kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Общие понятия основных норм взаимозаменяемости

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа изучает основы взаимозаменяемости. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Общие понятия основных норм взаимозаменяемости»

Министерство образования Республики Башкортостан

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Стерлитамакский химико-технологический колледж










Методическая разработка урока

Дисциплина: «Метрология, стандартизация и

сертификация»

Тема: «Общие понятия основных норм взаимозаменяемости»














Преподаватель СХТК Якупова Л.В.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (план)


Предмет: Метрология, стандартизация и сертификация

Раздел 4: Стандартизация основных норм взаимозаменяемости

Группа

Дата

H-31








Тема занятия: Общие понятия основных норм взаимозаменяемости

Вид занятия Комбинированный урок ________________________

Учебная:

- совершенствовать знания;

- изучить общие понятия основных норм взаимозаменяемости;

- уметь произвести расчет точностных параметров стандартных соединений;

- подвести учащегося к пониманию их использование на практике.

Развивающая:

- способствовать формированию умений и навыков и развитию познавательных способностей у студентов;

Цель заня-тия

Меж-пред-

мет-ные

связи

- способствовать развитию учебно- познавательной активности;

- развивать творческую деятельность.

Воспитательная:

- добиваться осознания важности темы в будущем;

- сформировать профессионально-компетентного будущего специалиста;

- осмыслить роль практики;

- сформировать научное мировоззрение;

- сформировать самостоятельность в принятии решений.

Обеспечивающие: общеобразовательные дисциплины.

Обеспечиваемые: общепрофессиональные дисциплтны, спец.дисциплины

Обеспечение занятия

А Наглядные пособия

Б Раздаточный материал: Приложения А,Б,В

В Технические средства обучения

-Учебная доска.

- Калькулятор

Г Учебные места (для практ. занятий, лаб. работ) Парты_
Д Литература: основная

1. Зайцев С.А. Метрология, стандартизация и сертификация в энергетике : учебное пособие для студентов СПО/ С.А. Зайцев, А.Н.Толстов, Д.Д. Грибанов, Р.В. Меркулов – 3-е изд.- М.: ОИЦ «Академия», 2013 -224с.

2. Зайцев С.А. Толстов А. Н., Грибанов Д. Д., Куранов А. Д. Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / С.А.Зайцев, А.Н.Толстов, Д. Д. Грибанов, А. Д. Куранов — 4-е изд.— М. : Издательский центр «Ака- демия», 2013. — 288 с.

3. Ильянков А.И. Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении. Практикум / А. И. Ильянков, Н.Ю. Марсов, Л. В. Гутюм — М. :Издательский центр «Академия», 2013. — 160 с.

4. Иванов И.А. Метрология, стандартизация и сертификация на транспорте/ И. АИванов, С. В. УрушевАА. Воробьев, Д. П. Кононов — М. :Издательский центр «Академия», 2013. — 160 с.

5.Качурина Т.А. Метрология и стандартизация: Учебник / Т. А. Качурина. – М.: Академия, 2014. – 336с.

6. Маргвелашвили Л.В. Метрология, стандартизация и сертификация на транспорте. Лабораторно-практические работы системы : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Л.В.Маргвелашвили. — 4-е изд., стер.– М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 208 с.

Содержание занятия

элемента


Элементы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения

Добавления, изменения, замечания

1



1

Организационный момент



Взаимное приветствие преподавателя и студентов, проверка



отсутствующих, организация внимания, постановка целей занятия





2

Планируемые результаты обучения



Студент должен: иметь представление:



- об основных нормах взаимозаменяемости как предпосылке



обеспечения взаимозаменяемости в жизненном цикле;



знать:



- нормативную связь между размерами в основных нормах



взаимозаменяемости стандартных типовых соединений



уметь:



- пользоваться системой стандартизации основных норм



взаимозаменяемости.





3

Проверка знаний



- фронтальный опрос



- индивидуальный опрос



- технический диктант



- постановка проблемных вопросов








4

Изучение нового материала



ПРИЛОЖЕНИЯ А,Б,В





5

Закрепление учебного материала



Задания командам. ПРИЛОЖЕНИЕ Г








6

Домашнее задание



3 с.55-130





7

Итоги занятия



- общий вывод по изученному материалу,



- оценивание работы студентов на занятии






ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


1 Организационный момент:

Группа занимает места в аудитории. На столах лежит раздаточный материал.

Проверка по журналу присутствующих на уроке, выяснение состояния здоровья (обратить внимание на внешний вид).

2 Мотивация и сообщение темы

Преподаватель: Сегодня мы начнем изучать раздел 4 «Стандартизация основных норм взаимозаменяемости», тема нашего сегодняшнего урока «Общие понятия основных норм взаимозаменяемости».

План нашего урока следующий:

- повторение основных понятий и терминов по изученным темам;

- сообщение нового материала;

- работа с тетрадями (конспектирование нового материала);

- закрепление изученного материала с применением игровых моментов;

- подведение итогов занятия и сообщение домашнего задания.

3 Проверка знаний студентов.

3.1 Блиц-опрос.

Преподаватель: Основная цель деятельности по стандартизации, метрологии и сертификации.

Предполагаемый ответ: Обеспечение качества товаров и услуг.

Преподаватель: Какие нормативные документы по стандартизации действуют в России?

Предполагаемый ответ: Стандарты, документы технических условий, своды правил, регламенты, положения.

Преподаватель: Какие задачи решает метрологическая экспертиза и метрологический контроль конструкторской и технологической документации?

Предполагаемый ответ: Основными задачами метрологической экспертизы конструктор­ской и технологической документации являются:

- определение оптимальной номенклатуры измеряемых параметров;

- оценка контролепригодности конструкций изделия;

- установление соответствия показателей точности измерений тре­бованиям эффективности и достоверности контроля и взаимозаме­няемости;

- установление соответствия показателей точности измерений тре­бованиям обеспечения оптимальных режимов технологических про­цессов;

- выявление возможности преимущественного применения автомати­зированных средств измерений, оценка обеспечения применяемыми средствами измерений минимальных трудоемкости и себестоимости контрольных операций при заданной точности;

- определение целесообразности обработки на ЭВМ результатов из­мерений.

Преподаватель: В чем состоит проблематика международной организации по стандартизации ИСО?

Предполагаемый ответ: Задачи ИСО:

- содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами;

- развитие сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.

Преподаватель: Что означает аббревиатура ИСО?

Предполагаемый ответ: Используется греческое слово isos – равный.

Преподаватель: Назовите основные функции и обязанности Госстандарта России.

Предполагаемый ответ: Основными обязанностями Госстандарта России являются:

- подготовка проектов соответствующих законов и правовых актов;

- установление порядка и правил проведения работ по стан­дартизации, метрологии и сертификации;

- методическое руководство разработкой стандартов, кото­рую ведут технические комитеты;

- утверждение государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, регистрация нормативных документов по стандартизации;

- руководство деятельностью по аккредитации испытатель­ных лабораторий и органов по сертификации;

- осуществление государственного надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации.

Госстандарт России выполняет следующие функции:

- координирует деятельность государственных органов управления, касающуюся вопросов стандартизации, серти­фикации, метрологии;

- направляет деятельность технических комитетов по разра­ботке и применению стандартов;

- устанавливает порядок и правила проведения работ по стандартизации, метрологии, сертификации;

- осуществляет государственный надзор за соблюдением обязательных требований;

- принимает большую часть государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономиче­ской информации;

- осуществляет государственную регистрацию нормативных документов;

- руководит деятельностью по аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации;

- представляет Россию в международных организациях, за­нимающихся вопросами стандартизации, сертификации, метрологии;

- участвует в работах по международной, региональной и межгосударственной (в рамках СНГ) стандартизации;

- организует подготовку и повышение квалификации специ­алистов этой области.

Преподаватель: Перечислите свойства качества функционирования изделий?

Предполагаемый ответ: Взаимозаменяемость, точность, надежность, эффективность использования промышленной продукции.

3.2. Фронтальный опрос.

Преподаватель: Этапы системного анализа в решении проблем стандартизации?

Предполагаемый ответ: Системный анализ проводится в несколько этапов:

- постановка задачи, включающая определение конечных целей и круга вопросов, требующих решения; анализ условий, в которых функционирует система, а также определение ограничений, накла­дываемых на условия функционирования системы; определение, анализ и обобщение данных, необходимых для решения проблемы, изучения структуры анализируемой системы (проблемы), установле­ние связей, разработка различных программ, обеспечивающих реше­ние задачи;

- построение модели, идентификация системы, выбор критериев для предсказания последствий выбора решений, сравнение различных ва­риантов решений с точки зрения этих последствий;

- разработка рекомендаций по созданию проекта стандарта;

- подтверждение (экспериментальная проверка) принятых решений;

- окончательный выбор оптимального решения задачи на основе экс­периментальной проверки принятого решения;

- реализация принятого решения (утверждение стандарта).

Преподаватель: Как построены ряды предпочтительных чисел и какую они играют роль?

Предполагаемый ответ: Стандартизируемые показатели промышленных объектов обычно имеют числовое выражение и образуют в определенных диапазонах последовательность чисел. В результате стандартизации всю совокупность показателей представляют в виде математических рядов, что способствует сокращению номенклатуры типоразмеров, выбору рациональных режимов работы машин, экономии ресурсов.

Преподаватель: Что представляют собой параметрические ряды?

Предполагаемый ответ: Процесс стандартизации параметрических рядов - параметрическая стандартизация- заключается в выборе и обосновании целесообразной номенклатуры и численного значения параметров. Частота параметрического ряда должна быть оптимальной: слишком «густой» ряд позволяет максимально удовлетворить нужды потребителей (предприятий, индивидуальных покупателей.

Преподаватель: В чем заключается сущность унификации и агрегатирования как метода стандартизации?

Предполагаемый ответ: Для рационального сокращения номенклатуры изготавливаемых изделий проводят их унификацию и разрабатывают стандарты на параметрические ряды изделий, что повышает серийность, способствует специализации производства и улучшению качества.

Конструкции большинства машин, оборудования, приборов и других изделий могут быть расчленены на несколько автономных агрегатов (узлов). Агрегаты изготовляют независимо друг от друга, и они обладают полной взаимозаменяемостью по всем эксплуатационными показателями и присоединительным размерам. Унифицированные агрегаты должны иметь оптимальную конструкцию высокого качества и состоять, по возможности, из наименьшего числа наименований деталей. Сборка этих агрегатов должна быть простой и надежной.

3.3 Технический диктант:

Набор установленных значений ......... называется параметрическим рядом.

Унификация – это научно-технический метод ... и регламентации оптимальной и сокращенной ...... объектов одинакового....... назначения.

Агрегатирование – это метод создания ...,......, ...... и других изделий из унифицированных, многократно используемых стандартных ....., устанавливаемых в .....в различном .... и различных комбинациях.

Комплексная стандартизация – это стандартизация, при которой осуществляется целенаправленное и планомерное ..... и применение системы взаимоувязанных ... как к самому ...... комплексной стандартизации в целом и его основным составным ..., так и к другим материальным и нематериальным ...., влияющим на объект, в целях обеспечения оптимального ... конкретной проблемы.

Опережающая стандартизация – это стандартизация, заключающаяся в установлении повышенных по...... к уже достигнутому на практике уровню ...., .... к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут .... в последующее планируемое время.

3.4 Постановка проблемных вопросов

Преподаватель: Сравнивая пройденные темы вывести связь между стандартизацией и взаимозаменяемостью?

Предполагаемый ответ: В современном производстве взаимозаменяемость обеспечивается комплексом организационно-технических мероприятий, из которых главным является стандартизация. Она проводится по двум основным направлениям: создание основных норм взаимозаменяемости, установление требований в НТД на конкретные виды продукции, определяющие внешнюю взаимозаменяемость (основные и присоединительные размеры, выходные и эксплуатационные характеристики и параметры и т.п.). Основные нормы являются базой взаимозаменяемости и обеспечивают ее высокую эффективность.

Преподаватель: Проанализируйте какая существует связь между взаимозаменяемостью и точностью?

Предполагаемый ответ: Взаимозаменяемость зависит от точности изготовления деталей на производстве. Точность – это признак качества. Взаимозаменямые детали должны быть одинаковыми по размерам, форме, твердости, прочности, химическим, электрическим свойствам и другим параметрам, установленным ГОСТ, ТУ или другой НТД.

Преподаватель: Укажите условия осуществления – взаимозаменяемости? Какова в этом отношении роль стандартизации, унификации и единства измерений?

Предполагаемый ответ: Для взаимозаменяемости необходима унификация и стандартизация размерных, точностных и других параметров типовых деталей, соединений, сборочных единиц, машин, приборов, оборудования, инструмента и материалов, а так же единство измерений.

Требуемая точность изготовления деталей машин указывают на чертежах в виде допустимых предельных отклонений от заданного размера, служащих границами зоны допустимой вариации погрешности обработки или границами размеров конкретных деталей.

Применение стандартных систем способствует также удешевлению производства, контроля и эксплуатации машин.

Унификация наиболее эффективна при комплексных работах, связанных с унификацией элементов типовых технологических процессов на базе единой системы классификации и кодирования. Значение унификации и стандартизации возросла в условиях рыночных отношений, так как приводит к ограничению количества разнотипных по конструкции и размерам, но одинаковых по функциональному назначению деталей и узлов, создают условия для комплексной механизации и автоматизации технологических процессов, улучшения качества изделия, роста производительности труда, экономии трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Прослушивание реферата по теме «История развития стандартизации и основ взаимозаменяемости» (ПРИЛОЖЕНИЕ А)

4 Сообщение нового материала

Прослушивание реферата по теме «История развития стандартизации и основ взаимозаменяемости» (ПРИЛОЖЕНИЕ А)

Работа с Приложением Б, Приложение В

Преподаватель: Предлагаю игру по закреплению знаний пройденного материала. Разделим группу на две команды. Каждая команда выберет капитана команды и члена жюри. Членов жюри от каждой команды прошу занять свои места, которые будут оценивать работу своих соперников. Название команд «Вал» и «Отверстие».

Преподаватель предлагает задания каждой команде (ПРИЛОЖЕНИЕ Г). Члены жюри оценивают работы и называют команду победителя. Преподаватель: Ребята в соединениях деталей промышленного оборудования существует взаимосвязь между валом и отверстием. Ваша группа это тоже взаимоувязанное целое, где побеждает дружба.

5 Подведение итогов урока, объявление оценок. Сообщение домашнего задания.

Преподаватель предлагает студентам сделать выводы и обобщить полученную информацию; объявляет оценки знаний учащихся, уровень проявления качеств: точности, внимательности, дисциплинированности и организованности; выставляет оценки в журнал; задает студентам домашнюю работу.








ПРИЛОЖЕНИЕ А

(реферат)

КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ СТАНАДРТИЗАЦИИ

И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СТАНАДАРТИЗАЦИИ В РОССИИ




Первые упоминания о стандартизации относятся к древним векам. Именно тогда люди стали осознанно применять ее основные положения. Так, в древнем Египте при строительстве различных сооружений исполь­зовались кирпичи постоянного размера. Для контроля и отбраковки кирпичей была создана особая служба чи­новников. При строительстве Вавилонской башни было использовано 85 млн. штук кирпичей, которые имели одинаковую форму и размеры. Раствор, связывающий кирпичи между собой, тоже соответствовал строго опре­деленным требованиям. Глазурованные голубые кирпи­чи для облицовки верхнего 15-метрового этажа башни были изготовлены не только постоянных размеров, но и одного цвета, т. е. кирпичи, раствор и цвет глазури были строго стандартизованы.

Древние римляне также применяли принципы стан­дартизации. При строительстве городского водопровода использовались только стандартные кирпичи. Одновре­менно были установлены единые требования к размеру диаметра водопроводных труб. Наиболее часто приме­нялись трубы диаметром в пять пальцев, что составля­ло 95 мм. Нарушение этих требований строго каралось, вплоть до смертной казни.

Развитие ремесел в средние века обусловило более широкое применение принципов стандартизации. В ткац­ком производстве были регламентированы ширина тка­ни и количество нитей в ее основе, были установлены требования к материалам для изготовления тех или иных изделий и к применяемым инструментам. В ремес­ленных цехах существовали должности цеховых над­смотрщиков, в обязанности которых входило наблюде­ние за тем, чтобы мастера строго соблюдали установ­ленные требования, иначе говоря, «стандарты».

Только благодаря применению принципов стандарти­зации возникли типографские способы книгопечатания. К этому времени относится установление определенных форматов печатных листов и размеров печатных приспо­соблений. Литеры также стали изготавливаться одной высоты и обрели взаимозаменяемость.

В XV в. в Венеции впервые был применен поточный метод строительства грузовых и военных кораблей. На единообразные корпуса кораблей, продвигавшиеся на плаву по узкому каналу, последовательно устанавли­валось оснащение из «стандартизованных» деталей. Это были мачты, рули, корпуса, паруса, весла и другие изде­лия. Такой метод строительства предусматривал высо­кую степень единообразия различных элементов корпуса судна, оснащения и оборудования и мог быть осуществ­лен только благодаря применению методов стандарти­зации.

Первое применение взаимозаменяемости в промыш­ленности стран Европы относится к 1785 г., когда фран­цузский инженер Леблан изготовил партию ружейных замков в количестве 50 штук. Каждый замок обладал очень важным свойством — был взаимозаменяем, т. е. каждый замок можно было использовать в любом ружье без предварительной подгонки.

Во второй половине XIX в. стала развиваться внут­ризаводская стандартизация. Почти на всех промыш­ленных предприятиях проводились работы по стандар­тизации, обеспечивающие выпуск однотипной продукции и тем самым приносящие дополнительную прибыль пред­принимателям. В дальнейшем, в связи с широким раз­делением общественного труда, получила развитие меж­заводская и национальная стандартизация. Так, в Гер­мании, в 1846 г. была проведена унификация ширины железнодорожной колеи и устройств для сцепки ваго­нов; там же в 1869 г. был издан справочник стандартных профилей проката; в 1870 г. ряд стран Европы устано­вили стандартные размеры кирпичей; в 1891 г. в Англии введена стандартная резьба Витворта и т.п.

Бурное развитие науки и техники и концентрация промышленности в начале XX в. обусловили стремление ряда стран к организации национальной стандартиза­ции. Национальный комитет стандартов впервые был организован в Англии в 1901 г. К 1920 г. национальные организации по стандартизации были созданы в Гол­ландии, Германии, Франции, Швейцарии, США, Бельгии и Канаде.

Основным недостатком стандартизации в капитали­стической системе было и остается по сей день то обстоя­тельство, что предпринимателям невыгодна жесткая регламентация типов и видов изготавливаемой продук­ции, мешающая им в конкурентной борьбе. Именно по­этому многие стандарты капиталистических .стран яв­ляются не обязательными, а лишь рекомендательными.

С развитием торговли появилась потребность в ор­ганизации международной стандартизации и в 1946 г. в Лондоне была основана Международная организация по стандартизации (ИСО), в состав которой первона­чально вошли 33 страны. Эта организация работает и в настоящее время.

Впервые методы стандартизации в России были при­менены в 1555 г., когда при Иване Грозном стали изго­товляться стандартные калибры для измерения диамет­ра пушечных ядер — кружала. К этому же времени от­носится и применение стандартных элементов в строи­тельстве. Для постройки храма Василия Блаженного в Москве (1554—1560 гг.) использовались «стандартизо­ванные» фигурные кирпичи восемнадцати типов, а цер­ковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой была построена из кирпичей девяти типов.

В собраниях законов конца XVII — начала XVIII вв. имеется ряд указов, из которых ясно, что в эпоху Пет­ра I в России изделия военной техники изготавливались по- точным образцам — прототипам современных стан­дартов.

За четверть века до опыта француза Леблена, в 1761 г., в России была сформулирована задача обеспе­чения взаимозаменяемости и способы ее осуществления. В инструкции Тульскому оружейному заводу было запи­сано: «В силу объявленного моего предложения на каж­дую оружейную вещь порознь мастерам иметь меры или по заводскому обыкновению называемые лекалы с за­водским клеймом или печатью оружейной -канцелярии,

аккуратные, по которым каждый с пропорцией всякую вещь при желании проводить мог без этого вещи одна с другой во всем точного равенства не имеют, потому, что дело одних происходит глазомерством, отчего неми­нуемо при приемках в полки должно быть переправкам и в том напрасно времени потеряние». Выполнение заво­дами этой инструкции приводило к тому, что все части замков ружей являлись взаимозаменяемыми. Вот как свидетельствовал французский инженер Коти в 1806 г.: «...некоторые из этих замков были разобраны, части их перемешаны, а потом из этих частей вновь составлены замки: при этом все части приходились с такой точ­ностью, будто бы намерено подгонялись одна к дру­гой»*. К 1812 г. по принципу взаимозаменяемости на Тульском оружейном заводе ежемесячно изготовлялось 7 тыс. ружей.

В середине XIX в. с развитием водного и железно­дорожного транспорта в России возросла роль стандар­тизации. В это время появляются единые требования на пар, производительность котлов, мощность машин; по­являются первые стандарты на прокат, трубы, крепеж­ные детали и другие изделия. Это были стандарты заво­дов и фирм.

Государственной стандартизации в дореволюционной России не было и быть не могло, так как большинство предприятий принадлежало иностранцам, которые пред­почитали пользоваться своими национальными стандар­тами. Кроме того, до революции в России одновремен­но применялись три системы мер: старая русская, бри­танская (дюймовая) и метрическая, что, естественно, тормозило создание национальной стандартизации.

Только при Советской власти началось развитие го­сударственной стандартизации. Так, 14 сентября 1918 г. В. И. Лениным был подписан первый декрет Совнарко­ма РСФСР «О введении международной метрической системы мер и весов», а 14 марта 1924 г. при Главном экономическом управлении ВСНХ СССР было организо­вано Бюро промышленной стандартизации как руково­дящий орган по стандартизации в промышленности.

Планомерное развитие государственной стандарти­зации в СССР началось после того, как Совнарком СССР 15 сентября 1925 г. организовал Комитет по стан­дартизации при Совете Труда и Обороны (СТО). Пер­вым председателем Комитета был В. В. . Куйбышев. В Комитете по стандартизации активно работали круп­нейшие ученые: А. Н. Бах, И. М. Губкин, Г. М. Кржи­жановский, Д. М. Прянишников и др. За период с 1926 по 1932 г. Комитетом было подготовлено, рассмотрено и утверждено 4114 общесоюзных стандартов. В 1926 г. утверждены 24 стандарта на сортамент проката чер­ных металлов, в результате чего количество профилей проката уменьшилось почти в 4,5 раза, с 3539 до 785 профилей. Это позволило повысить производительность прокатных станов за счет сокращения времени перена­ладок стана.

В 1930 г. Комитет по стандартизации был переиме­нован во Всесоюзный комитет по стандартизации (ВКС). Чуть позже, в 1932 г., в наркоматах были ор­ганизованы ведомственные комиссии по стандартиза­ции, которые получили право утверждать стандарты от­раслевого назначения. Таким образом, помимо стандар­тов общесоюзных ОСТ ВКС получили распространение отраслевые стандарты — ОСТ НК.

С 1940 г. общесоюзные стандарты стали называться государственными стандартами и обозначаться ГОСТ с добавлением порядкового номера и года утверждения. Это обозначение государственных стандартов сохрани­лось до настоящего времени.

В послевоенные годы система управления государст­венной стандартизацией подвергалась незначительным изменениям, пока в 1954 г. не был создан Комитет стан­дартов, мер и измерительных приборов при Совете Ми­нистров СССР, который и возглавил всю работу по стан­дартизации, метрологии и измерительной технике в стра­не. В 1970 г, он был преобразован в Государственный Комитет стандартов Совета Министров СССР — Гос­стандарт СССР.

Принимая во внимание решающую роль стандарти­зации в повышении технического уровня и качества продукции, Коммунистическая партия и Советское пра­вительство неустанно уделяют большое внимание вопро­сам развития стандартизации в СССР.

Ответственные задачи по Повышению технического уровня выпускаемых .изделий были поставлены перед стандартизацией постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1970 г. «О повышении роли стандартов в улучшении качества выпускаемой продукции» . В нем указывались основные направления повышения технического уровня и качества продукции, улучшения показателей технического уровня изделий на базе достижений научно-технического прогресса и по­вышения уровня унификации машин и механизмов.

Благодаря постоянному вниманию партии и прави­тельства к вопросам повышения качества продукции и усилению роли стандартов в годы девятой пятилетки были проведены крупные работы, создающие все необ­ходимые условия для резкого повышения эффективности и качества изделий. Проведена большая работа по обновлению стандар­тов и технических условий.

Широко внедрена аттестация качества продукции. Внедряется Единая система технологической подготов­ки производства.

Выполняется программа унификации изделий.

Поэтому на XXV съезде КПСС в десятой пятилетке, которую Генеральный секретарь ЦК КПСС тов. Л. И. Брежнев назвал пятилеткой эффективности и ка­чества, партия поставила задачу улучшения качества продукции как всенародную программу.

Широкое развитие международных технических и экономических связей обусловило возникновение меж­дународной стандартизации. Международная организа­ция по стандартизации (ИСО) создана в 1947 г. вместо ранее существовавшей Международной ассоциации по стандартизации (ИСА). Основной целью ИСО является содействие благоприятному развитию стандартизации во всем мире для облегчения обмена товарами и развития взаимного сотрудничества во всех областях деятельно­сти. Членами ИСО являются национальные комитеты по стандартизации свыше 70 стран мира, в том числе и Госстандарт СССР.

Практическая разработка рекомендаций для отдель­ных отраслей ведется в более чем 150 технических ко­митетах. С 1973 г. ИСО выпускает международные стан­дарты, которые можно использовать в национальных стандартах. СССР активно участвует в работе всех комитетов ИСО, причем более чем в 20 выполняет голов­ную роль.

В 1963 г. к ИСО присоединилась в качестве отдела Международная электротехническая комиссия (МЭК). Назначение МЭК — содействовать в координации и уни­фикации стандартов в области электротехники, радио­техники и электроники.

В области метрологии имеется несколько междуна­родных организаций. В 1875 г. была создана Междуна­родная организация мер и весов (МОМВ), которая ра­ботает по созданию эталонов длины, массы и др. В 1956 г. создана Международная организация законо­дательной метрологии (МОЗМ). Она ведет работу в области системы единиц, измерений, законов и регла­ментов по метрологии, измерения различных величин: длины, площади, объемов, масс, сил, давлений, темпера­тур и др.

Для дальнейшего развития международного социа­листического разделения труда, специализации и коопе­рирования производства стран — членов СЭВ необходи­мо обеспечить международную взаимозаменяемость и в первую очередь унифицировавать национальные стан­дарты. Эта работа проводится национальными службами под руководством Постоянной комиссии СЭВ по стан­дартизации (ПКС) и Институтом СЭВ по стандарти­зации на основе перспективных и годовых планов.

Основными направлениями -работы органов СЭВ по стандартизации являются установление и унификация: рационального ассортимента и сортамента продукции, главных параметров и характерных деталей и изделий, методов испытаний и контроля, нормативных показа­телей и ряд других направлений.

С 1972 г. кроме рекомендаций органы СЭВ выпуска­ют стандарты (СТ СЭВ), обязательные для всех стран — членов СЭВ. В этих стандартах обязательно учитываются рекомендации и стандарты ИСО.

Примером работы по стандартизации СЭВ является создание Единой системы допусков и посадок.




ПРИЛОЖЕНИЕ Б


ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ОСНОВНЫХ НОРМ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТИ




Наименование терминов и параметров


Определение


1

2


Номинальный размер





Действительный размер


Предельные размеры






Проходной предел




Непроходной пре­дел




Верхнее предельное отклонение (ES, es)

Нижнее предельное отклонение (EI, ei)

Дейст­вительным отклонением


Допуск (Т)







Окончательно принятый в про­цессе проектирования и проставляемый на чертеже размер детали или соединения. Он является общим для отверстия и вала, составляющих соединение

Размер элемента, установленный измерением с допустимой погреш­ностью

Размеры, между которыми может колебаться действительный размер. Больший из них называют наибольшим предельным размером, меньший – наименьшим предельным размером

(Dmаx и Dmin для отверстия, dmax и dmin - для вала).

Термин, применя­емый к тому из двух предельных размеров, который соответствует максимальному количеству материала, а именно верхнему пределу для вала к нижнему пределу для отверстия

Термин, применяемый к тому из двух предельных размеров, который соответствует минимальному количеству материала, а именно нижнему пределу для вала и верхнему пределу для отвер­стия

Алгебраическая разность между наибольшим и номинальным размерами.

Алгебраическая разность между наименьшим и номиналь­ным размерами.

Алгебраическую разность между действительным и номинальным размерами

Разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или абсолютное значение алгебраической разности между верхним и нижним отклонениями (ТD для отверстия, Тd - для вала)


Наименование терминов и параметров

Определение


1

2

Поле допуска






Нулевая линия




Сопрягаемые детали


Посадка



Допуск посадки

Поле, ограниченное наибольшим и наименьшим предельными размерами и оп­ределяемое величиной допуска и его положением относительно нулевой линии, соответствующей номинальному размеру

Линия, соответствующая номинальному размеру, от которой откладываются от­клонения размеров при графическом изображении полей допусков и посадок

Две или несколько подвижно или неподвижно соединяемых деталей

Характер соединения двух деталей, определяемый разностью их размеров до сборки ( посадка с зазором, посадка с натягом, переходная посадка)

Сумма допусков отверстия и вала, составляющих соединение (TNдопуск посадки с натягом и переходной посадки,TS- допуск посадки с зазором)











Рисунок 1 – Сопряжение с зазором








ПРИЛОЖЕНИЕ В



РАСЧЕТ ТОЧНОСТНЫХ ПАРАМЕТРОВ

СТАНДАРТНЫХ СОЕДИНЕНИЙ



Таблица 1 - Предельные отклонения от номинального размера



Предельные размеры детали


Отверстие


Вал


1

2

3


Верхнее предельное отклонение


ES = Dтах - D


es = dmax D


Нижнее предельное отклонение


Е I = DminD


ei = dminD







а) б)



Рисунок 3 - Поля допусков отверстия и вала:

а) отверстие и вал с полями допусков;

б) упрощенная схема поля допуска







Таблица 2- Обозначение основных отклонений в системе отверстия при нижнем предельном отклонении Е I =0




Посадки


Обозначение



для отверстий



для валов

1

2

3


с зазором


H


f, g,h



с натягом


H


j,k, т, п


переходная


H


р,r,s






























ПРИЛОЖЕНИЕ Г



ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОМАНДЫ «ВАЛ»

1- Подобрать посадку ;

2 – Определить предельные размеры, предельные отклонения, допуски

ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОМАНДЫ «ОТВЕРТИЕ»


1- Подобрать посадку ;

2 – Определить предельные размеры, предельные отклонения, допуски


















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Общие понятия основных норм взаимозаменяемости

Автор: Якупова Лилия Венеровна

Дата: 30.11.2016

Номер свидетельства: 364174

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Рабочая программ по истории 5 - 9 классы"
    ["seo_title"] => string(41) "rabochaia-proghramm-po-istorii-5-9-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "323984"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1462282252"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства