Методическое сообщение на тему: «Работа с интервалами в младших классах, игровые методы и способы усвоения материала на уроках сольфеджио»
Методическое сообщение на тему: «Работа с интервалами в младших классах, игровые методы и способы усвоения материала на уроках сольфеджио»
Все мы знаем, как важно для детей, только начинающих учиться музыке, чтобы первые уроки поразили воображение своей эмоциональностью и увлекательной формой. На занятия, наполненные движением, музыкой, игрой, ребята идут с большим удовольствием, как на концерт или своеобразный праздник. Для детей, обучающихся в музыкальной школе по Общеразвивающей программе, это важно в особенности.
Обычные формы учебной работы, применяемые на уроках, не всегда позволяют формировать активно-познавательную позицию ученика, поскольку он по умолчанию находится в состоянии обучающегося. Поэтому очень актуально использование на уроках нетрадиционных форм и методов обучения, например, — игровых. Задача педагога — создать условия для активной самореализации учащихся в учебной, творческой и коммуникативной деятельности, в которой ребята будут чувствовать себя достаточно свободно и комфортно, а также поиск таких форм и методов организации учебного процесса, которые позволят обеспечить его максимальную эффективность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическое сообщение на тему: «Работа с интервалами в младших классах, игровые методы и способы усвоения материала на уроках сольфеджио»»
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №1»
Копейского городского округа
Методическое сообщение
на тему:
«Работа с интервалами в младших классах, игровые методы и способы усвоения материала на уроках сольфеджио»
Выполнила:
Преподаватель
теоретических дисциплин
МУДО ДШИ №1 КГО
Манучарян И.Е.
г. Копейск
2023 г.
Содержание
Введение 3
Игровые формы работы в освоении теоретического материала 5
Игры с интервалами 7
«Интервальная викторина» 10
Заключение 12
Список используемой литературы. 13
Введение
«Обучение — через игру»
Корчак Я.
«То, что изучают дети — должно быть им интересно!»
Сухомлинский В.А.
Все мы знаем, как важно для детей, только начинающих учиться музыке, чтобы первые уроки поразили воображение своей эмоциональностью и увлекательной формой. На занятия, наполненные движением, музыкой, игрой, ребята идут с большим удовольствием, как на концерт или своеобразный праздник. Для детей, обучающихся в музыкальной школе по Общеразвивающей программе, это важно в особенности.
Обычные формы учебной работы, применяемые на уроках, не всегда позволяют формировать активно-познавательную позицию ученика, поскольку он по умолчанию находится в состоянии обучающегося. Поэтому очень актуально использование на уроках нетрадиционных форм и методов обучения, например, — игровых. Задача педагога — создать условия для активной самореализации учащихся в учебной, творческой и коммуникативной деятельности, в которой ребята будут чувствовать себя достаточно свободно и комфортно, а также поиск таких форм и методов организации учебного процесса, которые позволят обеспечить его максимальную эффективность.
Не секрет, что детям, обучающимся по ОРП, по разным причинам нужна более сильная мотивация к учёбе. Им сложнее концентрировать внимание, они быстрее устают, есть проблемы с запоминанием и т.д. И хотя эта программа легче по содержанию, чем предпрофильная и художественно-эстетическая, но объём теоретического и практического материала по предмету сольфеджио тоже достаточно велик.
По этим причинам мне представляется важным, особенно в младших классах ОРП, чаще использовать игровые методы и приёмы на уроках сольфеджио.
С детьми младшего школьного возраста игры очень желательно вводить в каждое музыкальное занятие. Это могут быть как отдельные игры, например, ролевые, сюжетные игры, игры-конкурсы, игры-соревнования, так и их элементы, а также игровые уроки целиком на усмотрение педагога в зависимости от уровня подготовки группы. Они очень нравятся детям, вызывают большой интерес. Позволяют в живой и непосредственной форме развивать навыки самостоятельного мышления и творческих способностей, расширять кругозор.
Множество таких игр и их вариантов каждый педагог может придумать и применять в своей работе. Например, уроки, связанные с усвоением интервалов, можно сделать яркими и интересными с помощью различного наглядного материала — рисунков, карточек, цветных кубиков и магнитов, а также, используя мультимедиа технологии.
Я сегодня хочу рассказать о некоторых играх, которые понравились мне самой и моим ученикам.
Игровые формы работы в освоении теоретического материала
Для доступного введения учеников в эту важную тему, я использую ассоциативный метод, благодаря которому дети, прежде всего быстро и цепко воспринимают всю дальнейшую работу в теме «Интервалы».
Мы начинаем диалог с простого сравнения.
«Сегодня вы снова пришли ко мне на урок!», говорю, я им, «Вы шли пешком или ехали, но вне зависимости от того, вы преодолели определённое…?»
Дети заканчивают мою мысль словом «Расстояние»
Так и начинается наш простой и незамысловатый диалог.
Детям очень важно осознавать неразрывную связь музыки с их повседневными делами.
С помощью таких примеров, ребёнок не будет чувствовать стресса от непонятных нововведений и ему не придётся переспрашивать о том, «что же такое, ИНТЕРВАЛ»
Когда дети изучают все обозначения и «имена» каждого из интервалов, так же важно работать над ассоциациями, которые мгновенно будут давать подсказку к любому вопросу.
Здесь можно использовать стихи или песни, с использованием названий каждого интервала:
Звуки дальше, звуки ближе,
Звуки уже, звуки шире.
Расстоянье выбирай,
Интервалом называй!
Дружно пальцы разгибаем,
Интервалы мы считаем!
Первый пальчик - это прима,
Прима - первый интервал.
А за ним идет секунда,
Цифрой "два" обозначай.
Третий пальчик разгибаем,
Терцией мы называем.
А четвертый - это кварта,
Смелый этот интревал.
Пятый пальчик - это квинта,
Цифра "пять": ты угадал!
Вот шестой мы разгибаем,
Сексту мы запоминаем,
Дальше пальчик наш седьмой
Назовем мы септимой.
Наконец, последний пальчик,
Восемь для него - закон!
Это - интервал октава,
Завершает список он.
Такое стихотворение (песню) можно использовать и как пальчиковую игру, как разминку на уроке, когда дети теряют концентрацию внимания.
В любом варианте использования рифма всегда вызывает интерес и поднимает настроение ученикам, а значит и усвоение материала будет более полноценным.
Когда речь заходит о тоновой величине интервалов, то здесь вступает обязательное правило разделения на группы.
В таком случае мы «расселяем» интервалы по «домикам»
Понятие консонанса и диссонанса для детей – тема любимая.
Они охотно играют в игру «Распознай-ка»
Когда им предлагают определить на слух интервалы консонансы и диссонансы, как правило, проблем в восприятии не возникает.
Однако, когда дело доходит до определения и закрепления тоновой величины, очень важно с первых шагов помочь детям, сделать преподносимый материал максимально доступным.
Игры с интервалами
Здесь помогает игра-сказка про город интервалов, которую можно сопровождать музыкальными примерами.
В одном прекрасном городке под названием «Интервал» живут красивые принцессы.
Все они - разные, кто чистая, кто малая, кто большая.
Живут они все по соседству, но для каждых есть свои дома!
В доме чистых интервалов всегда играет строгая и призывная музыка!
Ох что это за чистюли-зазнайки, нигде им равных нет!
Самая младшая сестричка, ПРИМА, обожает сидеть на одном месте и повторять «Я - само совершенство!» потому то она одна во всём доме, кто со своего места не делает ни одного шага!
Её старшая сестрица, ОКТАВА, славится самым высоким ростом во всём городе, прыгает она в высоту 8 ступеней, да и аппетит у неё отменным, за раз в себя может уместить, аж 6 батонов-тонов!
А вот КВАРТА - настоящая патриотка!
Очень любит она свою страну, и может петь гимн хоть два с половиной часа!
У КВИНТЫ же совершенно другие заботы, сплела она уже три с половиной корзинки, под ягоду, чтобы со всеми своими сестричками сходить в лес по малину. Но так как прима с места не двинулась, так и оставила КВИНТОЧКА свою работу.
Здесь мы выходим из домика чистых интервалов и направляемся в домик
КОНСОНАНСОВ
Только заходим, как видим печальную МАЛУЮ ТЕРЦИЮ, грустит она, потому что самая младшая в этом доме, но давайте мы развеселим её и напомним, как она важна здесь!
(песенка про малую терцию «маленькой ёлочке»)
Старшая сестра малой терции – БОЛЬШАЯ ТЕРЦИЯ, всегда смеётся, танцует и поёт:
Есть ещё одна Царевна-Несмеяна в этом домике, МАЛАЯ СЕКСТА.
Плачет она так много, что набирается аж 4 тонны её солёных слёз.
Попевка: «Я - секста малая, грустная, усталая»
Ну а про БОЛЬШУЮ СЕКСТУ нельзя не спеть, эта красотка носит в сумочке четыре с половиной тона помад, да и краситься может по шесть часов!
Песенка на мотив «В лесу родилась ёлочка»
(«Большая секста гордая, звучит она звучит,
Нам песенка про ёлочку о сексте говорит!»)
Настало время нам побывать в последнем домике.
Надевайте, ребята перчатки, да берегите уши…
Живут здесь принцессы вреднючие, колючие и самые плакучие!
МАЛАЯ СЕКУНДА так пыжится, так злится, что даже ёж по сравнению с ней кажется мягче.
«Я - секунда малая, вредная и вялая»
У БОЛЬШОЙ СЕКУНДЫ настроение чуть солнечнее, но это не мешает ей показать свой характер.
МАЛАЯ СЕПТИМА - крокодилья душа, сьела она все пять тонов, как запоёт, так весь город уши закрывает.
Попевка: «Септима малая, пять тонов поймала я»
БОЛЬШАЯ СЕПТИМА обожает рыбачить, вылавливает она по пять с половиной тонов за раз:
Попевка: «Пять с половиной тонов, вот и готов мой улов!»
Такой метод работы на уроке, позволит заинтересовать учеников, совершенствуя не только воображение, но и слуховую память, что позволит, в дальнейшем легко и безошибочно строить и определять тот или иной интервал!
Разученные в играх песни и попевки могут легко использоваться не только при изучении интервалов, но и в других видах работы на уроках сольфеджио. Их можно записывать по памяти от звука и в заданной тональности, прохлопывать и называть ритмический рисунок, подбирать на фортепиано, загадывать, исполнять с ритмическим остинато.
Ещё одна игра:
«Интервальная викторина»
Здесь можно использовать попевки и песни из прошлого примера.
Дети делятся на две команды.
Каждой команде по очереди загадывается интервал. Та команда, которая определит большее количество интервалов – даёт штрафные задания для определения интервалов проигравшим.
Преподаватель играет мелодию на инструменте, в ожидании ответа детей.
После получения всех ответов и определения победившей команды, дети выходят по очереди к доске и строят любой интервал.
Игрок, который точно определит интервал выходит из под «штрафа».
В такой игре дети учатся быстрой реакции, развивается не только слуховая, но и визуальная память.
Игра «Найди лишнего»
Такая игра подходит для продвинутых групп, которые хорошо распознают интервалы на слух.
Детям по секрету раздаются карточки с названием их интервалов, один из которых является единственным среди всех консонансом, либо диссонансом.
Дети по очереди подходят к инструменту и нажимают свой интервал (для усложнения можно использовать аббревиатуры «м. б. ч.»)
Как только ученики услышат среди всех сыгравших «лишнего» и сообщат об этом, можно усложнить задачу и попробовать определить данный интервал.
После того, как лишний найден, жеребьёвка раскидывается снова.
Игра так же хорошо развивает слуховую память, скорость реакции и позволяет детям лучше запомнить интервалы.
Игра «Интервальное домино» - один из сложных вариантов закрепления материала для продвинутых групп.
Детям раздаются карточки-домино, с обозначениями и построениями интервалов.
Принцип игры такой же, как в классическом «Домино», побеждает первый, у кого все «доминошки» закончатся.
Заключение
Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что игровые формы работы на уроках сольфеджио по общеразвивающей программе способствуют:
освоению изучаемого материала и снятию психологического напряжения, созданию ситуации успеха, формированию положительной мотивации;
активизации внимания учащихся;
развитию воображения и фантазии детей, способности к познанию, переживанию, активному действию;
творческому вхождению в музыкальную реальность, созданию возможностей для самовыражения;
дают простор для творческой инициативы преподавателя, позволяя сочетать в работе как традиционные методы обучения, так и более передовые.
В музыкальные игры дети играют с огромным удовольствием и постоянно сами предлагают поиграть педагогу. Но, конечно, игровые формы работы не являются основными и не должны преобладать над традиционными методами.
Боровик Т.А. Изучение интервалов на уроке сольфеджио. Методические рекомендации. М: Классика-XXI, 2007. – 68 с.
Камозина О.П. Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил – песенки, картинки и разные истории! Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 92 с.
Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. М. Просвещение, 1986.
Огороднова-Духанина Т.И. Музыкальные игры на уроках сольфеджио. Учебное пособие для подготовительной группы и младших классов детской музыкальной школы Издательство «Композитор • Санкт-Петербург» 2008
Панова Г. Активизация мыслительной деятельности на уроках музыки.
Петрушин В. Музыкальная психология. М.,1997
Первозванская Т.Е. Теория музыки для маленьких музыкантов и их родителей.Учебник-сказка, I-II части. СПб.:Композитор, 2001. –79 с.
Первозванская Т.Е. Сольфеджио на «пять». Рабочие тетради 1-3 класс. СПб: Композитор, 2001. – 44с.
Плеханова Т.А. Игровая ситуация как фактор познавательной активности учащихся и оптимизации учебного процесса. С. 110-114. /Новые технологии в музыкальном образовании. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Омск: ОмГУ, 2000. — 148с.
Ражников В. Путеводитель по дневнику творческого развития. М.,2000