План лекции учебного занятия по теме "Философия и искусство"
План лекции учебного занятия по теме "Философия и искусство"
Тема урока Философия и искусство
Дидактическая цель охарактеризовать место и роль искусства в познании мира и воспитании человека, в изменении человеческой природы; назвать виды искусства; закрепить философские понятия и термины
Воспитательная цель содействовать формированию морально-нравственных качеств личности студентов; их мировоззренческой и социальной культуры; воспитанию гражданственности
Развивающая цель: продолжить формирование навыков логического и образного мышления, умения сравнивать и сопоставлять уже знакомые факты; развивать навыки самостоятельной работы
Междисциплинарные связи история, культурология, этика, эстетика, обществознание
Методическая цель: показать методику организации изучения теоретических приобретенных знаний
Тип занятия изучение нового материала
Вид занятия лекция с элементами беседы
Методы обучения беседа, элементы проблемного обучения, самостоятельная работа, демонстрация
Обеспечение урока учебники, наглядные средства обучения (текстовые); мультимедийный проектор; экран.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Дидактическая цель охарактеризовать место и роль искусства в познании мира и воспитании человека, в изменении человеческой природы; назвать виды искусства; закрепить философские понятия и термины
Воспитательная цель содействовать формированию морально-нравственных качеств личности студентов; их мировоззренческой и социальной культуры; воспитанию гражданственности
Развивающая цель: продолжить формирование навыков логического и образного мышления, умения сравнивать и сопоставлять уже знакомые факты; развивать навыки самостоятельной работы
Междисциплинарные связи история, культурология, этика, эстетика, обществознание
Методическая цель: показать методику организации изучения теоретических приобретенных знаний
Тип занятия изучение нового материала
Вид занятия лекция с элементами беседы
Методы обучения беседа, элементы проблемного обучения, самостоятельная работа, демонстрация
Обеспечение урока учебники, наглядные средства обучения (текстовые); мультимедийный проектор; экран.
Организационный момент. Приветствие. Проверка присутствующих. Подготовка готовности к уроку.
Сообщение темы и цели занятия. Тема урока: Философия и искусство.
Цели урока:
Дидактическая цель охарактеризовать место и роль искусства в познании мира и воспитании человека, в изменении человеческой природы; назвать виды искусства; закрепить философские понятия и термины
Воспитательная цель содействовать формированию морально-нравственных качеств личности студентов; их мировоззренческой и социальной культуры; воспитанию гражданственности
Развивающая цель: продолжить формирование навыков логического и образного мышления, умения сравнивать и сопоставлять уже знакомые факты; развивать навыки самостоятельной работы
3. Подготовка к восприятию новой темы:
актуализация опорных знаний студентов, проверка домашнего задания по карточкам, самостоятельная работа студентов
Работают по карточкам
Отвечают на поставленные вопросы письменно, самостоятельно
Изложение материала темы
Постановка проблемы:
Каково значение искусства в жизни общества?
Определение искусства, его роль и значение в духовной культуре человечества.
Посмотрим на слайды:
Что такое искусство? Искуcство (от церк.-слав. искусьство (лат. eхperimentum — опыт, проба); ст.-слав. искоусъ — опыт, реже истязание, пытка) - образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей. Искусство (наряду с наукой) — один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира.
Функции искусства
1. Преобразующая функция (искусство как деятельность) 2. Компенсаторная функция (искусство как утешение). 3. Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение). 4. Художественно-концептуальная функция (искусство как анализ состояния мира). 5. Коммуникативная функция (искусство как общение). 6. Информационная функция (искусство как сообщение). 7. Воспитательная функция (искусство как катарсис). Искусство формирует строй чувств и мыслей людей. 8. Внушающая функция (искусство как суггестия). Искусство — внушение определенного строя мыслей и чувств, почти гипнотическое воздействие на подсознание и на всю человеческую психику. 9. Специфическая функция — эстетическая (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций). 10. Специфическая функция — гедонистическая (искусство как наслаждение).
Что является предметом искусства?
- прекрасное;
- вся действительность;
- человек и человеческие отношения;
- сущность бытия и составляющих его предметов и явлений.
Философия и искусство: общие черты.
Студенты работают по опережающему заданию. Выступления с сообщениями на заданную тему.
Способы отражения мира.
Философия и искусство обладают способностью влиять на Бытие.
3) В философии и произведениях искусства отражается мировоззрение, позиция философа, художника.
4)Особенностью современного этапа развития философии и искусства является тенденция синтеза.
5) Предмет философии и искусства — Миро-Человек.
2. Виды искусства.
Архитектура, скульптура, литература, театр, музыка, живопись, балет, кино, цирк, прикладное искусство, декоративное искусство и т.д.
Показ слайдов, объяснение
Ещё в Древней Греции учёные задумывались о роли искусства в жизни людей. Согласно греческой мифологии, каждая из девяти дочерей бога Зевса и богини Мнемозины, являясь музой, покровительствовала определенной области творчества
С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом,
Песни времён героических в книге хранит Каллиопа,
Звезды небес изучает Урания, неба вращенье,
Жестами всё выражая, Полигимния славит героев. Авсоний
3. Кризис современного искусства.
Начиная с XIX в. отчетливо выявляется одно из основных противоречий искусства, которое в дальнейшем станет причиной его умирания: противоречие между вымыслом и техникой. Все больше художников начинают разделять представление, согласно которому недостаток вымысла, воображения может быть заменен изощренной техникой. От художника требуется так отточить свое мастерство: владение словом, знание приемов и т.д., чтобы в результате можно было добиться эффекта настоящего переживания. Так, в литературе появляется сколько угодно мастеров литературной техники, но само это мастерство и загоняет писателя в тупик, он не знает, куда применить его и что с ним делать. Первое время можно обойтись при помощи все растущих тонкостей и усложнений, побеждая литературу усугублением самой литературности, но в конце концов художнику начинает изменять чувство жизни, пока оно не исчезнет совсем. Современное искусство в тенденции приводит к вытеснению элементов человеческого из искусства, оно очищается; наступит момент, когда человеческое содержание искусства станет настолько скудным, что сделается почти незаметным. И тогда его будут понимать только те, кто обладает даром художественной восприимчивости. Это будет искусство для художников, а не для масс. В современном искусстве на первый план выступает не мир, а личность самого художника. Данте и Шекспиром никто не интересовался, как Байроном. Но за последний век появились «науки» о Данте, Шекспире, Гете, Пушкине, что было невозможно в прошедшие века, Творческая личность начинает казаться священней и нужней, чем совершенные ее творения. Вторая причина кризиса искусства вызвана умиранием великого стиля, который был свойствен художникам прошлого. Стиль - это форма души как скрытая предпосылка всякого искусства. Он предопределяет всякое личное творчество, обнаруживаясь во внутренней согласованности душ. Стиль - это гарантия художественной цельности, предустановленная гармония связи содержания и формы. При его отсутствии форма превращается в формулу, а содержание - в мертвый материал.
Анализ изученного материала
Постановка проблемы:
Каково значение искусства в жизни общества?
Отвечают на вопросы с элементами рассуждения
1. Каково высшее гуманное назначение искусства?
2. Назвать виды искусства.
3. В чём вы видите кризис современного искусства?
4. Как соотносится красивое и нравственное? Красивая девушка, которая попусту растрачивает свою красоту, может ли быть названа красивой в подлинном смысле слова?
5. Красива ли снежная королева для ребенка?
Вывод: людей философии и искусства объединяет мысль и творчество как историческая память человека Философия, искусство и ремёсло того времени не были отделены друг от друга. Только в эпоху Возрождения впервые утвердилось понимание искусства, близкое к современному.
Рефлексия
Обобщение полученных знаний,работа в группах
Нарисовать виды искусства, которые взаимодействуют с философией
Работа в группах,защита проекта
Итог урока и сообщение домашнего задания.
1. Ответить дома письменно в тетради:
Может ли каждый человек заниматься каким-либо искусством – или только те, кто имеют специфические способности?
2. Губин В.Д. «Основы философии», стр191-198,лекционный материал знать содержание