kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Подготовка к ЕГЭ

Методическая разработка по теме "Правила общения с пациентами ( их родственниками/ законными представителями)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка разработана для преподавателя с целью формирования знаний по   теме: Правила общения с пациентами ( их родственниками/ законными представителями)

Используются следующие формы работы: словесный ( вербальный) метод обучения.

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС, для использования на теоретическом занятии в рамках специальности 34. 02. 01. «Сестринское дело» базовый уровень подготовки.

 В соответствии   с   ФГОС, после   изучения   данной темы студент должен

знать:

 - правила общения с пациентами ( их родственниками/ законными представителями)

- технологии выполнения медицинских услуг;

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по теме "Правила общения с пациентами ( их родственниками/ законными представителями)"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»







Методическая разработка

ЛЕКЦИИ №7

ПМ 04. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ МЛАДШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ

МДК: 04.01. ТЕХНОЛОГИЯ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Раздел 1. Оказание медицинских услуг по уходу

Тема 1.1. ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ПАЦИЕНТАМИ ( ИХ РОДСТВЕННИКАМИ/ ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ)


Специальность: 34. 02. 01. Сестринское дело Курс 2

(базовый уровень)






















Купино

2018



РАССМОТРЕНО

ПЦМК по профессиональному модулю

ГАПОУ НСО «КМТ»

протокол от__________ №














Автор - составитель: преподаватель ПМ. 04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными высшей квалификационной категории

Гладкова Людмила Михайловна

























Пояснительная записка


к методической разработке ПМ. 04. ПМ. 07. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным по теме: Правила общения с пациентами ( их родственниками/ законными представителями) Методическая разработка разработана для преподавателя с целью формирования знаний по теме: Правила общения с пациентами ( их родственниками/ законными представителями)

Используются следующие формы работы: словесный ( вербальный) метод обучения.

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС, для использования на теоретическом занятии в рамках специальности 34. 02. 01. «Сестринское дело» базовый уровень подготовки.

В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен

знать:

- правила общения с пациентами ( их родственниками/ законными представителями)

- технологии выполнения медицинских услуг;

Формируемые компетенции:

  • П.К. 4.1 Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

  • П.К. 4. 2. Соблюдать принципы профессиональной этики.

- П.К. 4.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и само ухода.

- П.К. 4. 5. Оформлять медицинскую документацию.

ОК 1 – 8.

Методы и формы, используемые на занятии:

Содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала

Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описание хода занятия», «Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний» (приложение №1), «Изложение нового материала» (приложение №2),«Физкультминутка» (приложение №3), «Осмысление и систематизация полученных знаний» (приложение№4), Подведение итогов (приложение №5)













УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ


Тема занятия: Правила общения с пациентами ( их родственниками/ законными представителями)

Место проведения кабинет.

Продолжительность проведения занятия 90 минут

Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного материала при изучении профессиональных модулей ПМ 01. ПМ 02. ПМ 03.

Цели занятия:

1.Образовательная: После изучение темы студент должен знать:

Обучение. Задачи и сферы обучения. Виды учения, способы и средства обучения. Условия эффективного обучения. Этапы процесса обучения. Правила ведения беседы, убеждения, консультирования, способы аргументации.


2. Воспитательная: Стремиться к воспитанию проявления устойчивого интереса к своей будущей профессии, ответственности за результат выполнения заданий, бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий.

3. Развивающая: Развивать стремление самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанию планировать и осуществлять повышение квалификации (ОК8). Развивать стремление к осуществлению поиска и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4), принятию решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК3), организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество (ОК2).

Требования ФГОС к уровню подготовки студента:

Знать:

- Правила общения с пациентами (их родственниками/ законными представителями);

- технологии выполнения медицинских услуг;

  • П.К. 4.1 Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

  • П.К. 4. 2. Соблюдать принципы профессиональной этики.

- П.К. 4.4. Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и само ухода.

- П.К. 4. 5. Оформлять медицинскую документацию.


Междисциплинарная интеграция: ПМ 01. ПМ 02. ПМ 03.

Внутри дисциплинарная интеграция: Теоретические основы сестринского дела, как способ реализации сестринского ухода, Сестринский процесс, как способ реализации сестринского ухода.

Методическое обеспечение занятия: Содержание учебного материала, тестовые задания для закрепления материала, новые понятия и термины для самостоятельной работы.

Внеаудиторная работа: Обуховец Т.П., Чернова О.В., Основы сестринского дела. Серия «Медицина для вас». 16-е издание Ростов- на Дону, «Феникс» 2011. стр.198-210.

Л.И.Кулешова, Е.В.Пустоветова Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. «Феникс». Ростов-на-Дону. 2011. Стр. 350-361

- Подготовка сообщений по темам:

«Сферы обучения», «Факторы эффективного обучения».

-Оформление глоссария

- Решение проблемно-ситуационных задач

Основные источники:

Учебники (основная литература)

Т. П. Обуховец., О.В. Чернова. Основы сестринского дела 16 – издание Ростов – на – Дону «Феникс» 2011 стр. 5-64. Л.И. Кулешова, Е. В. Путоветова Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. «ФЕНИКС». Ростов – на – Дону. 2011.

Дополнительные источники:

1.Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник. -2-е изд., исп. и доп.-М.: ГЭОТАР -Медиа, 2008.

2.Обуховец Т.П., Склярова Т.А.Чернова О.В. Основы сестринского дела. –Ростов – на Дону е/д.: Феникс, 2002. - (Медицина для вас)

3. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008




























Ход занятия





Основные этапы

занятия.

Коды формируемых

компетенций

Ориентировочное время

Содержание этапа.

Методическое обоснование

1.

Организационный момент

Цель: этап дисциплинирует и настраивает студентов на учебную деятельность

2 мин.

Преподаватель отмечает отсутствующих на занятии, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию

2.

Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний (приложение №1) ОК.4.

Цель: выявить уровень теоретических знаний, оценить степень подготовки к занятию

15 мин.

Использование активных форм опроса с указанием цели:

- тестовый контроль


3.

Мотивация учебной деятельности. Целевая установка. ОК 1.

Цель: активизировать познавательную деятельность студентов, показать значимость темы для будущей профессии специалиста

3 мин.

Преподаватель подчеркивает значимость, актуальность темы. Определяет цели и план занятия.

4.

Изложение нового материала (приложение №2)

Цель: сформировать знания

50 мин.

Словесный, (вербальный) метод обучения.





5

Физкультминутка (приложение №3) ОК. 13.Цель: снятие напряжения с мышц шеи, верхних конечностей

3 мин.

Преподаватель организует выполнение комплекса физических упражнений.

6.

Методические указания к проведению самостоятельной работы по выполнению ОК.2.

Цель: организовать студентов для самостоятельной работы

3 мин.

Преподаватель поясняет этапы самостоятельной работы:

7.

Осмысление и систематизация полученных знаний

(приложение №4)

Цель: систематизировать и закрепить полученные знания

10 мин.

Закрепление материала.

Решение тестовых заданий

8.

Подведение итогов (приложение №5)

2 мин.

Обсуждаются итоги самостоятельной работы студентов и выставляются оценки с комментариями. Оценка выставляется с учетом всех этапов занятия.

9.

Задание на дом

  1. мин.

Обуховец Т.П., Чернова О.В., Основы сестринского дела. Серия «Медицина для вас». 16-е издание Ростов- на Дону, «Феникс» 2011. стр.198-210.

Л.И.Кулешова, Е.В.Пустоветова Основы сестринского дела курс лекций сестринские технологии. «Феникс». Ростов-на-Дону. 2011. Стр. 350-361

- Подготовка сообщений по темам:

«Сферы обучения», «Факторы эффективного обучения».

-Оформление глоссария

- Решение проблемно


Всего

90 мин.

























Приложение№1

Теоретическое осмысление учебного материала и актуализация опорных знаний

Текст задания: Опишите правила обучения с пациентами ( их родственниками, законными представителями) путем решения тестовых заданий

Выберите один правильный ответ

1Перцептивное общение- это процесс:

А) обучения пациента

Б) восприятия другого человека

В) обмен информацией

Г) взаимодействия партнёров

2. Вербальное средство общения

А) плач

Б) смех

В) язык

Г) поза

3. Компонент общения

А) формальный

Б) ролевой

В) интерактивный

Г) коллегиальный

4. Уровень общения

А) внутриличностный

Б) формальный

В) неформальный

Г) перцептивный

5. Средство общения

А) вербальное

Б) внутриличностное

В) межличностное

Г) дружеское

6. Невербальное средство общения

А) язык

Б) речь

В) мышление

Г) поза

7.Общение - это:

а) социальная коммуникация;                б) обмен информацией;

в)  обмен эмоциями;                        г)  все перечисленное.

8. К вербальному типу общения относятся:

 а) выражение лица;               б) речь;                   в)  манеры;                    г) дистанции.

9. Благоприятное   воздействие,    оказываемое   личностью    медицинского работника на

психику пациента носит название __________________общения.

10. Основная, цель общения в СД:

а) предоставление информации;

б) преодоление чувства тревоги;

в) вселение надежды на улучшение самочувствия;

г) преодоление дезадаптации, связанной с болезнью.

11.Эффективность   общения   определяется   двумя   критериями:   деловы (профессиональным) и __________________.

12 .К функциям общения относятся информационная, экспрессивная и _________.

13.Первый образ восприятия, доминирующий впоследствии длительное время, называется эффектом _______________.

14.Терапевтические       средства       общения:       пристальное       внимание, терапевтическое прикосновение и ________________.

15.Различают пять видов общения: давления, уступки, избегания, компромисса и ________________.









































Приложение№2


( Изложение нового материала)


Обучение в сестринском деле – это организованный медицинской сестрой процесс для решения проблем, связанных с дефицитом у пациента знаний и умений.

Медицинские сестры должны владеть навыками сбора информации, уметь анализировать полученные данные, планировать свои действия и осуществлять их, учитывать индивидуальные особенности пациента, оценивать полученные данные и владеть педагогическими приемами. Так как в современном обществе существует потребность в качественной сестринской помощи, необходимо обучать медицинских сестер основам педагогики.

В настоящее время роль среднего медицинского персонала заключается в использовании современных технологий, профилактике и формировании медицинской активности населения по таким важным направлениям, как здоровый образ жизни, профилактика заболеваний, отравлений, несчастных случаев, половое воспитание, планирование семьи и др. Медицинские сестры должны иметь представление о методах проведения профилактической работы с населением, способах и приемах популяризации здорового образа жизни, а также профессионально проводить сестринскую работу в лечебных учреждениях, школах, в семьях, и т.д.

Обучение в сестринском деле, или сестринская педагогика, включает в себя преподавательскую деятельность медицинских сестер и организацию обучения больных и их родственников, что в настоящее время реализуется через работу школ сестринского обучения. Школы обычно возглавляют медицинские сестры с повышенным уровнем образования. В качестве примера можно привести организацию так называемых ≪диабет-школ≫, целью которых является не только пополнение медицинских знаний больного сахарным диабетом, но и прогрессивное изменение представлений больного о своем заболевании и его лечении, изменение образа жизни и умение управлять течением сахарного диабета. С больными проводят занятия по обучению технике выполнения инъекции, расчета дозировки инсулина, дают информацию о заболевании, профилактике осложнений, принципах диеты.

Задачи и сферы обучения в сестринском деле

Задачами обучения являются пропаганда здорового образа жизни, позволяющего сохранить и укрепить здоровье и подготовка пациента к максимальной адаптации в болезни.

Обучение, как правило, происходит в трех сферах: познавательной, эмоциональной и психомоторной.

Познавательная сфера подразумевает, что человек получает информацию, узнает новые факты. Эту информацию он анализирует, отделяет важную, значимую для него, от второстепенной. Например, человек узнает о сущности заболевания, его причинах, факторах риска, течении и возможных исходах, принципах организации здорового образа жизни, рациональном питании, диете, способах закаливании, профилактических мероприятиях.

Эмоциональная (чувственная сфера) заключается в том, что человек, получив информацию, реагирует на это чувствами (эмоциями), переживаниями, мыслями, мнениями. Он оценивает полученные знания и изменяет свое поведение. Например, человек активно слушает и реагирует на новую информацию (удивляется, тревожится, задумывается) и меняет свое поведение: начинает соблюдать диету, рационально питаться, заниматься физической культурой, одеваться по сезону, соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.

Психомоторная сфера означает, что человек, используя умственную и мышечную деятельность, обучается новым видам движений, уверенно выполнит необходимые действия, приобретает стойкие навыки, например чистит зубы, завязывает шнурки, передвигается с помощью костылей, вводит себе инсулин, определяет пульс и т.д.

Сестринское обучение требует от медицинской сестры специальных знаний и профессионализма. Она должна владеть методами и приемами обучения.

Методы обучения

1) словесный — информация излагается в устной форме: рассказ, беседы, лекции;

2) наглядный (иллюстративный) — используются медицинские атласы, картинки, видеофильмы, показываются предметы ухода, инструментарий и т.д.;

3) практический — проводится отработка практических манипуляций: измерения артериального давления (АД), смены повязки, введения инсулина, применения карманного ингалятора.

Виды учебных занятий

лекция — пациентам даются готовые знания, например о симптомах заболевания, способах предохранения от беременности;

проблемная лекция — сообщение пациенту информации, которая заставляет его задуматься и сделать выводы

беседа — обучение проводится в форме ≪вопрос —ответ≫

ролевые игры — пациент получает практические навыки, учится вести себя в конкретной ситуации (например, оказанию само и взаимопомощи).

Средства обучения

Важным компонентом обучения являются средства обучения.

Учебно-наглядные пособия дополняют и иллюстрируют объяснение. Пособиями могут служить:

натуральные препараты (объекты живой и неживой природы);

средства обучения, являющиеся предметами профессиональной деятельности (медицинские инструменты, перевязочный материал, приборы и т.д.);

изобразительные средства (рисунки, плакаты, фотографии, слайды, таблицы, диаграммы, схемы, графики, планы, карты).

Вербальные средства включают в себя справочную, учебную и методическую литературу.

Технические средства обучения являются техническими устройствами. К ним относятся видеофильмы, аудиозаписи, компьютеры, мультимедийные системы.

Таким образом, знание разнообразных методов, форм и способом обучения позволяет медицинской сестре выбрать оптимальный способ обучения пациента.

Способ обучения пациента.

Формальное обучение пациента проводится в ЛПУ или домашней обстановке. Медицинская сестра обучает пациента, прививает навыки повседневных действий (введение инсулина, измерение АД) или закрепляет навыки, полученные у других специалистов: инструктора по лечебной физкультуре (ЛФК), массажиста, диетолога.

Неформальное обучение проводится, когда медицинская сестра, выполняя свои обязанности, беседует с пациентом о волнующих его проблемах: как правильно питаться, к чему приведет частое употребление алкоголя, какие побочные действия может оказать лекарство и т.д. Используя формальное и неформальное обучение, медицинская сестра может значительно увеличить объем знаний и умений пациента и ею родственников.

Кроме того, обучение может быть индивидуальным и коллективным (групповым). Групповое обучение больных имеет ряд преимуществ. Оно создает определенную атмосферу, помогает воспринять информацию в нужном свете, уменьшает чувство одиночества. Пациенты получают возможность обменяться опытом, получить поддержку, что способствует положительному восприятию процесса лечения. Для более активного вовлечения пациентов в учебный процесс целесообразно применять активные методы обучения: анализ конкретных ситуаций, решение задач, дискуссии, деловые игры, которые активизируют мышление, повышают мотивацию к обучению.

Деловая игра ставит участников в реальные жизненные ситуации, формирует умения и навыки решения конкретных проблем. Однако групповое обучение не всегда эффективно и напрямую зависит «or» количества обучаемых: чем больше группа, тем ниже эффективность. Лучше всего проводить обучение индивидуально или небольшой группой (2 — 3 чел.).

Условия эффективного обучения

Для того чтобы обучение пациента или его близких было максимально эффективным, медицинской сестре необходимо учитывать множество факторов. В первую очередь ей требуется правильно оценить потребность пациента и/или его семьи в обучении, мотивировать их, оценить исходный уровень знаний и умений пациента, учесть факторы, влияющие на способность к обучению. Затем медицинской сестре необходимо разумно организовать обучение: продумать его содержание, выбрать место и время обучения, создать благоприятную обстановку, использовать разнообразные педагогические приемы и, наконец, оценить качество обучения.

Каждый человек испытывает потребность иметь жизненные ценности (карьера, семья, материальное благополучие). Но потребности в жизни и здоровье присущи всем людям. Сестринское обучение позволяет во многом удовлетворить их. При обследовании медицинская сестра выявляет, что именно пациент знает о своем заболевании, какие повседневные манипуляции он не умеет выполнять. Однако чтобы простимулировать пациента или его близких к обучению, его необходимо мотивировать.

Для каждого обучаемого мотивация индивидуальна. Но в каждом случае должен присутствовать познавательный интерес, без которого эффективное обучение невозможно. Например, обучение человека, не страдающего сахарным диабетом и не имеющего больных родственников, технике введения инсулина не будет успешным, так как он не испытывает интереса к обучению, ему это просто не нужно. Мотивами к обучению могут быть сохранение и укрепление здоровья, восстановление утраченного здоровья, облегчение состояния (своего или близких), необходимость осуществлять самоуход. Для медицинской сестры важно суметь заинтересовать пациента в необходимости получения тех или иных знаний, умений и навыков и правильно выбрать момент, когда пациент готов усвоить нужную информацию.

Готовность пациента к обучению зависит:

от состояния здоровья — при тяжелом состояния пациента обучение лучше отложить;

состояния сознания — обучение должно проводиться только при ясном сознании пациента и совершенно невозможно, если пациент находится без сознания;

умственных способностей (интеллекта), образования обучаемого — при низких умственных способностях процесс обучения возможен, но потребует от медицинской сестры значительных физических и эмоциональных затрат;

возраста - чем младше пациент, тем меньший объем информации он может усвоить и овладеть только самыми несложными действиями; преклонный возраст также не способствует эффективному обучению.

Особое значение имеет оценка исходного уровня знаний и умений пациента. Если человек уже имеет представление о своем заболевании, режиме активности, диете, профилактике, рецидивах, то его обучение будет более успешным. Но в то же время если имеющаяся информация не будет совпадать с той, которую ему сообщает медицинская сестра, то эффективность обучения снижается. Важно учитывать мнение пациента о новой информации и его отношение к тому, что нужно изменить в своем поведении.

Например, если пациент всегда был уверен в том, что питание является признаком здоровья, то ему трудно будет принять информацию о разгрузочных диетах.

На усвоение информации влияет и прошлый опыт пациента. Если у человека на фоне приема гипотензивных препаратов часто возникают гипертонические кризы, то ему трудно будет изменить свое отношение к ним, чтобы добиться успеха, и наоборот, если противорецидивное лечение ранее было успешным, то больного будет легче научить правильно питаться и выполнять адекватную физическую и эмоциональную нагрузку.

Обучение должно удовлетворять нескольким условиям: быть доступным, последовательным, интересным, научным (т.е. отражать современные официальные взгляды на изучаемый вопрос).

Необходимую информацию медицинская сестра должна давать небольшими блоками от простого к более сложному. Желательно проводить занятия в отдельной проветренной комнате в тишине при достаточном освещении и оптимальной температуре. Задания должны быть понятными и однозначными, например наложить манжетку на плечо, набрать в шприц 12 ЕД инсулина, опереться правой рукой на плечо медицинской сестры.

Темп обучения подбирают индивидуально. Для человека с высокими способностями к обучению и знакомого с изучаемой манипуляцией он будет гораздо выше, чем для человека, совершенно несведущего в изучаемых вопросах. В любом случае переходить к следующему блоку информации медицинская сестра может только после того, как пациент полностью усвоил предыдущий. Обучение всегда начинается с более простых повседневных навыков (перемещение в постели, по палате, прием пиши, умывание, пользование мочеприемником), затем переходят к более сложным (измерение АД, введение инсулина, пользование индивидуальной коляской). Необходимо избегать сложных медицинских терминов. Если их необходимо использовать, термины разъясняют и рекомендуют пациенту записывать в виде словарика. Объяснения желательно подкреплять большим количеством примеров.

Можно и желательно использовать в обучении специальную медицинскую литературу, инструменты. Кроме того, медицинская сестра может обучить пациентов вести дневник наблюдения, в котором они будут отражать показатели своего здоровья: пульс, АД, массу тела, количество выпитой и выделенной жидкости. Если пациенту трудно запоминать даты и сроки, его обучают отмечать их в календаре. Чтобы пациент усвоил необходимую информацию, медицинская сестра должна правильно определить продолжительность занятия. Процесс обучения не должен наслаиваться на время обхода, выполнения процедур, приема пищи, посещения родственников. Пациент должен быть отдохнувшим, сытым, его не должны беспокоить чрезмерные неприятные ощущения (боли, рвота, лихорадка). Нецелесообразно увеличивать длительность занятий более М) — 25 мин, так как после этого периода внимание обучаемого значительно ослабевает.

В течение всего процесса обучения медицинская сестра должна поощрять активное участие и заинтересованность пациента в обучении, что может выражаться похвалой, одобрением, перспективой (например, возможным снижением дозы лекарства при скрупулезном соблюдении диеты или питьевого режима)

Этапы процесса обучения

1-й этап – обследование пациента и сбор информации.

1. Определение потребности пациента, его семьи в обучении.

2. Оценка исходного уровня знаний и умений:

- определение имеющихся у человека знаний и умений;

- отношение к информации, которую предстоит узнать.

3. Оценка способности и готовности (желания) пациента к обучению.

4.Выбор мотивации.

2-й этап – определение проблем (диагностика).

Наиболее часто проблемы пациента, которые можно решить с помощью обучения, связаны с:

неумением самостоятельно определять критерии и контролировать состояние своего здоровья (измерять и контролиро­вать АД, подсчитывать пульс, измерять температуру тела и т.п.);

дефицитом знаний о своем заболевании и возможных осложнениях;

дефицитом знаний о методах профилактики или методах облегчения болезненного состояния;

дефицитом знаний о свойствах принимаемых лекарственных средств;

отсутствием достаточной мотивации к обучению или применению своих знаний.

3-й этап – планирование.

Собрав необходи­мую информацию о пациенте и определив его проблемы, медсестра должна:

заручиться поддержкой пациента, мотивируя обучение;

определить чему учить и как учить (цели, содержание и методику обучения);

разработать индивидуальный план обучения для каждого пациента и обязательно совместно с пациентом или членами семьи пациента для достижения наилучших результатов.

Постановка целей обязательна по двум причинам:

дает направление в деятельности медицинской сестры и пациента в процессе обучения;

используется для определения результатов обучения.

Правильно сформулированная цель обучения содержит три компонента:

что предстоит сделать пациенту (например, «должен знать», «должен уметь» и т.д.) – результат;

временные рамки: даты или интервал времени (например, «20 мин. после завтрака», «через неделю» и т.п.) – критерий;

кто оказывает помощь (например, «с помощью медсестры», «с помощью родственников», «самостоятельно» и т.п.) – условие.

 4-й этап – реализация намеченного плана.

СХЕМА ОБУЧЕНИЯ:

- расскажите, что необходимо изучить

- попросите все повторить

- покажите все, что необходимо

- попросите продемонстрировать, помогая при этом пациенту – выполните, по возможности, вместе

- пусть пациент все продемонстрирует сам от начала до кон­ца

 5-й этап – оценка.

Оценка – это соотношение результата с поставленной целью.

В конце обучения медсестра должна сообщить пациенту результат (по каждой конкретной проблеме отдельно) сестринской оценки: он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей и можно ли считать обучение успешным или завершенным. Для этого необходимо использовать контроль на всех этапах процесса обучения.

Исходный контроль (применяется на первом этапе процесса обучения) помогает определить имеющиеся у пациента знания, умения и дальнейшую тактику медицинской сестры; текущий контроль (в процессе обучения на определённом этапе) – способность пациента к дальнейшему обучению или практическому выполнению каких либо действий; итоговый контроль (заключительный) – возможность самостоятельного применения полученных знаний и умений.

Кроме того, важна самооценка и самоконтроль обучаемого. Самооценка может быть:

адекватная (совпадает с мнением медсестры);

неадекватная (завышенная или заниженная);

нестабильная (сегодня доволен, завтра – нет).

Правила ведения беседы

1. Постарайтесь создать комфортную психологическую обстановку для беседы

Прежде всего поинтересуйтесь у пациента, готов ли он к разговору, быть может он устал, боится чего-либо или у него что-то очень болит - тогда он, вероятно, будет слишком удручен и неразговорчив.

Важно, чтобы в помещении, где будет происходить общение не было никаких раздражающих факторов (например, слишком яркого света или громкой музыки). При наличии таких факторов можно попробовать их изменить. Если это невозможно - попробуйте просто перейти в другое помещение.Возможно, пациент будет чувствовать себя скованно в присутствии посторонних людей, поэтому лучше спланировать беседу так, чтобы в этот момент не было соседей по палате, а посетителей можно попросить временно выйти в холл, если только пациент не будет возражать.

При наличии у пациента боли, выполните манипуляции, назначенные врачом. Отведите на разговор не меньше 15 минут. Не спешите - для хороших результатов беседа может продлиться и час. Предположим, что у Вас нет времени для непрерывного разговора. Разделите его на несколько частей и объясните больному, почему Вы это делаете.

2. Предварительно получите информацию о Вашем пациенте до разговора с ним

Найдите как можно больше информации о пациенте из доступных источников и предыдущих мест лечения (если они были). Таким образом, Вы сэкономите свое время и не утомите пациента лишними расспросами. Однако, не забудьте убедится в достоверности полученной Вами информации.

3. Задайте благожелательный тон разговора

Начните разговор с вопроса о самочувствии и позвольте пациенту выговориться о своей болезни, показывая ему при этом свою заинтересованность, понимание и сочувствие.

Дайте возможность больному отвечать на Ваши вопросы свободно, но если он слишком уклонится от темы - возвратите его к предмету разговора. Чтобы сделать это тактично задавайте ему наводящие вопросы, касающийся его болезни. (например: "Расскажите подробнее о боли в животе")

Если Вы не уверены, что пациент Вас понял, не стесняйтесь спросить его об этом и при необходимости объясните все заново.

Не разглашайте информацию, полученную от больного.

Не высказывайте своих собственных предположений по поводу невыясненных проблем пациента, не посоветовавшись с врачом.

4. Формулируйте точные и однозначные фразы

В ходе разговора контролируйте себя, говорите просто и понятно. Избегайте использования медицинских терминов. Помните, что Ваш пациент не захочет оставаться в неведении относительно их значения.

5. Делайте записи

Не полагайтесь на свою память. Лучше делать заметки во время беседы, чем потом заставлять пациента повторять несколько раз одну и ту же информацию.

Записывайте информацию кратко, не увлекайтесь и не создавайте паузы в беседе. Пишите только даты, ключевые слова и фразы, которые вы сможете дополнить позже.




































Приложение№3


Физкультминутка

И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.

И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 – и.п.; 4 раза, темп средний.

И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад: 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.

Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.

























Приложение№4


Осмысление и систематизация полученных знаний


Текст задания: Опишите правила обучения с пациентами ( их родственниками, законными представителями) путем решения тестовых заданий

Выберите один правильный ответ:

1. Наглядность обучения

А) беседа

Б) демонстрация

В) спецлитература

Г) предмет ухода

2. Сфера обучения

А) познавательная

Б) образовательная

В) воспитательная

Г) развивающая

3. Функции обучения

А) образовательная

Б) познавательная

В) чувственная

Г) психомоторная

4. Педагогический приём

А) обеспечение предметами ухода

Б) обеспечение спецлитературой

В) беседа

Г) знание

5. Умение высшей степени освоения

А) обучение

Б) навык

В) знание

Г) обучаемость

6. Развитие памяти, мышления - это функция обучения

А) психомоторная

Б) воспитательная

В) образовательная

Г) развивающая

Приложение№5


( Подведение итогов)


Текст задания: Опишите правила обучения с пациентами ( их родственниками, законными представителями) путем решения тестовых заданий

Выберите один правильный ответ

1Перцептивное общение- это процесс

А) обучения пациента

Б) восприятия другого человека

В) обмен информацией

Г) взаимодействия партнёров

2. Вербальное средство общения

А) плач

Б) смех

В) язык

Г) поза

3. Компонент общения

А) формальный

Б) ролевой

В) интерактивный

Г) коллегиальный

4. Уровень общения

А) внутриличностный

Б) формальный

В) неформальный

Г) перцептивный

5. Средство общения

А) вербальное

Б) внутриличностное

В) межличностное

Г) дружеское

6. Невербальное средство общения

А) язык

Б) речь

В) мышление

Г) поза

7.Общение - это:

а) социальная коммуникация;                б) обмен информацией;

в)  обмен эмоциями;                        г)  все перечисленное.

8. К вербальному типу общения относятся:

 а) выражение лица;               б) речь;                   в)  манеры;                    г) дистанции.

9. Благоприятное   воздействие,    оказываемое   личностью    медицинского

работника на психику пациента носит название __________________общения.

10. Основная, цель общения в СД:

а) предоставление информации;

б) преодоление чувства тревоги;

в) вселение надежды на улучшение самочувствия;

г) преодоление дезадаптации, связанной с болезнью.

11.Эффективность   общения   определяется   двумя   критериями:   деловым (профессиональным) и __________________.

12 .К функциям общения относятся информационная , экспрессивная и _________.

13.Первый образ восприятия, доминирующий впоследствии длительное время, называется эффектом _______________.

14.Терапевтические       средства       общения:       пристальное       внимание, терапевтическое прикосновение и ________________.

15.Различают пять видов общения: давления, уступки, избегания, компромисса и ___.

Эталон ответов к тестовым заданиям теоретическое осмысление учебного материала

Критерии оценивания

Для оценки теоретических заданий применяется дихотомическая система.

При дихотомической системе оценивания критериям оценки выступает правило:

За правильное решение (соответствующее эталонному показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение, ( несоответствующее показателю) – выставляется 0 баллов.

Система оценивания.

«5»- не менее 14-15 правильных ответов

«4»- не менее 11-13 правильных ответов

«3»- не менее 8-10 правильных ответов

«2»- не менее менее 8 правильных ответов

Эталон ответов


1.-Б

2.-В

3.-В

4.-А

5.-А

6.-Г

7.-Г

8.-Б

9.- терапевтическое

10.-В

11.- межличностные

12.-контактное

13.-ореолла

14.- контакт глаз

15.- сотрудничество


Разработчик: Бережная В.В.


Эталон ответов к тестовым заданиям

Критерии оценивания

Для оценки теоретических заданий применяется дихотомическая система.

При дихотомической системе оценивания критериям оценки выступает правило:

За правильное решение (соответствующее эталонному показателю) выставляется 1 балл, за неправильное решение, ( несоответствующее показателю) – выставляется 0 баллов.

Система оценивания.

«5»- не менее 6 правильных ответов

«4»- не менее 5 правильных ответов

«3»- не менее 4 правильных ответов

«2»- не менее 3 правильных ответов

Эталон ответов

1.-г

2.-а

3.-а

4.-в

5.-б

6.-г










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гладкова Людмила Михайловна

Дата: 22.10.2018

Номер свидетельства: 481566

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Методическая разработка по теме "Правила общения с пациентами (их родственниками/ законными представителями)""
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_po_teme_pravila_obshcheniia_s_patsientami_ikh_rodstv_1"
    ["file_id"] => string(6) "491589"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1545196610"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства