Разработка урока по предмету "Черчение" в 9 классе на тему "Предмет черчения. История развития черчения"
Разработка урока по предмету "Черчение" в 9 классе на тему "Предмет черчения. История развития черчения"
План урока почерчению в 9 классе
Тема урока: «Предмет черчения. История развития черчения»
Цель урока: дать общие понятия о предмете черчения, его задачах и истории развития черчения.
Задачи урока:
Образовательные: формирование знаний о предмете черчения.
Воспитательные: воспитание дисциплины и внимательности.
Развивающие: развитие кругозора.
Тип урока: формирование новых знаний.
Методы обучения: словесный, информационно-сообщающий, диалогический.
Оборудование: рабочие тетради.
Литература: учебник «Черчение. 1 часть» 9 класс, авторы: В.В.Никитенко, В.Б.Кульбаева, Р.М.Мухамадеева, Кокшетау: Келешек -2030, 2013год
Межпредметные связи: история.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- проверить готовность к уроку: наличие рабочих тетрадей, учебников.
- доведение до учащихся плана урока
II. Изложение нового материала. (20 мин.)
1. Предмет черчения.
Рассказать:
Сегодня мы с вами начинаем изучение нового предмета «Черчение». Что изучает этот предмет, каковы его задачи и для чего он вам нужен, на эти и другие вопросы вы получите ответы в ходе нашего урока.
Дать под запись:
«Черчение» - это учебная дисциплина, которая излагает правила выполнения и чтения чертежей.
Любой предмет, находящийся перед нами, можно нарисовать, сфотографировать, описать словами. Но его можно и начертить.
Чертеж – это документ, содержащий графическое изображение изделия или его части, по которому изготовляется, контролируется, устанавливается и ремонтируется изделие.
Значение чертежей в науке велико. По чертежам строители возводят дома, фабрики, заводы, мосты и другие сооружения. Человек любой специальности, если умеет читать чертежи, поймет их, изучит по ним устройство самой сложной машины.
Вопрос учащимся: Людям каких специальностей необходимо уметь читать чертежи?
Ответы учащихся. (машиностроители, монтажники, электрики, пожарники, спасатели, геологи, врачи и мн. др.)
В школьном курсе черчения вы будете изучать основы построения различных графических изображений, правила их оформления, овладеете приемами работы чертежными инструментами, научитесь выполнять изображения от руки, познакомитесь с различными условными изображениями и обозначениями. Все это поможет научиться понимать, или, как говорят, читать, чертежи.
В школе вы уже ознакомились со многими графическими изображениями. Например, на уроках изобразительного искусства вы выполняли с натуры рисунки предметов. На уроках математики вы встречались с диаграммами и графиками. Планами и географическими картами вы пользовались на уроках природоведения, географии, истории. На уроках физики применяли схемы. Они при помощи условных обозначений передают принцип работы изделий. Рисунок, диаграмма, карта, схема — все это примеры графических изображений.
Черчение как предмет ставит перед собой следующие задачи:
Научить выполнять различные геометрические построения при помощи чертежных инструментов, строить изображение предметов, как при помощи чертежных инструментов, так и от руки, изображать предметы в прямоугольных проекциях на чертежах;
Научить читать чертежи и самостоятельно выполнять эскизы и чертежи несложных деталей и узлов, развивать пространственное представление.
2. История развития черчения.
Рассказать:
История возникновения и развития черчения, как науки об изображении предметов на плоскости, берет свое начало в далеком прошлом. Еще не зная бумаги и карандашей, человек с помощью угля, мела или какого-либо красящего вещества изображал на стенах своих жилищ предметы из окружающей его природы. Чаще всего это были рисунки животных и птиц, охота на которых служила человеку источником существования.
Показать Приложение 1.
Древние египтяне передавали свои мысли и представления с помощью знаков-рисунков, которые называются иероглифами.
Длинными строчками, как буквы в книгах, выстраивались на плитах и стенах змеи, совы, ястребы, руки, головы, люди, жуки, пальмовые листья и др. Среди них всевозможные фигуры: квадраты, треугольники, круги, петли.
Показать Приложение 2.
Для указаний мест охоты, путей кочевок издавна служили рисунки-планы, которые с течением времени становились подробнее, выразительнее и точнее передавали характер местности. Рисунки-планы являются прообразами наших географических карт.
Позднее при строительстве жилищ, крепостей и других сооружений появились первые чертежи, которые назывались «планами». Эти чертежи обычно выполнялись в натуральную величину непосредственно на земной поверхности, на месте будущего сооружения. Для построения таких чертежей были созданы первые чертежные инструменты — деревянный циркуль-измеритель и веревочный прямоугольный треугольник. В дальнейшем такие планы-чертежи стали выполнять на пергаменте, дереве и холсте в уменьшенном виде. На чертежах старались показать как форму, так и размеры предметов.
В начале разницы между чертежом и рисунком практически не было. Изображения выполнялись от руки, на глаз. Этот чертеж нуждался в словесных пояснениях, поэтому на нем сделаны различные надписи.
Первые упоминания о чертежах относятся к середине XVI в. Древнейшие дошедшие до нас чертежи датируются XVII в.
Постепенно чертежи становились более совершенными.
Чертежами пользовались многие выдающиеся изобретатели и инженеры.
Значительного расцвета достигла графика во времена Петра I. До нас дошли многие кораблестроительные чертежи того времени, некоторые из них выполнены Петром I.
Известны чертежи первой в мире универсальной паровой машины выдающегося русского изобретателя XVIII в. И. И. Ползунова.
Талантливый русский механик, конструктор и изобретатель XVII в. И. П. Кулибин только для выполнения одного из своих шедевров — часов в форме куриного яйца — изготовил несколько десятков чертежей. Другим примером его деятельности служат чертежи моделей моста через реку Неву.
Интересны чертежи установки для непрерывной перегонки нефти, выполненные в XIX в. гениальным русским ученым Д. И. Менделеевым.
Значительного совершенства практика построения чертежей достигла в начале XX века.
Сейчас большинство чертежей выполняется при помощи компьютерных программ, наиболее популярные из них Автокад и Компас.
III. Закрепление нового материала. (10 мин.)
Вопросы на закрепление:
Что изучает предмет черчение?
Какую роль играют чертежи в жизни человека?
IV. Заключительная часть. (5 мин.)
Подведение итогов урока
Рефлексия
Выставление оценок за урок
Домашнее задание: читать учебник на стр.3-6, одному из учащихся подготовить реферат на тему «История развития черчения».