kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработки факультативных занятий по экологии для обучающихся 8 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

В каждом поурочном плане учитывается форма организации учебной деятельности, методы обучения на занятиях,что несомненно будет способствовать более качественной подготовке учителя к факультативному занятию.Разработки цикла факльтативного курса "Экология родного края".

Просмотр содержимого документа
«Разработки факультативных занятий по экологии для обучающихся 8 класса»

Факультативное занятие по экологии

8 класс

Автор занятия: учитель биологии средней школы № 17 г.Костаная Диконтий Марина Дмитриевна

Тема: «Определение состояния и оценка окружающей среды своей местности».

Цель: Определить основные экологические изменения природы своей местности, составить прогноз возможного состояния окружающей среды в будущем.

Методы: словесный, беседа, практический.

Форма организации учебной деятельности; групповая, фронтальная, самостоятельная.

Оборудование: дополнительная литература, материалы личных наблюдений.

Ход занятия

1.Организационный момент. Постановка цели и задач.

2. Практическая работа № 1

Работа проводится в группах.

Тема: «Определение состояния и оценка окружающей среды своей местности».

Ход работы:

1.Выберите определённую территорию в своей местности и оцените экологическое состояние природы по примерному плану:

  • Название __ Географическое положение.

  • Общая характеристика природных условий.

  • Определить влияние природных условий своей местности на материальную, культурную и духовную жизнь населения.

  • Установите особенности между взаимодействием общества и природы.

  • Охарактеризуйте основные направления хозяйственного использования территории.

  • Выявите факторы антропогенного воздействия.

2.Опишите экономическое положение, проанализируйте причины, опишите изменения, и обоснуйте нерациональное природопользование на данной территории.

3.Составьте прогноз возможного состояния природы своей местности, сделав вывод по необходимости рационального использования данного региона.

4.Вывод.

3. Закрепление. Каждая группа представляет творческий отчет по алгоритму задания.

4.Рефлексия.

Назовите:

  • 3 интересных факта, которые вы узнали;

  • 2 вопроса, которые вы еще хотели изучить;



Факультативное занятие по экологии

8 класс

Автор занятия: учитель биологии средней школы № 17 г.Костаная Диконтий Марина Дмитриевна

Тема: Особенности географического положения Костанайской области.

Цель: выяснить уникальные особенности географического положения Костанайской области, изучить природные условия и природные ресурсы, и особенности их влияния на экономическую жизнь области.

Форма обучения:  групповая.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский, практический.

Оборудование:  географический атлас, контурная карта, презентация.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Несколько слов скажу о нашей работе. Работаем по группам. Цель каждой группы мыслить, давать полные грамотные ответы, доказывать, делать выводы, используя при этом различные источники знаний. Для успешной работы необходимо, чтобы каждый чувствовал свою ответственность. Я ожидаю увидеть, как вы работаете активно совместно, помогая друг другу. Если у вас возникнут проблемы, постарайтесь решить их у себя в группе.

Ваша работа будет оцениваться сигнальными карточками.

Оранжевая карточка — дается вам при полном, правильном ответе, а также при правильном показе географических объектов.

Голубая карточка — получаете при не полном ответе и не точном показе по карте. 

Зеленая карточка — дается при отсутствии ответа и незнании карты.

Чем больше группа получит оранжевых сигнальных карточек, тем выше будет оценка.

2.Изучение новой темы.

Эпиграфом нашего урока будут слова Луи де Брейля «Знания — дети удивления и любопытства».

Каждая группа получает задание, в течение нескольких минут вы работаете по своему вопросу, после выполнения информирует нас об изученном материале, остальные внимательно слушают и делают запись в тетради в виде опорного конспекта. Итак, приступаем к работе.

Задание первой группе:

Работая с политико-административной картой Казахстана дайте оценку экономико-географическому положению Костанайской области:

  1. расположение

  2. состав

  3. пограничные районы

  4. площадь.

Задание второй группе:

Изучите, природные условия Костанайской области, используя физическую карту Казахстана:

  1. рельеф (показать по карте) и сделать вывод

  2. климат (температура, осадки)

  3. почвы (виды, использование).

Задание третьей группе:

Используя интернет - ресурс выясните, каким природными ресурсами обеспечена Костанайская область. Приведите пример и покажите крупные месторождения.

По  карте определите обеспеченность Костанайской области водными, земельными и рекреационными ресурсами.

Задание четвертой группы:

Проанализируйте данные по населению Костанайской области:

  1. численность населения

  2. плотность населения  

  3. уровень урбанизации

  4. преобладающие формы расселения

  5. национальный состав

  6. доля экономически активного населения

  7. преобладающий вид хозяйственной деятельности.

3.Закрепление нового материала.

Каждая группа задает по вопросу друг другу по изученной теме, можно и по карте. 

4.Итог урока.

Оценка выполненного задания, применяя сигнальные карточки:

Оранжевая карточка — дается вам при полном, правильном ответе, а также при правильном показе географических объектов.

Голубая карточка — получаете при не полном ответе и не точном показе по карте. 

Зеленая карточка — дается при отсутствии ответа и незнании карты.

5.Домашнее задание. Написать эссе по теме.


Занятие № 5

Автор занятия: учитель биологии Диконтий Марина Дмитриевна

Тема: История географического познания территории области.

Цель: знакомство с историей открытия, исследований и освоения территории Костанайской области.

Форма обучения: парная работа.

Методы: картографический, поисковый, наглядно-иллюстративный

Оборудование: физическая карта Костанайской области.

Ход занятия

1.Организационный момент.

2.Проверка выполнения учениками домашнего задания.

Рецензия на эссе «Особенности географического положения Костанайской области».

3.Изучение нового материала.

Невозможно получить полное представление о крае, не зная его истории. История исследования и освоения территории Костанайской области начинается с…...

Работа в парах по информационным листам. Читаем , работаем в паре, обсуждаем, делимся идеями.

Костана́йская о́бласть (каз. Қостанай облысы) — область на севере Казахстана.  Административный центр — город Костанай.  Территория — 196 001 км². 

Область граничит с четырьмя областями Республики Казахстан (Актюбинской, Карагандинской, Акмолинской и Северо-Казахстанской) и тремя областями Российской Федерации (Оренбургской, Челябинской, Курганской). 

Кустанайская область была образована 29 июля 1936 года. 23 ноября 1970 года южная часть области была передана в состав новообразованной Тургайской области, упраздённой 2 июня 1988 года и вновь восстановленной в августе 1990 года. 17 июня 1997 года Указом Президента Казахстана транскрипция названия города Кустанай на русском языке была изменена на город Костанай, а Кустанайской области — на Костанайскую область. Одновременно в состав Костанайской области вошла часть вновь упразднённой Тургайской области, включая её бывшую столицу — город Аркалык — и 2 района (Амангельдинский и Джангельдинский). 

После ликвидации СССР, посёлок Огнеупорный с преобладающим русским населением оказался на территории Костанайской области. Все его жители имели гражданство России, все коммуникации были подведены со стороны России. 18 января 2005 года президентами России и Казахстана был подписан межгосударственный договор о делимитации российско-казахстанской границы. 12 января 2006 года в Астане главы договора. В соответствии с договором, государственная граница была определена таким образом, что посёлок Огнеупорный вошёл в состав Челябинской области. Взамен Казахстану отошёл равновеликий участок степной зоны площадью 520 гектаров из земель Октябрьского района области. 

Административное деление Область включает: 16 районов и 4 города областного подчинения:


 
1.Алтынсаринский район — село Убаганское 

2.Амангельдинский район — село Амангельды 

3.Аулиекольский район — село Аулиеколь (Семиозёрное) 

4.Денисовский район — село Денисовка (Орджоникидзе) 

5.Джангельдинский район — село Тургай 

6.Житикаринский район — город Житикара (Джетыгара) 

7.Камыстинский район — село Камысты (Камышное) 

8.Карабалыкский район — посёлок Карабалык (Комсомолец) 

9.Карасуский район — село Карасу 

10.Костанайский район — посёлок Затобольск 

11.Мендыкаринский район — посёлок Боровской 

12.Наурзумский район — село Караменды (Докучаевка) 

13.Сарыкольский район — посёлок Сарыколь (Урицкий) 

14.Тарановский район — село Тарановское 

15.Узункольский район — село Узунколь (Ленинское) 

16.Фёдоровский район — посёлок Фёдоровка 

17.Аркалык 
18.Костанай 
19.Лисаковск 
20.Рудный

Территория области характеризуется разнообразными типами и формами рельефа: преобладающий - слабо всхолмленная равнина с абсолютными отметками от 117 до 310 м, большим количеством невысоких плоских холмов, расчлененная неглубокими долинами рек Тобол, Убаган, Аят, Торгай, Кара-Торгай, Сары-Торгай. Крутизна склонов долин 1-60, а также степи, полупустыни, лесные массивы, крупные и малые водоемы. Её северную часть занимает юго-восточная окраина Западно-Сибирской низменности, к югу от неё располагается Торгайское плато; на западе области – волнистая равнина Зауральского плато, а на юго-востоке отроги Сарыарки. Лесопокрытая площадь составляет 205,741 тыс. га.
Климат области резко континентальный: жаркое и сухое лето меняется холодной и малоснежной зимой. Зима продолжительная и холодная. В отдельные сутки температура может опускаться до минус 45 0С Лето в области умеренно жаркое, но сравнительно непродолжительное с возможным повышением температуры воздуха до 36-41 0С. Средняя месячная температура воздуха июля колеблется от 19 до 24 0С. В среднем за год выпадает 250-359 мм осадков. Ветры в течение года преобладают юго-западные и западные со средней скоростью 14-15м/с. В мае-июне возможны суховеи, скорость ветра увеличивается до 20 м/с.

Гидрологическая сеть Костанайской области представлена реками: 
Тобол (бассейн Оби), берущая начало с отрогов Южного Урала (протяженностью 800 км в пределах области), ее левые притоки – Сынтасты, Аят, Уй, правый – Убаган;

Торгай (протяженностью по области 390 км) с притоками: Сарыозен, Караторгай, Сарыторгай, Олкеек и Улыжыланшык истоком которой являются горы Улытау Карагандинской области.
На территории находятся около 4,5 тыс. озер (в основном пресные). Крупные озера: Кушмурун (площадью 462 км2), Тениз (70 км2), Койбагор (96 км2), Акколь (62,3 км2), Сарыколь (37,9 км2), Алаколь (19,4 км2).

На территории области имеется 6 крупных регулируемых водохранилищ с гидроузлами, которые обеспечивают водой население, промышленные и коммунальные предприятия городов, а также сельскохозяйственные объекты: Желкуарское ( ёмкость 34 млн.м3 ), Верхне -Тобольское (емкость 816,6 млн.м3), Кызыл-Жарское (ёмкость 9.7 млн.м3.), Каратомарское (емкость 586 млн. м3), Сергеевское (ёмкость 3.68 млн.м3), Амангельдинское (ёмкость 6.7 млн.м3). 

Полезными ископаемыми недра области богаты: железная руда, бокситы, бурый уголь, асбест, огнеупорные глины, известняк, стекольный песок, строительный камень и другие. На территории региона разведаны около 400 месторождений полезных ископаемых и минерального сырья.

Среди предприятий горнодобывающей промышленности 90 процентов объема приходится на АО «ССГПО». Наращивают объемы Лисаковский филиал ТОО «Оркен», АО «Костанайские минералы». В обрабатывающей промышленности более 70 процентов объема производят предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции.

Промышленность области на 95 % формируется четырьмя городами: Рудный (65,6%), Костанай (16,9%), Лисаковск (5,8%), Аркалык (2,5%) и Житикаринским районом (3,9%). Доля промышленного производства остальных 15 районов области составляет всего 5%. Вместе с тем, в вышеназванных городах (кроме г. Костаная) экономика в значительной степени продолжает зависеть от работы градообразующих предприятий. Так в городе Рудном свыше 90% промышленной продукции производится в АО «ССГПО», в г. Аркалыке около 80% приходится на Торгайский бокситовый рудник, в Житикаре 75% - на АО «Костанайские минералы», в Лисаковске свыше половины на Краснооктябрьский бокситовый рудник.

Область имеет устойчивые автомобильные выходы во все соседние регионы и районные центры. Протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 9519,3 километра, из них республиканского значения -  1408 и местного – 8111,3 километра.

Количество автомобильных мостов – 87, из них 25 республиканского значения. 
Протяженность магистральных железнодорожных путей составляет –2298.3 км. из них – 355.8 км. электрифицированы. 

Большая часть грузов перевозится железнодорожным транспортом. Имеется 2 железнодорожных узла и станций, 8 железнодорожных мостов и переходов.
По территории области проходит магистральный газопровод «Бухара-Урал» диаметром 1020 мм, протяжённостью 441.22 км, обслуживаемый Костанайским линейно-производственным управлением газопровода «Управление магистральных газопроводов «Актобе» ЗАО «Интергаз Центральная Азия»: 3 нитки, на участке от 79 до 82 линейного крана общей протяженностью 128,7 км (42.9х3), проходящих по территории Карабалыкского района, а также газопроводы-отводы к городам Рудный, Костанай.

Костанайская область занимает 5,7% всей территории Казахстана. Административный центр — город Костанайск (до 1997 года Кустанайск). Она расположена на равнине, на юго-востоке опускается низменность, на юго-западе расстилаются остроги Сары-Арки — степь с низкогорными массивами. Климат континентальные и сухой, зима морозная, лето жаркое, осадков мало. Температурный коридор пролегает от -20 до +23 градусов. Водная сеть в большей степени представлена озерами, их около 5000, самые крупными являются Тениз, Койбогор, Алаколь, Сарыколь, Кусмурын. Рек намного меньше, всего 300, наиболее значимы Торгай и Тобол, по берегам которого отведены несколько водохранилищ. 

Лесные массивы занимают почти 275 тысяч га, 80% из них покрыты хвойными деревьями. На этой территории расположено более 100 охотничьих угодий. Леса служат домом для 330 видов животных, озера населены 23 видами рыб. Действует несколько особо охраняемых природных заповедников и памятников природы. Первые поселения появились на землях еще в конце XIX века, в основном это были русские и украинцы. В 1893 годы они основали город Николаевск (позже Кустанай), который к ХХ веку стал крупным ярмарочным городом. Датой основания области является 1936 год, когда указом ВЦИК СССР 12 районов были собраны в одну область. В конце XX века город и область были переименованы из Кустанайска в Костанайск. Область дважды награждалась орденами Ленина. Этнический состав населения разнообразен. Более 40% занимают русские, далее идут казахи (36%), украинцы (11%), немцы, белорусы, татары и прочие (менее 5% каждый). По сравнению с прошлыми годами количество жителей медленно уменьшается, хотя в 2013 году наметились положительные изменения. 

Основным богатством области являются полезные ископаемые. Здесь добывают железные руды, уголь, асбест, известняк, стекольный песок, строительный камень. Разрабатывается более 400 месторождений сырья, из которых 7 месторождений приносят золото, 1 месторождение - серебро, 1 никель, около 19 приходится на бокситы и почти 70 — на подземные воды. 
Экономика направлена на добывание и переработку минералов, этим занимаются несколько крупных компаний, сотрудничающих с иностранными государствами. В сельском хозяйстве 84% отдано под растениеводство. Больше половины иностранных инвестиция приходится на долю горнодобывающей отрасли и разработку месторождений. Долее следуют обрабатывающая промышленность, энергоснабжение, водоснабжение. 

4.Закрепление. Напишите эссе по теме «История географического познания территории области».

5. Домашнее задание: составить маршрут истории географии Костанайской области.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработки факультативных занятий по экологии для обучающихся 8 класса

Автор: Диконтий Марина Дмитриевна

Дата: 23.02.2017

Номер свидетельства: 394986

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "методическая литература - элективный курс "
    ["seo_title"] => string(45) "mietodichieskaia-litieratura-eliektivnyi-kurs"
    ["file_id"] => string(6) "219426"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434173590"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства