kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Наездничество в жизни черкесов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изобразительного искусства  входит в систему уроков изобразительного искусства в 7 классе и соответствует программе и календарному плану по предмету. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Наездничество в жизни черкесов.»


ТЕМА УРОКА: Наездничество в жизни черкесов. Ролевая игра.



ЦЕЛЬ УРОКА: Ознакомить учащихся с особенностями военного искусства черкесов и адыгов, ролью наездничества в жизни адыгов.



ЗАДАЧИ:

  1. обучающая: знакомство с обычаями и обрядами народов, проживающих на территории Кубани;

  2. ) воспитательная: воспитание уважения друг к другу, через этнические, нравственные ценности других народов;

  3. развивающая: формирование национального самосознания учащихся;

ОБОРУДОВАНИЕ :карта Краснодарского края и Адыгеи, контурные карты ( Атлас Кубани), мультимедиа презентация.


Класс заранее поделён на группы, каждой группе дано особое задание, над которым они работали дома.( историки, оружейники, коневоды, старейшины, исторический дизайнер)



ХОД УРОКА


ЭПИГРАФ


Кубань, моя родная сторона,

К тебе тянусь я сердцем неизменно,

Да будет прошлое твоё нетленно,

В трудах своих да будь благословенна.




  1. Организационный момент

  2. Работа с картой Краснодарского края


Обозначить на контурной карте места компактного проживания адыгов в нашем крае-

Майкоп, Адыгейск, Ханская, Гиагинская, Бжедуховская, Кабардинская, Энем, Шедок.


Групповая работа. Проверку работ проводит старший консультант в группе. Учитель выставляет оценки учащимся.


3)Сообщение темы и цели урока




Вступительное слово учителя.


Сегодня ребята, мы продолжим изучение красивых обычаев адыгов и черкесов, может быть один из самых знакомых обычаев для нас с вами является- наездничество.

Почему я говорю знакомым?

Вспомните как мы с вами ездили на экскурсию в горный аул « Легенды Кавказа», как восхищались искусством джигитовки и владения лошадью артистов. Казалось что они с лошадью единое целое, что они понимают друг друга « с полуслова, с полувзгляда».

И нам рассказывали о древних обычаях адыгов- уважения и любви к лошади, обучения лошади, подготовки к военным действиям. Это красочное запоминающиеся зрелище и я хочу вам напомнить некоторые моменты этого праздника

Просмотр видео « Легенды Кавказа».


Обсуждение с учащимися.

Что вам больше всего понравилось?

Что привлекло наибольшее внимание?

Как наездник показывает своё трепетное отношение к лошади?


В этих проявлениях и поступках, джигитовке- есть глубокие исторические корни и мы постараемся на уроке приоткрыть небольшую страницу отношений адыгов и черкесов и казаков, их общим историческим связям, непростым отношениям но общим совместным победам и поражениям.


У нас есть экспертная группа , которая заранее нашла материал, рассмотрела некоторые исторические документы, справочники . И мы послушаем их выводы и исследования


Слово предоставляется историку-


С конца 18 века черкесы и казаки вынуждены были жить в тесном содружестве. В истории их взаимоотношений были периоды сближений, добрых отношений. Но судьба распорядилась так, что в большей степени их жизнь разделяло противостояние.

Удивительно, но в даже самое трагическое время , они видели друг в друге достойных противников.

К этому периоду образ жизни черкесов сильно изменился. Мирная жизнь всё чаще нарушалась военными тревогами. Мужчины всё чаще приобретали облик воина. Строгое воспитание приучило черкесов безропотно переносить ,и палящий зной , испепеляющую жару. и горный холод и томительный голод.

Слово историческому дизайнеру



Иностранцы, побывавшие на Северном Кавказе, с восхищением отмечали прекрасную приспособленность одежды черкесов к военным условиям.

В первую очередь это относилось к черкеске и бурке . Черкеска отличалась изяществом и удобством. На гуди были карманы для патронов( газыри), сделанные из кожи, которые не только придавали костюму необыкновенную привлекательность, но и защищали грудь во время боя.

Отправляясь в поход черкес всегда брал с собой бурку, которая защищала от холода и палящих лучей солнца, служила постелью на стоянках.

Своеобразный образ жизни развил в черкесах буйный дух наездничества- явления, малоисследованного в литературе. Само название « наездник» происходит от слова « конный воин», умение быть воином, владеть оружием, на лихом коне, по первому зову отправляться в опасный поход.

Черкес ни перед чем не останавливался для приобретения богатого оружия и отлично владел им. « Смерть наездника в бою_ плач в его доме, а потеря оружия _ плач в целом народе.»,- говорилось в народной пословице.

Щегольско одетый, прекрасно вооружённый, ловкий и неутомимый, он отправлялся в поход, как на праздник.


Оружейник-

Сохранилось описание вооружения черкесов: на поясе закреплены кинжал, пара пороховниц, маленькая коробочка, содержащая кремень и смазочное масло.

в дополнение к этому черкес был вооружён саблей, висящей на шёлковом шнуре, когда кончался порох в ход шло такое старинное оружие как лук и стрелы. Кинжал служил грозным оружием в ближнем бою, черкесы отлично использовали особенности местности, встречая противника метким огнём из- за деревьев и скал .Не менее успешно на открытых равнинах действовала конница. Черкес умел прекрасно выездить своего коня, приучить его к грохоту боя, кровавой сече, ночной темноте.

Не смерти, а бесславной жизни боялся черкес.

Останки погибших на поле боя , были священны. Идя в бой, адыг давал своим товарищам по оружию клятву умереть вместе или вынести тела павших с поля брани. Невыполнение этой священной клятвы означало нарушение воинских традиций, влекло за собой « посрамление всего рода».


Старейшина рода-



Павший в бою заслуживал особых почестей. Следуя тогдашним традициям, друзья погибшего поручали певцам к дню тризны специальную песню.

В ней воспевалась мужественная красота и подвиги павшего в бою наездника. Жизнь его уподоблялась Светлой заре, алмазной струёй, разлившейся по горизонту отеческого неба, его ум- разуму книги, его щедрость- майскому дождю».

Это были поэтические гимны мужеству, в глубоком безмолвии, дрожа от восторга, слушали все голос певца. Мужчины сдерживали слёзы, женщины плакали. По понятию черкесов глаза мужчины не должны знать слёз, слёзы- достояние и утешение женщин.

Собравшиеся на тризну князья, дворяне и старейшины приводили своих лучших коней, посвящая их памяти погибшего. Коням отрезали кончики ушей, затем покрыв их цветной дорогой тканью, привязывали к специальным столбам. Вокруг священных коней собирались наиболее заядлые знатоки лошадей. Придирчиво оценивали они качества коня, красоту его сбруи и покрывала.

2 старейшина-




Затем происходило главное- скачки посвящённых коней. На скакунах сидели ловкие аульские мальчишки в разноцветных ярких нарядах. Лошадь ,пришедшая первой , получала приз, вызывая одобрение собравшихся, гордость хозяина и зависть других участников.

Обязательную часть любого праздника составляли военные забавы: скачки на лошадях, джигитовка, стрельба из лука на скаку, ружья, пистолета.

Из поколения в поколение передавалось умение и навыки ухаживания за скотом, Количество домашнего скота служило показателем богатства семьи и аула.




1 Коневод-


Совершенно исключительное значение для горцев имело коневодство. Общеизвестно, что горцы были превосходными наездниками. Лошадей использовали только для верховой езды. Делом чести черкес считал для себя иметь породистого коня, на котором он мог с гордостью мог появиться на праздниках, принять участие в скачках, отправиться в гости или в поход.

Читая адыгские сказки и предания- часто можно обратить внимание на тог , что в них содержится не только описание храбрости героя , но и красоты и силы его коня.

Верный конь ,как рассказывают в преданиях, был верным другом и товарищем. По воле хозяина он мог « перепрыгнуть море, преодолеть огонь, плыть по болоту три дня и три ночи.»

Лошадей разводили и на продажу, богатые владельцы конных заводов стремились улучшить породу. За большие деньги они покупали знаменитых арабских скакунов. Каждый завод имел особое тавро (тамга), которым клеймил своих лошадей. Подделки его сурово наказывались.

До пяти лет лошади паслись на свободе в лугах и травах. Только после достижения этого возраста и необходимого роста начинали приучать их к седлу. Породистые черкесские лошади ценились наравне с арабскими и испанскими. Продавали их не только на Кавказе , но и во многие страны мира.

Интересно, что в полках русской регулярной кавалерии предпочитали иметь лошадей черкесской породы, обладавших всеми необходимыми боевыми качествами: силой и гордой осанкой, красотой и стремительностью, выносливостью и « крепкой ногой».

2 Коневод-


Совершенно особое место занимала торговля знаменитыми черкесскими лошадьми. Это были породистые кони, широко известные своими замечательными качествами, сильные и выносливые. Даже их высокая стоимость не могла остановить знатоков. Они были готовы платить любую цену, чтобы стать счастливыми обладателями лошадей, знаменитой черкесской породы.

Постоянные торговые связи у Черкесии были с Крымом, Турцией, Польшей, Германией, Молдавией. Заметно укреплялись они с Московией- так долгое время называли Россию.

Несмотря на развитие торговли, большинство черкесов считали купеческое занятие недостойной для себя деятельностью и прибегали к продаже товаров только в случае крайней необходимости.



Итак , мы познакомились с вами на уроке с одним из красивейших обрядов и обычаев адыгов и черкесов_ наездничеством, ролью лошади в жизни черкеса, отношению к живому существу, от которого часто зависела жизнь наездника.


Мульти медийная презентация




Окончание урока. Выставление оценок.






Использованная литература:


Э.А.Шеуджен «История Адыгеи» Рассказы для детей. Майкоп ,1997.

А.Т. Керашев. История Адыгеи ( с древнейших времён до конца 19 века) Майкоп,1991

http://kubanetnos.ru-официальный сайт Краснодарской краевой общественной организации « Центр национальных культур». Национальные общины, национальные праздники на Кубани. этические новости.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Наездничество в жизни черкесов.

Автор: Прошунина Ольга Петровна

Дата: 05.02.2017

Номер свидетельства: 388113

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Календарно - тематическое планирование по кубановедению в 7 классе (ФГОС) "
    ["seo_title"] => string(79) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-kubanoviedieniiu-v-7-klassie-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "130796"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415988682"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства