kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Период новорожденности. Недоношенный новорожденный ребенок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка теоретического занятия. Тема: "Период новорожденности. Недоношенный новорожденный ребенок"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Период новорожденности. Недоношенный новорожденный ребенок»

Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Вяземский медицинский колледж имени Е.О.Мухина»




ОП.01 Здоровый человек и его окружение

Раздел 2. Здоровье детей

Специальность 31.02.01 Лечебное дело углубленной подготовки



Методическая разработка теоретического занятия


«Период новорожденности. Недоношенный новорожденный ребенок»
















2022

Рассмотрена

на заседании ЦМК специальных дисциплин №1

протокол № от 202__г


Председатель ЦМК____________

Р.П. Бородина

Утверждаю

Заместитель директора по учебной работе СОГБПОУ «Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина»

_________________А.Ш. Махмудова








Автор: Гаврилова А.В. – преподаватель СОГБПОУ «Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина»



























Пояснительная записка

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 31.02.01 «Лечебное дело углубленной подготовки».

В составленной методической разработке практического занятия грамотно

определены основные цели и задачи обучения, которые позволят студентам

понять, что от профессиональных знаний и умений среднего медработника

зависит жизнь и здоровье человека. Прослеживается чёткость, системность и

последовательность в изложении материала. Работа написана доступным языком с соблюдением соответствующих требований и правил. Подробно изложены основные понятия темы, материал преподносится в доступной форме.

Содержание материала обеспечивает развитие общих и профессиональных

компетенций, а также умений, необходимых для осуществления ухода за

недоношенным новорожденным. Профессионально грамотное и методически обоснованное закрепление материала даёт возможность студентам полнее и глубже изучить сложный материал темы.

Методическая разработка практического занятия поможет студентам в рациональном использовании обширного дидактического материала, распределении учебного времени, что в конечном итоге будет способствовать глубокому овладению и использованию полученных учебных знаний по дисциплине.



Цели занятия:

Дидактические:

Студент должен знать:

  • причины преждевременного рождения детей;

  • классификацию степени недоношенности детей;

  • морфологические признаки незрелости;

  • функциональные признаки незрелости;

  • этапы выхаживания недоношенных детей;

  • методы вскармливания недоношенных детей;

  • профилактику преждевременного рождения детей;

Студент должен уметь:

  • проводить оценку новорожденного по шкале Апгар;

  • выявлять морфологические и функциональные признаки незрелости недоношенного ребенка;

  • провести беседу с пациентами по профилактике преждевременного рождения детей.

Воспитательные:

Теоретический курс дисциплины призван обеспечить студентам знания:

  • основных факторов риска развития болезней в разные возрастные периоды;

  • периодов жизнедеятельности человека;

  • анатомо-физиологических и психологических особенностей человека;

  • основных закономерностей и правил оценки физического, нервно-психического и социального развития;

  • универсальных потребностей человека в разные возрастные периоды;

  • значения семьи в жизни человека.

Здоровьесберегающие:

  • сохранить высокий уровень активности обучающихся;

  • профилактика нарушений зрения и осанки.

Способствовать формированию общих и профессиональных компетенций:

Профессиональные:

ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

ПК 1.5. Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребёнка.

ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию.

ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.

ПК 2.7. Организовывать оказание психологической помощи пациенту и его окружению.

Общие:

ОК.1 - Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК.3 - Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК.4 - Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК.5 - Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК.9 - Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.


Тип занятия: лекция

Продолжительность теоретического занятия: 2 часа (90 мин)

Место проведения: лекционный кабинет

Оснащение:

  1. Презентация «Внутриутробный период и период новорожденности. Доношенный новорожденный ребенок»

  2. Ноутбук, проектор, экран.


Информационное обеспечение занятия

  1. Севостьянова Н.Г. Здоровый ребенок. – М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2005. – 288 с.

  2. С.Р. Волков, М.М. Волкова. Здоровый человек и его окружение. – Москва: Авторская Академия, 2021. – 640 с.

Интернет-ресурсы:

  1. http://fcior.edu.ru/

  2. https://www.pediatr-russia.ru




Мотивация

Процент родов, происходящих преждевременно, достаточно высок во всех странах. Специалисты, работающие в области акушерства, гинекологии и педиатрии считают, что при любых профилактических мерах все равно будет какой-то процент женщин, рожающих преждевременно. Таким образом, медики практического здравоохранения, работающие в реальной медицине – такие как акушерки, фельдшера и др. в любой момент могут оказаться перед необходимостью оказания неотложной помощи недоношенному ребенку. А для этого необходимы знания о том, кто такой недоношенный, каковы особенности его жизнедеятельности и как должен действовать медик (фельдшер), чтобы сохранить ребенку жизнь и здоровье.












Смоленское областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Вяземский медицинский колледж имени Е.О. Мухина»






Лекция на тему: «Период новорожденности. Недоношенный новорожденный ребенок»



ОП.01 Здоровый человек и его окружение

Раздел «Здоровье детей»

Тема 2.1 «Внутриутробный период и период новорожденности»

31.02.01 Лечебное дело углубленной подготовки









Составила:

Гаврилова А. В.

Преподаватель ОП.01 Здоровый человек и его окружение (здоровье детей)







г. Вязьма

2022 год

Недоношенный – это ребенок, родившийся в сроке с 22 до 37 полных недель гестации с массой тела 500 – 2500 г., длиной тела 25 – 45 см и с определенными анатомо – физиологическими признаками незрелости.

Степени недоношенности:

  1. Степень 35-37 недель 2011 – 2500 г;

  2. Степень 32-34 недели 1501-2000г;

  3. Степень 29-31 неделя 1001-1500г;

  4. Степень 22-28 недель 1000 и менее.

Живорождение – полное изгнание или извлечение продукта зачатия из организма матери вне зависимости от продолжительности беременности, причем плод после такого отделения дышит или проявляет другие признаки жизни, такие как сердцебиение, пульсация пуповины или произвольные движения мускулатуры, независимо от того, перерезана пуповина и отделилась ли плацента.

Причины недонашивания беременности:

  1. Отягощенный акушерский анамнез и патология плаценты.

  2. Тяжелые соматические и инфекционные заболевания матери.

  3. Патология беременности.

  4. Заболевания плода.

  5. Социально – экономические факторы (вредные привычки, профессиональные вредности, нерациональное питание из-за бедности).

  6. Социально – биологические факторы (возраст матери).

  7. Провоцирующие факторы (стрессы, травмы) ри нормально протекающей беременности.

Признаки недоношенности.

Внешний вид и поведение новорожденного недоношенного ребенка зависят от его гестационного возраста (числа полных недель беременности к моменту рождения). Внешне недоношенный ребенок существенно отличается от ребенка, рожденного в срок.

Кожа недоношенного ребенка очень тонкая, легкоранимая. В зависимости от степени недоношенности она может быть от ярко-розового до темно-красного цвета. Эта особенность объясняется тем, что через тонкую кожу да при отсутствии подкожного жирового слоя просвечивают кровеносные сосуды. Со временем кожа уплотняется и приобретает обычную окраску. Кожа обильно покрыта густым пушком на лице, спине и конечностях. Дело в том, что на определенном этапе внутриутробного развития тело ребенка полностью скрыто волосами, а затем они выпадают, и доношенный ребенок рождается с обычным кожным покровом. Ребенок, родившийся недоношенным, не успевает пройти этот этап и рождается «пушистым», но спустя некоторое время ребенок по этому признаку не отличается от доношенного.

Подкожно-жировая клетчатка выражена очень слабо или совсем отсутствует (в зависимости от срока недоношенности). У глубоко недоношенных детей подкожный жировой слой полностью отсутствует.

Тонкий голос, иногда подобный писку, является следствием недоразвития голосовых связок.

Пупок расположен внизу живота, в то время как у доношенных детей он расположен в центре. Пуповина у таких детей отпадает позже, чем у доношенных, и пупочная ранка заживает к седьмому-десятому дню жизни.

Голова велика относительно размеров туловища, швы между костями черепа и малый родничок открыты (между костями черепа и в области малого родничка имеются участки, не закрытые костной тканью), большой родничок невелик из-за смещения костей черепа.

Ушные раковины очень мягкие.

Ногти тонкие, не доходят до краев ногтевых фаланг.

У девочек большие половые губы не прикрывают малые, поэтому можно увидеть широко открытую багрово-красного цвета половую щель; а у мальчиков яички еще не опущены в мошонку, сама мошонка ярко-красного цвета.

Поведение недоношенных несколько отличается от поведения остальных новорожденных:

  • у них более глубокий сон,

  • меньшее количество движений,

  • сниженная общая двигательная активность,

  • тонкий однообразный крик,

  • они чаще испытывают отрицательные эмоции и выражают недовольство.

Недоношенный новорожденный со сроком гестации 28 недель и меньше постоянно пребывает в состоянии сна, но в ответ на прикосновения, перемену положения реагирует пробуждением, двигательной активностью, открыванием глаз, гримасой плача. Эта активность сохраняется в течение нескольких минут. При сроке гестации 32 недели и более у новорожденных уже отмечаются спонтанные пробуждения, появляется отчетливая смена сна и бодрствования. При более высоких сроках гестации периоды бодрствования удлиняются, и к 37-й ее неделе во время бодрствования может быть громкий крик.

Функционирование всех органов и систем недоношенного ребенка связано с отсутствием определенного периода внутриутробного развития и особенностями созревания и развития организма в новой окружающей среде. Учитывая незрелость всех органов и систем (центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной), неблагоприятные воздействия переносятся недоношенными детьми особенно остро. Следовательно, заболевания, не представляющие опасности для других малышей, у недоношенных могут протекать тяжелее.

Основные потребности недоношенного ребенка.

1. Уменьшение негативного воздействия внешних факторов (шум, яркий свет, холод).

2. Создание ЛОР, т.е. спокойной обстановки в палате.

3. Снижение освещенности в кувезе.

4. Оптимальные тепловой режим в палате и в кувезе.

5. Достаточная оксигенация и влажность в кувезе.

6. Регулярная дезинфекция кувезов и смена воды в увлажнителе каждые сутки.

7. Рациональное питание.

8. Минимальное назначение лекарственных средств.

9. Мониторинг за жизненно важными функциями органов и систем.

Основные параметры микроклимата

Температура:

  • дети с массой 1500 г и менее помещаются в кувез (в 1-2-е сутки температура 34-35 градусов, в 3-4-е темп 33-34 гр). Общая длительность дополнительного согревания – 5-6 недель, иногда дольше;

  • дети с массой 1501 – 2000 г помещаются в кроватку – грелку (по показаниям могут помещаться в кувез), начальная температура 32-33 гр, общая длительность согревания 2 – 3 недели;

  • дети с массой 2001 – 2500 обогреваются грелками (3 штуки по бокам и в ногах ребенка на расстоянии 10 см от тела, с температурой воды 50 – 0 гр), общая длительность согревания 5 – 7 дней.

Рекомендуемая влажность воздуха 1 – 3-й день 90-95%, 4-7 день 70-80%, с 8-го дня 60%.

Кислород подается в кувез или непосредственно ребенку через маску или катетер, концентрация колеблется в зависимости от возраста и составляет 20 – 40%.

Кормление недоношенных.

Выбор метода вскармливания:

  • при отсутствии рефлексов – через зонд или парентерально;

  • при наличии глотательного, отсутствии или ослаблении сосательного рефлекса – через зонд, из пипетки, ложечки;

  • при наличии рефлексов – из груди матери или из бутылочки

Расчет питания недоношенным детям

В первые дни жизни рассчитывают разовый объем пищи:

Vраз: в 1-й день – 5-10 мл;

на 2й день – 10-15 мл;

на 3й день – 15-20 мл.

с 4-го по 14-й день рассчитывают суточный объем молока по формуле Роммеля:

Vс=

n+10

*mр

100

Где n – число дней ребенка.

Количество кормлений зависит от общего состояния ребенка, но схематично составляет:

при 1й степени – 6-7 раз в сутки;

2-й степени – 8 раз в сутки;

3-й степени – 9 раз в сутки;

4-й степени – 10 раз в сутки.

С 15-го дня объем составляет 1/5 от массы тела; при 3-4-й степени – 1/7 массы тела. С 1-го месяца 1/5 от массы тела (как и у доношенных).

Критерии выписки недоношенного ребенка.

  1. Вес при выписке должен быть не менее 2300 г.

  2. Не должно быть острых заболеваний.

  3. Ребенок должен быть активным, хорошо сосать, прибавлять в весе, иметь стабильную температуру тела.

При правильном выхаживании дети достигают развития доношенных сверстников к 10 – 12 мес, при 3-4 степени недоношенности – к 1,5-2 годам, а иногда позже.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Период новорожденности. Недоношенный новорожденный ребенок

Автор: Гаврилова Анастасия Владимировна

Дата: 13.02.2022

Номер свидетельства: 600098

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Тематические задачи   Тема «Внутриутробный  и период новорожденности. Недоношенный ребенок» "
    ["seo_title"] => string(99) "tiematichieskiie-zadachi-tiema-vnutriutrobnyi-i-pieriod-novorozhdiennosti-niedonoshiennyi-riebienok"
    ["file_id"] => string(6) "183892"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425973433"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Все вместе спасем планету от ВИЧ/СПИДа "
    ["seo_title"] => string(44) "vsie-vmiestie-spasiem-planietu-ot-vich-spida"
    ["file_id"] => string(6) "123068"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414409749"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства