kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социальная диагностика ситуации пожилых и инвалидов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности анкетирования людей пожилого возраста

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Социальная диагностика ситуации пожилых и инвалидов»

ПЛАН ЗАНЯТИЯ №№ 10,11,12

Дата- _________________

Группа- ________________

Дисциплина: ПМ 01 «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ЛИЦАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДАМИ»

МДК 01.03. Технологии социальной работы с пожилыми и инвалидами.



Тема: «Социальная диагностика ситуации пожилых и инвалидов»

Цели урока:

Обучающая - сформировать представление обучающихся об основных этапах социальной диагностики как одного из видов технологического процесса в социальной работе с лицами пожилого возраста и инвалидами;

Развивающая - развитие памяти, логического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельнее выводы;

Воспитательные - воспитывать ответственность за приобретение качественных знаний, самостоятельная работа с литературой.


Тип урока: практическое занятие №№30,31,32




Ход занятия:

1.Организационный момент. 2 мин

  1. Приветствие обучающихся

  2. Отметка отсутствующих на занятии


2.Сообщение темы, цели и плана практического занятия. 1 мин


3. Вводный инструктаж. 10 мин

  1. Методика выполнения заданий.

4.Основная часть. 6 часов


Задание 1.

Изучить и законспектировать особенности проведения анкетирования лиц пожилого возраста.

Чтобы преодолеть трудности при проведении анкетирования пожилых людей, нужно учитывать некоторые особенности. Например, социальный работник должен помнить о том, что информация должна быть собрана тем способом, который позволяет каждому пожилому человеку принять участие в опросе, независимо от его принадлежности к той или иной тендерной или этнической группе, от физических возможностей или уровня владения языком.

Если диагностика проводится в домах-интернатах, некоторые исследователи советуют собирать информацию от проживающих (резидентов) тем, кто не является сотрудником. В этом случае резиденты будут чувствовать себя свободно и высказываться откровенно. Им легче говорить с теми, кто не отвечает за их повседневный уход или не несет за них ответственность.

Другой причиной сдержанности или скрытости является уровень трудности теста или анкеты. Поэтому нужно начинать с более легких заданий или вопросов и только затем усложнять их. Если пожилой человек потерпит неудачу и не справится с заданиями, ему будет трудно закончить всю работу. Неудача вначале может явиться стрессовым фактором для пожилого человека, и сотрудничество с социальным работником может быть нарушено. Часто нежелание участвовать в опросе маскируется ссылками на плохое здоровье (головная боль, высокое давление и проч.).

Пожилым людям требуется больше времени для адаптации к ситуации опроса или тестирования. Такая адаптация необходима для того, чтобы опрашиваемый человек почувствовал себя спокойным и непринужденным. Ситуация опроса требует атмосферы взаимного доверия и сотрудничества, поэтому пожилым людям нужно помогать, одобряя и подбадривая их во время тестирования.

Перед началом любой диагностической работы с пожилыми людьми нужно объяснить цели опроса и почему нужно откровенно отвечать на вопросы.

Важно учитывать время опроса. Многие исследователи считают, что для пожилых людей лучше несколько коротких опросов, чем одно длительное тестирование. Заканчивать любую встречу с пожилым человеком нужно на ноте его успешной помощи и будущего сотрудничества.

Кроме того, нужно всегда помнить о вопросах этики при работе с людьми позднего возраста. Например, существуют ограничения в исследовании процессов принятия решений в важных обстоятельствах жизни: выбор жизни или смерти; социально-стрессовые ситуации, многочисленные в позднем возрасте, - потеря близких, переживания разного рода; конфликты семейные и жестокое отношение и т.д. Нужно помнить о том, что эти люди имеют право на защиту от вовлечения в деятельность, которую они не понимают.

К этическим проблемам можно отнести и обратную связь, т.е. пожилой человек должен не только знать, почему его опрашивают, но и какие он имеет результаты.

Важно принимать во внимание конфиденциальность и сохранность данных, полученных в опросе (какие записи будут сохраняться; кто будет их вести; кто будет иметь к ним доступ и проч.). В некоторых случаях можно составить форму соглашения между специалистом и пожилым человеком. Например, в соглашении может быть указано, что любая часть материала будет использована только с согласия последнего. Там же обязательно отмечается, для каких целей можно использовать результаты: для публикаций, исследовательской работы, в образовательных целях, в средствах массовой информации и проч. Кроме того, в соглашении отмечается, можно ли упоминать имя пожилого человека, какие ограничения он накладывает на свой материал, причем эти ограничения должны быть изложены очень подробно. Соглашение подписывают специалист, пожилой человек, член его семьи или помощник.



Задание 2.

Решите ситуационную задачу.

Ваши клиенты пожилая супружеская пара. Главная проблема семьи – ограниченный круг общения. Продумайте план работы с данной супружеской парой.

Распишите их права. Какие технологии социальной работы применимы к данным клиентам?


Задание 3.

Ознакомьтесь с понятием СЕНЗИТИВНОСТИ и изучите правила ведения беседы с учетом сензитивной тематики.

Сензитивность – это характеристика человека, выражающая повышенную, индивидуальную чувствительность к внешним событиям и сопровождающаяся тревожностью перед новыми происшествиями (записать в словарь терминов). 

Правила ведения беседы с учетом сензитивности тематики:

1. Представить возможную сензитивную тему так, как будто это не­что очевидное, и рассуждать о принципиальной частоте интересующей деятельности, либо о степени ее активности, а не о том, имеет ли она ме­сто вообще в поведении респондентов.

2. При открытом характере интервью, обычном в макросоциальной работе, представить аналитическую или исследовательскую работу как повсеместную практику, а сензитивную тему - как действия, свойствен­ные всем исследованным объектам.

3. В качестве одного из возможных вариантов ведения беседы при­дать видимость случайности интересующей деятельности, показать, что ее обсуждение не важно, и вы о ней упоминаете мимоходом.

4. Сослаться на авторитетный источник для оправдания проблемной деятельности.


Задание 4.

Ознакомьтесь и законспектируйте правила повышения искренности ответов на задаваемые вопросы.

Правила повышения искренности ответов на задаваемые вопросы:

1. Задавать длинные вопросы. Чем опаснее тема, тем длиннее должен быть вопрос. Он может содержать как рассуждения на общие темы, так и примеры деятельности отдельных категорий населения и этим напоми­нать размышления вслух. Длинные вопросы:

- дают ключи для активизации памяти, в том числе и через примеры;

- помогают респонденту освоиться с угрожающей ситуацией,

- ответ на длинный вопрос более гибок и неопределенен, чем на короткий;

- снижают возможность и уровень недоотвечания о каких-либо собы­тиях;

- реабилитируют сензитивные темы, поскольку респондент, выслу­шивая, как долго кто-то другой говорит на данную тему, приходит к вы­воду, что можно об этом высказать свое мнение.

2. Использовать знакомые респондентам слова, - попросить их сооб­щить термин, которым они характеризуют определенную деятельность или состояние и дальше употреблять это слово.

3. Расположить вопросы в определенном порядке. Примеры возмож­ных вариантов:

- замаскировать сензитивную тему, в более широком контексте, на­пример тему о питейной культуре поместить в беседу о медицине;

- снизить сензитивность темы представив ее в историческом плане, затем в плане прошлого опыта респондентов, после чего переходить к на­стоящему опыту, поскольку человеку проще рассказывать о настоящем, если подобное с ним ранее случалось;

- менять степень сензитивности вопросов, постепенно ее повышая, либо наоборот переходя от высокосензитивных в контексте беседы на общие темы к менее сензитивным на интересующую тему.


Задание 5.

Ознакомьтесь с пошаговым алгоритмом применения биографического метода социальной диагностики. Попробуйте применить данную диагностику к клиенту 75 лет с проблемой одиночества.

Шаг 1. Отобрать исследовательские проблемы и гипотезы, которые могут быть исследованы и проверены с помощью истории жизни. Шаг 2. Отобрать субъекта или субъектов и определить, в какой форме будут собраны биографические данные. Шаг 3. Описать объективные события и переживания из жизни субъекта, имеющие отношения к интересующей вас проблеме. Эти события подлежат оценке с точки зрения различных источников и перспектив (триангуляции) таким образом, чтобы противоречия, непоследовательность и нерегулярность стали очевидны. Шаг 4. Получить от субъекта его интерпретации этих событий, следуя естественному, или хронологическому порядку. Шаг 5. Проанализировать все утверждения и сообщения с точки зрения их внутренней и внешней валидности (проверить достоверность источников) Шаг 6. Принять окончательное решение о достоверности вышеупомянутых источников и установить приоритетные источники для последующей проверки гипотез. Шаг 7. Начать проверку предварительно сформированных гипотез, поиск опровергающих параметров. Продолжать модифицировать эти гипотезы, выдвигать новые и проверять их. Шаг 8. Составить черновой набросок всей "истории жизни" и ознакомить с ним исследуемых, чтобы узнать их реакцию. Шаг 9. Переработать исследовательский отчет, изложив события в их естественной последовательности и учтя замечания исследуемых субъектов. Представить в отчете те гипотезы и предположения, которые получили подтверждение. В заключении остановиться на теоретической значимости своих выводов и перспективах дальнейшего исследования.

Задание 6.

Провести опрос с учетом данных выше рекомендаций. После опроса провести анализ данных, выработать рекомендации (опросник прилагается).


Задание 7.

По данным проведенной анкеты сделать вывод о жизненной ситуации клиента.

1. Укажите, пожалуйста, Ваш пол.

1) женский 2) мужской

2. Ваш возраст (полных лет) 74

3. Пожалуйста, укажите, с кем Вы проживаете одна

4. Испытываете ли Вы затруднения в передвижении и самообслуживании?

1) Да, без посторонней помощи обходиться не могу
2) Да, но кое-как справляюсь
3) Нет
4) Другое__________________________________________________

5. Есть ли у Вас проблемы со здоровьем? Если да, то какие?

Да, повышается давление, головные боли, болят суставы

6. Имеете ли Вы группу инвалидности?

1) Да, инвалид 1 группы 2) Да, инвалид 2 группы
3) Да, инвалид 3 группы 4) Нет

7. Занимаетесь ли Вы трудовой деятельностью?

1) Да, работаю полный рабочий день 2) Да, работаю неполный рабочий день
3) Нет 4) Другое _________________________________________________

8. Получаете ли Вы какие-либо социальные пособия, пользуетесь ли льготами? Если да, то какие?

Да, на проезд в общественном транспорте

9. Пользовались ли Вы услугами социальных служб? (Если нет, переход к вопросу 12)

нет

10. Какого вида помощь Вам оказали?

__________________________________________________________

11. Удовлетворены ли Вы качеством оказания помощи?

__________________________________________________________

12. Нуждаетесь ли Вы в социальном обслуживании на дому?

1) Да
2) Нет

13. Хватают ли Вам на полноценное существование пенсия, пособия, субсидии и другие средства материальной поддержки государства?

1) Да, вполне хватают
2) Да, но приходится экономить
3) Нет

14. Какие у Вас взаимоотношения с членами семьи, с которыми Вы проживаете? (Если живёте одни, то ничего не отмечайте и переходите к вопросу 15)

1) Хорошие, мы часто общаемся
2) Хорошие, но общения с ними не достаёт
3) Отношения нейтральные
4) Плохие, мы часто ссоримся
5) Другое__________________________________________________

15. Какие у Вас взаимоотношения с ближайшими родственниками? (Если Вы живёте с молодым поколением, то ничего не отмечайте и переходите к вопросу 16)

1) Хорошие, они меня часто навещают
2) Хорошие, но навещают редко
3) Нейтральные, практически не видимся
4) Плохие
5) Другое__________________________________________________

16. Как часто Вы встречаетесь с друзьями, подругами, соседями, родственниками? (Например, случайные встречи или же походы на запланированные мероприятия)

Очень редко, в основном, по праздникам



Задание 8.

Изучить и законспектировать правила общения с пожилыми людьми и инвалидами. (стр. 111-117 М.Н. Гуслова «Организация и содержание социальной работы с населением).


5. Контрольные вопросы 5 мин:

1) Дайте определение понятию «социальная диагностика».

2) Назовите цели и этапы социальной диагностики.

3) Перечислите последовательность этапов социальной диагностики.

  1. Подведение итогов урока 1 мин



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Социальная диагностика ситуации пожилых и инвалидов

Автор: Храпова Елена Алексеевна

Дата: 22.10.2018

Номер свидетельства: 481626

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Паспорт кабинета социально-психологической службы"
    ["seo_title"] => string(56) "pasport-kabinieta-sotsial-no-psikhologhichieskoi-sluzhby"
    ["file_id"] => string(6) "280814"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453438610"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства