Конспект занятия по теме "Средства музыкальной выразительности". Цель занятия: закрепление понятия "средства музыкальной выразительности" на материале изучаемых произведений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
развивать творческую активность через различные виды деятельности;
развивать аналитические способности.
Воспитывающие:
воспитывать эстетический вкус;
воспитывать любовь к музыке;
воспитывать усидчивость и трудолюбие;
воспитывать умение работать в ансамбле.
Тип занятия: Обобщение и систематизация знаний и способов действий.
Методы обучения: метод эмоционального воздействия, информационный, практический.
Оборудование: гитары,мультимедийное оборудование.
Место проведения: детский клуб «Искатель» Возраст обучающихся: 11-14 лет.
План занятия. 1. Организационный этап. 2. Целеполагание и мотивация 3. Основная часть. 3.1. Теория: Закрепление основных понятий по теме. 3.2. Практика: Упражнения на разогрев игрового аппарата. Работа над репертуаром.
Педагог и обучающиеся настраивают гитары в унисон.
1. Организационный момент.
Дети и педагог сидят на стульях, расположенных по кругу.
Педагог: Мы проверили готовность инструментов к работе. А как ваше настроение?Давайте улыбнёмся, настроимся на плодотворную деятельность и начнём занятие2. Целеполагание и мотивация
Педагог: В основе каждого музыкального произведения находится художественный образ, заложенный композитором.
Как вы думаете, какова основная задача музыканта-исполнителя при выступлении перед зрителем?
Ответ детей: главная задача музыканта-исполнителя - донести художественный образ до слушателя, эмоционально воздействовать на него.
Как называются средства, благодаря которым исполнитель может передавать свои чувства и образы через звук, через игру на инструменте?
Ответ детей: средства музыкальной выразительности
Как вы думаете, какова тема нашего занятия?
Ответ детей: средства музыкальной выразительности
Итак, тема занятия: Средства музыкальной выразительности.
Педагог: Мы с вами играем различные произведения. Во время разучивания всегда анализируем, какие средства музыкальной выразительности использовал композитор. Давайте поставим перед собой цель занятия, что нам нужно сделать.
Ответ детей: повторить СМВ, которые мы знаем, и использовать их в исполнении произведений.
Педагог: Сегодня на занятии мы закрепим понятия «средства музыкальной выразительности» на материале изучаемых произведений.
3. Основная часть. 3.1. Теория: Закрепление основных понятий по теме
Педагог: Давайте вспомним, какие средства музыкальной выразительности мы знаем и применяем. На экране вы видите определение одного из средств музыкальной выразительности. Ваша задача – назвать его
Основа любого музыкального произведения, законченная музыкальная мысль (мелодия)
Равномерное чередование длинных и коротких звуков (ритм).
Он определяет настроение произведения (лад)
Скорость исполнения произведения (темп).
Окраска звука (тембр)
Изменения громкости звука (динамика).
Способы звукоизвлечения (штрихи, приёмы игры)
На экране собирается схема «Средства музыкальной выразительности».
Педагог: Мы с вамивспомнили, как называются и что обозначают средства музыкальной выразительности, которые мы знаем. Памятки со схемой, которую мы с вами собрали, вклейте в свои рабочие тетради.
(Педагог раздаёт детям схемы-памятки)
3.2. Упражнения на разогрев игрового аппарата.
Педагог: Предлагаю перейти к практической части, т.е. игре на инструменте. Начнём, как всегда, с пальчиковой гимнастики.
Под фоновую музыку дети выполняют пальчиковую гимнастику.
Педагог: Переходим к упражнениям. Сначала исполним упражнение в спокойном темпе ровным звуком, а при повторном исполнении - с ускорением.
Дети исполняют короткое упражнение по всем струнам. 3.3. Работа над репертуаром.
Педагог: Мы разыгрались и можем перейти к исполнению произведений. Будем работать двумя группами. Первая группа: музыканты-исполнители, они исполняют выученное произведение, выразительно, эмоционально, стараются передать художественный образ, заложенный композитором. Вторая группа: слушатели-аналитики, они внимательно слушают произведение и анализируют средства музыкальной выразительности.
Первый аналитик определяет лад (мажор, минор) музыкального произведения и штрихи (стаккато, легато, нон легато), которые были использованы. Второй аналитик определяет темп (быстрый, средний, медленный) и характерные особенности динамики (1 часть- p,mp, 2 часть- cresc. dim.,3 часть- часть- p, mp) музыкального произведения. Третий аналитик определяет приёмы игры (перебор, флажелет, арпеджио) и регистры (1 часть- средний, 2 часть- высокий, 3 часть- средний), в которых звучит мелодия. На экране вы можете видеть варианты ответов.
Одна группа детей (3 человека) исполняет музыкальное произведение (Д.Альберт «Чувство»), другая – прослушивает, а затем анализирует произведение.
Педагог: А теперь группы музыкантов и аналитиков поменяются ролями. Встаньте, положите гитары на стулья, вытянулись, стряхнули усталость. Прошу музыкантов пройти на сцену (группыменяются местами).
Педагог: напоминаю правила. Музыканты-исполнители выразительно и эмоционально играют произведение, стараются передать художественный образ, заложенный композитором. Группа аналитиков внимательно слушает произведение и анализирует средства музыкальной выразительности. Первый аналитик определяет лад (мажор, минор) музыкального произведения и штрихи (стаккато, легато, нон легато), которые были использованы. Второй аналитик определяет темп (быстрый, средний, медленный) и характерные особенности динамики (f, mp,p) музыкального произведения. Третий аналитик определяет приёмы игры (перебор, флажелет, арпеджио) и регистры (высокий, средний, низкий), в которых звучит мелодия. На экране вы можете видеть варианты ответов.
Одна группа детей (3 человека) исполняет музыкальное произведение («Колыбельная медведицы»), другая – прослушивает, а затем анализирует произведение.
3.4. Контрольное задание
Педагог: Мы в очередной раз убедились, как важны средства музыкальной выразительности. Если у исполнителя недостаточно знаний, умений и навыков владения средствами музыкальной выразительности, то, как бы он ни старался сыграть произведение выразительно, у него ничего не получится — все будет звучать не так, как он чувствует, не так, как хочет и может сыграть. Его исполнение не будет отражать его чувства, образы и переживания, не доставит удовольствия ни слушателю, ни самому исполнителю.
В каждом произведении композитор пользуется всеми средствами музыкальной выразительности, в том числе и теми, которые мы с вами ещё не учили. Но в каждом произведении можно выделить основное средство музыкальной выразительности, которое способствует созданию яркого художественного образа. Я предлагаю вам просмотреть видеозапись выступления выпускников нашего ансамбля, в их исполнении прозвучит музыкальное произведение «Сальвадор», которое написал композитор Таррега. Внимательно послушайте и ответьте на вопрос: какое средство музыкальной выразительности наиболее ярко способствует передаче художественного образа.
Дети смотрят видеозапись. Затем на экране демонстрируется схема средств музыкальной выразительности. Дети отвечают на поставленный вопрос. 4. Подведение итогов и рефлексия
Педагог: Мы с вами повторили и закрепили всё, что нам известно на данном этапе о средствах музыкальной выразительности. Хотелось бы узнать, насколько вам было интересно и комфортно работать на занятии. Проведём самооценку вашей работоспособности и психологического состояния на занятии.Педагог раздаёт детям макет кисти руки. Задача: закончить начатые предложения.
Большой палец – для меня это важно и интересно потому, что _________
Указательный палец – я получил конкретные знания, которые _________
Средний палец – мне было трудно, потому _________________________
Безымянный палец – мои впечатления от занятия _____________________
Мизинец – для меня было недостаточно ___________
Педагог: Оценка деятельности детей на занятии педагогом. Рекомендации по самостоятельной подготовке.
5. Информационный этап.
Педагог: На следующих занятиях мы продолжим изучение и отработку музыкальных произведений, будем изучать новые произведения. Таким образом, наши знания и умения, в области средств музыкальной выразительности будут постоянно пополняться и совершенствоваться.