Разработка открытого урока по черчению.
Тема: «Понятие сечения. Построение сечений.»
Цели:
Обучающая: - изучить сечения как изображения, их назначение и виды;
- изучить алгоритм построения сечений и применение его при построении чертежей.
Развивающая: - развивать пространственное мышление, пространственное представление;
- развивать познавательный интерес к предмету и профессии в целом;
- развивать умение творческой, познавательной деятельности.
Воспитательная : - воспитывать ответственное отношение к предмету и будущей профессии
- воспитывать умение целенаправленно работать на уроке.
Тип урока: изучение нового материала с использованием ИКТ.
Ход урока
Группа разбивается на 3 команды. В «разминке» вопросы задаются каждой команде.В случае правильного ответа команда получает фишку.В случае неправильного ответ переходит к другой команде.
Прежде чем перейти к изучению новой темы необходимо вспомнить основные сведения из проекционного черчения.
Вопросы «разминки».
- Сколько видов на чертеже может иметь предмет?
- Перечислите эти виды.
- С выбора какого вида начинают построение чертежа?
- Как его выбирают?
- От чего зависит количество видов на чертеже?
- Какой линией выполняется обводка видимых контуров детали?
- А невидимых?
- Перечислите плоскости проекций.
- Какие на них выполняют виды?
Мы с вами вспомнили, что форма с помощью видов форма некоторых деталей не выявляется с достаточной полнотой и удобочитаемостью. По этим видам нельзя, например, установить поперечную форму детали и форму мелких элементов ступенчатого вала, т.к. на главном виде не определяется форма всех частей вала, а вид слева будет пересечен множеством линий, малопонятным и не разъяснит форму каждой части детали.
Чтобы показать поперечную форму детали, используют изображение, называемое сечением.
Для получения сечения деталь мысленно рассекают воображаемой секущей плоскостью в том месте, где нужно выявить ее форму.
Сечением называется изображение предмета, полученное при мысленном рассчении его плоскостью или несколькими плоскостями.
На сечении показывается только то, что рассекается, т.е. попадает в секущую плоскость.
Построение сечений.
Ступенчатый вал мысленно рассекают секущими плоскостями перпендикулярно оси вала. Каждая плоскость проходит в интересующем нас месте и показывает поперечную форму детали в этом месте. Проходя по мелким элементам, показывает их форму и размеры. Спроецировав на плоскость полученное изображение получают сечение. Их выделяют штриховкой под 45* в любую сторону либо 30 * для несовпадения с другими линиями контура детали.Заштриховывают только рассеченный материал.
Задание. Каждой команде в тетради выполнить виды сечений предложенных деталей.
Виды сечений.
Сечения бывают вынесенные и наложенные.Вынесенные выполняют вне контура изображения на чертеже, а наложенные расположены на самом виде.
Вынесенные сечения более предпочтительны, т. к. не загромождают вид и удобны для нанесения размеров. Контур вынесенного сечения обводится основной сплошной линией, а наложенного – сплошной тонкой. Наложенное сечение располагают в том месте, где проходила секущая плоскость и на том виде, к которому оно относится, т.е накладывается на изображение.
Вынесенное сечение может располагаться :
- на продолжении линии сечения;
- на месте одного из видов;
- в разрыве между частями одного из видов.
Обозначение сечений.
Положение секущей плоскости указывается на чертеже разомкнутой линией или тонкой штрихпунктирной, если на ее продолжении выполняют симметричное сечение. На разомкнутой линии препендикулярно ей ставят стрелки, указывающие направление взгляда. На стрелках проставляют одну и ту же букву русского алфавита. А над сечением делают надпись по типу А-А. Если сечение находится в разрыве, то линию сечения не проводят.Для наложенного сечения линию сечения показывают стрелками, но буквами не обозначают.
Правила построения сечений.
На чертеже одной детали может быть сколько угодно различных сечений, сколько нужно для выявления ее формы. Сечения выполняют в том же масштабе, что и сам вид, к которому оно относится. На сечениях наносят необходимые размеры. Сечение должно по построению соответствовать направлению, указанному стрелками.
Упражнение 1.групповое
Выбрать правильное сечение детали.Отметить ответ в карточке.
Упражнение 2.групповое
Подобрать к каждой секущей плоскости ее сечение. Отметить ответ в карточке.
Упражнение 3. групповое
- По карточкам установить форму детали в секущей плоскости и собрать из конструктора эти сечения.
Графическое задание.индивидуальное
- По деталям с указанными секущими плоскостями построить сечение в тетради, используя алгоритм построения сечений.
Алгоритм построения сечений:
а) проведение центровых линий фигуры сечения;
б) построение общего очертания фигуры сечения;
в) уточнение фигуры сечения;
г) штриховка фигуры сечения.
д) обозначение секущих плоскостей и фигур сечений, обводка.
Вопросы к чтению чертежа с сечениями.
1.Сколько видов детали показано на чертеже?
2.Сколько показано сечений?
3.Рассматривая сечения и главный вид определите форму каждой ступени
4.По сечениям установить наличие и форму мелких элементов.
Закрепление нового материала по тестам.
Тесты.
А. Сечения бывают :
1. простые
2. профильные
3. наложенные
4. начерченные
5. сложные
Б. На сечении показывают
1. то, что лежит за секущей плоскостью
2.то, что лежит перед секущей плоскостью
3. то, что попадает в секущую плоскость
4.то, что попадает в секущую плоскость и лежит за ней.
5. вид спереди.
В.Сечения на чертеже обозначают:
1. буквами русского алфавита
2. цифрами
3. буквами латинского алфавита
Г. Сечения служат для
1. усложнения чертежа
2. заполнения свободного места на чертеже
3. выявления поперечной формы предмета
Д.Секущая плоскость на чертеже показывается
1. штриховой линией
2. разомкнутой линией
3. основной сплошной линией.
В конце урока подведем итоги. Каждая команда проставляет каждому ее члену баллы за участие в работе в оценочном листе команды. Преподаватель проставляет туда же баллы за графическую работу учащихся и называет оценки за урок.
Учащиеся заполняют лист рефлексии и озвучивают ее.
Спасибо за урок.