kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Тональность Ре мажор. Транспонирование»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели занятия:

Обучающая: формировать первичные знания, умения и навыки по теме.
Развивающая: развивать слуховое представление мажорной тональности, вокально-интонационные навыки, музыкальную память, музыкальный слух.

Воспитательная: воспитывать музыкально-художественный вкус и интерес к предмету сольфеджио.

Задачи занятия:

  1. Ознакомить учащихся с тональностью Ре-мажор и понятием транспонирование.
  2. Сформировать и закрепить первичные вокально-интонационные навыки в ладу.
  3. Формировать интерес к процессу обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Тональность Ре мажор. Транспонирование»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств» г. Бакала










Методическая разработка

открытого урока по предмету Сольфеджио


Тема: «Тональность Ре мажор. Транспонирование»






Преподаватель

теории музыки

высшей категории

Черненко О.В.












г. Бакал

3. 12. 2020 г.

Методическая разработка учебного занятия


Преподаватель: Черненко Ольга Владимировна

Дата проведения: «3» декабря 2020 года

Учебная дисциплина: сольфеджио

Образовательная программа: фортепиано

Класс: 2

Тема занятия: Тональность Ре мажор. Транспонирование

Вид занятия: урок

Форма проведения занятия: открытый урок

Тип урока: урок изучения нового

Мотивация темы и типа урока: тема занятия выбрана с учетом программы 2 класса музыкальных отделений. Такой тип урока выбран в связи с тем, что во 2 классе изучается большое количество нового материала, и каждый урок построен с целью получения новых знаний с опорой на уже изученный материал

Продолжительность занятия: 40 минут

Место проведения занятия: «ДШИ» г. Бакала

Цели занятия:

Обучающая: формировать первичные знания, умения и навыки по теме.
Развивающая: развивать слуховое представление мажорной тональности, вокально-интонационные навыки, музыкальную память, музыкальный слух.

Воспитательная: воспитывать музыкально-художественный вкус и интерес к предмету сольфеджио.

Задачи занятия:

  1. Ознакомить учащихся с тональностью Ре-мажор и понятием транспонирование.

  2. Сформировать и закрепить первичные вокально-интонационные навыки в ладу.

  3. Формировать интерес к процессу обучения.

Междисциплинарные связи: Ритмика. Темы длительности, ритм. Знать длительности, размер. Уметь воспроизвести простой ритмический рисунок, тактировать.

Внутридисциплинарные связи: проводятся связи между темами: Тональность До мажор, Ступени, Тоника. Ученики должны знать: гамма, тональность, ноты. Уметь петь мелодии в поступенном движении, определять ступени в ладу, записывать правильно ноты.

Учебное оборудование (оснащение) занятия: Фортепиано, доска, ступеневые карточки, столбица, клавиатуры, нотные тетради, карандаши.

Методы и приемы обучения:

  1. Словесный (беседа, рассказ, объяснение)

  2. Наглядный (игра на клавиатуре, карточки с изображением ступеней)

  3. Практический (пение упражнений, игра на инструменте)

Формы и методы контроля: Индивидуальный, фронтальный

Методическое обеспечение:

  1. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано»

  2. Андреева М. От примы до октавы. Часть I. – М., 1990.

  3. Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио 1 – 2 класс – М., 1997.

  4. Камозина О. Неправильное сольфеджио. Ростов-на-Дону: Феникс. 2009.

  5. Мы играем, сочиняем и поем 1 класс / Металлиди Ж, Перцовская А., СПб.: Композитор, 2001.

  6. Сиротина Т. Музыкальная азбука – М., 1999.

  7. Фролова Ю. Сольфеджио 1 класс – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.

Опережающие задания учащимся: нет

Хронокарта занятия:

1 этап. Организационный. 5 минут

2 этап. Изучение нового материала. 15 минут

3 этап. Закрепление пройденного материала. 15 минут

4 этап. Домашнее задание. 5 минут




Ход урока.

1 этап. Организационный

Преподаватель (П): Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит познакомиться с новой тональностью и необычным транспортом. Почему он необычный, вы узнаете чуть позже.

А сейчас проверим ваше домашнее задание. Я просила вас нарисовать любой транспорт, какой вы знаете или какой вам нравится, и написать стихотворение к вашему рисунку. Покажите мне ваши рисунки.

Замечательно. Все ваши рисунки очень красивые и стихотворения действительно совпадают с рисунком.

А сейчас, все вместе распоемся и настроимся на урок.

Первая наша распевка «Дружно мы поем». Как она называется, так мы и поем – все вместе, дружно.


(Поем распевку «Дружно мы поем»)


Рисунок 1


Молодцы. Дальше поем распевку «Милая мама». Но прежде чем петь, скажите мне, какой характер у этой распевки?


Учащиеся (У): ласковый, нежный и добрый.

П: Правильно, давайте споем.


(Поем распевку «Милая мама»)


Рисунок 2

2 этап. Изучение нового материала.

П: Как я уже говорила, сегодня мы с вами познакомимся с необычным транспортом. А необычный он, потому что музыкальный. А в этом нам поможет наша песенка «Вверх по ступенькам поднимись». Давайте сейчас споём её в тональности До мажор.


(Поем «Вверх по ступенькам поднимись, потом обратно вниз спустить»)


Рисунок 3


П: Молодцы. А теперь давайте споем эту же песенку от ноты Соль. Какая это будет тональность?

У: Соль мажор

П: А почему вы так решили?

У: потому что эта песенка начинается с первой ступеньки, с тоники. Если вы сказали, что поем от ноты соль. Значит первая ступенька – нота соль. И это тональность Соль мажор.

П: Правильно! Сейчас мы споем песенку в Соль мажоре, но теперь будем еще показывать ступени на клавиатуре.


(Поем песенку в Соль мажоре, показывая каждую нотку на клавиатуре)


Рисунок 4


П: Молодцы! А эта песенка изменилась?

У: Она такая же, только звучать стала выше.

П: Да, движение и ритм не изменились. Вот только изменилась высота, поменялась тональность. Мелодия взяла и переехала из одной тональности в другую. И в этом нам помог транспорт. Ребята, вы знаете, что такое транспорт?

У: Да, это машины, автобусы.

П: Правильно, транспорт помогает нам переехать из одного места в другое. В музыке тоже есть транспорт. Он переносит мелодию из одной тональности в другую. И это в музыке называется транспонирование.

Транспонирование – это переезд мелодии из одной тональности в другую.
А теперь давайте попробуем подобрать на фортепиано песенку «Вверх по ступенькам поднимись» от ноты ре. Для этого все подойдите к инструменту, встаньте так, что всем было видно клавиатуру. Кто попробует подобрать?


(Один из учеников играет песенку от ноты Ре)


П: Ребята. А песенка звучит также?

У: Нет, она звучит не так.

П: А что звучит не так? Затрудняетесь ответить? Давайте поступим так, я буду играть эту мелодию, а вы, когда услышите что где-то звучит не так, будете хлопать в ладоши.

Ну что, где мелодия звучала не так?

У: на ноте Фа и ноте До.

П: А как эти ноты звучали?

У: Низко

П: Правильно! А что нам нужно сделать, чтобы повысить эти ноты? Какой знак нам нужен?

У: Диез.

П: Правильно. Это тональность Ре мажор. И в Ре мажоре, ребята есть два ключевых знака – фа – диез и до – диез. Сейчас, сядьте все на места и давайте вместе напишем новую тональность - Ре мажор.


(Учащиеся пишут гамму Ре мажор в нотных тетрадях, а преподаватель на доске).


П: Вот мы и написали гамму Ре мажор, а теперь давайте вспомним, сколько ступенек в гамме?

У: Семь, а восьмой звук – повторение.

П: Правильно! А теперь давайте споем гамму Ре мажор, показывая ноты на клавиатуре.

А теперь скажите мне, какая ступень самая главная в гамме?

У: Первая ступень

П: Правильно! А какая это нота в Ре мажоре?

У: Ре

П: Молодцы, вы все говорите правильно.

А теперь мы с вами споем гамму Ре мажор вот в таком ритме: вверх четверть и две восьмые, а вниз четыре восьмые.


(Поем гамму Ре мажор в ритме)


П: Сейчас возьмите карточки со ступенями. Я буду играть ступеньки в Ре мажоре, а вы будете мне показывать нужные карточки со ступенями.


3 этап. Закрепление пройденного материала


П: Ребята, посмотрите на доску, здесь записана мелодия. В какой она тональности? И как вы это определили.

У: По последней ноте и ключевому знаку. Последняя нота фа, она устойчивая и ключевой знак си бемоль. Такой знак в Фа мажоре, значит тональность Фа мажор.

П: Правильно, молодцы! Давайте сейчас споём эту мелодию с тактированием.

(Поём мелодию все вместе).


Рисунок 5

А теперь мы будем петь этот номер по цепочке, каждый поёт по одному такту, друг за другом.


(Поём мелодию по цепочке).


П: Молодцы, вы справились с этим заданием. А теперь давайте поможем этой мелодии переехать из Фа мажора в Ре мажор. Что нам для этого нужно?

У: Транспорт.

П: Правильно, давайте, транспонируем мелодию. Один ученик делает задание на доске, а остальные в нотных тетрадях.


(Учащиеся делают задание самостоятельно)


Ну что, справились?

У: Да.

П: А теперь давайте все вместе проверим, все ли правильно написано. Для этого я сыграю мелодию, которая написана на доске в Ре мажоре.


(Преподаватель играет написанную на доске мелодию)


П: Ну что, мелодия звучит также как в Фа мажоре?

У: Нет, она звучит грустно.

П: А почему?

У: Потому что на доске не записаны ключевые знаки Фа диез и До диез.

П: Правильно, нужно на доске дописать эти ключевые знаки.

А теперь давайте споем эту мелодию в Ре мажоре, не забывая называть ключевые знаки.



Рисунок 6

4 этап. Домашнее задание.


П: А теперь записываем домашнее задание в дневники:

  1. Транспонируйте любой номер из учебника по сольфеджио в тональность Ре мажор.

  2. Петь и играть гамму Ре мажор вверх и вниз.

П: При этом вы о чем не будете забывать?

У: Называть ключевые знаки.


П: Урок подошел к концу, сегодня вы все очень хорошо поработали. До свидания.



























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
«Тональность Ре мажор. Транспонирование»

Автор: Черненко Ольга Владимировна

Дата: 18.12.2020

Номер свидетельства: 567590

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Развитие мелодического слуха у учащихся в младших классах "
    ["seo_title"] => string(72) "razvitiie-mielodichieskogho-slukha-u-uchashchikhsia-v-mladshikh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "233902"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443276823"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Некоторые вопросы музыкальной интонации. "
    ["seo_title"] => string(42) "niekotoryie-voprosy-muzykal-noi-intonatsii"
    ["file_id"] => string(6) "215107"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432573028"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства