Техническое обслуживание приборов системы зажигания
Техническое обслуживание приборов системы зажигания
Цели урока:
Образовательная. Научиться: 1) Определять причину неисправностей приборов контактных систем зажигания и способы их устранения. 2) Проводить их плановое техническое обслуживание.
Развивающая.Формирование умений различать типы систем зажигания, переход от механического прерывания цепи низкого напряжения к электронному
Воспитательная. Воспитание заинтересованности в определении причин неисправностей систем зажигания, продления срока службы приборов этой системы, бережного отношения к технике и любви к своей профессии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Техническое обслуживание приборов системы зажигания»
План открытого урока по предмету:
«Эксплуатация и ремонт автомобилей, сельскохозяйственной техники и тракторов»
Группа Ф-31, профессия «Мастер сельскохозяйственного производства (фермер)»
Дата проведения 17.01.18
Тема урока:«Техническое обслуживание приборов системы зажигания»
Цели урока:
Образовательная. Научиться: 1) Определять причину неисправностей приборов контактных систем зажигания и способы их устранения. 2) Проводить их плановое техническое обслуживание.
Развивающая.Формирование умений различать типы систем зажигания, переход от механического прерывания цепи низкого напряжения к электронному
Воспитательная. Воспитание заинтересованности в определении причин неисправностей систем зажигания, продления срока службы приборов этой системы, бережного отношения к технике и любви к своей профессии.
Тип урока – комбинированный
Межпредметные связи – Тракторы и автомобили. Диагностика
Оснащение урока – Интерактивная доска, электронный учебник по устройству и эксплуатации автомобилей семейства ВАЗ, плакаты, альбомы, стенд контактной системы зажигания, макет прерывателя-распределителя
Источники тока и приборы системы зажигания: аккумуляторная батарея, генератор, регуляторы напряжения , прерыватель-распределитель, катушка зажигания, искровые свечи, провода высокого напряжения
3.1 Назовите переодичность и виды работ при проведении технического обслуживания аккумуляторной батареи?
3.2 Практическое задание. Проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее
-2-
3.3 Какова должна быть плотность электролита в нашей климатической зоне?
(максимальная низкая температура зимой от -30оС до -40оС)
3.4 Практическое задание.
Проверить плотность электролита и сделать анализ о степени заряженности каждой банки аккумуляторной батареи
3.5 Чему должна быть сила зарядного тока аккумуляторной батареи 6СТ-60?
3.6 Чему равен срок службы аккумуляторной батареи при правильной эксплуатации?
4.Неисправности генератора
4.1 Перечислить основные неисправности генераторов переменного тока
5. ТО генератора
5.1 Какую операцию выполняют при ЕТО генератора?
5.2 Перечислить виды работ при ТО-1 генератора
5.3 Перечислить виды работ при ТО-2
5.4 Что категорически запрещается делать при проверке генератора?
Доклад: «Из истории создания и развития систем зажигания двигателей»
Докладчик – студент Аблошкин Дмитрий
Вопросы по предмету: «Тракторы и автомобили». Тема: «Система зажигания». Устройство и работа
1. Назначение системы зажигания бензиновых двигателей
2. Перечислить и показать на плакате, (экране, стенде) приборы батарейной системы зажигания, цепи низкого и высокого напряжения
3. Почему данная система называется батарейной?
4. Объяснить принцип действия батарейной системы зажигания (на макете с принципиальной схемой)
Демонстрация работы батарейной системы зажигания на действующем стенде
5. Чем отличается контактно-транзисторная система зажигания от классической контактной и в чём её преимущество?
6. Объяснить положения ключа в выключателе зажигания легковых автомобилей
7. Назначение и устройство катушки зажигания
8. Для чего в цепь низкого напряжения катушки зажигания Б-1 включено дополнительное сопротивление (вариатор)?
9. Назначение и устройство прерывателя-распределителя.
10. Расшифруйте маркировку искровой свечи зажигания: А 17 ДВ
11. При какой температуре происходит самоочищение свечи? Чем отличаются «горячие» свечи от «холодных»?
2. Изложение нового материала:«Техническое обслуживание приборов системызажигания»
1. Характерные неисправности приборов системы зажигания, их причины и способы устранения
- катушка зажигания
- прерыватель-распределитель
- искровые свечи
- транзисторный коммутатор
-3-
2. Техническое обслуживание приборов системы зажигания
2.1 Первое техническое обслуживание ТО-1
- проверка крепления приборов
- смазка вала прерывателя-распределителя
2.2 Второе техническое обслуживание ТО-2
2.2.1 Проверка (замена) свечей зажигания
2.2.2 ТО прерывателя-распределителя
- очистка внутренней и наружной поверхности крышки распределителя
- проверка состояния контактов прерывателя, зачистка и регулировка зазора
- проверка и установка угла замкнутого состояния контактов на стенде.
(проводит студент Готфрид Евгений)
- смазка прерывателя-распределителя
- проверка натяжения пружины подвижного контакта
- проверка и установка угла опережения зажигания
III.Заключительная часть – закрепление нового материала
1. Вопросы:
- при каком ТО проводят обслуживание и регулировки прерывателя-распределителя?
- каким должен быть зазор между контактами прерывателя-распределителя?
- каким должен быть зазор между электродами свечей батарейной системы зажигания,
контактно-транзисторной, электронной?
- как определить неработающую свечу на двигателе?
- чему должна быть равна сила натяжения пружины рычажка прерывателя?
2. Самостоятельная работа. Альбом стр. 56, 62. Изучить порядок установки зазора между
контактами прерывателя-распределителя и момента зажигания автомобилей ГАЗ-53 и ЗИЛ-130 (5мин.)
3. Практическая работа:
- установка зазора между контактами прерывателя
- смазки прерывателя-распределителя
IV. Подведение итогов урока – анализ усвоения материала, ответов на вопросы, активности на уроке и оценка знаний учащихся
V. Задание на дом: Ю.И.Боровских и др. «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля» стр.55-57, Л.И.Шпаков «Электрооборудование тракторов, комбайнов и автомобилей» стр. 86-90
Преподаватель ____________ Поликарпов С.В.
Изложение нового материала
Техническое состояние системы зажигания влияет на надёжность и экономичность работы двигателя.
Обычно ТО проводят на станциях технического обслуживания, хотя многие водители и по окончанию гарантийного срока автомобиля выполняют обслуживание самостоятельно.
Есть работы по ТО, которые можно проводить только на специальных стендах обученными специалистами (например балансировка и схождение колёс, компьютерная диагностика и т.д).
Мы рассмотрим те работы по ТО системы зажигания, которые может выполнить водитель самостоятельно.
1. Сначала ознакомимся с характерными неисправностями приборов системы зажигания.
Катушка зажигания
- межвитковое замыкание обмоток
- нарушение контакта или перегорание добавочного сопротивления
- прогар или трещины высоковольтной крышки
Прерыватель-распределитель
- загрязнение ротора и крышки
- замасливание или обгорание контактов
- недостаточный или очень большой зазор между контактами прерывателя (при недостаточном – контакты быстро подгорают, при слишком большом – слабая искра)
- пробой или повреждение конденсатора
- трещины и выгорание выводных гнёзд крышки
- ослабление пружины рычажка подвижного контакта
- биение валика прерывателя-распределителя
Свечи зажигания
- трещины в изоляторе
- отложение нагара или замасливание
- нарушение зазора между электродами
Транзисторный коммутатор
- пробой транзистора
2. Техническое обслуживание
Первое техническое обслуживание (ТО-1)
2.1 Проверка крепления приборов
2.2 Смазка вала прерывателя-распределителя («Литол-24», пол оборота крышки маслёнки)
Второе техническое обслуживание (ТО-2)
2.3 Проверка (замена) свечей зажигания
ТО прерывателя-распределителя
2.4 Очистка внутренней и наружной поверхности крышки распределителя
2.5 Проверка состояния контактов прерывателя, зачистка и регулировка зазора
- замасленные и грязные протереть плотной тканью, смоченной в бензине
- Зачистка контактов - самая ответственная операция при техническом обслуживании. Во время работы прерывателя металл с подвижного контакта переносится на неподвижный (эрозия). На неподвижном контакте образуется бугорок, а на подвижном – углубление (кратер). Во время зачистки контактов нужно удалить бугорок и несколько спилить углубление кратера. Однако полностью удалять кратер не рекомендуется, т.к. это приводит к уменьшению толщины контакта. Зачищать контакты надо и в том случае, если на их поверхностях образовалась оксидная плёнка (в результате длительного хранения автомобиля на жаре или в сыром помещении). Эта плёнка может стать изолятором между контактами.
Бархатный надфиль или абразивная пластинка, которыми зачищают рабочие поверхности, должны быть не толще 1 мм. При такой толщине инструмента контакты не приходится сильно раздвигать. Во время зачистки пальцем нажимают на рычажок подвижного контакта, чтобы параллельность контактов сохранялась.
Не рекомендуется зачищать рабочие поверхности контактов монетой, т.к. металл монеты окисляется сильнее, что приводит к образования слоя нагара.
- Регулировку зазора проводят при полностью разомкнутых контактах.
Отпускают стопорный винт и вращением эксцентрикового винта устанавливают зазор
0,35-0,45 мм. Щуп должен проходить между контактами не раздвигая их. После установки зазора затягивают стопорный винт.
Зазор между контактами прерывателя играет большую роль в надёжной работе системы зажигания, т.к. от него зависит угол замкнутого состояния контактов (УЗСК).
Т.е. изменяя зазор мы фактически изменяем время, в течение которого контакты замкнуты и в течение которого нарастает ток в цепи первичной обмотки, а следовательно увеличится мощность искры.
С увеличением зазора угол замкнутого состояния контактов уменьшается, с уменьшением – увеличивается.
Мы предлагаем простое приспособление для установки УЗСК. Оно состоит из корпуса, изготовленного в виде цилиндра, который вставляется в корпус прерывателя-распределителя при снятой крышке и вставленного в него подвижного диска со шкалой.
Установка УЗСК – Готфрид Е.
Изменение зазора между контактами прерывателя обязательно вызывает изменение угла опережения зажигания, поэтому необходимо проверить и установить его.
При смазке фитиля кулачка и оси подвижного контакта следует соблюдать осторожность, чтобы масло не попало на контакты.
2.7 Проверка натяжения пружины подвижного контакта проводится динамометром
Направление натяжения динамометра – перпендикулярно плоскости контактов.
Показание снимается в момент начала размыкания (400-600 г.)
Оттянутый и отпущенный рычажок должен со щелчком возвращаться в исходное положение.
2.8 Установка момента зажигания (проводится после установки зазорамежду контактами)
Угол опережения зажигания – это угол поворота коленчатого вала от момента проскакивания искры до момента, когда поршень находится в В.М.Т.
1. Снять крышку прерывателя-распределителя
2. Установить октан-корректор на «0»
3. Отсоединить трубку вакуумного регулятора
4. Установить поршень первого цилиндра в положение «МЗ» при такте сжатия
5. Подключить контрольную лампу между зажимом низкого напряжения прерывателя и «массой»
6. Ослабить затяжку гайки крепления корпуса прерывателя-распределителя
7. Включить зажигание
8. Проворачивать корпус прерывателя-распределителя по направлению вращения ротора до момента замыкания контактов
9. Осторожно провернуть корпус прерывателя-распределителя против направления ротора до момента начала размыкания контактов (контрольная лампа загорится)
10. Установить крышку прерывателя-распределителя на место
11. Проверить правильность установки проводов высокого напряжения в соответствии с порядком работы цилиндров
2.9 Проверка и корректировка момента зажигания
2.10 Катушка зажигания и транзисторный коммутатор в специальном уходене нуждаются.
В процессе эксплуатации по мере необходимости их протирают и следят за надёжностью крепления проводов к зажимам