Наглядные пособия. Оборудование. Набор инструментов. Детали узлов и агрегатов.
Ход урока 1 Организационная часть - 1мин .
1.1 Проверка и наличие учащихся на уроке.
2. Вводный инструктаж - 2мин
2.1. Сообщение цели урока и план работы на уроке. Мотивация.
Цель урока: закрепить знания по устройству ходовой части, изучить расположение и крепление агрегатов передней и задней подвески, амортизаторов, рессор и других узлов, приобрести начальные навыки по монтажу и демонтажу ходовой части автомобиля.
Сегодня тема нашего урока – это Передняя и задняя подвески автомобиля, колеса и шины.
Вы знаете, что совершенствование эксплутационных свойств автомобиля связано с усложнением их конструкций и для качественного выполнения работ по их техническому обслуживанию и ремонту требуются использование не только современного сложного оборудования, приспособлений, средств технического диагностирования и т.д., но и повышение требований к качеству подготовки автомобильных механиков.
Автомеханик должен обладать необходимым комплексом знаний и практических навыков для выполнения работ по ТО автомобиля.
Вы видите, я приготовил вам вот такой график маршрута (Приложение.№1). Здесь четыре задания – пусть будут “остановки” и окончание маршрута. Я не буду устанавливать рейтинг нашего маршрута, чем больше баллов, тем результативней вы работали на уроке. Но при максимальном количестве баллов бригада получает оценку “5”, ниже “4” и т.д. Будет учитываться и индивидуальная работа.
Каким образом мы будем работать и запасаться необходимыми знаниями на сегодняшнем уроке. В первых, сегодня вы будите в трех лицах: учениками, учителями и просто слушателями, во вторых, Вам предлагается самим изучить новый материал - ваша группа будет разбита на 4 подгруппы (бригады). Каждой бригаде будет дано своё задание. Потом я подробнее расскажу об этом. В третьих, мы отправимся на экскурсию.
Вы выбрали свой, может быть главный, жизненный маршрут и делаете первые шаги в овладении профессии “Автомеханик”.
Вы разбиты на бригады. Каждая бригада, ответившая на большее количество вопросов, зарабатывает больший балл и он суммируется.
Для лучшего видения вашего маршрута Вам представлена таблица (Приложение № 1). . Можете себя контролировать. Я буду подписывать баллы.
2.2. Актуализация опорных знаний: блиц-опрос, аукцион, кроссворд - 10 мин
Ну что ж начнем!
Прежде чем приступить к объяснению нового материа
, давайте, как всегда повторим пройденный материал. А сегодня он представлен в форме блиц-опроса (Приложение №2), аукциона (Приложение № 3) и кроссворда (Приложение № 4). Блиц-опрос – это, когда я задаю вопрос, вы стараетесь быстро ответить на вопрос. Аукцион - это, когда есть номинальная стоимость ответа, например, я задаю вопрос и говорю стоимость вопроса. Отвечающий приносит своей бригаде дополнительные баллы. И затем вы решаете кроссворд, с этим вы знакомы.
Выставление баллов в оценочную таблицу (Приложение № 1).
2.3. Изучение нового материала - 10 мин (Приложение № 5)
Первый и второй этап маршрута мы прошли, приступим к третьему.
Сейчас, ребята, вы попробуете выступить в роли учителя. Проделаете туже работу, которую делает преподаватель, готовясь к уроку. Преподаватель, готовясь к уроку перелопачивает массу литературы, в нашем случае технической, ищет наглядные пособия и старается донести до учеников знания. Единственное, что вам в помощь я приготовил это карточки, остальное на ваше усмотрение.
Вам дано определенное время 10 мин, за которое вы готовите свою часть нового материала. Затем поочередно представляете.
Потом перекрестными вопросами мы закрепим новый материал. И посмотрим, что у нас вышло: справились вы с заданием или нет. И не забывайте, что чем больше баллов наберет ваша бригада, тем лучше результат в итоге.
2.4. Закрепление нового материала – 7 мин (перекрестный опрос обучающихся )
(Приложение № 6).
3. Текущий инструктаж .
3.1. Экскурсия
А дальше мы продолжим урок в нашем училищном гараже, где вы более подробно ознакомитесь с ходовой частью как легкового, так и грузового автомобилей. Вам следует обратить внимание на различия в устройстве ходовой части грузового и легкового автомобилей. После завершении экскурсии мы вернемся в класс и подведем итоги. А пред этим повторим технику безопасности на рабочем месте.
4. Заключительный инструктаж – 5 мин.
4.1 Итак мы подводим итоги нашей экскурсии. Ответьте мне на такие вопросы: (Приложение№7).
ответ: КШМ, ГРМ, система охлаждения, система смазки, система питания, система зажигания
3.Что включает в себя ТО-1, ТО-2 (их периодичность), ЕТО, СТО
ответ: Первое техническое обслуживание включает дополнительно к работам ЕО крепежные, контрольно-диагностические, смазочные и регулировочные работы с целью предупреждения отказов до очередного технического обслуживания и уменьшения загрязнения окружающей среды.
Второе техническое обслуживание включает в себя операции, проводимые при ЕО и ТО-1, а также контрольно-диагностические и регулировочные работы, связанные с частичной разборкой составных частей автомобиля и проверкой на специальном оборудовании.
Сезонное техническое обслуживание проводят 2 раза в год с целью подготовки автомобиля к эксплуатации в теплое и холодное время года, совмещая его с очередным периодическим техническим обслуживанием.
На автотранспортных предприятиях ТО-1 и ТО-2 проводят периодически через определенный пробег в зависимости от категорий условий эксплуатации и марки автомобиля. Периодичность проведения ТО-2 больше периодичности проведения при ТО-1 в 4 раза. Так, при 1 категории условий эксплуатации для умеренного климатического района эта периодичность составляет соответственно 16 тыс. км и 4 тыс. км пробега.
Техническое обслуживание и ремонт личных автомобилей выполняется на станциях технического обслуживания (СТО А), фирменных автоцентрах, небольшими частными и кооперативными автомастерскими, а также владельцами автомобилей самостоятельно.
4.Назначение системы смазки:
ответ: Снижение трения и износ деталей, обеспечивает отвод тепла и удаление продуктов износа из зон трения, защита деталей двигателя от коррозии.
ответ: Отводит тепло от деталей, нагревающихся при сгорании горючей смеси и поддерживает в цилиндрах нормальный тепловой режим.
7. Что такое унифицированный фильтр:
ответ: Фильтр, который подходит ко всем маркам автомобилей.
8. Для чего служит масляный фильтр:
ответ: Для очистки масла от продуктов износа и других загрязнений.
9. Что обозначают буквы: А, И, и цифра после буквы в маркировке бензина:
ответ: Цифра в марке означает октановое число, которое характеризует стойкость бензина к детонации.
10. Для чего служит поплавковая камера:
ответ: Для поддержания постоянного уровня топлива в распылителе.
Приложение 3
Аукцион
Максимальный балл за правильный ответ 2 балла.
1. Трансмиссия автомобиля -это?
ответ: Передача крутящего момента от коленчатого вала двигателя на ведущие колеса и для изменения его величины и направления.
2. Что входит в трансмиссию:
ответ: Сцепление, коробка передач, главная передача, дифференциал, приводные валы.
3. Дифференциал:
ответ: Распределяет подводимый к нему крутящий момент поровну между приводными валами ведущих колес и позволяет им вращаться с неодинаковыми скоростями.
4. Для чего предназначена коробка передач:
ответ: Изменения крутящего момента, предаваемого от коленчатого вала двигателя к передним ведущим колесам.
5. Карданная передача:
ответ: Для передачи крутящего момента о коробки передач к главной передаче.
6. Главная передача:
ответ:Для передачи крутящего момента от вторичного вала карданной передачи через дифференциал на валы привода передних ведущих колес.
Приложение №4
Приложение № 5
Карточка – задание 1
Подвески
Автомобильная подвеска служит для смягчения и поглощения ударов, воспринимаемых колёсами от неровностей дороги и плавного хода автомобиля.
Передняя подвеска (рис.1 б) – на всех легковых автомобилях п.п. независимая – это значит, что каждое колесо не зависит от перемещения другого.
Типы подвесок
Однорычажная подвеска передних колес имеет название «качающаяся свеча». Её преимущества - это простота конструкции, компактность, минимальное число шарнирных соединений в подвеске. Двухрычажная бесшкворневая подвеска передних колес.
Устройство подвески
Телескопическая гидравлическая амортизаторная стойка (верхняя опора которой крепится к кузову автомобиля, а нижняя к поворотному кулаку), пружина и поперечный рычаг, шарнирно соединенный с кронштейном кузова, поворотным кулаком, растяжкой рычага подвески и стабилизатором поперечной устойчивости. Телескопическая амортизаторная стойка является основным элементом подвески. Вместе с рычагом подвески она выполняет функции направляющего устройства, определяющего перемещение колеса относительно кузова, а так же амортизатора (гасящего момента) гасящего колебания кузова.
Используйте инструкционные карты !
Карточка – задание 2
Задняя подвеска
Задняя подвеска служит для связи кузова с балкой ведущего моста и гашения колебания кузова. Задняя подвеска автомобиля может быть зависимой и независимой (рис1а,б).
При независимой подвеске каждое колесо снабжено рычажной системой со своим гидравлическим амортизаторами и спиральной пружиной, которые при наезде одного колеса на неровности дороги его (колеса) колебания не передаются другому, что обеспечивает уменьшение наклона кузова и повышение устойчивости автомобиля при движении.
Зависимая подвеска колеса жестко связана между собой балкой. При наезде одного из задних колес на препятствие оно движется вверх, вызывая наклон кузова. В зависимой подвеске кузов опирается балку ведущего моста через амортизаторы и спиральные пружины. Для повешения жесткости подвески и управляемости автомобиля внутри балки размещён стабилизатор. Балка через рычаги подвески соединена с кронштейнами кузова посредством резинометаллических шарниров. На балке имеются кронштейны амортизаторов и пружин. Пружины опираются нижними торцами на кронштейны рычагов подвески, а верхними – на приваренные опоры к лонжеронам пола кузова. Фланец цапфы ступицы колеса закреплён болтами к фланцу балки. На цапфе установлена ступица колеса на шарнирном подшипнике.
Используйте инструкционные карты !
Карточка – задание 3
Амортизаторы
Амортизаторы предназначены для быстрого гашения колебания автомобиля при деформации рессор подвески, что повышает плавность его хода.
На легковых автомобилях применены телескопические гидравлические амортизаторы двухстороннего действия.
Амортизатор - представляют собой цилиндрический резервуар, в котором установлен рабочий цилиндр. В цилиндр помещён поршень, закрепленный на штоке. В поршне выполнены калиброванные отверстия и против них монтированы клапаны отдачи, а на дне цилиндра располагается корпус с клапанами сжатия и калиброванными отверстиями. В нижнюю часть залита жидкость МГП -10.
Действие амортизатора основано на использовании гидравлического сопротивления, возникающего при протекании жидкости из одной полости цилиндра в другую через калиброванные отверстия, перекрываемые клапанами сжатия и отдачи. При вертикальных колебаниях кузова поршень периодически перемещается штоком вниз (ХОД СЖАТИЯ) и вверх (ход отдачи), а жидкость перетекает из-под поршня через калиброванные отверстия в верхнюю часть цилиндра и резервуар или обратно. В результате этого, колебания поршня и кузова гасятся.
Используйте инструкционные карты !
Карточка – задание 4
Колеса
Непосредственный контакт автомобиля с дорогой, обеспечивание движения и изменения его направления выполняют колеса.
В зависимости от назначения колёса делятся на:
Ведущие
Ведомые
Управляемые
Комбинированные (ведущие и управляемые)
В результате сцепления ведущих колес с опорной поверхностью их крутящий момент преобразуется в силу тяги в поступательные движения автомобиля.
Колесо состоит из: штампованного диска с отверстиями для крепления, приваренного к нему обода, на котором монтируется шина, колпачка, корпуса вентиля, камеры, золотника, металлической втулки.
У ведомых колёс диски крепятся к ступицам, а ведущие колеса закрепляют на полуосях ведущего моста. Ступицу ведомого управляемого колеса устанавливают на оси поворотной цапфы на двух роликовых конических подшипниках. Наружное колесо внешнего подшипника запрессовано в ступицу, а внутреннее – надето свободно на ось цапфы и закрепляют регулировочной гайкой, которую используют для регулировки зазора в подшипниках. На переднеприводных автомобилях ступица переднего колеса установлена на шариковых подшипниках, которые не требуют регулировки.
Шины
Шины колес пневматические. Шина состоит изкамеры и покрышки. Камера изготовлена из эластичной резины. Воздух в камеру подается через вентиль, который позволяет нагнетать воздух внутрь и автоматически закрывать его выход наружу.
Вентиль камеры состоит из обрезиненного корпуса, привулканизированного вместе с металлической втулкой к стенке камеры и золотника в сборе с подпружиненным клапаном. На втулку вентиля навёртывают колпачок, который предохраняет вентиль от загрязнения и одновременно служит для ввёртывания и вывёртывания золотника.
На автомобилях могут быть использованы бескамерные шины.
Герметичность в них достигается плотной посадкой покрышки на обод.
Покрышка состоит из каркаса, боковин и протектора. Каркас является основой покрышки. В зависимости от расположения в нем нитей прорезиненного корда различают диагональные и радиальные шины. По сроку службы радиальные шины долговечнее диагональных. Протектор снаружи имеет рельефный рисунок в виде выступов и канавок между ними. При износе протектора до остаточной высоты рисунка менее 1,6мм эксплуатация автомобиля запрещена.
Маркировка шин.
На боковинах покрышек наносят обозначения шин: их размер, профильность, расположение нитей корда, дату изготовления. Например:165/70R13
Начальная цифра указывает ширину профиля в мм, через дробь - процентное отношение высоты профиля к его ширине. Индекс R означает, что шина радиальная, а последняя цифра - размер посадочного диаметра в дюймах.
Шины по размеру должны соответствовать модели автомобиля согласно рекомендациям завода – изготовителя. Не допускается комплектование автомобиля шинами разных конструкций и с разными рисунками протектора.
Следует строго соблюдать нормы давления воздуха в шинах.
Используйте инструкционные карты !
Приложение № 6
Перекрёстный опрос
1. Какие агрегаты составляют ходовую часть автомобиля.
Ответ: Передняя и задняя подвески. Амортизаторы. Рессоры. Колеса и шины.
2. Какой элемент покрышки обеспечивает сцепление с дорогой.
Ответ: Протектор.
3. В зависимости от назначения на какие типы колеса делятся
Ответ: Ведущие, ведомые, управляемые и комбинированные (ведущие и управляемые вместе)
4. Для чего служит задняя подвеска автомобиля.
Ответ: Для связи кузова с балкой ведущего моста и гашения колебаний кузова.
Для чего служит подвеска автомобиля.
Ответ: Для смягчения и погашения ударов, воспринимаемых колесами от неровности дороги и плавности хода автомобиля.
Амортизаторы . Для чего служит амортизатор.
Ответ: Служит для быстрого гашения колебания автомобиля при деформации рессор подвески, что повышает плавность хода.
Задняя подвеска автомобиля. Какой может быть задняя подвеска.
Ответ: Зависимая - когда колесо жестко связано между собой балкой. При наезде одного из задних колеса на препятствие оно движется вверх, вызывая наклон автомобиля.
Независимая - каждое колесо снабжено рычажной системой со своим гидравлическим амортизатором и спиральной пружиной, которые при наезде на препятствие его колебания не передаются другому колесу, что обеспечивает уменьшение наклона и повышение устойчивости автомобиля.
Что означает в маркировке шин индекс «R» и цифры.
Ответ: Что шина радиальная. Цифры - дата изготовления, ширина профиля, процентное отношение высоты профиля к его ширине, последняя цифра – размер посадочного диаметра в дюймах.
Приложение №7
Устный опрос
1.Чем смазывают подшипники ступиц колес?
ответ: ЛИТОЛ -24
2. Для облегчения управления автомобилем и сохранности шин управляемые колёса должны иметь определенные углы установки. Какие? Их цель?
Ответ: угол ά продольного наклона шкворня – повышает устойчивость колес при прямолинейном движении, поскольку при незначительном повороте колес появляется стабилизирующийся момент, стремящийся возвратить колесо в плоскость его качания. Это угол повышает устойчивость и на повороте.
угол β поперечного наклона шкворня – содействует улучшению стабилизации колес, особенно при небольших скоростях при повороте колеса благодаря поперечному наклону шкворня происходит небольшой подъём передней части автомобиля. Масса поднятой части стремится вернуть колесо после поворота в положение прямолинейного движения.
угол γ развала колес – необходим для разгрузки наружного подшипника ступицы переднего колеса и уменьшения толчков колес, передаваемых на рулевой механизм. Развал колес увеличивает устойчивость автомобиля.
3. Для чего необходимо схождение колес?
Ответ: для того, чтобы обеспечить их (колес) параллельное качение. Колеса машины располагают так, чтобы расстояние между шинами впереди было несколько меньше, чем сзади. Схождение колес устанавливают в пределах 0-8 мм при помощи рулевых тяг.
4.Что такое подвеска и для чего она необходима?
Ответ: подвеска – это система устройств для смягчения и поглощения ударов воспринимаемых колесами о неровности дороги.
5.На чем основано действие амортизатора?
Ответ: действие амортизатора основано на использовании гидравлического сопротивления, возникающего при протекании жидкости из одной полости цилиндра в другую через калиброванные отверстия, перекрываемые клапанами сжатия и отдачи.
6.К чему крепится рессора в грузовом автомобиле и пружина амортизатора в легковом автомобиле?
Ответ: в грузовом автомобиле - к раме, а в легковом - от ведущего моста к кузову.