kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические указания по организации и проведению открытого урока по дисциплине «Технологическое оборудование»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания предназначены для организации и проведения открытого урока по дисциплине "Технологическое оборудование" специальности "Технология машиностроения" очной формы обучения. В методических указаниях теоретически обоснована важность проведения открытых мероприятий. В разработке приведены задания для трёх команд с эталонами ответов, а также листы оценивания и самооценивания команд. 

Просмотр содержимого документа
«Методические указания по организации и проведению открытого урока по дисциплине «Технологическое оборудование»»

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Карпинский машиностроительный техникум»













МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ


по организации и проведению открытого урока

по дисциплине «Технологическое оборудование»

Тема: «Металлорежущие станки: назначение и

перспективы развития»

Специальности «Технология машиностроения»

для студентов очной формы обучения












Карпинск

2015

Содержание




Введение 3

1.Теоретические основы организации и проведения

открытого урока 4

1.1. Разработка плана проведения открытого урока 4

1.2.Условия проведения открытого урока 5

1.3. Критерии оценки работ 5

1.4. Первый этап открытого урока 6

1.5. Второй этап открытого урока 6

Задание 1 7

Задание 2 9

Задание 3 10

Задание 4 10

Эталон ответов к заданию 1 11

Эталон ответов к заданию 2 15

Эталон ответов к заданию 3 17

Эталон ответов к заданию 4 17

Литература 19

Приложение 1 20

Приложение 2 21

Приложение 3 22

Приложение 4 23

Мониторинговый лист команды 24

Лист групповой работы на открытом уроке 26

Лист индивидуальной работы 28



Введение


Открытый урок «работает» на обеспечение дальнейшего жизненного пути студента, развивает индивидуальные особенности личности студента,

то есть по большому счету способствуют реализации целей обучения.

Главная задача открытого урока заключается в повторении, обобщении и закреплении теоретического и практического материала изученного в течение первого семестра, а также повышении интереса учащихся к изучению профильных дисциплин и выявлению талантливых студентов. Для успешного выполнения всех заданий необходима большая подготовка. Это объясняется тем, что участникам предлагаются задания не только с использованием проблемных понятий и законов, но и задания, выходящие даже за рамки профильного изучения той или иной дисциплины. К тому же предпочтение отдается оригинальным идеям решения задач с четким их обоснованием, выбору оптимального метода выполнения задания, аргументированным выводам и т.п.

Безусловно, работа по подготовке студентов к открытому уроку, не сводится лишь к рассмотрению заданий, предлагаемых преподавателем. Она предполагает огромную самостоятельную работу студентов с разнообразной дополнительной литературой.

Благодаря повторению, обобщению и закреплению знаний и умений студенты имеют возможность развивать свои морально-волевые качества и интеллектуальные способности: начальной исследовательской деятельности, освоения более сложного содержания знаний, чем это предусмотрено образовательным стандартом.

Целью данной методической разработки, является разработка методических указаний для проведения открытого урока по дисциплине «Технологическое оборудование», среди студентов третьего курса очной формы обучения.


  1. Разработка методики и содержания открытого урока


1.1. Разработка плана проведения открытого урока


Тема: Металлорежущие станки: назначение и перспективы развития

Цели:

Дидактические:

  • обобщить теоретические знания и практическую их реализацию по различным направлениям I разделу «Общие сведения о металлообрабатывающих станках», II разделу «Типовые механизмы металлообрабатывающих станков», III разделу «Металлообрабатывающие станки. Назначение, кинематика, устройство, наладка» дисциплины «Технологическое оборудование»;

  • выявить уровень усвоения студентами теоретического и практического материала.

Развивающие:

  • развитие интеллектуальных операций: анализа, сравнения, выстраивание логических связей.

Воспитательные:

  • формирование познавательной потребности у студентов о структуре производства;

  • способствовать воспитанию у студентов творческой активности и самостоятельности.

Вид занятия: рубежный контроль.

Тип занятия: обобщение.

Метод обучения: модульный.

Форма обучения: групповая, индивидуальная.

Место проведения: учебная аудитория.

Время проведения: 1 час 30 минут.

Средства обучения:

  • Карточки-задания, для каждой команды;

  • Бланки-задания, для каждой команды;

  • Режущие инструменты;

  • Приспособления к токарным станкам;

  • Кинематические схемы.

Структура занятия:

  1. Организационная часть – 2 минуты.

  2. Вводная часть – 3 минуты.

  3. Основная часть – 1 час 15 минут:

  • Первый этап открытого занятия – 9 минут (по 3 минут каждой команде);

  • Второй этап открытого занятия – 1 час 6 минут,

  1. Заключительный этап – 10 минут (подведение итогов).

Таблица 1.1 - Структура деятельности субъектов


Этап

Деятельность преподавателя

Деятельность

студентов

ДСО

Время

мин

1.Органи-зацион-

ный


Проверяет присутствующих.

Готовятся к открытому уроку.



2

2.Вводная часть

Мотивация. Оглашение

темы, цели открытого урока.

Слушают.



3

3.Основ-ная часть








3.1.

Первый этап


Представляют название и членов команды.


9

3.2. Второй этап

Выдает задания. Комментирует задания. Следит за ходом и временем выполнения заданий.

Выполняют задания. Отвечают на поставленные вопросы.

Наглядные пособия, режущий инструмент приспособ-ления.

1час 6мин

4.Зак-

лючи-

тельный

(подве-

дение

итогов)

Собирает работы.

Жюри подсчитывает баллы. Объявляется команда-победитель.

Сдают работы.

Обсуждение, взаимоконтроль, самоконтроль.


10


















    1. Содержание открытого занятия


Открытое занятие является рубежным контролем после изучения теоретического материала в течении I семестра по разделу I «Общие сведения о металлообрабатывающих станках», разделу II «Типовые механизмы металлообрабатывающих станков», разделу III «Металлообрабатывающие станки. Назначение, кинематика, устройство, наладка» дисциплины «Технологическое оборудование», с целью закрепления практических знания и умения студентов, а также предоставление студентам возможности максимального творческого самовыражения в различных разделах предмета.

Открытое занятие состоит из 4 блоков заданий. Каждое задание включает в себя 1 - 5 частей. Возможность индивидуальной самореализации разных склонностей студентов обеспечивается предметным и тематическим разнообразием заданий.

Первым этапом является формирование команды (методом жеребьевки группа разбивается на три, равные по количеству человек, команды). Команда самостоятельно выбирает капитана и придумывает название (название должно быть связано с дисциплиной «Технологическое оборудование). После чего каждый капитан представляет название команды и ее участников. На выполнение первого этапа занятия - представление капитаном названия и участников команды отводится по 3 минут.

Вторым этапом является выполнение командами четырех блоков заданий.







Первый блок:

Задание № 1.

Задание команде № 1.

Часть 1. Среди буквенной неразберихи найдите инструменты и станки сверлильно-расточной группы


О

Л

Р

Е

В

С

Р

А

Ц

Е

З

Е

Р

А

К

З

Л

И

Н

Ы

Й

Р

Т

В

Р

Л

Ь

Т

С

А

Р

Е

Е

В

С

О

Ч

Н

О

Й

З

Е

Н

Р

Р

Е

З

А

Е

Н

К

Е

Ф

Й

Ы

Н

Ц

Т

Р

О

В

А

Л

Ь


Часть 2. Разберите слова-ответы на две группы: в первую включите режущие инструменты, во вторую - станки сверлильно-расточной группы


Режущие инструменты

Станки






Часть 3. Дайте краткую характеристику режущим инструментам и станкам сверлильно-расточной группы из приведенной таблицы

Задание команде № 2.


Часть 1. Среди буквенной неразберихи найдите узлы и приспособления станков токарной группы


П

А

К

А

Ц

А

Л

П

Р

Т

В

Н

А

Н

Ш

А

О

Н

А

Г

А

А

Б

Й

Ю

Л

Р

П

И

К

Л

А

Н

Е

Т

О

Р

З

А

С

А

Н

Е

Н

Т

Т

Р

О

Т

И

Ц

К

У

Т

П

П

С

Н

А

Ф

А

Р

У

С


Часть 2. Разберите слова-ответы на две группы:

в первую включите узлы, во вторую - приспособления, используемые на токарных станках


Узлы токарных станков

Приспособления токарных станков















Часть 3. Дайте краткую характеристику узлам и приспособлениям, используемых на токарных станках из приведенной таблицы

Задание команде № 3.


Часть 1. Среди буквенной неразберихи найдите инструменты и станки фрезерной группы


Н

Ы

Р

Ц

О

Я

О

В

Ь

Й

О

Т

В

А

Р

А

Л

Е

С

Ф

А

П

И

Л

О

Б

К

Я

С

О

Н

Ь

С

Н

О

А

О

К

Ы

Й

В

А

Я

Н

Н

Ш

Л

И

О

И

Д

Н

Р

Е

Р

Ц

К

С

Й

Ы

Е

З

Ф

Е


Часть 2. Разберите слова-ответы на две группы: в первую включите режущие инструменты, во вторую - станки фрезерной группы


Режущие инструменты

Станки














Часть 3. Дайте краткую характеристику режущим инструментам и станкам фрезерной группы из приведенной таблицы

На выполнение задания каждой команде отводится 20 минут. Так как первый блок состоит из трех частей, то максимальная оценка за первый блок составляет 15 баллов (за каждую часть по пять баллов).


Второй блок:

Задание № 2.


Задание команде № 1.


Часть 1. Из многочисленных кусочков соберите пазл - схему станка.


Часть 2. По собранной схеме определите группу и тип станка. Дайте его полное название и виды выполняемых на нем работ.


Часть 3. Назовите основные узлы станка и их назначение.


Часть 4. Назовите движения станка (главное движение и движение подачи).

Часть 5. Объясните принцип работы станка.


Задание команде № 2.


Часть 1. Из многочисленных кусочков соберите пазл - схему станка.


Часть 2. По собранной схеме определите группу и тип станка. Дайте его полное название и виды выполняемых на нем работ.


Часть 3. Назовите основные узлы станка и их назначение.


Часть 4. Назовите движения станка (главное движение и движение подачи).


Часть 5. Объясните принцип работы станка.


Задание команде № 3.


Часть 1. Из многочисленных кусочков соберите пазл - схему станка.


Часть 2. По собранной схеме определите группу и тип станка. Дайте его полное название и виды выполняемых на нем работ.


Часть 3. Назовите основные узлы станка и их назначение.


Часть 4. Назовите движения станка (главное движение и движение подачи).


Часть 5. Объясните принцип работы станка.

На выполнение задания каждой команде отводится 20 минут. Так как второй блок состоит из пяти частей, то максимальная оценка за второй блок составляет 25 баллов (за каждую часть по пять баллов).

Третий блок:

Задание № 3.


Задание команде № 1.


Часть 1. По кинематической схеме универсального консольно-фрезерного станка 6Р82 составьте:

1.1 – уравнение кинематического баланса главного движения;

1.2 – уравнение кинематического баланса движения подачи.


Часть 2. По составленным уравнениям кинематического баланса рассчитайте:

2.1 – передаточное отношение главного движения;

2.2 – передаточное отношение движения подачи.


Задание команде № 2.


Часть 1. По кинематической схеме вертикально-сверлильного станка 2Н135 составьте:

1.1 – уравнение кинематического баланса главного движения;

1.2 – уравнение кинематического баланса движения подачи.


Часть 2. По составленным уравнениям кинематического баланса рассчитайте:

2.1 – передаточное отношение главного движения;

2.2 – передаточное отношение движения подачи.


Задание команде № 3.


Часть 1. По кинематической схеме универсального токарно-винторезного станка 16К20 составьте:

1.1 – уравнение кинематического баланса главного движения;

1.2 – уравнение кинематического баланса движения подачи.


Часть 2. По составленным уравнениям кинематического баланса рассчитайте:

2.1 – передаточное отношение главного движения;

2.2 – передаточное отношение движения подачи.

На выполнение задания каждой команде отводится 10 минут. Так как третий блок состоит из двух частей, то максимальная оценка за третий блок составляет 10 баллов (за каждую часть по пять баллов).

Четвертый блок:

Задание № 4.


Задание команде № 1.


Часть 1. По приведенному набору схем и названий станков сопоставить наименование станка со схемой, соответствующей его названию.

Часть 2. После сопоставления перечислить виды работ, выполняемые на станке, перечислить режущий инструмент, применяемый при обработке заготовок, назвать основные движения (главное движение, движение подачи).


Задание команде № 2.


Часть 1. По приведенному набору схем и названий станков сопоставить наименование станка со схемой, соответствующей его названию.

Часть 2. После сопоставления перечислить виды работ, выполняемые на станке, перечислить режущий инструмент, применяемый при обработке заготовок, назвать основные движения (главное движение, движение подачи).


Задание команде № 3.


Часть 1. По приведенному набору схем и названий станков сопоставить наименование станка со схемой, соответствующей его названию.

Часть 2. После сопоставления перечислить виды работ, выполняемые на станке, перечислить режущий инструмент, применяемый при обработке заготовок, назвать основные движения (главное движение, движение подачи).

На выполнение задания каждой команде отводится 16 минут. Так как четвертый блок состоит из двух частей, то максимальная оценка за четвертый блок составляет 10 баллов (за каждую часть по пять баллов).

После выполнения командами всех четырех блоков заданий максимальное количество баллов, которое может набрать команда, составляет 60 баллов.

    1. Критерии оценки работ


Каждая часть задания оценивается по 5-бальной шкале.

За каждое вовремя выполненное задание, правильно и полно сформулированный ответ команда получает – 5 баллов.

За каждое вовремя выполненное задание, но недостаточно полно сформулированный ответ команда получает – 4 балла.

За каждое не вовремя выполненное задание, но полно сформулированный ответ команда получает – 3 балла.

За каждое не вовремя выполненное задание и недостаточно полно сформулированный ответ команда получает – 2 балла.

Подсказка или выкрикивание ведут команду к лишению 1 балла.

Пассивные участники команды получают индивидуальные задания.

Поощряется коллективная, дружная работа в командах. Капитаны готовят команду, организуют в ней работу.

Если команда не знает ответа или неправильно отвечает, ответить может другая команда.

Выявление команды-победителя проводится членами жюри в два этапа:

1-й этаппредварительное оценивание – баллы проставляются при выполнении каждого этапа задания;

2-й этап – окончательное оценивание – все выполненные задания рассматриваются вновь и по результатам их оценки выводится окончательное количество баллов и определяется команда-победитель.


Эталон ответов к блоку 1


Задание команде № 1.


Часть 1. Среди буквенной неразберихи найдите инструменты и станки сверлильно-расточной группы


С

В

Е

Р

Л

О

Р

А

Ц

Е

З

Е

Р

А

К

З

Л

И

Н

Ы

Й

Р

Т

В

Р

Л

Ь

Т

С

А

Р

Е

Е

В

С

О

Ч

Н

О

Й

З

Е

Н

Р

Р

Е

З

А

Е

Н

К

Е

Ф

Й

Ы

Н

Ц

Т

Р

О

В

А

Л

Ь


Часть 2. Разберите слова-ответы на две группы: в первую включите режущие инструменты, во вторую - станки сверлильно-расточной группы


Режущие инструменты

Станки


  • Сверло;

  • Развертка;

  • Зенкер;

  • Фреза;

  • Резец.




  • Центровальный;

  • Расточной;

  • Сверлильный.



Часть 3. Дайте краткую характеристику режущим инструментам и станкам сверлильно-расточной группы из приведенной таблицы


Режущие инструменты:


Сверло – режущий инструмент, предназначенный для обработки сквозных и глухих отверстий от десятых долей до десятков миллиметров.

Развертка – режущий инструмент, предназначенный для обработки отверстий после зенкерования или растачивания.

Зенкер - режущий инструмент, предназначенный для обработки глухих или сквозных отверстий после сверления, а также полученных литьем, ковкой или штамповкой.

Фреза - режущий инструмент, предназначенный для обработки плоских поверхностей, уступов, пазов, различных контуров.

Резец - режущий инструмент, предназначенный для обработки наружных, внутренних и торцовых поверхностей тел вращения (цилиндрических, конических, сферических и фасонных).


Станки:


Центровальный – станок, предназначенный для получения в торцах заготовок центровых отверстий.

Расточной - сверления, рассверливания, зенкерования, растачивания и развертывания отверстий, подрезания торцов резцами, фрезерования поверхностей и пазов, нарезания резьбы метчиками и резцами.

Сверлильный - станок, предназначенный для сверления отверстий, нарезания в них резьбы метчиком, растачивания и притирки отверстий, зенкерования, развертывания.








Задание команде № 2.


Часть 1. Среди буквенной неразберихи найдите узлы и приспособления станков токарной группы


П

А

К

А

Ц

А

Л

П

Р

Т

В

Н

А

Н

Ш

А

О

Н

А

Г

А

А

Б

Й

Ю

Л

Р

П

И

К

Л

А

Н

Е

Т

О

Р

З

А

С

А

Н

Е

Н

Т

Т

Р

О

Т

И

Ц

К

У

Т

П

П

С

Н

А

Ф

А

Р

У

С


Часть 2. Разберите слова-ответы на две группы: в первую включите узлы, во вторую - приспособления, используемые на токарных станках


Узлы токарных станков

Приспособления токарных станков


  • Фартук;

  • Суппорт;

  • Станина;

  • Салазки.






  • Патрон;

  • Люнет;

  • Планшайба;

  • Центр;

  • Оправка;

  • Цанга.



Часть 3. Дайте краткую характеристику узлам и приспособлениям, используемых на токарных станках из приведенной таблицы


Узлы токарных станков:


Фартук – предназначен для преобразования вращательного движения ходового вала и ходового винта в прямолинейное поступательное движение суппорта.

Суппорт – служит для закрепления режущего инструмента и сообщения ему движения подачи.

Станина – служит для монтажа всех основных узлов станка и является его основанием.

Салазки – узел станка, предназначенный для перемещения стола, на котором смонтирована поворотная плита.


Приспособления токарных станков:


Патрон – применяют для закрепления сравнительно коротких деталей. Различают самоцентрирующиеся и несамоцентрирующиеся патроны. У несамоцентрирующихся патронов обычно имеется четыре кулачка, каждый из которых можно перемещать независимо друг от друга для закрепления деталей нессиметричной формы. У самоцентрирующихся патронов имеется, как правило, три кулачка, которые сдвигаются и раздвигаются одновременно.

Люнет – применяют при обработке длинных деталей малого диаметра во избежание их прогиба под действием сил резания.

Планшайба – используется для закрепления с помощью прихватов, накладок и болтов, угольников или специальных приспособлений крупных или сложных по конфигурации деталей, которые не могут быть зажаты в кулачковом патроне.

Центр – служит для поддержания деталей при обработке на токарных станках.

Оправка – применяют для крепления деталей с предварительно обработанным отверстием.

Цанга – применяется для зажима прутка на токарно-револьверных станках.



Задание команде № 3.


Часть 1. Среди буквенной неразберихи найдите разновидности фрез и станки фрезерной группы


Н

Ы

Р

Ц

О

Я

Р

С

Ь

Й

О

Т

В

А

Е

А

Л

Е

С

Ф

А

И

В

Л

О

Б

К

Я

С

Н

Н

Ь

С

Н

О

А

О

У

Ы

Й

В

А

Я

Н

Н

Ш

Л

И

О

И

Д

Н

Р

Е

Р

Ц

К

С

Й

Ы

Е

З

Ф

Е


Часть 2. Разберите слова-ответы на две группы: в первую включите наименование фрез, во вторую - станки фрезерной группы


Режущие инструменты

Станки


  • Фасонная;

  • Дисковая;

  • Торцовая.





  • Шлицефрезерный;

  • Бесконсольный;

  • Универсальный.







Часть 3. Дайте краткую характеристику фрезам и станкам фрезерной группы из приведенной таблицы


Режущие инструменты:


Фасонная фреза – режущий инструмент, предназначенный для фрезерования канавок и профилей различной конфигурации, для обработки Т – образных пазов.

Торцовая фреза – режущий инструмент, предназначенный для обработки уступов и торцовых поверхностей.

Дисковая фреза - режущий инструмент, предназначенный для фрезерования пазов, уступов и канавок.


Станки:


Шлицефрезерный – станок, предназначенный для фрезерования шлицевых поверхностей.

Бесконсольный – станок, предназначенный для фрезерования крупных деталей с большой толщиной срезаемого слоя.

Универсальный - станок, предназначенный для обработки наружных и внутренних поверхностей различной конфигурации, фрезерование винтовых канавок, нарезания наружных и внутренних резьб.
















Эталон ответов к блоку 2


Задание команде № 1.


Часть 1. Схема станка (см. приложение А).


Часть 2. Вертикальный консольно-фрезерный станок. На данном станке можно обрабатывать наружные и внутренние поверхности различной конфигурации, прорезать прямые и винтовые канавки, нарезать наружные и внутренние резьбы, обрабатывать зубчатые колеса.


Часть 3. Станина, шпиндельная головка, стол, консоль, двигатель.

Станина - служит для монтажа всех основных узлов станка и является его основанием.

Шпиндельная головка – предназначена для закрепления в ней режущего инструмента.

Стол – предназначен для закрепления на нем заготовки.

Консоль – устройство станка позволяющее перемещать стол станка вверх по направляющим станины.

Двигатель – предназначен для приведения в действие рабочих органов станка.


Часть 4. Главным движением является вращение режущего инструмента (фрезы); движением подачи является перемещение стола в трех взаимно перпендикулярных направлениях (перпендикулярно оси шпинделя, параллельно оси шпинделя и вертикально).


Часть 5. Принцип работы станка: обрабатываемую заготовку устанавливают на столе станка в тисках или приспособлениях. Инструмент закрепляют в шпинделе станка. Стол с обрабатываемой заготовкой подводится в зону обработки. В зависимости от высоты заготовки консоль может быть поднята или опущена.





Задание команде № 2.


Часть 1. Схема станка (см. приложение Б).


Часть 2. Радиально-сверлильный станок. Данный станок предназначен для сверления, зенкерования и развертывания отверстий и нарезания резьбы в заготовках крупных деталей.


Часть 3. Станина, колонна, поворотная гильза, траверса, сверлильная головка, стол, двигатель, шпиндель.

Станина - служит для монтажа всех основных узлов станка и является его основанием.

Колонна – предназначена для закрепления на ней поворотной гильзы и перемещения траверсы.

Поворотная гильза – предназначена для закрепления на ней траверсы.

Траверса - предназначена для закрепления на ней сверлильной головки, которая может перемещаться по траверсе.

Сверлильная головка – предназначена для размещения в ней множительных структур главного движения и движения подачи.

Стол – предназначен для закрепления на нем заготовки.

Двигатель – предназначен для приведения в действие рабочих органов станка.

Шпиндель - вал станка, предназначенный для закрепления в нем режущего инструмента (сверла).


Часть 4. Главным движением является вращение режущего инструмента (сверла); движением подачи является осевое перемещение шпинделя.


Часть 5. Принцип работы станка: обрабатываемую заготовку устанавливают на приставном столе или непосредственно на станине. Инструмент закрепляют в шпинделе станка, а затем устанавливают относительно обрабатываемой заготовки, поворачивая траверсу вместе с колонной и перемещая сверлильную головку по траверсе. В зависимости от высоты заготовки траверса может быть поднята или опущена.



Задание команде № 3.


Часть 1. Схема станка (см. приложение В).


Часть 2. Универсальный токарно-винторезный станок. Данный станок предназначен для обтачивания наружных цилиндрических, конических и фасонных поверхностей, растачивания цилиндрических и конических отверстий, обработки торцовых поверхностей, нарезания наружной и внутренней резьбы, сверления, зенкерования и развертывания отверстий, производить отрезку и подрезку заготовок.

Часть 3. Станина, передняя бабка, задняя бабка, фартук, суппорт, шпиндель.

Станина - служит для монтажа всех основных узлов станка и является его основанием.

Передняя бабка – закреплена на левом конце станины, в ней находится коробка скоростей станка, основной частью которой является шпиндель.

Задняя бабка – предназначена для поддержания обрабатываемой заготовки при работе в центрах, а также для закрепления инструментов при обработке отверстий (сверл, зенкеров, разверток) и нарезании резьбы (метчиков, плашек).

Фартук - предназначен для преобразования вращательного движения ходового вала и ходового винта в прямолинейное поступательной движение суппорта.

Суппорт – предназначен для закрепления режущего инструмента и сообщения ему движения подачи.

Шпиндель - вал станка, предназначенный для закрепления в нем режущего инструмента (сверла).

Часть 4. Главным движением является вращение шпинделя с заготовкой; движением подачи перемещение суппорта в продольном и поперечном направлениях.

Часть 5. Принцип работы станка: обрабатываемую заготовку закрепляют в приспособлении (центрах, патроне). Инструмент закрепляют в резцедержателе суппорта. Включают станок, заготовка вращается, инструмент подводится к заготовке и снимается слой металла.



Эталон ответов к заданию 3


Задание команде № 1.


Часть 1. По кинематической схеме вертикально-сверлильного станка 2Н135 (см. приложение Г) составьте:

1.1 – уравнение кинематического баланса главного движения:


n =


1.2 – уравнение кинематического баланса движения подачи:


S = 1 об. шпинделя


Часть 2. По составленным уравнениям кинематического баланса рассчитайте:

2.1 – передаточное отношение главного движения:


n = = 1353 мин-1


2.2 – передаточное отношение движения подачи:


S = 1 об. шпинделя = 0,013 мин-1
















Задание команде № 2.


Часть 1. По кинематической схеме универсального консольно-фрезерного станка 6Р82 (см. приложение Д) составьте:

1.1 – уравнение кинематического баланса главного движения:


n =



1.2 – уравнение кинематического баланса движения подачи:


S = = р


Часть 2. По составленным уравнениям кинематического баланса рассчитайте:

2.1 – передаточное отношение главного движения:


n = = 31,8 мин-1


2.2 – передаточное отношение движения подачи.


S = = 801,9 мин-1

















Задание команде № 3.


Часть 1. По кинематической схеме универсального токарно-винторезного станка 16К20 (см. приложение Е) составьте:

1.1 – уравнение кинематического баланса главного движения:


n =



1.2 – уравнение кинематического баланса движения подачи:


S =


Часть 2. По составленным уравнениям кинематического баланса рассчитайте:

2.1 – передаточное отношение главного движения:


n = = 12,58 мин-1


2.2 – передаточное отношение движения подачи.


S = = 0,012 мин-1

















Эталон ответов к заданию 4


Задание команде № 1.


Часть 1. По приведенному набору схем и названий станков сопоставить наименование станка со схемой, соответствующей его названию.


№ схемы

№ варианта

1

2

2

5

3

7

4

3

5

6

6

4

7

1


Часть 2. После сопоставления перечислить виды работ, выполняемые на станке, перечислить режущий инструмент, применяемый при обработке заготовок, назвать основные движения (главное движение, движение подачи).


Вертикально-сверлильный станок – предназначен для сверления, рассверливания, развертывания, зенкерования отверстий, нарезания в них резьбы метчиком, растачивания и притирки отверстий.

Инструмент – сверла, зенкеры, развертки, метчики.

Главным движением является вращение шпинделя, движением подачи – осевое перемещение шпинделя.


Радиально-сверлильный станок – предназначен для сверления, зенкерования и развертывания отверстий и нарезания резьбы в заготовках крупных размеров.

Инструмент – сверла, зенкеры, развертки, метчики.

Главным движением является вращение шпинделя, движением подачи – осевое перемещение шпинделя.


Многошпиндельный сверлильный станок - предназначен для сверления, рассверливания, развертывания, растачивания, зенкерования отверстий, нарезания в них резьбы метчиком.

Инструмент – сверла, зенкеры, развертки, метчики.

Главным движением является вращение шпинделя, движением подачи – осевое перемещение шпинделя.


Горизонтально-сверлильный станок – предназначены для сверления и рассверливания отверстий, длина которых во много раз превосходит их диаметр.

Инструмент – сверла, развертки.

Главным движением является или вращение шпинделя, или вращение заготовки, движением подачи – осевое перемещение режущего инструмента.


Горизонтально-расточной станок – предназначен для растачивания, сверления, зенкерования и развертывания отверстий, нарезания наружной и внутренней резьбы, цекования и фрезерования поверхностей.

Инструмент – сверла, развертки, зенкеры, резцы, цековки, фрезы.

Главным движением является вращение шпинделя и планшайбы, движением подачи – поступательное перемещение шпинделя.


Алмазно-расточные станки – предназначены для тонкого растачивания точных цилиндрических и конических отверстий.

Инструмент – алмазные и твердосплавные резцы.

Главным движением является вращение шпинделя с инструментом, движением подачи – либо перемещение шпинделя, либо перемещение стола с заготовкой.


Координатно-расточные станки – предназначены для разметки, центрирования, сверления, развертывания и окончательного растачивания отверстия, обработки фасонных контуров, фрезерования торцов.

Инструмент – сверла, развертки, фрезы.

Главным движением является вращение шпинделя, движением подачи – либо перемещение шпинделя, либо перемещение стола с заготовкой.

















Задание команде № 2.


Часть 1. По приведенному набору схем и названий станков сопоставить наименование станка со схемой, соответствующей его названию.


№ схемы

№ варианта

1

3

2

4

3

5

4

6

5

7

6

1

7

2


Часть 2. После сопоставления перечислить виды работ, выполняемые на станке, перечислить режущий инструмент, применяемый при обработке заготовок, назвать основные движения (главное движение, движение подачи).


Токарно-винторезный станок – предназначен для обтачивания наружных цилиндрических, конических и фасонных поверхностей, растачивания цилиндрических и конических отверстий, обработки торцовых поверхностей, нарезание наружной и внутренней резьбы, зенкерования и развертывания отверстий, отрезку и подрезку заготовок.

Инструмент – резцы, сверла, зенкеры, развертки, метчики.

Главным движением является вращение шпинделя с заготовкой, движением подачи – перемещение каретки в продольном и поперечном направлениях.


Токарно-затыловочный станок – предназначен для придания задней поверхности зубьев режущих инструментов криволинейной формы.

Инструмент – резцы.

Главным движением является вращение шпинделя с заготовкой, движением подачи – возвратно-поступательное и продольное перемещение суппорта.


Лобовой токарный станок - предназначен для обтачивания наружных цилиндрических и конических поверхностей, подрезание торцов, протачивания канавок, растачивания внутренних отверстий.

Инструмент – резцы.

Главным движением является вращение шпинделя с заготовкой, движением подачи – перемещение каретки в продольном и поперечном направлениях.


Токарно-карусельный одностоечный станок – предназначены для обтачивания и растачивания цилиндрических и конических поверхностей, подрезание торцов, прорезание кольцевых канавок, сверления, зенкерования, развертывания.

Инструмент – резцы, сверла, зенкеры, развертки.

Главным движением является вращение планшайбы, движением подачи – горизонтальное и вертикальное перемещение суппорта.


Токарно-карусельный двухстоечный станок – предназначены для обтачивания и растачивания цилиндрических и конических поверхностей, подрезание торцов, прорезание кольцевых канавок, сверления, зенкерования, развертывания.

Инструмент – резцы, сверла, зенкеры, развертки.

Главным движением является вращение планшайбы, движением подачи – горизонтальное и вертикальное перемещение суппорта.


Токарно-револьверный станок – предназначен для обтачивания наружных цилиндрических, конических и фасонных поверхностей, растачивания цилиндрических и конических отверстий, обработки торцовых поверхностей, нарезание наружной и внутренней резьбы, развертывания отверстий, отрезку и подрезку заготовок.

Инструмент – резцы, сверла, развертки, метчики.

Главным движением является вращение шпинделя с заготовкой, движением подачи – перемещение каретки в продольном и поперечном направлениях.


Токарно-винторезный станок с ЧПУ – предназначены для токарной обработки наружных и внутренних поверхностей деталей типа тел вращения со ступенчатым и криволинейным профилем, а также для нарезания крепежных резьб.

Инструмент – резцы, сверла, метчики.

Главным движением является вращение шпинделя с заготовкой, движением подачи – перемещение каретки в продольном и поперечном направлениях.












Задание команде № 3.


Часть 1. По приведенному набору схем и названий станков сопоставить наименование станка со схемой, соответствующей его названию.


№ схемы

№ варианта

1

4

2

6

3

5

4

2

5

3

6

7

7

1


Часть 2. После сопоставления перечислить виды работ, выполняемые на станке, перечислить режущий инструмент, применяемый при обработке заготовок, назвать основные движения (главное движение, движение подачи).


Универсальный консольно-фрезерный станок – предназначен для обработки наружных и внутренних поверхностей различной конфигурации, прорезание прямых винтовых канавок, нарезания наружных и внутренних резьб.

Инструмент – фрезы, плашки, метчики.

Главным движением является вращение шпинделя фрезы, движением подачи – перемещение стола в трех направлениях (продольном, поперечном и вертикальном).


Широкоуниверсальный фрезерный станок – предназначен для обработки наружных и внутренних поверхностей различной конфигурации, прорезание прямых винтовых канавок, нарезания наружных и внутренних резьб.

Инструмент – фрезы, плашки, метчики.

Главным движением является вращение шпинделя фрезы, движением подачи – перемещение стола в трех направлениях (продольном, поперечном и вертикальном) и поворот дополнительного шпинделя вокруг вертикальной и горизонтальной осей.


Вертикально-фрезерный бесконсольный станок – предназначен для фрезерования крупных деталей с большой толщиной срезаемого слоя.

Инструмент – фрезы.

Главным движением является вращение шпинделя фрезы, движением подачи – перемещение шпиндельной бабки и перемещение стола в двух направлениях (продольном и поперечном).

Продольно-фрезерный станок – предназначен для обработки горизонтальных, вертикальных, наклонных и фасонных поверхностей деталей.

Инструмент – фрезы.

Главным движением является вращение шпинделя фрезы, движением подачи – перемещение стола.


Фрезерный станок непрерывного действия (карусельного типа) – предназначен для фрезерования заготовок.

Инструмент – фрезы.

Главным движением является вращение шпинделя фрезы, движением подачи – вращение стола.


Фрезерный станок непрерывного действия (барабанного типа) – предназначен для фрезерования заготовок одновременно с двух сторон.

Инструмент – фрезы.

Главным движением является вращение шпинделя фрезы, движением подачи – вращение барабана.


Зубофрезерный станок – предназначен для нарезания зубьев цилиндрических и червячных колес.

Инструмент – червячные фрезы.

Главным движением является вращение фрезы, движением подачи – вертикальное перемещение суппорта с фрезой.






















Литература



1. Бородина Н. В., Горонович М. В., Фейгина М. И. Подготовка педагогов профессионального обучения к перспективно-тематическому планированию: модульный подход: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. Ун-та, 2002. – 260 с.

2. Гузеев В. В. Методы и организационные формы обучения. М.: Народное образование, 2001. – 128 с.

3. Научно-теоретический журнал «Педагогика», № 8, 2004.

4. Педагогический энциклопедический словарь. Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. М.: «Большая Российская энциклопедия», 2003. – 528 с.: ил.

5. Профессиональный педагогический журнал «Учитель», № 4, 2004.

6. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 320 с.

7. Эрганова Н. Е. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. – 150 с.


Приложение А

Вертикальный консольно-фрезерный станок








Приложение Б

Радиально-сверлильный станок

Приложение В

Универсальный токарно-винторезный станок

















Приложение Г

Кинематическая схема вертикально-сверлильного станка 2Н135


Приложение Д

Кинематическая схема универсального консольно-фрезерного станка 6Р82


Приложение Е

Кинематическая схема универсального токарно-винторезного станка 16К20

















Мониторинговый лист команды № 1

Итогов работы на открытом занятии команды № 1

Заполняется капитаном


Фамилия и имя участника

Количество баллов

Примечание

З. 1

З. 2

З. 3

З. 4

Итого


























































Правила оценки работы


За каждое вовремя выполненное задание, правильно и полно сформулированный ответ команда получает – 5 баллов.

За каждое вовремя выполненное задание, но недостаточно полно сформулированный ответ команда получает – 4 балла.

За каждое не вовремя выполненное задание, но полно сформулированный ответ команда получает – 3 балла.

За каждое не вовремя выполненное задание и недостаточно полно сформулированный ответ команда получает – 2 балла.


Капитана оценивает команда

Мониторинговый лист команды № 2

Итогов работы на открытом занятии команды № 2

Заполняется капитаном


Фамилия и имя участника

Количество баллов

Примечание

З. 1

З. 2

З. 3

З. 4

Итого


























































Правила оценки работы


За каждое вовремя выполненное задание, правильно и полно сформулированный ответ команда получает – 5 баллов.

За каждое вовремя выполненное задание, но недостаточно полно сформулированный ответ команда получает – 4 балла.

За каждое не вовремя выполненное задание, но полно сформулированный ответ команда получает – 3 балла.

За каждое не вовремя выполненное задание и недостаточно полно сформулированный ответ команда получает – 2 балла.


Капитана оценивает команда

Мониторинговый лист команды № 3

Итогов работы на открытом занятии команды № 3

Заполняется капитаном


Фамилия и имя участника

Количество баллов

Примечание

З. 1

З. 2

З. 3

З. 4

Итого


























































Правила оценки работы


За каждое вовремя выполненное задание, правильно и полно сформулированный ответ команда получает – 5 баллов.

За каждое вовремя выполненное задание, но недостаточно полно сформулированный ответ команда получает – 4 балла.

За каждое не вовремя выполненное задание, но полно сформулированный ответ команда получает – 3 балла.

За каждое не вовремя выполненное задание и недостаточно полно сформулированный ответ команда получает – 2 балла.


Капитана оценивает команда

Лист групповой работы на открытом уроке команды № 1

Лист групповой работы на открытом уроке команды № 2


Лист групповой работы на открытом уроке команды № 3


























Лист индивидуальной работы


44




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кених Людмила Александровна

Дата: 27.11.2015

Номер свидетельства: 259021

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Создание электронных учебно-методических комплектов: проектирование, инструментальные средства. "
    ["seo_title"] => string(107) "sozdaniie-eliektronnykh-uchiebno-mietodichieskikh-kompliektov-proiektirovaniie-instrumiental-nyie-sriedstva"
    ["file_id"] => string(6) "117798"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412917708"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства