Мотивация темы и типа урока: тема занятия выбрана с учетом программы 2 класса музыкальных отделений. Такой тип урока выбран в связи с тем, что во 2 классе изучается большое количество нового материала, и каждый урок построен с целью получения новых знаний с опорой на уже изученный материал
Продолжительность занятия: 40 минут
Место проведения занятия: «ДШИ» г. Бакала
Цели занятия:
Обучающая: формировать первичные знания, умения и навыки по теме. Развивающая:развивать слуховое представление мажорной тональности, вокально-интонационные навыки, музыкальную память, музыкальный слух.
Воспитательная:воспитывать музыкально-художественный вкус и интерес к предмету сольфеджио.
Задачи занятия:
Ознакомить учащихся с тональностью Ре-мажор и понятием транспонирование.
Сформировать и закрепить первичные вокально-интонационные навыки в ладу.
Формировать интерес к процессу обучения.
Междисциплинарные связи: Ритмика. Темы длительности, ритм. Знать длительности, размер. Уметь воспроизвести простой ритмический рисунок, тактировать.
Внутридисциплинарные связи: проводятся связи между темами: Тональность До мажор, Ступени, Тоника. Ученики должны знать: гамма, тональность, ноты. Уметь петь мелодии в поступенном движении, определять ступени в ладу, записывать правильно ноты.
Наглядный (игра на клавиатуре, карточки с изображением ступеней)
Практический (пение упражнений, игра на инструменте)
Формы и методы контроля: Индивидуальный, фронтальный
Методическое обеспечение:
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано»
Андреева М. От примы до октавы. Часть I. – М., 1990.
Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио 1 – 2 класс – М., 1997.
Камозина О. Неправильное сольфеджио. Ростов-на-Дону: Феникс. 2009.
Мы играем, сочиняем и поем 1 класс / Металлиди Ж, Перцовская А., СПб.: Композитор, 2001.
Сиротина Т. Музыкальная азбука – М., 1999.
Фролова Ю. Сольфеджио 1 класс – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.
Опережающие задания учащимся: нет
Хронокарта занятия:
1 этап. Организационный. 5 минут
2 этап. Изучение нового материала. 15 минут
3 этап. Закрепление пройденного материала. 15 минут
4 этап. Домашнее задание. 5 минут
Ход урока.
1 этап. Организационный
Преподаватель (П): Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит познакомиться с новой тональностью и необычным транспортом. Почему он необычный, вы узнаете чуть позже.
А сейчас проверим ваше домашнее задание. Я просила вас нарисовать любой транспорт, какой вы знаете или какой вам нравится, и написать стихотворение к вашему рисунку. Покажите мне ваши рисунки.
Замечательно. Все ваши рисунки очень красивые и стихотворения действительно совпадают с рисунком.
А сейчас, все вместе распоемся и настроимся на урок.
Первая наша распевка «Дружно мы поем». Как она называется, так мы и поем – все вместе, дружно.
(Поем распевку «Дружно мы поем»)
Рисунок 1
Молодцы. Дальше поем распевку «Милая мама». Но прежде чем петь, скажите мне, какой характер у этой распевки?
Учащиеся (У): ласковый, нежный и добрый.
П: Правильно, давайте споем.
(Поем распевку «Милая мама»)
Рисунок 2
2 этап. Изучение нового материала.
П: Как я уже говорила, сегодня мы с вами познакомимся с необычным транспортом. А необычный он, потому что музыкальный. А в этом нам поможет наша песенка «Вверх по ступенькам поднимись». Давайте сейчас споём её в тональности До мажор.
(Поем «Вверх по ступенькам поднимись, потом обратно вниз спустить»)
Рисунок 3
П: Молодцы. А теперь давайте споем эту же песенку от ноты Соль. Какая это будет тональность?
У: Соль мажор
П: А почему вы так решили?
У: потому что эта песенка начинается с первой ступеньки, с тоники. Если вы сказали, что поем от ноты соль. Значит первая ступенька – нота соль. И это тональность Соль мажор.
П: Правильно! Сейчас мы споем песенку в Соль мажоре, но теперь будем еще показывать ступени на клавиатуре.
(Поем песенку в Соль мажоре, показывая каждую нотку на клавиатуре)
Рисунок 4
П: Молодцы! А эта песенка изменилась?
У: Она такая же, только звучать стала выше.
П: Да, движение и ритм не изменились. Вот только изменилась высота, поменялась тональность. Мелодия взяла и переехала из одной тональности в другую. И в этом нам помог транспорт. Ребята, вы знаете, что такое транспорт?
У: Да, это машины, автобусы.
П: Правильно, транспорт помогает нам переехать из одного места в другое. В музыке тоже есть транспорт. Он переносит мелодию из одной тональности в другую. И это в музыке называется транспонирование.
Транспонирование – это переезд мелодии из одной тональности в другую. А теперь давайте попробуем подобрать на фортепиано песенку «Вверх по ступенькам поднимись» от ноты ре. Для этого все подойдите к инструменту, встаньте так, что всем было видно клавиатуру. Кто попробует подобрать?
(Один из учеников играет песенку от ноты Ре)
П: Ребята. А песенка звучит также?
У: Нет, она звучит не так.
П: А что звучит не так? Затрудняетесь ответить? Давайте поступим так, я буду играть эту мелодию, а вы, когда услышите что где-то звучит не так, будете хлопать в ладоши.
Ну что, где мелодия звучала не так?
У: на ноте Фа и ноте До.
П: А как эти ноты звучали?
У: Низко
П: Правильно! А что нам нужно сделать, чтобы повысить эти ноты? Какой знак нам нужен?
У: Диез.
П: Правильно. Это тональность Ре мажор. И в Ре мажоре, ребята есть два ключевых знака – фа – диез и до – диез. Сейчас, сядьте все на места и давайте вместе напишем новую тональность - Ре мажор.
(Учащиеся пишут гамму Ре мажор в нотных тетрадях, а преподаватель на доске).
П: Вот мы и написали гамму Ре мажор, а теперь давайте вспомним, сколько ступенек в гамме?
У: Семь, а восьмой звук – повторение.
П: Правильно! А теперь давайте споем гамму Ре мажор, показывая ноты на клавиатуре.
А теперь скажите мне, какая ступень самая главная в гамме?
У: Первая ступень
П: Правильно! А какая это нота в Ре мажоре?
У: Ре
П: Молодцы, вы все говорите правильно.
А теперь мы с вами споем гамму Ре мажор вот в таком ритме: вверх четверть и две восьмые, а вниз четыре восьмые.
(Поем гамму Ре мажор в ритме)
П: Сейчас возьмите карточки со ступенями. Я буду играть ступеньки в Ре мажоре, а вы будете мне показывать нужные карточки со ступенями.
3 этап. Закрепление пройденного материала
П: Ребята, посмотрите на доску, здесь записана мелодия. В какой она тональности? И как вы это определили.
У: По последней ноте и ключевому знаку. Последняя нота фа, она устойчивая и ключевой знак си бемоль. Такой знак в Фа мажоре, значит тональность Фа мажор.
П: Правильно, молодцы! Давайте сейчас споём эту мелодию с тактированием.
(Поём мелодию все вместе).
Рисунок 5
А теперь мы будем петь этот номер по цепочке, каждый поёт по одному такту, друг за другом.
(Поём мелодию по цепочке).
П: Молодцы, вы справились с этим заданием. А теперь давайте поможем этой мелодии переехать из Фа мажора в Ре мажор. Что нам для этого нужно?
У: Транспорт.
П: Правильно, давайте, транспонируем мелодию. Один ученик делает задание на доске, а остальные в нотных тетрадях.
(Учащиеся делают задание самостоятельно)
Ну что, справились?
У: Да.
П: А теперь давайте все вместе проверим, все ли правильно написано. Для этого я сыграю мелодию, которая написана на доске в Ре мажоре.
(Преподаватель играет написанную на доске мелодию)
П: Ну что, мелодия звучит также как в Фа мажоре?
У: Нет, она звучит грустно.
П: А почему?
У: Потому что на доске не записаны ключевые знаки Фа диез и До диез.
П: Правильно, нужно на доске дописать эти ключевые знаки.
А теперь давайте споем эту мелодию в Ре мажоре, не забывая называть ключевые знаки.
Рисунок 6
4 этап. Домашнее задание.
П: А теперь записываем домашнее задание в дневники:
Транспонируйте любой номер из учебника по сольфеджио в тональность Ре мажор.
Петь и играть гамму Ре мажор вверх и вниз.
П: При этом вы о чем не будете забывать?
У: Называть ключевые знаки.
П: Урок подошел к концу, сегодня вы все очень хорошо поработали. До свидания.