kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

План лекции учебного занятия по теме "Философия и искусство"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока Философия и искусство

Дидактическая цель охарактеризовать  место и роль искусства в познании  мира и воспитании человека, в изменении человеческой природы; назвать виды искусства; закрепить философские понятия и термины

Воспитательная цель содействовать формированию морально-нравственных качеств личности студентов; их мировоззренческой и социальной культуры; воспитанию  гражданственности

 Развивающая цель: продолжить формирование навыков логического и образного мышления, умения сравнивать и сопоставлять уже знакомые факты; развивать навыки самостоятельной работы

 

Междисциплинарные связи история, культурология, этика, эстетика, обществознание

Методическая цель: показать методику организации изучения теоретических приобретенных знаний

Тип занятия  изучение нового материала

Вид занятия  лекция с элементами беседы

Методы обучения беседа, элементы  проблемного обучения, самостоятельная работа,  демонстрация

Обеспечение урока учебники, наглядные средства обучения (текстовые); мультимедийный проектор; экран.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«План лекции учебного занятия по теме "Философия и искусство" »

План лекции учебного занятия


Дата 2.12.2013 4 курс, ОПИ 10-1


Преподаватель Власова С.Н.

Курс _4 специальность _Обогащение полезных ископаемых

группа ОПИ 10-1

Наименование дисциплины Основы философии

Тема урока Философия и искусство

Дидактическая цель охарактеризовать место и роль искусства в познании мира и воспитании человека, в изменении человеческой природы; назвать виды искусства; закрепить философские понятия и термины

Воспитательная цель содействовать формированию морально-нравственных качеств личности студентов; их мировоззренческой и социальной культуры; воспитанию гражданственности

Развивающая цель: продолжить формирование навыков логического и образного мышления, умения сравнивать и сопоставлять уже знакомые факты; развивать навыки самостоятельной работы

Междисциплинарные связи история, культурология, этика, эстетика, обществознание

Методическая цель: показать методику организации изучения теоретических приобретенных знаний

Тип занятия изучение нового материала

Вид занятия лекция с элементами беседы

Методы обучения беседа, элементы проблемного обучения, самостоятельная работа, демонстрация

Обеспечение урока учебники, наглядные средства обучения (текстовые); мультимедийный проектор; экран.



  1. Организационный момент. Приветствие. Проверка присутствующих. Подготовка готовности к уроку.

  2. Сообщение темы и цели занятия. Тема урока: Философия и искусство.

Цели урока:

Дидактическая цель охарактеризовать место и роль искусства в познании мира и воспитании человека, в изменении человеческой природы; назвать виды искусства; закрепить философские понятия и термины

Воспитательная цель содействовать формированию морально-нравственных качеств личности студентов; их мировоззренческой и социальной культуры; воспитанию гражданственности

Развивающая цель: продолжить формирование навыков логического и образного мышления, умения сравнивать и сопоставлять уже знакомые факты; развивать навыки самостоятельной работы

3. Подготовка к восприятию новой темы:

актуализация опорных знаний студентов, проверка домашнего задания по карточкам, самостоятельная работа студентов


Работают по карточкам

Отвечают на поставленные вопросы письменно, самостоятельно


  1. Изложение материала темы


Постановка проблемы:

Каково значение искусства в жизни общества?


  1. Определение искусства, его роль и значение в духовной культуре человечества.

Посмотрим на слайды:

Что такое искусство? Искуcство (от церк.-слав. искусьство (лат. eхperimentum — опыт, проба); ст.-слав. искоусъ — опыт, реже истязание, пытка) - образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца в (художественном) образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.
Искусство (наряду с наукой) — один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира.


Функции искусства

1. Преобразующая функция (искусство как деятельность)
2. Компенсаторная функция (искусство как утешение).
3. Познавательно-эвристическая функция (искусство как знание и просвещение).
4. Художественно-концептуальная функция (искусство как анализ состояния мира).
5. Коммуникативная функция (искусство как общение).
6. Информационная функция (искусство как сообщение).
7. Воспитательная функция (искусство как катарсис).
Искусство формирует строй чувств и мыслей людей.
8. Внушающая функция (искусство как суггестия). Искусство — внушение определенного строя мыслей и чувств, почти гипнотическое воздействие на подсознание и на всю человеческую психику.
9. Специфическая функция — эстетическая (искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций).
10. Специфическая функция — гедонистическая (искусство как наслаждение).


Что является предметом искусства?

- прекрасное;

- вся действительность;

- человек и человеческие отношения;

- сущность бытия и составляющих его предметов и явлений.


Философия и искусство: общие черты.

Студенты работают по опережающему заданию. Выступления с сообщениями на заданную тему.

  1. Способы отражения мира.

  2. Философия и искусство обладают способностью влиять на Бытие.

3) В философии и произведениях искусства отражается миро­воззрение, позиция философа, художника.

4)Особенностью современного этапа развития философии и искусства является тенденция синтеза. 

5) Предмет философии и искусства — Миро-Человек.

2. Виды искусства.

Архитектура, скульптура, литература, театр, музыка, живопись, балет, кино, цирк, прикладное искусство, декоративное искусство и т.д.

Показ слайдов, объяснение

Ещё в Древней Греции учёные задумывались о роли искусства в жизни людей. Согласно греческой мифологии, каждая из девяти дочерей бога Зевса и богини Мнемозины, являясь музой, покровительствовала определенной области творчества

Клио прошлых времен дела вещает потомству,

Мельпомена трагический вопль исторгает печали,

Радует Талия шуткой, веселым словцом и беседой,

Сладкую песню поёт с тростниковою флейтой

Эвтерпа, Терпсихора кифарой влечёт, бурей чувства владея,

С плектром в руке Эрато чарует и словом, и жестом,

Песни времён героических в книге хранит Каллиопа,

Звезды небес изучает Урания, неба вращенье,

Жестами всё выражая, Полигимния славит героев.
Авсоний

3. Кризис современного искусства.

Начиная с XIX в. отчетливо выявляется одно из основных противоречий искусства, которое в дальнейшем станет причиной его умирания: противоречие между вымыслом и техникой. Все больше художников начинают разделять представление, согласно которому недостаток вымысла, воображения может быть заменен изощренной техникой. От художника требуется так отточить свое мастерство: владение словом, знание приемов и т.д., чтобы в результате можно было добиться эффекта настоящего переживания. Так, в литературе появляется сколько угодно мастеров литературной техники, но само это мастерство и загоняет писателя в тупик, он не знает, куда применить его и что с ним делать. Первое время можно обойтись при помощи все растущих тонкостей и усложнений, побеждая литературу усугублением самой литературности, но в конце концов художнику начинает изменять чувство жизни, пока оно не исчезнет совсем. Современное искусство в тенденции приводит к вытеснению элементов человеческого из искусства, оно очищается; наступит момент, когда человеческое содержание искусства станет настолько скудным, что сделается почти незаметным. И тогда его будут понимать только те, кто обладает даром художественной восприимчивости. Это будет искусство для художников, а не для масс. В современном искусстве на первый план выступает не мир, а личность самого художника. Данте и Шекспиром никто не интересовался, как Байроном. Но за последний век появились «науки» о Данте, Шекспире, Гете, Пушкине, что было невозможно в прошедшие века, Творческая личность начинает казаться священней и нужней, чем совершенные ее творения. Вторая причина кризиса искусства вызвана умиранием великого стиля, который был свойствен художникам прошлого. Стиль - это форма души как скрытая предпосылка всякого искусства. Он предопределяет всякое личное творчество, обнаруживаясь во внутренней согласованности душ. Стиль - это гарантия художественной цельности, предустановленная гармония связи содержания и формы. При его отсутствии форма превращается в формулу, а содержание - в мертвый материал.

  1. Анализ изученного материала


Постановка проблемы:

Каково значение искусства в жизни общества?


Отвечают на вопросы с элементами рассуждения


1. Каково высшее гуманное назначение искусства?

2. Назвать виды искусства.

3. В чём вы видите кризис современного искусства?

4. Как соотносится красивое и нравственное? Красивая девушка, которая попусту растрачивает свою красоту, может ли быть названа красивой в подлинном смысле слова?

5. Красива ли снежная королева для ребенка?


Вывод: людей философии и искусства объединяет мысль и творчество как историческая память человека Философия, искусство и ремёсло того времени не были отделены друг от друга. Только в эпоху Возрождения впервые утвердилось понимание искусства, близкое к современному.


  1. Рефлексия

Обобщение полученных знаний,работа в группах

Нарисовать виды искусства, которые взаимодействуют с философией

Работа в группах,защита проекта


  1. Итог урока и сообщение домашнего задания.


1. Ответить дома письменно в тетради:

Может ли каждый человек заниматься каким-либо искусством – или только те, кто имеют специфические способности?

2. Губин В.Д. «Основы философии», стр191-198,лекционный материал знать содержание


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
План лекции учебного занятия по теме "Философия и искусство"

Автор: Власова Светлана Николаевна

Дата: 16.01.2015

Номер свидетельства: 156425

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Душа из пламени и дум. К 165 - летию С.В. Ковалевской. "
    ["seo_title"] => string(54) "dusha-iz-plamieni-i-dum-k-165-lietiiu-s-v-kovalievskoi"
    ["file_id"] => string(6) "166912"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423025540"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Программа по дебатам для учащихся 8-11 классов "
    ["seo_title"] => string(55) "proghramma-po-diebatam-dlia-uchashchikhsia-8-11-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "172703"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423847182"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства