Конспект занятия по теме "Исполнительский анализ музыкального произведения". Цель занятия: совершенствование качества исполнения изучаемых и концертных произведений.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- воспитывать самостоятельность, инициативу, ответственность - воспитывать умение высказывать свое мнение, давать оценку и анализировать свое выступление.
Тип занятия: применение знаний и способов деятельности.
Методы обучения: информационный, практические (метод сопоставления, коррекционный метод, метод временного упрощения исполнительских задач), метод анализа.
Оборудование: тюнер, пюпитр, стойки для гитар, инструменты-гитары, нотный материал, таблицы аккордов, мультимедийное оборудование, видеозапись. Место проведения: детский клуб «Искатель»
Возраст обучающихся: 13-14 лет. План занятия. 1. Организационный этап (1 мин.) 2. Целеполагание и мотивация (3 мин.) 3. Основная часть. 3.1. Разминка – упражнения (2 мин.) 3.2. Работа над произведением «Музыка к к/ф «Тот самый Мюнхгаузен»» А. Рыбникова (15 мин.)
3.3. Физкультминутка
3.4. Работа над произведением «Сюрприз» А. Виницкого (10 мин.) 3.5. Повторение репертуарного произведения «Александра» С. и Т. Никитиных (5 мин.) 4. Подведение итогов. Рефлексия (3 мин.)
Ход занятия:
Подготовительный этап.
Педагог и обучающиеся настраивают гитары в унисон.
1. Организационный момент.
Дети сидят на стульях, расположенных по полукругу.
Педагог: Добрый день! Я рада встрече с вами. Какое у вас настроение? (ответы детей). Творческое? Предлагаю начать работу. 2. Целеполагание и мотивация.Педагог: На занятиях мы разучиваем музыкальные произведения, постоянно совершенствуем свои исполнительские навыки. Ребята, как вы определите, что выученное произведение готово к концертному исполнению? (ответы детей)
При изучении каждого произведения мы анализируем, насколько выучен текст, анализируем, отработаны ли приёмы звукоизвлечения, анализируем, справляемся ли мы с темпом и ритмом, анализируем, удалось ли передать художественный образ. Как вы думаете, какова тема занятия? (ответы детей).
Педагог:Тема занятия «Исполнительский анализ музыкального произведения». Сегодня мы будем работатьнад качеством исполнения трёх музыкальных произведений разной степени готовности: «Музыка к к/ф «Тот самый Мюнхгаузен»» А. Рыбникова, «Сюрприз» А. Виницкого, «Александра» С. и Т. Никитиных. Как в результате работы на занятии изменится качество исполнения вами этих произведений? Улучшится, ухудшится, останется прежним (ответы детей).
Педагог: Верно! Цель нашего занятия - улучшить, усовершенствовать качество исполнения изучаемых и концертных произведений.
3.Основная часть.
3.1. Разминка - упражнения. Педагог: Традиционно начинаем наше занятие с разминки, с разогрева пальцев. Дети в унисон играют упражнение (минорные гаммы на струнах ми, си, соль, ре, ля, ми в нисходящем и восходящем исполнении с верной аппликатурой в среднем темпе).
3.2. Работа над произведением «Музыка к к/ф «Тот самый Мюнхгаузен» А. Рыбникова. Педагог: - Руки мы с вами разогрели, теперь можем переходить к работе над произведениями.
Дети открывают ноты и ставят на пюпитр.Педагог: -Давайте повторим пьесу «Музыка к к/ф «Тот самый Мюнхгаузен».
Дети исполняют произведение ансамблем.
Педагог: Готово ли это произведение к концертному исполнению? (дети дают оценку своему исполнению). Какие были допущены ошибки? (самоанализ и взаимоанализ). Правильно ли был передан ритмический рисунок? Почему? Верна ли была аппликатура? Над чем ещё нужно поработать?
Проучивается отдельный пассаж из I части с правильной аппликатурой сначала индивидуально, а затем ансамблем.
Проучивается отдельный пассаж из II части в медленном темпе ансамблем.
Проучиваются пассажи приёмом баррэ из III части c исполнителем партии аккомпанемента.
Педагог: -А теперь ещё раз исполним это произведение и постараемсяв I части сыграть сложные пассажи с правильной аппликатурой, во II части точно исполнить ритмический рисунок, а в III части правильно исполнить баррэ.
Дети повторно исполняют произведение ансамблем.
Педагог: Улучшилось ли качество исполнения произведения? Над чем нужно поработать самостоятельно? (ответы детей).
Я предлагаю вам послушать это произведение в исполнении аранжировщика Максима Чигинцева.
Дети смотрят видеозапись и анализируют профессиональное исполнение.
3.3. Физкультминутка
Педагог: Мы играли, мы играли наши плечики устали. Снять напряжение и расслабить мышечный аппарат нам поможет упражнение «Спагетти».
3.4. Работа над произведением «Сюрприз» А. Виницкого.
Педагог: Давайте повторим пьесу «Сюрприз» А. Виницкого».
Дети исполняют произведение ансамблем.
Педагог: Готово ли это произведение к концертному исполнению? (дети дают оценку своему исполнению). Какие были допущены ошибки? (самоанализ и взаимоанализ).
Работа над 1 и 2 вольтой в медленном темпе. Затем проигрывается отдельно 2 часть в готовом темпе.
Педагог: Улучшилось ли качество исполнения произведения? Над чем нужно поработать самостоятельно? (ответы детей).
3.5. Повторение репертуарного произведения «Александра» С. и Т. Никитиных
Педагог: Сейчас мы повторим наше концертное произведение «Александра». О чём нужно помнить, чтобы качественно исполнить это произведение, донести художественный образ до слушателя? (ответы детей).
Дети исполняют произведение ансамблем.
Педагог: Оцените качество исполнения вами этого произведения (ответы детей).
4. Подведение итогов. Рефлексия. Педагог: Сегодня на занятии мы повторили пройденный материал, проанализировали своё исполнение, поработали над техникой, то есть улучшили, усовершенствовали качество исполнения изучаемых и концертных произведений.
Предлагаю оценить каждому свою деятельность на занятии (ответы детей):
3 балла - низкий уровень работоспособности, 4 балла - средний уровень (могу работать лучше), 5 баллов- высокий уровень работоспособности.
Педагог высказывает своё мнение о деятельности каждого ребёнка.
Педагог: вы играете в ансамбле, поэтому основной результат занятия будет коллективным. Оцените деятельность ансамбля на занятии (ответы детей).
3 балла - низкий уровень деятельности, 4 балла - средний уровень (можем работать лучше), 5 баллов - высокий уровень деятельности.
Педагог высказывает своё мнение о деятельности ансамбля.
Педагог: в конце занятие хотелось бы услышать ваше настроение с помощью упражнения «Байкер блюз». Предлагаю в конце упражнения после глиссандо сыграть либо Ми- мажор, либо ми- минор.