kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока на тему "Каштановые и бурые почвы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок №_________

Тема: "Каштановые и бурые почвы"

Тип урока: Комбинированный

Цели урока:

Дидактическая: Сформировать основные понятия о каштановых и бурых почвах.

Воспитательная: Воспитать уверенность в собственных силах, воспитать трудолюбие и стремления к новым знаниям.

Развивающая: Развить интерес к предмету.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на тему "Каштановые и бурые почвы"»

Урок №_________


Тема: Каштановая зона и зона бурых почв

Тип урока: Комбинированный

Цели урока:

Дидактическая: Сформировать основные понятия о каштановой и бурой зоне почв.

Воспитательная: Воспитать уверенность в собственных силах, воспитать трудолюбие и стремления к новым знаниям.

Развивающая: Развить интерес к предмету.

Оборудование:


Ход урока:

І. Орг. Момент.

1. Проверка учащихся по журналу.

2. Подготовка учащихся к уроку.

3. Постановка цели и задачи.


ІІ. Проверка домашнего задания.

1. Какие типы почв имеются в Казахстане?
2. Опишите почву своей ме­стности.
3. Что такое гумус? Почему к югу он уменьшается?
4. Что такое эрозия почвы? Какие ее виды вы знаете?
5. Существуют ли меры по борьбе с эрозией почвы?.


ІІІ. Объяснение нового материала.

Основным типом земель в центральном Казахстане являются каштановые почвы с разностями: светло-каштановые (наиболее широко распространенные), каштановые и темно-каштановые. Эти разности почв в отдельности не занимают больших массивов, особенно каштановые и темно-каштановые. Поэтому характерной особенностью почвенного покрова является резко выраженная пестрота, или комплексность.

Плодородие почвенных разностей возрастает от светло-каштановых к каштановым и темно-каштановым почвам. Гумусовый горизонт темно-каштановых почв достигает 30 и более сантиметров мощности и содержит примерно 4-7% гумуса. Поверхностный горизонт каштановых почв (16-20 см глубины) содержит 3-4% гумуса, светло-каштановых (12-15 см глубины) 2-3% гумуса. Почвы каштанового типа по механическому составу в большинстве своем средние или легкие суглинки, реже легкие супеси, и все они со значительным содержанием скелетных частиц.

Влагоемкость центрально-казахстанских почв, особенно светло-каштановых, низкая. Даже весной содержание воды в них не превышает 10-15%. Зато в этих почвах низок мертвый запас воды, особенно в светло-каштановых, где он составляет всего около 5%. Грунтовые воды залегают недалеко от поверхности почвы - на 1,5-2-3 м.

1. СТРОЕНИЕ ПРОФИЛЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ

Профиль каштановых почв имеет следующее строение:

А – B1 – В2 – Вк – ВKS – С.

Горизонт А гумусовый, каштановый, с буровато-серым или коричневато-серым оттенком, гороховато-мелкозернистой структуры, мощностью 15-30 см. Горизонт В1 тоже гумусовый, серовато-бурый, комковатый или призмовидно-комковатый, вскипает от НСl, мощностью около 10 см. Горизонт В2неоднородно окрашенный, с темными серовато-бурыми гумусиро ванным и языками на буровато-палевом фоне, призмовидно-крупнокомковатый, с ходами крупных червей, кротовинами, вскипает от НСl, мощностью около 10 см. Горизонт Вк буровато-желтого цвета, плотный, при-змовидный, пропитанный карбонатами в виде обильной белоглазки, прожилок или мучнистых скоплений, мощностью от 50 до 100 см. Горизонт BKS светлый и однородно окрашенный, более рыхлый, с редкими выделениями карбонатов, вкраплениями гипса в виде друз, гнезд, прожилок; в нижней части горизонта в некоторых почвах встречаются легкорастворимые соли. Последний горизонт С — материнская порода.

В современной классификации каштановые почвы делят на три подтипа по содержанию гумуса в горизонте А: темно-каштановые с содержанием гумуса 4-5 %, каштановые с содержанием гумуса 3-4 и светло-каштановые с содержанием гумуса 2-3%. В этих подтипах выделяют фациальные термические группы: темно-каштановые и каштановые теплые периодически промерзающие; темно-каштановые, каштановые и светло-каштановые теплые кратковременно промерзающие; темно-каштановые, каштановые, светло-каштановые теплые промерзающие; темно-каштановые, каштановые умеренные длительно промерзающие.

Внутри типов выделяются роды: обычные, солонцеватые, солонцевато-солончаковатые; солонцевато-осолоделые, карбонатные, карбонатно-солонцеватые с пониженным вскипанием (глубоковскипающие) и неполноразвитые (на плотных породах).

На виды каштановые почвы разделяют по мощности гумусовых горизонтов и степени солонцеватости: мощные (А + B1 более 50 см), среднемощные (30-50 см), маломощные (20-30 см) и маломощные укороченные (менее 20 см); несолонцеватые виды, содержащие поглощенного натрия в горизонте B1 менее 3 % емкости поглощения, слабосолонцеватые — 3-5, среднесолонцеватые — 5-10 и сильносолонцеватые — 10-15 %.

2.СОСТАВ И СВОЙСТВА

Каштановые почвы по некоторым свойствам сходны с черноземами. Для обычных родов характерно равномерное распределение илистой фракции по всему профилю, в солонцеватых каштановых — ее перемещение из верхних горизонтов в горизонт В (табл. 47).

Дифференциация профиля по химическому составу отражает степень проявления в каштановых почвах солонцового или осолоделого процесса. Так, в обычных каштановых почвах валовое содержание SiO2 кремнекислоты по профилю одинаково. Более высокое содержание кремния в горизонте А отмечается в осолоделых каштановых почвах. Содержание полуторных оксидов в каштановых солонцеватых и осолоделых почвах увеличивается в горизонте В.

Некоторые химические и физико-химические свойства каштановых почв приведены в таблице 48.

3.ГЕНЕЗИС

Изучением генезиса каштановых почв занимались многие исследователи (Димо, Келлер, Прасолов, Антипов-Каратаев, Першина и др.). Начиная с В. В. Докучаева и Н. М. Сибирцева происхождение каштановых почв связывали с засушливостью климата и ксерофитным характером растительности. Главнейшими особенностями процесса почвообразования являются замедленные тем гумусообразования и слабая выщелоченность профиля почв от карбонатов и легкорастворимых солей.

В формировании каштановых почв участвуют дерновый процесс, а также процессы миграции и аккумуляции карбонатов. Более изреженный растительный покров, меньшее поступление в почву растительных остатков и менее благоприятные условия их гумификации определяют в зоне каштановых почв ослабленное по сравнению с черноземной зоной развитие дернового процесса.

Выраженность дернового процесса тесно связана с увлажнением, зависящим от зональных и провинциальных особенностей климата и конкретных условий рельефа. В связи с этим наиболее гумусированы темно-каштановые почвы. Невысокое содержание гумуса имеют каштановые и особенно светло-каштановые почвы, формирующиеся в условиях сухого климата.

По мере перехода от темно-каштановых к светло-каштановым почвам уменьшается общий запас органического вещества, увеличивается отношение корневой массы растений к надземной. Ежегодный опад растительных остатков колеблется от 4 до 8 т/га. Значительная его часть представлена корнями растений. Надземная растительная масса невелика и не превышает 0,8-1,0 т/га.

В биологический круговорот с опадом ежегодно вовлекается около 0,25-0,45 т/га зольных элементов и азота. При разложении растительных остатков полынных группировок кроме кремния, кальция, магния и полутораоксидов освобождается большое количество щелочных металлов, которые являются причиной развития солонцева-тости, что следует рассматривать как зональное явление. Степень со-лонцеватости определяется гранулометрическим составом. Более тяжелые по гранулометрическому составу почвы отличаются более высокой степенью солонцеватости. Солонцеватость лучше выражена в нижней трети склонов, в понижениях, где концентрируются водорастворимые соли, в том числе натриевые. Почвообразующие породы, степень их засоления и карбонатность также оказывают большое влияние на развитие в почвах солонцеватости.

Характерная особенность почвенного покрова зоны сухих степей – его комплексность. Причиной комплексности являются микрорельеф, бессточность территории, ее слабая дренирован-ность, неравномерное первоначальное распределение солей в грунте, деятельность землероев и, как следствие, пятнистое распределение растительности и почв.

ЗОНА БУРЫХ ПОЧВ

Полупустынная зона по совокупности природных условий является переходной от сухостепной зоны к пустынной. Зональный тип почв — бурые полупустынные.

 

Зона распространена южнее зоны сухих степей на северных побережьях Каспийского и Аральского морей.

 

1. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ ПОЧВООБРАЗОВАНИЯ И ГЕНЕЗИС

Климат. Климат зоны сильноконтинентальный, сухой. Количество осадков 125-255 мм с максимумом в мае-июне. Испаряемость 700-900 мм. В результате в почве создается резкий дефицит влаги.

Зима короткая, суровая, малоснежная, с сильными ветрами. Высота снегового покрова 10-20, реже — 30 см. Весна короткая, лето длинное, жаркое и сухое. Среднегодовая температура 6-7 ˚С. Длина вегетационного периода составляет 176-212 дней.

Рельеф и почвообразующие породы. В полупустынной зоне они неоднородны. В Прикаспийской низменности в условиях равнинно-слабоволнистого рельефа распространены лёссовидные суглинки, перекрывающие морские отложения Каспийской трансгрессии («шоколадную» глину), аллювиально-озерные засоленные песчано-глинистые отложения. На склонах сопок и невысоких гор почвообразующие породы представлены скелетными маломощными карбонатными суглинками, имеющими большую мощность по межсопочным долинам. Древние речные долины сложены пролювиально-аллювиальными отложениями, различными по гранулометрическому составу и засолению.

Грунтовые воды в зоне залегают глубоко и, как правило, не влияют на образование бурых полупустынных почв.

Растительность. В зоне она сильно изрежена. Проективное покрытие не превышает 30-40 % (местами 20-30 %). Почвы сформировались под типчаково-полынными ассоциациями с примесью эфемеров и эфемероидов. В составе травостоя много различных видов полыней, прутняка, камфоросмы, биюргуна, ромашника. При изреживании травостоя на поверхности почв развиваются лишайники и синезеленые водоросли.

Древесная растительность представлена зарослями джузгуна и тамарикса. По поймам рек встречаются тополь, осина, береза.

Растительность засоленных лугов и солончаков представлена различными видами солянок.

Генезис бурых полупустынных почв проходил при значительном ослаблении дернового и элювиального процессов почвообразования, под воздействием разной степени процессов осо-лонцевания и коркообразования. Солонцеватость бурых полупустынных почв — зональный признак.

Ослабление дернового процесса почвообразования обусловлено низкой интенсивностью биологического круговорота, малой продуктивностью растительности. Ежегодный опад при общей биомассе около 10т/га не превышает 0,4-0,5т/га. Основная масса опада представлена корневыми остатками. В биологический круговорот вовлекается около 70 кг/га азота и 300 кг/га зольных элементов.

Господство аэробных условий способствует быстрой минерализации органического вещества, в процессе которой накапливается большое количество зольных элементов, в том числе щелочных металлов. Щелочные соли натрия не вымываются из гумусовых горизонтов; натрий внедряется в ППК, обусловливая развитие элементов солонцового процесса.

Непромывной тип водного режима обусловливает слабую вы-щелоченность бурых полупустынных почв от карбонатов, легкорастворимых солей и гипса.

2.СТРОЕНИЕ ПРОФИЛЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ

 Строение профиля. Оно у бурых полупустынных почв характеризуется наличием гумусово-элювиального горизонта Ai мощностью 10-15 см, серовато-бурого цвета, рыхлого сложения, со слоеватой структурой. На поверхности отслаивается тонкая (2-4 см) корочка. Ниже выделяется гумусово-иллювиальный горизонт Bi мощностью 20-25 см, более темной буровато-коричневой окраски, уплотненный или плотный, комковатой, глыбистой или комковато-призмовидной структуры, вскипающий от соляной кислоты. Глубже залегает иллювиально-карбонатный (Вк) горизонт, желто-бурый, с белесыми пятнами карбонатов. Максимальное скопление карбонатов прослеживается на глубине от 30 до 80 см. Ниже следует горизонт Cs с выделением гипса (не во всех почвах) и еще глубже материнская порода (С) карбонатная, часто засоленная и гипсоносная.

Классификация. Она основана на степени выраженности в бурых полупустынных почвах дернового и элювиального процессов по содержанию в них гумуса и выщелоченности профиля от легкорастворимых солей. По этим признакам в типе бурых полупустынных почв выделены три подтипа; на территории России распространены два из них.

Бурые полупустынные типичные с содержанием гумуса 1,5-2,0 %, по фациальной принадлежности кратковременно промерзающие (прикаспийские).

Бурые полупустынные светлые с содержанием гумуса 1,0-1,5 %, теплые промерзающие (казахстанские).

Бурые полупустынные безгипсовые умеренно теплые, длительно промерзающие (центральноазиатские), встречающиеся в межгорных котловинах Южной Тувы.

В подтипах бурых полупустынных почв выделены роды: обычные, слабодифференцированные (песчаные, супесчаные), солонцеватые, солончаковатые, гипсоносные. Виды выделяются по степени солонцеватости, глубине, типу и степени засоления. По гранулометрическому составу наряду с суглинистыми распространены песчаные и супесчаные разновидности.

Почвенный покров зоны комплексный. Кроме бурых полупустынных почв основными компонентами комплексов являются солонцеватые почвы, солонцы и лугово-бурые почвы.

3. СОСТАВ И СВОЙСТВА

Для профиля бурых полупустынных почв характерна четкая элювиально-иллювиальная дифференциация. Верхние горизонты (А1) обеднены илистыми частицами, полуторными оксидами (Fe2О3, A12О3), максимальное количество которых обнаруживается в гумусово-иллювиальных горизонтах. Почвы характеризуются малой мощностью гумусового горизонта и низким содержанием гумуса, которое постепенно с глубиной снижается (рис. 17).

Общие запасы гумуса составляют на легких почвах 30-40 т/га и более, на тяжелых – 70-100 т/га. В составе гумуса преобладают фульвокислоты, содержание которых увеличивается с усилением солонцеватости. Гумус обогащен азотом (С: N = 7 — 9). Общее содержание азота в верхнем горизонте колеблется от 0,11 до 0,18 %, фосфора — 0,06-0,2, калия— 1,5-2%. Почвы слабо обеспечены подвижным фосфором (не более 100 мг/кг почвы), достаточно хорошо подвижным калием (более 200 мг/кг почвы).

 

Емкость поглощения в суглинистых почвах составляет около 20, в супесчаных —7-13мг-экв/100 г почвы. Максимальная ее величина наблюдается в гумусово-иллювиальных горизонтах. В составе обменных оснований преобладают Са2+ и Mg2 , на обменно-поглощенный Na+ приходится 5-14% емкости поглощения. Реакция (рНн2о) слабощелочная, с глубиной увеличивается. Многие из бурых полупустынных почв содержат гипс и легкорастворимые соли (1,5-3 % в нижней части профиля).

Бурые полупустынные почвы бесструктурны; горизонты В отличаются высокой плотностью, низкой водопроницаемостью. Водно-физические свойства неблагоприятны. Почвы малоплодородные, а дефицит влаги еще более снижает их агрономическую ценность.

 

4.СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

 Использование почв осложнено резкой засушливостью климата, низким плодородием почв, опасностью проявления дефляции на значительных площадях, особенно почв с легким гранулометрическим составом.

Наиболее пригодны для земледелия бурые полупустынные несолонцеватые или слабосолонцеватые незаселенные почвы. Лучшими из них являются лугово-бурые, формирующиеся по пониженным элементам рельефа. На них без полива, используя близость уровня грунтовых вод, в траншеях можно возделывать овощные и бахчевые культуры. Однако на большей части зоны земледелие без орошения невозможно.

Тепловые ресурсы зоны при орошении позволяют возделывать большой набор ценных культур (зерновые, бахчевые, овощные, плодовые). При орошении кроме получения устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур необходимо решать задачи по повышению и сохранению почвенного плодородия (внесение удобрений, внедрение приемов, предотвращающих вторичное засоление и осолонцевание почв).

В зоне широко развито пастбищное животноводство, преимущественно овцеводство. При развитии этой отрасли необходимо предусматривать мероприятия по защите почв от дефляции, а для повышения продуктивности пастбищ — использование лиманного орошения.

ІІІ. Закрепление нового материала.

1. В чем суть генезиса каштановых почв?

2. Расскажите о классификации каштановых почв и строении их профиля.

3. Охарактеризуйте состав и свойства каштановых почв.

4. Перечислите особенности структуры почвенного покрова в зоне сухих степей.

5. Каковы особенности сельскохозяйственного использования каштановых почв и мероприятий по повышению их плодородия?

6. Укажите особенности природных условий почвообразования в полупустынной зоне.

7. Какие процессы почвообразования участвуют в генезисе бурых полупустынных почв?

8. Какие свойства характерны для бурых полупустынных почв?

9. В чем состоят особенности сельскохозяйственного использования полупустынных почв?

10. Какие поставлены задачи по охране почв в полупустынной зоне?

ІV. Домашнее задание: стр. 1/133-134





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока на тему "Каштановые и бурые почвы"

Автор: Туребеков мадияр Оралович

Дата: 03.12.2021

Номер свидетельства: 593415

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Разработка урока на тему "Зональная характеристика и диагностика типов почв Казахстана. Черноземная зона.""
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_na_temu_zonalnaia_kharakteristika_i_diagnostika_tipov_pochv_kaz"
    ["file_id"] => string(6) "593414"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1638560570"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства