Методическая разработка открытого урока по МДК. 01.02. Организация торговли
Методическая разработка открытого урока по МДК. 01.02. Организация торговли
Урок разработанн для специальности СПО 38.02.04 Коммерция (по отраслям).
ЦЕЛЬ УРОКА: Достижение прочных знаний и умений по теме «Защита прав потребителей» и правилам продажи товаров. Закрепление профессиональных навыков и умений по работе с нормативной документацией.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка открытого урока по МДК. 01.02. Организация торговли »
Методическая разработка открытого урока
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ: ПМ.01 Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью, МДК. 01.02. Организация торговли
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ СПО: 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
Организационный момент
Приветствие обучающихся, выявление отсутствующих обучающихся, проверка готовности обучающихся к уроку.
Целеполагание и мотивация
Тема практического занятия «Решение производственных ситуаций».
Задачи: по окончании практического занятия обучающие должны:
- уметь оказывать услуги розничной торговли с соблюдением действующего законодательства, санитарно-эпидемиологических требований к организациям розничной торговли;
- иметь опыт соблюдения правил торговли.
С решением разного рода практических задач и торговых ситуаций Вам, как бедующим менеджерам по продаже придётся сталкиваться ежедневно. Поэтому знания нормативной документации и главного закона торговли «О защите прав потребителей» вам необходимы на протяжении всей трудовой деятельности. Одной из главных проблем работников торговли, является недостаточное знание, и отсутствие умения применять в своей трудовой деятельности Правила торговли.
Перед выполнением практического задания совместно сформируем цель урока. Обратите внимание на слайд. И так, мы поставили с вами цель урока, она практически совпала с моей.
Цель урока: - Достижение прочных знаний и умений по теме «Защита прав потребителей» и правилам продажи товаров. Закрепление профессиональных навыков и умений по работе с нормативной документацией.
Я озвучу инструкцию по работе с практическим заданием.
На данном уроке вы должны выполнить индивидуальные карточки задания, тестирование по Закону «О защите прав потребителей», практическое задание и подискутировать над темой «Нарушения в магазине».
В течение урока я буду оценивать ваши ответы карточками – стикерами, за каждый правильный ответ или активное высказывание своего мнения вы будите награждаться 1 стикером = 1 баллу, по окончании практической работы вы суммируете полученные стикеры и определяете какую оценку сегодня заработали (5 обучающихся набравших наибольшее кол-во стикеров по итогам урока получат сертификат «за активность, проявленную на уроке»).
Актуализация знаний
Прежде чем приступить к выполнению практического задания, предлагаю четырём обучающимся поработать с индивидуальными карточками-заданиями по решению торговых ситуаций, остальным пройти тестирование тестовой оболочке My Test на тему знание закона РФ «О защите прав потребителей».
Карточка – задание № 1
Покупатель просит взвесить фрукты в киоске «Фруктовый мир». Витрины киоска заставлены образцами товаров. Продавец взвешивает фрукты и называет стоимость покупки, но покупатель не согласен со стоимостью покупки, так как не видит весов и просит обеспечить наглядность взвешивания покупки. Продавец отказывает.
Карточка – задание № 2
В предпраздничный день мужчина хотел приобрести подарочный набор, в состав которого входит: полусладкое шампанское, коробка шоколадных конфет и растворимый кофе. Рассмотрев набор, он обратился к продавцу с просьбой убрать из набора кофе. Продавец отказалась раскомплектовать подарочный набор, ссылаясь на то, что не имеет на это право.
Карточка – задание № 3
Покупатель купил корейский телевизор, к которому приложена инструкция только на корейском, английском и японском языках. Фирма предложила покупателю сделать перевод за 50 долларов. Охарактеризуйте права покупателя в данной ситуации.
Карточка – задание № 4
Покупатель настаивает на обмене телевизора, купленного два месяца назад. Свое требование он мотивирует тем, что телевизор имеет плохое изображение, не подлежащее настройке, что подтверждает справка гарантийной мастерской. Продавец не соглашается с требованием покупателя и предлагает ему произвести гарантийный ремонт. Кто прав в данной ситуации?
При ответе, преподаватель на слайде показывает эталон.
Тест
1. Назовитепериод, по истечении которого пищевой продукт считается непригодным для использования по назначению:
1. Срок хранения.
2. Срок годности.
3. Гарантийный срок.
4. Срок реализации.
2. Назовите сроки обмена обуви, не подошедшей покупателю по размеру:
1. В день покупки.
2. В 7-дневный срок.
3. В течение 14 дней.
4. В течение месяца.
3. Назовите сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара с гарантийными сроками:
1. В течение гарантийного срока.
2. В течение 14 дней.
3. В течение 10 лет.
4. В течение 20 дней со дня предъявления требования покупателя.
4. Назовите права покупателя при продаже ему товара ненадлежащего качества:
1. Потребовать замены на товар этой же марки (модели, артикула).
3. Вернуть товар и потребовать возврата уплаченной суммы.
4. Все ответы правильные.
5. Обмену не подлежат:
1. Верхний трикотаж.
2. Чулки, носки, ткани.
3. Пальто.
4. Обувь.
6. Можно ли обменять золотое кольцо на равноценное, но большого размера, и в какой срок:
1. Обмену и возврату не подлежит.
2. В течение 14 дней при наличии опломбированного ярлыка.
3. В течение 14 дней, если вещь не была в употреблении и сохранился товарный чек.
4. Все ответы правильные.
7. Информация о товаре доводится до сведения потребителей:
1. Через различные виды маркировки.
2. Знаком соответствия стандарту.
3. В лицензии изготовителя товара.
4. В технической документации.
8. С какого дня исчисляется гарантийный срок на товары?
1. Со дня обмена.
2. Со дня передачи товара потребителю.
3. Со дня выпуска.
4. Все ответы правильные.
9.Товар, на который установлен срок годности, должен быть передан покупателю:
1. С расчетом, что товар будет использован до истечения
срока годности.
2. Не позднее последнего дня сока годности.
3. Не позднее, чем за 1 месяц до истечения срока годности.
4. Все ответы правильные.
10. Кроме информации, обязательной для всех групп товаров, информация для продуктов питания должна содержать сведения о:
1. Составе, пищевой ценности, назначении, дате и месте
изготовления, упаковки, сроке годности.
2. Составе и сроке годности.
3. Составе, пищевой и энергетической ценности, весе.
4. Все ответы правильные.
4. Выполнение практического задания
Для закрепления теоретических знаний предлагаю выполнить Практическое задание «Решение производственных ситуаций». Задание выполняется в паре, разрешается обсуждение в половину тона голоса. Каждая пара самостоятельно оформляет ответы в индивидуальном листе практического занятия в письменной форме, с указанием нормативной документации. Время на выполнение: 15 мин.
В магазине «Каравай» в книге «Отзывов и предложений» в марте появились следующие записи:
1. «Отказали продать половину буханки белого хлеба, мотивируя, что по половинке у них никто не покупает белый хлеб, куда они потом её денут? Мне целой буханки много, при этом хлеб через сутки уже мало съедобен. При моей небольшой пенсии разница получается существенной. Причём раньше вопросов с этим не было, но сменился коллектив магазина, видимо и руководство, и хлеб резать перестали.
Попросила книгу жалоб и предложений, отказали, заявив, что она у заведующей, а её сейчас нет, завтра приходите. Пришла, написала свой вопрос - почему отказываются продать половину батона, ответа так и не получила. Поверьте, не стала бы настаивать, если бы были другие хлебобулочные изделия меньшей массы. Пенсионерка Перова Л.Л.
2. «Покупала хлеб 23 марта и заметила, что продавец Антонова подала мне хлеб голыми руками. Правильно ли это?».
3. «Купила хлеб «Столичный» в вашем магазине 15 марта. Когда на второй день хлеб стал немного липким, я не придала значения и не выбросила его. На третий день запах у него стал ужасный и внутри он стал не только липким, но появился налет как бы из не пропеченного мякиша. Хлеб выбросила, но видимо наесться за предыдущий день уже успела. Острого отравления не было, но побочный эффект типа аллергической сыпи на коже уже две недели не проходит. Что за хлеб вы продаете? Ирина Петровна Свиридова».
Изучить следующие нормативные документы:
1. СанПиН 2.3.5.02194 «Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли», пункты 3.7.25 и 3.7.26 .
2. Постановление правительства РФ от 08.10.93 № 995 «О правилах продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров», раздел «Хлеб и хлебобулочные изделия».
3. Сроки реализации, температура и условия хранения основных продовольственных товаров в торговых организациях (предприятиях) системы Министерства торговли РСФСР. Приложение к письму Главгосторгинспекции РСФСР от 21 июля 1987 г № 23-16/52 н. Изучить вопрос: сроки реализации, температура и условия хранения хлеба и хлебобулочных изделий.
Ответить на вопросы:
1. Какие нарушения правил торговли и обслуживания покупателей были допущены работниками торгового предприятия в ситуации №1? Должен ли продавец производить нарезку хлеба и если «да», то, как и при каких условиях?
2. Дайте ответ на вопрос покупателя по ситуации №2.
3. Какие имеет права покупатель в ситуации №3, если он приобрел некачественный продукт на основании Закона РФ «О защите прав потребителей»?
После завершения практической работы, преподаватель на слайде показывает правильный эталон выполнения практического задания.
Давайте проведём взаимопроверку, обменяетесь ответами с близ сидящей парой.
5.Физминутка
Перед выполнением практического задания предлагаю провести релаксацию Умиротворяющая визуализация - «Ресурсные образы», которая поможет расслабиться и отвлечься от стрессовых мыслей.
1. Сядьте поудобнее.
2. Закройте глаза и сделайте медленный вдох через нос.
3. Представьте себя в тихом и спокойном месте - на цветущем лугу (постарайтесь представить это как можно более четко, в мельчайших деталях).
Прогуливаясь по лугу, я чувствую себя расслабленным.
Ощущаю запахи цветов.
Прислушиваюсь к шелесту травы.
Осматриваю природу вокруг, увижу небольшой водоём, протягиваю обе руки вперед и прикасаюсь к прохладной воде.
Наслаждаюсь приятным холодком.
Встряхиваю руки от воды.
Поднимаю голову вверх, чтобы увидеть голубое небо.
Вот солнце светит ярко – прищуриваю глаза.
Наслаждаюсь увиденным.
4. Удерживайте образ и представьте все позитивные чувства, которые возникают в этом месте. 5. Вы почувствовали себя комфортно и спокойно! Медленно открываем глаза и выходим из воображаемого мира, ворачиваемся в реальный.
6. Дискуссия
При просмотре видеофильма «Обман потребителей в магазине Пятерочка» выявите нарушения.
Нарушения необходимо зафиксировать в индивидуальном листе практического занятия.
Устно ответить на вопросы:
1. Имеет ли право потребитель вести видеосъемку в торговом зале магазина самообслуживания?
2. Имеет ли право потребитель самостоятельно производить завес товара в торговом зале продовольственного магазина?
После завершения дискуссии, преподаватель на слайде показывает правильный эталон ответа.
7. Рефлексия
Предлагаю повесить на елку карточки определённого цвета, символизирующие усвоение умений, полученных на уроке:
- «розовая» - урок был продуктивен, цель достигнута,
- «зелёная» - есть некоторые недопонимания, цель достигнута,
- «белая» - урок скучный и не продуктивен, цель не достигнута.
Передавайте елку по рядам и одновременно высказываетесь и подводите итог занятию и умениям, полученным на уроке.
8. Подведение итогов
Предлагаю произвести подсчёт стикеров и выставить оценки.
8-6 баллов 5 (отл)
5-3 балла 4 (хор)
2 балла 3 (удов)
балл 2 (неудов)
Информация о домашнем задании
Запишите домашнее задание в индивидуальный лист. Составьте свою производственную ситуацию с эталоном ответа.
Я думаю, закрепленные знания и умения Вам пригодятся в будущей профессиональной деятельности.
Спасибо за урок.
Список используемой литературы:
1. Памбухчиянц О.В. Организация торговли: Учебник - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013.
2. Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц, О.В. Памбухчиянц Коммерция и технология торговли: Учебник, 11-е изд., перераб. и доп. – М.: ИТК Дашков и К, 2013.
3. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» серия «Кодексы и законы России» – Н.: СУИ, 2008.
4. СанПиН 2.3.5.02194 «Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли».
5. Постановление правительства РФ от 08.10.93 № 995 «О правилах продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров».
6. Приложение к письму Главгосторгинспекции РСФСР от 21 июля 1987 г № 23-16/52 н.
7.ГОСТ 27842-88. Межгосударственный стандарт. Хлеб из пшеничной муки. Технические условия.
8. Статья «О правилах продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров» [электронный ресурс]: образовательный ресурс. – Режим доступа: http://lawrussia.ru/texts/legal_185/doc18a100x849.htm
План урока теоретического обучения
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Тымченко Екатерина Александровна
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 14 апреля 2015г.
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ СПО: 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
КУРС: 1
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ: ПМ.01 Организация и управление торгово-сбытовой деятельностью, МДК. 01.02. Организация торговли
ТЕМА УРОКА: Решение производственных ситуаций
ТИП УРОКА: закрепления и совершенствования знаний и умений
ВИД УРОКА: практическое занятие
ЦЕЛЬ УРОКА:
Достижение прочных знаний и умений по теме «Защита прав потребителей» и правилам продажи товаров. Закрепление профессиональных навыков и умений по работе с нормативной документацией.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательная - по окончании практического занятия обучающие должны:
- уметь оказывать услуги розничной торговли с соблюдением действующего законодательства, санитарно-эпидемиологических требований к организациям розничной торговли;
- иметь опыт соблюдения правил торговли.
Развивающая:
- развитие умений организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность - ОК 2
-развивать у обучающихся профессиональные интересы – ОК 1
- развитие умений: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, работать в команде, эффективно общаться коллегами – ОК 4,ОК 6
Воспитательная:
- формирование умений принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность - ОК 3
- воспитание инициативы и самостоятельности в трудовой деятельности – ОК 1, ОК 2
- воспитание интереса к своей профессии, уважение к труду – ОК 1
- способствование в ходе урока воспитанию чувства коллективизма, взаимопомощи, чувства субординации, товарищества – ОК 6
- развитие способности у обучающихся соотносить свой профессиональный уровень с требованиями работодателя, взаимодействовать с членами рабочей группы, быть дисциплинированным, ответственным – ОК 6
Методическая:
Реализация активных методов обучения с использованием ИКТ на уроке в процессе выполнения практической работы.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
словесный: беседа, объяснение
наглядный: демонстрация видеофильма, презентации, тестирование в тестовой оболочке MyTest
проблемно-поисковый: решение ситуационной задачи, сбор данных
практические: выполнению практических заданий, самостоятельная работа обучающихся.
рефлексивный: текущая и рефлексия
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ПК 1.2. На своем участке работы управлять товарными запасами и потоками, организовывать работу на складе, размещать товарные запасы на хранение.
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ:
учебная дисциплина: ОП.05 Правовое обеспечение профессиональной деятельности;
междисциплинарный курс: МДК.01.01 Организация коммерческой деятельности.
Учебно-методическое оснащение урока:
Основные источники:
1. Памбухчиянц О.В. Организация торговли: Учебник - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013
2. Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц, О.В. Памбухчиянц Коммерция и технология торговли: Учебник, 11-е изд., перераб. и доп. – М.: ИТК Дашков и К, 2013
3. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» серия «Кодексы и законы России» – Н.: СУИ, 2008. – 32с.
Нормативные документы:
4. СанПиН 2.3.5.021–94 «Санитарные правила для предприятий продовольственной торговли».
5. Постановление правительства РФ от 08.10.93 № 995 «О правилах продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров».
6. Приложение к письму Главгосторгинспекции РСФСР от 21 июля 1987 г № 23-16/52 н.
8. Статья «О правилах продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров» [электронный ресурс]: образовательный ресурс. – Режим доступа: http://lawrussia.ru/texts/legal_185/doc18a100x849.htm
Презентация: слайды по учебному материалу практического занятия «Решение производственных ситуаций», фронтальный опрос «тестирование в тестовой оболочке My Test», демонстрация видеофильма «Обман потребителей в магазине Пятерочка» карточки-задания для индивидуальной работы обучающихся по теме «Решение производственных ситуаций с применением Закона о защите прав потребителей»», задание для выполнения практической работы, индивидуальный лист практического занятия, Инструкционные карты, карточки рефлексии.
ТСО:мультимедиопроектор, компьютер.
Технологическая карта практического занятия
№
п/п
ЭТАПЫ УРОКА
время
(мин).
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ (содержание, формы, методы)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ (содержание, формы)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА
КМО
Компоненты ПК
Компоненты ОК
1
Организационный момент
1
- Приветствует обучающихся.
- Проверяет готовность обучающихся к уроку.
- Отмечает отсутствующих.
- Приветствие преподавателя.
- Староста сообщает о готовности группы к уроку.
- Староста сообщает об отсутствующих.
Учебный журнал группы
Раздаточный материал к уроку
2
Целеполагание и мотивация
3
- Сообщает тему урока, задачи урока, объясняет практическую значимость темы урока для будущей профессиональной деятельности.
- Мотивирует обучающихся на продуктивную деятельность, путём оценивания ответов по карточкам – стикерам (5 обучающихся набравших наибольшее кол-во смайликов по итогам урока получат сертификат «за активность, проявленную на уроке»).
- Совместное целеполагание урока с обучающими.
- Слушают и работают с индивидуальным листом практического занятия.
- Слушают преподавателя.
- Формулируют цель урока и фиксируют её в индивидуальном листе практического занятия.
ОК 1.
Индивидуальный лист практического занятия,
Мультимедийное оборудование
3
Актуализация знаний
8
3.1. Тестирует обучающихся в тестовой оболочке My Test на тему знание закона РФ «О защите прав потребителей».
3.2. Выдаёт индивидуальные карточки-задания.
- выполняют задание в электронной тестовой оболочке. Коллективная работа группы.
- Индивидуальная работа обучающихся.
ПК 1.2.
ОК 4.
Тесты на экране
Карточки – задания
Слайд «Эталон ответов»
4
Выдача заданий и выполнение практической работы
15
4.1.Организует работу обучающихся в парах.
4.2. Выдаёт задание, проводит инструктаж о ходе выполнения практического задания.
4.3. Предлагает парам обменяться индивидуальными листами практического занятия с рядом сидящими обучающимися. Выводит на экран правильные ответы.
4.1. Распределяются по парам. (м/п деление на «двойки»)
4.2. Осмысливают и выполняют практическое задание.
4.3.Проводят взаимопроверку.
ПК 1.2.
ОК 3.
ОК 4.
Инструкционная карта урока
Слайд «Эталон ответов на практическую работу»
5
Физминутка
4
5.1. Проводит релаксацию
(подготовка к дискуссии).
5.1. Слушают преподавателя, расслабляются и выполняют упражнения релаксации.
ОК 7.
Музыкальный фон
Слайды «Ресурсные образы»
6
Дискуссия
8
6.1. Озвучивает вопросы, для самостоятельного осмысления видеофильма «Обман потребителей в магазине Пятерочка»
6.2. Включает видеофильм
6.3. После просмотра видеофильма, вступает с обучающимися в дискуссию.
6.1. Записывают вопросы в индивидуальный лист практического занятия.
6.2. Внимательно просматривают видеофильм, фиксируют нарушения в индивидуальный лист практического занятия, отвечают на поставленные вопросы.
Предлагает повесить на елку карточки определённого цвета, символизирующие усвоение умений, полученных на уроке:
- «розовый» - урок был продуктивен, цель достигнута,
- «зелёный» - есть некоторые недопонимания, цель достигнута,
- «белый» - урок скучный и не продуктивен, цель не достигнута. Передаёт елку по рядам и одновременно просит обучающихся высказаться и подвести итог занятию и умениям, полученным на уроке.
Украшают ёлку карточками и высказывают собственное мнение по анализу собственной деятельности на уроке и оценке деятельности преподавателя.
ОК 1.
Карточки-рефлексии, анализ урока
8
Подведение итогов урока
2
Подводит итоги урока, делает выводы по уроку, комментирует и выставляет оценки