kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Тональность Ре мажор. Транспонирование»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели занятия:

Обучающая: формировать первичные знания, умения и навыки по теме.
Развивающая: развивать слуховое представление мажорной тональности, вокально-интонационные навыки, музыкальную память, музыкальный слух.

Воспитательная: воспитывать музыкально-художественный вкус и интерес к предмету сольфеджио.

Задачи занятия:

  1. Ознакомить учащихся с тональностью Ре-мажор и понятием транспонирование.
  2. Сформировать и закрепить первичные вокально-интонационные навыки в ладу.
  3. Формировать интерес к процессу обучения.

Просмотр содержимого документа
««Тональность Ре мажор. Транспонирование»»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств» г. Бакала










Методическая разработка

открытого урока по предмету Сольфеджио


Тема: «Тональность Ре мажор. Транспонирование»






Преподаватель

теории музыки

высшей категории

Черненко О.В.












г. Бакал

3. 12. 2020 г.

Методическая разработка учебного занятия


Преподаватель: Черненко Ольга Владимировна

Дата проведения: «3» декабря 2020 года

Учебная дисциплина: сольфеджио

Образовательная программа: фортепиано

Класс: 2

Тема занятия: Тональность Ре мажор. Транспонирование

Вид занятия: урок

Форма проведения занятия: открытый урок

Тип урока: урок изучения нового

Мотивация темы и типа урока: тема занятия выбрана с учетом программы 2 класса музыкальных отделений. Такой тип урока выбран в связи с тем, что во 2 классе изучается большое количество нового материала, и каждый урок построен с целью получения новых знаний с опорой на уже изученный материал

Продолжительность занятия: 40 минут

Место проведения занятия: «ДШИ» г. Бакала

Цели занятия:

Обучающая: формировать первичные знания, умения и навыки по теме.
Развивающая: развивать слуховое представление мажорной тональности, вокально-интонационные навыки, музыкальную память, музыкальный слух.

Воспитательная: воспитывать музыкально-художественный вкус и интерес к предмету сольфеджио.

Задачи занятия:

  1. Ознакомить учащихся с тональностью Ре-мажор и понятием транспонирование.

  2. Сформировать и закрепить первичные вокально-интонационные навыки в ладу.

  3. Формировать интерес к процессу обучения.

Междисциплинарные связи: Ритмика. Темы длительности, ритм. Знать длительности, размер. Уметь воспроизвести простой ритмический рисунок, тактировать.

Внутридисциплинарные связи: проводятся связи между темами: Тональность До мажор, Ступени, Тоника. Ученики должны знать: гамма, тональность, ноты. Уметь петь мелодии в поступенном движении, определять ступени в ладу, записывать правильно ноты.

Учебное оборудование (оснащение) занятия: Фортепиано, доска, ступеневые карточки, столбица, клавиатуры, нотные тетради, карандаши.

Методы и приемы обучения:

  1. Словесный (беседа, рассказ, объяснение)

  2. Наглядный (игра на клавиатуре, карточки с изображением ступеней)

  3. Практический (пение упражнений, игра на инструменте)

Формы и методы контроля: Индивидуальный, фронтальный

Методическое обеспечение:

  1. Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано»

  2. Андреева М. От примы до октавы. Часть I. – М., 1990.

  3. Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио 1 – 2 класс – М., 1997.

  4. Камозина О. Неправильное сольфеджио. Ростов-на-Дону: Феникс. 2009.

  5. Мы играем, сочиняем и поем 1 класс / Металлиди Ж, Перцовская А., СПб.: Композитор, 2001.

  6. Сиротина Т. Музыкальная азбука – М., 1999.

  7. Фролова Ю. Сольфеджио 1 класс – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.

Опережающие задания учащимся: нет

Хронокарта занятия:

1 этап. Организационный. 5 минут

2 этап. Изучение нового материала. 15 минут

3 этап. Закрепление пройденного материала. 15 минут

4 этап. Домашнее задание. 5 минут




Ход урока.

1 этап. Организационный

Преподаватель (П): Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит познакомиться с новой тональностью и необычным транспортом. Почему он необычный, вы узнаете чуть позже.

А сейчас проверим ваше домашнее задание. Я просила вас нарисовать любой транспорт, какой вы знаете или какой вам нравится, и написать стихотворение к вашему рисунку. Покажите мне ваши рисунки.

Замечательно. Все ваши рисунки очень красивые и стихотворения действительно совпадают с рисунком.

А сейчас, все вместе распоемся и настроимся на урок.

Первая наша распевка «Дружно мы поем». Как она называется, так мы и поем – все вместе, дружно.


(Поем распевку «Дружно мы поем»)


Рисунок 1


Молодцы. Дальше поем распевку «Милая мама». Но прежде чем петь, скажите мне, какой характер у этой распевки?


Учащиеся (У): ласковый, нежный и добрый.

П: Правильно, давайте споем.


(Поем распевку «Милая мама»)


Рисунок 2

2 этап. Изучение нового материала.

П: Как я уже говорила, сегодня мы с вами познакомимся с необычным транспортом. А необычный он, потому что музыкальный. А в этом нам поможет наша песенка «Вверх по ступенькам поднимись». Давайте сейчас споём её в тональности До мажор.


(Поем «Вверх по ступенькам поднимись, потом обратно вниз спустить»)


Рисунок 3


П: Молодцы. А теперь давайте споем эту же песенку от ноты Соль. Какая это будет тональность?

У: Соль мажор

П: А почему вы так решили?

У: потому что эта песенка начинается с первой ступеньки, с тоники. Если вы сказали, что поем от ноты соль. Значит первая ступенька – нота соль. И это тональность Соль мажор.

П: Правильно! Сейчас мы споем песенку в Соль мажоре, но теперь будем еще показывать ступени на клавиатуре.


(Поем песенку в Соль мажоре, показывая каждую нотку на клавиатуре)


Рисунок 4


П: Молодцы! А эта песенка изменилась?

У: Она такая же, только звучать стала выше.

П: Да, движение и ритм не изменились. Вот только изменилась высота, поменялась тональность. Мелодия взяла и переехала из одной тональности в другую. И в этом нам помог транспорт. Ребята, вы знаете, что такое транспорт?

У: Да, это машины, автобусы.

П: Правильно, транспорт помогает нам переехать из одного места в другое. В музыке тоже есть транспорт. Он переносит мелодию из одной тональности в другую. И это в музыке называется транспонирование.

Транспонирование – это переезд мелодии из одной тональности в другую.
А теперь давайте попробуем подобрать на фортепиано песенку «Вверх по ступенькам поднимись» от ноты ре. Для этого все подойдите к инструменту, встаньте так, что всем было видно клавиатуру. Кто попробует подобрать?


(Один из учеников играет песенку от ноты Ре)


П: Ребята. А песенка звучит также?

У: Нет, она звучит не так.

П: А что звучит не так? Затрудняетесь ответить? Давайте поступим так, я буду играть эту мелодию, а вы, когда услышите что где-то звучит не так, будете хлопать в ладоши.

Ну что, где мелодия звучала не так?

У: на ноте Фа и ноте До.

П: А как эти ноты звучали?

У: Низко

П: Правильно! А что нам нужно сделать, чтобы повысить эти ноты? Какой знак нам нужен?

У: Диез.

П: Правильно. Это тональность Ре мажор. И в Ре мажоре, ребята есть два ключевых знака – фа – диез и до – диез. Сейчас, сядьте все на места и давайте вместе напишем новую тональность - Ре мажор.


(Учащиеся пишут гамму Ре мажор в нотных тетрадях, а преподаватель на доске).


П: Вот мы и написали гамму Ре мажор, а теперь давайте вспомним, сколько ступенек в гамме?

У: Семь, а восьмой звук – повторение.

П: Правильно! А теперь давайте споем гамму Ре мажор, показывая ноты на клавиатуре.

А теперь скажите мне, какая ступень самая главная в гамме?

У: Первая ступень

П: Правильно! А какая это нота в Ре мажоре?

У: Ре

П: Молодцы, вы все говорите правильно.

А теперь мы с вами споем гамму Ре мажор вот в таком ритме: вверх четверть и две восьмые, а вниз четыре восьмые.


(Поем гамму Ре мажор в ритме)


П: Сейчас возьмите карточки со ступенями. Я буду играть ступеньки в Ре мажоре, а вы будете мне показывать нужные карточки со ступенями.


3 этап. Закрепление пройденного материала


П: Ребята, посмотрите на доску, здесь записана мелодия. В какой она тональности? И как вы это определили.

У: По последней ноте и ключевому знаку. Последняя нота фа, она устойчивая и ключевой знак си бемоль. Такой знак в Фа мажоре, значит тональность Фа мажор.

П: Правильно, молодцы! Давайте сейчас споём эту мелодию с тактированием.

(Поём мелодию все вместе).


Рисунок 5

А теперь мы будем петь этот номер по цепочке, каждый поёт по одному такту, друг за другом.


(Поём мелодию по цепочке).


П: Молодцы, вы справились с этим заданием. А теперь давайте поможем этой мелодии переехать из Фа мажора в Ре мажор. Что нам для этого нужно?

У: Транспорт.

П: Правильно, давайте, транспонируем мелодию. Один ученик делает задание на доске, а остальные в нотных тетрадях.


(Учащиеся делают задание самостоятельно)


Ну что, справились?

У: Да.

П: А теперь давайте все вместе проверим, все ли правильно написано. Для этого я сыграю мелодию, которая написана на доске в Ре мажоре.


(Преподаватель играет написанную на доске мелодию)


П: Ну что, мелодия звучит также как в Фа мажоре?

У: Нет, она звучит грустно.

П: А почему?

У: Потому что на доске не записаны ключевые знаки Фа диез и До диез.

П: Правильно, нужно на доске дописать эти ключевые знаки.

А теперь давайте споем эту мелодию в Ре мажоре, не забывая называть ключевые знаки.



Рисунок 6

4 этап. Домашнее задание.


П: А теперь записываем домашнее задание в дневники:

  1. Транспонируйте любой номер из учебника по сольфеджио в тональность Ре мажор.

  2. Петь и играть гамму Ре мажор вверх и вниз.

П: При этом вы о чем не будете забывать?

У: Называть ключевые знаки.


П: Урок подошел к концу, сегодня вы все очень хорошо поработали. До свидания.



























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
«Тональность Ре мажор. Транспонирование»

Автор: Черненко Ольга Владимировна

Дата: 18.12.2020

Номер свидетельства: 567590

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Развитие мелодического слуха у учащихся в младших классах "
    ["seo_title"] => string(72) "razvitiie-mielodichieskogho-slukha-u-uchashchikhsia-v-mladshikh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "233902"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443276823"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Некоторые вопросы музыкальной интонации. "
    ["seo_title"] => string(42) "niekotoryie-voprosy-muzykal-noi-intonatsii"
    ["file_id"] => string(6) "215107"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432573028"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства