kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РТВ в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

РТВ.Начальные классы.РТВ - это очень просто! Курс лекций по развитию творческого воображенияи теории решения изобретательских задач для начинающих.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РТВ в начальной школе»

ТРИЗ

ТРИЗ

Одной из главных задач учителя начальных классов и требований ФГОС стало обеспечение условий для формирования творческой личности ,как обозначить связь между понятиями « творчество » и « требования », « духовный мир » и « гос.заказ »? Ассоциация слова « творчество »?(вероятно ,что-то новое ,связанное с духовным миром человека).Это понятие заложено в ФГОС  «…готовность ученика к саморазвитию ,экологическая культура, социальная компетентность, способность к эмпатии ,усвоение гуманистических ценностей…» В этом помогут приёмы РТВ Р-азвитие  Т-ворческог о  В-оображения .

Одной из главных задач учителя начальных классов и требований ФГОС стало обеспечение условий для формирования творческой личности ,как обозначить связь между понятиями « творчество » и « требования », « духовный мир » и « гос.заказ »?

Ассоциация слова « творчество »?(вероятно ,что-то новое ,связанное с духовным миром человека).Это понятие заложено в ФГОС «…готовность ученика к саморазвитию ,экологическая культура, социальная компетентность, способность к эмпатии ,усвоение гуманистических ценностей…»

В этом помогут приёмы РТВ Р-азвитие

Т-ворческог о

В-оображения .

Цель :  освоить приёмы создания творческих продуктов, знакомство с элементами ТРИЗ.  Задачи :   . воспитание творчески активной, ответственной, самостоятельной личности, духовная жизнь которой направлена на саморазвитие, что особенно актуально в условиях внедрения ФГОС НОО ;  . воспитание творческого отношения к учению, труду, жизни;  . развитие навыков работы в группе;  .  развитие речи, креативного мышления , фантазии.

Цель : освоить приёмы создания творческих продуктов, знакомство с элементами ТРИЗ. Задачи : . воспитание творчески активной, ответственной, самостоятельной личности, духовная жизнь которой направлена на саморазвитие, что особенно актуально в условиях внедрения ФГОС НОО ; . воспитание творческого отношения к учению, труду, жизни; . развитие навыков работы в группе; . развитие речи, креативного мышления , фантазии.

Приемы РТВ Хорошо-плохо Да-нет-ка Матрешка Приемы фантазирования Моделирование маленькими человечками Метод фокальных объектов Салат из сказок «Шкала фантазии» Оператор РВС Конструирование загадок Метод снежного кома Метод золотой рыбки Морфологический ящик

Приемы РТВ

  • Хорошо-плохо
  • Да-нет-ка
  • Матрешка
  • Приемы фантазирования
  • Моделирование маленькими человечками
  • Метод фокальных объектов
  • Салат из сказок
  • «Шкала фантазии»
  • Оператор РВС
  • Конструирование загадок
  • Метод снежного кома
  • Метод золотой рыбки
  • Морфологический ящик

Увеличение-уменьшение  Объект или факт изменить во много раз так, чтобы появилось новое качество. “ В чашечке большого тюльпана сидела живая девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом.  Поэтому ее так и прозвали - Дюймовочка. ”  (Г.Х. Андерсен “ Дюймовочка ”)

Увеличение-уменьшение

Объект или факт изменить во много раз так,

чтобы появилось новое качество.

“ В чашечке большого тюльпана

сидела живая девочка. Она была маленькая-маленькая,

всего в дюйм ростом.

Поэтому ее так и прозвали - Дюймовочка. ”

(Г.Х. Андерсен “ Дюймовочка ”)

Увеличение – уменьшение   (проснулись жители ,а трава «выросла до пятого этажа» (вышел дед в огород, а репка такая маленькая, что без очков не видно)

Увеличение – уменьшение

(проснулись жители ,а трава «выросла до пятого этажа»

(вышел дед в огород, а репка такая маленькая, что без очков не видно)

Эмпатия- способность человека понимать чувства другого и его готовность оказать эмоциональную поддержку.(поставить себя на место собеседника , сопереживать ему , воспринимать его внутреннее состояние, сохраняя все смысловые и  эмоциональные особенности.

Эмпатия- способность человека понимать чувства другого и его готовность оказать эмоциональную поддержку.(поставить себя на место собеседника , сопереживать ему , воспринимать его внутреннее состояние, сохраняя все смысловые и эмоциональные особенности.

Эмпатия- умение воплотиться в другой образ и посмотреть на мир его глазами. - Оживи ветер :Кто его мама?Друзья?Характер? - Какой совет дашь людям на месте растений? -Ты жук?(увидел банку с вареньем ,она закрыта,как открыть? - Каким животным хотел бы побывать? Почему?

Эмпатия- умение воплотиться в другой образ и посмотреть на мир его глазами.

- Оживи ветер :Кто его мама?Друзья?Характер?

- Какой совет дашь людям на месте растений?

-Ты жук?(увидел банку с вареньем ,она закрыта,как открыть?

- Каким животным хотел бы побывать? Почему?

Оживление – окаменение - Как мне повезло!- говорит береза,- из меня делают веники, … - Как мне повезло!- говорит картошка, - …

Оживление – окаменение

- Как мне повезло!- говорит береза,- из меня делают веники, …

- Как мне повезло!- говорит картошка, - …

Морфологический ящик слон голова утка туловище улитка + хвост жираф + уши бабочка + лапы + + материал форма ткань звук дерево круг смех квадрат железо запах треугольник стекло колокольчик способ передвижения цветы овал щебет автомобиль бумага духи легкий ветерок конфеты прямоугольник ковер-самолет варенье свист воздушный шар облако кофе сапоги скороходы

Морфологический ящик

слон

голова

утка

туловище

улитка

+

хвост

жираф

+

уши

бабочка

+

лапы

+

+

материал

форма

ткань

звук

дерево

круг

смех

квадрат

железо

запах

треугольник

стекло

колокольчик

способ передвижения

цветы

овал

щебет

автомобиль

бумага

духи

легкий ветерок

конфеты

прямоугольник

ковер-самолет

варенье

свист

воздушный шар

облако

кофе

сапоги скороходы

Конструирование сказки   Сказочный винегрет Игра «Только на одну букву» - назвать Ф.И. -откуда приехал -на чем -куда едешь -за чем -кто тебя встретит -какие там птицы встречаются -какие звери -какой подарок ты везешь

Конструирование сказки

  • Сказочный винегрет
  • Игра «Только на одну букву»

- назвать Ф.И.

-откуда приехал

-на чем

-куда едешь

-за чем

-кто тебя встретит

-какие там птицы встречаются

-какие звери

-какой подарок ты везешь

На что похоже? Что бы это значило?  «На свете всё на что то похоже…»  - Самолёт на что похож?  - Ковш экскаватора на что похож?

На что похоже? Что бы это значило? «На свете всё на что то похоже…» - Самолёт на что похож? - Ковш экскаватора на что похож?

Хорошо - плохо Игра

Хорошо - плохо

Игра "Хорошо - Плохо" имеет несколько вариантов (Пример: карандаш. - Нравится, что карандаш красный, не нравится, что тонкий. - Хорошо, что он длинный, плохо, что остро заточен, можно уколоться. - Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане - ломается. Рассмотрению может быть подвергнyтo и конкретное свойство предмета: - Хорошо, что длинный - может служить указкой, но не входит в пенал . - Деревянный - легко точится, но и может случайно сломаться. - Красный - можно нарисовать салют, но нельзя разукрасить траву. И т.д .) * Учит выявлять в предмете, человеке или явлении явные и скрытые признаки (хорошее и плохое). *Любой объект одновременно обладает различными противоположными признаками.

«МАТРЕШКА» Самый простой пример использования «матрешки»: игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в ларце. Прием легок в использовании на любом предмете. Природоведение. Широколиственные (широко, рок, око, кол, лист, коли) – какие слова определяют значение слова?  Ситуация : ты в другой галактике пишешь письмо маме, подпиши адрес. (кв. 32, д.15, кв.120, г.Ангарск, Иркутская обл., Россия, Евразия, Земля, Солнечная система, Млечный путь.) Русский язык. Столовая (стол, сто, тол, лов) – какое слово является проверочным, почему?  * Помогает заглянуть глубоко «внутрь» объекта и видеть его в системе.

«МАТРЕШКА»

Самый простой пример использования «матрешки»: игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в ларце. Прием легок в использовании на любом предмете.

  • Природоведение. Широколиственные (широко, рок, око, кол, лист, коли) – какие слова определяют значение слова?

Ситуация : ты в другой галактике пишешь письмо маме, подпиши адрес. (кв. 32, д.15, кв.120, г.Ангарск, Иркутская обл., Россия, Евразия, Земля, Солнечная система, Млечный путь.)

  • Русский язык. Столовая (стол, сто, тол, лов) – какое слово является проверочным, почему?

* Помогает заглянуть глубоко «внутрь» объекта и видеть его в системе.

«СНЕЖНЫЙ КОМ» Составляется простое предложение. Желающий учащийся может добавить к данному предложению только одно подходящее по смыслу слово. Например: Капитан вел корабль. Капитан вел корабль по морю . Капитан вел корабль по Белому морю. Молодой капитан вел корабль по Белому морю. Молодой капитан Севастьянов вел корабль по Белому морю. Молодой капитан Севастьянов уверенно вел корабль по Белому морю. И т.д.  * Учит составлять простые распространенные предложения.

«СНЕЖНЫЙ КОМ»

Составляется простое предложение. Желающий учащийся может добавить к данному предложению только одно подходящее по смыслу слово. Например:

  • Капитан вел корабль.
  • Капитан вел корабль по морю .
  • Капитан вел корабль по Белому морю.
  • Молодой капитан вел корабль по Белому морю.
  • Молодой капитан Севастьянов вел корабль по Белому морю.
  • Молодой капитан Севастьянов уверенно вел корабль по Белому морю. И т.д.

* Учит составлять простые распространенные предложения.

Ускорение – замедление ( встреча Лисы и Колобка длится одну секунду: нет времени съесть его, как спасти Колобка)    •     Кто может помочь колобку? (звери, баба с дедом, дети)    •     Какие предметы могут помочь Колобку? (деревья, листья)    •     Как можем мы с вами ребята помочь Колобку? (предложить           спрятаться, изменить сюжет сказки).    •     Как мы изменим сказку? (сделать так, чтобы Колобок не встретил           Лису, чтобы Дед и Бабка вернули его, звери заступились, встретилась           добрая Лиса).

Ускорение – замедление

( встреча Лисы и Колобка длится одну секунду: нет времени съесть его, как спасти Колобка)

   •     Кто может помочь колобку? (звери, баба с дедом, дети)

   •     Какие предметы могут помочь Колобку? (деревья, листья)

   •     Как можем мы с вами ребята помочь Колобку? (предложить

          спрятаться, изменить сюжет сказки).

   •     Как мы изменим сказку? (сделать так, чтобы Колобок не встретил

          Лису, чтобы Дед и Бабка вернули его, звери заступились, встретилась

          добрая Лиса).

Системный оператор Прошлое → Настоящее → Будущее

Системный оператор

Прошлое → Настоящее → Будущее

Преимущества:  Универсальны.  Отрабатывают все мыслительные  операции.  Создают условия для использования  межпредметных связей.  Формируют УУД.  Подводят обучающихся к  самостоятельному решению учебной  задачи.  Дают ощущение радости от  самостоятельного открытия.

Преимущества:

  • Универсальны.
  • Отрабатывают все мыслительные

операции.

  • Создают условия для использования

межпредметных связей.

  • Формируют УУД.
  • Подводят обучающихся к

самостоятельному решению учебной

задачи.

  • Дают ощущение радости от

самостоятельного открытия.

«Мастерская знаний» Игры – тренинги (система игр, тренингов, конструкторов) Разработана Нестеренко А.А. Название тренинга Мыслительные операции 1. Мои друзья обобщение - конкретизация 2. Теремок сравнение 3. Я беру тебя с собой обобщение - конкретизация 4.

«Мастерская знаний»

Игры – тренинги

(система игр, тренингов, конструкторов)

Разработана Нестеренко А.А.

Название тренинга

Мыслительные операции

1. Мои друзья

обобщение - конкретизация

2. Теремок

сравнение

3. Я беру тебя с собой

обобщение - конкретизация

4. "Да - Нет"

5. Аукцион

Комплексная

конкретизация

6. Витрина

Комплексные: включают различные

7. Хорошо-плохо

операции и работу с противоречиями

8. Метод Робинзона

(в неявном виде)

9. Расселение

классификация

«МОИ ДРУЗЬЯ» Каждый ученик получает или выбирает себе объект Учитель называет значение признака; Те дети, в объектах которых есть это значение признака, подбегают к учителю  * Учит «всматриваться» в слова, через видение подсистемы слова.

«МОИ ДРУЗЬЯ»

  • Каждый ученик получает или выбирает себе объект
  • Учитель называет значение признака;
  • Те дети, в объектах которых есть это значение признака, подбегают к учителю

* Учит «всматриваться» в слова, через видение подсистемы слова.

Я БЕРУ ТЕБЯ С СОБОЙ У: Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Я беру с собой морковку. А что у вас? Д: У меня капуста. У: Я не беру тебя с собой. Д: У меня апельсин. У: Я не беру тебя с собой. Д: У меня медуза. У: Он берет тебя с собой. Д: У меня мокрица. У: Я беру тебя с собой. Д: Признак: все предметы начинаются с буквы «М»? У: Да! * Учит определять признак, по которому отбираются объекты.

Я БЕРУ ТЕБЯ С СОБОЙ

  • У: Я собралась в путешествие. Я собираю чемодан и беру с собой объекты, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Я беру с собой морковку. А что у вас?
  • Д: У меня капуста.
  • У: Я не беру тебя с собой.
  • Д: У меня апельсин.
  • У: Я не беру тебя с собой.
  • Д: У меня медуза.
  • У: Он берет тебя с собой.
  • Д: У меня мокрица.
  • У: Я беру тебя с собой.
  • Д: Признак: все предметы начинаются с буквы «М»?
  • У: Да!

* Учит определять признак, по которому отбираются объекты.

« ВИТРИНА »   Учитель (или ведущий – ребенок) – продавец, он загадывает объект из копилки. Дети – покупатели. Они задают вопросы, пытаясь определить, какой объект загадан. Учитель отвечает. Цена объекта – количество вопросов, за которое он «продан». Затем обсуждается лучший вопрос (или последовательность вопросов), который позволил быстрее прийти к ответу. Далее можно ввести запрет на уже использованные вопросы и повторить игру  * Учит видеть общие признаки в словах, «отсекать» группу слов с одинаковыми признаками.

« ВИТРИНА »

  • Учитель (или ведущий – ребенок) – продавец, он загадывает объект из копилки.
  • Дети – покупатели. Они задают вопросы, пытаясь определить, какой объект загадан.
  • Учитель отвечает. Цена объекта – количество вопросов, за которое он «продан». Затем обсуждается лучший вопрос (или последовательность вопросов), который позволил быстрее прийти к ответу.
  • Далее можно ввести запрет на уже использованные вопросы и повторить игру

* Учит видеть общие признаки в словах, «отсекать» группу слов с одинаковыми признаками.

Составление загадок   Отдельная методика А.А.Нестеренко

Составление загадок Отдельная методика А.А.Нестеренко

"Мышление талантливо тогда,

когда оно работает 

в соответствии с законами внешнего мира"

(Г.С. Альтшуллер)

УСПЕХОВ

И ТВОРЧЕСКИХ СВЕРШЕНИЙ !


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
РТВ в начальной школе

Автор: Налётова Людмила Николаевна

Дата: 02.01.2017

Номер свидетельства: 374898

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Особенности использования ТРИЗ-технологии в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(67) "osobiennosti-ispol-zovaniia-triz-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "151630"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420727976"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Кафе фантазия (РТВ в начальной школе)."
    ["seo_title"] => string(40) "kafie_fantaziia_rtv_v_nachal_noi_shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "374901"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1483358446"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Кафе фантазия(РТВ в начальной школе)."
    ["seo_title"] => string(42) "kafie_fantaziia_rtv_v_nachal_noi_shkolie_1"
    ["file_id"] => string(6) "374902"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1483358638"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(30) "Технология ТРИЗ "
    ["seo_title"] => string(19) "tiekhnologhiia-triz"
    ["file_id"] => string(6) "217429"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1433345432"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства