Актуализация и проверка усвоения изученного материала:
Учащиеся класса работают по группам.
Презентация (2 слайд)
На предыдущем уроке мы с вами изучали двоичное кодирование информации, кто мне ответит на вопросы:
С какой целью человек осуществляет преобразование информации из одной формы представления в другую?
В чём суть процесса дискретизации информации?
Что такое алфавит языка?
Что такое мощность алфавита?
Может ли алфавит состоять из одного символа?
Какие символы могут входить в двоичный алфавит?
Проверка рабочих тетрадей на наличие решения задачи:
Задача: От разведчика была получена следующая шифрованная радиограмма, переданная с использованием азбуки Морзе:
- . . - . . - - . . - - - - .
При передаче радиограммы было потеряно разбиение на буквы, но известно, что в радиограмме использовались только следующие буквы:
И
А
И
Г
Ч
. .
. -
- .
- - .
- - -.
Ответ: НАИГАЧ
Каждый участник группы получает 1 бал за правильный ответ и 1 бал за решение задачи. Результат отображается на доске.
Изучение нового материала.
Алфавитный подход к измерению информации.
Объяснение нового материала.
Презентация (3-10 слайды)
Алфавитный подход позволяет измерить информационный объём сообщения, представленного на некотором языке, независимо от его содержания. Каждый символ имеет определённый информационный вес – несёт фиксированное количество информации. Все символы одного алфавита имеют один и тот же вес, зависящий от мощности алфавита.
Информационный вес символа двоичного алфавита принят за минимальную единицу измерения информации 1 бит.
Информационный вес символа произвольного алфавита.
Запись учащимися определения и разбор задачи.
Определение.
Информационный вес i символа алфавита и мощностью N алфавита связаны между собой соотношением: N=2i .
Задача.
Алфавит племени Пульти содержит 8 символов. Каков информационный вес символа этого алфавита?
Решение. Составим краткую запись условия задачи.
N=8
i-?
N=2i
С учётом исходных данных: 8=2i. Отсюда: i=3.
Полная запись решения задачи может выглядеть так:
N =8
i-? N=2i 8=2i,, i=3 (бита)
Ответ: 3 бита.
Информационный объём сообщения.
Запись учащимися определения и разбор задачи.
Определение.
Информационный объём I сообщения равен произведению количества K символов в сообщении на информационный вес i символа алфавита:
I=K*i
Задача 1.
Содержание записанное буквами 32 – символьного алфавита, содержит 140 символов. Какое количество информации оно несёт?
Р ешение. Составим краткую запись условия задачи.
N=32 I=K*i , N=2i 32=2i, i=5, I=140*5=700(битов)
K=140
I-?
Ответ: 700(битов)
Задача 2.
Информационное сообщение объёмом 720 битов состоит из 180 символов. Какова мощность алфавита, с помощью которого записано это сообщение?
Р ешение. Составим краткую запись условия задачи.
I=720 N=2i, I=K*i i= 720/180 =4 (бита)
K=180 i= I/K N=24 =16 (символов)
N-?
Ответ: 16 символов.
Единицы измерения информации
Подготовка текстов в основном осуществляется с помощью компьютеров. «Компьютерный алфавит» содержит следующие символы: строчные и прописные русские и латинские буквы, цифры, знаки препинания, знаки арифметических операций, скобки и др. Такой алфавит содержит 256 символов.
Определим информационный вес символа, N=2i, 256=28, отсюда i= 8. Значит информационный вес каждого символа равен 8 битам. Величина равная 8 битам называется байтом.
1 байт – информационный вес символа алфавита мощностью 256.
Учащиеся записывают единицы измерения информации и задачу 3.
Задача 3. Информационное сообщение объёмом 4 Кбайта состоит из 4096 символов. Каков информационный вес символа этого сообщения? Сколько символов содержит алфавит, с помощью которого записано это сообщение.?
Решение.
Решение. Составим краткую запись условия задачи.
I =4Кб I=4Kб =4*1024*8(битов) N=2i,
K=4096 I=K*I, i=I/K
I-? N-?
i=4*1024*8/4096=8(битов)
Ответ: 256 символов.
Закрепление нового материала. Работа с компьютером.
Презентация ( 11 слайд)
В текстовом редакторе Word 2010 набор самого главного стр.39
Критерии оценки результата работы: Скорость и соответствие исходному тексту.
Вопросы и задания. (стр.28 – 30)
Учащиеся получают карточки с заданиями.
Содержание карточки 1 вопрос и 2 задачи.
Например:
В чём суть алфавитного подхода к измерению информации?
Информационное сообщение объёмом 650 битов состоит из 130 символов. Каков информационный вес каждого символа этого сообщения?
Определите информационный вес i символа алфавита мощность N, заполняя таблицу:
N
N=2i
i(битов)
8
32
64
128
256
Учащиеся групп производят самооценку своей работы, а также осуществляют взаимоконтроль друг друга.
Подведение итогов.
Презентация (12-13 слайд)
Сегодня мы с вами изучили:
Минимальную единицу измерения информации.
Информационный вес символа произвольного алфавита.