Проблема ограниченности ресурсов – главная проблема экономики.
Указанная тема изучается концентрически: на 1м курсе- «Экономка» и 2м курсе – «Экономика организации», что обусловливает широкое применение представленного материала.
В ФГОС представлены требования к результатам освоения дисциплины Экономика, такие как:
ориентироваться в вопросах экономической теории в современных условиях
уметь анализировать рыночный механизм
использовать полученную информацию в жизни;
находить приемлемые пути решения экономических задач
Занятие способствует развитию у студентов таких общих компетенций как:
анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, ответственность за результаты своей работы;
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами
Цели урока:
Образовательные:
Формирование предметных, коммуникативных, личностных компетентностей учащихсяв процессе изучения факторов производства и факторных доходов.
обучение рациональному выбору в принятии экономических решений, использованию принципа рационального поведения.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к материальным благам;
воспитывать навыки принятия коллективных решений.
Развивающие:
формировать навыки ведения полемики при обсуждении выдвинутых проблем;
содействие развитию у гимназистов умений осуществлять самоконтроль, самооценку принятых решений.
Задачи:
Усвоить новые понятия:факторы производства, факторные доходы, ограниченные ресурсы
Научиться различать, сравнивать ресурсы и факторы производства; обосновывать ограниченность каждого ресурса, выявлять способы их эффективного использования.
Закрепить знание изученных ранее понятий и концепций и формировать предметные компетентности.
Применять знания на практике в процессе выполнения практических заданий.
Развивать коммуникативные компетентности, умение работать в группе.
Развивать экономическое мышление и экономически грамотную речь.
Реализовывать системно - деятельностный подход в процессе деловой игры.
Форма урока: урок проводится в форме деловой игры “Доходы.ru”.
Формы работы: фронтальная и групповая.
Педагогические технологии: технология развивающего обучения, ИК-технологии, базирующиеся на личностно-ориентированном и системно-деятельностном подходах.
Методы проведения практического занятия: Метод перекрестного опроса, интерактивный метод обучения в процессе деловой игры.
Средства обучения:
мультимедиапроектор, ноутбук, экран – для презентации учителя.
комплекты раздаточного материала для деловой игры: карточки с условиями конкурса, с заданиями и критериями оценок, ведомости для оценок, листы бумаги клей, ножницы (для проведения игры).
Структура урока:
№ п/п
Название этапа
Деятельность преподавателя
Деятельность учащихся
Время (мин.)
1.
Организационный момент
Приветствие обучающихся.
Построение, приветствие. Подготовка к уроку, делятся на команды
1
2.
Мотивация учебной деятельности
Показ видео.
Объявление темы. Постановка целей и задач
Просмотр видео, ответы на вопросы
9
3.
Повторение ранее изученного материала
Контроль ответов, оценка в баллах
Задаются вопросы студентами. Отвечают на предложенные вопросы по предыдущему уроку. Спикеры фиксируют баллы
10
4.
Работа в командах
Задает вопросы, дает задания, контролирует результат (оценка в баллах)
Заполняют таблицу, отвечают на вопросы. Спикеры фиксируют баллы
24
5.
Игра
Задает вопросы, дает задания, контролирует результат (оценка в баллах)
Студенты самостоятельно оценивают деятельность своей группы на уроке с помощью таблицы оценки знаний
1
СЦЕНАРИЙ УРОКА
Подготовительный этап.
На предыдущем занятии учащиеся получили домашнее задание:
Повторить тему: “Факторы производства. Ограниченность ресурсов”.
Подготовить вопросы по теме для перекрестного опроса
Оформление кабинета:
Парты стоят парами. На партах лежат карточки с условиями конкурса, с заданиями и критериями оценок; ведомости для оценок, листы бумаги, набор шаблонов, ножницы. Купюры номинальной стоимостью 10 и 5 ЮПК-мани. ( За 1 бал – 10 ЮПК-мани; за 0,5 балла – 5 ЮПК-мани)
Материал для игры для каждой команды: 2 цветных листа бумаги (формат А4), набор шаблонов из картона (круг с диаметром 2 см, квадрат со стороной 2,5 см, треугольник со сторонами 2,5 см), ножницы.
Структура урока
Продолжительность урока 45 мин.
Обучающиеся создают команды по 4-6 человек, выбирают спикеров, придумывают название команд.
1. Организационный момент ---------------------------1 мин.
2. Мотивация учебной деятельности:
Видео _________________________________________3 мин
Вводные вопросы
Что использовал скорняк в процессе своей деятельности?
К каким видам ресурсов мы можем отнести все перечисленное?
Удовлетворил ли он потребности заказчика? Почему?
Какая аксиома действует в данном случае? ______________________________4мин
Сообщение темы и цели занятия._________________ 1 мин
Как вы уже поняли - речь сегодня пойдет об эффективном использовании ограниченных ресурсов.
Основная задача нашего занятия: Научиться различать, сравнивать ресурсы и факторы производства; обосновывать ограниченность каждого ресурса, выявлять способы их эффективного использования.
Но для начала вспомним, что такое Ресурсы? Для чего они нужны? Какую экономическую выгоду мы имеем при их использовании?
Сегодня расширим границы ваших знаний в процессе деловой игры“Доходы.ru”. Обратите вниманиенакарточки с заданиями и критериями оценок. Победители конкурса будут те кто “заработает” наибольший доход.
4. Работа со слайдами. Задача: ответить на вопросы - 2минуты, заполнить таблицу- 5 минут, выполнить задание – 3 минуты, ____________________________________________10 минут
5. Игра Задача: грамотно распределить ресурсы. _______________________________15 минут
Описание игры (I этап 5минут) спикеры фиксируют количество полных наборов – за 1 набор 1бал
Командам выдайте по листу бумаги и набору шаблонов.
Сообщите, что каждая команда будет производить заготовки для некоторого товара.
Для этого, команды должны «раскроить» лист бумаги, обводя шаблоны ручкой (количество ручек неограниченно).
У каждой команды будет считаться число полных наборов заготовок (набор: круг, квадрат, треугольник).
Время «производства» ограниченно и равно трем минутам.
Работа прекращается по сигналу «Стоп».
После окончания «производства» команды или учитель считают количества наборов.
Информация выписывается на доске.
Описание игры (II этап)
Обратите внимание учащихся на то, что у некоторых команд остались «лишние» заготовки или осталось место, где можно выкроить ещё 1 – 2 заготовки. Выпишите данные о «лишних» заготовках на доску. Что можно сделать в такой ситуации? Выслушайте мнения учеников, обсудите идею обмена.
Раздайте командам по листу бумаги. Объявите, что до процесса производства даётся время для переговоров и принятия решения о том, что производить.
После переговоров объявите этап производства (3 минуты).
После «производства» раздайте командам ножницы. Команды вырезают заготовки и производят обмен.
Подведите итоги. Выпишите на доске рядом с результатами первого этапа число наборов у каждой команды.
Сравните результаты первого и второго этапа у каждой команды.
Посчитайте и сравните общее число наборов на первом и втором этапе. Объявите победителем команду, которая произвела наибольшее число наборов за два этапа.
Итоги и выводы по уроку.
По итогам всего занятия спикеры суммируют балы команд.
Пока подсчитываются баллы, преподаватель со студентами делает выводы по теме урока.(последний слайд)
Победители конкурса – та команда, которая заработает наибольший доход. Студенты принесшие наибольший доход команде получают «5», команды определяют активных игроков достойных «4»