kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Подари снегу прилагательное» (Хаары хоьуйуох!)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс: 5

Филиппова А.Ю, учитель якутского языка и литературы Республики Саха (Якутия) Верхневилюйского улуса (района)  МБОУ Харбалахской СОШ имени Н. Г. Золотарева - Якутского

Тема урока: «Омоним и многозначность слов в якутском языке»

Цели урока:

Познавательный аспект: повторить понятие многозначности, развить умение выявлять общий семантический элемент и устанавливать связь между значениями многозначного слова и на основе наблюдений выявлять различия омонимов и многозначных слов;

Развивающий аспект: развивать мыслительно – речевую деятельность учащихся, умения выявить проблему, анализировать, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли о наблюдениях над связями между значениями многозначного слова; способствовать формированию навыков работы с толковым словарем;

Воспитательный аспект: воспитание бережного отношения к слову, внимательного отношения к лексическому значению слова;

 Задачи:

Предметные:

- умение извлекать новую информацию по теме урока;

- обеспечение применения учащимися знаний и способов действий в разных ситуациях.

Метапредметные:

- создание условий для развития у школьников умений анализировать;

- содействие развитию умений использовать научные методы познания;

- обеспечение развития умения выделять ключевые моменты своей деятельности;

- содействие развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;

Личностные:

- формирование умения общаться;

- развитие у учащихся монологической и диалогической речи;

- формирование духовно – нравственного облика учащихся через внимательное отношение к окружающим.

Методы работы: постановка учебной задачи, проблемно – поисковые, исследовательские методы, метод моделирования, метод рефлексии;

Форма организации учебной деятельности учащихся: групповая поисковая исследовательская деятельность, парная, индивидуальная работа.

Тип урока: актуализация и углубление ранее изученного материала.

Оборудование: интерактивная доска, презентация Power Point, рабочие тетради,  проектор, компьютер, толковые словари.

Этапы занятия:

Этапы введения материала

Способ организации действий учащихся

Способ оформления работы

1

Постановка вопроса «Может ли одно и то же слово называть разные предметы?»

Общеклассное обсуждение

На доске: «Может ли одно и то же слово называть разные предметы?»

2

Установление значений слов харах, сирэй, атах, по словарю

Групповая работа. Нахождение общего семантического элемента между значениями слова «харах» итд

ЛЗ

ЛЗ

ЛЗ

ЛЗ

Харах       

3

Поиск ответа на вопрос: «Каких слов в якутском языке больше – однозначных или многозначных?»

Групповая работа по словарю

4

Вывод о богатстве языка благодаря многозначности

Работа в тетрадях

Запись формулировки вывода.

5

Постановка вопроса «Почему разные значения в одном случаеиоказываются значениями одного слова, а в других – значениями разных слов?»

Обсуждение.

Ас - ЛЗ

Ас--ЛЗ    омоним

Ас--ЛЗ

            Нет ОСЭ

6

Анализ содержания лексических значений омонимов. Нахождение отсутствия общего семантического элемента

Групповая работа

7

Контроль и закрепление

Выполнение заданий

8

Рефлексия.

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие
  2. Вступительное слово. Слова различаются, прежде всего, лексическими значениями, которые представляют собой систему семантических элементов, отражающих наше представление об особенностях называемого объекта. Рассмотрим данное предложение.
  3. Актуализация знаний по теме «Содержание лексического значения слова» На доске  написано предложение: Куелбут ата5ар кустар туспуттэр.     – Знакомы ли вам лексические значения всех слов этого предложения? Объясните лексическое слова «атах»   - тогда почему это слово использовано в данной предложении? – но может у слова «атах» есть другое лексическое значение, которое мы не знаем? – предполагают ученики                                      
  4. Постановка вопроса. – Может ли одно и то же слово называть разные предметы?
  5. Групповая работа с толковым словарем.

Слайд №1 Задание: Сравните предложения:

Сыыр хааьыттан мас ууммут

Уна хааьым кыьыйар, туохтан эрэ уерууьубун.

Слова «хаас» имеет в них одно и то же лексическое значение или разные?

Охарактеризуйте предмет, который это слово называет в первом предложении. А во втором? Выясните по словарю, может ли у слова хаас быть еще какое – нибудь значение?

Слайд №2

 

 

 

 

- Как можно схемой показать слово, у которого несколько значений и эти значения связаны общим семантическим элементом?

 

Примерная схема многозначного слова. У детей она может быть другой.                     Каждая группа «защищает» свою схему. Группы задают друг другу вопросы.

 

  1. Обобщение  Явление  многозначности, или, как говорят ученые, полисемии (от греческого слова поли – много и сема - значение), существенно обогащает язык. Многие самые привычные и хорошо известные выражения возможны только благодаря многозначности слова. Так мы отлично понимаем, о чем нам говорят, услышав, «часы идут», хотя знаем, что ног у них нет.

 

 Слайд № 3    Запишите значения слова:

  Эрдэ турбут чыычаах тумсун соттор.

Хараан тууннэргэ бырдах тумса эбии тууьуран,киьини – суеьуну уот халахайга туьэрэр.

 Оночо тумсугар олорон айаннаа.

 Иван Николаевич тумус туттар киьибит.

  1. Развитие речи.

Определите по словарю, какие еще значения имеет слово «тумус» составьте и запишите два предложения с другими значениями этого слова.

 

Слайд № 4 отгадайте загадку: оройугар ойууру олордуна сылдьар баар уьу (тайах)

Слайд № 5 Тайах – это многозначное слово?

 

  1. Групповая работа       

      - Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

(Учащиеся будут пытаться использовать известный им способ определения многозначности. Ученики не находят смысловую связь между значениями слова «Тайах») 

Вывод: Смысловая связь отсутствует  между значениями слова «тайах»  - значит это не многозначное слово. Это абсолютно разные слова. Они только произносятся и пишутся одинаково.

- Как  назывались такие слова? (омонимы)  Приведите примеры: Тайах – лось и трость, хомус – камыш и варган, ыт – собака и стреляй и др.    

  1. Обобщение. Подведение итогов урока.

- Мы раскрыли секрет слов – омонимов. Напишите в тетрадях слова омонимы и их определение. Покажите схемой.

  1. Тренировочное упражнение. Работа в парах. (карточка)
  2. Домашнее задание. Подготовить монологический ответ на вопрос «Что я знаю о многозначных словах и омонимах»

Индивидуальные задания: составить кроссворды, ребусы, загадки.

  1. Подведение итогов урока, рефлексия

- Что нового вы сегодня узнали? Чему научились? Для чего нужны омонимы и многозначные слова?

- Спасибо за интересный урок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Подари снегу прилагательное» (Хаары хоьуйуох!)»

Класс: 5

Филиппова А.Ю, учитель якутского языка и литературы Республики Саха (Якутия) Верхневилюйского улуса (района) МБОУ Харбалахской СОШ имени Н. Г. Золотарева - Якутского

Тема урока: «Омоним и многозначность слов в якутском языке»

Цели урока:

Познавательный аспект: повторить понятие многозначности, развить умение выявлять общий семантический элемент и устанавливать связь между значениями многозначного слова и на основе наблюдений выявлять различия омонимов и многозначных слов;

Развивающий аспект: развивать мыслительно – речевую деятельность учащихся, умения выявить проблему, анализировать, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли о наблюдениях над связями между значениями многозначного слова; способствовать формированию навыков работы с толковым словарем;

Воспитательный аспект: воспитание бережного отношения к слову, внимательного отношения к лексическому значению слова;

Задачи:

Предметные:

- умение извлекать новую информацию по теме урока;

- обеспечение применения учащимися знаний и способов действий в разных ситуациях.

Метапредметные:

- создание условий для развития у школьников умений анализировать;

- содействие развитию умений использовать научные методы познания;

- обеспечение развития умения выделять ключевые моменты своей деятельности;

- содействие развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;

Личностные:

- формирование умения общаться;

- развитие у учащихся монологической и диалогической речи;

- формирование духовно – нравственного облика учащихся через внимательное отношение к окружающим.

Методы работы: постановка учебной задачи, проблемно – поисковые, исследовательские методы, метод моделирования, метод рефлексии;

Форма организации учебной деятельности учащихся: групповая поисковая исследовательская деятельность, парная, индивидуальная работа.

Тип урока: актуализация и углубление ранее изученного материала.

Оборудование: интерактивная доска, презентация Power Point, рабочие тетради, проектор, компьютер, толковые словари.

Этапы занятия:

Этапы введения материала

Способ организации действий учащихся

Способ оформления работы

1

Постановка вопроса «Может ли одно и то же слово называть разные предметы?»

Общеклассное обсуждение

На доске: «Может ли одно и то же слово называть разные предметы?»

2

Установление значений слов харах, сирэй, атах, по словарю

Групповая работа. Нахождение общего семантического элемента между значениями слова «харах» итд


ЛЗ

ЛЗ

ЛЗ

ЛЗ


Харах

3

Поиск ответа на вопрос: «Каких слов в якутском языке больше – однозначных или многозначных?»

Групповая работа по словарю


4

Вывод о богатстве языка благодаря многозначности

Работа в тетрадях

Запись формулировки вывода.

5

Постановка вопроса «Почему разные значения в одном случаеиоказываются значениями одного слова, а в других – значениями разных слов?»

Обсуждение.

Ас ------ ЛЗ

Ас--------ЛЗ омоним

Ас---------ЛЗ

Нет ОСЭ

6

Анализ содержания лексических значений омонимов. Нахождение отсутствия общего семантического элемента

Групповая работа


7

Контроль и закрепление

Выполнение заданий


8

Рефлексия.




Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие

  2. Вступительное слово. Слова различаются, прежде всего, лексическими значениями, которые представляют собой систему семантических элементов, отражающих наше представление об особенностях называемого объекта. Рассмотрим данное предложение.

  3. Актуализация знаний по теме «Содержание лексического значения слова» На доске написано предложение: Куелбут ата5ар кустар туспуттэр. – Знакомы ли вам лексические значения всех слов этого предложения? Объясните лексическое слова «атах» - тогда почему это слово использовано в данной предложении? – но может у слова «атах» есть другое лексическое значение, которое мы не знаем? – предполагают ученики

  4. Постановка вопроса. – Может ли одно и то же слово называть разные предметы?

  5. Групповая работа с толковым словарем.

Слайд №1 Задание: Сравните предложения:

Сыыр хааьыттан мас ууммут

Уна хааьым кыьыйар, туохтан эрэ уерууьубун.

Слова «хаас» имеет в них одно и то же лексическое значение или разные?

Охарактеризуйте предмет, который это слово называет в первом предложении. А во втором? Выясните по словарю, может ли у слова хаас быть еще какое – нибудь значение?

ЛЗ

Слайд №2

ЛЗ

ЛЗ

ОСЭ







- Как можно схемой показать слово, у которого несколько значений и эти значения связаны общим семантическим элементом?




Примерная схема многозначного слова. У детей она может быть другой. Каждая группа «защищает» свою схему. Группы задают друг другу вопросы.


  1. Обобщение Явление многозначности, или, как говорят ученые, полисемии (от греческого слова поли – много и сема - значение), существенно обогащает язык. Многие самые привычные и хорошо известные выражения возможны только благодаря многозначности слова. Так мы отлично понимаем, о чем нам говорят, услышав, «часы идут», хотя знаем, что ног у них нет.


Слайд № 3 Запишите значения слова:

Эрдэ турбут чыычаах тумсун соттор.

Хараан тууннэргэ бырдах тумса эбии тууьуран,киьини – суеьуну уот халахайга туьэрэр.

Оночо тумсугар олорон айаннаа.

Иван Николаевич тумус туттар киьибит.

  1. Развитие речи.

Определите по словарю, какие еще значения имеет слово «тумус» составьте и запишите два предложения с другими значениями этого слова.


Слайд № 4 отгадайте загадку: оройугар ойууру олордуна сылдьар баар уьу (тайах)

Слайд № 5 Тайах – это многозначное слово?


  1. Групповая работа

- Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

(Учащиеся будут пытаться использовать известный им способ определения многозначности. Ученики не находят смысловую связь между значениями слова «Тайах»)

Вывод: Смысловая связь отсутствует между значениями слова «тайах» - значит это не многозначное слово. Это абсолютно разные слова. Они только произносятся и пишутся одинаково.

- Как назывались такие слова? (омонимы) Приведите примеры: Тайах – лось и трость, хомус – камыш и варган, ыт – собака и стреляй и др.

  1. Обобщение. Подведение итогов урока.

- Мы раскрыли секрет слов – омонимов. Напишите в тетрадях слова омонимы и их определение. Покажите схемой.


  1. Тренировочное упражнение. Работа в парах. (карточка)

  2. Домашнее задание. Подготовить монологический ответ на вопрос «Что я знаю о многозначных словах и омонимах»

Индивидуальные задания: составить кроссворды, ребусы, загадки.

  1. Подведение итогов урока, рефлексия

- Что нового вы сегодня узнали? Чему научились? Для чего нужны омонимы и многозначные слова?

- Спасибо за интересный урок.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Подари снегу прилагательное» (Хаары хоьуйуох!)

Автор: Филиппова Алена Юрьевна

Дата: 02.12.2015

Номер свидетельства: 260828

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "«Омоним и многозначность слов в якутском языке»"
    ["seo_title"] => string(49) "omonim-i-mnoghoznachnost-slov-v-iakutskom-iazykie"
    ["file_id"] => string(6) "260827"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449033974"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства