kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по специальности Коммерция (по отраслям)

Нажмите, чтобы узнать подробности

            Методическая разработка урока «Работа на контрольно-кассовой технике»  учебной практики по специальности «Коммерция (по отраслям)»

Специальность: Коммерция (по отраслям)

Мастер производственного обучения: Панькова Ирина Михайловна,

 ГБОУ СПО «Строгановский колледж», первая квалификационная категория

Профессиональный модуль: 04.                                                                                                                 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Тема программы:                                                                                                                                      Эксплуатация контрольно-кассовой техники и расчеты с покупателями

Тема урока: Работа на контрольно – кассовой технике

Цели урока:

  • образовательная - закрепить умения и навыки работы на ККМ различных типов; обобщить знания по ведению кассовой документации.
  • развивающая - развивать у будущих производственников умения: принимать самостоятельное решение; решать проблемные ситуации, задачи; анализировать; развивать координацию движений пальцев рук, концентрацию и устойчивость внимания.
  • воспитательная - продолжить формирование: активной жизненной позиции, воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности;
  • методическая - продолжить формирование у обучающихся профессионально значимых качеств путем применения элементов коммуникативных и информационных технологий в сочетании группового и индивидуального методов организации обучения.

Методы обучения:

  • метод проблемного изложения;
  • наглядно-демонстрационный;
  • частично-поисковый;
  • практический.

Тип урока: 

  • урок по выполнению комплексных работ
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по специальности Коммерция (по отраслям)»

ГБОУ СПО «Строгановский колледж»





УТВЕРЖДАЮ

Зав. Частинским филиалом ГБОУ

СПО «Строгановский колледж»

__________________И.Н. Голдобин

____________________20_______г.







Методическая разработка открытого урока учебной практики по специальности: «Коммерция

(по отраслям)»











Частые 2011г.

.














Методическая разработка

открытого урока учебной практики по специальности:

Коммерция (по отраслям)


по ПМ. 04 Выполнение работ по одной или

нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Тема урока: «Работа на контрольно – кассовой технике»























Методическая разработка урока «Работа на контрольно-кассовой технике»  учебной практики по специальности «Коммерция (по отраслям)»

Специальность: Коммерция (по отраслям)

Мастер производственного обучения: Панькова Ирина Михайловна,

ГБОУ СПО «Строгановский колледж», первая квалификационная категория

Профессиональный модуль: 04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

Тема программы: Эксплуатация контрольно-кассовой техники и расчеты с покупателями

Тема урока: Работа на контрольно – кассовой технике

Цели урока:

  • образовательная - закрепить умения и навыки работы на ККМ различных типов; обобщить знания по ведению кассовой документации.

  • развивающая - развивать у будущих производственников умения: принимать самостоятельное решение; решать проблемные ситуации, задачи; анализировать; развивать координацию движений пальцев рук, концентрацию и устойчивость внимания.

  • воспитательная - продолжить формирование: активной жизненной позиции, воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности;

  • методическая - продолжить формирование у обучающихся профессионально значимых качеств путем применения элементов коммуникативных и информационных технологий в сочетании группового и индивидуального методов организации обучения.

Методы обучения:

  • метод проблемного изложения;

  • наглядно-демонстрационный;

  • частично-поисковый;

  • практический.

Тип урока: 

  • урок по выполнению комплексных работ

Межпредметные связи:

  1. Технология розничной торговли. Тема: «Продажа товаров и обслуживание покупателей».

  2. Оборудование торговых предприятий. Тема: «Контрольно-кассовые машины».

  3. Торговые вычисления. Тема: «Приемы вычислений».

  4. Деловая культура. Тема: «Культура общения».

  5. Учет и отчетность в торговле. Тема: «Документальное оформление кассовой отчетности».

Материально – техническое и методическое оснащение урока:


1. Дидактический материал:

  • план урока (ход и конспект урока);

  • нормативные документы (Закон РФ «О защите прав потребителей»,

  • Постановление правительства РФ No 55 от 19.01. 1998г. «Правила продажи отдельных видов товаров»);

  • плакат «Устройство ККМ»;

  • стенд « Инструкция по технике безопасности при работе на ККМ»;

  • карточки – задания N 1 (торговые (проблемные) ситуации);

  • карточки – задания N 2 (на выполнение практического задания)

  • карты контроля

  • инструкционные карты

  • бланки типовых форм по учету кассовых операций

2. Торговое оборудование:

  • ККМ типа «Самсунг», «Касби»

  • микрокалькуляторы –15;

3. Инструменты и приспособления:

  • монетница;

  • чековая лента;

ХОД УРОКА

1.Организационный момент - 5 минут

Приветствие. Проверка присутствующих. Визуальный осмотр внешнего вида обучающихся, их готовность к уроку. Доклад дежурного.


2. Вводный инструктаж –10 минут

2.1.Мотивация.  Мастер подводит к теме урока. Обозначает тему и устанавливает цели.

Учащиеся слушают, воспринимают и записывают тему урока учебной практики.

2.2. Актуализация опорных знаний. Мастер предлагает остудентам произвести проверку и закрепление пройденного материала в виде конкурсных заданий.


Группа делится на 3 команды. В каждой команде выбирается капитан.


Конкурс N 1 
«Приветствие»

Капитану необходимо назвать свою команду и перечислить ее участников (в данном конкурсе учитывается название, девиз и внешний вид участников).

Максимальная оценка –5 баллов.


Конкурс N 2 
«Вопрос – ответ»

Каждой команде предлагается по 2 вопроса.

Карточки-задания N 1(приложение 1)

Участники отвечают на предложенные вопросы, дополняют ответы друг

друга. За правильный ответ –2,5 балла


Конкурс N3
«Развитие зрительной памяти»

Капитаны команд в течение 10 секунд должны запомнить предложенные им 10 предметов. Затем отвернуться и назвать предложенные предметы (приложение 2). За каждый правильный ответ – 0,5 балла.

Капитаны команды называют по памяти предложенные предметы


Конкурс N 4 
«Быстрый и точный подсчет денежной выручки»

Каждой команде предлагается пакет с купюрами различного достоинства.

Нужно быстро разложить деньги по купюрам, пересчитать их и составить

денежную опись (учитывается скорость и правильность подсчета).

(приложение 3). Максимальная оценка – 5 баллов.

Участники подсчитывают денежную выручку. Составляют опись.


Конкурс N 5
«Решение торговых ситуаций»

Мастер предлагает решить торговые ситуации (учитывается знание учащимися правил торговли). (приложение 4).

Обучающиеся отвечают на предложенные ситуации и дополняют ответы участников своей команды


Конкурс N 6 
«Мини-сообщение по теме «Способы расчета с покупателями»»

Домашнее задание – каждая команда подготовила информацию с применением информационных технологий (видеоролик, фото-слайды)

Конкурсанты комментируют по ходу показа


3. Текущий инструктаж

3.1.Выдача практического задания

Мастер выдает:

- карточки – задания N 2 для выполнения практического задания (приложение 5);

- инструкционные карты (приложение 6);

- карточки контроля (приложение 7);

Мастер проводит инструктаж по соблюдению правил ТБ при работе на ККТ,

определяет время выполнения практического задания (25 мин).

Учащиеся слушают, настраиваются на работу.

3.2.Мастер проводит целевые обходы рабочих мест, оказывает методическую помощь; исправляет ошибки; осуществляет контроль:

- за соблюдением безопасных приемов выполнения работ;

- точность работы на ККМ;

- заполнение реквизитов бланков типовых форм

Обучающиеся работают самостоятельно.

3.3.Индивидуальный, целевой инструктаж по проверки правильности

организации работы на ККМ у обучающихся (капитанов). Дети выполняют практическую работу.


4. Заключительный инструктаж

Заключительный инструктаж -5 мин.

Подведение итогов: анализ самоконтроля и взаимоконтроля; разбор ошибок;

выставление оценок. Студунты слушают, думают, анализируют, делают выводы, ведут записи в тетрадях.

5.Домашнее задание

5.1. Повторить пройденный материал по теме «Контрольно-кассовые

машины»:

- подготовить устное сообщение по теме «ККМ»;

- подготовить кроссворд на тему «ККМ»;

- подготовить реферат на тему «Работа на ККМ»;

мастер п/о     Панькова И.М.









 

Приложение 1

Конкурс N 2«Вопрос – ответ»

1. Безопасность труда при работе на ККМ.

2. Подготовить ККМ к работе.

3. Основные узлы ККМ.

4. Действие продавца при возврате денежных сумм покупателям.

5. Обязанности контролера–кассира.

6. Правила расчета с покупателем.

Примечание:

1. Каждой команде предлагается по 2 вопроса.

2. За правильный ответ –2,5 балла

 

Приложение 2

Конкурс N 3 «Развитие зрительной памяти»

Капитаны команд в течение 10 секунд должны запомнить предложенные им 10 предметов. Затем отвернуться и назвать предложенные предметы.

За каждый правильный ответ – 0,5 балла.

-калькулятор;

-купюра достоинством 50 рублей;

-кассовый чек;

-монетница;

-ручка шариковая;

-книга кассира - операциониста;

-бейджик;

-ключ от ККМ;

-чековая лента;

-календарь;

 

Приложение 3

Конкурс N 4«Быстрый и точный подсчет денежной выручки»

Каждой команде предлагается пакет с купюрами различного достоинства.

Нужно быстро разложить деньги по купюрам, пересчитать их и

составить денежную опись (учитывается скорость и правильность подсчета).

Максимальная оценка –5 баллов.

-10 рублей –10 штук;

-50 рублей –10 штук;

-100 рублей –10 штук;

-500 рублей –10 штук;

-1000 рублей –10 штук;

 

Приложение 4

Конкурс N 5 «Решение торговых ситуаций»

Ситуация N 1

За 10 минут до закрытия магазина был прекращен допуск покупателей

в торговый зал. Правильно ли поступила администрация магазина?

Ситуация N 2

При снятии кассы обнаружены излишки денежной суммы в размере 50

рублей. Кассир объявил, что это его деньги. Прав ли кассир?

Ситуация N 3

Покупателю не был продан товар, выставленный в витрине.

Правильно ли поступил продавец?

Ситуация N 4

Покупатель попросил продавца продать ему дезодорант из парфюмерного набора фабричного производства. Продавец отказал. Прав ли продавец?

Ситуация N 5

При покупке в магазине мягкой мебели покупатель оставил ее на хранение на 1 сутки. С покупателя была взята плата за хранение. Правильно ли поступила администрация магазина?

Ситуация N 6

Продавец по просьбе покупателя не нарезал ему купленный батон

колбасы, объясняя это тем, что это не входит в его обязанности. Прав ли продавец?

 

Приложение 5

Карточки-задания N 2

Практическое задание

2.1. Продано покупателю:

-колбасы «Докторской» -830 г по цене 72-00 за кг;

-колбасы «Краковской» -220 г по цене 74-00 за кг;

-масла сливочного –330 г по цене 55-00 за кг;

-сосисок сливочных –270 г по цене 75-00 за кг.

Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 200 рублей.

2.2. Продано покупателю:

-сахарного песка –500 г по цене 15-00 за кг;

-крупы перловой -1 кг 500 г по цене 9-00 за кг;

-чая индийского –3 пачки по цене 15-00 за шт.;

-соуса томатного –2 банки по цене 15-00 за шт.;

-хлебцы «Любительские» -4 пачки по цене 6-00 за шт.

Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 150 рублей.

2.3. Продано покупателю:

-шоколад «Пористый» -3 плитки по цене 18-50;

-карамель «Абрикос» -400 г по цене 78-00;

-конфеты «Ласточка» -1 кг 250 г по цене 98-00;

-сухари с маком –850 г по цене 55-00

Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 500 рублей

2.4. Продано покупателю:

-сахар –1 кг 100г по цене 30-00 за кг;

-газированная вода –3 шт. по цене 9-00 за шт.;

-яблоки –1 кг 750 г по цене 25-00 за кг;

-баранки –250 г по 40-00 за кг;

-майонез «Провансаль» -2 банки по цене 16-00

Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 300рублей.

2.5. Продано покупателю:

-каша «Быстров» -6 пачек по 27-00 за шт.;

-маргарин «Хозяюшка» -3 пачки по 8-50 ;

-майонез «Нижегородский» -3 шт. по цене 11-00;

-яблоки –4 кг 250 г по цене 35-00 за кг;

-рыба «Путасу» -1 кг 320 г по цене 24-00 за кг

Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 600рублей

2.6. Продано покупателю:

-карамель «Му-му» -620 г по цене 42-00 за кг;

-торт «Причуда» -1 шт. по цене 37-00;

-консервы овощные –3 шт. по цене 17-00 за шт.;

-кофе «Нескафе» -2 шт. по цене 109-00;

-мороженое -1 шт. по цене 32-00

Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 500рублей

2.7. Продано покупателю:

-чай «Индийский» -3 шт. по цене 15-00;

-кофе разовое –5 шт. по цене 2-50;

-кетчуп «Острый» -3 шт. по цене 15-00;

-пряники «Фигурные» -1кг 300 г по цене 25-00;

-печенье «Юбилейное» -800 г по цене 28-50

Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 400рублей

2.8. Продано покупателю:

-груши –1 кг 250 г по цене 30-00;

-кефир питьевой –3 шт. по цене 12-00;

-конфеты «Весна» -1 кг 300 г по цене 44-30 за кг;

-колбаса «Докторская» -2 кг 350 г по цене 155-00;

-соль –3 пачки по цене 17-00

Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 500рублей

2.9. Продано покупателю:

-бананы –2 кг 150 г по цене 28-00 за кг;

-масло шоколадное –500 г по цене 140-00 за кг;

-печенье «Кокосовое» -350 г по цене 70-00 за кг;

-торт «Причуда» -1 шт. по цене 45-00;

-йогурт –3 шт. по цене 8-50

Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 1000рублей.

2.10. Продано покупателю:

-вермишель -500 г по цене 16-00 за 1 кг;

-кофейный напиток –2 пачки по цене 15-00;

-кисель фруктовый –6 пачек по цене 8-50;

-торт «Сказка» -2 кг 600 г по цене 99-00 за кг;

-печенье «Сливочное» -300 г по цене 84-00

Вычислить стоимость покупки и сдать сдачу с 1000рублей

 

Приложение 5

Карточки-задания N1

1.Снять показания счетчиков на начало рабочего дня.

2.Выполнить карточки - задания .

3.Снять показания счетчиков на конец рабочего дня.

4.Заполнить «Книгу кассира – операциониста».

5.Сделать отчет кассира.

 

Приложение 6

Инструкционная карта

Тема: «Работа на контрольно-кассовой технике»

Последовательность работы:

Без подсчета сдачи

-Сумма –Секция –Итог/нал

С подсчетом сдачи

-Сумма –Секция –Под/итог (взнос покупателя) –Итог/нал

Повтор продаж

-Сумма –Секция –Секция –Секция-... -Итог

Регистрация штучного товара

-Количество (1–99) –Цена за 1 шт. –Секция

Регистрация весового товара (например: 1 кг 50г)

-1.05-х –Цена за 1 кг –Секция...

Аннулирование последней регистрации

-Сумма –Секция –Сторно

Аннулирование всего чека

-Сумма -Секция –Под/итог –Сторно

Операция возврата товара

-а) одной покупки:-Сумма –Секция –Возврат –Сумма –Секция

б) нескольких покупок:-Количество –* –Цена за 1 шт. –Секция –Возврат –Количество –* –Цена за 1 шт. –Секция

 

Приложение 7

КАРТА КОНТРОЛЯ

Тема: «Работа на контрольно-кассовой технике»

Элементы контроля

Способы контроля

Включить кассовый аппарат

-включить в сеть

-заправить чековую и контрольную ленты

-включить в положение ВКЛ.

Завершение покупки в одной секции магазина

-ввести стоимость товара (170 руб.)1 7 0 00-номер секции -1 -итого ИТОГ / НАЛ

Завершение покупки в разных секциях магазина - ввести стоимость товара (110 руб.)1 1 0 00-номер секции -1-стоимость товара (50 руб. 80 коп.)

5 0 8 0-номер секции -2-предварительный итог пр. / итог - общий итог

ИТОГ/ НАЛ.

Работа со сдачей

-ввести стоимость товара (78 руб. 50 коп.)7 8 5 0-номер секции -1-стоимость товара (56 руб.)5 6 00-номер секции -2-предварительный итог пр./ итог-

сумма полученная от покупателя 5 00 00-общий итог ИТОГ / НАЛ

Использование клавиши УМН «Умножение»

1). В магазине было куплено 6 плиток шоколада по цене –17 руб. 50 коп.

-ввести количество товаров 6-нажать клавишу УМН - ввести цену товара (17 руб. 50 коп.) 1 7 5 0 -номер секции -1-общий итог ИТОГ / НАЛ

Режим калькулятора: Кл. 0 → пр. итог - появляется 10 знаков: кл. НАЛ 1-

Сложение кл. НАЛ 2 –вычитание кл. НАЛ 3 –умножение ИТОГ / НАЛ

- равно

Выход из калькулятора кл. СБРОС

2). В магазине купили 3 кг 50 гр. колбасы по цене 85 руб. за килограмм

-ввести вес товара 3 • 0 5-нажать клавишу УМН.- ввести цену товара

8 5 00-номер секции -1-предварительный итог пр. / итог - общий итог ИТОГ / НАЛ.

Снятие показаний за день

-ключ "Z" ("Г") в положение "Z" ("Г")

-на индикаторе зажигается надпись «ПАР2»

-нажимаем отд. /чек 5 раз 2 → отд. /чек.→ 1 → пр. /итог

Исправление ошибки (если набрана ошибочная сумма и отдел)

Нажать кл. СТОРНО затем ИТОГ / НАЛ.

Отмена чека при возврате денег

-ключ VD в положение СТОРНО - на индикаторе зажигается ПАР 4-

нажимаем отд. /чек→ 5 раз. 4 → отд./ чек -набираем сумму, которую необходимо отменить - нажимаем клавишу отдела, затем ИТОГО / НАЛ.

-Ключ переводится в рабочее положение

Снятие проверочного отчета

-ключ Z в положение Х (П), зажигается ПАР 1-нажимаем отд. /чек.→ 5 раз 1 → отд./чек.→ 1 → пр./итог

В конце дня:

-подсчитать выручку;

-сдать ключи, «книгу кассира–операциониста» и выручку в гл. кассу;

-нулевые чеки приложить к кассовому отчету.

6. Правила расчета с покупателями

Четко назвать сумму полученных денег и положить их отдельно на виду у

покупателя, назвать сумму причитающейся сдачи и выдать ее вместе с чеком.

Алгоритм ответов

Конкурс N 4. «Быстрый и точный подсчет денежной выручки»

10 х 10 = 100

50 х 10 = 500

100 х 10 = 1.000

500 х 10 = 5.000

1000 х 10 = 10.000

Итого: 16.600

Конкурс N 5. «Решение торговых ситуаций»

Ситуация N 1

Неправильно.

Согласно правилам торговли, доступ покупателей в магазин прекращается

согласно режиму работ и все находящиеся покупатели должны быть

обслужены продавцами.

Ситуация N 2

Кассир не прав.

Согласно правилам торговли, кассир не имеет право хранить личные вещи, в

том числе и деньги на рабочем месте.

Ситуация N 3

Продавец поступил не правильно.

Согласно правилам торговли продавец обязан по требованию покупателя

продать товар с витрины.

Ситуация N 4

Продавец прав.

Согласно правилам торговли наборы фабричного производства

раскомплектовывать нельзя.

Ситуация N 5

Правильно.

В правилах оказания услуг есть пункт «Гарантированное хранение товаров».

Оказываемые услуги могут быть платными и бесплатными, на усмотрение

администрации.

Ситуация N 6

Продавец не прав.

Колбасные изделия и копчености отпускаются одним куском, а по просьбе

покупателя –в нарезанном виде. (Продажа отдельных видов продовольственных товаров).



Алгоритм ответов

Практическое задание

(карточки –задания No 2)

2.1. 114-44 (85-56)

2.2. 120-00 (30-00)

2.3. 255-95 (244-05)

2.4. 145-75 (154-25)

2.5. 364-04 (135-96)

2.6. 425-04 (84-96)

2.7. 157-80 (242-20)

2.8. 546-34 (453-66)

2.9. 225-20 (774-80)

2.10. 371-60 (628-40)

 

 

Приложение 9

Ведомость оценок за практическую часть

Снятие показаний счетчиков

Подсчет стоимости покупки

Заполнение «книги кассира-операциониста»

Оформление отчета кассира

Оценка команде

Подведение итогов урока (капитаны дают оценку каждому участнику своей команды)




Автор: Панькова И.М.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по специальности Коммерция (по отраслям)

Автор: Панькова Ирина Михайловна

Дата: 19.01.2016

Номер свидетельства: 278994

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Методическая разработка открытого урока по МДК. 01.02. Организация торговли "
    ["seo_title"] => string(82) "mietodichieskaia-razrabotka-otkrytogho-uroka-po-mdk-01-02-orghanizatsiia-torghovli"
    ["file_id"] => string(6) "230678"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442232140"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства