kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тарабрина Тамара Михайловна

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по теме "Средства музыкальной выразительности". Цель занятия: закрепление понятия "средства музыкальной выразительности" на материале изучаемых произведений.

Просмотр содержимого документа
«Тарабрина Тамара Михайловна»



Конспект занятия от 22. 01.2020 г.

Ансамбль гитаристов «Настроение» ГМС № 1 и ГМС №3 1 года обучения Педагог дополнительного образования 1 квалификационной категории. Тарабрина Т. М



Тема: Средства музыкальной выразительности

Цель: Закрепление понятия «средства музыкальной выразительности» на материале изучаемых произведений.

Задачи:

Обучающие:

  • закрепить понятия «мелодия», «ритм», «лад», «динамика», «темп», «тембр», «штрихи», «приёмы игры»;

  • повторить произведения: Альберт «Чувство», «Колыбельная медведицы»

Развивающие:

  • развивать образное музыкальное мышление, художественное воображение;

  • развивать творческую активность через различные виды деятельности;

  • развивать аналитические способности.

Воспитывающие:

  • воспитывать эстетический вкус;

  • воспитывать любовь к музыке;

  • воспитывать усидчивость и трудолюбие;

  • воспитывать умение работать в ансамбле.

Тип занятия: Обобщение и систематизация знаний и способов действий.

Методы обучения: метод эмоционального воздействия, информационный, практический.

Оборудование: гитары, мультимедийное оборудование.

Место проведения: детский клуб «Искатель» Возраст обучающихся: 11-14 лет.

План занятия. 1. Организационный этап. 2. Целеполагание и мотивация 3. Основная часть. 3.1. Теория: Закрепление основных понятий по теме. 3.2. Практика: Упражнения на разогрев игрового аппарата. Работа над репертуаром.

3.4. Контрольное задание. 4. Подведение итогов. Рефлексия.

5. Информационный этап



Ход занятия:

Подготовительный этап.

Педагог и обучающиеся настраивают гитары в унисон.

1. Организационный момент.

Дети и педагог сидят на стульях, расположенных по кругу.

Педагог: Мы проверили готовность инструментов к работе. А как ваше настроение? Давайте улыбнёмся, настроимся на плодотворную деятельность и начнём занятие 2. Целеполагание и мотивация

Педагог: В основе каждого музыкального произведения находится художественный образ, заложенный композитором.

  • Как вы думаете, какова основная задача музыканта-исполнителя при выступлении перед зрителем?

Ответ детей: главная задача музыканта-исполнителя - донести художественный образ до слушателя, эмоционально воздействовать на него.

  • Как называются средства, благодаря которым исполнитель может передавать свои чувства и образы через звук, через игру на инструменте?

Ответ детей: средства музыкальной выразительности

  • Как вы думаете, какова тема нашего занятия?

Ответ детей: средства музыкальной выразительности

Итак, тема занятия: Средства музыкальной выразительности.

Педагог: Мы с вами играем различные произведения. Во время разучивания всегда анализируем, какие средства музыкальной выразительности использовал композитор. Давайте поставим перед собой цель занятия, что нам нужно сделать.

Ответ детей: повторить СМВ, которые мы знаем, и использовать их в исполнении произведений.

Педагог: Сегодня на занятии мы закрепим понятия «средства музыкальной выразительности» на материале изучаемых произведений.


3. Основная часть. 3.1. Теория: Закрепление основных понятий по теме

Педагог: Давайте вспомним, какие средства музыкальной выразительности мы знаем и применяем. На экране вы видите определение одного из средств музыкальной выразительности. Ваша задача – назвать его

  • Основа любого музыкального произведения, законченная музыкальная мысль (мелодия)

  • Равномерное чередование длинных и коротких звуков (ритм).

  • Он определяет настроение произведения (лад)

  • Скорость исполнения произведения (темп).

  • Окраска звука (тембр)

  • Изменения громкости звука (динамика).

  • Способы звукоизвлечения (штрихи, приёмы игры)

На экране собирается схема «Средства музыкальной выразительности».

Педагог: Мы с вами вспомнили, как называются и что обозначают средства музыкальной выразительности, которые мы знаем. Памятки со схемой, которую мы с вами собрали, вклейте в свои рабочие тетради.

(Педагог раздаёт детям схемы-памятки)

3.2. Упражнения на разогрев игрового аппарата.

Педагог: Предлагаю перейти к практической части, т.е. игре на инструменте. Начнём, как всегда, с пальчиковой гимнастики.

Под фоновую музыку дети выполняют пальчиковую гимнастику.

Педагог: Переходим к упражнениям. Сначала исполним упражнение в спокойном темпе ровным звуком, а при повторном исполнении - с ускорением.

Дети исполняют короткое упражнение по всем струнам. 3.3. Работа над репертуаром.

Педагог: Мы разыгрались и можем перейти к исполнению произведений. Будем работать двумя группами. Первая группа: музыканты-исполнители, они исполняют выученное произведение, выразительно, эмоционально, стараются передать художественный образ, заложенный композитором. Вторая группа: слушатели-аналитики, они внимательно слушают произведение и анализируют средства музыкальной выразительности.

Первый аналитик определяет лад (мажор, минор) музыкального произведения и штрихи (стаккато, легато, нон легато), которые были использованы. Второй аналитик определяет темп (быстрый, средний, медленный) и характерные особенности динамики (1 часть- p,mp, 2 часть- cresc. dim.,3 часть- часть- p, mp) музыкального произведения. Третий аналитик определяет приёмы игры (перебор, флажелет, арпеджио) и регистры (1 часть- средний, 2 часть- высокий, 3 часть- средний), в которых звучит мелодия. На экране вы можете видеть варианты ответов.

Одна группа детей (3 человека) исполняет музыкальное произведение (Д.Альберт «Чувство»), другая – прослушивает, а затем анализирует произведение.

Педагог: А теперь группы музыкантов и аналитиков поменяются ролями. Встаньте, положите гитары на стулья, вытянулись, стряхнули усталость. Прошу музыкантов пройти на сцену (группы меняются местами).

Педагог: напоминаю правила. Музыканты-исполнители выразительно и эмоционально играют произведение, стараются передать художественный образ, заложенный композитором. Группа аналитиков внимательно слушает произведение и анализирует средства музыкальной выразительности. Первый аналитик определяет лад (мажор, минор) музыкального произведения и штрихи (стаккато, легато, нон легато), которые были использованы. Второй аналитик определяет темп (быстрый, средний, медленный) и характерные особенности динамики (f, mp, p) музыкального произведения. Третий аналитик определяет приёмы игры (перебор, флажелет, арпеджио) и регистры (высокий, средний, низкий), в которых звучит мелодия. На экране вы можете видеть варианты ответов.

Одна группа детей (3 человека) исполняет музыкальное произведение («Колыбельная медведицы»), другая – прослушивает, а затем анализирует произведение.

3.4. Контрольное задание

Педагог: Мы в очередной раз убедились, как важны средства музыкальной выразительности. Если у исполнителя недостаточно знаний, умений и навыков владения средствами музыкальной выразительности, то, как бы он ни старался сыграть произведение выразительно, у него ничего не получится — все будет звучать не так, как он чувствует, не так, как хочет и может сыграть. Его исполнение не будет отражать его чувства, образы и переживания, не доставит удовольствия ни слушателю, ни самому исполнителю.

В каждом произведении композитор пользуется всеми средствами музыкальной выразительности, в том числе и теми, которые мы с вами ещё не учили. Но в каждом произведении можно выделить основное средство музыкальной выразительности, которое способствует созданию яркого художественного образа. Я предлагаю вам просмотреть видеозапись выступления выпускников нашего ансамбля, в их исполнении прозвучит музыкальное произведение «Сальвадор», которое написал композитор Таррега. Внимательно послушайте и ответьте на вопрос: какое средство музыкальной выразительности наиболее ярко способствует передаче художественного образа.

Дети смотрят видеозапись. Затем на экране демонстрируется схема средств музыкальной выразительности. Дети отвечают на поставленный вопрос.
4. Подведение итогов и рефлексия

Педагог: Мы с вами повторили и закрепили всё, что нам известно на данном этапе о средствах музыкальной выразительности. Хотелось бы узнать, насколько вам было интересно и комфортно работать на занятии. Проведём самооценку вашей работоспособности и психологического состояния на занятии. Педагог раздаёт детям макет кисти руки. Задача: закончить начатые предложения.

  • Большой палец – для меня это важно и интересно потому, что _________

  • Указательный палец – я получил конкретные знания, которые _________

  • Средний палец – мне было трудно, потому _________________________

  • Безымянный палец – мои впечатления от занятия _____________________

  • Мизинец – для меня было недостаточно ___________

Педагог: Оценка деятельности детей на занятии педагогом. Рекомендации по самостоятельной подготовке.

5. Информационный этап.

Педагог: На следующих занятиях мы продолжим изучение и отработку музыкальных произведений, будем изучать новые произведения. Таким образом, наши знания и умения, в области средств музыкальной выразительности будут постоянно пополняться и совершенствоваться.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Тарабрина Тамара Михайловна

Автор: Тарабрина Тамара Михайловна

Дата: 10.02.2020

Номер свидетельства: 539069

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства