости автомобиля.
Что означает в маркировке шин индекс «R» и цифры.
Ответ: Что шина радиальная. Цифры - дата изготовления, ширина профиля, процентное отношение высоты профиля к его ширине, последняя цифра – размер посадочного диаметра в дюймах.
Приложение №7
Устный опрос
1.Чем смазывают подшипники ступиц колес?
ответ: ЛИТОЛ -24
2. Для облегчения управления автомобилем и сохранности шин управляемые колёса должны иметь определенные углы установки. Какие? Их цель?
Ответ: угол ά продольного наклона шкворня – повышает устойчивость колес при прямолинейном движении, поскольку при незначительном повороте колес появляется стабилизирующийся момент, стремящийся возвратить колесо в плоскость его качания. Это угол повышает устойчивость и на повороте.
угол β поперечного наклона шкворня – содействует улучшению стабилизации колес, особенно при небольших скоростях при повороте колеса благодаря поперечному наклону шкворня происходит небольшой подъём передней части автомобиля. Масса поднятой части стремится вернуть колесо после поворота в положение прямолинейного движения.
угол γ развала колес – необходим для разгрузки наружного подшипника ступицы переднего колеса и уменьшения толчков колес, передаваемых на рулевой механизм. Развал колес увеличивает устойчивость автомобиля.
3. Для чего необходимо схождение колес?
Ответ: для того, чтобы обеспечить их (колес) параллельное качение. Колеса машины располагают так, чтобы расстояние между шинами впереди было несколько меньше, чем сзади. Схождение колес устанавливают в пределах 0-8 мм при помощи рулевых тяг.
4.Что такое подвеска и для чего она необходима?
Ответ: подвеска – это система устройств для смягчения и поглощения ударов воспринимаемых колесами о неровности дороги.
5.На чем основано действие амортизатора?
Ответ: действие амортизатора основано на использовании гидравлического сопротивления, возникающего при протекании жидкости из одной полости цилиндра в другую через калиброванные отверстия, перекрываемые клапанами сжатия и отдачи.
6.К чему крепится рессора в грузовом автомобиле и пружина амортизатора в легковом автомобиле?
Ответ: в грузовом автомобиле - к раме, а в легковом - от ведущего моста к кузову.