Класс: 5
Филиппова А.Ю, учитель якутского языка и литературы Республики Саха (Якутия) Верхневилюйского улуса (района) МБОУ Харбалахской СОШ имени Н. Г. Золотарева - Якутского
Тема урока: «Омоним и многозначность слов в якутском языке»
Цели урока:
Познавательный аспект: повторить понятие многозначности, развить умение выявлять общий семантический элемент и устанавливать связь между значениями многозначного слова и на основе наблюдений выявлять различия омонимов и многозначных слов;
Развивающий аспект: развивать мыслительно – речевую деятельность учащихся, умения выявить проблему, анализировать, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли о наблюдениях над связями между значениями многозначного слова; способствовать формированию навыков работы с толковым словарем;
Воспитательный аспект: воспитание бережного отношения к слову, внимательного отношения к лексическому значению слова;
Задачи:
Предметные:
- умение извлекать новую информацию по теме урока;
- обеспечение применения учащимися знаний и способов действий в разных ситуациях.
Метапредметные:
- создание условий для развития у школьников умений анализировать;
- содействие развитию умений использовать научные методы познания;
- обеспечение развития умения выделять ключевые моменты своей деятельности;
- содействие развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
Личностные:
- формирование умения общаться;
- развитие у учащихся монологической и диалогической речи;
- формирование духовно – нравственного облика учащихся через внимательное отношение к окружающим.
Методы работы: постановка учебной задачи, проблемно – поисковые, исследовательские методы, метод моделирования, метод рефлексии;
Форма организации учебной деятельности учащихся: групповая поисковая исследовательская деятельность, парная, индивидуальная работа.
Тип урока: актуализация и углубление ранее изученного материала.
Оборудование: интерактивная доска, презентация Power Point, рабочие тетради, проектор, компьютер, толковые словари.
Этапы занятия:
№
Этапы введения материала
Способ организации действий учащихся
Способ оформления работы
1
Постановка вопроса «Может ли одно и то же слово называть разные предметы?»
Общеклассное обсуждение
На доске: «Может ли одно и то же слово называть разные предметы?»
2
Установление значений слов харах, сирэй, атах, по словарю
Групповая работа. Нахождение общего семантического элемента между значениями слова «харах» итд
ЛЗ
ЛЗ
ЛЗ
ЛЗ
Харах
3
Поиск ответа на вопрос: «Каких слов в якутском языке больше – однозначных или многозначных?»
Групповая работа по словарю
4
Вывод о богатстве языка благодаря многозначности
Работа в тетрадях
Запись формулировки вывода.
5
Постановка вопроса «Почему разные значения в одном случаеиоказываются значениями одного слова, а в других – значениями разных слов?»
Обсуждение.
Ас - ЛЗ
Ас--ЛЗ омоним
Ас--ЛЗ
Нет ОСЭ
6
Анализ содержания лексических значений омонимов. Нахождение отсутствия общего семантического элемента
Групповая работа
7
Контроль и закрепление
Выполнение заданий
8
Рефлексия.
Ход урока
- Организационный момент. Приветствие
- Вступительное слово. Слова различаются, прежде всего, лексическими значениями, которые представляют собой систему семантических элементов, отражающих наше представление об особенностях называемого объекта. Рассмотрим данное предложение.
- Актуализация знаний по теме «Содержание лексического значения слова» На доске написано предложение: Куелбут ата5ар кустар туспуттэр. – Знакомы ли вам лексические значения всех слов этого предложения? Объясните лексическое слова «атах» - тогда почему это слово использовано в данной предложении? – но может у слова «атах» есть другое лексическое значение, которое мы не знаем? – предполагают ученики
- Постановка вопроса. – Может ли одно и то же слово называть разные предметы?
- Групповая работа с толковым словарем.
Слайд №1 Задание: Сравните предложения:
Сыыр хааьыттан мас ууммут
Уна хааьым кыьыйар, туохтан эрэ уерууьубун.
Слова «хаас» имеет в них одно и то же лексическое значение или разные?
Охарактеризуйте предмет, который это слово называет в первом предложении. А во втором? Выясните по словарю, может ли у слова хаас быть еще какое – нибудь значение?
Слайд №2
- Как можно схемой показать слово, у которого несколько значений и эти значения связаны общим семантическим элементом?
Примерная схема многозначного слова. У детей она может быть другой. Каждая группа «защищает» свою схему. Группы задают друг другу вопросы.
- Обобщение Явление многозначности, или, как говорят ученые, полисемии (от греческого слова поли – много и сема - значение), существенно обогащает язык. Многие самые привычные и хорошо известные выражения возможны только благодаря многозначности слова. Так мы отлично понимаем, о чем нам говорят, услышав, «часы идут», хотя знаем, что ног у них нет.
Слайд № 3 Запишите значения слова:
Эрдэ турбут чыычаах тумсун соттор.
Хараан тууннэргэ бырдах тумса эбии тууьуран,киьини – суеьуну уот халахайга туьэрэр.
Оночо тумсугар олорон айаннаа.
Иван Николаевич тумус туттар киьибит.
- Развитие речи.
Определите по словарю, какие еще значения имеет слово «тумус» составьте и запишите два предложения с другими значениями этого слова.
Слайд № 4 отгадайте загадку: оройугар ойууру олордуна сылдьар баар уьу (тайах)
Слайд № 5 Тайах – это многозначное слово?
- Групповая работа
- Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?
(Учащиеся будут пытаться использовать известный им способ определения многозначности. Ученики не находят смысловую связь между значениями слова «Тайах»)
Вывод: Смысловая связь отсутствует между значениями слова «тайах» - значит это не многозначное слово. Это абсолютно разные слова. Они только произносятся и пишутся одинаково.
- Как назывались такие слова? (омонимы) Приведите примеры: Тайах – лось и трость, хомус – камыш и варган, ыт – собака и стреляй и др.
- Обобщение. Подведение итогов урока.
- Мы раскрыли секрет слов – омонимов. Напишите в тетрадях слова омонимы и их определение. Покажите схемой.
- Тренировочное упражнение. Работа в парах. (карточка)
- Домашнее задание. Подготовить монологический ответ на вопрос «Что я знаю о многозначных словах и омонимах»
Индивидуальные задания: составить кроссворды, ребусы, загадки.
- Подведение итогов урока, рефлексия
- Что нового вы сегодня узнали? Чему научились? Для чего нужны омонимы и многозначные слова?
- Спасибо за интересный урок.