kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка на тему: методические рекомендации к занятиям по постановке голоса на уроках эстрадного вокала

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные методические рекомендации составлены для преподавателей,

занимающихся эстрадным вокалом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка на тему: методические рекомендации к занятиям по постановке голоса на уроках эстрадного вокала»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ПО ПОСТАНОВКЕ ГОЛОСА НА УРОКАХ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА

Данные методические рекомендации составлены для преподавателей,

занимающихся эстрадным вокалом.

В них представлены теоретические и практические советы, рекомендации, которые помогут Вам в освоении вокального искусства, вокальных навыков и технических приёмов.

В образовательном процессе часто встречаются проблемы, которые не

дают в полной мере использовать вокальные и творческие способности у

обучающихся, что сказывается на качестве их исполнения и работы педагога в целом.

Возможно, это заключается в незнании или недопонимании специфики

голоса, неправильной эксплуатации голосового аппарата, эмоциональным

состоянием, состоянием здоровья и рядом других причин.

Вы, как преподаватель, должны знать и контролировать суть каждого

вокального действия (тембра, дыхания, артикуляции, регистра, динамики,

работы резонаторов и т.д. и т.п.), уметь сформировать звучание разных качеств звука, а также, приложить собственные усилия, необходимые для нужного голосообразования.

Необходимы систематические занятия для выработки голосовых навыков. Обучение вокалу всегда должно происходить под непосредственным наблюдением и контролем преподавателя. Он поможет вам найти ваш

индивидуальный тембр, выявить проблемы в звукоизвлечении и в подаче

музыкального материала. Научит вас управлять своим голосом. Учитывайте,

что процесс обучения вокалу требует от вас терпения, времени, физических и

эмоциональных затрат.

Певческая (вокальная) установка

Для хорошего образования и воспроизведения звука следует обратить

внимание на следующие вокальные установки:

Певческая стойка (поза) – это стойка, при которой брюшные мышцы

натянуты, грудная клетка с плечами находится в свободном развёрнутом

(расправленном) состоянии, позвоночник - прямой, опора на обе ноги. Голову

нельзя ни запрокидывать, ни вытягивать вперёд.

Всё перечисленное создаст оптимальные возможности для работы всего

тела и дыхательной мускулатуры. Если вы нашли правильную устойчивую

позу, то грудью или ключицей дышать уже не захочется.

Качественное пение - это пение на устойчивой певческой опоре.

Дыхание

Постановка дыхания – это необходимый и самый важный этап при

обучении вокалу. Без поставленного певческого дыхания все усилия по

освоению вокальных навыковмогут привести к нулевому результату. Ведь

обычно, человек для извлечения звука использует только связки путем

давления на них, чтобы усилить звучание. Однако, таким образом, мы сильно

травмируем их и совершенно не используем всех возможностей нашего тела,

данных нам природой.

Предпочтительный тип дыхания– нижнерёберное диафрагмальное,

позволяющее сохранить на длительное время силу и чистоту звука, не дающее

быстрого утомления и расстройства голосового аппарата. Вдох должен быть

бесшумным, в темпе и ритме исполняемого упражнения или произведения.

Выдох должен быть ровным, почти не ощущаемым. Необходимо научиться

управлять потоком выдыхаемого воздуха. Это означает рассчитывать требуемое количество дыхания на определённую фразу, так как всё взятое

дыхание нужно потратить на пение, также не следует перебирать количество

воздуха, беря воздуха не более, чем требуется. При этом излишки воздуха (если есть) в конце фразы следует выдохнуть. По сути, вдох - это ваша готовность к пению.

Основной комплекс дыхательных упражнений

 Упражнение «Ладошки» (разминочное).

Исходное положение: встаньте прямо, покажите ладошки «зрителю», руки

далеко от тела не уводить. Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и

одновременно сжимайте кулачки в ладошки.

 Упражнение «Обними плечи».

Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на

уровень плеч. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки

навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки

двигались параллельно друг другу.

 Упражнение «Большой маятник».

Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки

тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) – вдох. И сразу же без

остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая

себя за плечи, – снова вдох. Выдох пассивно уходит между вдохамидвижениями.

Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице –

встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох). Раз-Два,

вдох снизу, вдох сверху. Сильно в пояснице не прогибайтесь: всё делается

легко, без лишних усилий.

 Упражнение «Повороты головы».

Исходное положение: встаньте прямо. Поверните голову вправо и сделайте

короткий, шумный, резкий вдох справа. Затем сразу же (без остановки

посередине) поверните голову влево, шумно и коротко сделайте резкий вдох

носом слева.

 Упражнение «Собачка».

Исходное положение: встаньте прямо, можно сидя. Представляем, как дышит

собака и стараемся повторить, совершая короткие вдохи и выдохи.

 Упражнение «Насос»

Исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч, руки вдоль

туловища. Сделайте легкий поклон, т.е. потянитесь руками к полу, не касаясь

его, и одновременно сделайте короткий и шумный вдох носом — во второй

половине поклона. Вдох должен закончиться вместе с поклоном.

Певческая «маска»

«Маска» в вокальном понимании - это пение в высокой позиции с

использованием головных резонаторов - полостей лицевых костей, полостей

носа, глотки, рта, гайморовых и лобных пазух. При пении купол - это верхняя

точка опоры, тогда как нижняя точка опоры – это правильное певческое

дыхание. Мы поем на выдохе, и должны правильно использовать резонаторы и

правильно посылать звук и воздушную струю в маску.

При певческой «маске» лицо должно быть расслабленным, рот быть

свободным, мягкий подбородок - вы должны найти то положение нижней

челюсти, при котором она расслаблена.

Необходимо формировать и чувствовать вокальную улыбку («оскал»),

раздвигающую скулы и внутренние объемы при которой открываются

резонаторные полости.

Важно научится держать полузевок, делающий звучание голоса

округлым и полным.

И как результат, звук становится ярким, звонким, полетным (адресным).

Работа артикуляционного аппарата

Еще одним важным элементом в вокальном искусстве является

артикуляционный аппарат. Вы должны уметь хорошо управлять

артикуляционным аппаратом, это помогает избавить от зажимов нижнюю

челюсть и гортань. Язык при пении должен лежать во рту спокойно,

«лодочкой», кончик языка должен находиться у нижних передних зубов.

Прежде чем начать петь, нужно звук сформировать, т.е. представить, как

именно вы хотите петь и какие действия следует предпринять для этого.

Оптимальная динамика тренировочного процесса – mezzo voce (пение в

полголоса), т.е. среднее по громкости звучание голоса, без крика (на f) и без

сдерживания (на p), часто приводящих к зажатию гортани. При этом не должно

теряться полнозвучие и тембральная окраска.

Основа пения - гласные звуки. Именно они имеют протяженность и

напевность. И поэтому на гласных звуках следует вырабатывать

профессиональные качества голоса.

Гласные звуки появляются в результате работы голосовых связок и

дыхания. Глотка и ротовая полость принимают форму, которая соответствует

конкретному гласному. И благодаря резонированию глотки и ротовой полости

возникает определенный звук.

У начинающих вокалистов гласные звучат неровно. Кроме неправильной

артикуляции, возможна еще одна причина пестрого звука - непостоянное

положение гортани при пении. Поэтому, обучающиеся должны стараться петь

в высокой позиции не только высокие, но и средние, и низкие звуки. Для

сохранения высокой позиции полезно петь нисходящие мелодии.

Важно, чтобы артикуляция при пении гласных была правильной.

рис. 1 приблизительная форма рта при пении гласных

Рассмотрим, какой должна быть артикуляция при пропевании гласных

звуков (см. рис.1).

 Гласная «И»

При пении гласного звука «И» рот слегка открыт, губы чуть растянуты к

уголкам, кончик языка касается нижних зубов (ирис, инжир).

 Гласные «Э-Е»

При пении гласных звуков «Э-Е» рот открыт настолько, чтобы между зубами

можно было положить мизинец, губы слегка растянуты к уголкам рта, язык

лежит спокойно и касается нижних зубов (поэт, это, лето).

 Гласные «А-Я»

При пении гласных звуков «А-Я» рот открыт настолько, чтобы между зубов

можно было положить два пальца, наложенных один на другой, язык должен

лежать плоско, «лодочкой», губы образуют квадрат. (Анна, атака, яблоко,

Ялта)

 Гласные «О-Ё»

При пении гласных звуков «О-Ё» рот должен быть открыт так, чтобы можно

было вставить пальцы в едином положении (щепотка), губы слегка вытянуты

вперед. (окна, остров, ёлка, ёжик)

 Гласные «У-Ю»

При пении гласных звуков «У-Ю» рот должен быть открыт так, чтобы можно

было вставить три пальца в едином положении (щепотка), губы вытянуты

вперед. (утка, юла, утро)

Следует помнить, что очень широкий рот способствует появлению

открытого звука, а слишком растянутые уголки рта — появлению плоского

звука, что недопустимо в пении. Такая артикуляция является неправильной.

Над правильным формированием гласных следует работать постоянно. В

этом помогут упражнения и распевки с применением отдельных гласных

звуков и их чередование.

Упражнения и распевки на звук «У» раскрывают глотку и ротовую

полость. Мягкое небо поднимается, появляется ощущение зевка, звук

становится округлым. Благодаря поднятому мягкому нёбу перекрывается вход

в носовую полость, и исчезает пение «в нос», присущее многим детям.

Гласные «У-Ю» в упражнениях способствуют выработке высокой

позиции и напевности.

При пении упражнений на гласные «О-Ё» звук округляется, так как

глотка принимает форму звука «О» и хорошо открывается.

Звук «И» вырабатывает близкое, звонкое и полетное звучание, но нужно

округлять звук и приближать его к звукам «Ы» и «Ю», чтобы гласный звук «И»

не был плоским.

Для раскрепощения нижней челюсти, которая часто зажата у

начинающих вокалистов, хорошо петь упражнения на гласный звук «А».

При работе над звуком «Е» активно работает язык и губы, но нужно

следить, чтобы движения были свободными и без напряжения.

После проработки отдельных гласных следует переходить к их

чередованию и следить, чтобы гортань не меняла положение, гласные звуки

звучали красиво, в единой манере и были правильно сформированы.

Артикуляционные и дикционные упражнения

Над артикуляцией и дикцией необходимо постоянно работать. Для этого

есть определенные упражнения, выполнение которых поможет улучшить

работу артикуляционного аппарата.

Выполнять упражнения необходимо перед зеркалом. В каждом классе

вокала должны быть зеркала. Во-первых, когда начинающие вокалисты

привыкнут к своему отображению в зеркале, они меньше будут волноваться на

сцене и в классе. Во-вторых, обучающиеся учатся контролировать

артикуляцию, благодаря чему обучение вокалу будет продвигаться быстрее.

 Гласные звуки:

Для начала нужно отработать отдельные гласные, а затем сочетание гласных

звуков:

А – Э – И – О – У

Чередование гласных может быть в разной последовательности:

И – Э – А – О – У – Ы; О – У – А – И – Ы – Э

Артикуляция проверяется для начала беззвучно – очертание губ,

положение языка, свободная нижняя челюсть. Потом добавляется голос. В

начале после каждого гласного делается цезура (остановка), потом упражнение

произносится на одном выдохе. Темп упражнения спокойный. Динамика –

умеренная, в диапазоне избегаем крайних звуков. Цель упражнения –

освобождение от зажимов, мышечного напряжения.

 Сочетание согласных звуков с гласными:

Полезно начинать упражнения с «мычания».

1. На спокойном протяжном выдохе произносим закрытым ртом:

М-М-М-М-М-М…

Избегаем крайних звуков диапазона, динамика – средняя. Зубы не сцепляем,

губы плотно не сжимаем, чтобы не было звона на губах. Это упражнение

помогает в выработке точной интонации. Во время пения закрытым ртом на

звук «ммм» мягкое нёбо приподнимается и становится подвижным.

Начинающим вокалистам важно понять, что такое петь на «зевке», и ощутить

приподнятое мягкое нёбо.

После работы над звуком «МММММ» присоединяем к звуку «м» гласные

2. На энергичном выдохе призывно произносим отдельно каждый слог:

Ма! Мэ! Ми! Мо! Му!

3. Повторяем каждый слог из предыдущего упражнения по восемь раз,

подчеркиваем первый слог:

Мамамамамамамама

Мэмэмэмэмэмэмэмэ

Мимимимимимимими

Момомомомомомомо

Мумумумумумумуму

Мымымымымымымымы

4. Усложняем предыдущее упражнение, добавляем в конце слога согласный

звук:

Манн-Мэнн-Минн-Монн-Мунн

Мамм-Мэмм-Мимм-Момм- Мумм

5. Во всех предыдущих упражнениях (1-4) заменяем согласный звук «М» на

согласный «Н» и повторяем упражнения 1-4.

6. Аналогично заменяем звук «М» на согласный «Л» и повторяем упражнения

1-4.

7. Заменяем согласный звук «М» на согласный звук «Р» и повторяем

упражнения 1-4. Помните, звук «Р» нужно произносить раскатисто. Например,

РРаРР, РРоРР.

8. Заменяем согласный звук из 1-4 упражнений на звук «В» и повторяем эти

упражнения.

9. Заменяем согласный «М» из упражнений 1-4 на звук «Ф» и повторяем эти

упражнения.

 Работа над парными согласными

1. Активно произносим, чередуя звуки — п-б, б-п, п-б, б-п.

Звуки короткие, без лишних призвуков.

2. Перечисляем слоги:

пи, пэ, па, по, пу

би, бэ, ба, бо, бу

Звук «б» — звонкий, взрывной.

3. В конце слогов добавляем согласный звук:

пип, пэп, пап, поп, пуп

биб, бэб, баб, боб, буб

В конце слога произносить звук «б» звонко, не заменяя его звуком «п».

4. Работаем над парными согласными т-д. Повторяем упражнения 1-3, заменяя

согласные п-б на согласные звуки т-д.

5. Работаем над парными согласными в-ф. Повторяем упражнения 1-3, заменяя

согласные п-б на согласные звуки в-ф.

6. Работаем над парными согласными г-к. Повторяем упражнения 1-3, заменяя

согласные п-б на согласные звуки г-к.

 Работа над свистящими и шипящими звуками

1. На долгом выдохе тянуть звуки:

с-с-с-с-с-с;

з-з-з-з-з-з;

ш-ш-ш-ш-ш-ш;

ж-ж-ж-ж-ж-ж;

ц-ц-ц-ц-ц-ц;

ч-ч-ч-ч-ч-ч;

2. Произносим слоги, согласные – короткие:

са-сэ-си-со-су;

за-зэ-зи-зо-зу;

ша-шэ-ши-шо-шу;

жа-жэ-жи-жо-жу;

ца-цэ-ци-цо-цу;

ча-чэ-чи-чо-чу;

3. В конце слога меняем звонкие и глухие звуки. Звонкие согласные не

заменяем глухими, они должны звучат твердо и активно

саз-сэз-сиз-соз-суз;

зас-зэс-зис-зос-зус;

шаж-шэж-шиж-шож-шуж;

жаш-жэш-жиш-жош-жуш;

В представленных упражнениях согласные звуки нужно произносить

четко и коротко. Артикуляция звуков должна быть подвижной и энергичной.

Проделав упражнения для развития артикуляционного аппарата, можно

переходить к упражнениям для развития дикции.

Для того чтобы до слушателя донести содержание и идею необходимо

четко и осмысленно произносить текст в пении. Если же произносить четко, но

не осмысленно, то это будет скандирование. Шаляпин говорил: «Хорошо

сказано – наполовину спето». Четкое и осмысленное произношение слов в

пении называется дикцией. Значение дикции состоит в том, что хорошая

дикция помогает раскрытию содержания и идеи, активизирует дыхание,

помогает формировать певучесть звука в высокой позиции, а также помогает

достижению близкого звучания.

Дикция подразделяется на произношение гласных звуков, согласных,

слов и фраз в целом.

Для развития дикции, лучше начинать со скороговорок.

Скороговорки нужно прорабатывать через очень медленную,

преувеличенную чёткую речь. Рекомендуется найти музыкальный ритм речи, в

каком бы темпе вы ни произносили текст. Темп не следует увеличивать до тех

пор, пока вы не добьётесь уверенного, чёткого, непрерывного и внятного

произношения без каких-либо запинок.

Необходимо добиваться состояния активной свободы. Произношение

слов и предложений должно стать слегка утрированным, приподнятым в

динамике, энергичным, объёмным, единым звуковым потоком.

Если произнесение какого-либо звука или сочетания звуков вызывает у

вас затруднение, то работать нужно именно с теми скороговорками, в которых

этих звуков больше всего.

Фразы не должны начинаться с лишних призвуков, причмокиваний.

Закрывать рот следует после окончания звучания, иначе получается его

«съедание».

Чем отчётливее произносятся согласные, тем яснее и ярче звучат

гласные.

Все слова необходимо произносить близко, «впереди»; чувствовать их на

губах, на зубах, на кончике языка, в передней части рта.

В качестве дикционных упражнений используйте приведённые ниже

скороговорки:

 Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

 Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа тупа.

 От топота копыт пыль по полю летит.

 Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели

карамель на мели ели.

 Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.

 На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

 Ехал Гpека чеpез pеку, видит Гpека – в pеке pак. Сунул Гpека pуку в pеку,

pак за pуку Гpеку цап!

 Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: «Грабь граблями

гравий, краб».

 Тpидцaть тpи коpaбля лaвиpовaли, лaвиpовaли, лавировали, дa не

вылaвиpовaли.

 Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет. Клара

строго карала Карла за кражу коралла.

 Пришел Прокоп – кипит укроп, ушел Прокоп – кипит укроп. И при

Прокопе кипит укроп, и без Прокопа кипит укроп.

 Везет Сеня Сaню с Соней в сaнкaх. Сaнки скок! Сеню – с ног, Сaню – в

бок, Соню – в лоб. Все в сугpоб – хлоп!

 Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила,

мыло Мила уронила.

 Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше,

шумливо шарят гроши.

 Кукушка кукушонку купила капюшон. Как в капюшоне он смешон.

 Архипосип. Осипохрип.

 Вылит колокол, да не по-колоколовски. Шит колпак, да не поколпаковски. Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.

 Толком толковать, да без толку расперетолковывать.

 У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

 Из-под Костромщины шли четверы мужичины; говорили они про торги

да про покупки, про крупу да про подкрупки.

 Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, про

Ларьку, про Ларину жену.

 Иван-болван молоко болтал, да не выболтал.

 Кубра на кубру щи варила, пришедши букара, да выхлебала.

 Ткет ткач ткани на платье Тане.

 У перепелa и перепелки пять перепелят.

 Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с

перепеленочком.

 Кашевар кашу варил, подваривал да недоваривал.

 Раз дрова, два дрова, три дрова.

 Грабли – грести, метла – мести, весла – везти, полозья – ползти.

 Лезут козы в гpозу в лозу – лозу козы в гpозу гpызут.

 Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

 Жужжит нaд жимолостью жук. Тяжелый нa жуке кожух.

 Саша шапкой по ошибке шишку сшиб.

 Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать, зарапортовался.

 Депутат воровал, да не доворовал, а стал доворовывать, да доворовался.

 Милости прошу к нашему шалашу: я пирогов покрошу и откушать

попрошу.

 Добыл бобыль бобов, допил бобыль бутыль, забыл бобыль костыль.

 Около кола колокола, около ворот коловорот.

 Купи кипу пуха.

 Инцидент с интендантом, прецедент с претендентом, интрига с

интриганом.

 А мне не до недомогания.

 Чукча в чуме чистит чуни. Чистота у чукчи в чуме.

 Забыл Панкрат Кондратьев под кроватью домкрат, а Панкрату

Кондратьеву без домкрата не поднять на тракте трактор.

 Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень Бранденбурга.

 Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

 Бранденбургские рододендроны из дендрария.

 Идут три брата: брат Клим брит, брат Глеб брит, брат Игнат бородат.

 Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника

и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и

про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про

подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.

 Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола

навру.

 Регулировщик-лигуриец регулировал в Лигурии. Лигурийцы

регулировщика ругали.

 «Полили ли лилию? Видели ли Лидию?» – «Полили лилию. Видели

Лидию».

 Протокол про прокол протоколом запротоколировали.

 Интернет-интервьюер интервента интервьюировал, интервьюировал, да

так и не проинтервьюировал.

 Орел на горе, перо на орле. Гора под орлом, орел под пером.

 Лирики из городка Нерли на Нерли-реке читали лимерики.

 Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, прапорщик с

прапорщицей, подпрапорщик с подпрапорщицей.

 Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза

арбузов развалился кузов.

 Юля юлила, а Константин все констатировал и констатировал.

 В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя

ножами, штуку кушает инжира.

 О любви не меня ли вы, милый, молили, и в туманы лиманов манили

меня? На мели мы лениво налимов ловили, и вы мне меняли налим на

линя.

Вы должны добиваться скоординированности всех вокальных

компонентов. Мозг →артикуляционный аппарат →дыхательная мускулатура

→резонирующие полости → гортань, эти компоненты тесно связаны друг с

другом и не могут функционировать по отдельности.

Разогрев

Для того, чтобы хорошо и полноценно обучаться, необходимо втянуться

в этот процесс, настроиться, собраться, разогреться, размяться, распеться и т.п.

Это первое, с чего должен начинать вокалист в пении.

Задача: Настраивание голосового аппарата на звучание, достижение

вокального (рабочего) тонуса, мобилизация, включение в работу нужных групп

мышц и систем для правильной вокализации.

Для решения этой задачи лучше брать нетрудные, уже хорошо

выученные упражнения. Также можно брать легкие речевые распевки, т.е.

упражнения со слогами или словами, - «гимнастику» для губ, точнее, для

круговой мышцы рта. Все сочетания слогов полезны, так как могут встретиться

в исполняемых произведениях.

 Петь на закрытый рот (зубы разжаты, губы мягкие), или У-Ю, или слоги,

например, ДА-ДЭ-ДИ-ДО-ДУ. Можно эту же распевку петь с сочетаниями

гласных: А-Э-И-О-У или Ю-Ё-Е-ЙИ-Я, следя за ровностью и связностью

звучания. Настраивайте опору, объем звука. Уголки рта направляйте слегка

вперёд, чтобы создавалось и сохранялось округление каждой буквы, чтобы

звуковой поток лился гладко, без перерывов.

 Вариант первой распевки. Можно поменять слоги: ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ…

или ЛЮ-ЛИ, ЛЮ-ЛИ…(Л активизирует кончик языка и приближает звук к

зубам). Петь плавно, связно, одной линией.

 В этой распевке вокальная позиция увязывается с речью; тренируется

музыкальный слух; намечается диапазон. Полезно использовать разные

слоги, двусложные имена и слова с ударением на первом слоге: РО-МА, БОРЯ, ВО-ВА, ВА-ЛЯ, МА-ША, ВА-ЗА, МО-РЕ, РО-ЗА и т.д. При ускорении

темпа необходимо акценты ставить реже – на первую и последние ноты, не

чаще.

Работа над фразировкой и звуковедением

Выработка правильного дыхания влечет за собой умение пользоваться в

пении важным вокальным навыком - приемами звуковедения. Как в

инструментальной, так и в вокальной музыке, приемы исполнительства - это

различные штрихи.

Штрихи (приемы исполнительства) зависят от характера и темпа

произведения. Они подразделяются на несколько видов и отличаются друг от

друга приемами звуковедения.

Главный вид звуковедения - кантилена, то есть плавное, связное,

непрерывное, свободно льющееся звучание. Певучий, гладкий переход от звука

к звуку включает в себя владение legato (легато - точный переход от звука к

звуку, без захвата промежуточных тонов), владение glissando (глиссандо -

скольжение звука по всем промежуточным тонам). Необходимо при этом

добиваться, чтобы практически ничего в работе гортани не менялось, чтобы

звук был постоянно в одной позиции, стабильным, надежным и устойчивым.

 Соединение разных гласных.

 Сглаживание (смешение) регистров, выработка ровного,

однотембрового звучания.

 Укрепление серединного участка диапазона.

 Овладение музыкальными штрихами: legato, staccato, nonlegato(нон

легато - не связно)

Staccato (стаккато) - прием звуковедения, противоположный легато,

исполнение отрывисто, короткими длительностями, лёгкими толчками.

Стаккато следует делать не толчком связок, а толчком опоры (дыхания). Этим

штрихом лучше петь, представляя себе не толчки, а чёрточки (пунктир).

 Отработка активной подачи голоса (посыл звука).

 Петь следя за ровностью и связность звучания, на легато.

Концентрировать звук.

 В этой распевке следует добиться однородного звучания всех звуков.

Петь лучше на наиболее чисто и удобно звучащую гласную.

 Эту распевку можно петь на слоги, гласные или сочетания гласных

звуков.

Выбор зависит от поставленной задачи, которую тоже можно изменить.

Кроме того, можно менять и штрих исполнения: staccato, legato, nonlegato.

 Настраивается высокая позиция, «маска». Начинают звучать все

головные резонаторы. Нужно вырабатывать ровное движение из регистра

в регистр, тембральную однородность звука, его собранность. Можно

петь упражнение на гласную.

 Эстрадная распевка, с помощью которой можно учиться точному

интонированию, чувству ритма, развивать диапазон.

 Это упражнение хорошо петь трелью языка (буква Р), так как Р отлично

собирает звук на кончике языка, не давая ему (звуку) прерываться и

«разваливаться». Первый же звук должен встать на опору, дав толчок ко

всей последовательности.

 Это упражнение предназначено для сглаживания (соединения) регистров,

формирования микстового (смешанного) звучания. Для этого гортань

держать в стабильном, устойчивом положении, звук округлять, не

перегружая грудным звучанием. Пробуйте разные гласные.

Филирование звука

Филировка, или филирование, звука - это

 умение изменять силу звука, сводя его к еле слышимому или

постепенно разворачивая его в мощное звучание;

 умение плавно менять динамику звука от громкого к тихому и от

тихого к громкому;

 оставляя при этом неизменными качества вокального звука.

Необходимо следить за тем, чтобы звучание оставалось собранным,

опёртым, «в одной точке», в высокой позиции. Первый звук в подобных

упражнениях должен быть хорошо подан и атакован, должен получить

достаточную силу и устойчивость независимо от первоначальной динамики

несмотря на – p это или f.

Сначала петь от p к f и обратно к p, затем – от f к p и обратно к f.

Усиление звука следует выполнять только за счёт более энергичной и

плавной подачи дыхания, без изменения качества звучания и без искажений

тембра.

Работа над интонацией и расширением диапазона

Понятие вокальной интонации довольно сложное, поэтому на нем стоит

остановиться подробнее.

Интонация - это музыкально и акустически правильное воспроизведение

высоты и характера звуков.

Чистое интонирование - одна из важнейших обязанностей вокалистов,

поэтому должна быть найдена и закреплена высокая позиция, позволяющая

«подтягивать» интонацию.

Интонационное мышление вокалиста, владение исполнительской

интонацией являются неотъемлемой частью процесса становления вокалиста.

Если говорить о точном интонировании нельзя не остановиться на

взаимодействии так называемого внутреннего и вокального слуха.

Вокальный слух - это возможность определить, движениями каких

мышечных групп вызывается то или иное изменение в звуковой окраске.

Хорошо развитый внутренний слух особенно ярко проявляется в чтении

нот с листа, во «вступлении» в любой интервал и аккорд без предварительного

пропевания.

Внутренний слух необходимо развивать. Прежде чем воспроизвести

какой-либо звук, надо мысленно представить его в желаемом звучании.

Начинающему вокалисту необходимо вслушиваться в каждый

исполняемый звук и осторожно переходить к другому. Следует помнить о

постепенном усложнении упражнений.

Для этого особенно полезны хроматические последовательности нот.

Распевки:

Все распевки подряд петь не обязательно, вы можете выбирать для себя

то, что вам наиболее подходит или нравится.

Прочтите рекомендации не только к выбранным упражнениям, но и к

другим.

 Перед тем, как начать выполнять тренировочную программу, выучите

распевочный материал, пропевая его медленно.

 Если вы не можете исполнить какие-либо ноты или устали (чего быть, в

общем- то, не должно) - пропустите несколько тональностей.

 Если вам на каком-то участке упражнения петь слишком высоко или

низко - пойте его на октаву ниже или выше.

 Если у вас пока ещё зажимается гортань, вам лучше начинать с распевок

в нисходящем движении, предварительно найдя верную позицию

звукоизвлечения (можно начать пение не с нижних, а с более высоких

нот - в восходящем движении).

 При переходе от одного тона к другому не меняйте звучности спетого

гласного или качества звучания.

 Начинать звучание необходимо точно, сразу попадая на нужную высоту

тона; без подъездов или лишних звуков.

 Гласные должны переходить одна в другую незаметно, «перетекать»,

«переливаться» одна в другую. На гласных вырабатываются все

основные вокальные качества голоса.

 На пении стаккато не опускать поднятое перед этим мягкое нёбо, так как

становится слышен хлюпающий призвук.

 В конце каждой фразы необходимо ставить смысловую «точку».

 В нисходящих распевках следует сохранять позицию первого тона, точно

собранного и ярко настроенного.

 Вы должны хорошо артикулировать: при этом гласные звучат

определённо, ясно, отчётливо, звонко,устойчиво.

 Окончания звуков («хвосты») нельзя бросать, надо додерживать их на

опоре: они должны быть устойчивыми.

Список используемой литературы

1. Аспелунд Д. Л. Развитие певца и его голоса. - М., 1952.

2. Вагадуров В. А. Очерки по истории вокальной методологии. - М., 1929-

1937.

3. Бараш А. В. Поэма о человеческом голосе. Знакомство с искусством

академического вокала. - М., 2005.

4. Варламов А. Е. Полная школа пения. - М., 1953. - СПб., 2008.

5. Вишневская Г. П. Галина. История жизни. - М., 1992.

6. Гарсиа М. Школа пения. - М., 1957.

7. Глинка М. И. Украшения для усовершенствования голоса. - М.-Л., 1951.

8. Глинка М. И. Школа пения. - М., 1953.

9. Голубев П. В. Советы молодым педагогам-вокалистам. - М., 1956.

10. Далецкий О. В. Самоучитель певца. Вопросы-ответы. - М., 2003.

11. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. - М., 1964, 2007.

12. Дюпре Ж. Школа пения. - М., 1955.

13. Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг. - СПб., 1997.

14. Кантарович В. С. Гигиена голоса. - М., 1955.

15. Лаури-Вольпи Д. Вокальные параллели. - М., 1972.

16. Лемешев С. Я. Путь к искусству. - М., 1974.

17. МенабениА. Г. Методика обучения сольному пению. - М., 1987.

18. Мордвинов В. И. Практика основной работы по постановке голоса. - М.,

1948.

19. Морозов В. П. Тайны вокальной речи. - Л., 1967.

20. Панофка Г. Искусство пения. - М., 1968.

21. Пекерская Е. М. Вокальный букварь. - М., 1996.

22. Плужников К. И. Вокальные воззрения семьи Гарсиа. - СПб., 2006.

23. Плужников К. И. Механика пения. Принципы постановки голоса. - СПб.,

2006.

24. Прокопьев В. Н. Как стать певцом и сделать карьеру. - СПб., 2001.

25. Прянишников И. П. Советы обучающимся пению. - М., 1958.

26. Риггс Сет. Как стать звездой. Аудиошкола для вокалистов. - М., 2004.

27. Сафронова О.Л. Хрестоматия для вокалистов. Распевки. - СПб., 2009.

28. Фучито С., Бейер Б. Искусство пения и вокальная методика Энрико

Карузо. - СПб., 2005.

29. Ховард Э., Остин X. Вокал для всех. - М., 2007.

30. Чарели Э. М. Тайны нашего голоса. - М., 1992.

31. Штейнпресс Б. С., Ямпольский И. М. Энциклопедический музыкальный

словарь. - М., 1966.

32. Юдин С. П. Певец и голос. - М., 1948.

33. Юдин С. П. Формирование голоса певца. - М., 1962.

34. Юссон Р. Певческий голос. - М., 1974.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Губайдуллина Альфия Фаритовна

Дата: 12.05.2020

Номер свидетельства: 549440

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Методические рекомендации по теме:"Современные образовательные технологии на уроках вокала" "
    ["seo_title"] => string(107) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-tiemie-sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-na-urokakh-vokala"
    ["file_id"] => string(6) "237652"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444364006"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства