Работа с интервалами в младших классах на уроке сольфеджио
Работа с интервалами в младших классах на уроке сольфеджио
Работа с интервалами на уроках сольфеджио преследует одну общую цель, стоящую в основе изучения курса "Сольфеджио", в рамках дополнительного образования в ДШИ и ДМШ - развитие музыкального слуха.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа с интервалами в младших классах на уроке сольфеджио»
Метликина Т.А.
План методического доклада на тему «Работа с интервалами в младших классах»
1.Роль и свойства «интервала» в музыке.
2. Методические стадии изучения темы «Интервалы»: а) интервальный слух. б) слуховые восприятия гармонических и мелодических интервалов. в) работа с интервалами в ладу.
3. Образно -эмоциональная характеристика интервалов (на примере пособий музыкантовпедагогов и теоретиков - обзор методических пособий).
4. Использование приемов наглядно-игровой методики.
5. Заключение.
6. Список используемой литературы.
3 Роль и свойства «интервала» в музыке.
Работа с интервалами на уроках сольфеджио преследует одну общую цель, стоящую в основе изучения курса предмета «Сольфеджио», в рамках дополнительного образования в ДМШ и ДШИ - развитие музыкального слуха. Изучение данной темы включает поэтапное освоение, касающееся различных сторон интервала. От общих теоретических сведений, переходя к конкретным слуховым представлениям, в практической работе с интервалами, осуществляется приобретение интонационных навыков в воспроизведении, умение применять знания в работе с музыкальными произведениями на уроках по специальности, написании диктантов, пении с листа на уроках сольфеджио. При изучении темы «интервал», происходит активное действие в работе над развитием музыкального слуха учащегося, но важно, чтобы этот процесс был строго разграничен на постепенное усвоение материала. Для этого нужно грамотно ставить задачи и цели в изучении данной темы. Развитие музыкального слуха, невозможно без долгой и кропотливой работы над интервалами, начинающейся уже в подготовительном или 1 классе ДМШ, ДШИ и продолжающийся на протяжении всех лет занятий по курсу предмета «Сольфеджио», потому что роль интервала, его выразительных возможностей в музыке огромна. Интервал «составляет сердце и душу музыки» (Л.Бернстайн), «это поистине живая клеточка музыки. В нём часто заключена самая соль гармонии» (Г.Виноградов, Е.Красовская стр.89 «Занимательная теория музыки»). Б.В. Асафьев писал о роли интервалов в музыке: "Всюду, где речь идет об интервале, я трактую этот важнейший элемент музыки как выразительный и считаю, что интервал - одна из первичных форм музыки… Мелодия, в сущности, есть выявление интервалов". 4 Методические стадии изучения темы «Интервалы». Работать следует над двумя основными в освоении этого элемента музыкального языка, сторонами: 1) первая должна быть направлена на изучение гармонического свойства интервала как основы «фонизма», одновременного звучания двух звуков и их выразительных свойствах консонантности и диссонантности; 2) вторая – на изучение мелодического свойством интервала – основы строения, выразительности мелодической линии. Поэтому при изучении и освоении мелодического, гармонического интервала, необходимо ставить следующие задачи: 1. Гармонический интервал трактовать как созвучие, обладающее тембровой и функциональной характеристикой, как одно из средств развития гармонического и тембрового слуха. 2. Мелодический интервал изучать «как интонацию, как наименьшую выразительную ячейку, «измеритель эмоционального строя звукопроизнесения» (Б.Асафьев). Интервальный слух. Умение слышать гармонический интервал, даёт возможность впоследствии структурировать аккорды, а умение воспроизводить, 5 слышать мелодические интервалы, открывает возможность точного, осмысленного воспроизведения мелодии. Слуховые восприятия гармонических и мелодических интервалов. Цели и задачи при изучении интервалов: Работа над интервалами позволяет одновременно активизировать многие процессы слухового, зрительного, голосового, тактильного, образного восприятия. Возможность правильно пользоваться полученными знаниями по этой теме даёт возможность приобретения, развития интервального слуха, то есть осознанных интервальных представлений. Следует сказать, что развитие интервального слуха – результат развития относительного слухового восприятия. Ведь учащиеся, обучающиеся в ДМШ, ДШИ, далеко не все, на первом этапе знакомства с музыкой, имеют развитые музыкальные способности. Большинство имеют средние и слабо развитые музыкальные данные, поэтому основой изучения для преподавателя на начальном этапе курса сольфеджио, является ладовое чувство. Работа с интервалами в ладу. По словам П.Бережанского «Известно, что ладовое чувство подразделяется на два самостоятельных вида. В одном случае усваивается каждый отдельный звук сам по себе как элемент лада по характеру устойчивости или неустойчивости, степени напряжения, направлению тяготения и разрешения в тонику. При этом воспринимается ступеневое качество звука, формируется индивидуальный ступеневый «портрет» каждого отдельного звука лада и в дальнейшем - его ступеневое представление. В другом случае усваивается соотношение между предшествующим и последующим звуками. При этом воспринимается 6 интервальное качество отношений звуков, формируется индивидуальный «портрет» интервала и в дальнейшем - интервальные представления». «Для лиц, не имеющих абсолютного слуха, отдельные звуковысотные ступени сами по себе не имеют никакой индивидуальности. Эта индивидуальность присуща только отношению между звуками, то есть интервалам», - верно отмечал Б. М. Теплов, потому что «Интервальное ладовое чувство и интервальные ладовые представления служат основой относительного слуха. Это обусловлено тем, что один и тот же интервал может быть образован разными ступенями лада, а значит, абсолютное качество интервала не закрепляется в восприятии за составляющими его звуками. «С одной стороны, интервал узнается слухом как таковой, независимо от того, в каком ладовом значении он выступает. С другой же стороны, фактически существует столько разных интервальных представлений и впечатлений для одного и того же интервала музыкальной системы, сколько различных ладовых вариантов может приобретать в музыке этот интервал», - отмечал Е. В. Назайкинский. Таким образом, «Каждый звук имеет два значения, - писал А. П. Агажанов, - первое - его местоположение в общей системе звуков, употребляемых в музыке, второе - роль данного звука, его функция в конкретной тональности». Задача педагога научить учащихся точно и осмысленно воспроизводить голосом скачки на любые интервалы, в любом направлении, в любых метроритмических условиях; суметь услышать, определить любой интервал, как в мелодическом, так и в гармоническом звучании в ладу, учитывая его функциональность, и вне лада, опираясь на акустическую природу. 7 При изучении темы «интервал» следует сначала подготовить учащихся. На этом этапе они уже должны знать понятия «тон», «полутон»: здесь полезным будет упражнение на тактильность и зрительную память - показывать на трафарете-клавиатуре все существующие тоны, полутоны от белых и чёрных клавиш по порядку, в восходящем и нисходящем движении. Постепенно приобретается умение быстро находить их расстояние на клавиатуре от разных звуков со знаками и без них, проигрывать на инструменте фортепиано, а также считать от любого предложенного звука любую тоновую величину. Когда учащиеся научатся быстро и легко считать определённую заданную тоновую величину в восходящем и нисходящем порядке, от заданной ноты, можно переходить к объяснению темы «интервал», «построение интервалов». Первое знакомство с темой «интервал» как правило, общее, нужно кратко и понятно дать определение этому важному элементу музыкального языка, имеющего нижний звук - основание и верхний - вершину. С теоретической точки зрения познакомить с названиями, их обозначениями, за основу которых взяты арабские цифры, то есть рассмотреть в интервалах количественное свойство, и объяснить, как с этим связанны названия интервалов. Затем переходить к построению: учащиеся должны научиться считать заданное количество звуков в интервале в нужном направлении, таким образом, добиться быстрого нахождения на клавиатуре заданного интервала от белых клавиш вверх и вниз. При построении, проигрывании конкретных интервалов, нужно обращать внимание учащихся на зрительное запоминание расположений звуков, особенно таких интервалов как прима, секунда, терция, октава, где наглядно быстро и легко удается их узнавать по расположению звуков по отношению друг к другу. Например, звуки примы можно назвать «близнецами», «двойняшками», по видимому повторению 8 одного и того же звука, секунду «ступеньками», так как звуки там расположены рядом, по порядку друг за другом, терцию ассоциируют со «столбиком», у которого пропущен один звук. В практической части важно разделить интервалы на освоение в мелодическом и гармоническом звучании, а по гармоническим свойствам на типы консонантности и диссонантности. Качественная сторона интервалов, деление интервалов по их окраске звучания, требует ещё более внимательного, постепенного подхода. Некоторые преподаватели советуют сначала знакомить учащихся только с чистыми интервалами, а затем с малыми и большими, но освоение в другом порядке тоже возможно, это в первую очередь зависит от возраста и уровня способностей учащихся в группе. Образно-эмоциональная характеристика интервалов (обзор методических пособий). На начальном этапе, при первом знакомстве с конкретным интервалом важно дать яркое, детальное и понятное объяснение. Для этого на раннем этапе изучения, что происходит в младших, подготовительных классах, многие преподаватели используют образно-зрительную систему ассоциаций. Такую методику разработал музыкант, преподаватель Владимир Викторович Кирюшин. У В.В.Кирюшина есть сказка «О длинной и глупой жирафе Октаве и других интервалах», она создана для того, чтобы объяснить детям названия и строение основных музыкальных интервалов, дать им эмоциональные характеристики. Данная книга является одной из серии музыкальных мифов-сказок, в которых детям самого разного возраста даются основные понятия из области теории музыки. Она предназначена для того, чтобы дать понятия основных интервалов, посредством их образноэмоциональной характеристики. При чтении, знакомстве с новым 9 героем, можно одновременно проигрывать интервалы на фортепиано, для наиболее яркого представления образа героя-интервала. В приложениях книги даны задания, вопросы, а также помещены графические рисунки клавиатуры фортепиано, которые помогут объяснить строение каждого интервала, аккорда, лада и прочих «премудростей» музыкального языка. По словам В.Кирюшина, толчок к развитию его художественно-образной системы дали сами дети. «Так, схватывая суть, дети находили в звучании секунды что-то ядовитое, колючее, хрюкающее, что в целом определило секунду как существо, похожее на ежа, поросенка и крысу разом с двумя большими иглами (поскольку, секунда в переводе с латинского — два). Терция же для детей — это что-то нежное, мягкое, отсюда — пушистые зверьки, похожие на зайчиков, у которых было 3 ушка, 3 лапки, 3 хвостика (поскольку, терция переводе с латинского — три)». Но здесь следует отметить, что любая методика требует индивидуального подхода и понимания, учитывая возраст и интересы учащихся. На первых уроках немаловажно усвоить гармоническую и мелодическую природу звучания интервала через конкретный пример, образ, который будет доступен для учащихся данного возраста. Педагог на этом этапе должен вести диалог с учениками, спрашивать и учитывать их мнения об ассоциациях, связанных со звучанием гармонического «фонизма» интервала. В мелодическом освоении помогут краткие песенки-попевки, сочинённые на каждый интервал или заимствованные из пособий других сольфеджистов, музыковедов. Важно, чтобы эти песенки были яркими, легко доступными, запоминающимися в мелодическом и ритмическом плане, для того, чтобы учащийся мог самостоятельно проиграть её на музыкальном инструменте, выучить наизусть, а в последствии подобрать от других звуков. Желательно, чтобы в мелодии песенок использовалось как восходящее, так и нисходящее движение 10 на данный интервал. Самостоятельно работая над данным упражнением, при проигрывании его на фортепиано, у учащегося активизируется и развивается память как слуховая, образная, так и тактильная. Сочиняя или заимствуя, песенки-попевки из пособий других музыковедов, нужно учитывать возраст учащихся. Например, есть замечательное пособие у Л.Н.Лёхиной «Путешествие в страну интервалов», Т.Сиротиной «Музыкальная азбука», где на каждый интервал дана выразительная песенка про персонажа-животного, сказочного героя, вызывающая конкретный образ у учащихся. Такие пособия подойдут для учащихся подготовительных или 1-2 классов по семилетнему курсу обучения, для учащихся 1-2 классов пятилетнего возраста, эти песенки кажутся «детскими», в силу их возрастных ограничений. Более того, у ребят этого возраста возникают стеснения, и даже нежелание исполнять песенкипопевки, предложенные в пособиях Т.Смирновой, Л.Лёхиной, считая их «слишком детскими». Поэтому с учащимися народных, духовых отделений по пятилетнему обучению следует выбирать подходящую для них тематику образов, советоваться с ними, сочинять, подбирать те примеры, которые будут им интересны. Возможно, подобрать отрывки из знакомых с детства кинофильмов, мультфильмов, современных песен . Но песенкипопевки, отрывки должны быть простыми в исполнении, чтобы каждый из учащихся, вне зависимости от своих способностей мог проиграть их самостоятельно на инструменте, желательно, конечно, на фортепиано. В своей практике, обучая учащихся пятилетнего курса обучения предмета 11 «сольфеджио», использую собственные песенки-попевки. На первых уроках, при знакомстве с названиями интервалов можно выучить простую песенку-правило из пособия Т.Сиротиной «Интервалы», она поможет учащимся быстро запомнить порядок интервалов и наглядно в мелодии, тактильно при проигрывании почувствовать разное расстояние между звуками в момент пропевания конкретного интервала. С подготовительными группами или группами 1 класса семилетного курса обучения можно разучить песенку «Интервалы» из пособия Л.Алексеевой «От примы до октавы» . В сборнике Л.Алексеевой нет песенок-попевок, она предлагает свою методику освоения данной темы. Знакомство с данными элементами музыкального языка автор представляет в звукоподражательных и музыкально-речевых интонациях. Автор на примерах ярких песен, пьес других авторов, заимствованных из профессиональной, народной музыки, создаёт определённые образные ассоциации у учащихся, позволяющие легко и быстро запомнить мелодию и характер звучания интервала. Цель пособия: развить интервальный слух и ассоциативное мышление при восприятии интервалов, обучить элементарной импровизации. Для хорового, вокальных отделений учащихся семилетнего образования можно использовать песенки более сложные, с более широким диапазоном, так как у учащихся этих отделений быстрее развивается голосовой аппарат. Можно выборочно пользоваться пособием В.Соколова, В.Попова, Л.Абелян «Школа хорового пения». В этом пособии в песенках-упражнениях, сочинённых на определённый интервал нет конкретного образа-персонажа, герой этих песен сам интервал. Мелодии песенок просты, интересны, легко запоминаются, а выразительное сопровождение подчёркивает общий индивидуальный характер звучания. Мелодии песенок построены на интонациях одного интервала звучащего как в восходящем, так и в нисходящем порядке, что даёт возможность учащимся усваивать интонационные особенности интервала в двух направлениях. Это своего 12 рода музыкальные упражнения-правила: в текстах песенок указаны название интервала и количество тонов в нём. На своём педагогическом опыте убедилась в том, что учащиеся быстро запоминают эти песенки, и с лёгкостью отгадывают интервалы на слух, приобретают первичный навык интонирования данного интервала. Впоследствии, выбранные и выученные песенки-попевки учащиеся должны проигрывать самостоятельно дома, подбирать на слух от других белых клавиш, а при слуховом анализе, обязательно, пропевать от основания к вершине анализировать характер звучания данного интервала, вспоминать, подбирают по памяти подходящую, знакомую песенку, затем отгадывать. Пропевая расстояние в интервале между звуками, у учащихся происходит запоминание на уровне ощущений голосового аппарата – связок, со временем они понимают, что широкий интервал петь сложнее, расстояние, диапазон увеличивается, и, соответственно, определить его тоже будет не сложно по этому дополнительному признаку. Но со временем песенки забываются, поэтому важно учащихся научить давать правильную и точную характеристику звучания каждого интервала, ведь при систематических занятиях, у каждого создаётся свой образ, ассоциации. Нужно, чтобы для них основным методом слухового анализа являлось определение точного «звукового образа», через внутреннее интонирование, а также обращение к «памяти» голосовых связок. При проигрывании интервалов нужно всё время активизировать внимание учащихся, например, поставить задачу «из шести проигранных интервалов, определить, сколько прозвучало малых секунд, или диссонансов, или сколько прозвучало интервалов в мелодическом расположении в восходящем порядке, затем спросить какие и т.д.» Уместно приучать учащихся находить самим выразительные элементы в музыкальных примерах: скачки, движение мелодии по изучаемым интервалам, или роли его в аккомпанементе, рассуждать о его 13 выразительном свойстве, значении в данном произведении, жанре. Ведь интервальный слух – способность точно оценить интервал как высотное соотношение двух звуков, обладающих определенным устойчивым выразительным свойством. Прежде всего, необходимо различать выразительность интервала в гармонической форме от того же интервала в его мелодической форме. Решающее значение для выразительности гармонического интервала имеет степень сложности одновременного сочетания его звуков, его консонантность или диссонантность. Поэтому при выполнении слухового анализа гармонических интервалов, следует направить внимание учащихся на три пункта: 1. определить по звучанию консонанс или диссонанс; 2. определить, пропевая от основания к вершине расстояние между звуками – узкий интервал или широкий; 3. определить окраску интервала – мажорный, минорный или пустой, без ладовой характеристики. Для мелодического интервала решающее значение имеет направление (восходящее или нисходящее), которым интервал образуется. Для обеих сторон интервалов в равной мере большое значение имеют величина интервала, ладовое значение составляющих его ступеней, а также ритм, тембр и характер исполнения. Для выразительности интервала имеет значение место в музыкальной фразе или музыкальном предложении, в котором оно появляется: в начале, середине, в момент кульминации, цезуры, в кадансе; участвует ли он в повторных мотивах, в секвенции и т. д. В целом, слуховые восприятия интервалов можно записать в ниже предложенной таблице. 14 Таблица слухового восприятия интервалов. ч.1 – повторение одного и того же звука, унисон. м.2 – гармоническая хар-ка: узкий, близкий, жалобный диссонанс, резкий, «фальшивый»; мелодическая хар-ка: разрешение в восходящем порядке, скорбь, плачь в нисодящем. б.2 – гармоническая хар-ка: узкий, светлый, уверенный, твёрдый диссонанс; мелодическая хар-ка: похож на начало гаммы в восходящем порядке, на окончание гаммы в нисходящем. м.3 – гармоническая хар-ка: узкий, мягкий, нежный, грустный консонанс; мелодическая хар-ка: ласковый, певучий, покачивающийся, начало минорного трезвучия. б.3 – гармоническая хар-ка: узкий, светлый, весёлый, мягкий консонанс; мелодическая хар-ка: бодрый, весёлый, певучий, начало мажорного трезвучия. ч.4 – гармоническая хар-ка: гордый, уверенный, твёрдый, яркий консонанс; мелодическая хар-ка: интонация гимна, фанфар, призыва. ч.5 – гармоническая хар-ка: пустой, холодный, спокойный консонанс; 15 мелодическая хар-ка: крайние звуки трезвучия. м.6 – гармоническая хар-ка: широкий, мягкий, нежный, грустный консонанс, обращение терции; мелодическая хар-ка: певучий, ласковый. б.6 – гармоническая хар-ка: широкий, светлый, весёлый, мягкий консонанс, обращение терции; мелодическая хар-ка: певучий, размашистый, уверенный. м.7 – гармоническая хар-ка: широкий, мягкий диссонанс, хочется разрешить вниз, обращение секунды; мелодическая хар-ка: требует разрешения, допевания, неустойчивое звучание. б.7 – гармоническая хар-ка: широкий, резкий, острый диссонанс, хочется разрешить вверх, в октаву, обращение секунды; мелодическая хар-ка: далёкий, требует разрешения, допевания, ярко выраженное неустойчивое звучание. ч.8 – широкий консонанс, слитное звучание одного звука на разной высоте. Для запоминания количества тонов в интервалах можно пользоваться наглядным пособием-таблицей «Интервалы». В различных пособиях встречаются разные подобные таблицы, у Л. С. Синяевой есть наглядное пособие «Интервалы, ступеневая и тоновая величина», но в своей практике 16 пришла к выводу, что учащимся младших классов мало понятна запись десятичных обозначений тонов, поэтому в своей разработанной таблице указываю двойное обозначение количества тонов. Например, в малой терции: 1.5 (1 тон + полутон). Цель: понятно и доступно обозначить, для понимания на данном этапе обучения, количество тонов в интервалах, имеющих в своём составе полутон. Со временем, учащиеся запоминают и десятичное обозначение, благодаря двойному наглядному обозначению Важным этапом при изучении темы «интервал» является работа над интонированием в ладу. Здесь следует сказать, о том, что явно возрастает значение песенное-попевок, опирающихся на ладовые ощущения, то есть, на каком-то этапе при работе с интервалами стирается грань между работой в ладу и вне лада. У учащегося при работе в ладу должен быть хорошо закреплён в сознании характер звучания каждой ступени, это поможет ему осознанно ориентироваться, интонировать в тональности. I ступень тоника, самая опорная и главная в тональности, она начало и конец звучания, II ступень неустойчивая, осторожная, близкая к тонике, хочется разрешать в неё нисходящим движением, III ступень опорная, терцовая по отношению к тонике, в мажоре светлая, весёлая, в миноре – грустная,печальная, IV ступень самая уверенная, твёрдая из всех неустойчивых благодаря квартовому расстоянию от тоники, хочется допеть, разрешить в III, V ступень – опорный, устойчивый квинтовый тон тонического трезвучия, доминанта, VI ступень характеризуется в мажоре светлой, лёгкой, в миноре – жалобной, печальной, хочется разрешать в нисходящем направлении в V ступень, 17 VII ступень по характеру звучания острая, неустойчивая, стремящаяся разрешиться вверх. Звучание каждой ступени сопровождается ручным знаком, позволяющим наглядно определить место положения ступени в тональности. В своей практике пришла к выводу изменить ручные знаки при обозначении III, VI, VII ступеней в ладах натуральных видах мажора и минора. В миноре, поскольку меняется ладовое звучание III, VI, VII (нат.) ступеней, изменяю на другие, указывающие на грустное, печальное настроение. Одним из эффективных упражнений для работы в ладу является пение ломаной гаммы. Сначала при пении в восходящем порядке гаммы возвращаемся к тонике в первой октаве, если в До мажоре, то к ноте до первой октавы, а при пении в нисходящем порядке – возвращаемся к тонике во второй октаве. При пении данного упражнения участвует ладовое взаимоотношение ступеней, тяготений неустойчивых к устойчивым. И. П. Гейнрихс отмечает, что «ступеневые представления формируются значительно легче и быстрее, чем интервальные, и при образовании интервальных выполняют роль некоего корректора их точности. Практика показывает, что чем лучше развиты у учащихся ступеневые представления, тем точнее ими воспроизводятся соотношения интервальные и тем легче развиваются интервальные слуховые представления. Формирование и развитие ступеневых представлений является поэтому основой развития ладового чувства и, следовательно, музыкального слуха». Е. В. Назайкинский, исследуя взаимосвязи интервальных и ступеневых представлений, считает, что возможен подход, при котором «умение строить интервалы, слышать и определять их ограничивается определением ступеней лада». И далее: «...Исследование ладовых функций ступеней дало бы ценный материал не только для теории лада, но и для практики воспитания музыкального слуха». 18 Итак, опираясь на ладовую систему в работе с интервалами следует начинать с наиболее удобных, простых ступеневых взаимоотношений. Интервалы на устойчивых ступенях: от I ↑ - ч.5, ч.8, б.3 в мажоре, м.3 в миноре, от V ↑–ч.4, б.3 в натуральном мажоре, гармоническом виде минора, б.2 ↑ от V, от III ↓ - б.3 в мажоре, м.3 в миноре, м.6 ↑ в мажоре, б.6 – в миноре; м.2 от III ↑, от неустойчивых ступеней сначала проще освоить интонацию секунды м.2 от VII ↑, интонацию м.3 от VII ↑ или II ↓ , интонацию б.6 от II ↑ и т .д. В пособии Т.Сиротиной «Музыкальная азбука» на каждый интервал сочинены упражнения в ладу, даны секвенции, что позволяет активизировать ладовые представления. Целью в создании такого пособия было, систематическое, поэтапное освоение материала, опирающегося на программу по сольфеджио в ДМШ. Целесообразно пропевать интервальные последовательности двухголосно, гармонически, дуэтом или разделив класс по группам, при таком задании развивается гармоническое мышление, способность слушать одновременное звучание голосов, следить за своим голосом. Методическое пособие Т.А.Боровик «Изучение интервалов на уроках сольфеджио» по сравнению с предыдущими (выше перечисленными), появилось не так давно и было специально разработано для подготовительных групп и 1-2 классов семилетнего курса обучения в ДМШ и ДШИ. В нём обобщён опыт работы над интервалами на начальном этапе обучения, основанный на ассоциативно-образном опыте детей с 19 использованием пластических и графических символов интервалов. Данный метод требует более детального изучения и подхода к освоению. В пособии даны интересные задания и примеры, применяемые в данной методике. Индивидуальность образа интервала здесь выражена не только во множественных словесных характеристиках, также в пластических ручных символах, и графических обозначениях, позволяющих наглядно изобразить нужный интервал. Использование приемов наглядно-игровой методики. Вопрос оптимизации современного музыкального образования является важнейшей проблемой в последние годы. Наверное, каждый преподаватель сольфеджио понимает, что старый академический стиль преподавания для современных детей не подходит. В последние годы в социально-культурной сфере наметились серьезные изменения и портрет нашего ученика выглядит таким образом: Полное отсутствие слухового опыта, начальных навыков пения, отсутствие чувства ритма. Что называется, «берем всех!» Ученик не вполне здоровый физически, гиперактивный, а часто и имеющий ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Уставший из-за перегрузок в общеобразовательной школе, где кроме учебных предметов, ученик посещает уроки по внеурочной деятельности, спортивные секции, лингвистические курсы. Часто не желающий обучаться, учится потому, что так хотят родители. Подавляющее большинство родителей отдает своих детей в муз. школу для того, чтобы ребенок не бегал на улице, не думая о том, что пробуждение интереса к музыке и само обучение требует систематической работы,а получать удовольствие на уроках сольфеджио ничего не делая дома, никак не получится. К 4-5 классу желание обучаться у ребенка пропадает совсем.