Заинтересовать обучающихся начального этапа обучения, игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, красочных иллюстраций, в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.
Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление учащихся дошкольного и младшего школьного возраста.
Оборудование: демонстрационные шахматные фигуры; “чудесный мешочек” с шахматными фигурами; графические изображения человечков – “Одноглазик”, “Двуглазик”, “Трёхглазик”; чистые листы бумаги для рисования и маркеры – у каждого ребёнка; призы за правильные ответы; подарочные буклеты на память – каждому ребёнку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Сказочная страна шахмат»»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества № 4 города Орла»
Конспект открытого занятия
«Сказочная страна шахмат»
(1 год обучения, возраст обучающихся 7-9 лет)
Автор-составитель:
Случевский Виктор Михайлович
педагог дополнительного образования
объединения «Белая ладья»
г. Орел – 2016
Задачи.
Заинтересовать обучающихся начального этапа обучения, игрой в шахматы с помощью дидактических игр и заданий разного уровня сложности, красочных иллюстраций, в наиболее доступной, занимательной форме подачи материала.
Развивать внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление учащихся дошкольного и младшего школьного возраста.
Оборудование: демонстрационные шахматные фигуры; “чудесный мешочек” с шахматными фигурами; графические изображения человечков – “Одноглазик”, “Двуглазик”, “Трёхглазик”; чистые листы бумаги для рисования и маркеры – у каждого ребёнка; призы за правильные ответы; подарочные буклеты на память – каждому ребёнку.
Ход занятия.
Организационный момент. (5 мин.)
- Здравствуйте, дети!
- А знаете ли вы, что такое шахматы. (Ответы детей)
- Это чудо из чудес
Нам известно с детства,
Ждет ребят, как дар небес,
Шахмат королевство.
Там и ныне, словно встарь,
На высоком троне
Восседает грозный царь
В шахматной короне.
Там отважны и сильны
Пешки храбро бьются,
Там и кони и слоны
Доблестно дерутся.
Ферзь с ладьей - на страх врагам
Поспевают всюду.
Кем, не скажите ли мне,
Выдумано чудо.
- Ребята, как вы думаете, кто же и когда придумал эту игру? (Ответы детей)
- Оказывается, игра в шахматы пришла к нам из далекой, загадочной Индии, много веков назад. Раньше она считалась забавой мудрецов и властителей, но со временем завоевала сердца многих людей.
- Ребята, а вы хотите узнать о ней? (Дети отвечают)
2. Основная часть. (20 мин.)
- Тогда, слушайте внимательно.
- Скажите, пожалуйста, как вы думаете, кто самый главный на Земле. (Ответы детей)
(Подвести детей к понятию, что главный – Человек)
- Да, действительно, самый главный на Земле – Человек. В жизни ему предстоит бороться с трехглавым Драконом.
Одна голова Дракона – жадность, вторая голова – подлость (предательство), а третья голова – хитрость.
Жадность и предательство – самые отрицательные качества человека. А почему? (Ответы детей)
- Если человек жадный, то он может и предать.
- А вот хитрость – это качество человека может быть как положительным, так и отрицательным.
Например: Хан из сказки о Золотой Антилопе, был хитрым и жадным, за это он и пострадал. Это – отрицательные качества.
А положительное – найти выход из затруднения с помощью своего ума, перехитрив противника, но, не совершив никакой подлости, например – Василиса Премудрая.
- Ребята, как вы думаете, что лучше ум или сила.
(Как правило, аудитория делится – одни за ум, другие за силу)
(Подвести к понятию: и ум, и сила)
- Кто главнее папа или мама (Папа и мама)
- Что лучше: хорошо учиться или много знать (Хорошо учиться и много знать)
- Или, что лучше: лето или зима. (Каждое время года хорошо по-своему)
- А сейчас мы с вами поиграем в такую игру, которая развивает и память и ум. А называете она “Чудесный мешочек”. Как вы думаете, что может быть в этом мешочке? (Ответы детей)
Игра «Чудесный мешочек».
(Ребенок достает шахматную фигуру)
- Ребята, как вы думаете, что это? (Шахматная фигура)
- А на что она похожа. (Ответы детей. Тренер, в случае затруднения детей, говорит название фигуры.)
(Фигуры, по ходу игры, выставляются на столе, а демонстрационные – вывешиваются на доске. В конце игры – закрепить названия шахматных фигур по картинкам на доске. За каждый правильный ответ детям вручается поощрительный приз.)
- Молодцы, ребята. А сейчас мы проверим, как вы запомнили названия шахматных фигур.
- Я загадаю вам загадки, а вы угадайте о какой шахматной фигуре идёт речь. За правильный ответ – поощрительный приз.
Маленькая, удаленькая,
Через поле пройдет
И награду найдет. (Пешка)
Не живет в зверинце он
И не весит сорок тонн,
Но и ловок, и силен.
Догадались? Это... (слон)
Узнать его легко: он с гривой,
С осанкой важной, горделивой.
Красавца этого не тронь!
Узнал, кто это? Это... (конь)
Этот важный господин
Захватил всю власть один.
Слушаться его изволь.
Кто это такой? (Король)
Стоит в Углу с величием судьи,
Приз дадут, и смело вступит в бои.
Известна своей крайней прямотой,
Неужто не узнаешь ты…(ладьи)
Всех он смелее и сильней,
И не узнать его нельзя,
Он победит слонов, коней,
Конечно, ты узнал... (ферзя)
Физминутка. (3 мин.)
- Итак, мы с вами поиграли, а сейчас займите, пожалуйста, свои места и посмотрите, внимательно на доску.
(На доске графические изображения человечков – “Одноглазик”, “Двуглазик”, “Трёхглазик”).
- Как вы думаете, что здесь изображено. (Ответы детей)
- Обычно, с помощью круга и треугольника обозначается человек. А это не простой человек, а шахматист. Вспомним фразу А.С. Пушкина «А во лбу звезда горит» - таким будет идеальный шахматист. Но это достигается не сразу.
- Как вы думаете, что изображает каждый человечек? (Дети отвечают)
Педагог объясняет, что Одноглазик – ум, Двуглазик - мудрость, дальновидность, хитрость, как положительное качество. Трехглазик – это тот человек, который имеет и ум, и дальновидность, хитрость.
- Ребята, давайте каждый из вас нарисует таких человечков у себя на листах. (Дети рисуют сначала – Одноглазика, затем – Двуглазика, потом – Трехглазика – настоящего шахматиста)
- Давайте рассмотрим каждого из них.
- Можно ли стать настоящим шахматистом, будучи только Одноглазиком, то есть, только умным? (Нет)
- А только Двуглазиком – то есть мудрым, дальновидным, хитрым. (Нет)
- Какой же вывод можно сделать?
- Чтобы стать настоящим шахматистом, нужно стать Трехглазиком. Поэтому давайте поставим между фигурками соответствующий арифметический значки.
- Из этого следует: «Хочешь победу завоевать – должен Трехглазиком в шахматах стать!» (Повторить вывод хором)
- А вы хотите, стать победителем? (Да)
А как стать победителем вас научат у нас в шахматном дворце «Белая ладья».
3. Итог занятия. (7 мин.)
- Ребята, что же нового вы узнали сегодня?
1. Где родилась игра в шахматы. (Индия)
2. Что необходимо для того, чтобы стать Трехглазиком в шахматах? (Много читать, развивать память, решать шахматные задачи, а главное - прийти учиться в шахматную школу)
- Спасибо вам, ребята. Вы мне очень понравились, мне очень интересно было с вами поиграть. Приходите к нам учиться. На прощание я хочу вручить вам небольшие подарки. Они будут напоминать вам о нашей сегодняшней встрече, а заодно вы вспомните всё, о чём сегодня узнали. До свидания!