Г Учебные места (для практ. занятий, лаб. работ) Парты_ Д Литература: основная
1. Зайцев С.А. Метрология, стандартизация и сертификация в энергетике : учебное пособие для студентов СПО/ С.А. Зайцев, А.Н.Толстов, Д.Д. Грибанов, Р.В. Меркулов – 3-е изд.- М.: ОИЦ «Академия», 2013 -224с.
2. Зайцев С.А. Толстов А. Н., Грибанов Д. Д., Куранов А. Д. Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / С.А.Зайцев, А.Н.Толстов, Д. Д. Грибанов, А. Д. Куранов — 4-е изд.— М. : Издательский центр «Ака- демия», 2013. — 288 с.
3. Ильянков А.И. Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении. Практикум / А. И. Ильянков, Н.Ю. Марсов, Л. В. Гутюм — М. :Издательский центр «Академия», 2013. — 160 с.
4. Иванов И.А. Метрология, стандартизация и сертификация на транспорте/ И. А. Иванов, С. В. Урушев, А. А. Воробьев, Д. П. Кононов — М. :Издательский центр «Академия», 2013. — 160 с.
5.Качурина Т.А. Метрология и стандартизация: Учебник / Т. А. Качурина. – М.: Академия, 2014. – 336с.
6. Маргвелашвили Л.В. Метрология, стандартизация и сертификация на транспорте. Лабораторно-практические работы системы : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Л.В.Маргвелашвили. — 4-е изд., стер.– М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 208 с.
Содержание занятия
№ элемента
Элементы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения
Добавления, изменения, замечания
1
1
Организационный момент
Взаимное приветствие преподавателя и студентов, проверка
отсутствующих, организация внимания, постановка целей занятия
2
Планируемые результаты обучения
Студент должен: иметь представление:
- об основных нормах взаимозаменяемости как предпосылке
обеспечения взаимозаменяемости в жизненном цикле;
знать:
- нормативную связь между размерами в основных нормах
взаимозаменяемости стандартных типовых соединений
уметь:
- пользоваться системой стандартизации основных норм
взаимозаменяемости.
3
Проверка знаний
- фронтальный опрос
- индивидуальный опрос
- технический диктант
- постановка проблемных вопросов
4
Изучение нового материала
ПРИЛОЖЕНИЯ А,Б,В
5
Закрепление учебного материала
Задания командам. ПРИЛОЖЕНИЕ Г
6
Домашнее задание
3 с.55-130
7
Итоги занятия
- общий вывод по изученному материалу,
- оценивание работы студентов на занятии
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1 Организационный момент:
Группа занимает места в аудитории. На столах лежит раздаточный материал.
Проверка по журналу присутствующих на уроке, выяснение состояния здоровья (обратить внимание на внешний вид).
2 Мотивация и сообщение темы
Преподаватель: Сегодня мы начнем изучать раздел 4 «Стандартизация основных норм взаимозаменяемости», тема нашего сегодняшнего урока «Общие понятия основных норм взаимозаменяемости».
План нашего урока следующий:
- повторение основных понятий и терминов по изученным темам;
- сообщение нового материала;
- работа с тетрадями (конспектирование нового материала);
- закрепление изученного материала с применением игровых моментов;
- подведение итогов занятия и сообщение домашнего задания.
3 Проверка знаний студентов.
3.1 Блиц-опрос.
Преподаватель: Основная цель деятельности по стандартизации, метрологии и сертификации.
Предполагаемый ответ: Обеспечение качества товаров и услуг.
Преподаватель: Какие нормативные документы по стандартизации действуют в России?
Предполагаемый ответ: Стандарты, документы технических условий, своды правил, регламенты, положения.
Преподаватель: Какие задачи решает метрологическая экспертиза и метрологический контроль конструкторской и технологической документации?
Предполагаемый ответ: Основными задачами метрологической экспертизы конструкторской и технологической документации являются:
- определение оптимальной номенклатуры измеряемых параметров;
- оценка контролепригодности конструкций изделия;
- установление соответствия показателей точности измерений требованиям эффективности и достоверности контроля и взаимозаменяемости;
- выявление возможности преимущественного применения автоматизированных средств измерений, оценка обеспечения применяемыми средствами измерений минимальных трудоемкости и себестоимости контрольных операций при заданной точности;
- определение целесообразности обработки на ЭВМ результатов измерений.
Преподаватель: В чем состоит проблематика международной организации по стандартизации ИСО?
Предполагаемый ответ: Задачи ИСО:
- содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами;
- развитие сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.
Преподаватель: Что означает аббревиатура ИСО?
Предполагаемый ответ: Используется греческое слово isos – равный.
Преподаватель: Назовите основные функции и обязанности Госстандарта России.
Предполагаемый ответ: Основными обязанностями Госстандарта России являются:
- подготовка проектов соответствующих законов и правовых актов;
- установление порядка и правил проведения работ по стандартизации, метрологии и сертификации;
- методическое руководство разработкой стандартов, которую ведут технические комитеты;
- утверждение государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, регистрация нормативных документов по стандартизации;
- руководство деятельностью по аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации;
- осуществление государственного надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и правил обязательной сертификации.
Госстандарт России выполняет следующие функции:
- координирует деятельность государственных органов управления, касающуюся вопросов стандартизации, сертификации, метрологии;
- направляет деятельность технических комитетов по разработке и применению стандартов;
- устанавливает порядок и правила проведения работ по стандартизации, метрологии, сертификации;
- осуществляет государственный надзор за соблюдением обязательных требований;
- принимает большую часть государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации;
- осуществляет государственную регистрацию нормативных документов;
- руководит деятельностью по аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации;
- представляет Россию в международных организациях, занимающихся вопросами стандартизации, сертификации, метрологии;
- участвует в работах по международной, региональной и межгосударственной (в рамках СНГ) стандартизации;
- организует подготовку и повышение квалификации специалистов этой области.
Преподаватель: Перечислите свойства качества функционирования изделий?
Предполагаемый ответ: Взаимозаменяемость, точность, надежность, эффективность использования промышленной продукции.
3.2. Фронтальный опрос.
Преподаватель: Этапы системного анализа в решении проблем стандартизации?
Предполагаемый ответ: Системный анализ проводится в несколько этапов:
- постановка задачи, включающая определение конечных целей и круга вопросов, требующих решения; анализ условий, в которых функционирует система, а также определение ограничений, накладываемых на условия функционирования системы; определение, анализ и обобщение данных, необходимых для решения проблемы, изучения структуры анализируемой системы (проблемы), установление связей, разработка различных программ, обеспечивающих решение задачи;
- построение модели, идентификация системы, выбор критериев для предсказания последствий выбора решений, сравнение различных вариантов решений с точки зрения этих последствий;
- разработка рекомендаций по созданию проекта стандарта;
- окончательный выбор оптимального решения задачи на основе экспериментальной проверки принятого решения;
- реализация принятого решения (утверждение стандарта).
Преподаватель: Как построены ряды предпочтительных чисел и какую они играют роль?
Предполагаемый ответ: Стандартизируемые показатели промышленных объектов обычно имеют числовое выражение и образуют в определенных диапазонах последовательность чисел. В результате стандартизации всю совокупность показателей представляют в виде математических рядов, что способствует сокращению номенклатуры типоразмеров, выбору рациональных режимов работы машин, экономии ресурсов.
Преподаватель: Что представляют собой параметрические ряды?
Предполагаемый ответ: Процесс стандартизации параметрических рядов - параметрическая стандартизация- заключается в выборе и обосновании целесообразной номенклатуры и численного значения параметров. Частота параметрического ряда должна быть оптимальной: слишком «густой» ряд позволяет максимально удовлетворить нужды потребителей (предприятий, индивидуальных покупателей.
Преподаватель: В чем заключается сущность унификации и агрегатирования как метода стандартизации?
Предполагаемый ответ: Для рационального сокращения номенклатуры изготавливаемых изделий проводят их унификацию и разрабатывают стандарты на параметрические ряды изделий, что повышает серийность, способствует специализации производства и улучшению качества.
Конструкции большинства машин, оборудования, приборов и других изделий могут быть расчленены на несколько автономных агрегатов (узлов). Агрегаты изготовляют независимо друг от друга, и они обладают полной взаимозаменяемостью по всем эксплуатационными показателями и присоединительным размерам. Унифицированные агрегаты должны иметь оптимальную конструкцию высокого качества и состоять, по возможности, из наименьшего числа наименований деталей. Сборка этих агрегатов должна быть простой и надежной.
3.3 Технический диктант:
Набор установленных значений ......... называется параметрическим рядом.
Унификация – это научно-технический метод ... и регламентации оптимальной и сокращенной ...... объектов одинакового....... назначения.
Агрегатирование – это метод создания ...,......, ...... и других изделий из унифицированных, многократно используемых стандартных ....., устанавливаемых в .....в различном .... и различных комбинациях.
Комплексная стандартизация – это стандартизация, при которой осуществляется целенаправленное и планомерное ..... и применение системы взаимоувязанных ... как к самому ...... комплексной стандартизации в целом и его основным составным ..., так и к другим материальным и нематериальным ...., влияющим на объект, в целях обеспечения оптимального ... конкретной проблемы.
Опережающая стандартизация – это стандартизация, заключающаяся в установлении повышенных по...... к уже достигнутому на практике уровню ...., .... к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут .... в последующее планируемое время.
3.4 Постановка проблемных вопросов
Преподаватель: Сравнивая пройденные темы вывести связь между стандартизацией и взаимозаменяемостью?
Предполагаемый ответ: В современном производстве взаимозаменяемость обеспечивается комплексом организационно-технических мероприятий, из которых главным является стандартизация. Она проводится по двум основным направлениям: создание основных норм взаимозаменяемости, установление требований в НТД на конкретные виды продукции, определяющие внешнюю взаимозаменяемость (основные и присоединительные размеры, выходные и эксплуатационные характеристики и параметры и т.п.). Основные нормы являются базой взаимозаменяемости и обеспечивают ее высокую эффективность.
Преподаватель: Проанализируйтекакая существует связь между взаимозаменяемостью и точностью?
Предполагаемый ответ: Взаимозаменяемость зависит от точности изготовления деталей на производстве. Точность – это признак качества. Взаимозаменямые детали должны быть одинаковыми по размерам, форме, твердости, прочности, химическим, электрическим свойствам и другим параметрам, установленным ГОСТ, ТУ или другой НТД.
Преподаватель: Укажите условия осуществления – взаимозаменяемости? Какова в этом отношении роль стандартизации, унификации и единства измерений?
Предполагаемый ответ: Для взаимозаменяемости необходима унификация и стандартизация размерных, точностных и других параметров типовых деталей, соединений, сборочных единиц, машин, приборов, оборудования, инструмента и материалов, а так же единство измерений.
Требуемая точность изготовления деталей машин указывают на чертежах в виде допустимых предельных отклонений от заданного размера, служащих границами зоны допустимой вариации погрешности обработки или границами размеров конкретных деталей.
Применение стандартных систем способствует также удешевлению производства, контроля и эксплуатации машин.
Унификация наиболее эффективна при комплексных работах, связанных с унификацией элементов типовых технологических процессов на базе единой системы классификации и кодирования. Значение унификации и стандартизации возросла в условиях рыночных отношений, так как приводит к ограничению количества разнотипных по конструкции и размерам, но одинаковых по функциональному назначению деталей и узлов, создают условия для комплексной механизации и автоматизации технологических процессов, улучшения качества изделия, роста производительности труда, экономии трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Прослушивание реферата по теме «История развития стандартизации и основ взаимозаменяемости» (ПРИЛОЖЕНИЕ А)
4 Сообщение нового материала
Прослушивание реферата по теме «История развития стандартизации и основ взаимозаменяемости» (ПРИЛОЖЕНИЕ А)
Работа с Приложением Б, Приложение В
Преподаватель: Предлагаю игру по закреплению знаний пройденного материала. Разделим группу на две команды. Каждая команда выберет капитана команды и члена жюри. Членов жюри от каждой команды прошу занять свои места, которые будут оценивать работу своих соперников. Название команд «Вал» и «Отверстие».
Преподаватель предлагает задания каждой команде (ПРИЛОЖЕНИЕ Г). Члены жюри оценивают работы и называют команду победителя. Преподаватель: Ребята в соединениях деталей промышленного оборудования существует взаимосвязь между валом и отверстием. Ваша группа это тоже взаимоувязанное целое, где побеждает дружба.
5 Подведение итогов урока, объявление оценок. Сообщение домашнего задания.
Преподаватель предлагает студентам сделать выводы и обобщить полученную информацию; объявляет оценки знаний учащихся, уровень проявления качеств: точности, внимательности, дисциплинированности и организованности; выставляет оценки в журнал; задает студентам домашнюю работу.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(реферат)
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ СТАНАДРТИЗАЦИИ
И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СТАНАДАРТИЗАЦИИ В РОССИИ
Первые упоминания о стандартизации относятся к древним векам. Именно тогда люди стали осознанно применять ее основные положения. Так, в древнем Египте при строительстве различных сооружений использовались кирпичи постоянного размера. Для контроля и отбраковки кирпичей была создана особая служба чиновников. При строительстве Вавилонской башни было использовано 85 млн. штук кирпичей, которые имели одинаковую форму и размеры. Раствор, связывающий кирпичи между собой, тоже соответствовал строго определенным требованиям. Глазурованные голубые кирпичи для облицовки верхнего 15-метрового этажа башни были изготовлены не только постоянных размеров, но и одного цвета, т. е. кирпичи, раствор и цвет глазури были строго стандартизованы.
Древние римляне также применяли принципы стандартизации. При строительстве городского водопровода использовались только стандартные кирпичи. Одновременно были установлены единые требования к размеру диаметра водопроводных труб. Наиболее часто применялись трубы диаметром в пять пальцев, что составляло 95 мм. Нарушение этих требований строго каралось, вплоть до смертной казни.
Развитие ремесел в средние века обусловило более широкое применение принципов стандартизации. В ткацком производстве были регламентированы ширина ткани и количество нитей в ее основе, были установлены требования к материалам для изготовления тех или иных изделий и к применяемым инструментам. В ремесленных цехах существовали должности цеховых надсмотрщиков, в обязанности которых входило наблюдение за тем, чтобы мастера строго соблюдали установленные требования, иначе говоря, «стандарты».
Только благодаря применению принципов стандартизации возникли типографские способы книгопечатания. К этому времени относится установление определенных форматов печатных листов и размеров печатных приспособлений. Литеры также стали изготавливаться одной высоты и обрели взаимозаменяемость.
В XV в. в Венеции впервые был применен поточный метод строительства грузовых и военных кораблей. На единообразные корпуса кораблей, продвигавшиеся на плаву по узкому каналу, последовательно устанавливалось оснащение из «стандартизованных» деталей. Это были мачты, рули, корпуса, паруса, весла и другие изделия. Такой метод строительства предусматривал высокую степень единообразия различных элементов корпуса судна, оснащения и оборудования и мог быть осуществлен только благодаря применению методов стандартизации.
Первое применение взаимозаменяемости в промышленности стран Европы относится к 1785 г., когда французский инженер Леблан изготовил партию ружейных замков в количестве 50 штук. Каждый замок обладал очень важным свойством — был взаимозаменяем, т. е. каждый замок можно было использовать в любом ружье без предварительной подгонки.
Во второй половине XIX в. стала развиваться внутризаводская стандартизация. Почти на всех промышленных предприятиях проводились работы по стандартизации, обеспечивающие выпуск однотипной продукции и тем самым приносящие дополнительную прибыль предпринимателям. В дальнейшем, в связи с широким разделением общественного труда, получила развитие межзаводская и национальная стандартизация. Так, в Германии, в 1846 г. была проведена унификация ширины железнодорожной колеи и устройств для сцепки вагонов; там же в 1869 г. был издан справочник стандартных профилей проката; в 1870 г. ряд стран Европы установили стандартные размеры кирпичей; в 1891 г. в Англии введена стандартная резьба Витворта и т.п.
Бурное развитие науки и техники и концентрация промышленности в начале XX в. обусловили стремление ряда стран к организации национальной стандартизации. Национальный комитет стандартов впервые был организован в Англии в 1901 г. К 1920 г. национальные организации по стандартизации были созданы в Голландии, Германии, Франции, Швейцарии, США, Бельгии и Канаде.
Основным недостатком стандартизации в капиталистической системе было и остается по сей день то обстоятельство, что предпринимателям невыгодна жесткая регламентация типов и видов изготавливаемой продукции, мешающая им в конкурентной борьбе. Именно поэтому многие стандарты капиталистических .стран являются не обязательными, а лишь рекомендательными.
С развитием торговли появилась потребность в организации международной стандартизации и в 1946 г. в Лондоне была основана Международная организация по стандартизации (ИСО), в состав которой первоначально вошли 33 страны. Эта организация работает и в настоящее время.
Впервые методы стандартизации в России были применены в 1555 г., когда при Иване Грозном стали изготовляться стандартные калибры для измерения диаметра пушечных ядер — кружала. К этому же времени относится и применение стандартных элементов в строительстве. Для постройки храма Василия Блаженного в Москве (1554—1560 гг.) использовались «стандартизованные» фигурные кирпичи восемнадцати типов, а церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой была построена из кирпичей девяти типов.
В собраниях законов конца XVII — начала XVIII вв. имеется ряд указов, из которых ясно, что в эпоху Петра I в России изделия военной техники изготавливались по- точным образцам — прототипам современных стандартов.
За четверть века до опыта француза Леблена, в 1761 г., в России была сформулирована задача обеспечения взаимозаменяемости и способы ее осуществления. В инструкции Тульскому оружейному заводу было записано: «В силу объявленного моего предложения на каждую оружейную вещь порознь мастерам иметь меры или по заводскому обыкновению называемые лекалы с заводским клеймом или печатью оружейной -канцелярии,
аккуратные, по которым каждый с пропорцией всякую вещь при желании проводить мог без этого вещи одна с другой во всем точного равенства не имеют, потому, что дело одних происходит глазомерством, отчего неминуемо при приемках в полки должно быть переправкам и в том напрасно времени потеряние». Выполнение заводами этой инструкции приводило к тому, что все части замков ружей являлись взаимозаменяемыми. Вот как свидетельствовал французский инженер Коти в 1806 г.: «...некоторые из этих замков были разобраны, части их перемешаны, а потом из этих частей вновь составлены замки: при этом все части приходились с такой точностью, будто бы намерено подгонялись одна к другой»*. К 1812 г. по принципу взаимозаменяемости на Тульском оружейном заводе ежемесячно изготовлялось 7 тыс. ружей.
В середине XIX в. с развитием водного и железнодорожного транспорта в России возросла роль стандартизации. В это время появляются единые требования на пар, производительность котлов, мощность машин; появляются первые стандарты на прокат, трубы, крепежные детали и другие изделия. Это были стандарты заводов и фирм.
Государственной стандартизации в дореволюционной России не было и быть не могло, так как большинство предприятий принадлежало иностранцам, которые предпочитали пользоваться своими национальными стандартами. Кроме того, до революции в России одновременно применялись три системы мер: старая русская, британская (дюймовая) и метрическая, что, естественно, тормозило создание национальной стандартизации.
Только при Советской власти началось развитие государственной стандартизации. Так, 14 сентября 1918 г. В. И. Лениным был подписан первый декрет Совнаркома РСФСР «О введении международной метрической системы мер и весов», а 14 марта 1924 г. при Главном экономическом управлении ВСНХ СССР было организовано Бюро промышленной стандартизации как руководящий орган по стандартизации в промышленности.
Планомерное развитие государственной стандартизации в СССР началось после того, как Совнарком СССР 15 сентября 1925 г. организовал Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны (СТО). Первым председателем Комитета был В. В. . Куйбышев. В Комитете по стандартизации активно работали крупнейшие ученые: А. Н. Бах, И. М. Губкин, Г. М. Кржижановский, Д. М. Прянишников и др. За период с 1926 по 1932 г. Комитетом было подготовлено, рассмотрено и утверждено 4114 общесоюзных стандартов. В 1926 г. утверждены 24 стандарта на сортамент проката черных металлов, в результате чего количество профилей проката уменьшилось почти в 4,5 раза, с 3539 до 785 профилей. Это позволило повысить производительность прокатных станов за счет сокращения времени переналадок стана.
В 1930 г. Комитет по стандартизации был переименован во Всесоюзный комитет по стандартизации (ВКС). Чуть позже, в 1932 г., в наркоматах были организованы ведомственные комиссии по стандартизации, которые получили право утверждать стандарты отраслевого назначения. Таким образом, помимо стандартов общесоюзных ОСТ ВКС получили распространение отраслевые стандарты — ОСТ НК.
С 1940 г. общесоюзные стандарты стали называться государственными стандартами и обозначаться ГОСТ с добавлением порядкового номера и года утверждения. Это обозначение государственных стандартов сохранилось до настоящего времени.
В послевоенные годы система управления государственной стандартизацией подвергалась незначительным изменениям, пока в 1954 г. не был создан Комитет стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР, который и возглавил всю работу по стандартизации, метрологии и измерительной технике в стране. В 1970 г, он был преобразован в Государственный Комитет стандартов Совета Министров СССР — Госстандарт СССР.
Принимая во внимание решающую роль стандартизации в повышении технического уровня и качества продукции, Коммунистическая партия и Советское правительство неустанно уделяют большое внимание вопросам развития стандартизации в СССР.
Ответственные задачи по Повышению технического уровня выпускаемых .изделий были поставлены перед стандартизацией постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1970 г. «О повышении роли стандартов в улучшении качества выпускаемой продукции» . В нем указывались основные направления повышения технического уровня и качества продукции, улучшения показателей технического уровня изделий на базе достижений научно-технического прогресса и повышения уровня унификации машин и механизмов.
Благодаря постоянному вниманию партии и правительства к вопросам повышения качества продукции и усилению роли стандартов в годы девятой пятилетки были проведены крупные работы, создающие все необходимые условия для резкого повышения эффективности и качества изделий. Проведена большая работа по обновлению стандартов и технических условий.
Широко внедрена аттестация качества продукции. Внедряется Единая система технологической подготовки производства.
Выполняется программа унификации изделий.
Поэтому на XXV съезде КПСС в десятой пятилетке, которую Генеральный секретарь ЦК КПСС тов. Л. И. Брежнев назвал пятилеткой эффективности и качества, партия поставила задачу улучшения качества продукции как всенародную программу.
Широкое развитие международных технических и экономических связей обусловило возникновение международной стандартизации. Международная организация по стандартизации (ИСО) создана в 1947 г. вместо ранее существовавшей Международной ассоциации по стандартизации (ИСА). Основной целью ИСО является содействие благоприятному развитию стандартизации во всем мире для облегчения обмена товарами и развития взаимного сотрудничества во всех областях деятельности. Членами ИСО являются национальные комитеты по стандартизации свыше 70 стран мира, в том числе и Госстандарт СССР.
Практическая разработка рекомендаций для отдельных отраслей ведется в более чем 150 технических комитетах. С 1973 г. ИСО выпускает международные стандарты, которые можно использовать в национальных стандартах. СССР активно участвует в работе всех комитетов ИСО, причем более чем в 20 выполняет головную роль.
В 1963 г. к ИСО присоединилась в качестве отдела Международная электротехническая комиссия (МЭК). Назначение МЭК — содействовать в координации и унификации стандартов в области электротехники, радиотехники и электроники.
В области метрологии имеется несколько международных организаций. В 1875 г. была создана Международная организация мер и весов (МОМВ), которая работает по созданию эталонов длины, массы и др. В 1956 г. создана Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ). Она ведет работу в области системы единиц, измерений, законов и регламентов по метрологии, измерения различных величин: длины, площади, объемов, масс, сил, давлений, температур и др.
Для дальнейшего развития международного социалистического разделения труда, специализации и кооперирования производства стран — членов СЭВ необходимо обеспечить международную взаимозаменяемость и в первую очередь унифицировавать национальные стандарты. Эта работа проводится национальными службами под руководством Постоянной комиссии СЭВ по стандартизации (ПКС) и Институтом СЭВ по стандартизации на основе перспективных и годовых планов.
Основными направлениями -работы органов СЭВ по стандартизации являются установление и унификация: рационального ассортимента и сортамента продукции, главных параметров и характерных деталей и изделий, методов испытаний и контроля, нормативных показателей и ряд других направлений.
С 1972 г. кроме рекомендаций органы СЭВ выпускают стандарты (СТ СЭВ), обязательные для всех стран — членов СЭВ. В этих стандартах обязательно учитываются рекомендации и стандарты ИСО.
Примером работы по стандартизации СЭВ является создание Единой системы допусков и посадок.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
ОСНОВНЫХ НОРМ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТИ
Наименование терминов и параметров
Определение
1
2
Номинальный размер
Действительный размер
Предельные размеры
Проходной предел
Непроходной предел
Верхнее предельное отклонение (ES, es)
Нижнее предельное отклонение (EI, ei)
Действительным отклонением
Допуск (Т)
Окончательно принятый в процессе проектирования и проставляемый на чертеже размер детали или соединения. Он является общим для отверстия и вала, составляющих соединение
Размер элемента, установленный измерением с допустимой погрешностью
Размеры, между которыми может колебаться действительный размер. Больший из них называют наибольшим предельным размером, меньший – наименьшим предельным размером
(Dmаxи Dmin для отверстия, dmax и dmin - для вала).
Термин, применяемый к тому из двух предельных размеров, который соответствует максимальному количеству материала, а именно верхнему пределу для вала к нижнему пределу для отверстия
Термин, применяемый к тому из двух предельных размеров, который соответствует минимальному количеству материала, а именно нижнему пределу для вала и верхнему пределу для отверстия
Алгебраическая разность между наибольшим и номинальным размерами.
Алгебраическая разность между наименьшим и номинальным размерами.
Алгебраическую разность между действительным и номинальным размерами
Разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или абсолютное значение алгебраической разности между верхним и нижним отклонениями (ТDдля отверстия, Тd - для вала)
Наименование терминов и параметров
Определение
1
2
Поле допуска
Нулевая линия
Сопрягаемые детали
Посадка
Допуск посадки
Поле, ограниченное наибольшим и наименьшим предельными размерами и определяемое величиной допуска и его положением относительно нулевой линии, соответствующей номинальному размеру
Линия, соответствующая номинальному размеру, от которой откладываются отклонения размеров при графическом изображении полей допусков и посадок
Две или несколько подвижно или неподвижно соединяемых деталей
Характер соединения двух деталей, определяемый разностью их размеров до сборки ( посадка с зазором, посадка с натягом, переходная посадка)
Сумма допусков отверстия и вала, составляющих соединение (TN –допуск посадки с натягом и переходной посадки,TS- допуск посадки с зазором)
Рисунок 1 – Сопряжение с зазором
ПРИЛОЖЕНИЕ В
РАСЧЕТ ТОЧНОСТНЫХ ПАРАМЕТРОВ
СТАНДАРТНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
Таблица 1 - Предельные отклонения от номинального размера
Предельные размеры детали
Отверстие
Вал
1
2
3
Верхнее предельное отклонение
ES = Dтах- D
es = dmax– D
Нижнее предельное отклонение
Е I = Dmin – D
ei = dmin – D
а) б)
Рисунок 3 - Поля допусков отверстия и вала:
а) отверстие и вал с полями допусков;
б) упрощенная схема поля допуска
Таблица 2- Обозначение основных отклоненийв системе отверстияпринижнем предельном отклонении Е I=0
Посадки
Обозначение
для отверстий
для валов
1
2
3
с зазором
H
f, g,h
с натягом
H
j,k, т, п
переходная
H
р,r,s
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОМАНДЫ «ВАЛ»
1- Подобрать посадку ;
2 – Определить предельные размеры, предельные отклонения, допуски
ЗАДАНИЕ ДЛЯ КОМАНДЫ «ОТВЕРТИЕ»
1- Подобрать посадку ;
2 – Определить предельные размеры, предельные отклонения, допуски