kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение игровых приёмов на уроках игры на фортепиано

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение игровых пииемов на уроках игры на фортериано

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение игровых приёмов на уроках игры на фортепиано»

ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ

I полугодие



1 УРОК (сентябрь)

Прежде всего – ЗНАКОМСТВО.

Очень важно уметь расположить к себе ребенка во время знакомства. Дети чувствительны и восприимчивы к интонациям речи, мимике педагога, к настроению. Фальшь и неискренность в поведении дети чувствуют мгновенно. Доброжелательность, радость встрече и знакомству, непринужденность и открытый интерес к ребенку – вот самые лучшие помощники педагога.

Во время знакомства расспросите ребенка о его интересах, о том, чем он любит заниматься, какие любимые передачи и мультфильмы смотрит по телевизору, есть ли у него дома домашнее животное, любит ли он рисовать, умеет ли читать и т.д. дети с удовольствием любят рассказывать о себе. Педагог тоже может рассказать о своих увлечениях и любимых занятиях. Это способствует возникновению более доверительной обстановке.

Итак, познакомившись, нужно ребенку рассказать о правилах поведения в школе и на уроке:

  1. В школе необходимо здороваться при встрече со всеми учителями, и с теми у которых не обучаешься. Это зона вежливости и уважения.

  2. Прежде чем зайти в класс, необходимо постучать в дверь кабинета и только после стука открыть дверь, войти и поздороваться со всеми присутствующими.

  3. На урок приходить опрятно одетым, с чистыми руками.

  4. В конце урока ученик прощается с учителем следующей фразой: «СПАСИБО ЗА УРОК. ДО СВИДАНИЯ».



ЗНАКОМСТВО С ИНСТРУМЕНТОМ

  1. Клавиатура, клавиши

  2. Пюпитр – подставка для нот.

  3. Педали – «душа» фортепиано.

  4. Струны, колки, молоточки, подушечки.

  5. Пианино и рояль. Сравнить.

Детям очень интересно рассматривать фортепиано изнутри, так как именно внутри инструмента спрятана его большая тайна – «волшебные» молоточки и струны. Больше всего детей 5-6 лет увлекает процесс наблюдения за подскакиванием молоточков и подушечек в момент нажатия клавиш.

Рассказ об инструменте должен быть интересным и кратким (чтобы не утомлять внимание ребенка).

УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ

  1. «ЗМЕЯ, ЛЯГУШКА» - правая рука имитирует движение змеи, а левая рука показывает, как прыгает лягушка. Упражнение выполняется двумя руками одновременно. Потом задание правой руки переходит к левой руке, и наоборот.

  2. «КОШЕЧКА И СОБАЧКА» - правая рука выполняет движение имитирующее поглаживание кошки, а левая рука в это же время как бы отгоняет собачку. По окончании, руки меняются заданиями.

  3. «СКРИПКП И БАРАБАН» - правая рука показывает движения смычка по струнам скрипки, а левая рука показывает, как бьют в барабан. Упражнение выполняется двумя руками одновременно

ПОСАДКА ЗА ИНСТРУМЕНТОМ

Посадка за инструментом индивидуальна и зависит от физических данных. Тем не менее, существуют общие правила, выполнение которых положительно сказывается на качестве исполнения произведений.

Обычно за фортепиано сидят на расстоянии вытянутой руки от открытой крышки инструмента и занимают, примерно, одну треть стула. Высота посадки должна быть такой, чтобы чуит разведенные в сторону локти находились над уровнем клавиш. Этим создается хорошая опора в пальцы, что важно для правильного звукоизвлечения, предполагающего использование веса свободной руки. При низкой посадке нарушается естественное ощущение веса руки в пальцах. Отсюда возникает поверхностное звучание в «piano» и жесткий звук в «forte», так как вместо веса руки используется ее мускульная сила.

Что касается пальцев и кисти, то надо помнить, что пальцы, при свободной руке полусогнуты, а кисть гибкая и подвижная. Большое значение имеет положение ног. Они должны располагаться у педалей (на подставке). Хорошая опора в ногах позволяет с большой точностью регулировать громкость.

ЗНАКОМСТВО С КЛАВИАТУРОЙ

После того, как ученик познакомился с инструментом и освоил правильную посадку за ним, можно переходить знакомству с клавиатурой.

Педагог предлагает ученику внимательно посмотреть на клавиатуру и показать все группы из 2-х черных клавиш, какие найдет. Показывать две черные клавиши можно произвольно, как удобно ученику, так как на данном этапе задача ученика: уметь быстро находить группу из 2-х черных клавиш, прежде всего глазами. Выполнив это задание, следует аналогичное задание с группой из 3-х черных клавиш.

Выполнив задание с черными клавишами, нужно обратить внимание ученика на то, что в правой стороне клавиатуры располагаются высокие, тонкие звуки, похожие на голоса птичек. В левой стороне клавиатуры располагаются звуки низкие, толстые, похожие на голос медведя. А в середине клавиатуры (напротив ученика) – звуки похожие на голос мамы, папы, бабушки (пусть ученик предложит свои ассоциации).

Вводим условности:

  1. Там, где низкие звуки – там «живет медведь».

  2. Там где высокие звуки – там «живут птички».

  3. Там где средние звуки - там «живет» учении со своей семьей – ДОМ.



ДОМ МЕДВЕДЕЙ

ДОМ УЧЕНИКА

ДОМ ПТИЧЕК

Нижний регистр Средний регистр Верхний регистр

После знакомства с клавиатурой следует перейти к заключительной части урока: СЛУШАНИЕ РАЗНОХАРАКТЕРНЫХ ФОРТЕПИАННЫХ ПЬЕС. ВО ВРЕМЯ ПРОСЛУШИВАНИЯ ПЬЕС ПЕРЕД УЧЕНИКОМ СТАВИТСЯ ЗАДАЧА :

  1. Определить характер, настроение пьесы.

  2. Темп

  3. Громкость (динамику)

Каждая пьеса исполняется не менее 2-х раз. Во время 2-го проигрывания можно дать ученику музыкальный инструмент, например колокольчик, треугольник, ксилофон, маракас, пандейру, деревянную коробочку (блоктроммель). Ученику предоставляется свобода в игре на музыкальном инструменте. Это поможет преподавателю определить чувство ритма ученика, слышит ли он музыкальные шаги (доли), чувствует ли он сильную долю.

Хорошо помогает определить ритмическую память ученика задание «ЭХО» - педагог прохлопывает простейший ритмический рисунок, а ученик его повторяет.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Выучить правила поведения в школе; назвать и показать части фортепиано; делать упражнения на развитие координации;уметь показать правильную посадку за инструментом; уметь легко показывать группы из 2-х и 3-х черных клавиш; уметь показать на клавиатуре «дом медведя», «дом птичек», «дом ученика».

Принести дневник, нотную тетрадь, карандаш, ластик, общую тетрадь на 24 листа (теоретическая тетрадь).

УРОК 2

Опрос домашнего задания:

  1. Правила поведения

  2. Части фортепиано назвать и показать.

  3. Показать посадку за инструментом

  4. Показать группы из 2-х и 3-х черных клавиш

  5. Показать на клавиатуре «дом медведя», «дом птичек», «дом ученика».

ЗНАКОМСТВО С ГИМНАСТИКОЙ ПИАНИСТА:

«Ронять руки»

«Трясти кистями рук»

«Стряхивать воду с пальцев»

*Упражнения на расслабление плечевого пояса (см. Приложение)

«Ронять корпус»

«Деревянная и тряпочная кукла»

«Поднимать и опускать плечи»

«Твердые и мягкие руки»

«Твердые и мягкие ноги»

«Мельница»

«Маятник»

«Маятник №2»

______________________________________________________

* Упражнения на расслабление и напряжении е мышц корпуса.(см.Приложение)

«Наклоны, выпрямление и повороты головы»

«Круговое движение плечами»

«Упражнение для кистей рук»

«Коготки кошечки»

*Упражнения для развития отдельных групп мышц и подвижности суставов.(см.Приложение)

ЗНАКОМСТВО С ГИМНАСТИКОЙ ДЛЯ ПАЛЬЦЕВ

«Здравствуй пальчик»

«Рисуем круги»

«Колечки»

Упражнения выполняемые на крышке инструмента:

«Проснулись-уснули»

«Молоточки – гвоздики»

«Лягушка»

«поссорились – помирились»

«Чехарда»

«Голубь»

«Опора на 5-й палец»

*См. Приложение «Гимнастика для пальцев»

Вышеуказанный порядок упражнений является налаженной системой, которой желательно придерживаться.

Выполняя упражнения, желательно объяснить ученику для чего выполняется данное упражнение, какие мышцы разминаем, заставляем «проснуться», разогреться. Особенно при выполнении упражнений для пальцев. Опыт работы с дошкольниками показал, что многие дети были удивлены, узнав о том, что в пальцах и ладонях есть мышцы, которые надо тренировать.

Рекомендуемое время для выполнения гимнастики 5-7 минут.

РАБОТА С КЛАВИАТУРОЙ

По принципу игры «Из дома – в гости домой».

Педагог просит ученика показать все группы из 2-х черных клавиш в следующем порядке:

Правая рука нажимает группу из 2-х черных клавиш « в своем доме», т.е. в 1-й октаве, и далее переносится с одной группы на другую по октавам»в гости к птичкам». Достигнув последней группы, т.е в 4 октаве, возвращается обратно «домой», т.е. в 1-ю октаву. По возвращении, руку обязательно надо снять с клавиатуры на колено (отдохнуть). Пока правая рука отдыхает, левая рука отправляется «из дома», из 1-й октавы, «в гости к медведю» по 2-м черным клавишам и обратно «к себе домой», т.е. в 1-ю октаву. По возвращению руку снять с клавиатуры на колено.

То же самое выполняем с группой из 3-х черных клавиш.

Над снятием руки необходимо поработать отдельно.

Упражнение «Ветерок и листик» поможет в этом.

Педагог описывает ученику сухой, легкий листик, который упал с дерева на тропинку (кисть ученика – это «листик» лежит на колене) прилетел легкий ветерок и стал подкидывать листик, играя с ним (учитель – ветерок, он слегка дует на руку ученика, а ученик в это время, изображает, как листик, поднимается и опускается на клавиатуру).

Необходимо следить за естественностью движений кисти, чтобы не было зажатости, угловатости в движениях.

Момент снятия руки необходимо корректировать с первых уроков, для того чтобы ученик с самого начала осознавал важность правильного снятия руки, и не привыкал, не обращать на это внимания.

Еще очень помогает откорректировать движения руки во время снятия следующая ассоциация: вспомни, как ты вынимаешь руки из воды. эта аналогия очень быстро и легко решает проблему зажатости рук и освобождает движения рук ученика.

После вышеперечисленных заданий следует «переключить» внимание ученика на другой вид деятельности:

РАБОТА В ТЕТРАДИ

Детям очень нравится письменная работа. Они с удовольствием приступают к нотным тетрадям после работы на клавиатуре.

На первом письменном задании педагог знакомит ученика с 5-ю линеечками (нотным с таном) и с кружочками – нотами, которые пишутся на линеечках и между линеечками.

ЗАДАНИЕ: написать кружочки на 1-й линеечке до конца строки. Если ученик легко справился с этим заданием, то можно дать задание написать ряд палочек до конца нотного стана. Как бы не казалось это задание простым и легким, практиа показала, что у большинства учеников кружочки смещались с 1-й линеечки и постепенно увеличивались в размерах. Педагог должен очень корректно указывает ученику на подобные изменения, а по окончании работы обязательно похвалить за старательность и поставить ОЦЕНКУ ЗА СТАРАТЕЛЬНОСТЬ (я использовала наклейки или рисовала красивый цветочек).

ПОСЛЕ ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ ХОРОШО ПРОВЕСТИ ОДНУ ИЗ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР: «сидит белка», «мастера», «не плач куколка моя», и т. д. (см Приложение «Пальчиковые игры для восстановления детского внимания»)

И завершаем урок СЛУШАНИЕМ РАЗНОХАРАКТЕРНЫХ ФОРТЕПИАННЫХ ПЬЕС.

Задачи ученика:

  1. Определить характер, настроение пьесы

  2. Определить темп

  3. Определить громкость (динамику)

  4. Рассказать о том, что можно делать под прозвучавшую музыку (танцевать, петь, думать, грустить, веселиться, бегать, спать и т.д.)

  5. Ученик на играет на музыкальном инструменте (треугольник, колокольчик, деревянная коробочка и т.д.)

Игра «ЭХО» - педагог прохлопывает небольшой ритмический рисунок или играет на одной клавише, а ученик повторяет, прохлопывая в ладоши, или пробует повторить заданный ритмический рисунок на любой одной клавише.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: делать гимнастику; уметь выполнять снятие рук; делать упражнение с 2-мя и 3- мя черными клавишами отдельно каждой рукой по принципу: «из дома – в гости к птичкам» - правая рука, и «из дома – в гости к медведю» - левая рука.

3 УРОК

Новый материал: нота «ДО», упражнение «РАДУГА»

1. Гимнастика для корпуса, рук, пальцев; упр. На координацию.

2. Посадка.

3. 2-3 черные клавиши отдельно каждой рукой, по принципу «из дома – в гости – домой». 2 черные клавиши следует нажимать 2-м и 3-м пальцем одновременно, а далее поочередно. 3 черные клавиши следует нажимать 2-м, 3-м, 4-м пальцами одновременно и поочередно.

4. Знакомство с клавишей «ДО».

Пример объяснения: «клавишу «До» следует искать всегда около 2-х черных клавиш, с левой стороны ( педагог показывает клавишу»ДО» и просит ученика внимательно посмотреть и запомнить ее местонахождение) далее педагог дает задание ученику найти на клавиатуре все клавиши «ДО», т. к. она на клавиатуре не единственная. Если ученик справляется с этим заданием, то далее следует знакомство с новым упражнением «Радуга» (см. Приложение, «Самые первые упражнения на фортепиано».

Перед началом выполнения данного упражнения педагог должен объяснить правила постановки 3-го пальца (на «подушечку»), а все остальные пальцы округлить и слегка приподнять. Некоторым ученикам трудно держать пальцы в приподнятом положении из-за мышечной слабости, с такими учениами стоит прибегнуть к помощи карандаша. Карандаш следует протолкнуть между пальчиками, таким образом, чтобы 3-й пальчик находился под карандашом (как крючочек), а 2-й и 4-й пальцы над карандашом (сверху, округленные). Так же педагогу следует проверить положение локтей. Они не должны бать прижаты к телу и должны занимать естественное положение. Запястье должно продолжать ровную линию предплечья, не образовывая горку или наоборот ямку. Проверив положение 3-го пальца, запястья, локтя, рука готова к выполнению упражнения «РАДУГА».

Пример объяснения: начинаем спокойное движение руки с колена на клавишу «До» 1-й октавы, поставили руку на 3-й палец, далее глазками находим следующую клавишу «До» 2-й октавы и плавно переносим на нее руку. В момент подъёма руки с клавиши я всегда говорю так: « поднимаем ручку так, как будто мы вынимаем руку из тазика с водой, представь как капельки стекают с твоих пальчиков». Движение руки при переносе над клавиатурой должно напоминать движение по радуге. Отсюда и название данного упражнения.

Упражнение «РАДУГА» является первым упражнением, с которого следует начинать все занятия на клавиатуре на последующих уроках в течение 2-х – 3-х месяцев.

Это упражнение помогает ученику легко и быстро усвоить названия октав и их расположение на клавиатуре.

РАБОТА В ТЕТРАДИ

Задание: написать ноту «ДО» 1-й октавы.

Пальчиковые игры.

Слушание пьес (анализ, беседа):

Задачи ученика:

  1. Определить характер, настроение пьесы

  2. Определить темп

  3. Определить громкость (динамику)

  4. Рассказать о том, что можно делать под прозвучавшую музыку (танцевать, петь, думать, грустить, веселиться, бегать, спать и т.д.)

  5. Ученик на играет на музыкальном инструменте (треугольник, колокольчик, деревянная коробочка и т.д.)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ДЕЛАТЬ ГИМНАСТИКУ; УМЕТЬ НАХОДИТЬ И ПОКАЗЫВАТЬ КЛАВИШУ «до»; ДЕЛАТЬ УПРАЖНЕНИЯ «2, 3 ЧЕРНЫЕ КЛАВИШИ», «Радуга»; уметь написать ноту «ДО».

4 УРОК

Новый материал: Тук и Ти-Ки, «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОЕЗД»

  1. Гимнастика для корпуса, рук, пальцев; упр. на координацию.

  2. Упр. «РАДУГА» (в гости)

  3. Знакомство с музыкальными шагами и .

Используем приложение «Музыкальный поезд»

Работаем с карточками и .

Составление простейших ритмических рисунков и работа с ними (прохлопать – простучать – сыграть на клавише «ДО» - с аккомпанементом педагога)

Учим стих про ТУК И ТИ-КИ:

Тук Ти-Ки, Тук Ти-Ки - музыкальные шаги.

Тук Ти-Ки, Тук Ти-Ки - изучают малыши.

Любит Тук ходить спокойно, Ти-Ки любит пробежать.

Тук – шагает словно мама, Ти-Ки - словно детвора.

ВАРИАНТЫ РИТМИЧЕСКИХ РИСУНКОВ:



























РАБОТА В ТЕТРАДИ:

Записать с карточек ритмические рисунки на ноте «ДО».

Пальчиковые игры(см.Приложение)

Слушание пьес (анализ, беседа):

Задачи ученика:

  1. Определить характер, настроение пьесы

  2. Определить темп

  3. Определить громкость (динамику)

  4. Рассказать о том, что можно делать под прозвучавшую музыку (танцевать, петь, думать, грустить, веселиться, бегать, спать и т.д.)

  5. Ученик на играет на музыкальном инструменте (треугольник, колокольчик, деревянная коробочка и т.д.)

Теоретическая тетрадь - нота «ДО», - Тук, - Ти-Ки.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: делать гимнастику; упр. «РАДУГА», сделать карточки и для составления ритмических рисунков.



5 УРОК

Новый материал: нота «РЕ», упр. «ДОРОЖКА»

  1. Гимнастика для корпуса , рук, пальцев.

  2. Знакомство с клавишей «РЕ»

  3. Упражнение»РАДУГА» от клавиши «ДО» и «РЕ» ( в гости).

  4. Новое упражнение « ДОРОЖКА» (см. Приложение «Самые первые упражнения на фортепиано»)

  5. Работа с карточками – составление ритмических рисунков (прохлопать – простучать – сыграть на клавише «ДО» и «РЕ» - с аккомпанементом педагога - ученик на играет на музыкальном инструменте (треугольник, колокольчик, деревянная коробочка и т.д.)

  6. Работа в тетради:

Написать ноту «РЕ»; с карточек переписать в тетрадь ритмический рисунок на ноту «РЕ» (по системе «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОЕЗД», используя два вагона: 1 вагон - «ДО», 2 вагон «РЕ».

  1. Пальчиковые игры.

  2. Музыкальные игры «ДОМИК», «ДОЖДИК».

  3. Слушание разнохарактерных пьес.

10.Теоретическая тетрадь – нота «РЕ».

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ДЕЛАТЬ УПРАЖНЕНИЕ «Радуга» от «ДО», «РЕ», «ДОРОЖКА». Прохлопывать и играть ритмические рисунки, записанные в тетради на уроке.



6 УРОК

Новый материал: нота «МИ»

  1. Гимнастика для корпуса, рук, пальцев.

  2. Знакомство с клавишей «МИ»

  3. «РАДУГА» от клавиши «ДО», «РЕ»,»МИ» (в гости)

  4. «ДОРОЖКА»

  5. «КУЗНЕЧИК» (в гости)

  6. Работа с карточками по плану предыдущего урока.

  7. Работа в тетради

Написать ноту «МИ»; с карточек перенести ритмический рисунок в тетрадь на ноту «МИ», используя 3 вагона: 1 вагон - «ДО», 2 вагон - «РЕ», 3 вагон - «МИ».

  1. Пальчиковые игры.

  2. Музыкальные игры: «ДОЖДИК!,»ДОМИК», «ВОРОНА» с использованием клавиш «ДО», «РЕ», «МИ».

  3. слушание пьес по плану предыдущих уроков

  4. теоретическая тетрадь - нота «МИ».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: делать упражнения «РАДУГА», «ДОРОЖКА» от клавиш «ДО», «РЕ», «МИ»; играть ритмические рисунки записанные в тетради на уроке.



7 УРОК

Новый материал: нота «ФА», упражнение «ДО + РЕ + МИ», «МИ – РЕ – ДО»

1.Гимнастика для корпуса, рук, пальцев.

2.Знакомство с клавишей «МИ»

3.«РАДУГА» от клавиши «ДО», «РЕ»,»МИ», «ФА» (в гости)

4.«ДОРОЖКА»

5«КУЗНЕЧИК», «ДО + РЕ + МИ», «МИ – РЕ – ДО» (в гости). (см. Приложение «самые первые упражнения на фортепиано»

  1. Работа с карточками по плану предыдущего урока.

  2. Работа в тетради:

Написать ноту «ФА»; с карточек перенести ритмический рисунок в тетрадь на ноту «ФА», используя 4 вагона: 1 вагон - «ДО», 2 вагон - «РЕ», 3 вагон - «МИ», 4 ВАГОН - «фа» (ВОЗМОЖНО ВАРИАНТЫ).

  1. Пальчиковые игры.

  2. Музыкальные игры: «ДОЖДИК!,»ДОМИК», «ВОРОНА» с использованием клавиш «ДО», «РЕ», «МИ», «ФА».

  3. слушание пьес по плану предыдущих уроков

  4. теоретическая тетрадь - нота «ФА».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: делать упражнения «РАДУГА», от клавиш «ДО», «РЕ», «МИ», «ФА»; «ДОРОЖКА», «КУЗНЕЧИК»,»ДО + РЕ + МИ», «МИ – РЕ - ДО»; играть ритмические рисунки записанные в тетради на уроке.



8 УРОК

Закрепление пройденного материала.

  1. Гимнастика для корпуса, рук, пальцев.

  2. Клавиши «ДО», «РЕ». «МИ», «ФА».

  3. «РАДУГА» от «ДО», «РЕ», «МИ», «ФА».

  4. «ДОРОЖКА», «КУЗНЕЧИК», «ДО+РЕ+МИ» и «МИ- РЕ-ДО» (в гости)

  5. Работа с карточками по плану предыдущих уроков.

  6. Работа в тетради:

Написать в тетради ритмический рисунок из 4-х «вагонов» с использованием нот «ДО», «РЕ», «МИ», «ФА» САМОСТОЯТЕЛЬНО.

  1. Пальчиковые игры.

  2. Музыкальные игры: «ДОМИК», «ДОЖДИК», «ВОРОНА» с использованием нот «ДО», «РЕ», «МИ», «ФА».

  3. Слушание пьес.

Теоретическая тетрадь – ноты «ДО», «РЕ», «МИ», «ФА».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: делать упражнения «РАДУГА», от клавиш «ДО», «РЕ», «МИ», «ФА»; «ДОРОЖКА», «КУЗНЕЧИК», «ДО + РЕ + МИ», «МИ – РЕ - ДО»; играть ритмические рисунки записанные в тетради на уроке.





9 УРОК (октябрь)

Новый материал: название октав верхнего регистра. Штрихи.

  1. Гимнастика для корпуса, рук, пальцев.

  2. ЗНАКОМСТВО С НАЗВАНИЯМИ ОВТАВ ВЕРХНЕГО РЕГИСТРА.

  3. «РАДУГА» с названием октав (добиваться четкого, смелого, громкого произношения)

  4. «ДОРОЖКА» - знакомство со штрихами non legato и staccato.

  5. «КУЗНЕЧИК», «ДО+РЕ+МИ» - с названием октав.

  6. Работа с карточками по плану предыдущих уроков.

  7. Работа в тетради.

  8. Пальчиковые игры.

  9. Музыкальные игры.

10. Слушание пьес (анализ, беседа)

11.Теоретическая тетрадь – названия октав верхнего регистра;

non legato и staccato.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: упражнения, знать октавы верхнего

Регистра; штрихи non legato и staccato

10 УРОК

Новый материал: клавиша и нота «СОЛЬ", упражнение «МОСТИКИ»

  1. Гимнастика для корпуса, рук, пальцев.

  2. Проверка знаний октав верхнего регистра.

  3. Знакомство с клавишей «СОЛЬ»

  4. «РАДУГА» с названием октав от клавиш «ДО», «РЕ», «МИ», «ФА», «СОЛЬ».

  5. «ДОРОЖКА» -штрихи non legato и staccato

  6. «КУЗНЕЧИК», «ДО+РЕ+МИ», «МОСТИКИ» с названием октав, со штрихами.

  7. Работа с карточками.

  8. Работа в тетради.

  9. Пальчиковые игры.

10. Музыкальные игры.

11. слушание пьес ( анализ, беседа)

12. теоретическая тетрадь – нота «СОЛЬ».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: упражнения с названием октав и со

штрихами. Знать и отличать штрихи.

Играть ритмические рисунки по тетради.

11 УРОК

Новый материал: клавиша и нота «ЛЯ», упр. «СЛОН».

1. Гимнастика для корпуса, рук, пальцев.

2. Закрепление знаний октав верхнего регистра.

3. знакомство с клавишей «ЛЯ».

4. «РАДУГА» с названием октав от клавиш «ДО» - «ЛЯ».

5. «ДОРОЖКА» со штрихами.

6. «КУЗНЕЧИК», «ДО+РЕ+МИ», «МОСТИКИ», «СЛОН»

(см. Приложение) со штрихами.

7. Работа с карточками

8. работа в тетради: написать ноту «ЛЯ». Записать

ритмический рисунок с карточек в тетрадь с использованием

нот от «ДО» до «ЛЯ».

9. Пальчиковые игры.

10. Музыкальные игры.

11. Слушание пьес.

12. Теоретическая тетрадь - нота «ЛЯ».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: : упражнения с названием октав и со

штрихами. Знать и отличать штрихи.

Играть ритмические рисунки по тетради.

12 УРОК

Новый материал: Клавиша и нота «СИ» ,

упр. «5 ПАЛЬЦЕВ ВВЕРХ»

1. Гимнастика для корпуса, рук, пальцев.

2. Закрепление знаний октав верхнего регистра.

3. знакомство с клавишей «СИ».

4. «РАДУГА» с названием октав от клавиш «ДО» - «СИ».

5. «ДОРОЖКА» со штрихами.

6. «КУЗНЕЧИК», «ДО+РЕ+МИ», «МОСТИКИ», «СЛОН»

«5 ПАЛЬЦЕВ ВВЕРХ» (см. Приложение) со штрихами.

7. Работа с карточками

8. работа в тетради: написать ноту «СИ». Записать

ритмический рисунок с карточек в тетрадь с использованием

нот от «ДО» до «СИ».

9. Пальчиковые игры.

10. Музыкальные игры.

11. Слушание пьес.

12. Теоретическая тетрадь - нота «СИ».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: : упражнения с названием октав и со

штрихами. Знать и отличать штрихи.

Играть ритмические рисунки по тетради.

13 УРОК



Новый материал: Клавиша и нота «ДО второй октавы» ,

Октавы нижнего регистра, упр. «5 ПАЛЬЦЕВ вверх и вниз» 1. Гимнастика для корпуса, рук, пальцев.

2. Знакомство с октавами нижнего регистра.

3. знакомство с клавишей «ДО 2-й октавы».

4. «РАДУГА» с названием октав от клавиш «ДО» - «ДО 2-й ».

5. «ДОРОЖКА» со штрихами.

6. «КУЗНЕЧИК», «ДО+РЕ+МИ», «МОСТИКИ», «СЛОН»

«5 ПАЛЬЦЕВ ВВЕРХ», «5 ПАЛЬЦЕВ ВВЕРХ И ВНИЗ»

(см. Приложение)

7. Работа с карточками

8. работа в тетради: написать ноту «ДО 2-й октавы». Записать

ритмический рисунок с карточек в тетрадь с использованием

нот 1-й октавы.

9. Пальчиковые игры.

10. Музыкальные игры.

11. Слушание пьес (анализ, беседа).

12. Теоретическая тетрадь - нота «ДО 2-й октавы».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: : упражнения с названием октав и со

штрихам. Играть ритмические рисунки по тетради.

14 УРОК

Новый материал: упр. «КУЗНЕЧИК ПО ДОРОЖКЕ»

1. Гимнастика для корпуса, рук, пальцев.

2. Проверка знаний октав нижнего регистра

3. «РАДУГА» от всех белых клавиш 1 – й октавы.

4. «ДОРОЖКА» со штрихами.

5. «КУЗНЕЧИК», «ДО+РЕ+МИ», «МОСТИКИ», «СЛОН»

«5 ПАЛЬЦЕВ ВВЕРХ», «5 ПАЛЬЦЕВ ВВЕРХ И ВНИЗ»

«КУЗНЕЧИК ПО ДОРОЖКЕ» (см. Приложение),

со штрихами.

6. Работа с карточками.

7. Работа в тетради: Записать ритмический рисунок с

карточек в тетрадь

8. Пальчиковые игры.

9. Музыкальные игры.

10. Слушание пьес (анализ, беседа).

11. Теоретическая тетрадь - записать с клавиш «Кузнечика» и

«Мостик».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: : упражнения с названием октав и со

штрихам. Играть ритмические рисунки по тетради.

15 УРОК

Новый материал: ДО-МИ-СОЛЬ – УСТОЙЧИВЫЕ

СТУПЕНЬКИ, «РАСТЯЖКА НА ОКТАВУ»

1. Гимнастика для корпуса, рук, пальцев.

2. Закрепление знаний октав нижнего регистра.

3. «РАДУГА» только от клавиш «ДО» «МИ» «СОЛЬ»

(устойчивые)

4. «ДОРОЖКА» со штрихами.

5. «КУЗНЕЧИК», «ДО+РЕ+МИ», «МОСТИКИ», «СЛОН»,

«5 ПАЛЬЦЕВ ВВЕРХ И ВНИЗ»,

«КУЗНЕЧИК ПО ДОРОЖКЕ», «РАСТЯЖКА НА ОКТАВУ»

(см. Приложение)

6. работа с карточками.

7. Работа в тетради: записать ритмический рисунок с карточек

в тетрадь.

8. Пальчиковые игры.

9. Музыкальные игры.

10. Слушание пьес.

11. Теоретическая тетрадь: ДО – МИ – СОЛЬ – УСТОЙЧИВЫЕ

СТУПЕНЬКИ.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: упражнения с названием октав,

со штрихами. Играть ритмические рисунки по тетради.

16 УРОК

Новый материал: «ТРЕЗВУЧИЕ» - АККОРД.

1. Гимнастика для корпуса, рук, пальцев.

2. «РАДУГА» только от клавиш «ДО» «МИ» «СОЛЬ»

(устойчивые)

3. «ДОРОЖКА» со штрихами.

4. «КУЗНЕЧИК», «ДО+РЕ+МИ», «МОСТИКИ», «СЛОН»,

«5 ПАЛЬЦЕВ ВВЕРХ И ВНИЗ»,

«КУЗНЕЧИК ПО ДОРОЖКЕ», «РАСТЯЖКА НА ОКТАВУ»

«ТРЕЗВУЧИЕ» (см. Приложение), со штрихами.

5. Работа с карточками.

6. Работа в тетради: записать ритмический рисунок с карточек

в тетрадь.

7. Пальчиковые игры.

8. Музыкальные игры.

9. Слушание пьес.

10. Теоретическая тетрадь: ТРЕЗВУЧИЕ: ДО – МИ – СОЛЬ записать с клавиш

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: упражнения с названием октав,

со штрихами. Играть ритмические рисунки по тетради.



17 УРОК (ноябрь)

ПО ПЛАНУ УРОКА №16

18 УРОК

Новый материал: «СЕКСТАККОРД» - АККОРД

1. Гимнастика для корпуса, рук, пальцев.

2. «РАДУГА» только от клавиш «ДО» «МИ» «СОЛЬ»

(устойчивые)

3. «ДОРОЖКА» со штрихами.

4. «КУЗНЕЧИК», «ДО+РЕ+МИ», «МОСТИКИ», «СЛОН»,

«5 ПАЛЬЦЕВ ВВЕРХ И ВНИЗ»,

«КУЗНЕЧИК ПО ДОРОЖКЕ», «РАСТЯЖКА НА ОКТАВУ»

«ТРЕЗВУЧИЕ», «СЕКСТАККОРД» (см. Приложение),

со штрихами.

5. Работа с карточками.

6. Работа в тетради: записать ритмический рисунок с карточек

в тетрадь.

7. Пальчиковые игры.

8. Музыкальные игры.

9. Слушание пьес.

10. Теоретическая тетрадь: СЕКСТАККОРД МИ – СОЛЬ – ДО записать с клавиш

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: упражнения с названием октав,

со штрихами. Играть ритмические рисунки по тетради.

19 УРОК

ПО ПЛАНУ УРОКА №18

20 УРОК

Новый материал: «ТРЕЗВУЧИЕ + СЕКСТАККОРД» - АККОРДЫ

1. Гимнастика для корпуса, рук, пальцев.

2. «РАДУГА» только от клавиш «ДО» «МИ» «СОЛЬ»

(устойчивые)

3. «ДОРОЖКА» со штрихами.

4. «КУЗНЕЧИК», «ДО+РЕ+МИ», «МОСТИКИ», «СЛОН»,

«5 ПАЛЬЦЕВ ВВЕРХ И ВНИЗ»,

«КУЗНЕЧИК ПО ДОРОЖКЕ», «РАСТЯЖКА НА ОКТАВУ»

«ТРЕЗВУЧИЕ», «СЕКСТАККОРД»,

«ТРЕЗВУЧИЕ + СЕКСТАККОРД» (см. Приложение),

со штрихами.

5. Работа с карточками.

6. Работа в тетради: записать ритмический рисунок с карточек

в тетрадь.

7. Пальчиковые игры.

8. Музыкальные игры.

9. Слушание пьес.

10. Теоретическая тетрадь: ТРЕЗВУЧИЕ ДО – МИ – СОЛЬ и СЕКСТАККОРД МИ – СОЛЬ – ДО записать с клавиш.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: упражнения с названием октав,

со штрихами. Играть ритмические рисунки по тетради.

21 УРОК

По плану урока №20.

22 УРОК

Новый материал: «КВАРТСЕКСТАККОРД» - АККОРД.

1. Гимнастика для корпуса, рук, пальцев.

2. «РАДУГА» только от клавиш «ДО» «МИ» «СОЛЬ»

(устойчивые)

3. «ДОРОЖКА» со штрихами.

4. «КУЗНЕЧИК», «ДО+РЕ+МИ», «МОСТИКИ», «СЛОН»,

«5 ПАЛЬЦЕВ ВВЕРХ И ВНИЗ»,

«КУЗНЕЧИК ПО ДОРОЖКЕ», «РАСТЯЖКА НА ОКТАВУ»

«ТРЕЗВУЧИЕ», «СЕКСТАККОРД»,

«ТРЕЗВУЧИЕ + СЕКСТАККОРД», «КВАРТСЕКСТАККОРД»

(см. Приложение), со штрихами.

5. Работа с карточками.

6. Работа в тетради: записать ритмический рисунок с карточек

в тетрадь.

7. Пальчиковые игры.

8. Музыкальные игры.

9. Слушание пьес.

10. Теоретическая тетрадь: КВАРТСЕКСТАККОРД СОЛЬ – ДО - МИ записать с клавиш.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: упражнения с названием октав,

со штрихами. Играть ритмические рисунки по тетради.

23 УРОК

ПО ПЛАНУ УРОКА №22



24 УРОК

ПО ПЛАНУ УРОКА №22

25 УРОК

Новый материал: Введение понятий «ГАММА», «ТЕРЦИЯ», «КВИНТА».

1. Гимнастика для корпуса, рук, пальцев.

2. «РАДУГА» только от клавиш «ДО» «МИ» «СОЛЬ»

(устойчивые)

3. «ДОРОЖКА» - это ГАММА, со штрихами.

4. «КУЗНЕЧИК» -это ТЕРЦИЯ, со штрихами.

5. «МОСТИКИ» - это КВИНТА, со штрихами.

6. «СЛОН» - это КВИНТА + ТЕРЦИЯ = ТРЕЗВУЧИЕ.

7. «5 ПАЛЬЦЕВ ВВЕРХ И ВНИЗ», «РАСТЯЖКА НА ОКТАВУ»,

«КУЗНЕЧИК ПО ДОРОЖКЕ» или «ТЕРЦИЯ ПО ГАММЕ»,

со штрихами.

8. ТРЕЗВУЧИЕ + СЕКСТАККОРД + КВАРТСЕКСТАККОРД:

ПРЕВРАЩЕНИЯ - ОБРАЩЕНИЯ с произношением вслух

названий аккордов.

9. Игра одноголосных песенок, работа с текстом.

10. Игра двумя руками (в левой руке квинта ДО – СОЛЬ на сильную

долю)

11. Пальчиковые игры.

12. Музыкальные игры.

13. Слушание пьес.

14. Теоретическая тетрадь: ГАММА, ТЕРЦИЯ, КВИНТА.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: упражнения с названием октав,

со штрихами. Играть ритмические рисунки по тетради.


Приложение:

САМЫЕ ПЕРВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРТЕПИАНО

1. «РАДУГА» - исполняется отдельно каждой рукой. 3-м пальцем. Правой рукой движение с колена на «ДО»-1-ой октавы;

перемещаем руку на «ДО» 2-ой октавы, на «ДО» 3-ей октавы до клавиши «ДО» 4-ой октавы и таким же способом возвращаемся к «ДО» 1-ой октавы и на колено.

Левая рука выполняет то же самое только в противоположном направлении от «ДО» 1-ой октавы по октавам нижнего регистра и обратно к «ДО» 1-ой октавы.

Можно предложить следующее образное объяснение (условившись, что 1-я октава - «ТВОЙ ДОМ»; 2-я,3-я,4-я октавы - «ДОМИКИ ПТИЧЕК»; Малая, Большая, Контроктава - «ДОМИКИ МЕДВЕДЕЙ»): правая рука идет из своего дома по РАДУГАМ в гости к птичкам, а после гостей обязательно возвращается к себе домой; левая рука — идет из дома в гости к медведям. Перенос руки должен напоминать движение по радуге. Отсюда название упражнения.

Установка 3-го пальца строго на «подушечку», форма пальца должна напоминать крючок. Запястье - не прогибать и не поднимать. Если запястье образует «горку», то устранить ее можно изменив положение локтя, т. е. слегка отодвинув локоть от тела в сторону.

2. «ДОРОЖКА» - исполняется отдельно каждой рукой, 3-м
пальцем. Исполняем в 1-ой октаве. Выполняем поочередное нажатие клавиш звукоряда ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО и обратно. Левая рука - то же самое, но только в Малой октаве. Штрих - поп legato. Стараться поднимать руку после каждой клавиши на одну высоту и не слишком высоко. Позднее исполнять штрихом staccato. К 3-еи четверти двумя руками.

3. «КУЗНЕЧИК» - (терция) - исполняется отдельно каждой рукой.
Аппликатура: 1-й и 3-й пальцы на «ДО» и «МИ» 1-ой октавы.

Нажатие клавиш одновременное. Движение по клавиатуре по принципу «Радуга», т. е. перенося терцию из 1-ой октавы по октавам верхнего регистра и обратно. Левая рука - то же самое, но только в направлении нижнего регистра. Очень важно следить за округлостью всех пальчиков ученика, особенно 5-го.

4. «ДО+РЕ+МИ» - исполняется правой рукой. Аппликатура: 1-й,2-й,3-й пальцы. Нажатие клавиш поочередное. Штрих legato. Движение по клавиатуре по принципу «Радуга» с четким и громким произношением вслух названий октав (с объявлением), от 1-ой октавы по октавам верхнего регистра.

5. «МИ+РЕ+ДО » - исполняется левой рукой.

Аппликатура: 1-й,2-й,3-й пальцы. Нажатие клавиш поочередное. Штрих legato. Движение по клавиатуре по принципу «Радуга» с четким и громким произношением вслух названий октав (с объявлением), от 1-ой октавы по октавам нижнего регистра.

Контролировать установку 1-го пальца на «подушечку», т. к.
ученикам свойственно нажимать клавишу 1 -м пальцем, полностью
уложив его на клавишу; контролировать округлость всех пальцев;
5-й палец - «крючочком», а не «антенной»; запястье продолжает
линию предплечья.

6. «МОСТИКИ» - (квинта) - исполняется отдельно каждой рукой.
Аппликатура 1-й и 5-й пальцы на «ДО» и «СОЛЬ» 1-й октавы.

Нажатие клавиш одновременное. Движение по клавиатуре по

принципу «Радуга», т.е. перенося квинту из 1-й октавы по октавам

верхнего регистра и обратно. Левая рука - то же самое, но только в направлении нижнего регистра. Очень важно контролировать линию запястья; положение 2-го,3- го,4-го пальцев (чтобы не торчали как палки); установку 1-го и 5-го пальцев (на «подушечки»).

7. «СЛОН» - (квинта + терция) - исполняется отдельно каждой
рукой. Аппликатура 1-й и 5-й пальцы на «ДО» и «СОЛЬ» 1-ой
октавы. Нажатие одновременное. Движение по клавиатуре по
принципу «Радуга». После установки квинты («ноги» слона)
опускаем 3-й палец на клавишу «МИ» («хобот» слона; «слон пьет

водичку»). Во время упражнения объявлять название октавы в которой исполняем упражнение. Контролировать округлость пальцев, линию запястья, местоположение локтя, осанку, положение ног на подставке.

8. «5 ПАЛЬЦЕВ ВВЕРХ» - исполняется отдельно каждой рукой. Правая рука - в 1-й октаве. А левая рука - в Малой октаве. Аппликатура 1-й.2-й,3-й,4-й и 5-й пальцы. Нажатие поочередное. Движение в пределах 1-й октавы:

Контролировать округлость пальцев, не разрешать ставить пальцы на край клавиш, ориентировать установку пальцев ближе к черным клавишам.

9. «5 ПАЛЬЦЕВ ВВЕРХ И ВНИЗ» - исполняется отдельно каждой рукой. Аппликатура 1-й, 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и обратно. Правая рука – в Первой октаве. Левая рука - в Малой октаве. Нажатие поочередно

Это упражнение можно давать ученику позднее, ближе к 3-ей
четверти. Обычно к этому времени рука ребенка крепнет и стоит
более устойчиво.

10. «КУЗНЕЧИК ПО ДОРОЖКЕ» - исполняется отдельно каждой рукой. Аппликатура: 1-й и 3-й пальцы на «ДО» и «МИ». Нажатие одновременное. «ДО-МИ», «РЕ-ФА», «МИ-СОЛЬ», «ФА-ЛЯ», «СОЛЬ-СИ», «ЛЯ-ДО», «СИ-РЕ», «ДО-МИ» и обратно в 1-й октаве. Левая рука - в Малой октаве.

Контролировать позицию 1-го и 3-го пальцев; округлость 5-го
пальца, линию запястья, местоположение локтя, осанку, положена
ног.

11. «РАСТЯЖКА НА ОКТАВУ» - исполняется отдельно каждой рукой. Аппликатура: 1-й и 5-й пальцы. Нажатие поочередное. От всех белых клавиш.

12. « КАПЕЛЬКИ» - нажатие одной клавиши поочередно каждым пальцем, начиная с 5-го к 1-му. Движение по гамме (от «ДО 1-й октавы» до «До 2-й октавы» ) каждой рукой отдельно.

Кисть в позиции октавы. Правая рука - в 1-й октаве. Левая рука - в Малой октаве. «ДО» 1-й окт. - «ДО» 2-й окт.- «ДО» 1-й окт.

«РЕ» 1-й окт. - «РЕ» 2-й окт. - «РЕ» 1-й окт.

«МИ» 1-й окт. - «МИ» 2-й окт. - «МИ» 1-й окт. и т. д



13. «АККОРД - «ТРЕЗВУЧИЕ» - исполняется отдельно каждой
рукой. Аппликатура 1-й - 3-й -5-й пальцы, «ДО», «МИ», «СОЛЬ». Нажатие 3-х клавиш одновременное. Движение по клавиатуре по принципу «Радуга». С названием октав и с названием аккорда. Например: «Трезвучие 1-й октавы! Трезвучие 2-й октавы и т. д.». Левая рука - то же самое, но только в направлении от 1-й октавы к нижнему регистру.

* Название аккорда необходимо заучить, а объяснения ограничить и произвести в следующем варианте: «Нажимая одновременно 3 клавиши, мы слышим одновременно 3 звука. Отсюда и название аккорда». Интервальный состав аккорда надо объяснять только после знакомства с интервалами.

14. «АККОРД - «СЕКСТАККОРД» - исполняется отдельно каждой
рукой. Аппликатура: 1-й, 2-й, 5-й пальцы правой руки на «МИ»,
«СОЛЬ» и «ДО»; 5-й. 3-й, 1-й пальцы левой руки на те же
клавиши.

Нажатие 3-х клавиш одновременное. Движение по клавиатуре по принципу «Радуга». Обязательно произносить вслух название аккорда в каждой октаве. Название аккорда не объяснять, а заучить как трудное «взрослое» слово. Все объяснения только после знакомства с интервалами.

15. «ТРЕЗВУЧИЕ + СЕКСТАККОРД» - исполняется отдельно каждой рукой. Аппликатура №12 и №13. Движение по клавиатуре по принципу «РАДУГА». Обязательно произносить вслух названия аккордов.

16. «АККОРД - «KBAPTCEKCTАККОРД» исполняется отдельно каждой рукой. Аппликатура правой руки: 1-й, 3-й. 5-й пальцы на «СОЛЬ», «ДО», «МИ». Аппликатура левой руки: 5-й. 2-й. 1-й на те же клавиши. Нажатие 3-х клавиш одновременное. Движение по клавиатуре по принципу «Радуга». Обязательно произносить вслух

название аккорда в каждой октаве. Название аккорда не объяснять, а заучить как трудное «взрослое» слово. Все объяснения только после знакомства с интервалами.

17. «ТРЕЗВУЧИЕ+ СЕКСТАККОРД +КВАРТСЕКСТАККОРД» - исполняется отдельно каждой рукой с названием каждого аккорда. Движение по клавиатуре по принципу «Радуга».

18. «ХРОМАТИЧЕСКАЯ ГАММА» в одну октаву. Аппликатура. Отдельно каждой рукой, позднее двумя руками.

19. «РАСХОДЯЩАЯСЯ ГАММА» от клавиши «ДО» двумя руками в разные стороны. Аппликатура.

7. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЛЕВОЙ РУКИ

Во II полугодии с учениками, имеющим хорошую природную мышечную активность рук и кистей, можно вводить упражнения для левой руки. Эти упражнения являются своеобразным знакомством ученика с основными формулами аккомпанемента (бас + терция, бас + удвоенная терция, бас + удвоенная терция через октаву, альбертиевы басы по трезвучию, движение звуков трезвучия поочередно вверх и вниз, начиная с примы, аккордовое чередование в аккомпанирующей партии, разложенной на две руки). Работая над упражнениями, помимо постановочной работы, важно обратить внимание ребенка на особенности движения рук во время исполнения этих упражнений. Когда ученик освоит упражнения, педагогу следует предложить несколько вариантов мелодий в сопровождении выученного упражнения. Получится ансамбль ученика с педагогом, вторую партию которого исполняет ученик и далее следует объяснять роль второй партии в ансамблевой игре, что очень важно слушать друг друга, во избежание расхождения в долях, в темпах, что аккомпанемент не должен звучать громче мелодии, т.е. заглушать.

8. ШТРИХИ. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИ

(по методике А. ШМИДТ – ШКЛОВСКОЙ

1. «ПРЫГ - СКОК» (полетные движения)








Это упражнение играть по ступеням гаммы и обратно каждой парой пальцев(1-2,2-3,3-4,4-5). Левая рука - в противоположном движении.

2.«ПРИЛИП-ОТЛИП» (легато на секундовых последовательностя



Легато исполняется без чрезмерных движений кисти. Надо почувствовать, как один палец передает звук другому, одновременно слушая, как один звук переходит в другой. Переносить руку с одной лиги на другую следует по дуге, но близко к клавишам. Левая рука играет в противоположном движении. Разрешение не выталкивать, облегченным кончиком пальца.

3. «ЛЕГКОЕ ПОДВИЖНОЕ СТАККАТО

Исполнять упругой легкой рукой, как бы «посыпая», близко к клавиатуре. Движения пальцев почти неощутимы. Кисть и предплечье оставляют единое целое. Играть от всех белых клавиш звукоряда.

4. «КАЧЕЛЬКИ» боковые движения, опора на третий палец.

Проверить устойчивость и пружинность руки на 3-м пальце. Звук «МИ» тянется все время. Колебательные движения не преувеличивать. 3 палей – своеобразная ось вращения.



«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОЕЗД»

(длительности и группировка) Необходимо приготовить дидактический материал:







Карточки - «пассажиры»: всего 5 видов; по 8 штук каждого вид

Размер одной карточки: 8см х 12см.









Карточки - «вагончики»: всего 3 вида; по 4 штуки каждого вида;

«Вагончик с 2-мя окошками» - размер 22см х 14см.

«Вагончик с 3-мя окошками» - размер 32см х 14см.

«Вагончик с 4-мя окошками» - размер 42см х 14см.

Первое окошко каждого вагона строго красного цвета.







Карточки - «ключи для вагонов»: всего 3 вида; по 2 штуки каждого вида. Размер 10см * 16см. Рядом с ключом написан размер вагона – это хорошая подсказка.



-дети (2 друга или 2 подружки по имени ТИ и КИ), ездят

во всех вагонах.

- мама или папа (по имени ТУК), ездят во всех вагонах



- толстая тетя, которая всегда занимает 2 окна,

потому что в одно не помещается, слишком толстая.





- толстая тётя со своей собачкой по имени ТОЧКА.

Он всегда занимает 3 окна, 1-е и 2-е окно для себя, а 3-е окно

для собачки ТОЧКИ.

В вагончик с 2-мя окнами никогда не

садится, т. к. «собачка» не помещается.

- а это самый толстый в мире человек. Его можно . встретить только в вагоне с 4-мя окнами.



Характеризовать каждого «пассажира» необходимо весело, с

шутками, чтобы ассоциации у ребенка были самые яркие.

Объяснение требует от педагога фантазии, эмоциональности,

веселого настроения.

Познакомившись с карточками, пора приступить к работе с ними.

Для начала лучше использовать карточки – «пассажиры» и



Карточки - «вагончики» с 2-мя окнами:







Карточку - «ключ для вагона»:







Учитель и ученик в этой игре получают роль контролеров, которые проверяют:

1. наличие ключей от вагонов.

2. состав поезда.

3. верно ли пассажиры разместились по вагонам?

ПРИМЕР ОБЪЯСНЕНИЯ:

Итак, отправляемся на «вокзал».



1 - й музыкальный поезд.

Используемый материал:

1) карточки-«пассажиры»



  1. карточки - «вагончики» с 2-мя окнами

  2. карточка- «ключ для вагона» с цифрой 2.

Педагог выставляет карточки - «вагоны» и карточку - «ключ для вагона» в следующем порядке (умышленно ошибаясь, проверяя внимательность ученика). Ученик должен найти и исправить допущенные ошибки педагога.

Следующий этап - анализ.

Педагог задает вопрос: «Сколько вагонов в этом составе?»

Ученик отвечает: «4 вагона».

Педагог: «Сколько окон в каждом вагоне?»

Ученик: «2 окна»

Педагог: «Правильно ли выбран «машинист» поезда?

Ученик: «Правильно»

Педагог: «Что тебе помогло определить это?»

Ученик: «Цифра 2 возле скрипичного ключа». 2-соответствует

количеству окон в одном вагоне.

Состав поезда верный.

Теперь мы - контролеры, можем разрешить «посадку пассажиров».

Ученик берет карточки – «пассажиры» и ;

Раскладывает их по «вагонам».

и

Педагог в это время проверяет правильность действий ученика. Если ошибка имеет место, то педагог должен объяснить, почему неправильно и исправить ошибку.







Теперь, когда все пассажиры на местах, «поезд» можно отправляться «в путь»:

Учитель вместе с учеником прохлопывает и проговаривает ритмический рисунок ритмослогами:

ТУК - ТУК ТИ-КИ ТУК ТИ-КИ ТУК ТУК пауза

Данный ритмический рисунок необходимо проговорить несколько раз, добиваясь четкого и уверенного проговаривания в одном темпе.

Далее следует обратить внимание ученика на то, что прохлопав и проговорив ритмический рисунок «поезда», мы слышали шумовые звуки, а музыкальных звуков не было. Для того чтобы «пассажиры запели»», учитель предлагает ученику выбрать одну любую ноту из звукоряда ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. К примеру, ученик выбрал ноту СОЛЬ.

Для того, чтобы «пассажиры» запели ноту СОЛЬ, необходимо поезд поставить на музыкальные «рельсы». Музыкальные «рельсы» необычны тем, что их не 2 штуки, как у обычных настоящих рельс, а целых 5 (нотный стан).

Такие «рельсы» есть в нотной тетради – их называют «НОТНЫЙ СТАН».

Педагог предлагает ученику переписать муз. поезд с карточек в свою нотную тетрадь, но только теперь головку каждого пассажира необходимо строго рисовать на второй «рельсе» (линеечке), так как нота СОЛЬ, которую выбрал ученик, всегда «сидит» на 2-ой линеечке.

Ученик переписывает в нотную тетрадь ритмический рисунок с карточек.

Рекомендуемая последовательность работы с записанным нотным текстом музыкального поезда:

1 этап: «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОЕЗД» исполняется учителем и
учеником с прохлопыванием ритмического рисунка.

Вместо ритмослогов ТУК и ТИ - КИ, надо произносить «СОЛЬ» соответственно ритму, а голос должен соответствовать высоте звучания звука «СОЛЬ».

2 этап: Педагог обращается к ученику: «Давай послушаем,
как наш «поезд» будет звучать на фортепиано. Для этого 3-ий

палец правой руки устанавливаем на клавишу «СОЛЬ» и играем ритмический рисунок «поезда».

3 этап: Ученик исполняет «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОЕЗД» на клавише СОЛЬ самостоятельно, а педагог аккомпанирует за вторым фортепиано.

4 этап: записать с карточек в тетрадь исполняемый ритмический рисунок, используя именно ноту «СОЛЬ», которую ученик пел, а не произвольную ноту.

Опираясь на вышеописанный пример объяснения, задания постепенно можно усложнять, посредством использования 2-х,: и более нот, распределяя их по вагонам, а в последствии и между «пассажирами» (ноты перемешиваются между собой).

Разнообразить эту форму работы с нотным текстом можно, включая и исполнение на музыкальных инструментах, таких как маракас, деревянная коробочка, треугольник, металлофон, колокольчик.

В зависимости от способностей ученика, педагог должен постепенно или параллельно знакомить ребенка (посредством игры «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОЕЗД») с настоящими названиями «пассажиров» - длительность ноты, «вагонов» - такт, «дверей вагонов» - тактовая черта, «ключа для вагона» - скрипичный ключ и размер. А когда ученик будет легко ориентироваться, то можно постепенно вводить понятия длительностей, динамических оттенков, штрихов, темпов, фразировки.

Со 2-го полугодия игру «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОЕЗД» по возможностям ученика, рекомендуется усложнить, превратив её «вагоны» в двухэтажные. В которых верхняя строка - это «верхние полки» на которых сидят «пассажиры» (исполняет правая рука); нижняя строка - это «нижние полки» на которых сидят «пассажиры» (исполняет левая рука).

В результате ребенок 5-6 лет за год обучения владеет чтением нот с листа, уверенно себя чувствует перед текстом в две руки, обладает элементарными познаниями правил группировки, знает все длительности нот, штрихи и их обозначения в нотном тексте, знает и выполняет динамические оттенки, ориентируется в простейших музыкальных формах.

После получения навыков и знаний по системе «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОЕЗД» лучше перейти от карточек к сборнику «АЗБУКА ФОРТЕПИАННОЙ ИГРЫ» составитель Н. Барсукова (Издательство «Феникс»). Знакомясь по порядку с каждым номером, данным в учебнике, не нарушая предлагаемой очередности сборника.











31



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Применение игровых приёмов на уроках игры на фортепиано

Автор: Томшина Анастасия Олеговна

Дата: 15.09.2021

Номер свидетельства: 586768

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Открытый урок на тему: "Работа над метроритмом с учащимися младших классов""
    ["seo_title"] => string(81) "otkrytyi-urok-na-tiemu-rabota-nad-mietroritmom-s-uchashchimisia-mladshikh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "341944"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1472743507"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства